Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №68(01.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

В январе стало известно, что на реконструкцию старейшего из действующих православных храмов Беларуси – Борисоглебской церкви, основанной еще в XII в., отпущено 110 млн. белорусских руб. из средств республиканского и гродненского областного бюджетов. Храм числится в списке историко-архитектурных памятников, патронируемых ЮНЕСКО.

13 января. Президент РБ А.Лукашенко подписал закон "О военном положении". Целью принятия данного правового акта является формализация порядка введения и отмены военного положения на территории республики, действий и полномочий органов управления, местных советов обороны, регламентация правового положения граждан в период действия военного положения, а также мер по обеспечению режима военного положения, включая выполнение Беларусью взятых на себя международных обязательств.

Введение на территории страны военного положения обусловливается наличием нападения на РБ или угрозой такого нападения. Военное положение вводится указом президента Беларуси, утверждаемого верхней палатой парламента(Советом Республики). В рамках военного положения допускается ограничение прав и свобод граждан и организаций.

15 января. Завершился визит в КНР генерального директора Минского завода колесных тягачей Геннадия Синеговского.

Синеговский провел переговоры с руководством совместного белорусско-китайского предприятия по производству автомобилей специального назначения «Сянцзян-Волат»(провинция Хубэй), а также китайской компании космической промышленности Сянцзян.

15 января. В Государственной Думе состоялось первое заседание российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного акта Союзного государства. В состав комиссии вошли 32 члена (по 16 от Беларуси и России). Это управленцы, парламентарии и представители судебной власти, ученые-правоведы, а также функционеры рабочей группы по подготовке проекта и т.н. экспертно-аналитического совета, которые ранее уже пытались создать данный документ. Предполагается, что проект Конституционного акта должен быть подготовлен к заседанию ВГС Союзного государства в марте с.г.

15 января . "Мобильные ТелеСистемы" (СООО "МТС") сообщило о заключении 50 000-ного контракта в Республике Беларусь. Рубеж в 50 000 был достигнут в рекордно короткий срок - всего за 6 месяцев. Пока белорусский потребитель делает выбор в пользу МТС; это приближает решение стратегической задачи компании - стать крупнейшим сотовым оператором в Республике Беларусь.

16 января. В Варшаве провела первые заседания смешанная польско-белорусская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству РП и РБ.

Белорусскую делегацию возглавлял заместитель премьер-министра Беларуси-министр экономики Андрей Кобяков, а польскую – первый заместитель министра экономики, труда и социальной политики Польши Яцек Пехота.

Комиссия, в частности, рассмотрела вопросы, касающиеся расширения сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, энергетики, банковской деятельности и финансов, сертификации и стандартизации.

На переговорах А.Кобякова с вице-премьером-министром инфраструктуры Польши Мареком Полем обсуждалась проблема, возникшая в результате введения польской стороной с 1 января 2003 года оплат за ввоз топлива из Беларуси в баках большегрузных автомобилей. Стороны договорились провести дополнительные консультации по данной проблеме.

16 января. С этой даты стал в полном объеме действовать запрет на ввоз в Беларусь курятины из США по постановлению республиканской  ветеринарной службы. Поводом стала массовая гибель птицы в штате Калифорния от вируса «Ньюкасл», против которого не существует вакцины.

16-17 января. В соответствии с Индивидуальной программой партнерства Республики Беларусь и НАТО на 2002-2003 годы представители министерства обороны РБ приняли участие в симпозиуме "Партнерство ради мира" в г.Обераммергау (ФРГ).

На симпозиуме были рассмотрены вопросы безопасности в евроатлантическом регионе после Пражского саммита и их влияние на развитие программы.

Белорусские военные представители ознакомились с новыми тенденциями и направлениями развития в рамках программы, рассмотрели перспективы сотрудничества с альянсом в рамках планов действий по программе.

20 января. В Минске прошло заседание Высшего государственного совета Союзного государства. Участники заседания под председательством Александра Лукашенко рассмотрели вопросы о выполнении программы действий по реализации Договора 1999 г., о ходе работы над Конституционным Актом, приняли союзный бюджет на текущий год и директиву, в которой правительствам РФ и РБ поручено ввести меры по созданию условий для расширения взаимной торговли и завершению формирования единого таможенного пространства. Была достигнута предварительная договоренность о том, что весной 2003 г. стороны согласуют необходимые шаги по введению с 1 января 2005 г. российского рубля в качестве единой платежной единицы на территории Союзного государства.

20 января. Пресс-служба посольства ФРГ сообщила о значительном пожертвовании немецкой стороны одной из детских клиник Беларуси. По мнению немецких дипломатов, это очередной раз свидетельствует об активном участии многочисленных германских частных лиц, объединений и других учреждений в гуманитарном сотрудничестве с Беларусью. В последние годы значительная поддержка, например, оказывается именно этому  центру детской онкологии и гематологи, который заслужил весьма высокую репутацию в лечении и уходе за детьми, пострадавшими от последствий Чернобыльской катастрофы. Поэтому посольство считает особой задачей помогать этой клинике.

24 января. Президент РБ Александр Лукашенко обсудил с членами общего собрания Национальной академии наук Беларуси проект нового устава НАНБ. Глава государства объявил ученым, что подчинил непосредственно себе Высшую аттестационную комиссию(ВАК), чтобы «не допускать дискредитации ученых степеней и званий». Он также предостерег ученых от бездумного копирования чужого опыта, и подчеркнул, что ждет конкретных действий и предложений от правительства и Комитета по науке и технологиям при Совмине по дальнейшему реформированию науки. Внимание ученых, по мнению президента, должно быть постоянно приковано к вопросам повышения конкурентоспособности белорусских товаров как на внутреннем, так и внешнем рынках, улучшения их качества и модернизации. Большую роль академия наук должна сыграть в решении проблем, связанных с энергетической безопасностью страны, применением более дешевых, возобновляемых, местных топливных ресурсов, внедрением режима экономии и энергосбережения. Это - залог нашей независимости, заявил Лукашенко.

24 января. В Женеве завершился очередной раунд переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию новых членов, в которых участвовали и представители Беларуси. На переговорах, в частности, обсуждались вопросы экономического законодательства РБ, потенциальные обязательства республики по установлению максимальных ввозных пошлин, условий работы на белорусском рынке услуг, а также возможные обязательства в области государственной поддержки сельского хозяйства.

24 января. В Москве открылась выставка, подготовленная совместно Федеральной архивной службой России и Национальным центром по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. Она посвящена общественной и культурной жизни российской и белорусской эмиграции в Чехословакии в 20-30-е гг. ХХ в. На основе архивных документов, ранее остававшихся недоступными историкам и общественности, организаторы выставки постарались показать жизнь эмигрантов из б.Российской империи в межвоенной Праге. Выставка не только результат успешного взаимодействия архивистов России и Беларуси, но и дань памяти нашим великим соотечественникам, всем русским людям, настоящим патриотам своей Родины, волею обстоятельств оказавшихся на чужбине. Это и жест признательности чехословацкому правительству, за его многолетнюю программу помощи эмигрантам из России - «Русскую акцию». Это и глубокая благодарность самым активным общественным деятелям Чехословакии, постоянно поддерживавших русских эмигрантов в их нелегкой жизни, которых Россия никогда не забудет – Карелу Крамаржу и Надежде Крамарж(Хлудовой).

