УЗБЕКИСТАН
Центр "Азия-Монитор", 15 мая 2003 Узбекская статистика знает все… или кое-что…Алишер Таксанов (Ташкент)
Говорят, что статистика знает все. Просто мы не все
знаем и не все можем охватить. Но порой что узнаем, не спешим рассказать. Итак,
экономическая статистика Узбекистана свидетельствует о развитии многих отраслей...
АГРАРИИ ВСЕХ РАЙОНОВ, ТРУДИТЕСЬ!
На 3,25 трлн. сумов было произведено продукции и услуг в
аграрной отрасли Узбекистана в 2002 году. Согласно статистики, это на 6,1%
больше уровня предыдущего периода. Такой динамики удалось добиться благодаря
проведению экономических реформ, внедрения новых технологий и изменения форм
хозяйствования на селе.
В общем объеме сельскохозяйственного производства
продукция отрасли растениеводства достигла 1,65 трлн. сумов, что составило
110,1% к уровню 2001 года, животноводства - 1,60 трлн. сумов, или 102,0%. При
этом следует отметить, что доля негосударственного сектора составила 99,1%. Если
в 2001 году удельный вес дехканских хозяйств в производстве валовой продукции
сельского хозяйства равнялся 65,4%, то в 2002 году - 65,5%, сельхозпредприятий,
соответственно, 27,3% и 24,6%, фермерских хозяйств - 7,3% и 9,9%. По утверждению
аналитиков, правительство взяло курс на расширение возможностей частника в
аграрной сфере и укрепление в ней прогрессивных форм хозяйствования, в
частности, фермерских и дехканских хозяйств.
Говоря о развитии растениеводства, то статистика
показывает: в 2002 году общая посевная площадь составила 3536,9 тыс. га, что на
92,4 тыс. га больше, чем в предыдущий период. Из них зерновые культуры занимали
43,3% всех посевных площадей (в 2001 году - 40,5%), хлопчатник - 40,2% (42,2%,
соответственно), картофель - 1,4% (1,5%), овощи - 3,6% (3,8%), продовольственные
бахчи - 1,0% (1,0%), кормовые - 9,3% (9,6%). В результате структурных
преобразований увеличились посевные под зерновые культуры на138,9 тыс. га и
сократились под хлопчатник на 31,4 тыс. га. В результате в прошлом году на
государственный хирман было сдано 3,2 млн. тонн хлопка сырца. Если в 2001 году
валовой сбор зерновых достиг 4072,4 тыс. тонн, а урожайность - 30,0 ц/га, то в
2002 году - соответственно - 5539 тыс. тонн и 36,3 ц/га; картофеля - 744,4 тыс.
тонн, 131,9 ц/га и 772,9 тыс. тонн, 142,5 ц/га; овощей - 2,77 млн. тонн, 185,7
ц/га и 2,93 млн. тонн, 194,3 ц/га; бахчи продовольственных - 466,1 тыс. тонн,
135,6 ц/га и 475,8 тыс. тонн, 127,3 ц/га; плодов - 801,3 тыс. тонн, 56 ц/га и
823,3 тыс. тонн, 57,8 ц/га; винограда - 573,1 тыс. тонн, 57,6 ц/га и 503,8 тыс.
тонн, 51 ц/га.
Задание по закупкам зерноколосовым выполнено на 102,3%, а
всего государству сдано 2,45 млн. тонн зерноколосовых, в том числе 2,35 млн.
тонн - пшеницы. Кроме того, заготовлено 329 тыс. тонн семенного зерна под посев
урожая 2003 года, что составило 119,8% к уровню предыдущего года. В структуре
зерновых культур увеличились также валовые сборы пшеницы на 34,3%, риса - в 2,1
раза, кукурузы - на 3,3%.
Доля сельхозпредприятий в производстве зерна составила
57,6% против 62,3% в 2001 году, хлопка-сырца соответственно 70,4% и 78,3%. В
тоже время увеличилась доля фермерских хозяйств в производстве зерна с 18,3% до
26,7%, хлопка-сырца - с 21,7% до 29%.
Рост производства продукции животноводства произошел в
основном за счет дехканских хозяйств: доля их в общем объеме производства мяса
составила 93,2%, молока - 95, 2%, яиц - 55,8%, шерсти - 75,6%, каракуля - 36%.
