Совместная резолюция № 3, выражающая мнение Конгресса США по поводу ситуации в области прав человека в Центральной Азии
Представлена сенаторами Джоном Маккейном
(респ., Аризона) и Джозефом Либерманом (дем., Коннектикут)
Принята 14 января 2003 г.
- Принимая во внимание, что
центрально-азиатские страны Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и
Узбекистан оказали Соединенным Штатам существенную помощь в войне в Афганистане:
предоставление военных баз и воздушных коридоров для содействия поставкам
гуманитарных грузов;
- принимая во внимание, что победа Америки
над движением Талибан, в свою очередь, пошла на пользу центрально-азиатским
странам: был низложен режим, угрожавший безопасности региона, ослаблено
Исламское движение Узбекистана, прежде организовывавшая вооруженные вторжения на
регион с территории Афганистана;
- принимая во внимание, что Соединенные
Штаты постоянно призывали и призывают государства Центральной Азии открыть свои
политические и экономические системы и уважать права человека, как до, так и
после событий 11 сентября 2001 г.;
- принимая во внимание, что Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан являются членами ООН и ОБСЕ,
взяв на себя обязательства в области соблюдения прав человека;
- принимая во внимание, что, согласно
отчетам Государственного департамента о ситуации в области прав человека,
правительство Казахстана контролирует деятельность независимых средств массовой
информации и правозащитников, а также преследует их, ограничивает свободу
собраний и политическую деятельность оппозиции и допускает безнаказанное
применение службами безопасности незаконных методов расследования, пыток и
произвольных арестов;
- принимая во внимание, что, согласно
данным Государственного департамента, правительство Кыргызской Республики
производит произвольные аресты и задержания, ограничивает деятельность членов
политической оппозиции и религиозных организаций, считающихся "экстремистскими",
правозащитников и неправительственных организаций, а также осуществляет
дискриминацию в отношении национальных меньшинств;
- принимая во внимание, что, согласно
данным Государственного департамента, правительство Таджикистана остается
авторитарным, ограничивая свободу слова, собраний и объединений, а силы
безопасности в этой стране применяют незаконные методы расследования, похищения,
исчезновения людей и пытки;
- принимая во внимание, что, согласно
данным Государственного департамента, Туркменистан является однопартийным
государством советского типа, сконцентрированном на восхвалении своего
президента, где допускаются серьезные нарушения прав человека, в том числе
произвольные аресты и задержания, существенные ограничения права человека на
частную жизнь, репрессии против политической оппозиции, ограничения свободы
слова и деятельности неправительственных организаций;
- принимая во внимание, что, согласно
данным Государственного департамента, правительство Узбекистана по-прежнему
допускает серьезные нарушения прав человека, в том числе произвольные аресты,
содержание под стражей и пытки задержанных (особенно в отношении мусульман,
совершающих религиозные отправления вне государственного контроля), существенные
ограничения свободы слова, прессы, религии, независимой политической
деятельности и деятельности неправительственных организаций, а также содержит
под стражей более 7000 человек по политическим или религиозным мотивам;
- принимая во внимание, что Комиссия
Соединенных Штатов по свободе религии в мире выразила озабоченность по поводу
преследований по религиозным соображениям в этом регионе и рекомендовала
присвоить Туркменистану статус страны, требующей особого внимания в соответствии
с Законом о свободе религии в мире (1998), а Узбекистан занести в особый
"контрольный список";
- принимая во внимание, что дальнейшие
нарушения прав человека и лишение населения возможности выражать свои взгляды
мирным и демократическим способом в странах Центральной Азии могут
способствовать усилению поддержки вооруженных и экстремистских движений среди
широких масс населения, тем самым сводя на нет все достижения войны с
терроризмом;
- принимая во внимание, что Президент Буш
назвал "защиту человеческого достоинства, правопорядка, ограничение власти
государства, соблюдение прав женщин, частной собственности, свободы слова,