27 января. После тяжелой болезни ушел из жизни известный белорусский музыкант и композитор Владимир Мулявин. В.Мулявин был лидером вокально-инструментального ансамбля «Песняры», популярного в 70-80-е гг. в СССР и за его пределами. В мае 2002 г. талантливый музыкант попал в автомобильную аварию под Минском, тяжелые последствия которой и привели к роковому исходу. Родился Владимир Мулявин в 1941 г. в Екатеринбурге, умер в Москве.

31 января. В г.Штраусберге (ФРГ) завершилась рабочая встреча представителей министерства обороны Республики Беларусь и бундесвера по вопросам информационного обеспечения деятельности вооруженных сил.

В ходе встречи белорусские военные специалисты ознакомились с системой, принципами и методами информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил ФРГ, посетили академию информации и коммуникации бундесвера.

1 февраля. С этой даты российские граждане-владельцы личных автомобилей обязаны будут платить деньги за проезд в любом направлении по белорусской трассе Брест - граница России. Ранее это правило распространялось только на грузовые автомобили и транспортные средства иностранных граждан.




Российско-белорусский конструктивизм

Александр Фадеев

 

 В Минске 20 января прошло очередное заседание Высшего государственного совета Союзного государства. Накануне, 19-го января президенты России и Беларуси на протяжении трех с лишним часов беседовали в неформальной обстановке в личной резиденции Александра Лукашенко «Дрозды». На следующее утро Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились снова для переговоров тет-а-тет, а затем приняли участие в заседании ВГС.

Следует сказать, что повышенного интереса встреча лидеров двух государств у активного политического сословия не вызвала. Ну, во-первых, все эксперты сходились во мнении, что президент России, впервые попав в гости к своему белорусскому коллеге, некие новые радикальные инициативы в контексте интеграции выдвигать не станет. Во-вторых, Владимир Путин приложил немало дипломатических усилий для сглаживания того весьма острого кризиса во взаимоотношениях с белорусским лидером, который возник летом прошлого года. Так, например, еще в декабре Путин, фактически, дезавуировал свои известные предложения по объединению, которые были им озвучены в Москве в середине августа 2002 г. Ранее он не стал активно реагировать на резкие высказывания и оценки, на которые не скупился в конце лета – осенью Минск, комментируя инициативы Кремля. Более того, российский президент демонстративно отказался от своего права сменить Александра Лукашенко на посту председателя ВГС Союзного государства в порядке ротации, что предусмотрено Договором 1999 г.(ст.36 п.1). Этим шагом, в известной степени, было купировано и кишиневское предложение Путина об избрании Л.Кучмы руководителем Совета глав государств, входящих в СНГ, что, как известно, тогда серьезно обидело белорусского президента.

Важным результатом встречи в Минске было подтверждение российским президентом курса на создание Союзного государства, который призван стать стратегическим в выстраивании российско-белорусского взаимодействия. Весьма существенно и то, что Владимир Путин, пойдя на встречу белорусской стороне и отказавшись от варианта ускоренного перехода Белоруссии на российский рубль к 2004 г., т.е. от своего четвертого(самого, заметим, продуманного и реального)  предложения из пакета прошлогодних инициатив, довольно четко и недвусмысленно подтвердил желание России видеть союзную республику в едином российском рублевом пространстве к 1 января 2005 г. Назывались и конкретные этапы продвижения к единой валюте, так, например, весной этого года необходимо, по словам Путина, проработать и согласовать с белорусским руководством все конкретные дальнейшие шаги по переходу республики на российский рубль. В противном случае переход Белоруссии на единую с Россией валюту в установленные сроки (до 2005 г.) не состоится.

Конечно, заявления высоких российских официальных лиц о том, что введение единой валюты с 2004 г. не удалось реализовать по техническим причинам, надо рассматривать как дипломатическую уловку. Дело в том, что Центральный банк России еще летом 2002 г. тщательно, до деталей разработал процедуру введения российской валюты на территории Республики Беларусь и сразу после встречи В.Путина с А.Лукашенко в Москве 14 августа передал свои предложения Национальному банку Беларуси. Самое главное – в этом документе Центральный банк России брал на себя обязательства предоставить Белоруссии весь необходимый ей для обмена объем российских рублей, который поступит в Национальный банк Беларуси в качестве беспроцентного и бессрочного кредита. Таким образом, российское правительство единовременно подносило в дар союзной республике огромную сумму в российских рублях. Это был бы не имеющий аналогов в современной мировой банковской практике шаг Москвы. Белорусский бюджет с помощью союзника освобождался от всех тягот и основных затрат в процессе перехода на российский рубль, Белоруссии не надо было вообще возвращать этот гигантский кредит(кредит, как предусматривалось ЦБР, должен быть возвращен только в том случае, если республика вдруг решит снова вернуться к своей национальной валюте). О каких «технических» проблемах в таком случае речь? Они просто не возникают, кроме рутинной процедуры оперативного внесения необходимых поправок в ряд правовых актов Беларуси ничего и не требуется.

Почему же белорусскую сторону не устроила эта реальная, благоприятная во всех отношениях и ускоренная программа движения к единой валюте? Ответ, как представляется, вполне очевиден, – властная элита Беларуси  испытала и продолжает испытывать опасение, что новое качество российского рубля как единой валюты будет способствовать утрате не только финансовой самостоятельности республики, но и ее государственного суверенитета и экономической независимости. Поэтому на фоне всех других российских инициатив, прежде всего по включению РБ в состав России, белорусское руководство предпочло максимально затянуть переговоры о порядке введения российского рубля на своей территории.

Минская встреча лидеров двух стран добавила ясности в понимание того, что существует острая потребность в срочном разрешении проблемы перехода на единую валюту не в «технической», а в политической плоскости и на самом верху. Александр Лукашенко, например, очень осторожно комментировал перспективы перехода Беларуси на новую валюту, подчеркнув, что введение российского рубля в качестве платежного средства на территории республики должно осуществляться в строгом соответствии с положениями Договора 1999 г. Напомним в этой связи, что в этом документе(ст. 22) про российский рубль вообще ничего не говорится, а речь идет о некой единой денежной единице Союзного государства, поэтапное введение которой в будущем не обусловлено никакими сроками. Полномочия же единого эмиссионного центра, по Договору, ограничены не только Парламентом Союзного государства(который, как уже показала практика, никто в Кремле и Минске избирать в ближайшие годы не собирается) и ВГС, но и государственными органами стран-участниц. В понимании же руководителей Национального банка Беларуси единый эмиссионный центр Союзного государства должен состоять из двух центральных банков (Беларуси и России) и осуществлять эмиссионную политику на паритетных правах. Непонятно, правда, в чем в таком случае состоит его единство.

