Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №68(01.02.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ТЕЛЕЦИКЛ «МАТЕРИК»
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Киев,
29 января 2003

Выступление Президента Украины Леонида Кучмы на неформальном саммите глав государств СНГ

Уважаемые друзья!

Как я уже отмечал, наша сегодняшняя встреча является логическим продолжением обстоятельного диалога, состоявшегося на саммите в Кишиневе в октябре 2002 года.

И - точно так же, как и Кишиневский саммит - наша сегодняшняя встреча свидетельствует: все без исключения государства-участники СНГ не удовлетворены общим состоянием многостороннего экономического взаимодействия - оно явно не соответствует потенциалу Содружества.

Именно поэтому речь идет о переходе - от попыток всеохватывающей экономической интеграции - к политике конкретных мероприятий. Такой подход позволяет сконцентрироваться на главных направлениях, представляющих интерес для всех без исключения стран - участниц СНГ.

В этом подходе - суть предложения Украины - посвятить 2003 год реализации конкретных планов и задач в Содружестве.

Чем мотивирован именно такой подход?

За годы существования Содружества было подписано великое множество соглашений. Как сейчас уже понятно всем - зачастую это были соглашения - с сомнительной, скажем так, степенью эффективности.

Я не предлагаю углубляться в прошлое - и могу только констатировать, что во многих случаях нам мешала историческая инерция, а - возможно - и излишние эмоции.

Так или иначе, концепция воссоздания экономического пространства на основе хозяйственных связей бывшего СССР доказала свою несостоятельность. Но на то, чтобы это осознать, у нас ушло непозволительно много времени.

Результат налицо. Объемы взаимного товарооборота уменьшились и продолжают падать. Мы стали импортировать друг у друга - за редким исключением - лишь энергоресурсы и сырье. И - при этом - предпочитали покупать готовую продукцию у третьих стран.

Я не хочу упрощать ситуацию: безусловно, в новых экономических условиях субъекту хозяйствования, теперь уже независимому от государства собственнику, - не прикажешь, с кем ему развивать деловое партнерство. Но создавать условия для эффективного хозяйствования - в интересах каждого из наших государств.

Наша главная задача: создать такие условия, которые бы мотивировали экономический интерес наших предпринимателей реализовывать свою активность в русле внешнеэкономических интересов нашего Содружества.

Первым шагом в создании таких условий должно стать согласование этих интересов - общих для всех стран Содружества. Это позволит нам поставить органам СНГ конкретные задачи на текущий год.

В связи с этим есть ряд соображений, которыми я бы и хотел поделиться.

Все наши страны сделали свой выбор в пользу всемирно признанных стандартов развития. Это было зафиксировано и в Аналитическом докладе, посвященном 10-летию СНГ.

Наиболее примечательно, что ключевое в Содружестве государство - Российская Федерация - стало задавать тон в этом деле. Россия стремится приблизиться к единому европейскому экономическому пространству, к участию в ВТО - на разумных условиях. Это составляет прочную политическую основу для развития экономического сотрудничества в СНГ на новых рыночных принципах.

Нам следует брать пример из российского опыта, использовать его. Государства-участники Содружества могли бы совместно двигаться к намеченной цели. Я убежден: для этого необходимо согласовать свои действия на тех конкретных направлениях, которые представляют интерес не только для нас самих, но и для мирового сообщества.

В первую очередь - это формирование полномасштабной зоны свободной торговли СНГ. Последовательность действий, направленных на достижение такой цели, позволит ускорить движение к единому экономическому пространству. Для Европейского Союза такое пространство давно стало реальностью.

О едином экономическом пространстве идут разговоры уже много лет, но - как говорится - воз и ныне там. Эти разговоры могут продолжаться еще сколько угодно времени, но для меня очевидно другое: если мы действительно не хотим быть отброшенными на обочину мировых процессов - мы обязаны сделать все, чтобы зона свободной торговли начала действовать как можно быстрее.

Это и будет наш общий рынок. Рынок, который позволит нашим государствам, нашим народам уверенно держаться на плаву в бурном море глобализации.

Чем сильна Америка? Прежде всего, огромным рынком. Посмотрите на процессы в Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке - в любой точке мира.

Что заставило такие сильные европейские страны, как Германия, Великобритания, Франция объединяться и привлекать к себе соседей, близких и далеких, пусть даже за это объединение приходится платить немалые деньги? Необходимость - по имени рынок.

Как Вы помните, на саммите в Кишиневе украинская сторона внесла ПЯТЬ конкретных предложений, направленных на скорейшее и окончательное формирование зоны свободной торговли. В том числе предлагается завершить ее правовое оформление на очередном саммите в Украине.

