Как всегда. Вокруг саммита СНГ: куда идет Грузия, куда едет Абхазия и куда уже приехали русские на Украине
ЕЖЕДНЕВНАЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
|
В новом году мы вновь встречаемся на страницах
газеты «Россiя» с Константином Затулиным. Сегодня мы предлагаем
вашему вниманию очередную статью, опубликованнуюв газете 28.01.2003 г.
|
В декабре 1991 года, распуская Советский Союз и провозглашая
Содружество Независимых Государств, лидеры братских республик «хотели как лучше».
О том, что, как всегда, из этого получилось, сегодня и завтра в очередной раз
поговорят их наследники на неформальном саммите глав государств СНГ в Киеве.
В запланированных вопросах повестки дня преобладают экономические проблемы,
прежде всего в области энергетики, транспорта и продовольственного рынка. И
хотя организаторы находят в такой повестке подтверждение тому, что саммит не
будет носить политического характера, в это верится с трудом.
Прежде всего сугубо политизирован выбор самого места
проведения встречи. Именно Киев – не Москва, Минск или даже Ивано-Франковск
– является центром акций украинской оппозиции, пытающейся заставить президента
Леонида Кучму уйти досрочно. Владимир Путин хочет поддержать коллегу, совмещая
свое прибытие на встречу глав государств Содружества с торжественным стартом
Года России в Украине (предыдущий Год Украины в России закончился мрачным аккордом
– опубликованием результатов прошедшей в этот год всеукраинской переписи, в
соответствии с которой число русских на Украине сократилось на 26,6%, т.е. на
4 млн. человек. Что лишний раз свидетельствует о том, что за год или даже два
показной дружбы преодолеть реалии современной Украины невозможно).
На встрече в Киеве будет рассмотрен вопрос председательства
Леонида Кучмы в Совете глав СНГ, на чем еще осенью прошлого года настаивал Владимир
Путин на Кишиневском саммите. Внесение данного вопроса в повестку дня явно говорит
о преодолении некоторых сомнений. Одному из основных критиков председательства
Украины – Александру Лукашенко – на прошлой неделе было сделано «отступное»:
президент Российской Федерации демонстративно отказался в его пользу от своей
очереди возглавить Высший совет Союзного государства России и Белоруссии.
Главной интригой неформальной встречи станут, безусловно,
российско-грузинские противоречия. Грузия сегодня, пожалуй, единственная страна
Содружества, проводящая откровенно антироссийский курс (мы, конечно, можем сомневаться
в подлинной дружбе с Украиной, Азербайджаном или Узбекистаном: дружба с нами
не мешает им еще больше дружить с нашими еще большими друзьями в США, уже давно
конкурирующими с Россией за влияние на территориях бывшего Советского Союза.
Однако в отношении «традиционной дружбы» России с Грузией нам теперь даже сомневаться
не приходится). В свою очередь президент Грузии Эдуард Шеварднадзе уже заявил
о намерении поднять вопрос «о срыве прежних решений Содружества в отношении
изоляции сухумского сепаратистского режима, что выразилось в открытии 25 декабря
железнодорожного сообщения Сочи – Сухуми и в массовом предоставлении в непризнанной
республике российского гражданства». Всю прошедшую неделю «признаний», «извинений»,
а самое главное – запрета пресловутой электрички и отказа жителям Абхазии в
российском гражданстве требовала находившаяся в Москве Нино Бурджанадзе, спикер
эмоционального парламента Грузии.
Следует заметить, что санкции СНГ против Абхазии, объявленные
в 1996 году (а до того, с конца 1994 года, осуществлявшиеся Россией вдвоем,
по наущению и вместе с Грузией), сыграли в преодолении последствий грузино-абхазского
конфликта самую отвратительную роль. Мало того что режим блокады довел экономику
разоренной войной Абхазии до почти полной деградации. Не оправдались надежды
грузинского руководства на то, что санкции подтолкнут Абхазию к сдаче на милость
проигравшей эту войну Грузии. Проведение санкций, наложенных СНГ, создало проблемы
в пограничной с Абхазией курортной зоне Черноморского побережья России и содействовало
активизации Турции, чьи корабли все чаще заглядывали в абхазские порты. Блокада
и санкции, будучи сами по себе антигуманными, бесчеловечными мерами, только
законсервировали взаимную ненависть бывших сторон конфликта.