Одновременно производство мяса в сельхозпредприятиях сократилось по сравнению с
2001 годом на 29,2%, молока - на 26,8%. Как отметили специалисты, данная
тенденция проявилась в виду сокращения поголовья крупного рогатого скота и
коров.
ФЕРМЕРЫ ТРУДЯТЬСЯ, ПОКА СОЛНЦЕ ЕЩЕ НА ВОСХОДЕ
Необходимо сказать, что аграрный сектор является базовым
в национальной экономике - об этом свидетельствуют такие данные: в 2001 году
доля сельского хозяйства в производстве Валового внутреннего продукта составляла
30,0%, а в 2002 году - 30,6% (при этом темп прироста - 6,1%, что было
обусловлено значительным производством зерновых и плодоовощных культур). Здесь
на 1 января 2003 года насчитывалось 106,8 тыс. зарегистрированных предприятий и
организаций, что составляет 41,0% от общего числа. Причем 99,1% валовой
продукции сельского хозяйства пришлось на негосударственный сектор. Как видно из
этого, Узбекистан является страной с аграрно-индустриальной направленностью
экономики. Стоит также вспомнить, что на селе проживает более 60% населения
республики. В связи с этим этой отрасли всегда уделялось и будет в дальнейшем
уделяться немало внимания.
Согласно официальной статистики, на начало 2003 года в
аграрной сфере экономики действовало 10,0% предприятий с государственной формой
собственности (в 2002 году - 11,7%), 32,5% - частных предприятий и фирм (35,2%),
37,0% - дехканских и фермерских хозяйств (30,6%), 2,9% - акционерных обществ
(3,5%), 1,2% - предприятий с иностранными инвестициями (1,3%), 16,4% - прочие
предприятия (17,7%). Доля малого и среднего предпринимательства в объемах
производства продукции (работ и услуг) увеличилась с 74,5% в 2002 году до 76,4%
в 2003 году. Структурные сдвиги ясно демонстрируют, что аграрный сектор
неуклонно движется к дехканскому и фермерскому производству, как наиболее
эффективному и мобильному. Об этом, кстати, говорил Ислам Каримов в феврале,
когда на заседании правительства рассматривались итоги социально-экономического
развития страны в 2002 году. Теперь, начиная с 2004 года, согласно
президентскому указу, все сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты) и
фермерские хозяйства будут переведены на арендную форму использования
сельскохозяйственных угодий, и это должно в значительной мере стимулировать
крестьянское движение в Узбекистане.
Между тем, в условиях орошаемого земледелия и
ограниченности поливной пашни динамичное развитие должны получить арендные формы
собственности и системы хозяйствования, базирующиеся на договорных отношениях.
Как известно, за 2001-02 годы посевная площадь возросла с 3,44 млн. га до 3,53
млн. В настоящее время только за узбекскими фермерами закреплено 1591,7 тыс. га
земельных угодий (или 22 га на одно хозяйство). Немаловажным является и то, что
государство обязано создать приемлемые для сельскохозяйственного
товаропроизводителя экономические и правовые условия, а фермерские хозяйства
объявлены в качестве основного производителя сельскохозяйственной продукции.
Вновь вернемся к статистике: в 2002 году насчитывалось 72,4 тыс. таких хозяйств,
и только за один год их количество возросло на 30,6%. В фермерских хозяйствах
работало 448 тыс. человек, из них 37 тыс. являлись наемными работниками (что
составляло 7,5%). Внушает и объем поголовья скота, находящегося в собственности
фермерских хозяйств: 272,4 тыс. единиц крупного рогатого скота, в том числе 84,7
тыс. - коров, 265,6 тыс. - овец и коз, 588,6 тыс. - птиц, 9 тыс. - лошадей.
Документом установлен порядок, при котором прогнозные
объемы производства хлопка-сырца и зерна будут составляться в соответствии с
предложениями Совета Министров Каракалпакстана и хокимиятов областей на основе
договоров контрактации, заключенных между сельскохозяйственными производителями
и заготовительными организациями. Считается, что это позволит развить рыночные
принципы взаимоотношений между субъектами хозяйствования, в том числе и с
государственными организациями. Безусловно, данный пункт является весьма важным,
поскольку фермерские хозяйства произвели в 2001 году 709,3 тыс. тонн хлопка (что
составило 21,7% от общего объема), 744,7 тыс. тонн зерновых (18,3%), а в 2002
году уже 918,2 тыс. тонн (29,0%) и 1477,2 тыс. тонн (26,7%) соответственно. При
таких объемах невозможно работать по старым принципам, в которых выгоду может
получить только одна сторона.
