Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



КоммерсантЪ,
19 мая 2003

Аслан Абашидзе пошел в последний и решительный бой

Руководство Республики Аджария отказалось впредь перечислять налоги в бюджет, контролируемый нынешним официальным руководством Грузии. Это означает лишь одно: лидер Всегрузинского союза возрождения, аджарский президент Аслан Абашидзе пошел в решительную атаку за власть в стране.

Внешняя сторона конфликтной ситуации предельно проста. Федеральный бюджет Грузии образуется преимущественно из вспомоществования западных государств и многочисленных международных фондов. Вторая по объему поступлений статья доходов - "тарифы за транзит грузов" в Армению. Далее идет всякая местная мелочовка "на карманные расходы". Это "налоговые слезы" от отдельных предприятий, еще подающих признаки жизни, и "сборы от регионов" -- в основном от платежеспособной и до поры безукоризненно выполнявшей свой долг перед тбилисским истеблишментом Аджарии. В статье расходов федерального бюджета теоретически предусмотрены различные "трансферты в регионы", которые фактически являются лишь одним из способов приватизации бюджетных средств. В Аджарию федеральные платежи почти не поступали. В результате официальная задолженность Тбилиси перед республикой перевалила за $70 млн.

В субботу глава Аджарской республики Аслан Абашидзе, напомнив, что автономия "получала из центрального бюджета гораздо меньше средств, чем было утверждено в бюджетных статьях", объявил, что впредь "все налоговые сборы будут распределяться на месте". Причина же внезапно исчерпавшегося терпения - подписанный накануне президентом Шеварднадзе указ о назначении очередных парламентских выборов на 2 ноября. А на предстоящие выборы нужны деньги всем.

Батуми уже более десяти лет является оплотом оппозиции проводимому тбилисской правящей группировкой курсу. Потомок рода владетельных князей Аджарии Аслан Абашидзе не скрывает своего неприятия как внутренней политики Грузии, так и внешней, которая, по формулировке покойного лидера военизированной организации "Мхедриони" Джабы Иоселиани, сводится к формуле "Пусть мне будет очень плохо, но России немного хуже".

Глава Аджарии считает, что российская дивизия в Батуми (ныне 12-я российская военная база) и есть та сила, которая, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, оградила регион от войны и разграбления. Географическое положение Аджарии, сделавшее ее век назад богатым контрабандистским центром, позволило ей зарабатывать на приграничной торговле с Турцией, получать свою умеренную долю от армянского транзита, поддерживать в дееспособном состоянии местное производство.

Правда, так и не реализовалась вожделенная мечта Аслана Абашидзе о свободной  экономической зоне в республике. Активную работу в разработке проекта СЭЗ вел один из наиболее видных политиков Грузии, лидер партии традиционалистов Акакий Асатиани. Работа над вариантами проекта шла в том числе и в Москве. В частности, при разработке проекта Калининградской СЭЗ одновременно прорабатывались и аджарские особенности. Еще над одним вариантом работали в группе "Мост". Однако в какой-то момент Аслан Абашидзе решил ориентироваться на "своих людей" - юристов из Аджарии. Результат: крах незавершенной безграмотной разработки и клеймо сепаратиста. И как следствие -- весомый пропагандистский козырь в руках его оппонентов и провал на прошлых парламентских выборах в 1999 году. С того поражения в актив уже 63-летнему политику прибавились отлаженные связи с влиятельнейшей в Грузии армянской общиной, контакты с самозабвенно оппозиционной Тбилиси областью Мегрелия, а также статус спецпредставителя президента Грузии по урегулированию конфликта в Абхазии. Весьма велика вероятность, что на Батуми переориентируются окончательно потерявшие доверие к окружению президента Шеварднадзе представители независимых от бюджетных вливаний деловых кругов. Ведь альтернатива для них разве что отколовшиеся недавно от Эдуарда Шеварднадзе объединенные в партию "зеленых".

