Подзаконные акты о гражданстве Российской ФедерацииАндреева Г.Н.
Федеральный закон о гражданстве 2002 г. по-новому
урегулировал многие отношения в данной сфере и ввел целый ряд понятий, требующих
пояснений (разрешение на временное проживание, вид на жительство, законный
источник средств к существованию и др.). Кроме того, в самом Законе имеются
отсылочные нормы, так, согласно п. «д» ч.1 ст.13 Закона порядок определения
уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения
вопросов гражданства. Очевидно, что с точки зрения законодателя все это были
вторичные вопросы, однако для физических лиц они первостепенны, поэтому нельзя
считать удачным их перенесение на подзаконный уровень. В результате многие
важнейшие положения Закона могут быть поняты только в контексте подзаконных
актов, что в принципе противоречит конституционной идее правового государства,
которая предполагает верховенство закона.
Кроме того, в ст.2 Конституции Российской Федерации
содержится положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства». Часть 3 ст.55 Конституции устанавливает возможность
ограничения прав и свобод человека только федеральным законом. Это означает, что
предметом обсуждения при подготовке нового Закона о гражданстве следовало
сделать, прежде всего, вопрос о том, какие аспекты отношений, связанных с
гражданством наиболее важны для физических лиц (т.е. в центр регулирования
следовало поставить человека, а не административные интересы), и именно эти
аспекты следовало поднять на уровень закона. Сами же законодательные ограничения
следовало оценить с точки зрения того, в какой мере они необходимы для защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3
ст.55 Конституции Российской Федерации). И здесь в Законе о гражданстве далеко
не все бесспорно. Например, весьма дискуссионным является вопрос о том,
насколько необходимо и конституционно требование владения русским языком для
получения гражданства в условиях многонационального и многоязычного государства.
Здесь был использован опыт зарубежных государств, практически моноязычных.
Вопрос о том, насколько он приложим к России, требует серьезного обсуждения.
Проблемы Закона о гражданстве не разрешены в подзаконных
актах (этого и не могло произойти по известным причинам), но многие аспекты
регулирования уточнены и получили более конкретное содержание. В первую очередь
это относится к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября
2002 г.
Обратим внимание на некоторые аспекты приема в
гражданство Российской Федерации.
Во-первых, как известно, в Законе о гражданстве
содержится новое по сравнению с предыдущим законом требование, согласно которому
лица, ходатайствующие о приеме в гражданство РФ обязуются соблюдать Конституцию
и законодательство РФ. Положение устанавливает, что условием приема документов
от заявителя является представление подписанного им обязательства следующего
содержания: «в случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь
быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской
Федерации». Таким образом, в Положении говорится не только о соблюдении
Конституции и законодательства, но и о верности, гражданском долге, т.е.
обязательствах, прямо не упоминаемых в Законе, которые в правовом государстве
могут быть истолкованы только по смыслу Закона, т.е. как обязательства,
установленные Конституцией и законодательством Российской Федерации. Если эту
часть клятвы понимать именно таким образом, то она становится просто витиеватым
выражением идеи соблюдения Конституции и законодательства, т.е. совершенно
бесполезным в правовом смысле украшением, но, возможно, полезным в
морально-этический плане. Однако, к сожалению, возможно и иное ее
истолкование.
Во-вторых, в Положении в определенной мере восполняется
пробел в Законе относительно законного источника средств к существованию,
который должны иметь иностранцы и лица без гражданства, желающие приобрести
гражданство Российской федерации. Согласно п.10 Положения заявитель представляет
один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к
существованию, а именно:
- справку о доходах физического лица;
- декларация по налогам на доходы физических лиц с
отметкой налогового органа,
- справка с места работы,
- трудовая книжка,
- пенсионное удостоверение,
- справка органа социальной защиты о получении пособия,
- подтверждение получения алиментов,
- справка о наличии вклада в кредитном учреждении с
указанием номера счета,
- свидетельство о праве на наследство,
- справка о доходах лица, на иждивении которого находится
заявитель, либо
- иной документ, подтверждающий получение доходов от не
запрещенной законом деятельности.
Таким образом, данный перечень носит открытый характер,
что означает право заявителя представлять и другие документы, подтверждающие
наличие у него законного источника средств к существованию. Это означает, что в
случае отказа государственного органа признать тот или иной документ,
подтверждающим наличие законного источника средств к существованию, заявитель
может обратиться в суд.
В Положении, также как и в Законе отсутствует указание
минимального размера этих средств. Следовательно, нельзя отказать в приеме в
гражданство Российской Федерации по мотивам недостаточности средств к
существованию. Однако следует отметить, что некие скрытые требования в силу
противоречий между разными российскими законодательными актами существуют:
условием для разрешения проживания иностранцев в Российской Федерации согласно
Федеральному закону 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» является наличие прожиточного минимума (согласно ст.9
этого Закона основанием для отказа в выдаче или аннулирования вида на жительство
является то, что заявитель «не может представить доказательств возможности
содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах
прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая,
когда иностранный гражданин признан нетрудоспособным»). Понятие прожиточного
минимума имеет в Российской Федерации конкретное правовое содержание,
определяемое Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в
Российской Федерации» (с более поздними изменениями и дополнениями).
В-третьих, в Положении более подробно урегулирован вопрос
об отказе от иностранного гражданства. Согласно п. «г» ч.1 ст.13 Федерального
закона «О гражданстве» лица, ходатайствующие о получении гражданства должно
обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе
от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется,
если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или
настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в
силу независящих от лица причин».