Отныне сельхозпроизводители будут самостоятельно
осуществлять размещение культур на основе заключенных договоров контрактации и
по своему усмотрению распоряжаться своей продукцией, включая произведенную
продукцию, имуществом, финансовыми и материальными ресурсами. Несомненно и
другое: отношения между фермерами и наемными работниками, включая членов семьи,
основываются на трудовых договорах в соответствии с действующим
законодательством. Это должно стать подтверждением того, что на селе появляется
реальный собственник - хозяин, а в стране активно используются рыночные
принципы. Видимо, ломка старого мышления и развитие частной инициативы, а также
экономическая и техническая поддержка государства и международных организаций
позволило в за 2002 год сельчанам произвести объем валового продукта сельского
хозяйства на 3,25 трлн. сумов. Всего в аграрном секторе в прошлом году было
произведено мяса в живом весе - 864,7 тыс. тонн, в том числе фермерскими
хозяйствами - 16,9 тыс., дехканскими - 805,6 тыс. и сельхозпредприятиями - 42,2
тыс. тонн; молока, соответственно, 3719,4 тыс. тонн, 81,6 тыс., 3542,1 тыс. и
95,7 тыс. тонн; яиц - 1367,1 млн. шт., 46,1 млн., 762,7 млн. и 558,3 млн. шт.;
шерсти - 16,5 тыс. тонн, 0,26 тыс., 12,4 тыс. и 3,7 тыс.; каракуля - 685 тыс.
шт., 14 тыс., 246,9 тыс. и 424,1 тыс. шт.
В этом контексте следует обратить на то, что президент
поручил правительству разработать Концепцию развития фермерских хозяйств на
ближайшие годы и Программу комплексного развития современной рыночной
инфраструктуры на селе на 2003-2005 годы. По мнению экспертов, это должно
определить стратегию государства в аграрном секторе на период глубоких
трансформаций. Здесь следует заметить, что система управления
сельскохозяйственным производством будет пересмотрена коренным образом, включая
освобождение Министерства сельского и водного хозяйства от распределительных
функций и отказ от административно-командных методов руководства отраслями
сельского хозяйства. Чего греха таить, такие формы "регулирования" сохранились с
советских времен и несли в большей степени негативный заряд, зачастую тормозя
все процессы реформирования аграрного сектора. По мнению самого президента,
необходимо исключить административное вмешательство в текущую деятельность
товаропроизводителей, расширить демократические формы решения кадровых вопросов
в ширкатных хозяйствах, а также конкретно разграничить функции и обязанности
каждого субъекта управления и хозяйствования. Кроме того, вскоре будут
разработаны новые примерные уставы фермерского хозяйства и сельскохозяйственного
кооператива.
В структуре центрального аппарата управления
Минсельводхоза Узбекистан будут созданы Советы по решению проблем развития
хлопководства, зерноводства, животноводства, овощебахчевых культур, плодов и
винограда, ирригации и повышения плодородия земель, рационального использования
земельно-водных ресурсов, механизации и химизации сельского хозяйства. Возможно,
это позволит сконцентрировать ресурсы на выполнение оперативных и долгосрочных
задач, ввести координацию в управлении сельскохозяйственной деятельностью.
Трансформация аграрного сектора продолжается: только в
2003 году планируется реорганизовать 177 малорентабельных сельхозпредприятий в
фермерские хозяйства, и для этого до конца года в Узбекистане будут созданы 112
мини-банков, 127 складов минеральных удобрений, 137 филиалов по снабжению
горюче-смазочных материалов, 159 альтернативных машинно-тракторных парков и 143
ассоциаций водопользователей. Согласно президентскому указу, земельные участки
будут предоставляться фермерам на конкурсной основе в долгосрочное (до 50 лет)
арендное пользование с правом наследования в течение срока аренды. Одновременно,
эти земли выводятся из баланса ширкатных хозяйств.
