Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


GazetaSNG,
28 мая 2003

Россия может потерять Таджикистан

Павел Мартынов

Активизация таджикского вектора внешней политики Вашингтона, по всей видимости, не очень-то смущает Кремль. В то время как на постсоветском пространстве происходит укрепление такой стратегически важной структуры, как Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в который, как известно, входит Душанбе, в Таджикистан прибывает делегация представителей Центрального командования США для того, чтобы разработать план двустороннего военного сотрудничества на 2004 год.

Более того, весьма тревожным знаком, указывающим на неуклонный крен внешней политики Таджикистана в сторону Соединенных Штатов, является и то, что президент Эмомали Рахмонов, выступая с ежегодным посланием к парламенту республики, ни словом не обмолвился о приоритетном партнерстве с Россией. Как известно, до недавнего времени Москва и Душанбе слыли верными стратегическими союзниками. Однако после первого официального визита президента Таджикистана в Вашингтон в 2002 г. Рахмонов поддался на уговоры американской стороны и согласился предоставить свою территорию для сил антиталибской коалиции. В Новом Свете таджикскому лидеру продемонстрировали глубокую заинтересованность в сотрудничестве с этой центральноазиатской республикой.

Представители администрации Джорджа Буша, как известно, не ограничиваются голословными заявлениями о взаимодействии в той или иной области, подкрепляя свои отношения с проамерикански настроенными лидерами СНГ весомыми финансовыми вливаниями. Так, только в первом квартале 2003 г. Таджикистан получил около 50 млн долларов в качестве гуманитарной помощи, при этом львиная доля вложений (больше 50 %) приходится на США. Для сравнения, на долю России приходится только 3,7 % гуманитарных грузов.

Однако осторожный президент Таджикистана не сразу дал понять о переориентации внешнеполитического курса республики. Причиной подобной осмотрительности являлось прояснение щекотливого вопроса нахождения у власти самого Рахмонова. Напомним, что 22 июня в Таджикистане состоится референдум, на который будут вынесены около 55 поправок к Конституции. Главным вопросом, ради которого и задумывался референдум, станет поправка к 65-й статье, позволяющая президенту избираться на два семилетних срока.

Как уже сообщала "ГазетаСНГ", суть инициативы Рахмонова заключается в предложении гражданам республики одобрить избрание президента на два срока по семь лет, то есть вернуться к старому варианту Конституции, по которому его избрали главой государства в первый раз. Такая несложная комбинация позволит Эмомали Рахмонову в 2006 г. вновь принять участие в президентских выборах и в случае избрания находится на этом посту еще четырнадцать лет – до 2020 г. В случае положительного итога референдума, а в этом практически не приходится сомневаться, Рахмонов может поставить рекорд среди глав государств СНГ по длительности пребывания у власти.

Вполне естественно, что президент Таджикистана в своем намерении продлить президентский срок не мог не учитывать мнение Запада, крайне чутко реагирующего на проявление авторитарности власти. По некоторым сведениям, в администрации Эмомали Рахмонова обсуждали вероятный способ продления полномочий – провести вопрос через парламент либо вынести на референдум. После визита Рахмонова в Старый и Новый Свет в конце прошлого года стало ясно, что отныне Запад намерен считаться с таджикским лидером и делает на него ставку в деле укрепления своего влияния в регионе. Поэтому, судя по всему, представители Белого дома дали понять, что закроют глаза на продление срока президентства таджикского лидера. Тем более что при закреплении позиций США в том или ином регионе у американских чиновников всегда есть надежные рычаги воздействия на "недемократических" президентов.

Таким образом, представляется, что если Москва срочно не предпримет экономических и политических усилий для поддержки Душанбе, ее влияние в Центральной Азии может окончательно ослабнуть. Ведь Таджикистан – пока едва ли не единственный стратегический союзник Кремля в регионе: там, как известно, находятся российская военная база. Что же касается военного присутствия РФ в Киргизии, то дислокация там частей ОДКБ – может быть лишь вопросом времени. По крайней мере, такие заявления уже звучали при вводе войск в киргизский город Кант



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