Таким образом, в Законе заложено несколько вариантов.
Основной – ходатайствующее лицо обращается в соответствующий орган иностранного
государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства. В этом случае
последствия будут зависеть от данного государства и его государственного органа.
Если государство в принципе согласно, и отказ в соответствии с законодательством
данного государства возможен, то здесь также возможны варианты: отказ может быть
обусловлен получением российского гражданства, либо гражданство может быть
прекращено вследствие получения российского гражданства. Такие варианты и
предусмотрены Положением о гражданстве. В первом случае заявитель обязуется
представить соответствующий документ о выходе из иного гражданства в течение
одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации. Во втором
случае, заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех
месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
Если государство не разрешает выход из гражданства, то
документ об этом и копия обращения в соответствующий орган иностранного
государства согласно Положению также должны быть представлены. Возможно, что
этот случай будет отнесен к упоминающейся в Законе ситуации невозможности отказа
от гражданства в силу независящих от лица причин, однако однозначного указания в
Положении по этому вопросу нет.
Представление документа об отказе от гражданства
иностранного государства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве
государства, с которым у России имеется международный договор, предусматривающий
сохранение имеющегося гражданства при приобретении гражданства Российской
Федерации.
Лица, которым предоставлено политическое убежище на
территории Российской Федерации и лица, имеющие статус беженца на территории
Российской Федерации, также не должны предоставлять такого рода документы.
Включение данной нормы вполне логично, поскольку сам статус данных лиц исключает
возможность получения указанных документов.
В-четвертых, в Положении конкретизирован вопрос о
владении русским языком – еще одной новелле Федерального закона о гражданстве
2002 г. В Законе говорится только о том, что лица, ходатайствующие о приеме в
гражданство Российской Федерации должны владеть русским языком, порядок
определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения
вопросов гражданства. Согласно Положению заявитель представляет «документ,
подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в
устной и письменной форме в условиях языковой среды». Это подтверждается одним
из следующих документов:
а) документом государственного образца о получении
образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным
учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. - на территории государства,
входившего в состав СССР; после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской
Федерации;
б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому
языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком),
выданным образовательной организацией (учреждением) на территории Российской
Федерации или за рубежом, которой (которому) Министерством образования
Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан
зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;
в) документом об образовании, выданным на территории
иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса
русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об
эквивалентности документа об образовании.
От представления документов, подтверждающих владение
русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины,
достигшие возраста 60 лет; недееспособные лица; инвалиды I группы.
В-пятых, ч.3 ст.13 Федерального закона о гражданстве 2002
г. содержит норму о том, что «лицо, имеющее особые заслуги перед Российской
Федерацией, может быть принято в гражданство без соблюдения условий,
предусмотренных частью первой настоящей статьи», т.е. в отношении этих лиц
отменяются все условия, установленные для приема в гражданство в общем порядке,
а именно проживания в течение определенного срока, обязанности соблюдать
Конституцию и законодательство (в этой части отмена условий - явно неудачное
законодательное решение), наличие законного источника средств к существованию,
отказа от иного гражданства и владения русским языком.
Закон ограничивается в отношении данной категории
указанной нормой, не раскрывая понятие «особые заслуги перед РФ». Положение
конкретизирует данную норму. «Особыми заслугами перед Российской Федерацией
являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры,
спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и
безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению
международного престижа России». Предусмотрено также, что для объективной оценки
заслуг при решении вопроса о приеме такого лица в гражданство Российской
Федерации могут быть запрошены дополнительные сведения и заключения от
федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Решение о предоставлении гражданства Российской Федерации
лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается
Президентом Российской Федерации при наличии волеизъявления этого лица.
Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»
Во исполнение Федерального закона от 31 мая 2002 г. N
62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации.
2. В целях координации действий по исполнению
Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Министерству внутренних
дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации и
Федеральной службе безопасности Российской Федерации до 1 декабря 2002 г.
разработать совместную инструкцию об их взаимодействии при рассмотрении вопросов
гражданства Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г.
N 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 952);
Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993
г. N 2299 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации, 1994, N 4, ст. 302);
Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994
г. N 2007 «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О
гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1994, N 27, ст. 2854);
Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N
865 «О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской
Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 «Об утверждении Положения о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 21, ст. 2167).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль 14 ноября 2002 года N 1325
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации
Настоящим Положением, принятым в соответствии с
Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (далее именуется -
Федеральный закон), устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам
гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по
указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов,
соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства
Российской Федерации.
I. Порядок оформления и подачи заявлений и иных
документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства Российской
Федерации
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации
(далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или
прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства
заявителя:
лицом, проживающим на территории Российской Федерации, -
в министерство внутренних дел республики, главное управление или управление
внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области
либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального
органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (далее
именуются - органы внутренних дел);
лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не
имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое
представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся
за пределами Российской Федерации.
2. Заявление составляется в двух экземплярах (каждый на
бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения,
прекращения или оформления гражданства Российской Федерации (приложения N 1-7).
3. Бланк заявления заполняется от руки или с
использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При
заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и
аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке
заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от
руки, должен быть разборчивым.
4. При подаче заявления заявитель предъявляет
должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской
Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его
личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы,
подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов,
удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не
требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность
заявителя.
Не принимается к рассмотрению заявление лица,
удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его
служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом,
дипломатическим паспортом или паспортом моряка.