В то же время государство, проводя соответствующие
реформы, надеется получить конкретный результат: прогнозируемый урожай пшеницы в
Узбекистане - 4,632 млн. тонн. Следует добавить, что под урожай зерноколосовых
культур 2003 года в Узбекистане отведено и засеяно 1,386 млн. га поливных и
богарных земель.
Для справки: под дехканским хозяйством понимается
семейное мелкотоварное предприятие, осуществляющее производство и реализацию
сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов семьи на
приусадебном земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное
наследуемое владение. Деятельность в данной сфере относится к
предпринимательской деятельности и может осуществляться по желанию членов
дехканского хозяйства, как с образованием, так и без образования юридического
лица.
Фермерское хозяйство - самостоятельный хозяйствующий
субъект с правами юридического лица, основанный на совместной деятельности
членов фермерского хозяйства, ведущих товарное сельскохозяйственное производство
с использованием земельных участков, предоставленных ему в долгосрочную
аренду.
КУПЦЫ УСТАЛИ, КАРАВАН ОСТАНОВИЛСЯ
Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ в 2002
году сократился на 19,3% по сравнению с 2001 годом. В абсолютном значении эта
сумма составила 1,823 млрд. долл. В частности, объем экспорта Узбекистана в
страны Содружества в прошлом году снизился до 24,5% (823,5 млн. долл.), а объем
импорта - на 14,4% (до 1,001 млрд. долл.).
Между тем, тенденция сокращения наблюдалась как в
торговле Узбекистана со странами ближнего зарубежья, так и дальнего. Согласно
официальным данным, узбекский внешнеторговый оборот упал на 9,6% и составил 5,7
млрд. долл., в том числе объем экспорта - на 5,7% (до 2,988 млрд. долл.), а и
импорта - на 13,5% (до 2,712 млрд. долл.).
Если говорить о странах дальнего зарубежья, то торговый
оборот Узбекистана снизился до 3,876 млрд. долл. или на 4,2%, причем объем
экспорта в эти страны вырос до 2,165 млрд. долл. или на 4,1%, а импорт наоборот
сократился до 1,711 млрд. долл. или на 13,1%. Это является одной из тенденций
внешнеэкономической деятельности Узбекистана, которая в большей степени зависит
от конъектуры мировых сырьевых рынков, а значит, подвержена сиюминутным
изменениям спроса. Нужно заметить, что за десятилетие самостоятельного
"плавания" республики в океане мирового рынка произошли некоторые изменения в
структуре торговли, однако сама товарная номенклатура сохраняется. Судите
сами.
Главными экспортным статьями Узбекистана в страны СНГ в
прошлом году являлись услуги - 29,5% (или 240,5 млн. долл.) от общего объема
экспорта, энергоносители - 26,5% (218,2 млн. долл.), машины и оборудование -
10,8% (88,6 млн. долл.), хлопок-волокно - 10,4% (85,9 млн. долл.),
продовольственные товары - 8,6% (70,6 млн. долл.). В тоже время в товарной
структуре узбекского экспорта в страны дальнего зарубежья доминировали
хлопок-волокно - 29,9% (583,4 млн. долл.), услуги - 10,8% (234,4 млн. долл.),
черные и цветные металлы - 7,8% (169,8 млн. долл.). Как видно из этого,
технологии, оборудование и машины занимали не столь весомую долю в вывозе из
Узбекистана.
Что касается импорта, то его главными статьями
Узбекистана из стран СНГ оставались машины и оборудование - 26,7% (267,1 млн.
долл.), химическая продукция и пластмассы - 16,9% (168,7 млн. долл.), черные и
цветные металлы - 15,9% (159,4 млн. долл.). В общей товарной структуре импорта
Узбекистана из стран дальнего зарубежья преобладали машины и оборудование -
50,1% (855,8 млн. долл.), химическая продукция и пластмассы - 14,1% (241,7 млн.
долл.), а также продовольственные товары - 12,4% (212,8 млн. долл.).
Еще одна тенденция - это увеличение числа внешнеторговых
партнеров. Так, по данным официальной статистики, внешняя торговля Узбекистана
осуществлялась более чем со 130 странами мира. При этом на долю внешнеторговых
операций с экономически развитыми странами пришлось 34,6% всего оборота,
странами СНГ - 32%, развивающимися странами - 32,2%.
