«Народная газета»,, 15 января 2003 Белая Русь и ее национальная идеяНиколай Сергеев
В республике уже довольно долго ведется
разговор о необходимости разработки концепции национальной идеи, которая в
дальнейшем могла бы содействовать сплочению белорусского общества и более
успешному развитию государства. Но в то же время следует понимать, что
национальная идея не может быть "изобретена" какой-либо общественной или
политической группой, так как она являет собой естественное мироощущение народа,
которое присуще ему в течение всей его исторической жизни.
Национальная идея,
государство и общество.
В истории многие народы и государства
имели свои национальные идеи. Одни из них были удачны, другие -- нет. Удачная
национальная идея, несомненно, способствует осуществлению иногда весьма
грандиозных планов, а неудачная -- неизбежно заканчивается крахом. И хорошо,
если фиаско касается только творцов идеи, а не всего общества и государства, как
это было в СССР.
Одной из наиболее удачных в истории
воплощенных национально-государственных идей была выдвинутая при Иване III,
великом князе Московском, политическая доктрина "Москва -- Третий Рим". Тогда
после падения Византии ответственность за православный мир перешла к Москве, и
итогом претворения этой идеи стало превращение северо-восточной Руси в мощнейшую
державу, влияющую на развитие всего человечества.
Национальная идея, даже если она заявлена
одной фразой, -- это целая система исторически устоявшихся взглядов большинства
народа на свое местоположение в пространстве и во времени, на свое этническое
происхождение и самосознание и, наконец, на устройство своей внутренней жизни.
Это основополагающие элементы национальной идеи, которые объединяют отдельные
личности в единый народ. В то же время национальная, т.е. присущая данному
народу идея далеко не всегда совпадает с государственной идеологией. Иногда они
вступают в жесткое противоречие. И в этом случае государство неизбежно терпит
крах. Пример тому -- судьба Речи Посполитой, которая в свое время на территории
Белой Руси и Украины жестоко подавляла православное западно-русское начало. Все
это обернулось глубоким отчуждением белорусов и украинцев от этого государства,
и в итоге оно прекратило свое существование. Нечто подобное произошло и с
Советским Союзом, в котором народ оказался фактически отстраненным от управления
государством.
Когда же национальная идея и
государственная идеология идут в одном направлении, то общество и государство
начинают расцветать, так как в этом случае народ воспринимает государство не как
аппарат насилия, а как свое общее дело.
Национальная идея
как система.
Какие же составляющие входят в понятие
"национальная идея"?
Во-первых, это пространство, т.е.
территориальное, культурное и этническое местонахождение народа. Исторически
неоспоримо, что Белая или Западная Русь является частью Русского мира. Даже в те
времена, когда после татарского нашествия и литовских, и польских завоеваний
различные части Руси оказались в разных, враждебных друг другу государствах --
Московской Руси и Речи Посполитой, Русская земля как этнокультурная и
территориальная общность белорусов, великороссов и малороссов (украинцев) в
сознании нашего народа была едина. В самые тяжкие времена Речи Посполитой
западнорусская Густынская летопись (ХVII век) писала: "Вестно есть всем, яко сии
все -- Москва, Белая Русь, Волынь, Украйна, Подоля... единокровны и единородны,
ибо суть и ныне общеединым именем Русь нарицаются". И чувство единства русских
(восточных) славян и поныне является важнейшим элементом сознания современных
белорусов. Именно поэтому наш народ последовательно выступает за единство с
Россией.
В настоящее время понятие Русский мир уже
является не только этно-территориальным, но и культурно-цивилизационным и
объединяет сотни миллионов человек, проживающих в разных уголках земного шара.
Во-вторых, самосознание, т.е. осознание
своей принадлежности к тому или иному народу и этнической общности. Самосознание
является стержневым элементом национальной идеи. В последнее время много
говорилось о восстановлении национального самосознания, которое за последние
десятилетия действительно было в значительной мере искажено и размыто.
После разрушения СССР процесс
искажения национального самосознания белорусов был, к сожалению, не только не
прекращен, но и принял совершенно болезненные формы, переходя в русофобию, т.е.
ненависть к самим себе и своим предкам. А ведь восстановление национального
самосознания означает в первую очередь не что иное, как вновь начать в полной
мере осознать себя тем, кем осознавали себя наши предки, т.е. тот народ, который
испокон веку проживал на Белой Руси. И здесь ответ однозначен, о чем говорят все
отечественные и зарубежные исторические источники. Коренной народ Белой Руси во
все времена своей истории называл себя русским народом и никогда не отделял себя
в этническом смысле от великороссов и малороссов. За долгие века нашей
драматической истории неоднократно находились силы, которые направлялись извне и
пытались (по выражению Ст. Шушкевича) дерусифицировать наш народ, т.е. лишить
наш народ основы.