Беларусь по политическим соображениям до сих пор отталкивала руку помощи, предложенную ей на исходе лета прошлого года Россией. У правительства РБ, вероятно, есть надежды поправить свое незавидное экономическое и финансовое положение за счет иностранных инвестиций и льготных кредитов других государств и международных финансовых групп. Но республика на протяжении длительного периода времени не инвестировала значительных объемов средств в основной капитал, что уже привело к значительному износу(некоторые эксперты считают, что в промышленности износ достиг 92%)  и даже утрате части базового производственного фонда страны. Усугубляет дело отсутствие в Беларуси рыночных институтов и национальной программы системной трансформации экономики, включая либерализацию и осуществление назревших мер по   макроэкономической стабилизации. Рост импорта в прошлом году значительно опережал интенсивность роста экспорта белорусских товаров и услуг, несмотря на заявленный правительством РБ статус национальной экономики как экспортно-ориентированной. В последнее время самым негативным образом на экономику Беларуси влияет также повышение мировых и, соответственно, российских цен на нефть и нефтепродукты и другие энергоносители. В этих обстоятельствах ждать прямых и объемных иностранных инвестиций республике довольно сложно.

Ко всему прочему под боком Беларуси расположена Польша, которая является безусловным лидером по привлечению иностранных инвестиций на постсоциалистическом пространстве. В регионе Центральной и Восточной Европы ее доля в совокупном объеме прямых иностранных инвестиций за 2000-2002 гг. достигала 46%. Польша добилась весьма значимых успехов в экономике: по объему ВВП Республика Польша превзошла уровень конца 80-х гг. более, чем на 29%, средняя заработная плата польских граждан с учетом ППС, например, в 4,8 раза выше российской(при всей разности экономических и сырьевых потенциалов двух стран). Поэтому было бы странно надеяться, что Варшава будет спокойно и безучастно взирать на потенциальный  перевод потоков иностранных инвестиций в соседнюю Беларусь. Ее экономическая и финансовая политика, как уже свидетельствуют предпринятые польской стороной меры ограничительного порядка в отношении Беларуси, ориентирована на жесткое отстаивание собственных инвестиционных интересов.

Конечно, иностранные инвестиции и внешняя конъюнктура не оказывают на самом деле определяющего значения в развитии национальной экономики. Здесь важен фактор интенсивной динамики внутреннего потребления. Но и этот показатель резко снизился в Беларуси в прошлом году, а это уже тревожный сигнал. Для Беларуси сегодня главное исходить в определении финансово-кредитной политики, своих финансово-экономических отношений с Россией из того непреложного обстоятельства, что она есть и останется price-taker, т.е. страной, зависящей от мировых цен на нефть, газ и т.п., импортирующей в значительных объемах сырье, энергоресурсы, из-за отсутствия в достаточном количестве собственных природных запасов. А сырье, энергоресуры выгоднее и проще получать по льготным ценам и в приемлемом порядке именно из союзной России.

Владимир Путин в Минске еще раз подчеркнул необходимость создания равного положения хозяйствующих субъектов России и Белоруссии, закрепления его в единых законах. Вместе с тем, реализация последнего серьезного межправительственного соглашения о создании равных условий в политике и практике ценообразования, которое было заключено двумя странами еще 12 апреля 2002 г., все время откладывается. Правда, руководство Беларуси сделало в январе этого года пробный шаг в данном направлении. Что касается общего порядка налогообложения и взаимодействия в таможенной сфере, то и здесь пока есть значительные расхождения. Министерство экономики РБ, например, считает, что Россия в одностороннем порядке и без консультаций с белорусской стороной произвольно изменяет таможенные правила, а переход к взиманию косвенных налогов по принципу страны назначения наносит Беларуси ущерб до 150 млн. долларов в год. Правительство России, в свою очередь, заявило о готовности разрешить проблему косвенного налогообложения, но только с момента перехода Белоруссии на российский рубль. Такой метод давления вполне приемлем в двусторонних отношениях государств, и, возможно, такая увязка болезненного для белорусской стороны вопроса с графиком денежного сближения действительно даст эффект, будет способствовать переходу Белоруссии на российскую валюту в намеченный срок. Но тогда необходимо давать себе отчет - насколько столь жесткая политика правительства М.Касьянова отвечает духу союзных отношений и нужны ли такие меры внутри союза РФ и РБ именно сейчас. Одно ясно: подобные действия вряд-ли помогут установить отсутствующий пока режим доверия между Минском и Кремлем.




Православие и культура Беларуси

Теплова В.А. (кандидат исторических наук, Белорусский государственный университет)

 

Православие пришло на Белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце Х века. "В лето 990... - говорится в Густынской летописи, — Владымер раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшаго сына своего Вышеслава, в Полоцке — Изяслава ... Посла же с ними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть''.

Однако легенда связывает начало распространения слова Божия на Беларуси ещё с апостолом Андреем[1]. Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии уже во второй половине IX – середине Х вв. христианство было известно на территории древней Беларуси. Участвуя  вместе с дружинами русских князей в походах на Константинополь, её воины не только знакомились с результатами византийской цивилизации, но и усваивали вместе с ними основы Православия. Источником знакомства населения древней Беларуси с христианством могла быть и Скандинавия, с которой она находилась в оживленных сношениях. Вполне вероятно, что полоцкий князь Рогволод и его семья с сочувствием относились к христианской вере, а в столице княжества имелись христианские храмы.

Прямых свидетельств первых шагов христианизации Беларуси нет. Не сохранилась "Полоцкая летопись" — важнейший источник по истории Полоцкой Руси, в котором могли быть сведения о её крещении. Таких событий как свержение языческих богов, крещение огнем и мечем, которые на первом этапе сопровождали принятие христианства в Киеве и Новгороде, в Беларуси неизвестны. Возможно, это объясняется тем, что характер полоцкого князя Изяслава, с именем которого связано начало распространения христианства, отличался необычайной для того сурового времени мягкостью и терпимостью. "Бысть же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слёзен, и умилен, и долготерпив", — рассказывает Никоновская летопись о родоначальнике полоцких изяславичей[2]. По-видимому, в таком же духе действовали и прибывшие с ним епископы, которые, скорее всего, были представителями Болгарской Преславско - Охридской Патриархии.

     Уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счёту после Киевской и Новгородской. Кроме неё на белорусских землях существовали Туровская, основанная в 1005 г. и Смоленская - в 1137 г. епархии, границы которых совпадали  с границами  этих княжеств. Можно утверждать, что к концу XI в. древняя Беларусь являлась православной, даже учитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельского населения[3] .

Чем объяснить такое быстрое и мирное распространение христианства в древней Беларуси? Скорее всего, тем, что среди её правящих и просвещённых кругов, в той же степени, что и среди широких народных масс, было не мало людей, чьи умы и сердца оказались покорёнными духовными и моральными доктринами Православия. Возможно, что многих из них вдохновлял пример первых апостолов христианства, последовавших указанию их Господа и отправившихся проповедовать Евангелие всем народам[4].

