Российско-белорусский конструктивизмАлександр Фадеев
В Минске 20 января прошло очередное
заседание Высшего государственного совета Союзного государства. Накануне, 19-го
января президенты России и Беларуси на протяжении трех с лишним часов беседовали
в неформальной обстановке в личной резиденции Александра Лукашенко «Дрозды». На
следующее утро Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились снова для
переговоров тет-а-тет, а затем приняли участие в заседании ВГС.
Следует сказать, что повышенного интереса
встреча лидеров двух государств у активного политического сословия не вызвала.
Ну, во-первых, все эксперты сходились во мнении, что президент России, впервые
попав в гости к своему белорусскому коллеге, некие новые радикальные инициативы
в контексте интеграции выдвигать не станет. Во-вторых, Владимир Путин приложил
немало дипломатических усилий для сглаживания того весьма острого кризиса во
взаимоотношениях с белорусским лидером, который возник летом прошлого года. Так,
например, еще в декабре Путин, фактически, дезавуировал свои известные
предложения по объединению, которые были им озвучены в Москве в середине августа
2002 г. Ранее он не стал активно реагировать на резкие высказывания и оценки, на
которые не скупился в конце лета – осенью Минск, комментируя инициативы Кремля.
Более того, российский президент демонстративно отказался от своего права
сменить Александра Лукашенко на посту председателя ВГС Союзного государства в
порядке ротации, что предусмотрено Договором 1999 г.(ст.36 п.1). Этим шагом, в
известной степени, было купировано и кишиневское предложение Путина об избрании
Л.Кучмы руководителем Совета глав государств, входящих в СНГ, что, как известно,
тогда серьезно обидело белорусского президента.
Важным результатом встречи в Минске было
подтверждение российским президентом курса на создание Союзного государства,
который призван стать стратегическим в выстраивании российско-белорусского
взаимодействия. Весьма существенно и то, что Владимир Путин, пойдя на встречу
белорусской стороне и отказавшись от варианта ускоренного перехода Белоруссии на
российский рубль к 2004 г., т.е. от своего четвертого(самого, заметим, продуманного и
реального) предложения из пакета прошлогодних инициатив, довольно четко и
недвусмысленно подтвердил желание России видеть союзную республику в едином
российском рублевом пространстве к 1 января 2005 г. Назывались и конкретные
этапы продвижения к единой валюте, так, например, весной этого года необходимо,
по словам Путина, проработать и согласовать с белорусским руководством все
конкретные дальнейшие шаги по переходу республики на российский рубль. В
противном случае переход Белоруссии на единую с Россией валюту в установленные
сроки (до 2005 г.) не состоится.
Конечно, заявления высоких российских
официальных лиц о том, что введение единой валюты с 2004 г. не удалось
реализовать по техническим причинам, надо рассматривать как дипломатическую
уловку. Дело в том, что Центральный банк России еще летом 2002 г. тщательно, до
деталей разработал процедуру введения российской валюты на территории Республики
Беларусь и сразу после встречи В.Путина с А.Лукашенко в Москве 14 августа
передал свои предложения Национальному банку Беларуси. Самое главное – в этом
документе Центральный банк России брал на себя обязательства предоставить
Белоруссии весь необходимый ей для обмена объем российских рублей, который
поступит в Национальный банк Беларуси в качестве беспроцентного и бессрочного
кредита. Таким образом, российское правительство единовременно подносило в дар
союзной республике огромную сумму в российских рублях. Это был бы не имеющий
аналогов в современной мировой банковской практике шаг Москвы. Белорусский
бюджет с помощью союзника освобождался от всех тягот и основных затрат в
процессе перехода на российский рубль, Белоруссии не надо было вообще возвращать
этот гигантский кредит(кредит, как предусматривалось ЦБР, должен быть возвращен
только в том случае, если республика вдруг решит снова вернуться к своей
национальной валюте). О каких «технических» проблемах в таком случае речь? Они
просто не возникают, кроме рутинной процедуры оперативного внесения необходимых
поправок в ряд правовых актов Беларуси ничего и не требуется.
Почему же белорусскую сторону не устроила
эта реальная, благоприятная во всех отношениях и ускоренная программа движения к
единой валюте? Ответ, как представляется, вполне очевиден, – властная элита
Беларуси испытала и продолжает испытывать опасение, что новое качество
российского рубля как единой валюты будет способствовать утрате не только
финансовой самостоятельности республики, но и ее государственного суверенитета и
экономической независимости. Поэтому на фоне всех других российских инициатив,
прежде всего по включению РБ в состав России, белорусское руководство предпочло
максимально затянуть переговоры о порядке введения российского рубля на своей
территории.