Вот и встал перед Асланом Абашидзе со всей остротой вопрос денег. Хотя бы потому, что больше шанса на завоевание власти в Грузии у него уже не будет. Но самое страшное в отказе Аджарии от уплаты налогов в госбюджет для Тбилиси не в в сумме потерянных аджарских денег. Ради них глава тбилисского правительства Автандил Джорбенадзе не помчался бы в Батуми искать компромисс с Асланом Абашидзе. Дело в том, что руководство МВФ предупредило Тбилиси, что прекратит помощь Грузии, если взаимоотношения центра и автономии в бюджетной сфере не будут должным образом отрегулированы. А это суммы на порядки больше, чем аджарские налоги.




Независимая газета,
27 мая 2003

Кочарян перепутал урны

Елена Байкова

В Армении состоялись выборы в национальный парламент

Прошедшие в минувшее воскресенье в Армении выборы в Национальное собрание признаны состоявшимися. По предварительным данным на момент сдачи номера, в парламентских выборах лидирует правящая Республиканская партия Армении (РПА) - 22% голосов избирателей. Следом идет оппозиционный блок политических сил "Справедливость" (15,6%). Далее следует партия "Оринац Еркир" ("Страна закона"), армянская революционная федерация "Дашнакцутюн", партия "Национальное единение" и Либерально-демократический союз Армении. Остальные партии, по предварительным подсчетам, не преодолели требуемого пятипроцентного рубежа. По данным Центризбиркома страны, в выборах приняли участие около 50% избирателей.

Несмотря на заявления наблюдателей от СНГ о признании выборов легитимными и демократическими и представителей Центризбиркома об отсутствии серьезных нарушений, армянская оппозиция убеждена в фальсификациях на избирательных участках. По ее данным, во время выборов были случаи избиения доверенных лиц кандидатов в депутаты и даже одного местного наблюдателя. Глава армянской парламентской делегации в ПАСЕ, председатель комиссии по внешним вопросам парламента Армении Ованес Ованнисян от дальнейшей борьбы на выборах отказался, назвав процесс голосования на своем участке позорным и отозвав своих наблюдателей. Председатель партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян обратился с заявлением о нарушениях в ходе избирательной кампании к наблюдателям ОБСЕ. Да и сами представители мисий ОБСЕ и ПАСЕ в Армении Роберт Барри и лорд Рассел-Джонстон заявили вчера журналистам, что прошедшие 25 мая выборы не соответствовали международным демократическим стандартам. В воскресенье вечером уже после завершения голосования в селе Шаумян Араратской области Армении были ранены глава сельской общины, председатель избирательного участка, а также доверенное лицо от блока "Справедливость". Местный житель, вооруженный автоматом, убил поспорившего с ним односельчанина, заодно ранив членов избирательной комиссии.

Не обошлось и без недоразумений. Первым, кто перепутал урны для бюллетеней по выборам в парламент и по конституционным преобразованиям, был сам президент Роберт Кочарян. После чего было принято решение не считать недействительными те бюллетени, которые оказались не в той урне. Сам Кочарян проголосовал за одну из тех партий, с которыми он сотрудничает и которые содействуют реализации его программ. Президент также заявил журналистам, что рассматривает возможность создания коалиционного правительства Армении, которое возглавит представитель партии, набравшей на нынешних выборах наибольшее число голосов. Отвечая на вопрос, войдут ли в состав коалиционного правительства представители оппозиции, Кочарян сказал, что в подобном случае объединяются несколько политических сил, которые берут на себя общую ответственность за деятельность исполнительной власти, поэтому, если оппозиция входит в коалицию, то она более не является оппозицией. Коснувшись пакета конституционных поправок, Роберт Кочарян отметил, что планка достаточно высока и трудно будет набрать столько голосов "за". Причем глава государства, по его словам, проголосовал за пакет конституционных поправок.