В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или
отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве Российской Федерации
(далее именуется - полномочный орган), представляется копия свидетельства о
перемене фамилии, имени или отчества.
5. Вместе с заявлением (приложения N 1-6) представляются
документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным
законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства
Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого
подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате
государственной пошлины или консульского сбора.
Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям
приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации,
приводятся в разделах II, III и VI настоящего Положения.
В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14
до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в
произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной
записью.
Должностное лицо обязано ознакомить заявителя, имеющего
детей, с положениями статей 24 и 25 Федерального закона и выяснить его мнение об
изменении гражданства детей.
6. Оригинал предъявляемого заявителем документа,
удостоверяющего его личность (паспорт и (или) вид на жительство), подлежит
возврату. К заявлению приобщается копия этого документа, соответствие которой
оригиналу проверяется должностным лицом и заверяется его подписью и печатью
полномочного органа.
В случае представления заявителем копий других
необходимых документов они должны быть удостоверены в соответствии с
законодательством Российской Федерации о нотариате.
7. Заявление составляется на русском языке. Все
представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке,
подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи
переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.
8. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня
подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с
личной подписью заявителя и датой. В случаях, предусмотренных статьей 33
Федерального закона, заявление по просьбе заявителя может быть подписано другим
лицом, подлинность подписи которого должна быть удостоверена нотариальной
записью.
Если в силу обстоятельств, указанных в статье 32
Федерального закона и подтвержденных документально, заявитель передает заявление
и необходимые документы через другое лицо либо направляет их по почте, заявление
считается принятым к рассмотрению со дня его получения полномочным органом при
условии, что это заявление и прилагаемые к нему документы оформлены надлежащим
образом.
9. Заявление и документы, оформленные ненадлежащим
образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. Представление
заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является
основанием для отклонения заявления.
II. Прием в гражданство Российской Федерации и
восстановление в гражданстве Российской Федерации
Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
10. Иностранные граждане и лица без гражданства,
достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в
гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13
Федерального закона.
Вместе с заявлением о приеме в гражданство в общем
порядке (приложение N 1) представляются:
вид на жительство;
один из документов, подтверждающих наличие законного
источника средств к существованию (справка о доходах физического лица,
декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа,
справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка
органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов,
справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета,
свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении
которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение
доходов от не запрещенной законом деятельности);
документ дипломатического представительства или
консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо
иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение
заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном
законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного
гражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим
полномочным органом иностранного государства.
В случае если отказ лица от иного гражданства возможен,
но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации, заявитель
обязуется в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской
Федерации представить документ о выходе из иного гражданства.
В случае если иное гражданство прекращается у лица
вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется
представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения
гражданства Российской Федерации.
Представления документа об отказе от иного гражданства не
требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым
Российская Федерация имеет международный договор, предусматривающий возможность
сохранения имеющегося гражданства при приобретении гражданства Российской
Федерации. Представления указанного документа не требуется также от лиц, которым
предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц,
имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
Заявитель также представляет документ, подтверждающий его
владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной
форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне
подтверждается одним из следующих документов:
а) документом государственного образца о получении
образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным
учреждением (организацией):
до 1 сентября 1991 г. - на территории государства,
входившего в состав СССР;
после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской
Федерации;
б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому
языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком),
выданным образовательной организацией (учреждением) на территории Российской
Федерации или за рубежом, которой (которому) Министерством образования
Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан
зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;
в) документом об образовании, выданным на территории
иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса
русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об
эквивалентности документа об образовании.
От представления документов, подтверждающих владение
русским языком, освобождаются:
мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие
возраста 60 лет;
недееспособные лица;
инвалиды I группы.
11. При наличии хотя бы одного из оснований,
предусмотренных частью второй статьи 13 Федерального закона, вместе с
документами, перечисленными в пункте 10 настоящего Положения, представляются:
лицом, родившимся на территории РСФСР и имевшим
гражданство СССР, - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР
органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного
свидетельства документом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и
состояние в прошлом в гражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца
1974 года, в который внесены соответствующие сведения;
лицом, состоящим в браке с гражданином Российской
Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство
Российской Федерации;
нетрудоспособным лицом, имеющим дееспособных сына или
дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации,
- свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также один из
документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида,
пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60
лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы
медико-социальной экспертизы);
лицом, имеющим высокие достижения в области науки,
техники и культуры, а также лицом, обладающим профессией либо квалификацией,
представляющими интерес для Российской Федерации, - ходатайство
заинтересованного федерального органа исполнительной власти о приеме заявителя в
гражданство Российской Федерации;
лицом, которому предоставлено политическое убежище на
территории Российской Федерации, - свидетельство о предоставлении ему
политического убежища;
лицом, признанным беженцем в соответствии с
законодательством Российской Федерации, - документ, подтверждающий признание его
беженцем.
12. Прием в гражданство Российской Федерации в
соответствии с частью третьей статьи 13 Федерального закона осуществляется на
основании обращения к Президенту Российской Федерации федерального органа
государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. В
обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также
обосновывается целесообразность его принятия в гражданство Российской Федерации.
Особыми заслугами перед Российской Федерацией являются
выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта,
значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности
Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного
престижа России.
Для объективной оценки заслуг при решении вопроса о
приеме такого лица в гражданство Российской Федерации могут быть запрошены
дополнительные сведения и заключения от федеральных органов государственной
власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Решение о предоставлении гражданства Российской Федерации
лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается
Президентом Российской Федерации при наличии волеизъявления этого лица.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном
порядке
13. Иностранные граждане и лица без гражданства,
достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в
гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании части первой
статьи 14 Федерального закона.