Говоря о причинах принятия христианства по православному обряду, нельзя забывать, что Византийская империя в IX-XI вв. находилась в зените духовной жизни не только Востока, но и Запада. Константинополь имел тогда несомненное первенство в культуре. Ни один другой город не мог с ним соперничать. Его блеск оказывал сильное влияние на народы, живущие не только у границ империи, но и далеко за её пределами, в том числе и славян, которые считали Царьград центром мира. Рассказ летописца Нестора о том впечатлении, которое произвело на послов киевского князя Владимира великолепие Православной литургии в константинопольском храме Св. Софии, объективно передаёт это превосходство византийской культуры[5]. 

     Анализируя причины обращения Древней Беларуси к Православию нужно помнить, что в IX в. славянские народы оказались перед дилеммой культурного вступления в одну из двух частей христианского мира - в латинский Запад или греческий Восток. В целом они почти все предпочли Восток. Помимо уже упомянутого превосходства византийской культуры, значительную роль сыграло применение константинопольскими миссионерами в проповеди и богослужении славянского языка. Русь (Западная, Восточная и Южная) воспринимала христианство не просто от наиболее просвещённой страны, но и на своем родном языке.

Передавая христианство русскому народу, Константинополь заложил в его суть сильный унифицирующий фактор. До принятия христианства не было Руси единой политически и духовно. Этому разделению способствовали полиархия князей и языческий политеизм. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом истории Руси, но и началом её славы и величия.

Русь обрела в христианстве элементы общности: общие догматы, общее литургийное предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях любви и человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с великим князем и митрополитом способствовали единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним “дреговичи”, например, последний раз упоминается в летописи под 1149 г., “кривичи” – под 1162, “радимичи” – под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян – Русь, Русская земля  с общим названием ее населения – русские.

Единство Руси, её земель и населения – главная идея произведений всех известных древнерусских общественно - политических, церковных деятелей и писателей. Так, Даниил – уроженец Черниговщины, автор  “Хождения в Палестину”, которое было написано не позже 1113 г., называл себя игуменом “Русския земли”. Он поставил лампаду над  “гробом господним” “за вся князя наши и за всю Русскую землю, за вся християна  Русския  земли”. Среди русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич (1101 - 1119 гг.)[6]. Знаменитый проповедник Кирилл Туровский (около 1130 - 1185 гг.), который согласно “Памяти”, написанной неизвестным  автором вскоре после смерти святого, был “рождён и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема”[7].

Гениальный автор “Слова о полку Игореве” с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: “Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле”[8]. 

В «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского встречаем целый ряд сообщений о походах полоцких князей и зависимых от них князей Герсике и Кукенойса на крепости и замки Ливонского Ордена. Во всех этих известиях полоцкие и их вассальные князья, их дружины, городское ополчение и просто полоцкие купцы и «военные люди» называются русскими[9]. Подобных  примеров можно привести множество[10].

Приняв Православие, Древняя Беларусь, также как Русь Восточная и Южная, вошла в экумену византийской цивилизации, полностью восприняв её систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений[11]. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но всё-таки новому православно-русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X-XIII вв.

Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединённого единой династией Рюриковичей, но и духовного,   культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.

Общими для всей Руси были и  те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с принятием православия. Ещё совсем недавно грубые язычники под влиянием учения Православной Церкви становились благочестивыми христианами. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи, новые понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно-настроенные  люди, которые оставляли свои  дома и уходили в уединённые места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни.

 Белорусский народ сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передавая память о них из поколения в поколение. Все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Это – святые Евфросиния Полоцкая, три Полоцких епископа: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Туровские – Кирилл и Лаврентий. В Туровском Борисоглебском монастыре  подвизался преподобный Мартин. В Смоленске прославились святостью своей жизни преп. Авраамий, преп. Ефрем, Св. Андрей, князь Смоленский. В Вильнюсе почивают мощи св. мучеников Антония, Евстафия и Иоанна. В Бресте католиками замучен игумен Симеоновского монастыря  Св. Афанасий, в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе сохраняются мощи св. Софии, княжны Слуцкой. До сегодняшнего дня удивление вызывает беспримерное мужество святителя Георгия Конисского, поднявшего свой голос в защиту Православия в те трагические времена, когда, казалось, что дни его в Беларуси сочтены.

Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри – рассадники культуры и просвещения. Есть основания предполагать, что число их было достаточно велико. В каждом епископском городе был построен монастырь или несколько. Первым монастырем на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, поставленный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии[12]. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых. Именно отсюда по всей земле русской расходилось слово Божие. С монастырями древней Туровской епархии были связаны и первое на Руси "Туровское Евангелие", и "Поучения" Св. Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, в котором свершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети[13].

История средневековых русских православных монастырей, в том числе и белорусских, обнаруживает неукоснительную верность византийским образцам. И всё-таки  нельзя отрицать того факта, что с течением времени византийское христианство приобрело на Руси отчётливую местную окраску. И не в результате произвольного отбора, а главным образом, благодаря сознательной склонности русских выделять определённую сторону византийской традиции, подчёркивать какие-то отдельные добродетели и образцы поведения как заслуживающие особого восхищения. Широко распространённый и популярный в народе на всём обширном пространстве Руси культ святых князей Бориса и Глеба, канонизированных  уже в 1072 г., основывался на убеждении, что невинная жертва убийства есть мученик. Этот культ не находит параллели в Византии и может служить примером того сочувствия людским страданиям, которые во всей русской православной истории было одним из качеств, особо высоко чтимых народом. 

Широкое распространение на Руси, в том числе и Белой, получило целование Креста, как подтверждение обязательств, взятых на себя тем или иным лицом, в том числе и княжеского достоинства. Летописи сохранили интересные сведения современников об оценке  результатов народного восстания в Киеве 27 сентября 1068 г., когда великий князь Киевский Изяслав вынужден был бежать из города, а повстанцы посадили на престол освобождённого из  “поруба” Полоцкого князя Всеслава. Киевляне восприняли  эти события как кару Божью за нарушение старшими Ярославичами крестного целования, имевшего место год назад под Оршой, когда поверивший клятве Полоцкий князь был арестован и взят в полон. Летописец подчёркивает, что Всеслав, находясь в тюрьме, обратился за помощью к кресту со словами: “О, Святой Крест, так я верил в тебя, избавь меня от этой ямы”. Бог показал силу Креста, освободив невинного из неволи. По убеждению летописца, крест избавляет от несчастий каждого, кто обращается к нему с верой.

На территории Беларуси христианский праздник "Воздвижения Креста Господня” приобрёл особое звучание. Приверженность почитанию креста подтверждается находкой уникальной каменной иконки с образами св. Константина и  св. Елены, держащих перед собою большой крест[14]. В этой же  связи нельзя не упомянуть замечательное художественное изделие XII в. -- знаменитый крест Евфросинии Полоцкой, выполненный по её заказу гениальным мастером Лазарем Богшей и возвращённый к жизни, по благословению  Его Высокопреосвященства митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, нашим талантливым современником[15].