Мы приветствуем действия Грузии, которая недавно провела все внутригосударственные процедуры по введению в действие основополагающих документов зоны свободной торговли.

Следующим этапом должно стать повышение эффективности использования производственного потенциала и ресурсов всех стран - участниц Содружества.

Эпоху "необъятной производственной кооперации" на базе известного Ашгабатского соглашения 1993 года мы все прошли - не продвинувшись ни на шаг. Это была красивая иллюзия.

Для развития производственной кооперации в нынешних рыночных условиях ключевое значение приобретает создание транснациональных корпораций. Пришло время подумать, какие рычаги государственного регулирования мы должны синхронно задействовать, чтобы такие корпорации стали активно создаваться на пространстве СНГ.

Необходимо в кратчайшие сроки решить организационно-правовые вопросы, связанные со статусом транснациональных корпораций и механизмами их функционирования в СНГ. При этом целесообразно использовать современный международный опыт, в частности разработки ООН.

Для развития кооперации важно также углублять специализацию. Согласованная специализация национальных производств - это основа экономии средств и планирования инвестиций. Эти вопросы должны стать предметом долгосрочного многостороннего договора в рамках СНГ.

Межгосударственному разделению труда должны быть предоставлены твердые гарантии. Только таким путем удастся избежать искушения создания дублирующих производств - в разных государствах.

Дублирование можно допустить только в том случае, если уровень производства аналогичной продукции у кого-то будет на порядок выше. Тогда и конкуренция даст положительные результаты, а не поводы для споров. Особенно это касается производства средств производства.

Как же заинтересовать бизнесменов в приобретении нашего оборудования? Прежде всего, надо определить, ГДЕ, то есть на каком конкретно предприятии, и ЧТО именно производится в наших странах на уровне, способном выдержать конкуренцию ведущих мировых производителей. И - оказать такому производству государственную поддержку.

В дальнейшем это может быть освобождение таких предприятий от уплаты таможенных сборов и НДС при поставках продукции в страны - участницы Содружества.

Широкие возможности для взаимодействия наших стран имеются в транспортной отрасли. Эту кровеносную систему государств СНГ необходимо экономически наполнить.

В первую очередь - развивать систему межконтинентальных транспортных коридоров. Они пролегают по территориям наших стран и являются единой системой международного значения в сообщении Европа - Азия.

Необходимо обеспечить оптимальное использование производственно-технических мощностей национальных транспортных систем. Здесь не обойтись без согласованной тарифной политики, в том числе без определения и установления тарифных коридоров на главных направлениях международного транзита.

Сегодня, на наш взгляд, не всегда экономически оправданной является политика направления экспортно-импортных потоков только через собственные порты и терминалы. Это увеличивает стоимость перевозок, приводит к нерациональным капитальным вложениям.

Нашего особого внимания требует развитие топливно-энергетического комплекса. Его роль в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государств - участников Содружества исключительно важна.

Сейчас мы все понимаем: есть необходимость выработать и принять согласованные решения в области энергетической безопасности наших государств, развивать национальные топливно-энергетические комплексы с учетом критериев устойчивого развития. Особенно - принимая во внимание ВЫЗОВЫ, связанные с интеграцией в мировую экономику.

Именно поэтому заслуживает нашей совместной поддержки инициатива создания межгосударственного координирующего органа в области ТЭК - Топливно-Энергетического Совета СНГ. Она выдвинута украинской делегацией на встрече министров энергетики стран Содружества в октябре прошлого года и одобрена всеми ее участниками.

Общих решений требует и проблема создания общего продовольственного рынка. Первым конкретным шагом в решении этой проблемы - в чем, я уверен, заинтересованы все государства - участники СНГ - может стать создание системы оптовых продовольственных рынков. Они успешно функционируют в Европе и, на мой взгляд, эффективно заработают и у нас.

Если по названным направлениям будет достигнуто понимание, то остальное - как говорится - дело техники. Уже сейчас можно было бы поручить правительствам подготовить к октябрьскому саммиту проекты долгосрочных договоров по обсуждаемым темам.

Кроме того, мы могли бы одобрить по результатам нашей встречи заявление, которое послужило бы политической платформой для конкретной работы.

В заключение хотел бы сказать, что я с оптимизмом смотрю на перспективы Содружества.

В основе нашего сотрудничества лежат объективные общемировые тенденции глобализации, в том числе на региональном и субрегиональном уровне.

Но оптимизм будет оправданным лишь в том случае, если мы сумеем, наконец, перейти от слов и лозунгов к согласованному решению конкретных задач.

Объединив усилия, создав прочную экономическую базу, мы имеем все шансы стать серьезной силой на мировой арене.

Благодарю за внимание.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