14. Иностранные граждане и лица без гражданства,
указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской
Федерации и имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в
гражданстве Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 1- Здесь и
далее в нашем Бюллетене приложения не приводятся – прим. ред.) представляют:
вид на жительство;
один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения
документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения
документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не
освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих
документов;
свидетельство о рождении заявителя;
паспорт нетрудоспособного родителя, состоящего в
гражданстве Российской Федерации;
один из перечисленных в пункте 11 настоящего Положения
документов, подтверждающих нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве
Российской Федерации.
Иностранные граждане также представляют документ
дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного
государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного
государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного
гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства,
либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копию данного обращения,
заверенную соответствующим полномочным органом иностранного государства, и дают
обязательства, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения, если на
основании этого пункта они не освобождаются от представления указанных в нем
документов и дачи соответствующих обязательств.
15. Иностранные граждане и лица без гражданства,
указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие за пределами Российской
Федерации и имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в
гражданстве Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 2)
представляют документы, перечисленные в абзацах третьем-восьмом пункта 14
настоящего Положения.
16. Лица без гражданства, имевшие гражданство СССР,
проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, если они не
получили и не получали гражданства этих государств, вместе с заявлением
(приложение N 1 или N 2) представляют:
вид на жительство (для лиц, проживающих на территории
Российской Федерации);
один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения
документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения
документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не
освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих
документов;
свидетельство о рождении заявителя, выданное органом
записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим
представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного
государства. Если свидетельство о рождении выдано органом иностранного
государства, подтверждением того, что заявитель состоял в прошлом в гражданстве
СССР, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо
справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об
обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт
гражданина СССР.
Прием в гражданство Российской Федерации детей и
недееспособных лиц
17. Ребенок и недееспособное лицо, являющиеся
иностранными гражданами или лицами без гражданства, принимаются в гражданство
Российской Федерации на основании части второй статьи 14, части первой статьи
24, частей первой-четвертой статьи 25, части третьей статьи 26, частей
первой-третьей статьи 27 Федерального закона по заявлениям указанных в настоящем
пункте лиц.
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации
ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство
Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым
установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка,
опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации (приложение
N 3).
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации
ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным
родителем, а также о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или
недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство,
одновременно с опекуном или попечителем оформляется на бланке заявления о приеме
в гражданство Российской Федерации соответственно родителей, одного из родителей
либо единственного родителя, опекуна или попечителя.
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации
ребенка или недееспособного лица, находящихся на полном государственном
попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты
населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, подается
руководителем учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо
(приложение N 3).
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации
ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является
гражданином Российской Федерации, а другой иностранным гражданином, подается
обоими усыновителями (приложение N 3).
18. Вместе с заявлением родителей, одного из родителей
или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка,
проживающего на территории Российской Федерации, представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка
(при его наличии);
вид на жительство либо иной документ, подтверждающий
проживание ребенка на территории Российской Федерации;
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на
приобретение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с
абзацем третьим пункта 5 настоящего Положения.
При приобретении ребенком, проживающим на территории
Российской Федерации, гражданства Российской Федерации на основании части
четвертой статьи 25 Федерального закона к заявлению родителя, приобретающего
гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого родителя о
приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление составляется
в произвольной форме.
Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется
нотариальной записью.
19. Вместе с заявлением родителей, одного из родителей
или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка,
проживающего за пределами Российской Федерации, представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка
(при его наличии);
документ, удостоверяющий личность и гражданство другого
родителя (при приобретении гражданства на основании пункта «а» части второй
статьи 14, частей второй и четвертой статьи 25 Федерального закона);
документ, удостоверяющий статус лица без гражданства
другого родителя (при приобретении гражданства на основании пункта «а» части
второй статьи 14 и части третьей статьи 25 Федерального закона);
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на
приобретение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с
абзацем третьим пункта 5 настоящего Положения.
Вместе с заявлением родителя, имеющего гражданство
Российской Федерации, представляется также письменное согласие другого родителя,
имеющего иное гражданство, на приобретение ребенком гражданства Российской
Федерации (при приеме в гражданство Российской Федерации на основании пункта "а"
части второй статьи 14 Федерального закона). Такое согласие дается в
произвольной форме.
Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется
нотариальной записью.
При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия
другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим
или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или
свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в
произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого
родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.
При приобретении ребенком, проживающим за пределами
Российской Федерации, гражданства Российской Федерации на основании частей
второй и четвертой статьи 25 Федерального закона к заявлению родителя,
приобретающего гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого
родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление
составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении
удостоверяется нотариальной записью.
20. Вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской
Федерации ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или
попечительство, представляются:
свидетельство о рождении ребенка или недееспособного
лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);
вид на жительство либо иной документ, подтверждающий
проживание ребенка или недееспособного лица на территории Российской Федерации
(если ребенок или недееспособное лицо проживает на территории Российской
Федерации);
свидетельство об установлении опеки или попечительства;
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на
приобретение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с
абзацем третьим пункта 5 настоящего Положения.
В отношении недееспособного лица также представляется
решение суда о признании лица недееспособным.
