Киев, 29 января 2003 Выступление Президента Украины Леонида Кучмы на неформальном саммите глав государств СНГ
Уважаемые друзья!
Как я уже отмечал, наша сегодняшняя
встреча является логическим продолжением обстоятельного диалога, состоявшегося
на саммите в Кишиневе в октябре 2002 года.
И - точно так же, как и Кишиневский саммит
- наша сегодняшняя встреча свидетельствует: все без исключения
государства-участники СНГ не удовлетворены общим состоянием многостороннего
экономического взаимодействия - оно явно не соответствует потенциалу
Содружества.
Именно поэтому речь идет о переходе - от
попыток всеохватывающей экономической интеграции - к политике конкретных
мероприятий. Такой подход позволяет сконцентрироваться на главных направлениях,
представляющих интерес для всех без исключения стран - участниц СНГ.
В этом подходе - суть предложения Украины
- посвятить 2003 год реализации конкретных планов и задач в Содружестве.
Чем мотивирован именно такой подход?
За годы существования Содружества было
подписано великое множество соглашений. Как сейчас уже понятно всем - зачастую
это были соглашения - с сомнительной, скажем так, степенью эффективности.
Я не предлагаю углубляться в прошлое - и
могу только констатировать, что во многих случаях нам мешала историческая
инерция, а - возможно - и излишние эмоции.
Так или иначе, концепция воссоздания
экономического пространства на основе хозяйственных связей бывшего СССР доказала
свою несостоятельность. Но на то, чтобы это осознать, у нас ушло непозволительно
много времени.
Результат налицо. Объемы взаимного
товарооборота уменьшились и продолжают падать. Мы стали импортировать друг у
друга - за редким исключением - лишь энергоресурсы и сырье. И - при этом -
предпочитали покупать готовую продукцию у третьих стран.
Я не хочу упрощать ситуацию: безусловно, в
новых экономических условиях субъекту хозяйствования, теперь уже независимому от
государства собственнику, - не прикажешь, с кем ему развивать деловое
партнерство. Но создавать условия для эффективного хозяйствования - в интересах
каждого из наших государств.
Наша главная задача: создать такие
условия, которые бы мотивировали экономический интерес наших предпринимателей
реализовывать свою активность в русле внешнеэкономических интересов нашего
Содружества.
Первым шагом в создании таких условий
должно стать согласование этих интересов - общих для всех стран Содружества. Это
позволит нам поставить органам СНГ конкретные задачи на текущий год.
В связи с этим есть ряд соображений,
которыми я бы и хотел поделиться.
Все наши страны сделали свой выбор в
пользу всемирно признанных стандартов развития. Это было зафиксировано и в
Аналитическом докладе, посвященном 10-летию СНГ.
Наиболее примечательно, что ключевое в
Содружестве государство - Российская Федерация - стало задавать тон в этом деле.
Россия стремится приблизиться к единому европейскому экономическому
пространству, к участию в ВТО - на разумных условиях. Это составляет прочную
политическую основу для развития экономического сотрудничества в СНГ на новых
рыночных принципах.
Нам следует брать пример из российского
опыта, использовать его. Государства-участники Содружества могли бы совместно
двигаться к намеченной цели. Я убежден: для этого необходимо согласовать свои
действия на тех конкретных направлениях, которые представляют интерес не только
для нас самих, но и для мирового сообщества.
В первую очередь - это формирование
полномасштабной зоны свободной торговли СНГ. Последовательность действий,
направленных на достижение такой цели, позволит ускорить движение к единому
экономическому пространству. Для Европейского Союза такое пространство давно
стало реальностью.
О едином экономическом пространстве идут
разговоры уже много лет, но - как говорится - воз и ныне там. Эти разговоры
могут продолжаться еще сколько угодно времени, но для меня очевидно другое: если
мы действительно не хотим быть отброшенными на обочину мировых процессов - мы
обязаны сделать все, чтобы зона свободной торговли начала действовать как можно
быстрее.
Это и будет наш общий рынок. Рынок,
который позволит нашим государствам, нашим народам уверенно держаться на плаву в
бурном море глобализации.
Чем сильна Америка? Прежде всего, огромным
рынком. Посмотрите на процессы в Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в
Латинской Америке - в любой точке мира.
Что заставило такие сильные европейские
страны, как Германия, Великобритания, Франция объединяться и привлекать к себе
соседей, близких и далеких, пусть даже за это объединение приходится платить
немалые деньги? Необходимость - по имени рынок.
Как Вы помните, на саммите в Кишиневе
украинская сторона внесла ПЯТЬ конкретных предложений, направленных на скорейшее
и окончательное формирование зоны свободной торговли. В том числе предлагается
завершить ее правовое оформление на очередном саммите в Украине.
Мы приветствуем действия Грузии, которая
недавно провела все внутригосударственные процедуры по введению в действие
основополагающих документов зоны свободной торговли.
