РИА «Новости», 27 мая 2003 Миграции на постсоветском пространстве
В России зарегистрировано почти
полмиллиона беженцев.
Больше всего из Казахстана
По состоянию на 1 апреля 2003 года в России насчитывалось
472,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Такую информацию распространил в
понедельник Госкомстат со ссылкой на данные Федеральной миграционной службы МВД РФ.
Большинство вынужденных переселенцев и беженцев (около
43%, или 202,5 тыс. человек) составляют бывшие жители Казахстана.
Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем
регионам России, отмечается в сводке Госкомстата, однако наибольшей
популярностью среди них пользуется Северная Осетия. Ее выбрали новым местом
жительства 31 тыс. беженцев. На втором месте Ингушетия (здесь поселились 28 тыс.
вынужденных мигрантов), на третьем - Оренбургская область (23 тыс. человек).
Всего за первый квартал текущего года в Россию прибыли
477,5 тыс. мигрантов, выехали из страны за тот же период почти 464,5 тыс.
человек.
Миграционный прирост населения по сравнению с первым
кварталом прошлого года сократился на 16,7 тыс. человек. В частности, сократился
приток мигрантов в Россию практически из всех стран СНГ и Балтии (за исключением
Туркмении), отмечает Госкомстат.
Пора домой!Виктор Михайлов
29 мая 2003г, в Москве состоялось заседание
Экспертной комиссии по разработке проектов программ добровольного переселения
представителей коренных народов России, оказавшихся после распада СССР за
пределами Российской Федерации. Вела заседание заместитель руководителя
Департамента по делам вынужденных переселенцев ФМС МВД России, заместитель
руководителя комиссии Воробьева О.Д. На заседании были
представлены Минтруд, МНС, МВД, Институт этнологии и антропологии
РАН, Госкомстат, ФПС России, Мин. эконом развития, Институт стран СНГ, от
которого в состав Экспертной комиссии направлен автор.
Главным, в повестке дня, стоял вопрос «О рассмотрении
предложений по разработке государственных программ добровольного переселения
представителей коренных народов России, оказавшихся после распада СССР за
пределами Российской Федерации».
Экспертная комиссия была
создана решением Межведомственной рабочей группы по подготовке
предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской
Федерации при МВД России. Решение Межведомственной рабочей группы о
разработке государственных программ добровольного переселения представляется
своевременной мерой исходя из существующих геополитических и
демографических долговременных целей и задач развития Российской
Федерации. Как известно, значительная инерционность демографических
процессов не позволяет рассчитывать в ближайшие 10-15 лет на преодоление
демографического кризиса в стране, истоки которого берут своё начало далеко за
пределами ХХ века.
Согласно Расчетам Госкомстата России к концу 2015года
численность населения России составит не более 135 млн. человек по сравнению со
145 млн. человек в 2002 году, или уменьшится на 10 млн. человек.
При этом следует иметь в виду, что за пределами 2007 года
пройдут крайне негативные для экономики страны изменения структуры населения. За
2001-2015 годы численность населения в трудоспособном возрасте (основном
источнике формирования трудовых ресурсов) уменьшится на 6,7 млн. человек, в
возрасте моложе трудоспособного – более чем на 7 млн. человек, а в возрасте
старше трудоспособного наоборот произойдет увеличение на 3,5 млн. человек.
По-прежнему в наиболее сложном положении будут находиться районы Дальнего
Востока, Крайнего Севера, Нечерноземья, приграничные с Казахстаном и КНР
территории, малые города, а также моногорода России – города, порожденные
гигантами советской индустрии.
С другой стороны, развивающаяся экономика России
(особенно богатые сырьевыми ресурсами восточные регионы) с каждым годом будет
испытывать потребность в дополнительных трудовых ресурсах. Таким образом, со
всех точек зрения другой альтернативы для России, кроме как привлечения на
постоянное место жительства и работу в Российскую Федерацию этнических россиян
не существует.
Исходя из складывающейся экономической и
демографической обстановки в России на рассмотрение участников заседания
было предложено шесть программ:
1.Программа «Привлечение мигрантов в малые и средние
города Российской Федерации до 2010 года.