21. Вместе с заявлением о приеме в гражданство ребенка,
усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином
Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, независимо от места
жительства ребенка представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка
(при его наличии);
свидетельство об усыновлении;
документ, удостоверяющий личность и гражданство другого
усыновителя;
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на
приобретение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с
абзацем третьим пункта 5 настоящего Положения.
Указанное заявление подписывается обоими усыновителями. В
случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в
полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена
нотариальной записью.
Восстановление в гражданстве Российской Федерации
22. При подаче заявления о восстановлении в гражданстве
Российской Федерации на основании статьи 15 Федерального закона (приложение N 1)
представляются документы, указанные в пункте 10 настоящего Положения, а также
справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства
Российской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим
законодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежелании
состоять в гражданстве Российской Федерации.
III. Прекращение гражданства Российской Федерации
Выход из гражданства Российской Федерации
23. Выход из гражданства Российской Федерации лица,
проживающего на территории Российской Федерации или за ее пределами,
осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица.
В случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального
закона, выход из гражданства Российской Федерации не допускается.
24. При выходе из гражданства Российской Федерации на
основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на
территории Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 4)
представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у
заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему
иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также
документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по
уплате налогов.
При выходе из гражданства Российской Федерации на
основании части второй статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на
территории иностранного государства, вместе с заявлением (приложение N 5)
представляются:
документ, подтверждающий разрешение полномочного органа
иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия
этих данных в паспорте заявителя);
документ о снятии с регистрационного учета по месту
жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте
заявителя);
документ полномочного органа иностранного государства о
наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности
предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства
Российской Федерации;
документ налогового органа Российской Федерации (по
последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об
отсутствии задолженности по уплате налогов.
25. При выходе из гражданства Российской Федерации на
основании части третьей статьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей
которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой - является иностранным
гражданином либо единственный родитель которого является иностранным
гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя
(приложение N 6) представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка
(при его наличии);
документ полномочного органа иностранного государства о
наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления
ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской
Федерации;
согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на
прекращение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с
абзацем третьим пункта 5 настоящего Положения.
Заявление родителей подписывается обоими родителями. В
случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в
полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена
нотариальной записью.
26. Заявление о выходе из гражданства Российской
Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо
единственным родителем на основании части второй статьи 24 и части пятой статьи
25 Федерального закона оформляется на бланке заявления о выходе родителя из
гражданства Российской Федерации. В этом случае вместе с заявлением родителя
представляются документы, указанные в пунктах 24 и 25 настоящего Положения.
При выходе из гражданства Российской Федерации одного из
родителей, имеющих гражданство Российской Федерации, также представляется
согласие другого родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, на
выход ребенка из гражданства Российской Федерации (при выходе из гражданства
Российской Федерации на основании части пятой статьи 25 Федерального закона).
Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие,
удостоверяется нотариальной записью.
При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия
другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим
или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или
свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в
произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого
родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.
27. При выходе из гражданства Российской Федерации на
основании части первой статьи 26 Федерального закона ребенка, усыновленного
(удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с
заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя и документами,
указанными в пункте 25 настоящего Положения, представляется свидетельство об
усыновлении.
Заявление усыновителей подписывается обоими
усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при
подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть
удостоверена нотариальной записью.
IV. Задачи и функции полномочных органов
28. Президент Российской Федерации решает вопросы приема
в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской
Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке, отмены
решений по вопросам гражданства Российской Федерации, а также обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов в связи с
исполнением Федерального закона.
При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами
«б»-«ж» статьи 16 Федерального закона, Президент Российской Федерации в
исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство
Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства.
В целях реализации своих полномочий по вопросам
гражданства Российской Федерации и предварительного рассмотрения заявлений
Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства при
Президенте Российской Федерации (далее именуется - Комиссия). Положение о
Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.
29. Министерство внутренних дел Российской Федерации:
принимает заявления от лиц, проживающих на территории
Российской Федерации;
составляет на основании заключений органов внутренних дел
заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;
издает нормативные акты, конкретизирующие установленные
Федеральным законом и настоящим Положением полномочия органов внутренних дел по
рассмотрению заявлений лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и
принятию решений по этим заявлениям;
организует в соответствии со своей компетенцией проверку
содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями
документов;
осуществляет взаимодействие с Федеральной службой
безопасности Российской Федерации по вопросам гражданства Российской Федерации;
устанавливает форму статистического учета и ведет базу
данных об обратившихся с заявлением на территории Российской Федерации лицах, в
отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
ведет общий учет лиц, приобретших или прекративших
гражданство Российской Федерации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом и настоящим Положением.
30. Органы внутренних дел:
принимают в соответствии со своей компетенцией заявления
от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяют соответствие
заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и
условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением;
составляют заключения на заявления об изменении
гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство внутренних дел
Российской Федерации в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения;
принимают в пределах своей компетенции решения по
заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствии с
пунктом 36 настоящего Положения;
исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства
в соответствии с разделом V настоящего Положения;
определяют и оформляют наличие гражданства Российской
Федерации в соответствии с разделом VI настоящего Положения;
осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам
гражданства Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального
закона и разделом VII настоящего Положения.
31. Министерство иностранных дел Российской Федерации:
оставляет на основании заключений дипломатических
представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на
заявления об изменении гражданства в общем порядке;
устанавливает форму статистического учета и ведет базу
данных об обратившихся с заявлением за пределами Российской Федерации лицах, в
отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным
законом и настоящим Положением.