равенства всех перед законом и религиозную терпимость" стратегическими целями
внешней политики США в исламском мире, придерживаясь того мнения, что
"по-настоящему сильное государство предоставит законные пути для выражения
альтернативных точек зрения всем группам, придерживающимся ненасильственных
методов достижения своих целей";
и
- принимая во внимание, что в своих
резолюциях и законодательных актах Конгресс США выражал пожелание о проведении
более глубоких преобразований в Центральной Азии, а совсем недавно установил
помощь Узбекистану в зависимость от успешности выполнения им своих обязательств
в области прав человека и демократии перед Соединенными Штатами
Конгресс США постановляет:
Конгресс считает, что
1. Правительствам Казахстана, Кыргызстана,
Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана следует активизировать проведение ими
демократических реформ и выполнить свои обязательства в области прав человека, в
том числе:
освободить из-под стражи всех арестованных
за мирную политическую деятельность или выражение своих политических убеждений и
религиозных верований ненасильственными методами;
провести полномасштабное расследование
всех вероятных обвинений в применении пыток и наказать виновных;
обеспечить свободное и беспрепятственное
функционирование независимых средсв массовой информации, независимых
политических партий и неправительственных организаций, как официально
зарегистрированных, так и нет;
разрешить свободное совершение религиозных
отправлений и прекратить преследование членов незарегистрированных религиозных
групп и конфессий;
обеспечить проведение свободных,
конкурентных и честных выборов;
предать гласности данные о своих доходах и
наказать виновных в коррупции;
2. Президенту Соединенных Штатов,
Государственному секретарю и Министру обороны следует:
продолжать обсуждать с государствами
Центральной Азии на самых высоких правительственных уровнях каждый случай
преследований по политическим или религиозным мотивам и требовать большего
уважения прав человека и демократических свобод при любой дипломатической
возможности;
принимать во внимание положительные сдвиги
в отношении целей, обозначенных в параграфе 1, при определении уровня и частоты
дипломатических контактов Соединенных Штатов с правительствами
центрально-азиатских государств, предоставления помощи и характера военного
сотрудничества Соединенных Штатов со странами региона;
обеспечить неукоснительное соблюдение
Закона о выделении средств на операции за рубежом для гарантии, что помощь
Соединенных Штатов не пойдет финансирование сил в Центральной Азии, нарушающих
права человека;
последовать рекомендациям Комиссии
Соединенных Штатов по свободе религии в мире, присвоив Туркменистану статус
страны, требующей особого внимания в соответствии с Законом о свободе религии в
мире от 1998 г., и дав ясно понять Узбекистану, что страна также подвергается в
этом отношении риску, если ситуация там не улучшится;
оказывать давление на правительство
Туркменистана с тем, чтобы оно обеспечило соблюдение права арестованного лидера
оппозиции Бориса Шихмурадова на справедливое судебное разбирательство и
освободило из-под стражи демократических активистов и членов их семей, а также
призвать правительство России не подвергать экстрадиции в Туркменистан членов
оппозиции этой страны;
работать с правительством Казахстана над
созданием в стране такого политического климата, где нет места запугиваниям и
преследованиям, включая освобождение политических заключенных и разрешение
вернуться в страну политическим ссыльным, в первую очередь – Акежану
Кажегельдину, а также над снижением уровня коррупции среди правительственных
чиновников, в том числе призвать правительство Казахстана сотрудничать с
Департаментом юстиции США в проводимом им расследовании;
использовать программы помощи Соединенных
Штатов для поддержки частных лиц, НПО и СМИ в Центральной Азии, которые
способствуют большей открытости общества, поддерживают жертвы злоупотреблений в
области прав человека и вскрывают факты коррупции.
Возросшие объемы помощи Соединенных Штатов
правительствам стран Центральной Азии, ставшей возможной благодаря их
сотрудничеству в войне в Афганистане, могут предоставляться в дальнейшем только
в случае значительного прогресса и последовательного продвижения по направлению
к целям, обозначенным в параграфе (1).
|