2.Программа «привлечение мигрантов в трудонедостаточные
регионы РФ для развития сельскохозяйственного производства на 2004-2010годы»
3. Программа «Заселение приграничных территорий Сибири и
Дальнего Востока на 2004-2005годы».
4. Программа «Сокращение оттока населения из районов
Дальнего Востока на 2004-2010 годы».
5. Целевая программа «Предоставление
образовательных услуг в высших и средних специальных учебных заведениях
Российской Федерации молодежи из государств –участников СНГ и стран Балтии на
2004-2010 годы».
6. Программа «Социально-культурная адаптация, воспитание
межкультурного общения, толерантного поведения населения и мигрантов». В ходе
обсуждения, наиболее интересно и по-деловому конкретно выступила представитель
Минтруда Власова Н.И. По её мнению в условиях сокращения количества
федеральных целевых программ предложение о разработке 6 новых программ вряд ли
получит одобрение в Правительстве РФ. В связи с этим целесообразно
подготовить и внести в Правительство РФ предложение о разработке одной программы
«О содействии добровольному переселению представителей коренных народов России,
оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации», в которой
можно предусмотреть разработку соответствующих подпрограмм.
Выступивший на заседании Экспертной комиссии
представитель Института стран СНГ указал на необходимость проведения оценки
потенциала регионов России и потребностей самих переселенцев. Нужно четко
представлять перспективы развития регионов и их потребностей в рабочей силе с
учетом их возможностей по обустройству мигрантов - с одной стороны. И необходимо
выявить пожелания соотечественников, желающих вернуться в Россию, о месте
их будущего проживания, потребности в работе, обучении - с другой. Он обратил
внимание присутствовавших на необходимость совершенствования нормативно-правовой
базы по вопросам содействия добровольному переселению этнических россиян в
Россию: подготовку межправительственного соглашения между Российской Федерацией,
странами - участниками СНГ и странами Прибалтики об оказании
государственной поддержки добровольному переселению этнических россиян в
Российскую Федерацию. Подготовку и принятие Федерального закона «О репатриации в
Российскую Федерацию», предусматривающего порядок получения статуса репатрианта,
его права и обязанности, меры и объем государственной поддержки репатриантов со
стороны государства. Внесение изменений и дополнений в законы Российской
Федерации «О гражданстве», «О таможенной службе», «Об образовании». При
подготовки программ необходимо предусмотреть создание отделов по переселению при
посольствах России в странах СНГ и Прибалтики. А при реализации - установление
контактов и взаимодействие отделов по переселению с общественными объединениями
соотечественников и возможном проведении эксперимента по переселению в одном из
регионов России. Коснувшись предложенных программ, он высказал сомнение по
поводу сроков их реализации: вряд ли за 2004-2005 год удастся заселить
приграничные территории Сибири и Дальнего Востока. Тем более, что
сам подготовительный период займет не менее года.
Бурную, но кратковременную дискуссию, вызвало
категоричное заявление представителя института этнологии и антропологии РАН
Филипповой Е.И. о юридической несостоятельности терминов «россияне» и
«соотечественники», ущемляющие, по её мнению, права некоренных народов,
проживающих в России и предложившей не употреблять их при обсуждении данного
вопроса. На это ей было замечено, что если бы не было российских
соотечественников, то и не было бы обсуждаемого вопроса. А что касается
юридической правомочности термина «российские соотечественники», то она
закреплена в законе о соотечественниках принятом Государственной Думой еще пять
лет назад.
В заключении была принято решение одобрить
представленные на рассмотрение членам Комиссии предложения по разработке
проектов программ добровольного переселения представителей коренного населения
России, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации.
Доработать предложения по разработке проектов программ с учетом состоявшегося
обсуждения на заседании Комиссии. Внести изменения в проект плана разработки
проектов программ добровольного переселения с учетом замечаний и предложений и
направить доработанные, с учетом мнений экспертов, материалы в Межведомственную
рабочую группу по совершенствованию миграционного законодательства Российской
Федерации.
Создание и реализация предложенных программ,
несомненно, будет способствовать обеспечению роста численности населения и
трудовых ресурсов экономического и демографического развития России. Будет
способствовать развитию регионов и росту населения, реализации
интеллектуального и трудового потенциала соотечественников, становлению
демократического общества и обеспечит соблюдение принципов национальной
безопасности Российской Федерации.