32. Дипломатические представительства и консульские
учреждения Российской Федерации:
принимают в соответствии со своей компетенцией заявления
от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие
заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и
условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением;
составляют заключения на заявления об изменении
гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел
Российской Федерации в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения;
принимают в пределах своей компетенции решения по
заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствии с
пунктом 36 настоящего Положения;
исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства
в соответствии с разделом V настоящего Положения;
определяют и оформляют наличие гражданства Российской
Федерации в соответствии с разделом VI настоящего Положения;
осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам
гражданства Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального
закона и разделом VII настоящего Положения.
33. Заключения полномочных органов, предусмотренные
пунктами 29-32 настоящего Положения, составляются по форме, утверждаемой
соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством
иностранных дел Российской Федерации.
В заключении указываются сведения о заявителе и его
родственниках, основанные на представленных заявителем документах и результатах
соответствующих проверок, дается оценка мотивам, побудившим изменить
гражданство, излагается аргументированное мнение по существу заявления, а также
указывается статья (часть, пункт) Федерального закона, подлежащая применению по
данному заявлению.
Заключение утверждается (подписывается) руководителем
полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
34. При приеме заявления к рассмотрению должностное лицо
проверяет документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения,
правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их
соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства
Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой
проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае,
предусмотренном статьей 33 Федерального закона, заверяются подписью должностного
лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография
заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа.
Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер
проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая
прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского
сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья
(часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление.
35. Заявление об изменении гражданства в общем порядке,
поданное лицом, проживающим на территории Российской Федерации, и представленные
заявителем документы после их проверки вместе с заключениями органа внутренних
дел и территориального органа Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, иными имеющими отношение к делу материалами направляются в
Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Заявление об изменении гражданства в общем порядке,
поданное лицом, проживающим за пределами Российской Федерации, и представленные
заявителем документы после их проверки вместе с заключением дипломатического
представительства или консульского учреждения Российской Федерации и иными
имеющими отношение к делу материалами направляются в Министерство иностранных
дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и
Министерство иностранных дел Российской Федерации дают заключения на заявление и
направляют его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную
службу безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также
содержащихся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает
соответствующее заключение.
Заявление вместе с документами и материалами, включая
указанные заключения, направляется в Комиссию для предварительного рассмотрения
и подготовки предложений Президенту Российской Федерации.
Срок рассмотрения заявлений в Министерстве внутренних дел
Российской Федерации, органах внутренних дел, Министерстве иностранных дел
Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских
учреждениях Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской
Федерации и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом
из указанных органов.
36. Заявление об изменении гражданства в упрощенном
порядке, поданное лицом, проживающим за пределами Российской Федерации, и
представленные заявителем документы направляются дипломатическими
представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации в
Министерство иностранных дел Российской Федерации для организации необходимых
проверок, проводимых Министерством внутренних дел Российской Федерации и
Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Решения по заявлениям об изменении гражданства в
упрощенном порядке принимаются органами внутренних дел по согласованию с
территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской
Федерации - по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации
и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в
возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке принимаются
полномочными органами без согласования с Федеральной службой безопасности
Российской Федерации и ее территориальными органами и без проведения проверок
органами внутренних дел.
Срок рассмотрения заявлений в каждом из органов,
указанных в настоящем пункте, должен определяться с учетом части четвертой
статьи 35 Федерального закона, в соответствии с которой рассмотрение заявлений
об изменении гражданства в упрощенном порядке и принятие по ним решений
осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и представления
всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
37. В случае выявления фактов, свидетельствующих о
наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для
отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и
восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из
гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской
Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме
соответствующий полномочный орган.
Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство
Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об
отказе в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными
органами с учетом результатов проведенных проверок.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации
принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в
гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской
Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства
Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.
Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается Министерством
внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных дел Российской
Федерации. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного
органа либо лицом, исполняющим его обязанности.
V. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской
Федерации
38. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации
исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению.
При изменении места жительства заявителя в период
рассмотрения его заявления, подтвержденном документально, информация о принятом
по его заявлению решении направляется полномочным органом, принявшим заявление к
рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для
исполнения решения.
39. О решении, принятом по заявлению об изменении
гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный
срок со дня издания Президентом Российской Федерации соответствующего указа.
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства
в упрощенном порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со
дня принятия решения.
О решении, принятом по заявлению о приобретении
гражданства Российской Федерации лица, имеющего иное гражданство и обратившегося
в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об
отказе от гражданства этого государства, полномочный орган, исполняющий решение
по вопросам гражданства Российской Федерации, уведомляет полномочный орган
соответствующего иностранного государства. Такое уведомление осуществляется
путем направления в полномочный орган соответствующего иностранного государства
копии обращения заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства этого
иностранного государства, представленной в соответствии с абзацем пятым пункта
10 и абзацем восьмым пункта 14 настоящего Положения вместе с заявлением о
приобретении гражданства Российской Федерации, в которую вносится запись о
решении, принятом в отношении заявителя.
40. Лицу, достигшему возраста 14 лет и приобретшему
гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской
Федерации.
Сведения о ребенке в возрасте до 14 лет, приобретшем
гражданство Российской Федерации и проживающем за пределами Российской
Федерации, вносятся в заграничный паспорт родителя (паспорта родителей),
состоящего (состоящих) в гражданстве Российской Федерации. По просьбе родителя
такому ребенку может быть также оформлен паспорт гражданина Российской
Федерации.