Лидер правящей РПА, премьер-министр Андраник Маркарян отдал свой голос "в пользу государства, РПА и изменений в Конституции". По поводу предстоящих кадровых изменений премьер отметил, что если республиканцы наберут большее количество голосов, то вопрос о перестановках будет решаться после 5 июня.

Так же оптимистично настроены представители оппозиции. Кандидат от оппозиционного блока "Справедливость", лидер Народной партии Армении Степан Демирчян заявил, что при проведении даже относительно справедливых парламентских выборов в Армении оппозиция вправе рассчитывать на получение парламентского большинства.




Независимая газета,
29 мая 2003

Буш сколотил антииранскую коалицию.

Дмитрий Суслов, Ариф Усейнов (Баку)

Для ударов по Тегерану он намерен использовать территории Азербайджана и Грузии.

Как стало известно "НГ" из дипломатических источников, Пентагон уже разработал план военного удара по Ирану с целью свержения там исламского режима. Военная акция призвана стать дополнением к восстанию, на которое рассчитывает Пентагон. Процесс утверждения Белым домом соответствующих документов почти завершен.

Плацдармом для удара по Ирану станет Ирак. Кроме того, для осуществления военной операции предполагается задействовать территории Азербайджана и Грузии (не имеющей с Ираном общей границы). По нашим данным, уже существует договоренность между Пентагоном и правительством Гейдара Алиева о размещении в Азербайджане вооруженных сил США.

Об этой договоренности, как сообщает наш источник, стало известно иранской разведке. После чего Тегеран направил в Баку депешу, смысл которой сводится к тому, что размещение американского контингента будет рассмотрено как агрессивный акт и Иран оставляет за собой право нанести по Азербайджану упреждающий удар.

Итак, в непосредственной близости от российских границ в ближайшее время могут быть развернуты силы для свержения иранского режима. В кулуарах власти в Баку вовсю обсуждают возможность вовлечения Азербайджана в антииранскую кампанию. Как представляется, Баку не осмелится ослушаться США. Однако участие Азербайджана в любой акции против руководства соседнего государства приведет к открытой конфронтации в регионе.

Сохраняя внешне добрососедские отношения с Тегераном, Баку в то же время не забывает о том, что Иран всегда стремился видеть Азербайджан экономически слабым и зависимым. Кстати, Тегеран до сих пор протестует против привлечения американских нефтяных компаний к разработке месторождений на азербайджанском шельфе Каспия.

Судя по всему, "иранская тематика" находится в активной разработке азербайджанских спецслужб. Косвенным доказательством этого служит соответствующая подготовка общественного мнения. Недавно лидеры Исламской политической партии, стремящиеся установить в Азербайджане исламское государство, были уличены в связях с иранскими спецслужбами.

Официальные лица в Баку предпочитают не комментировать столь щекотливый вопрос: откажется ли Гейдар Алиев от участия в американской акции по свержению иранского режима или же примет в ней активное участие? Однако понятно, что "опыт генерала КГБ", который в советские времена участвовал в планах Москвы по свержению шахского режима, для американских стратегов имеет особое значение.

Как бы там ни было, Джордж Буш, поздравляя Алиева с отмечавшимся вчера Днем Республики, назвал Азербайджан надежным союзником США, похвалил его за активную помощь в борьбе с терроризмом и пообещал углубление сотрудничества в строительстве трубопровода Баку-Джейхан.

Смена режима в Тегеране помимо прочего разрушит треугольник сотрудничества Россия-Иран-Армения. Армения может оказаться в блокаде, если лишится возможности пользоваться иранскими транспортными коммуникациями. У республики останется единственный способ общения с внешним миром - воздушным путем и через Грузию, с которой армяне не могут найти общий язык по многим региональным проблемам.

Установление проамериканского режима в Иране автоматически усиливает позиции Турции и ослабляет позиции России на Кавказе. В перспективе регион может оказаться независимым от российских энергоносителей.

Что касается тактических вопросов и сроков начала операции против Ирана, то среди членов администрации США пока нет единства. Заседание ключевых фигур администрации по иранскому вопросу, которое должно было состояться в Белом доме во вторник, перенесено на сегодня.