Время Новостей, 20 мая 2003 Гражданская ошибка. Россия намерена отказаться от силовой миграционной политикиИрина Белашева
Обещание Владимира Путина изменить миграционную политику
страны с недоумением восприняли представители силовых структур и с энтузиазмом -
лидеры российской диаспоры в странах СНГ и общин переселенцев в самой России.
Обращенная к Федеральному Собранию просьба главы государства как можно скорее
скорректировать действующий менее года новый закон о гражданстве не только
является признанием президентом собственных ошибок, но и своеобразным извинением
перед миллионами соотечественников за рубежом. Ведь именно по инициативе и под
давлением пропрезидентских фракций в 2002 году Госдумой был принят закон «О
гражданстве», ужесточающий условия получения российского паспорта. Одновременно
с этим усилилась и силовая составляющая миграционной политики - службу, ведающую
делами приезжих, «для наведения порядка» передали в подчинение МВД. В пылу
построения миграционной «вертикали» Кремль оставил без внимания аргументы своих
оппонентов - в основном, из правых партий. Теперь же президент в своем послании
буквально процитировал зампредседателя партии «Яблоко» Сергея Митрохина, который
год назад предупреждал, что новый закон «О гражданстве» «фактически ставит
барьер на пути притока человеческих ресурсов, которые нужны в первую очередь для
решения экономических задач и демографических проблем». Владимир Путин признал,
что законы, которые «были призваны навести порядок в миграционных потоках,
сделать их прозрачными», не способствуют решению этих задач, скорее создают
серьезные проблемы для большого количества людей.
Юристы, помогающие нашим соотечественникам из
сопредельных государств получить российское гражданство, считают, что
представителям диаспор во время последних поездок Владимира Путина по СНГ,
наконец, удалось донести до президента реальную картину происходящего в
посольствах и ОВИРах. «Пять лет с видом на жительство, три года в ожидании вида
на жительство, и везде жуткая разрешительная система, проверки, длительные сроки
рассмотрения документов. Поэтому даже те, кто имеет, казалось бы, основания
получить российское гражданство (например, родился на территории России), сейчас
фактически могут сделать это только в судебном порядке», - рассказал
корреспонденту газеты «Время новостей» консультант адвокатского бюро «Аксенов и
партнеры» Сергей Сычев. Сегодня эти человеческие трагедии даже не удивляют своей
абсурдностью. Например, живущий в Москве почти 20 лет после окончания
аспирантуры преподаватель МГУ родом из Белоруссии, который просил не называть
своей фамилии, считает, что в том числе и о нем говорил президент Путин, как о
«лице без гражданства в своей собственной стране». «Эти люди, которые приехали к
нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из
них служили в российской армии», - заявил в послании президент, подчеркнув, что
более миллиона человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до
принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной
ситуации. Владимир Путин, как известно, призвал парламентариев по возможности
скорее исправить закон. «Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна
эффективная иммиграционная политика», - подчеркнул он в своем послании. Но
ученые-демографы и правозащитники считают, что одними исправлениями закона
эффективности не добиться, нужно пересматривать не только нормативные акты, но и
корректировать общую миграционную политику, меняя ее силовой вектор на
экономический. «В принципе Закон о гражданстве соответствует международным
нормам, -- пояснила корреспонденту газеты «Время новостей» заведующая
лабораторией анализа и прогнозирования миграции населения Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская. -- Но
международным нормам не соответствуют условия в России. Мигранты - это вопрос
нашего национального дохода, темпов экономического роста. И в первую очередь
нужны преференции, упрощенная процедура регистрации выходцам из стран бывшего
СССР, если мы не хотим, чтобы рабочие места занимали выходцы из Азии».