Православие определило сущность средневековой культуры Беларуси и тем самым связало её с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одушествлены Православием.

Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий (вплоть до XVIII в.) оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, декоративное искусство, шитьё, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие древней Беларуси соответствовали  ценностям мирового цивилизационного процесса. Однако, во всех сферах древнебелорусской культуры проявилось такое своеобразие, которое позволяет говорить о существовании  местных традиций и школ. Особенно отчётливо они проявились в архитектуре. Церковное  зодчество полоччины, витебщены и  гродненщины, вершинами которых явились София Полоцкая, Спасо-Преображенский, Благовещенский и Борисоглебский (Коложский) храмы свидетельствуют о появлении новых архитектурных стилей, новых школ зодчества, которые сформировались на основе принципиальной переработки византийско-древнерусских традиций. По-видимому, через Смоленск, Новгород, Псков, Чернигов и другие города особенности этих архитектурных стилей осваиваются  всей Древней Русью, а с   XV в. получают своеобразное развитие в Москве. Об этом свидетельствует архитектура Спасо-Преображенского собора  Андронникова монастыря (1427 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде (1423 г.). Апогеем развития полоцких архитектурных традиций на русской основе является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в 1532 г.[16]. Таким образом, древняя Беларусь не только принадлежала к православно-русской цивилизации, но и являлась её колыбелью, оказывая заметное влияние на развитие культуры Южной и Восточной Руси.

Изучая древнюю Беларусь, всё больше убеждаешься в существовании своеобразной и великой культуры. Древнебелорусская культура явилась той питательной средой, на которой выросла и сформировалась государственность и культура Великого княжества Литовского. Православная Церковь и Православная вера не утратили своего культурообразующего значения и тогда, когда со второй половине XIV- XVI вв. на территории Беларуси всё большее влияние приобретают   новые западные культурные и духовные ценности. Именно Православие содействует консолидации белорусского    этноса, сохранению древней духовной традиции, осмыслению культурного и этнического своеобразия в сравнении  с ближайшими соседями – литовцами, евреями, татарами, поляками.

Православная вера и в новых условиях начавшихся гонений  по-прежнему способствует распространению и сохранению в Великом княжестве Литовском XIV-XVI вв. основного эндоэтнонима  “русин”, “русский”, “Русь”, “русские люди”. Неслучайно в подавляющем большинстве самых разнообразных источников того времени Православную Церковь называют  “русской”, а православное население “русским”. Служению этой культуре была посвящена деятельность великого Скорины и его последователей на поприще книгопечатания – И. Фёдорова и П. Мстиславца. Её развитию и защите отдана жизнь князей Острожских, Герасима Смотрицкого, иноков Супрасльского монастыря, одними из первых выступивших в защиту православных духовных и культурных ценностей.

Сфера деятельности православной культуры Белоруссии сокращается  в эпоху контрреформации, когда в результате решений униатского Брестского церковного Собора Православие было поставлено вне закона. В это тяжёлое время, когда единственным аргументом в диалоге двух культур зачастую становился костёр, когда белорусский язык, оставшийся только языком народа, теряет свой государственный статус, начинается длительный процесс  денационализации Беларуси. В этих условиях Православная вера и Православная Церковь  становятся важным фактором национального самосохранения,  духовного и культурного развития, одним из выражений которого стало  братское движение. Православные братства и действующие при них типографии и  школы, существовавшие во всех крупных городах Беларуси, сыграли выдающуюся роль в сохранении самобытности белорусского народа, его языка и культуры. Они первыми стали печатать и использовать в учебном процессе печатные книги и учебники. По ним изучались не только письмо, чтение и богословие, но и давались сведения по истории, географии, астрономии, риторике, диалектике и другим наукам. Среди этих книг были: “Библия Руска”, “Псалтырь”, ”Апостол” и “Подорожная книжица” Ф. Скорины, ”Евангелие учительное” П. Мстиславца и И. Фёдорова,  “Грамматика славянского языка” Мамоничей, ”Диалектика” А. Курбского и др. Выдающимися деятелями братского движения в Беларуси были братья Стефаний Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Леонтий Карпович и др. Именно благодаря их деятельности православно-русская культура Беларуси создала шедевры и поныне удивляющие своей самобытностью. К ним несомненно относится православная полемическая и богословская литература, возникшая в острой борьбе с католической и униатской. Среди блестящих работ особой страстностью выделяются “Послание до латинян из их же книг”, “На богомерзкую, на поганую латину, которыи папежи, хто что в них вымыслили в их поганой вере, сказание о том”, анонимно вышедшие из стен Супрасльского монастыря, “Казанье Св. Кирилла, патриархи Иерусалимского, о антихристе и знаках его, с росширением науки против ересей розных” Стефания Зизания, “Апокрисис” Христафора Филалета, “Фринос, или плач церкви восточной” и другие полемические сочинения Мелетия Смотрицкого,  “Палинодия” Захария Копыстенского, большая часть которых была приговорена к уничтожению.

Глубина и сила древней православно-русской культуры Беларуси позволили ей не только сохраниться в сложных для её развития условиях XVII- XVIII вв., но и оказывать благотворное влияние на развитие культуры соседней России. Белорусские мастера золотых и серебряных дел, резчики по дереву и камню, по технике рельефных многоцветных изразцов – были хорошо известны в Москве эпохи Алексея Михайловича[17]. Учебная литература, предназначенная для православных школ Беларуси, выполняла свою просветительскую миссию и в православной России, а опыт работы православных учебных заведений, в том числе и высших, послужил мощным стимулом для развития просвещения в России. Недаром М. В. Ломоносов даже в cередине XVIII в “Грамматику славянскую...” Мелетия Смотрицкого называл  “вратами моей учёности” и опирался на неё при создании собственной грамматики. И хотя западнорусское культурное влияние в Московской Руси, наряду с позитивными моментами, привело к расколу Русской Православной Церкви, тем не менее, взаимодействие Православной культуры Руси Белой и Великой  – свидетельство осознания культурного единства, принадлежности к одному цивилизацинному процессу. Особенно заметно эта связь проявилась в литературном творчестве св. Афанасия Брестского (Филлиповича). 

Православно-русская культура Беларуси, которая, казалось, к концу XVIII в. прекратит своё существование в результате беспрецедентного давления, осуществлявшегося правящими римско-католическими кругами Речи Посполитой,  получила возможность для развития после включения Беларуси в состав Российской империи. Деятельность архиепископа Георгия Конисского и круга лиц, связанных с ним,  прежде всего, протоиерея Иоанна Григоровича дали новый импульс её развитию.