Основными партнерами Узбекистана в СНГ остается Россия -
16,0% (16,5% в 2001 году) в совокупном внешнеторговом обороте, Украина - 5,0%
(4,8%), Казахстан - 4,6% (4,6%). Среди стран дальнего зарубежья: США - 7,1%
(6,8%), Южная Корея - 5,7% (7,7%), Великобритания - 5,3% (5,2%), Германия - 4,4%
(4,1%), Швейцария - 3,7% (4,2%).
По мнению экспертов, ситуация в торговле оказала
сдерживающее влияние на прирост ВВП в прошлом году до 4,2% против
запланированного роста в 5,3%. По данным Госкомстата, общее снижение торговой
отрасли Узбекистана в 2002 году по сравнению с 2001 годом составило 0,5%. По
оценке Международного валютного фонда (МВФ), темпы роста ВВП в Узбекистане в
среднесрочной перспективе могут снизиться до 2,5% в результате существующих
валютных и торговых ограничений. В результате ужесточения торговой политики,
главным образом в отношении физических лиц -"челноков", реальный рост ВВП в
Узбекистане по оценке МВФ составил в 2002 году менее 3,0%.
ПОТРЕБЛЯЙ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
3772,3 млрд. сумов - таков объем розничного товарооборота
в Узбекистане в 2002 году. Это на 1,7% выше уровня 2001 года.
Согласно статистике, негосударственный сектор формировал
97,6% розничного товарооборота, тогда как в 2001 году этот показатель составлял
97,1%. Частная форма собственности создала 81,0% общего объема товарооборота
Узбекистана или на 3053,8 млрд. сумов.
29,7% узбекистанского товарооборота приходилось на
торговые предприятия (в 2001 году - 35,2%), 70,3% - на вещевые, смешанные и
продовольственные рынки (соответственно 64,8%). В то же время наиболее высокими
темпами развивалась торговля на дехканских рынках, где темп роста товарооборота
достиг 123,8% при абсолютном объеме 1515,9 млрд. сумов. Товарооборот торговых
предприятий сократился на 14,1% и составил 1120,4 млрд. сумов. Как заявляют
специалисты, определенное влияние на снижение темпов продаж в официальной
торговле оказало сокращение реализации автомобилей производства СП "УзДЭУавто"
на 10,9 тыс. штук или 40,8%.
Всего в 2002 году населению реализовано 15,8 тыс.
автомобилей узбекско-южнокорейского производства на сумму 123,4 млрд. сумов, в
том числе марки "Дамас" - 5,5 тыс. шт. на 35,6 млрд. сумов, "Нексия" - 5 тыс.
шт. на 52,2 млрд. сумов, "Тико" - 3,4 тыс. шт. на 21,5 млрд. сумов и "Матиз" -
1,9 тыс. шт. на 14, 1 млрд. сумов. Следует заметить, что в 2001 году было
продано 26,7 тыс. шт. на 126,3 млрд. сумов. За счет реализации этих автомобилей
было обеспечено 11% оборота официальной торговли и 3,3% всего товарооборота
республики (в 2001 году соответственно 13,3% и 4,7%). Остатки автомобилей в
розничных торговых предприятиях на 1 января 2003 года составили 0, 8 тыс. шт. на
4,2 млрд. сумов, по сравнению с 1 января 2001 года запасы уменьшились на 1,0
тыс. шт. или на 6, 2 млрд. сумов.
Доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме
товарооборота снизилась с 46, 1% в 2001 году до 43,8% в 2002 году. Специалисты
считают, что причиной этого стали закрытия оптовых рынков и увеличения
таможенных пошлин на челночный бизнес.
В структуре розничного товарооборота доля
продовольственных товаров в фактических ценах увеличилась с 60,8% в 2001 году до
61,2% в 2002 году. Объем реализации продовольственных товаров составил 2308,3
млрд. сумов, непродовольственных 1464,0 млрд. сумов. Как отмечают специалисты,
продажа непродовольственных товаров в сопоставимых ценах сократилась на 1,7%, а
непродовольственных увеличилась на 6,4%.
Товарооборот на душу населения в среднем по Узбекистану
за год увеличился с 107,7 тыс. до 148,7 тыс. сумов. Наиболее низкие показатели
отмечались в Джизакской, Сырдарьинской областях и Республике Каракалпакстан, а
наиболее высокий - в г. Ташкенте - 361,1 тыс. сумов.