Учитывая последние настроения Кремля, чаяния демографов
могут получить развитие. Тем более что на роль проводника миграционной политики
государства помимо «проштрафившегося» МВД претендует и Минтруда. Во всяком
случае глава этого ведомства Александр Починок одним из первых откликнулся на
выступление Владимира Путина и вчера перед встречей с президентом заявил, что
«Россия уже сегодня нуждается в дополнительных рабочих руках, а спустя еще
несколько лет в связи с неблагоприятными демографическими прогнозами эта
проблема станет еще острее». Министр высказался за «упрощение заполнения
возникающих вакансий гражданами из стран ближнего зарубежья» и предложил не
просто отменить систему квотирования для иностранных рабочих из стран СНГ, но и
сделать рынок труда в России открытым. Более того, г-н Починок немедленно
продемонстрировал, как это можно сделать, подписав со своим азербайджанским
коллегой Али Нагиевым соглашение о сотрудничестве в подготовке социальных
кадров, пенсионном обеспечении иностранных рабочих в обеих странах.
Время МН, 29 мая 2003 Репатрианты спасут Россию
Закон о репатриации - давняя мечта
российских переселенцев
Открытый разговор - Владимир Лукин, вице-спикер Госдумы
РФ.
Предисловие - Лидии Графовой.
Впервые я услышала про эту мечту еще в 91-м, когда
приехала в Душанбе, где только что отгремели кровавые февральские погромы.
По улицам города носились грузовики под зелеными
знаменами, и люди в зеленых повязках на головах кричали в рупор: "Русские, не
уезжайте! Нам нужны рабы!". В Таджикистане образовалось тогда двадцатитысячное
общество "Миграция", записывались в него люди разных национальностей, в том
числе и таджики, настроенные на отъезд, но в основном, конечно, русские. Помню с
какой тоской они, русские, рассказывали, что после погромов Израиль прислал
самолет и забрал всех душанбинских евреев, Греция предложила выехать всем
грекам. "И только мы, русские, оказались никому не нужны".
Два месяца назад вице-спикер Госдумы РФ В.П.Лукин,
отозвавшись на предложение исполкома "Форума переселенческих организаций",
создал инициативную группу по разработке концепции закона "О репатриации в
Российскую Федерацию". Министрам десяти министерств были разосланы письма с
просьбой выделить экспертов в эту группу. Хоть просьба Лукина была неформальной,
министры на удивление дружно откликнулись. Даже представитель обычно
недоступного Минфина пришел на заседание в Госдуму.
Теперь, когда президент раскритиковал закон "О
гражданстве", работа над проектом закона "О репатриации" может стать особенно
актуальной. Однако уже сегодня выявился ряд трудностей, которые кажутся порой
непреодолимыми.
Вице-спикер Госдумы Владимир Лукин отвечает на вопросы
известной правозащитницы, председателя Координационного совета помощи беженцам и
вынужденным переселенцам Лидии Графовой.
Лидия Графова - Владимир Петрович, некоторые эксперты
считают, что в условиях нашей многонациональной страны закон о репатриации
неизбежно будет иметь шовинистический оттенок.
Владимир Лукин - Я не побоюсь сказать, что в проблеме
репатриации "русский вопрос" меня волнует больше всего. Потому, во-первых, что
после распада Союза "отрезанными" от России оказались 25 миллионов русских.
Русский народ действительно можно назвать разделенным народом. И, во-вторых,
именно русские в ближнем зарубежье стали мишенью для местных националистов. Это
к ним приклеилось клеймо "оккупантов", это на их плечи - ни в чем неповинных
конкретных людей - упала тяжесть имперской вины. Но надо быть просто недалеким
человеком, чтобы допускать мысль, что закон о репатриации касается только
возвращающихся русских. А татары, башкиры, адыгейцы? А представители других
российских народов, у которых нигде, кроме России, нет родины?
Большинство известных мне законов о репатриации
базируется на так называемом "принципе крови", то есть национальность - главный
критерий. Для нас это не годится. Есть еще "принцип почвы". Но и он
недостаточен, чтобы охватить всех российских репатриантов. Вот евреи, немцы,
армяне не одно столетие живут в России, а своих "коренных" территорий не имеют.
И что если, например, потомки российских немцев, которых судьба занесла в
Узбекистан, захотят вернуться на землю своих предков, разве они не репатрианты
для России?
Л.Г. - Что касается "принципа почвы", то здесь мы
получили интересный комментарий от юристов Института Егора Гайдара. Они пишут,
что наличие у той или иной этнической группы "своего
национально-территориального образования" не может быть критерием для
определения репатрианта хотя бы потому, что своего "территориального
образования" нет в России, как ни странно, у русских.
