Профиль, 15 сентября 2003 Великодержавный прагматизм
Беседу вел
Евгений Дмитриев
Создание единого экономического пространства на территориях
России, Украины, Казахстана и Белоруссии больше всего необходимо российскому
капиталу, которому давно тесно в границах РФ, считает заместитель директора
Института стран СНГ Владимир ЖАРИХИН.
"Профиль": Выдвинув идею создания единого
экономического пространства (ЕЭП), президенты четырех стран подчеркивали, что
главное предназначение ЕЭП - решение сугубо экономических, а не политических
задач. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что процесс интеграции хоть
и постепенно, но все-таки переходит из политической в экономическую плоскость?
Владимир Жарихин: Все попытки деполитизировать процесс
объединения, отложить в сторону политические проблемы и заняться исключительно
экономикой - не более чем миф. По крайней мере, когда речь заходит об интеграции
бывших республик СССР.
Ведь немаловажную роль играет "совместимость"
политических режимов. В случае с нашей "четверкой" - Россией, Украиной,
Белоруссией и Казахстаном, - на мой взгляд, о такой совместимости говорить пока
еще рано. Если у Украины и РФ политические системы достаточно близки, то Казахстан
и Белоруссия явно выбиваются из этого ряда. Хотя бы тем, в этих странах более
авторитарные режимы. А без выравнивания политических укладов между государствами
проекты по созданию общего экономического пространства не имеют шансов на реализацию.
Даже страны Евросоюза, начав объединение с соглашений
по углю и стали, на следующем этапе предприняли шаги по унификации политической
надстройки. И это при том, что фундаментальные нормы законодательства, а тем
более "базовые ценности" - незыблемость частной собственности, приверженность
демократии, презумпция права над политической волей и т.д., - давно уже стали
общими для европейских стран. А без этих базовых политических норм любые интеграционные
проекты в экономической сфере были бы невозможны.
"П.": Если вынести за скобки политические
различия, существуют ли экономические предпосылки для объединения?
В.Ж.: Структура экономик "четверки" оставляет
мало надежды на их реальную интеграцию. В отличие от России и Казахстана, которые
являются энергоэкспортирующими странами, Белоруссия и Украина - энергоимпортеры,
более того, через их территорию осуществляется транспортировка энергоресурсов
на Запад. Понятно, что интересы первой группы заключаются в том, чтобы с минимальными
издержками передать свои энергетические ресурсы в Европу. Задачи второй группы
прямо противоположные - накрутить максимальные издержки, иначе говоря, войти
в долю. Одно это является серьезнейшим препятствием для создание ЕЭП.
Для того чтобы снять эти сугубо объективные
противоречия, необходимо создать некую политическую надстройку, которая будет
выравнивать интересы, перераспределять доходы - так, как это делается в ЕС.
Однако на сегодняшний день страны "четверки" явно не готовы пойти на
формирование каких-либо наднациональных "выравнивающих" структур. Получается
замкнутый круг.
"П.": Тогда зачем это объединение вообще нужно? Ведь
существует и благополучно действует тот же ЕврАзЭС€
В.Ж.: По большому счету, все объясняется только желанием
включить в процесс интеграции Украину, которая в том же ЕврАзЭС имеет лишь
статус наблюдателя. Понятно, что без Украины любые союзы на пространстве СНГ
будут "недоделанными". Впрочем, события последних месяцев показали: Украина не
испытывает особого восторга от идеи создания наднационального органа даже в
рамках ЕЭП. А значит, вряд ли согласится на выполнение обязательных для всех
участников "четверки" решений.
"П.": В чем заключается интерес России к идее создания
ЕЭП?
В.Ж.: Реализация идеи с ЕЭП способна дать серьезные
преференции российским финансово-промышленным группам (ФПГ), которые уже сегодня
обладают сильными позициями на Украине и в Казахстане. Эти ФПГ намерены и дальше
вкладывать капитал, приобретать собственность на территории этих стран. Создание
ЕЭП позволило бы им решать свои проблемы с гораздо меньшими затратами, чем
сегодня. Так что интересы ФПГ являются серьезным стимулом для правительства
России в сфере создания ЕЭП. Конечно, при этом могут пострадать отрасли, не
ориентированные на экспорт (машиностроение, производство продуктов питания и
т.д.). Но сегодня ситуация такова, что политическую конъюнктуру заказывают
именно экспортно-ориентированные отрасли.
|