 Одним из наиболее плодотворных проявлений изучаемого культурного феномена в XIX и начале XX вв. стала историческая наука Беларуси. Это и понятно, ибо именно история позволяет проследить временные связи, единство прошлого и настоящего. С именем Иоанна Григоровича была связана публикация произведений Георгия Конисского, с его же вступительной статьей, объясняющей значение жизни и деятельности Святителя[18]. Уникальным явлением в культуре Беларуси стали подготовленные о. Иоанном сборники документов по истории Беларуси: “Белорусский архив древних грамот”[19] и первые четыре тома пятитомника “Акты Западной России”[20].

Предметом изучения представителей этой школы во второй половине XIX- начале XX в., связанной с именем проф. М. О. Кояловича, стали, прежде всего, русско-православные цивилизационные процессы[21]. Не случайно именно М.О. Кояловичу принадлежит заслуга создания истории русского самосознания, труда, который в исторических условиях второй половины XIX в. явился не простой попыткой изложения развития русской исторической мысли, сколько стремлением уяснения исторической судьбы русского народа в контексте всей истории восточных славян. Среди историков этого направления следует назвать Н.П. Жуковича, И.Я. Киприановича, К.Н. Харламповича, А.И. Шавельского, В. П. Сапунова и многих других. Интерес к историческому прошлому Беларуси, свойственный работам  “западнорусов”, вернул Беларуси после долгого забвения важные страницы её исторического прошлого, православные духовные и культурные ценности, осознание принадлежности к единому русско-православному этнокультурному процессу.   В этом и состоит  их главная историческая заслуга. Православная культура Беларуси, имеющая глубокие исторические традиции, жива и поныне. И забывать её особенности в процессе современного политического и культурного строительства не следует.




«Народная газета»,,
15 января 2003

Белая Русь и ее национальная идея

Николай Сергеев

В республике уже довольно долго ведется разговор о необходимости разработки концепции национальной идеи, которая в дальнейшем могла бы содействовать сплочению белорусского общества и более успешному развитию государства. Но в то же время следует понимать, что национальная идея не может быть "изобретена" какой-либо общественной или политической группой, так как она являет собой естественное мироощущение народа, которое присуще ему в течение всей его исторической жизни.

Национальная идея, государство и общество.

В истории многие народы и государства имели свои национальные идеи. Одни из них были удачны, другие -- нет. Удачная национальная идея, несомненно, способствует осуществлению иногда весьма грандиозных планов, а неудачная -- неизбежно заканчивается крахом. И хорошо, если фиаско касается только творцов идеи, а не всего общества и государства, как это было в СССР.

Одной из наиболее удачных в истории воплощенных национально-государственных идей была выдвинутая при Иване III, великом князе Московском, политическая доктрина "Москва -- Третий Рим". Тогда после падения Византии ответственность за православный мир перешла к Москве, и итогом претворения этой идеи стало превращение северо-восточной Руси в мощнейшую державу, влияющую на развитие всего человечества.

Национальная идея, даже если она заявлена одной фразой, -- это целая система исторически устоявшихся взглядов большинства народа на свое местоположение в пространстве и во времени, на свое этническое происхождение и самосознание и, наконец, на устройство своей внутренней жизни. Это основополагающие элементы национальной идеи, которые объединяют отдельные личности в единый народ. В то же время национальная, т.е. присущая данному народу идея далеко не всегда совпадает с государственной идеологией. Иногда они вступают в жесткое противоречие. И в этом случае государство неизбежно терпит крах. Пример тому -- судьба Речи Посполитой, которая в свое время на территории Белой Руси и Украины жестоко подавляла православное западно-русское начало. Все это обернулось глубоким отчуждением белорусов и украинцев от этого государства, и в итоге оно прекратило свое существование. Нечто подобное произошло и с Советским Союзом, в котором народ оказался фактически отстраненным от управления государством.

Когда же национальная идея и государственная идеология идут в одном направлении, то общество и государство начинают расцветать, так как в этом случае народ воспринимает государство не как аппарат насилия, а как свое общее дело.

Национальная идея как система.

Какие же составляющие входят в понятие "национальная идея"?

Во-первых, это пространство, т.е. территориальное, культурное и этническое местонахождение народа. Исторически неоспоримо, что Белая или Западная Русь является частью Русского мира. Даже в те времена, когда после татарского нашествия и литовских, и польских завоеваний различные части Руси оказались в разных, враждебных друг другу государствах -- Московской Руси и Речи Посполитой, Русская земля как этнокультурная и территориальная общность белорусов, великороссов и малороссов (украинцев) в сознании нашего народа была едина. В самые тяжкие времена Речи Посполитой западнорусская Густынская летопись (ХVII век) писала: "Вестно есть всем, яко сии все -- Москва, Белая Русь, Волынь, Украйна, Подоля... единокровны и единородны, ибо суть и ныне общеединым именем Русь нарицаются". И чувство единства русских (восточных) славян и поныне является важнейшим элементом сознания современных белорусов. Именно поэтому наш народ последовательно выступает за единство с Россией.

В настоящее время понятие Русский мир уже является не только этно-территориальным, но и культурно-цивилизационным и объединяет сотни миллионов человек, проживающих в разных уголках земного шара.

Во-вторых, самосознание, т.е. осознание своей принадлежности к тому или иному народу и этнической общности. Самосознание является стержневым элементом национальной идеи. В последнее время много говорилось о восстановлении национального самосознания, которое за последние десятилетия действительно было в значительной мере искажено и размыто.

 После разрушения СССР процесс искажения национального самосознания белорусов был, к сожалению, не только не прекращен, но и принял совершенно болезненные формы, переходя в русофобию, т.е. ненависть к самим себе и своим предкам. А ведь восстановление национального самосознания означает в первую очередь не что иное, как вновь начать в полной мере осознать себя тем, кем осознавали себя наши предки, т.е. тот народ, который испокон веку проживал на Белой Руси. И здесь ответ однозначен, о чем говорят все отечественные и зарубежные исторические источники. Коренной народ Белой Руси во все времена своей истории называл себя русским народом и никогда не отделял себя в этническом смысле от великороссов и малороссов. За долгие века нашей драматической истории неоднократно находились силы, которые направлялись извне и пытались (по выражению Ст. Шушкевича) дерусифицировать наш народ, т.е. лишить наш народ основы.

Еще в 17-м веке польский хроникер писал: "Ну чего они хотят от этого благородного народа? Никаким образом я это понять не могу, чтобы Руси на Руси не было. Так это вещь невозможная, никакой разум, никакое насилие не могут заставить, чтобы Руси не было на Руси".

В первой половине ХХ столетия известный русский философ уроженец Витебщины Николай Лосский дал емкое определение национального самосознания белорусского народа как "органичного и естественного сочетания местного (т.е. белорусского) и общерусского сознания". И совсем не случайно классик белорусской литературы Максим Богданович писал, что мы, белорусы, третий народ русского корня.