Следующим этапом должно стать повышение
эффективности использования производственного потенциала и ресурсов всех стран -
участниц Содружества.
Эпоху "необъятной производственной
кооперации" на базе известного Ашгабатского соглашения 1993 года мы все прошли -
не продвинувшись ни на шаг. Это была красивая иллюзия.
Для развития производственной кооперации в
нынешних рыночных условиях ключевое значение приобретает создание
транснациональных корпораций. Пришло время подумать, какие рычаги
государственного регулирования мы должны синхронно задействовать, чтобы такие
корпорации стали активно создаваться на пространстве СНГ.
Необходимо в кратчайшие сроки решить
организационно-правовые вопросы, связанные со статусом транснациональных
корпораций и механизмами их функционирования в СНГ. При этом целесообразно
использовать современный международный опыт, в частности разработки ООН.
Для развития кооперации важно также
углублять специализацию. Согласованная специализация национальных производств -
это основа экономии средств и планирования инвестиций. Эти вопросы должны стать
предметом долгосрочного многостороннего договора в рамках СНГ.
Межгосударственному разделению труда
должны быть предоставлены твердые гарантии. Только таким путем удастся избежать
искушения создания дублирующих производств - в разных государствах.
Дублирование можно допустить только в том
случае, если уровень производства аналогичной продукции у кого-то будет на
порядок выше. Тогда и конкуренция даст положительные результаты, а не поводы для
споров. Особенно это касается производства средств производства.
Как же заинтересовать бизнесменов в
приобретении нашего оборудования? Прежде всего, надо определить, ГДЕ, то есть на
каком конкретно предприятии, и ЧТО именно производится в наших странах на
уровне, способном выдержать конкуренцию ведущих мировых производителей. И -
оказать такому производству государственную поддержку.
В дальнейшем это может быть освобождение
таких предприятий от уплаты таможенных сборов и НДС при поставках продукции в
страны - участницы Содружества.
Широкие возможности для взаимодействия
наших стран имеются в транспортной отрасли. Эту кровеносную систему государств
СНГ необходимо экономически наполнить.
В первую очередь - развивать систему
межконтинентальных транспортных коридоров. Они пролегают по территориям наших
стран и являются единой системой международного значения в сообщении Европа -
Азия.
Необходимо обеспечить оптимальное
использование производственно-технических мощностей национальных транспортных
систем. Здесь не обойтись без согласованной тарифной политики, в том числе без
определения и установления тарифных коридоров на главных направлениях
международного транзита.
Сегодня, на наш взгляд, не всегда
экономически оправданной является политика направления экспортно-импортных
потоков только через собственные порты и терминалы. Это увеличивает стоимость
перевозок, приводит к нерациональным капитальным вложениям.
Нашего особого внимания требует развитие
топливно-энергетического комплекса. Его роль в обеспечении устойчивого
экономического и социального развития государств - участников Содружества
исключительно важна.
Сейчас мы все понимаем: есть необходимость
выработать и принять согласованные решения в области энергетической безопасности
наших государств, развивать национальные топливно-энергетические комплексы с
учетом критериев устойчивого развития. Особенно - принимая во внимание ВЫЗОВЫ,
связанные с интеграцией в мировую экономику.
Именно поэтому заслуживает нашей
совместной поддержки инициатива создания межгосударственного координирующего
органа в области ТЭК - Топливно-Энергетического Совета СНГ. Она выдвинута
украинской делегацией на встрече министров энергетики стран Содружества в
октябре прошлого года и одобрена всеми ее участниками.
Общих решений требует и проблема создания
общего продовольственного рынка. Первым конкретным шагом в решении этой проблемы
- в чем, я уверен, заинтересованы все государства - участники СНГ - может стать
создание системы оптовых продовольственных рынков. Они успешно функционируют в
Европе и, на мой взгляд, эффективно заработают и у нас.
Если по названным направлениям будет
достигнуто понимание, то остальное - как говорится - дело техники. Уже сейчас
можно было бы поручить правительствам подготовить к октябрьскому саммиту проекты
долгосрочных договоров по обсуждаемым темам.
Кроме того, мы могли бы одобрить по
результатам нашей встречи заявление, которое послужило бы политической
платформой для конкретной работы.
В заключение хотел бы сказать, что я с
оптимизмом смотрю на перспективы Содружества.
В основе нашего сотрудничества лежат
объективные общемировые тенденции глобализации, в том числе на региональном и
субрегиональном уровне.
Но оптимизм будет оправданным лишь в том
случае, если мы сумеем, наконец, перейти от слов и лозунгов к согласованному
решению конкретных задач.
Объединив усилия, создав прочную
экономическую базу, мы имеем все шансы стать серьезной силой на мировой
арене.
Благодарю за внимание.
|