Еще в 17-м веке польский хроникер писал:
"Ну чего они хотят от этого благородного народа? Никаким образом я это понять не
могу, чтобы Руси на Руси не было. Так это вещь невозможная, никакой разум,
никакое насилие не могут заставить, чтобы Руси не было на Руси".
В первой половине ХХ столетия известный
русский философ уроженец Витебщины Николай Лосский дал емкое определение
национального самосознания белорусского народа как "органичного и естественного
сочетания местного (т.е. белорусского) и общерусского сознания". И совсем не
случайно классик белорусской литературы Максим Богданович писал, что мы,
белорусы, третий народ русского корня.
Третья составляющая национальной идеи --
это взгляд на устройство своей внутренней жизни. В последние годы в общественное
сознание постоянно внедряется порочная мысль о том, что наш народ не имеет
традиции демократического устройства общества, и ему якобы извечно присуща
любовь к диктатуре и тоталитаризму. Это, конечно же, в корне неверно. Еще
домонгольская Русь в политическом отношении являла собой союз самоуправляемых
вечевых земель, которые находились в общем владении княжеского дома Рюриковичей.
Юридически Русь представляла собой единое правовое пространство со своим
Основным законом "Русской правдой" (гражданский и уголовный кодексы того
времен). "Русская правда" не знала телесных наказаний и тюрем. В качестве
покарания использовались различные виры (штрафы) и изгнания (крайняя форма).
Русское общество тех времен -- это сообщество свободных людей, где очень высоко
ценилась личная свобода. Многие не знают, что слово "гражданин" (гражданин от
слова "град, город") пришло к нам из тех былинных времен.
Вече просуществовало в северных русских
землях -- Новгородской и Псковской республиках -- до конца 15-го--начала 16-го
века. Вечевая традиция была настолько сильна, что почти без изменения
воплотилась в казачьем самоуправлении, действовавшем вплоть до революции 1917
года. В Западной и Южной Руси вече было упразднено после литовских и польских
завоеваний, а в Восточной -- после татарских.
В западнорусских землях, подчиненных
Литве в 14-м веке, вначале сохранялся старорусский вечевой порядок, однако после
унии с Польшей литовско-русское государство стало перестраиваться по польскому
образцу и со временем окончательно превратилось в чуждую белорусам Речь
Посполитую, т.е. польско-литовское католическое государство. Так, например, в
Полоцке вечевые порядки были отменены в 1498 году польским королем и великим
литовским князем Александром Ягеллоном.
В Московской же Руси, начиная с Ивана IV
Грозного, принципы народоправства стали возрождаться в форме земских
всесословных соборов, которые пользовались высоким авторитетом и просуществовали
до начала 18-го века. Затем наступила эпоха абсолютизма, которая завершилась
1917 годом.
В нашем народе на протяжении всей его
истории неистребимо живет стремление самому определять свою судьбу,
непосредственно участвовать в решении важнейших вопросов государственной и
общественной жизни. Вече и соборы -- это исконные традиции нашего народа.
Вечевая демократия
и информационное общество.
Современная парламентская демократия имеет
ряд серьезнейших недостатков, которые способны привести к значительному
отчуждению народа от участия в управлении государством. Так называемые
предвыборные технологии, во многом основанные на прямом или косвенном обмане
избирателей, способствуют тому, что депутатами парламента и других
правительственных органов могут стать и становятся не наиболее достойные
граждане, а лица, на которых делают ставку определенные финансовые,
информационные или криминальные круги.
Поэтому в современном информационном
обществе необходимы государственно-общественные институты, которые бы
непосредственно выражали мнение народа по значимым вопросам жизни общества или
территорий. Они не заменяют собой правительственные органы, парламент и местные
советы, которые занимаются законодательной деятельностью, а представляют собой,
как говорили в старину, "Совет всея Земли", т.е. непосредственный совет
руководства государства (территории) с лучшими представителями всех слоев
общества.
Действующая белорусская Конституция
(ст.37) создает предпосылки для формирования в нашей республике более
совершенной общественно-политической системы, основанной на принципах вечевой
демократии, необходимыми звеньями которой являются: законодательные органы
(парламент, Советы), народные собрания (республиканские и местные) и общие
голосования (референдумы) всех уровней.
Таким образом, в основе национальной идеи
нашего народа должны лежать принципы, вытекающие из его истории и традиционного
мировоззрения и которые можно кратко выразить следующей триадой: "Белая Русь --
Русский мир -- вечевая демократия".
(Беседовала Элла
Чазова)
|