Третья составляющая национальной идеи -- это взгляд на устройство своей внутренней жизни. В последние годы в общественное сознание постоянно внедряется порочная мысль о том, что наш народ не имеет традиции демократического устройства общества, и ему якобы извечно присуща любовь к диктатуре и тоталитаризму. Это, конечно же, в корне неверно. Еще домонгольская Русь в политическом отношении являла собой союз самоуправляемых вечевых земель, которые находились в общем владении княжеского дома Рюриковичей. Юридически Русь представляла собой единое правовое пространство со своим Основным законом "Русской правдой" (гражданский и уголовный кодексы того времен). "Русская правда" не знала телесных наказаний и тюрем. В качестве покарания использовались различные виры (штрафы) и изгнания (крайняя форма). Русское общество тех времен -- это сообщество свободных людей, где очень высоко ценилась личная свобода. Многие не знают, что слово "гражданин" (гражданин от слова "град, город") пришло к нам из тех былинных времен.

Вече просуществовало в северных русских землях -- Новгородской и Псковской республиках -- до конца 15-го--начала 16-го века. Вечевая традиция была настолько сильна, что почти без изменения воплотилась в казачьем самоуправлении, действовавшем вплоть до революции 1917 года. В Западной и Южной Руси вече было упразднено после литовских и польских завоеваний, а в Восточной -- после татарских.

 В западнорусских землях, подчиненных Литве в 14-м веке, вначале сохранялся старорусский вечевой порядок, однако после унии с Польшей литовско-русское государство стало перестраиваться по польскому образцу и со временем окончательно превратилось в чуждую белорусам Речь Посполитую, т.е. польско-литовское католическое государство. Так, например, в Полоцке вечевые порядки были отменены в 1498 году польским королем и великим литовским князем Александром Ягеллоном.

В Московской же Руси, начиная с Ивана IV Грозного, принципы народоправства стали возрождаться в форме земских всесословных соборов, которые пользовались высоким авторитетом и просуществовали до начала 18-го века. Затем наступила эпоха абсолютизма, которая завершилась 1917 годом.

В нашем народе на протяжении всей его истории неистребимо живет стремление самому определять свою судьбу, непосредственно участвовать в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Вече и соборы -- это исконные традиции нашего народа.

Вечевая демократия и информационное общество.

Современная парламентская демократия имеет ряд серьезнейших недостатков, которые способны привести к значительному отчуждению народа от участия в управлении государством. Так называемые предвыборные технологии, во многом основанные на прямом или косвенном обмане избирателей, способствуют тому, что депутатами парламента и других правительственных органов могут стать и становятся не наиболее достойные граждане, а лица, на которых делают ставку определенные финансовые, информационные или криминальные круги.

 Поэтому в современном информационном обществе необходимы государственно-общественные институты, которые бы непосредственно выражали мнение народа по значимым вопросам жизни общества или территорий. Они не заменяют собой правительственные органы, парламент и местные советы, которые занимаются законодательной деятельностью, а представляют собой, как говорили в старину, "Совет всея Земли", т.е. непосредственный совет руководства государства (территории) с лучшими представителями всех слоев общества.

Действующая белорусская Конституция (ст.37) создает предпосылки для формирования в нашей республике более совершенной общественно-политической системы, основанной на принципах вечевой демократии, необходимыми звеньями которой являются: законодательные органы (парламент, Советы), народные собрания (республиканские и местные) и общие голосования (референдумы) всех уровней.

Таким образом, в основе национальной идеи нашего народа должны лежать принципы, вытекающие из его истории и традиционного мировоззрения и которые можно кратко выразить следующей триадой: "Белая Русь -- Русский мир -- вечевая демократия".

(Беседовала Элла Чазова)




Обращение к Путину и Лукашенко Белорусского общественного объединения “Русь”

Председателю Высшего государственного Совета        Союзного государства Белоруссии и России, Президенту Республики Беларусь     Лукашенко А.Г.,

Президенту Российской Федерации  Путину В.В.

Уважаемый Александр Григорьевич!

Уважаемый Владимир Владимирович!

Несмотря на разрушение в 1991 году нашего Великого Отечества и вопреки  всем стараниям антиславянских сил, белорусские и российские граждане всегда осознавали себя и осознают  поныне единым народом.

Немалая заслуга в этом принадлежит таким российским (ранее союзным) радиостанциям как «Маяк», «Юность» и «Голос России», которые все  годы  после развала единой Державы  осуществляли вещание на территории Белоруссии  и тем самым реально сохраняли единство белорусско-российского информационного пространства.

И вот с января 2003 года под надуманным предлогом, вещание этих радиостанций на территории нашей республики прекращено. Этот шаг вызывает серьезную озабоченность и глубокое разочарование, т.к. полностью противоречит  объединительным усилиям Президентов Белоруссии и России  и действующему Договору о создании Союзного государства.

Белорусское общественное объединение «Русь» призывает Вас, уважаемые Александр Григорьевич и Владимир Владимирович, принять соответствующие меры  и восстановить в полном объеме  вещание радиостанций «Маяк», «Юность» и «Голос России» на территории Белоруссии.

Считаем также, что было бы целесообразно  восстановить общесоюзный статус  этим радиостанциям. Это явилось бы важнейшим вкладом в строительство общего белорусско-российского государства.

С глубоким уважением.




13 - 19.01.2003 Белорусский рынок

Перспективы отношений Беларуси с ЕС

Несмотря на откровенный скептицизм Европы в отношении возможности плодотворного сотрудничества с нынешней белорусской властью, курирующий в белорусском МИДе вопросы внешнеэкономической деятельности и отношений с Европой заместитель министра иностранных дел РБ А. Михневич полагает, что в наступившем году следует ожидать улучшения отношений между Беларусью и Евросоюзом.

- Каковы, на ваш взгляд, основные итоги белорусской дипломатии в минувшем году на европейском направлении?

- Основным достижением внешней политики в 2002 г. можно назвать закрепление благоприятных тенденций в сфере торгово-экономических отношений нашей страны с партнерами в Европе. С целью продвижения интересов белорусских экономических субъектов на европейском рынке был организован целый ряд форумов и контактно-кооперационных бирж, дней белорусской экономики за рубежом. Состоялись визиты делегаций национальных деловых кругов в ФРГ, Венгрию, Австрию, Италию (Сицилия) и Бельгию.

Сложнее протекал процесс по нормализации политического диалога с государствами - членами Европейского Союза. Наша страна традиционно выступает за развитие со всеми странами - членами ЕС равноправного и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях. Уже сегодня ЕС является вторым по величине торговым партнером Беларуси, уступая только России. После расширения его доля во внешнеторговом обороте нашей страны возрастет практически в два раза. Очевидным представляется, что в ближайшем будущем роль ЕС в международных делах будет неуклонно возрастать.

Однако последние шаги, предпринятые рядом стран - членов ЕС в отношении нашей страны, свидетельствуют о необъективности и непоследовательности их "белорусской" политики. Принимаемые в рамках ЕС решения диаметрально расходятся с ранее сделанными заявлениями о контрпродуктивности политики изоляции нашей страны и необходимости корректировки соответствующих подходов.

В связи с этим белорусская сторона осуждает попытки использовать методы откровенного силового давления с целью принудить нашу страну к выполнению откровенно ультимативных требований. Эта ситуация приводит к тому, что стратегические перспективы партнерства между Беларусью и ЕС становятся заложниками конъюнктурных политических соображений.