На 1 января 2003 года в розничных торговых предприятиях
республики имелось товарных запасов на 40 дней торговли или на 64,9 млрд. сумов,
в том числе консигнационных товаров - на 2 дня и 3,3 млрд. сумов. По сравнению с
1 января 2002 года объем товарных запасов сократился в сопоставимых ценах на
26,9%. В тоже время обеспеченность торговли товарными запасами в целом по
Узбекистану по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 14 дней, в том
числе в Сырдарьинской области - на 27 дней, в г. Ташкенте - на 21 день.
Товарооборот общественного питания составил 118,6 млрд.
сумов. Как отмечают эксперты, более интенсивно развивался оборот индивидуальных
предпринимателей (107,7%), доля которых в товарообороте общественного питания
возросла с 43,0% до 46,3%.
ЛОКАЛИЗУЙСЯ, ЕСЛИ ПОЛУЧИТЬСЯ
В Узбекистане с начала 90-х годов прошлого столетия
реализуется государственная программа импортозамещения, к которой активно
подключен и частный сектор. Основная ее цель - это производство продукции и
товаров, необходимых республике и ранее импортировавшихся из других стран, за
счет местного сырья, рабочей силы и на отечественных мощностях. В течение
короткого периода удалось создать такие технологические линии, локализовать
производства.
В 2002 году были проведены обследования предприятий по
выполнению ими постановления правительства "Об уточнении перечня проектов,
включенных в программу локализации производства изделий и материалов на базе
местного сырья на период до 2005 года". В результате удалось установить, что из
намеченных на прошлый год к реализации 26 проектов по выпуску продукции на
основе создания новых производств по 21 начато производство, причем три проекта,
планировавшихся на 2003-2004 годы, введены досрочно.
Из 51 намеченного проекта, касающегося производства
продукции по локальной схеме на действующих предприятиях, в 50 начато
производство. Следует сказать, что в рамках Программы локализации в республике
было произведено продукции на 117,7 млрд. сумов, что на 10,8% больше программных
параметров, а реализовано - на 106,2 млрд. сумов. Дополнительно создано 994
новых рабочих места.
ДЕБЕТ, КРЕДИТ И ДОЛГИ
384,3 млрд. сумов составила дебиторская задолженность на
1 января 2003 года в целом по Узбекистану, причем просроченная из нее - 5,2
млрд. сумов. В свою очередь кредиторская задолженность достигла 652,3 млрд.
сумов, из нее просроченная - 22 млрд. сумов.
Между тем, общая дебиторская задолженность в декабре 2002
года возросла до 23,8 млрд. сумов или на 6,6%, просроченная - до 1,7 млрд. сумов
или на 48,3%. Общая кредиторская задолженность за тот же период увеличилась до
45,8 млрд. сумов или на 7,6%, просроченная - до 3,4 млрд. сумов или на 18,1%.
Согласно официальной статистики, по состоянию на 1 января 2003 года доля
просроченной дебиторской задолженности в общей сумме составила 1,4%, а
просроченной кредиторской - 3,4%.
Правительство в течение прошлого года принимало ряд мер,
направленных на оздоровление финансовой системы и эффективное регулирование
кредитно-денежных отношений между отраслями и предприятиями. В частности,
усилиями государства удалось добиться ликвидации просроченной дебиторской
задолженности министерств и ведомств, по которым велся мониторинг за состоянием
взаимных расчетов.
В то же время у предприятий и организаций, входящих в
состав этих министерств и ведомств, сохранилась в значительной мере просроченная
кредиторская задолженность. Ее сумма - 8,8 млрд. сумов или 40,2% от общей
просроченной кредиторской задолженности. Эта задолженность только у ассоциации
"Узмашсаноат" (машиностроение) в декабре 2002 года уменьшилась в 4,1 раз и
составила 35,3 млн. сумов, Алмалыкского горно-металлургического комбината - на
11% или 310,2 млн. сумов. Ликвидирована такая задолженность и на предприятиях,
входящих в компанию "Узмевасабзавотузумсаноат-холдинг" (плодоовощное и винное
производство).