Ребенку в возрасте до 14 лет, приобретшему гражданство
Российской Федерации и проживающему на территории Российской Федерации, выдается
вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства
Российской Федерации.
Форма вкладыша утверждается Правительством Российской
Федерации.
41. Лицу, которому разрешен выход из гражданства
Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении
гражданства Российской Федерации. Справка оформляется на бланке полномочного
органа, исполняющего решение по заявлению о выходе из гражданства Российской
Федерации, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого
полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется
гербовая печать полномочного органа.
Паспорт гражданина Российской Федерации, заграничный
паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому
разрешен выход из гражданства Российской Федерации, подлежат изъятию.
Сведения о ребенке, которому разрешен выход из
гражданства Российской Федерации, содержащиеся в паспорте его родителя,
сохраняющего гражданство Российской Федерации, аннулируются.
42. Лицу, проживающему на территории Российской
Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, выдается вид
на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.
43. Заявления, представляемые вместе с ними документы, а
также иные относящиеся к делу материалы хранятся в соответствующих полномочных
органах в течение пяти лет со дня принятия решения по заявлениям, после чего они
подлежат сдаче в архив в установленном порядке.
44. Сведения о лицах, в том числе о детях, в отношении
которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке, вносятся
в соответствующие электронные базы данных по формам, установленным Министерством
внутренних дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской
Федерации. Указанные сведения ежеквартально направляются органами внутренних
дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской
Федерации соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и
Министерство иностранных дел Российской Федерации, которые также ежеквартально
представляют эти сведения в Комиссию.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
направляет также полученные им сведения в Министерство внутренних дел Российской
Федерации для ведения общего учета лиц, приобретших или прекративших гражданство
Российской Федерации.
Объем и содержание сведений, представляемых для внесения
в электронные базы данных, порядок и форма их передачи определяются
соответствующими полномочными органами по взаимному согласованию и с учетом
имеющихся средств обработки, хранения и передачи информации.
Данные, внесенные в электронные базы, хранятся постоянно.
VI. Определение и оформление наличия гражданства
Российской Федерации
Определение наличия гражданства Российской Федерации
45. Наличие гражданства Российской Федерации может быть
удостоверено:
а) паспортом гражданина Российской Федерации;
б) дипломатическим паспортом;
в) служебным паспортом;
г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка);
д) паспортом гражданина СССР образца 1974 года с
указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о
наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту
жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской
Федерации на 6 февраля 1992 г.;
е) удостоверением личности (военным билетом)
военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской
Федерации;
ж) свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим
наличие гражданства Российской Федерации.
Документами, указанными в подпунктах «а»-«д» настоящего
пункта, может также удостоверяться наличие гражданства Российской Федерации у
детей, сведения о которых внесены в эти документы.
Документами, указанными в подпунктах «д» и «е» настоящего
пункта, может удостоверяться наличие гражданства Российской Федерации до
истечения сроков их замены в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Оформление наличия гражданства Российской Федерации по
рождению и при усыновлении (удочерении)
46. Наличие у ребенка гражданства Российской Федерации по
рождению и при усыновлении (удочерении) на основании статьи 12, частей второй и
четвертой статьи 26 Федерального закона может быть оформлено полномочным органом
по заявлению лиц, указанных в пунктах 47-50 настоящего Положения.
Оформление наличия у ребенка гражданства Российской
Федерации по рождению и при усыновлении (удочерении) осуществляется согласно
резолюции руководителя полномочного органа о выдаче ребенку паспорта гражданина
Российской Федерации либо вкладыша в свидетельство о его рождении, а также о
внесении сведений о ребенке в паспорт родителя, имеющего гражданство Российской
Федерации (паспорта родителей, имеющих гражданство Российской Федерации).
47. Заявление об оформлении наличия у ребенка гражданства
Российской Федерации по рождению в соответствии с частью первой статьи 12
Федерального закона подается родителями, одним из родителей или единственным
родителем в полномочный орган по месту жительства родителей, одного из родителей
или единственного родителя либо по месту рождения ребенка. Вместе с заявлением
(приложение N 7) представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка
(при его наличии);
документы, удостоверяющие личность и гражданство
родителей или единственного родителя. Если один из родителей является лицом без
гражданства - документ этого родителя, удостоверяющий статус лица без
гражданства;
решение суда о признании одного из родителей безвестно
отсутствующим или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у
заявителя сведений о месте нахождения другого родителя (при оформлении наличия
гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 12
Федерального закона);
документ полномочного органа иностранного государства,
гражданином которого является один из родителей, подтверждающий отсутствие
оснований для предоставления ребенку гражданства этого иностранного государства
по рождению. Если ребенок родился на территории иностранного государства,
гражданами которого его родители не являются, - также документ полномочного
органа этого иностранного государства, подтверждающий отсутствие оснований для
предоставления ребенку гражданства этого иностранного государства по рождению
(при оформлении наличия гражданства Российской Федерации на основании пункта «в»
части первой статьи 12 Федерального закона в отношении ребенка, родившегося за
пределами Российской Федерации);
документ полномочного органа иностранного государства
(государств), гражданами которого (которых) являются родители или единственный
родитель, подтверждающий отсутствие оснований для предоставления ребенку иного
гражданства по рождению (при оформлении наличия гражданства Российской Федерации
на основании пункта «г» части первой статьи 12 Федерального закона в отношении
ребенка, родившегося на территории Российской Федерации).