Недавние теракты в Саудовской Аравии и сообщения разведки о том, что правительство Ирана поддерживает отношения с "Аль-Каидой" и укрывает у себя ее активистов, существенно сблизили позиции Пентагона и госдепартамента. Последний, как официально сообщается, прервал всякие контакты с правительством Мохаммада Хатами и, как пишет "Вашингтон пост", согласился в принципе с необходимостью свержения режима в Тегеране. Тем не менее в госдепе сохраняются опасения, что интервенция может и не способствовать успеху восстания в Иране.

"Наша политика в отношении Ирана не изменилась. Мы не одобряем их поддержку террористической активности. Мы уже в течение нескольких лет заявляли свое негативное отношение к их попыткам создать ядерное оружие", - заявил во вторник госсекретарь Колин Пауэлл. В свою очередь, глава Пентагона Дональд Рамсфелд предостерег Иран от вмешательства в дела соседнего Ирака: Тегеран, дескать, "должен осознать, что все попытки переделать Ирак по собственному образу и подобию будут жестоко пресекаться".

Ядерное досье, как отмечают многие аналитики, является главной причиной усиления давления США на Иран. Тегеран может создать ядерное оружие уже в 2005 году, утверждает Пентагон. По оценкам ЦРУ, этот срок еще ближе. Как пишет "Нью-Йорк таймс", администрация Буша оказала сильнейшее давление на Международное агентство по атомной энергии с тем, чтобы оно представило в ООН критический доклад об иранской ядерной программе. Это может произойти уже 16 июня.

Одновременно усиливается американское давление на Россию и Китай - основных партнеров Тегерана в сфере ядерной энергетики. Москва уже не раз оказывалась под огнем американской критики. И, судя по всему, начинает как-то активнее на нее реагировать.

Во вторник замминистра Георгий Мамедов вызвал в МИД посла Ирана Голямрезу Шафеи и "выразил озабоченность существованием серьезных непроясненных вопросов в связи с ядерными исследованиями в Иране". Была также выражена надежда на нормализацию ирано-американских отношений, "что способствовало бы разрядке напряженности во всем ближневосточном регионе, особенно в условиях, сложившихся там после войны в Ираке". В то же время глава МИД Игорь Иванов выразил вчера надежду, что в Иране не будет осуществлен иракский сценарий. К чему бы это? В Москве, очевидно, располагают достаточной информацией для того, чтобы уже сейчас выражать пожелания по поводу тех или иных сценариев в отношении Ирана.

***

Вся инфраструктура, оставленная Советской армией на территории Азербайджана, полностью разрушена (см. карту-схему). Теоретически ВС США могли бы использовать авиабазы Насосная (ранее там базировался истребительный полк Войск ПВО СССР - истребители МиГ-25), Кюрдамир (ВВС СССР), международный аэропорт Баку, аэродром в Гяндже (104-я воздушно-десантная дивизия ВС СССР), однако большинство этих аэродромов требуют капитального ремонта и переоборудования под стандарты США.

В использовании Габалинской РЛС ВС США нет необходимости. Задачу обнаружения стартов баллистических ракет Ирана они могут с высоким качеством решить собственными силами и средствами.

В случае военного конфликта интенсивная боевая деятельность с этих авиабаз вряд ли возможна, поскольку она потребует масштабного предварительного завоза многих тысяч тонн авиационных боеприпасов и топлива. На переоборудование аэродромов и переброску материальных средств потребуется весьма длительный срок. При наличии авианосцев в акватории Персидского залива капитальное переоборудование азербайджанских баз представляется нерентабельным вложением сил и средств.

Поэтому в случае военного конфликта США-Иран наиболее вероятно использование территории Азербайджана в ограниченных масштабах. Там могут быть размещены:

части ССО (сил специальных операций);

поисково-спасательные службы (поиск и спасение экипажей сбитых самолетов);

разведывательные подразделения (в первую очередь беспилотных летательных аппаратов типа "Предатор").




