НГ-Дипкурьер, 26 мая 2003 На пути к «Азиатскому НАТО»Сергей Лузянин
Руководители стран «шанхайской шестерки» соберутся в
Москве
Юбилейные торжества в Петербурге определили место
проведения открывающегося на этой неделе саммита Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС). Его участники встретятся в Москве, хотя ранее планировали
пообщаться в Алма-Ате. Ведь с 1 января 2003 года в ШОС председательствует
Казахстан.
Главные вопросы, стоящие перед ШОС: как повлияла война в
Ираке на организацию и превратится ли нынешний политический клуб из шести
государств в ближайшее время в полноценную международную структуру?
Иракская операция выявила противоречия во внешней
политике членов ШОС. Россия и Китай, как известно, были категорически против
войны, Таджикистан, Казахстан, Киргизия воздержались, заявив о нейтралитете в
"рамках поддержки международного права", а Узбекистан выразил безоговорочную и
полную поддержку военных действий США. После Ирака российские парламентарии, так
же как и их коллеги в Китае и Таджикистане, наконец-то ратифицировали хартию
(устав) ШОС, до чего еще не дошли законодатели Узбекистана, Киргизии и
Казахстана.
Проблема статуса ШОС прежде всего связана с китайским
видением этой организации в геополитическом контексте. Организация уникальна для
Китая, который не может вступать в какие-либо военно-политические союзы или
альянсы. И хотя ШОС в строгом смысле не является таким блоком, это единственная
коллективная структура, для которой в Пекине сделано исключение. Причем Китай в
этой организации не просто участник, а основной ее организатор.
После американского "прорыва" в Центральной Азии и
создания там военных баз ШОС воспринимается Пекином и Москвой не только как
организация, направленная против "трех зол" (международного терроризма,
религиозного экстремизма и национального сепаратизма), но и как один из
возможных будущих "полюсов" мира. В основе этого прогноза лежат ядерная мощь
двух ее участников (России и Китая), 61% территории Евразии, четвертая часть
населения земли, растущий китайский экономический потенциал.
Превращение ШОС в полноценную международную организацию
делает возможными повышение ее функционального статуса, выход на вопросы
глобальной безопасности и разоружения, в частности, борьбы против
распространения ядерного, химического и биологического оружия. Не случайно
интерес к этой организации проявляют ООН, АСЕАН, ОБСЕ, ЕС и др. При реализации
такого сценария она вполне может стать одним из инструментов решения различных
конфликтов от Ближнего Востока до Корейского полуострова, некоей альтернативой
американской силовой методике.
Вместе с тем существует ряд острых вопросов развития ШОС,
которые не попадают в официальные итоговые документы, но от их решения зависит
судьба организации: будущий состав участников, стратегия развития и особая
позиция Узбекистана.
Круг новых возможных членов довольно широк: Индия,
Пакистан, Иран, Монголия, Южная Корея, Туркменистан. Официальные заявки
Пакистана, а затем и Индии были отклонены. Объяснялось это отсутствием у ШОС
"ряда уставных документов о механизме вступления". За этой якобы бюрократической
недоработкой кроется, возможно, определенная стратегическая установка. Поскольку
в потенциальную группу будущих участников входят государства различных
политических ориентаций, руководство ШОС стоит перед дилеммой - либо развивать
ее как открытую, либеральную (проамериканскую) организацию с широким составом
участников, либо сохранить нынешний полузакрытый российско-китайский формат.
На сегодняшний день четко просматривается последний
сценарий дальнейшего развития ШОС. Причем, чтобы сгладить острые углы данной
проблемы, в недрах ШОС родился документ, в котором обозначено три уровня
участия: постоянное членство, партнерство по отдельным проектам и статус
наблюдателя. Видимо, дальнейшее сотрудничество организации с различными
государствами будет развиваться исключительно на втором и третьем уровнях
взаимодействия.
Стратегия развития ШОС - сближение с Организацией ДКБ СНГ
по борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и создание
военно-политической альтернативы НАТО в Центральной Азии. Последнее официально
не декларируется, но подразумевается.
Новая задача ШОС - усиление ее роли и влияния в
региональной интеграции. В Пекине и Москве осознают, что американские военные
базы - лишь начало большого политического проекта США в Центральной Азии.
Конечная цель - модернизация центральноазиатского пространства по американскому
сценарию. Россия пытается предпринимать контрмеры. Существуют ЕврАзЭС,
Объединение региональной интеграции (Россия-Украина-Белоруссия-Казахстан),
создается крупная военная база в Таджикистане. Но экономическое влияние ШОС
минимально. Чтобы изменить ситуацию, необходим единый российско-китайский
финансовый и инвестиционный проект, началом которого могло бы стать, например,
создание Центральноазиатского банка развития как самостоятельного направления
деятельности ШОС.
Дискуссионный пункт повестки - ШОС как регулятор
внутренних противоречий и конфликтов между странами Центральной Азии.
Представление о том, что в рамках центральноазиатских стран складывается единое
интеграционное поле, - из области мифологии. Ситуация скорее обратная. В
политическом, экономическом, демаркационном и ресурсном отношениях в системе
отношений Узбекистан-Казахстан-Таджикистан-Киргизия накопился значительный
конфликтный потенциал, который усиливается на фоне острого внутреннего
соперничества за лидерство в регионе между Узбекистаном и Казахстаном. Так, в
1999 году, после вступления Киргизии в ВТО, Астана и Бишкек вели
таможенно-тарифную войну, число спорных участков на таджикско-узбекской границе
достигает 700, а на киргизско-узбекской -140.
Притягательность американского либерального сценария
модернизации для Центральной Азии также является большим заблуждением.
Центральноазиатские правительства с удовольствием берут и будут брать деньги и
гуманитарную помощь от Запада, но они вряд ли добровольно пойдут на демонтаж
существующих авторитарных режимов и строительство "гражданских обществ" с
соответствующим набором демократических свобод и западных стандартов. Подобный
вариант предполагает смену правящих элит на азиатском постсоветском
пространстве. В отличие от Запада Россия и Китай заявляют о своем
"невмешательстве во внутренние дела" стран Центральной Азии и говорят о
понимании прав человека на Востоке с местной спецификой, предлагая в качестве
ориентира развития китайский вариант. Последний чрезвычайно импонирует азиатским
правителям, и не исключено, что именно на этой волне о своем интересе к ШОС в
ближайшее время просигнализирует и "великий вождь" туркменского народа
Сапармурат Ниязов.
И последнее. Похоже, что в "шанхайской шестерке"
назревает "узбекское дело". Узбекистан не явился на последнее, апрельское,
совещание министров иностранных дел ШОС в Алма-Ате (СМИД), мотивируя это
занятостью военной программой НАТО ("Партнерство во имя мира"), и единственный
не подписал резолюцию СМИДа о передаче ООН центральной роли в обустройстве
Ирака. Одновременно Ислам Каримов договорился с Джорджем Бушем о статусе
американских баз на территории Узбекистана как основных в регионе. Узбекистан,
как известно, не является членом Организации ДКБ СНГ и ЕврАзЭС.
Из всего этого складывается особая роль Узбекистана в
ШОС, на что и делают ставку США. Вполне можно предположить, что как только в
процессе сближения ШОС и ОДКБ СНГ обозначатся реальные контуры нового
"азиатского НАТО", Ислам Каримов выведет Узбекистан из организации. Так, уже
сегодня он демонстрирует свой особый взгляд на безопасность в Центральной Азии,
более близкий к подходам Грузии, Украины, Азербайджана и Турции, чем партнеров
по "шанхайской шестерке".
|