- Как вы можете охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения Беларуси с международными организациями?

- В 2002 г. белорусские делегации участвовали в работе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Беларусь явилась инициатором двух проектов резолюций: "Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство" и "Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия", которые были приняты на сессии. Работа белорусской делегации позволила добиться отражения национальных интересов в итоговых документах Генеральной Ассамблеи.

В ходе Международной конференции по финансированию развития экспертам Беларуси совместно с коллегами по СНГ удалось включить в итоговый документ мероприятия положения, отражающие специфические интересы и потребности стран с переходной экономикой. Значительная работа была проведена белорусскими специалистами по обеспечению принятия новых стратегий Всемирного банка и ЕБРР по Беларуси на ближайшие 2 года. Нам удалось снять имевшиеся в отношениях с ЕБРР противоречия и выработать взаимоприемлемые позиции по ряду спорных вопросов.

Достижением является и то, что Республика Беларусь была избрана в Административный совет МОТ в качестве заместителя постоянного члена на период 2002-2005 гг.

В рамках сотрудничества с международными институтами ставилась приоритетная задача мобилизации международного содействия для решения проблем преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Во время визита заместителя генерального секретаря ООН, координатора ООН по международному чернобыльскому сотрудничеству Кендзо Ошимы в Республику Беларусь в апреле 2002 г. обсуждалась проблема перехода от оказания гуманитарной помощи к соци ально-экономической реабилитации и обеспечению устойчивого развития пострадавших районов.

Важным направлением деятельности белорусской дипломатии в 2002 г. стало участие нашей страны во Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Мы добились включения в итоговые документы саммита пункта о необходимости оказания международного содействия странам, пострадавшим в результате крупных техногенных катастроф, что является важным дополни- тельным фактором для привлечения международной помощи в целях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

В 2002 г. была одобрена программа технического сотрудничества Международного агентства по атомной энергии с Беларусью на 2003-2004 гг. с объемом финансирования более 1 млн. USD из бюджетных источников и 300 тыс. USD - из дополнительных. Кроме того, по инициативе Беларуси для реализации в 2003-2004 гг. принят региональный (Беларусь, Россия, Украина) "чернобыльский" проект на сумму около 3 млн. USD.

В конце прошлого года наконец был достигнут консенсус по поводу открытия в Беларуси нового офиса ОБСЕ. Решение вопроса по офису ОБСЕ станет в какой-то мере отправной точкой по нормализации отношений и с Парламентской ассамблеей ОБСЕ, и с Советом Европы, и с Европарламентом и, возможно, с Евросоюзом. Это наши следующие шаги.

- Изменилась ли за прошлый год политика Беларуси в отношении США?

- Я думаю, что в первую очередь США надо было бы более внимательно отнестись к Беларуси, к нашему месту в Европе, к нашему потенциальному союзу с Российской Федерацией. Мы не маленькая по европейским меркам страна, с нашим экономическим и политическим потенциалом нужно считаться. Я не считаю, что политика Беларуси в отношении США в прошлом году изменилась.

Наши отношения с Америкой остаются стабильными. Мы не увидели новых мер, ограничивающих экономическое сотрудничество США с Беларусью. А в политическом плане договоренности с Европой в отношении присутствия ОБСЕ отразятся и на наших отношениях с США.

Беларусь всегда заявляла, что мы поддерживаем движение человечества против терроризма как недопустимой формы решения каких-либо вопросов.

- Какими вы видите перспективы белорусской внешней политики в 2003 г., учитывая предстоящее расширение ЕС€

- Белорусский МИД будет продолжать предпринимать усилия по нормализации отношений с ЕС по основным направлениям, включая восстановление полноценного политического диалога и обеспечение благоприятных условий для торгово-экономического сотрудничества.

Сегодня в рамках самого Евросоюза существует консенсус относительно того, что будущее Беларуси, которая является частью европейской цивилизации, неразрывно связано с будущим единой Европы. Наша страна вносит важный практический вклад в поддержание политической, экономической, межэтнической стабильности в регио- нальном и общеевропейском масштабе, обеспечивает бесперебойное функционирование ключевых транспортных и энергетических магистралей, способствует сдерживанию нелегальных миграционных потоков и трансграничного криминала.

Именно понимание объективного вклада нашей страны в поддержание стабильности и сотрудничества на континенте, равно как и соответствующей роли других государств-соседей будущего "ЕС-25", подтолкнуло Брюссель к изучению путей поступательного сближения с ними в рамках концепции так называемой расширенной, или "большой Европы".

В целом мы приветствуем расширение Евросоюза и включение в него новых членов. ЕС становится более сбалансированной организацией, законодательство которой достаточно интересно, и приближение этого правового поля к границам Беларуси воздействует на нас. Нам есть чему поучиться у Евросоюза, особенно его решению экономических проблем. Среди экономических плюсов будущего расширения ЕС то, что импортный тариф в ЕС ниже, чем в ряде других стран. Сегодня такой тариф в Латвии или Польше выше, чем в среднем по ЕС. В то же время в отношении Литвы и Эстонии положение будет явно ухудшено. На нас могут автоматически сказаться антидемпинговые санкции по пяти видам товаров. Наша задача сегодня - максимально устранить негативные последствия в ходе двусторонних и многосторонних переговоров.

К сожалению, у нас ужесточился визовый режим со странами - кандидатами в ЕС. Тем не менее нам уже удалось договориться с Литвой о смягчении визового режима. Бюрократически процесс выдачи виз будет более сложным, но материально для большинства граждан он практически не изменится. Так, ходатайство о визе теперь нужно будет подавать, но эта виза будет бесплатной для лиц в возрасте до 16 лет, граждан 70 лет и старше, инвалидов 1-й группы, граждан обеих стран для посещения могил близких родственников и для других категорий лиц, предусмотренных статьей 9 Временного соглашения между правительством РБ и Литовской Республики.

Этот же вопрос мы сейчас прорабатываем и с Польшей. Мы проводим интенсивные консультации с тем, чтобы облегчить получение виз, которые будут введены с 1 июля. Понимание по этому вопросу достигнуто. Например, в области транзитных виз мы обеспечим максимально благоприятный режим и для поляков, и для белорусских граждан. Стоимость виз будет минимальной. Порядок получения многократной и длительной визы - годичной и, возможно, даже пятилетней - будет упрощенным. Польша, как и Беларусь, очень заинтересована в решении этого вопроса, учитывая культурные связи между нашими странами.

Тем не менее, несмотря на очевидную заинтересованность в поддержании и развитии контактов с Беларусью, Запад по-прежнему упорно игнорирует целый ряд наших инициатив, таких, как, например, налаживание взаимодействия в сфере борьбы с нелегальной миграцией.

Замалчивание необходимости диалога с Беларусью может в конечном итоге привести к нагромождению большого числа нерешенных проблем на восточных границах расширенного ЕС, а в этом не заинтересована ни одна из сторон.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