Заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина
11.09.2002 г., Сочи, Бочаров ручей
Сегодня, 11 сентября, когда весь мир
говорит о прошлогодней трагедии в США и тысячах ни в чем неповинных людей,
погибших тогда в результате террористических актов, а мы здесь, в России,
вспоминаем сотни наших соотечественников, ставших жертвами террористов в
результате взрывов жилых домов и других преступлений, особенно уместно и
своевременно еще раз проанализировать ситуацию в сфере обеспечения национальной
безопасности. Источником экстремизма и терроризма на территории нашей страны
длительное время оставалась Чеченская Республика, в которой в полномасштабном
формате развернули свою деятельность международные террористические организации,
включая небезызвестную "Аль Каиду".
Конечно, в Чечне у нас и сегодня еще очень
много нерешенных проблем и политического, и социального плана. Бандиты еще в
состоянии действовать и наносить удары из-за угла. Но бандформированиям нанесен
сильнейший, ощутимый удар. Все инфраструктуры международного терроризма там
уничтожены.
Одной из причин, осложняющих эффективную
борьбу с терроризмом, является сохранение в отдельных частях мира
территориальных анклавов, неподконтрольных национальным правительствам, которые
в силу самых разных обстоятельств не могут или не хотят противостоять
террористической угрозе.
Одно из таких мест, ситуация в котором
вызывает особую тревогу в России - это Панкисское ущелье и другие участки
сопредельных территорий по линии государственной границы между Грузией и
Россией. Положение в этом регионе отравляет в течение длительного времени
отношения со страной, с народом которой нас связывает не только общая история и
нравственные ценности, но и чувство взаимной симпатии и уважения. Иначе сотни
тысяч грузин сегодня не жили бы и работали практически на постоянной основе, без
преувеличения, во всех регионах России.
Начиная с 1999 года, когда мы предложили
руководству Грузии предпринять совместные действия по недопущению проникновения
боевиков из Чечни в Грузию, и заканчивая событиями последнего времени, Россия
терпеливо и настойчиво пытается наладить взаимодействие с официальными властями
Тбилиси по вопросам борьбы с терроризмом. За это время в оценках и подходах
наших грузинских коллег произошла значительная трансформация: от полного и
абсолютного отрицания присутствия на их территории международных террористов, до
полного и безоговорочного признания этого факта.
Сегодня никто не может отрицать, а нам это
известно абсолютно точно, и подтверждается иностранными источниками информации,
что на территории Грузии окопались и те, кто причастен к подготовке терактов в
США год назад, и непосредственные исполнители взрывов жилых домов в Российской
Федерации. Мы требуем их незамедлительной выдачи. Но не только их нам до сих пор
не выдают, не выдают даже тех бандитов, которые были задержаны грузинскими
властями с оружием в руках после неудавшейся в конце июля этого года попытки
группы бандитов проникнуть в Россию.
Мы также терпеливо ждали результатов так
называемой антикриминальной операции.
Наличие на территории Грузии сотен
террористов и незаконных вооруженных формирований, состоящих, кстати говоря, из
граждан самых разных стран мира, не отрицается. Необходимость ведения
спецопераций для наведения порядка признается. Но ни блокированных террористов,
ни задержанных и преданных суду боевиков, ни выданных или хотя бы
депортированных из Грузии бандитов нет. У нас возникает законный вопрос: "Где
они?"
Ответ известен - они рассредоточились по
другим регионам Грузии вдоль границ с Россией, готовятся к совершению новых
преступлений.
Россия твердо следует своим международным
обязательствам, с уважением относится к суверенитету и целостности других
государств, однако требует такого же отношения и к себе.
Если грузинское руководство не сможет
создать зону безопасности в районе грузино-российской границы, будет и дальше
игнорировать резолюцию СБ ООН 1373 от 28 сентября 2001 года, не положат конец
бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные регионы России, мы оставляем за
собой право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющим за
каждым государством-членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную или
коллективную самооборону.
В этой связи прошу: Директора Федеральной
пограничной службы, Министра обороны и Директора ФСБ доложить об исполнении моих
прежних поручений по укреплению южных рубежей России. Прошу разработать и
предложить меры по дополнительной защите госграницы. Министерству обороны
совместно с другими силовыми ведомствами доложить предложения по разработке
спецопераций, направленных на ликвидацию бандформирований в случае повторения
попыток прорыва террористов на нашу территорию.
Прошу Генеральный Штаб доложить
предложения о возможности и целесообразности нанесения ударов по достоверно
разведанным базам террористов в ходе операции преследования.
Министерству иностранных дел будет
поручено проинформировать о наших озабоченностях и нарушениях Грузией
антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН и генерального секретаря
этой организации, постоянных членов СБ и наших партнеров по антитеррористической
коалиции.
Буду также просить руководителей обеих
палат Федерального Собрания провести соответствующую работу по линии
межпарламентских связей, имея в виду, в том числе, и межпарламентские связи с
самой Грузией.
Очень рассчитываю на то, что нам удастся
выработать конкретные совместные меры по борьбе с терроризмом на предстоящей
встрече с Президентом Грузии Э.А.Шеварднадзе в Кишиневе в начале октября этого
года.
И последнее. Ничего этого не потребуется,
никакие меры и спецоперации не будут нужны, если грузинское руководство будет
действительно контролировать свою собственную территорию, выполнять
международные обязательства в сфере борьбы с международным терроризмом и не
допустит возможных нападений международных террористов со своей территории на
территорию Российской Федерации.
|