Все эти девять лет были заполнены попытками Грузии
заставить российских миротворцев силой вернуть Абхазию Грузии, а также диверсионной
активностью грузинских спецслужб (называемых в таких случаях партизанами Гальского
района Абхазии) против этих миротворцев, не могущих и не желающих идти у Шеварднадзе
и Ко на поводу. За эти годы погибли около 90 российских солдат и офицеров, а
те 50–60 тысяч грузин-мингрелов, которые вернулись в свои дома или на пепелища
в Абхазии, прозябают в постоянном страхе быть втянутыми в стычки «партизан»
с абхазами и военнослужащими миротворческого контингента. Вместе с остальными
грузинскими беженцами, чьим именем клянутся политики в Тбилиси, они превратились
в средство шантажа, заложников нечестной политической игры. Можно отметить только
один, безусловно, положительный для Эдуарда Шеварднадзе результат многолетнего
тупика в урегулировании конфликта – все эти годы руководитель Грузии с большими
или меньшими усилиями удерживал власть под предлогом национального единства
для решения абхазского вопроса.
Российская Федерация при Путине все больше приходит
к выводу, что режим санкций бесперспективен для продвижения в урегулировании
конфликта между Грузией и Абхазией. Жесткие меры в отношении дружественного
населения Абхазии как минимум вызывают раскол в российском обществе. Однако
в Грузии не желают этого понимать и признавать. Истерия, устроенная в политических
кругах Тбилиси по поводу выдачи российских паспортов в Абхазии и пуска электрички
из Сочи в Сухуми, не выдерживает серьезной критики. Добровольное обращение жителей
Абхазии (то есть потерявших свой прежний Советский Союз апатридов, лиц без признанного
гражданства) к гражданству России, безусловно, более положительное для Грузии
явление, чем отстаивание в Абхазии права на собственное гражданство. Вместе
с правами получатель паспорта гражданина России по крайней мере обретает обязанности
и начинает нести ответственность. Нужно сделать вывод, почему абхазское население
не хочет идти в подданство Грузии, но гражданство части сегодняшних жителей
Абхазии не имеет прямого отношения к ее политическому статусу и принадлежности:
даже если все 100% населения Абхазии окажутся для Грузии иностранцами, статус
этой территории останется главным предметом урегулирования.
Неясно, какое принципиальное значение для грузинской
стороны имеет факт пересечения границы между Россией и Грузией в районе Абхазии
на электричке, а не пешком или на автомобиле, если все пограничные и таможенные
процедуры скрупулезно соблюдаются? Не лучше ли было бы побороться за восстановление
всех видов сообщения – железнодорожного, морского, авиационного – на всей этой
территории, если сама возможность поездки на электричке один раз в двое суток
вызывает у несчастных людей больший энтузиазм, чем запуск первого корабля в
космос?
Может быть только одно объяснение реакции грузинской
политической элиты: там давно решили, что чем хуже для абхазов и Абхазии, а
заодно и России, тем лучше для Грузии. Россия, не снимающая с себя ответственности
за посредничество в грузино-абхазском конфликте, отказывается следовать такой
странной логике. Сегодня необходимы совершенно новые подходы в урегулировании
абхазской проблемы, восстановление и развитие экономических и человеческих связей.
Возобновление сообщения не только между Сухуми и Сочи, а через всю территорию
Абхазии, как и удовлетворение индивидуальных нужд и обращений ее жителей – наших
соотечественников, должно помочь преодолению последствий затянувшегося конфликта.
«Где Кура и где твой дом?» – все, что может сказать
Владимир Путин Эдуарду Шеварднадзе в ответ на попытку увязать пуск электрички
с аннексией Абхазии.
|