Минская встреча лидеров двух стран
добавила ясности в понимание того, что существует острая потребность в срочном
разрешении проблемы перехода на единую валюту не в «технической», а в
политической плоскости и на самом верху. Александр Лукашенко, например, очень
осторожно комментировал перспективы перехода Беларуси на новую валюту,
подчеркнув, что введение российского рубля в качестве платежного средства на территории республики должно
осуществляться в строгом соответствии с положениями Договора 1999 г. Напомним в
этой связи, что в этом документе(ст. 22) про российский рубль вообще ничего не
говорится, а речь идет о некой единой денежной единице Союзного государства,
поэтапное введение которой в будущем не обусловлено никакими сроками. Полномочия
же единого эмиссионного центра, по Договору, ограничены не только Парламентом
Союзного государства(который, как уже показала практика, никто в Кремле и Минске
избирать в ближайшие годы не собирается) и ВГС, но и государственными органами
стран-участниц. В понимании же руководителей Национального банка Беларуси единый
эмиссионный центр Союзного государства должен состоять из двух центральных
банков (Беларуси и России) и осуществлять эмиссионную политику на паритетных
правах. Непонятно, правда, в чем в таком случае состоит его единство.
Беларусь по политическим соображениям до
сих пор отталкивала руку помощи, предложенную ей на исходе лета прошлого года
Россией. У правительства РБ, вероятно, есть надежды поправить свое незавидное
экономическое и финансовое положение за счет иностранных инвестиций и льготных
кредитов других государств и международных финансовых групп. Но республика на
протяжении длительного периода времени не инвестировала значительных объемов
средств в основной капитал, что уже привело к значительному износу(некоторые
эксперты считают, что в промышленности износ достиг 92%) и даже утрате
части базового производственного фонда страны. Усугубляет дело отсутствие в
Беларуси рыночных институтов и национальной программы системной трансформации
экономики, включая либерализацию и осуществление назревших мер по
макроэкономической стабилизации. Рост импорта в прошлом году значительно
опережал интенсивность роста экспорта белорусских товаров и услуг, несмотря на
заявленный правительством РБ статус национальной экономики как
экспортно-ориентированной. В последнее время самым негативным образом на
экономику Беларуси влияет также повышение мировых и, соответственно, российских
цен на нефть и нефтепродукты и другие энергоносители. В этих обстоятельствах
ждать прямых и объемных иностранных инвестиций республике довольно сложно.
Ко всему прочему под боком Беларуси
расположена Польша, которая является безусловным лидером по привлечению
иностранных инвестиций на постсоциалистическом пространстве. В регионе
Центральной и Восточной Европы ее доля в совокупном объеме прямых иностранных
инвестиций за 2000-2002 гг. достигала 46%. Польша добилась весьма значимых
успехов в экономике: по объему ВВП Республика Польша превзошла уровень конца
80-х гг. более, чем на 29%, средняя заработная плата польских граждан с учетом
ППС, например, в 4,8 раза выше российской(при всей разности экономических и
сырьевых потенциалов двух стран). Поэтому было бы странно надеяться, что Варшава
будет спокойно и безучастно взирать на потенциальный перевод потоков
иностранных инвестиций в соседнюю Беларусь. Ее экономическая и финансовая
политика, как уже свидетельствуют предпринятые польской стороной меры
ограничительного порядка в отношении Беларуси, ориентирована на жесткое
отстаивание собственных инвестиционных интересов.
Конечно, иностранные инвестиции и внешняя
конъюнктура не оказывают на самом деле определяющего значения в развитии
национальной экономики. Здесь важен фактор интенсивной динамики внутреннего
потребления. Но и этот показатель резко снизился в Беларуси в прошлом году, а
это уже тревожный сигнал. Для Беларуси сегодня главное исходить в определении
финансово-кредитной политики, своих финансово-экономических отношений с Россией
из того непреложного обстоятельства, что она есть и останется price-taker, т.е.
страной, зависящей от мировых цен на нефть, газ и т.п., импортирующей в
значительных объемах сырье, энергоресурсы, из-за отсутствия в достаточном
количестве собственных природных запасов. А сырье, энергоресуры выгоднее и проще
получать по льготным ценам и в приемлемом порядке именно из союзной России.
Владимир Путин в Минске еще раз подчеркнул
необходимость создания равного положения хозяйствующих субъектов России и
Белоруссии, закрепления его в единых законах. Вместе с тем, реализация
последнего серьезного межправительственного соглашения о создании равных условий
в политике и практике ценообразования, которое было заключено двумя странами еще
12 апреля 2002 г., все время откладывается. Правда, руководство Беларуси сделало
в январе этого года пробный шаг в данном направлении. Что касается общего
порядка налогообложения и взаимодействия в таможенной сфере, то и здесь пока
есть значительные расхождения. Министерство экономики РБ, например, считает, что
Россия в одностороннем порядке и без консультаций с белорусской стороной
произвольно изменяет таможенные правила, а переход к взиманию косвенных налогов
по принципу страны назначения наносит Беларуси ущерб до 150 млн. долларов в год.
Правительство России, в свою очередь, заявило о готовности разрешить проблему
косвенного налогообложения, но только с момента перехода Белоруссии на
российский рубль. Такой метод давления вполне приемлем в двусторонних отношениях
государств, и, возможно, такая увязка болезненного для белорусской стороны
вопроса с графиком денежного сближения действительно даст эффект, будет
способствовать переходу Белоруссии на российскую валюту в намеченный срок. Но
тогда необходимо давать себе отчет - насколько столь жесткая политика
правительства М.Касьянова отвечает духу союзных отношений и нужны ли такие меры
внутри союза РФ и РБ именно сейчас. Одно ясно: подобные действия вряд-ли помогут
установить отсутствующий пока режим доверия между Минском и Кремлем.
|