КоммерсантЪ,
30 мая 2003

"Газпром" беспокоит США своей активностью в Грузии

Дмитрий Бутрин

Компания "Итера" получила неожиданного союзника в борьбе с "Газпромом" за газовый рынок Грузии. В среду состоялись переговоры председателя правления АО "Газпром" Алексея Миллера с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе о сотрудничестве в газовой сфере, а уже вчера посол США в Грузии Ричард Майлз приехал к государственному министру Автандилу Джорбенадзе и резко осудил его за несанкционированные контакты с российской компанией. Это первый случай прямого вмешательства США в бизнес "Газпрома": американцы обеспокоены тем, что поставки российского газа в Грузию снизят экономическую эффективность газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ).

Газопровод БТЭ является частью проекта разработки нефтегазового месторождения Шах-Дениз на каспийском шельфе Азербайджана. Участниками проекта являются англо-американская BP (25,5%), американская Statoil (25,5%), азербайджанская госкомпания ГНКАР, СП ЛУКОЙЛа и итальянской Agip LukAgip, TotalFinaElf, иранская OIEC (по 10%) и турецкая TPAO (9%). Начало строительства газопровода намечено на 2004 год.

Американский посол встречался с Автандилом Джорбенадзе и главой минэнерго Грузии Давидом Мирцхулавой -- эти чиновники накануне общались с Алексеем Миллером. Посол объявил, что Грузия должна заранее извещать США о своих энергетических проектах, в том числе и совместных с российскими компаниями.

Напомним, российско-грузинское соглашение в газовой сфере, которое страны начали готовить после визита господина Миллера в Тбилиси, предполагает создание СП "Грузросгазпром". Ему должны передать в управление сеть магистральных газопроводов, проходящих по территории Грузии в Закавказье. Если это случится, можно будет говорить о полном контроле "Газпрома" за газовым рынком Грузии и Армении: способов доставки газа в Закавказье, кроме как через Россию, нет. Поставки газа только в Грузию оцениваются почти в $100 млн в год (формула цены пока не определена.--Ъ).

Эту монополию в принципе может нарушить проект БТЭ, однако нынешняя ситуация на рынке газа в регионе может заставить BP, оператора проекта, отказаться от "стройки века". Напомним, до сих пор остается незадействованным другой трубопровод в Турцию -- "Голубой поток", СП "Газпрома" и итальянской ENI. Турция просто не нуждается в дополнительном газе. Однако эта страна планируется одним из двух крупных потребителей газа проекта Шах-Дениз. Подписание же "Газпромом" и Грузией соглашения о долгосрочных поставках газа, которое должно стать частью будущего межгосударственного соглашения, выведет из игры Грузию -- второго потенциального потребителя газа БТЭ.

Отметим, что демарш американцев выгоден "Итере". В 2002 году поставки газа в Грузию осуществляла эта компания (поставлено 1,34 млрд куб. м). Вчера ее руководство распространило официальное заявление, что в случае вытеснения ее "Газпромом" с грузинского рынка она будет добиваться немедленного погашения долгов Грузии (около $60 млн.)

На состоявшемся после встречи с послом брифинге стороны всячески старались сгладить скандальность ситуации. Господин Мирцхулава заявил, что "появление 'Газпрома' на нашем рынке никак не повлияет на проект Шах-Дениз: у каждого будет свой сегмент". Господин Майлз заявил, что все, что ему нужно,-- убедиться в перспективах БТЭ.

Кстати, вчера же президент ГНКАР Натик Алиев в Баку заявил, что акционеры Шах-Дениза выделяют Грузии и Азербайджану по $6 млн на "обустройство сел" на территориях, по которым пройдет газопровод. Средства будут распределять "местные неправительственные организации".

Пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов отказался комментировать действия посла, в компании сообщили лишь, что работы над соглашением продолжаются.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