В свою очередь в рамках государственной акционерной
компании "Узбекэнерго" просроченная кредиторская задолженность возросла до 1,15
млрд. сумов, республиканского объединения "Спецсплав" - до 251,9 млн. сумов, ГАК
"Узкимесаноат" (химическая промышленность) - 0,8 млн. сумов, ГАО "ТАПОиЧ"
(авиация) - до 23,8 млн.сумов.
ПРИБЫЛЬ - ПЛЮС, УБЫТОК – МИНУС
В 2002 году в отраслях экономики Узбекистана
сальдированный финансовый результат сложился в размере 773,4 млрд. сумов. В то
же время номинальный прирост прибыли по сравнению с 2001 годом составил 340,8
млрд. сумов или 78,8%.
Как утверждает национальная статистика, больше всего
получено прибыли предприятиями промышленности - 335,9 млрд. сумов (это 43,4%
всей прибыли), в том числе на долю добывающих отраслей пришлось 100,9 млрд.
(30%), обрабатывающих - 235 млрд. сумов (70%). Между тем, в общем объеме прибыли
на долю предприятий и организаций транспорта пришлось 19,7%, торговли и
общественного питания - 6,8%, материально-технического снабжения и сбыта - 5,6%,
строительства - 3,6%, связи - 3,2%. Лидерами в "добывании" прибыли стали такие
регионы, как Навоийская, Ташкентская и Бухарская области, а также город Ташкент.
В 11 регионах республики отмечено увеличение объема прибыли по сравнению с 2001
годом, однако в Джизакской области был отрицательный прирост на 44,5% (это 1,1
млрд. сумов), Самаркандской - на 15,1% (1,6млрд. сумов), Республике
Каракалпакстан - на 18,5% (1,2 млрд. сумов).
Из общего объема прибыли на комплекс индустриального
развития пришлось 20,2%, внешнеэкономической деятельности - 6,5%,
общеэкономический - 4,5%, агропромышленный - 3,6%, производства товаров
народного потребления - 4,8%, топлива и энергетики - 28,1%, строительства,
индустрии стройматериалов, транспорта и связи - 19,9%, приватизации и поддержки
предпринимательства - 0,4%, развития дорожно-транспортных коммуникаций - 0,9%,
социальный - 0,9%, административных органов - 1,3%, мобилизационных и
государственных резервов - 0,1%, министерств и ведомств, не входящих в
комплексы, - 8,7%.
Снижение объем прибыли наблюдались в ассоциациях "Узбек
ипаги" (шелковая индустрия) на 73,1% (494,3 млн. сумов), "Узгуштсутсаноати"
(мясомолочная промышленность) - на 49,6% (396,2 млн. сумов), "Узбеккогозсаноат"
(бумажная отрасль) - на 18,6% (219,1 млн. сумов), "Узбектранскурилиш"
(трансстрой) - на 27,2% (444,9 млн. сумов), корпорации "Уздонмахсулот" (хлебная
промышленность) - на 19,9% (2,6 млрд. сумов). Если в 2001 году предприятия ГАК
"Узкимесаноат" (химия), ГАО "ТАПОиЧ" (авиастроение), агентства "Узкоммунхизмат"
(коммунальное хозяйство) были убыточными, то в 2002 году они сумели добиться
прибыли.
Между тем, в 2002 году 160 предприятий республики
работали с убытками. Размер допущенных убытков достиг 7,74 млрд. сумов, что на
7% выше предыдущего периода. Из общего количества убыточных предприятий 45,6%
являлись промышленными, 12,5% - торговли и общественного питания, 11,3% -
строительные, 3,1% - транспортными, 1,9% - коммунального хозяйства, 8,1% -
социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, социальное
обеспечение).
ИНФЛЯЦИОННАЯ КРИВАЯ ИДЕТ ПО СПИРАЛИ?
В 2002 году на потребительском рынке Узбекистана инфляция
составила 21,6%, тогда как в 2001 году она достигала 26,6%. Между тем,
инфляционные ожидания по бюджетным параметрам не должны были превысить 14,4%,
однако уже к лету пришлось произвести корректировку показателя до 18-20%.