В.Л. - Репатриант, по-моему, это человек, который сам
родился в России или же здесь родились его предки (допустим, до второго колена).
Репатриант не просто владеет русским языком, но и разделяет духовные ценности
русской культуры. Думает по-русски. Считает Россию своей родиной.
Л.Г. - Но как все эти тонкости сформулировать в
законе?
В.Л. - Конечно, необходима тонкая и тщательная
юридическая проработка всех деталей. Однако принцип, думаю, совершенно ясен:
закон "О репатриации" должен открыть зеленую улицу для тех наших
соотечественников, которые сами чувствуют себя россиянами. И эти люди нам очень
нужны.
Не стоит бояться, что все репатрианты сразу кинутся
переезжать в Россию. Не будет этого, мигранты знают, какое это мучение - в
условиях нынешнего рыночного шторма начинать жизнь с нуля. Но само сознание, что
родина помнит о них и готова их принять, укрепит их социальный статус, защитит в
конце концов от преследований и унижений на их малой родине.
Л.Г. - Ругать закон "О гражданстве" сегодня стало общим
местом, а я хочу напомнить вам, Владимир Петрович, о Всероссийском чрезвычайном
съезде в защиту мигрантов. Так вот, еще год назад съезд так оценил ситуацию:
"Новый закон "О гражданстве РФ" фактически опускает железный занавес перед
нашими соотечественниками, желающими переехать в Россию". Нас тогда не услышали.
Почему же президенту потребовался целый год, чтобы понять в общем-то
очевидное?
В.Л. - Вместо того чтобы критиковать президента, стоит,
наоборот, порадоваться, что он нашел в себе мужество признать ошибку, на которую
его толкнули ретивые советники. Запугивают президента взятыми "с потолка"
ужасающими цифрами о числе нелегальных мигрантов. Президент должен, конечно, в
первую очередь заботиться о безопасности всей страны, и неконтролируемая
миграция представляет известную угрозу для общества. Но нельзя же вместе с водой
выплескивать ребенка. Россия, остающаяся до сих пор самой большой по территории
страной в мире, стремительно обезлюдивает, теряя по 700 тысяч человек в год. Как
признал президент в том же послании Федеральному собранию, наша страна крайне
нуждается в новых энергичных людях. И только мигранты могут спасти Россию от
грозящей нам демографической катастрофы. И как же это неразумно, даже преступно
отказываться от огромного человеческого богатства, которое досталось России
после распада Союза. Репатрианты, о которых мы с вами ведем речь - это же в
основном квалифицированные (готовые!) специалисты с родным для нас менталитетом,
с особо выраженной мотивацией труда. При чем тут борьба с нелегальной
миграцией?
Чиновники, которые в каждом мигранте, да и в каждом
россиянине, готовы видеть преступника, просто не в состоянии думать о
безопасности страны. Мигранты, репатрианты для них - только ненужная головная
боль. И вот если людям такого кругозора будет доверено решать судьбу страны, то
в скором времени у нас не будет ни безопасности, ни самой страны.
Л.Г. - Президент не раз говорил, что скудость российского
бюджета не позволяет нам принимать "затратные" законы. А можно ли привлечь в
Россию репатриантов без экономических стимулов?
В.Л. - Главная преференция репатрианта - это гражданство,
получаемое сразу, без той многоступенчатой процедуры, которую сегодня можно
пройти в лучшем случае за восемь лет. А дальше, став гражданином, репатриант
пользуется теми же правами, что и другие россияне. Это будет справедливо.
Л.Г.- Но россияне, как бы бедны они ни были, имеют крышу
над головой. А как можно звать репатриантов, допустим, в Сибирь, не предложив им
кредита на жилье, земельных наделов и других льгот?
В.Л. - Если государству нужны люди там, куда по своей
воле они не едут, значит, государство должно найти ресурсы, не жмотничать.