48. Заявление об оформлении наличия гражданства
Российской Федерации по рождению у ребенка, находящегося на территории
Российской Федерации, родители которого неизвестны и по истечении шести месяцев
со дня обнаружения ребенка не объявились, подается руководителем воспитательного
или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо иного
аналогичного учреждения Российской Федерации, в котором ребенок находится на
полном государственном попечении. Указанное заявление (приложение N 7) подается
в полномочный орган по месту нахождения соответствующего учреждения.
Вместе с указанным заявлением представляется копия
свидетельства о рождении ребенка.
49. Заявление об оформлении наличия у ребенка гражданства
Российской Федерации при усыновлении (удочерении) в соответствии с частями
второй и четвертой статьи 26 Федерального закона подается усыновителем, имеющим
гражданство Российской Федерации, по месту жительства усыновителя.
Вместе с заявлением (приложение N 7) представляются:
свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка
(при его наличии);
вид на жительство или иной документ, подтверждающий
проживание ребенка на территории Российской Федерации (при его наличии);
свидетельство об усыновлении;
документы, удостоверяющие личность и гражданство
усыновителей или единственного усыновителя. Если один из усыновителей является
лицом без гражданства - также документ этого усыновителя, удостоверяющий статус
лица без гражданства.
50. Наличие у ребенка, родившегося до вступления в силу
Федерального закона, гражданства Российской Федерации по рождению, а также
наличие у ребенка, усыновленного (удочеренного) до вступления в силу
Федерального закона, гражданства Российской Федерации оформляется полномочным
органом по заявлению соответственно родителя или усыновителя (приложение N 7) с
учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона.
Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо
отсутствии гражданства Российской Федерации
51. При отсутствии у лица документа, удостоверяющего
гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное),
возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа,
а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у
лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется
проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных основаниях и
соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному
в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного
государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального
закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в
соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего
гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы
исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются:
сведения о лице, в том числе его место жительства на 6
февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);
сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем
его личность (при наличии);
основания направления запроса и его содержание.
К запросу прилагаются документы (либо их копии) и
материалы, имеющие отношение к делу.
52. После получения необходимой информации полномочный
орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором
указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица
гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю
или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства
Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
VII. Отмена решений по вопросам гражданства Российской
Федерации
53. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации
отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования
заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на
основании которых принималось соответствующее решение.
54. Отмена решения по вопросам гражданства Российской
Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется
заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо
заключением вышестоящего полномочного органа.
Президент Российской Федерации вправе отменить решение по
вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом.
Заключение полномочного органа об отмене решения по
вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утверждаемой
Министерством внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных
дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия
полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство
Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение
суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или
сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения
гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом
обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой
отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заключение утверждается (подписывается) руководителем
соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и
вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых
было вынесено первоначальное решение.
Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам
гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в
месячный срок со дня подписания заключения.
Копии заключения об отмене решения по вопросам
гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом
соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство
иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и
иных заинтересованных органов.
Сведения об отмене решения по вопросам гражданства
Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.
55. В случае отмены решения по вопросам гражданства
Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов,
выданных ранее в соответствии с этим решением.
При отмене решения о приобретении гражданства Российской
Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на
жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.
При отмене решения о выходе из гражданства Российской
Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации
и выдается паспорт гражданина Российской Федерации.
VIII. Заключительные и переходные положения
56. Рассмотрение заявлений и ходатайств по вопросам
гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до 1 июля 2002 г. на
основании пунктов «а», «б» и «в» статьи 18, части третьей статьи 19 и статьи 20
Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», и принятие по
ним решений, осуществляются в порядке, установленном названным Законом.
57. Заявления и ходатайства по вопросам гражданства
Российской Федерации, указанные в пункте 56 настоящего Положения,
рассматриваются при наличии всех необходимых и надлежащим образом оформленных
документов, представленных заявителями в соответствии с Положением о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. При этом для лиц, которые
имели гражданство СССР, документами, подтверждающими срок постоянного проживания
на территории Российской Федерации, являются вид на жительство, а при его
отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 года или иной документ с
внесенными в них отметками о регистрации заявителя по месту жительства.
58. Если по ходатайству о приобретении гражданства
Российской Федерации, принятому к рассмотрению Комиссией до 1 июля 2002 г., было
принято решение о необходимости выполнения заявителем требований части второй
статьи 19 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», то
это ходатайство рассматривается после представления заявителем в органы
внутренних дел документов, подтверждающих факт постоянного проживания или
установленный срок постоянного проживания на территории Российской Федерации. К
указанным документам прилагается составленное в произвольной форме заявление о
рассмотрении ходатайства заявителя в связи с выполнением им требований части
второй статьи 19 Закона
Российской Федерации «О гражданстве Российской
Федерации», а также уведомление о ранее принятом решении Комиссии.
В случае если в период со дня принятия к рассмотрению
такого ходатайства и до дня подачи заявления, предусмотренного настоящим
пунктом, заявитель изменил свою фамилию, имя или отчество, заключил или расторг
брак, его дети достигли возраста 18 лет либо произошли иные изменения, имеющие
значение для принятия решения по его ходатайству, это указывается в заявлении и
подтверждается соответствующими документами.
59. Лицу, состоявшему в гражданстве СССР, по его
заявлению, составленному в произвольной форме, может быть выдана справка,
подтверждающая отсутствие у него гражданства Российской Федерации, если это лицо
не приобрело гражданства Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом либо не оформило его в соответствии с действовавшим до вступления в силу
Федерального закона законодательством Российской Федерации о гражданстве.
|