Причинами такой ситуации является, по мнению независимых экспертов, падение
объема внешней торговли, сужение внутреннего рынка за счет уменьшения импорта,
наличие проблем в производстве товаров народного потребления и налоговых
поступлениях. В то же время среднемесячный уровень инфляции в прошлом году
составил 1,6% против 2,0% в 2001 году. В 2002 году Узбекистану удалось снизить
объем среднегодовой денежной массы до 800 млрд. сумов или 12,5% к ВВП с 13,9% к
ВВП в 2001 году. При этом скорость обращения денег в экономике увеличилась до
8,0 раза с 7,2 раза.
Официальная статистика показывает, что в результате
предпринятых правительством мер происходило замедление роста потребительских цен
во втором полугодии. В первом квартале среднемесячное изменение цен и тарифов на
потребительские товары и услуги составило 2,7%, во втором - 1,9%, в третьем -
0,9% и в четвертом квартале - 1,2%.
Цены на продовольственные товары выросли в 2002 году на
19,9% против 27,1% в 2001 году. Непродовольственные товары подорожали в 2002
году на 18,6% (в 2001 году показатель составлял 19,8%). Стоимость платных услуг
в 2002 году выросла на 36,6% (37,8% в 2001 году).
Начиная с апреля 2002 года рост цен и тарифов на платные
услуги населению опережал удорожание потребительских товаров. Если в первом
квартале среднемесячное повышение стоимости платных услуг составляло 1,3%, то во
втором- 3,9%, третьем - 3,3%, четвертом квартале - 2,1%. Более всего выросла
стоимость жилищно-коммунальных услуг - на 61%, услуг связи - на 59%, образования
- 40%, здравоохранения - на 31,5%, транспорта - на 19,8%.
Согласно параметрам бюджета на 2003 год, инфляция в
Узбекистане на потребительском рынке в 2003 году прогнозируется не более чем
12,0%.
Панорама (Казахстан) №20 за май 2003 Узбекистан предоставил "Лукойлу" и "ИТЕРЕ" дополнительные гарантии для реализации проекта по освоению Кандымских газовых месторожденийТимофей Жуков (Ташкент)
В июле 2001 года "Лукойл" и международная группа
компаний "ИТЕРА" подписали предварительное соглашение с национальной холдинговой
компанией "Узбекнефтегаз" об основных принципах разработки месторождений
Бухаро-Хивинского и Гиссарского регионов. Планируется, что главным оператором
проекта станет акционерная компания, в которой доля российских компаний составит
по 45%, а НХК "Узбекнефтегаз" - 10%.
Между тем разночтения и недочеты в узбекском
законодательстве чуть не сорвали этот крупнейший инвестпроект. В соответствии с
действующим Законом "О соглашении о разделе продукции", запрещается перенос
затрат инвестора на следующие календарные периоды, что не позволяло
компенсировать большую часть затрат до получения продукции. Компромиссом в
решении данной проблемы стал специальный указ Ислама Каримова "О мерах по
привлечению прямых иностранных инвестиций в освоение месторождений Кандымской
группы", подписанный им на днях. Документом определено, что допустимые затраты
инвесторов при освоении и разработке разведанных месторождений Кандымской
группы, предоставленных на условиях соглашения о разделе продукции, "будут
возмещаться за счет компенсационной продукции начиная с календарного года, на
который приходится день начала коммерческой добычи". Минюсту и другим ведомствам
поручено в течение одного месяца внести в Кабмин предложения об изменениях в
законодательстве по СРП, без которых компании пока не могут начать работу по
освоению месторождений.
По информации НХК "Узбекнефтегаз", запасы месторождений,
вовлеченных в проект, составляют около 230 млрд кубометров природного газа и
около 10 млн тонн жидких углеводородов. Самым крупным является месторождение
Кандым в Бухарской области, открытое еще в 1966 году, с промышленным запасами в
обьеме 180 млрд кубометров.
Прямые инвестиции в проект общей стоимостью $930 млн
составят около $760 млн. Годовая добыча на первом этапе прогнозируется в обьеме
4-5 млрд кубометров. С выходом на проектную мощность максимальный обьем добычи
газа может составить порядка 9 млрд кубометров. В рамках данного проекта
запланировано строительство газохимического комплекса общей стоимостью $250 млн,
магистрального газопровода и двух компрессорных станций. Газ планируется
экспортировать в Россию и далее в Европу по действующим магистральным
газопроводам Бухара-Урал и Средняя Азия-Центр.
|