Думаю, что в закон "О репатриации" мы обязательно заложим создание
репатриационного фонда. Почему бы нашим олигархам, если они и правда патриоты,
не вложить часть своих несусветных капиталов в обеспечение действительной
безопасности России? И пусть бы президент собрал их, обратился бы к их совести,
пообещал бы увековечить память об их щедрости. А почему в самом деле не
поставить самому щедрому памятник рядом с монументом Минину и Пожарскому?
Л.Г. - Вы шутите, Владимир Петрович, а ведь из-за
драконовских законов о гражданстве и о положении иностранцев миграция в Россию
сегодня уже прекратилась. И вряд ли этот состав Думы успеет принять закон,
стимулирующий приезд в Россию соотечественников, которые нам так нужны. Чем быть
"нелегалами" в России, они уж лучше поедут в благополучные европейские
страны.
В.Л. - Если будет политическая воля, этот судьбоносный
законопроект "О репатриации" может пройти зеленой улицей. И конфуз с
гражданством будет, надеюсь, хорошим уроком. Страна воочию убедилась, что такое
"управляемая демократия", которой дирижирует всевластная бюрократия. Неужели
снова будем наступать на те же грабли?
rusedina.org, 29 мая 2003 Российский рынок заинтересован в мигрантах
Российский рынок труда заинтересован в использовании
трудовой силы из стран СНГ, сообщил 28 мая министр РФ по национальной политике
Владимир Зорин.
По его словам, рабочие из стран СНГ "обладают хорошими
навыками в строительстве, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности и
в сфере обслуживания". При этом министр обратил особое внимание на проект
соглашения между правительствами России и Таджикистана о трудовой деятельности и
защите прав граждан обеих стран, которое будет рассмотрено на заседании
правительства России в четверг, 29 мая.
По мнению Зорина, этот документ позволит регламентировать
"многие вопросы деятельности трудовых мигрантов, поскольку он регулирует вопросы
трудовой деятельности граждан Таджикистана в России и россиян – в Таджикистане".
По его мнению, данный документ вытекает из соглашения "О сотрудничестве в
области трудовой миграции, социальной защиты трудящихся-мигрантов
государств-участников СНГ".
Владимир Зорин также отметил важность проекта
федерального закона "О ратификации соглашения между правительством РФ и
правительством Литвы о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на
территории России и Литвы" (Соглашение о реадмиссии), которое правительство
также рассмотрит 29 мая. Министр отметил, что документ создает "хороший фон
сотрудничества со странами СНГ и Балтии". В то же время, как подчеркнул источник
в правительстве РФ, соглашение о реадмиссии напрямую связано с проблемой
Калининградской области. "Российские власти пошли на этот шаг, так как
соглашение было одним из условий со стороны Литвы для упрощенного проезда
российских граждан через территорию этой страны в Калининградскую область", –
отметил источник.
Интерфакс, УНИАН, 7 мая 2003 Межпарламентская комиссия изучит трудовую миграцию из Украины в Россию
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин
считает необходимым подписание украинско-российского соглашения для
законодательного урегулирования трудовой миграции из Украины в Россию. "Этот
вопрос актуален для нас", - подчеркнул В. Литвин на совместной пресс-конференции
в Киеве с председателем Совета федерации Федерального собрания России Сергеем
Мироновым. По словам украинского спикера, на сегодняшний день нет точной цифры
граждан Украины, работающих в России. "Не секрет, что они не защищены, в том
числе от преступных посягательств", - подчеркнул он. В. Литвин подчеркнул, что
этот вопрос необходимо урегулировать законодательно, добавив, что для этого
необходимо подписать соответствующее соглашение, которое бы защищало людей,
временно работающих в России. Он напомнил, что подобные соглашения Украина уже
подписала с рядом европейских стран. "Это нужно делать как можно быстрее", -
подчеркнул В. Литвин. По его словам, в Верховной Раде Украины в ближайшее время
состоятся парламентские слушания, посвященные украинско-российским отношениям, в
ходе которых будет также обсуждаться вопрос о пребывании в России трудовых
мигрантов из Украины.
С. Миронов отметил, что они планируют поручить
межпарламентской комиссии проработать вопросы, связанные с ратификацией
соглашения. В частности, по его словам, необходимо сделать все, чтобы поездки в
Украину и Россию были максимально упрощены для граждан этих стран.
|