БЕЛОРУССИЯ
Хроника
26 августа. Конституционный
акт Союзного государства России и Белоруссии практически готов к рассмотрению
Высшим государственным советом, заявил в Минске глава МВД РФ Борис Грызлов после
встречи с президентом РБ Александром Лукашенко.
27 августа. Руководители
пяти оппозиционных партий (ПКБ, БНФ, БПТ, БСДГ и ОГП) направили в Национальное
Собрание РБ, в Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских
референдумов и в президентскую администрацию предложение о проведении в сентябре
с.г. «круглого стола» с целью «приведения избирательного законодательства страны
в соответствие со стандартами ОБСЕ».
27 августа. На выездном
заседании в г. Орше по вопросам развития сельскохозяйственной отрасли президент
Белоруссии Александр Лукашенко, в частности, заявил, что высшее руководство
страны пересмотрело подходы к процессу объединения валютных систем Белоруссии и
России, поскольку с переходом на российский рубль есть опасность создания
единого государства и превращения республики во «второразрядную». Лукашенко не
стал отрицать, что может поставить свою подпись под Соглашением о введении
российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории
республики, но сроки и порядок такого перехода будут определяться белорусской
стороной. Гражданам Белоруссии президент РБ порекомендовал не спешить
расставаться с белорусскими рублями.
28 августа. Владимир Путин в
послании главе белорусского государства предложил Александру Лукашенко в
ближайшее время подписать Соглашение об использовании российского рубля в
качестве единственного законного платежного средства на территории Белоруссии.
Путин отметил, что сейчас принципиально важно сделать дальнейшие шаги,
обеспечивающие выход на качественно новый уровень интеграционного
взаимодействия. Ключевое значение в этом плане, с точки зрения президента
России, имеет реализация взаимной договоренности о переходе на рубль Российской
Федерации в качестве единой валюты России и Белоруссии.
28 августа. Президент РБ
Александр Лукашенко утвердил Договор о сотрудничестве в охране внешних границ
государств-членов Евразийского экономического сообщества, подписанный в Москве
21.02.2003. Данный документ регламентирует вопросы взаимодействия
государств–членов ЕврАзЭС в области обеспечения их безопасности и охраны
участков государственных границ с государствами, не являющимися участниками
Договора об учреждении ЕврАзЭС.
28 августа. Глава
белорусского государства Александр Лукашенко на встрече с председателем
правления Национального банка Беларуси Петром Прокоповичем в очередной раз
отметил, что введение российского рубля на территории Белоруссии возможно только
после выполнения всех договоренностей в рамках Договора 1999 г. о создании
Союзного государства, включая создание единого экономического пространства и
принятие Конституционного акта СГ. П.Прокопович, со своей стороны, доложил о
том, что проект Соглашения об использовании российского рубля на территории
Белоруссии должен сопровождаться пакетом других документов, текст которых еще
предстоит отредактировать совместной белорусско-российской рабочей группе. Пока
расхождения сторон касаются порядка выполнения взаимных требований и
обязательств в случае выхода одного из государств из Соглашения, а также вопроса
определения лимита прироста основной части активов НББ после 01.01.2005 г.
28 августа. На
российском полигоне Ашулук прошел третий этап учения Северо-Западного
оперативно-тактического командования ВВС-ПВО РБ. В учениях участвовали
подразделения 927 истребительной авиационной базы, 302, 29 и 15 зенитных
ракетных бригад ВС Белоруссии. Для поражения различных дозвуковых воздушных
мишеней были произведены пуски ракет из ЗРК «Бук», «Оса». Экипажи двух
истребителей ПВО сбили учебную цель(«Стриж-3М») ракетами «воздух-воздух».
Расчеты ЗРС С-300 учились отслеживать и поражать воздушные цели в условиях
активных помех.
29 августа. Постоянный
представитель РБ при отделении ООН в Женеве Сергей Алейник встретился с
Директором департамента по присоединениям секретариата ВТО Арифом Хуссейном и
обсудил с ним перспективы активизации процесса присоединения Белоруссии к
Всемирной торговой организации. На переговорах стороны пришли к согласию в
отношении того, что решающим этапом для вступления РБ в ВТО станет пятое
заседание рабочей группы, которое состоится в текущем году.
29 августа. Новый министр
информации РБ Владимир Русакевич заявил, что опыт преобразований и реформ в КНР
очень полезен для Белоруссии, которая активно использует его. Сейчас, по словам
Русакевича, задача № 1 – организация поездок китайских журналистов в
Белоруссию.
30 августа. В Москве
председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев пояснил в чем заключается
особенность процесса перехода Белоруссии на российский рубль. Он, в частности,
заострил внимание на тех дополнительных уступках со стороны ЦБ и правительства
России, которые были сделаны в последнее время с тем, чтобы инициировать
белорусских руководителей на подписание соглашения о переходе на единую валюту.
Речь идет, прежде всего, о включении в Совет директоров ЦБР двух полномочных
представителей от Белоруссии, что позволит белорусской стороне влиять на
принятие решений в денежно-кредитной сфере.
31 августа. В Москве
завершила работу экспозиция Минского автомобильного завода в рамках 6-го
Российского международного автосалона. Главной новинкой экспозиции стал белорусский
седельный тягач, соответствующий нормам Евро-3 и оснащенный ярославским
двигателем с импортной электронной системой управления подачей топлива. Интерес представлял и автобус МАЗ-103-065,
также соответствующий нормам Евро-3.
1 сентября. Вице-премьер,
министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что российская сторона готова к
подписанию уже парафированного министрами финансов и главами центральных банков
России и Белоруссии Соглашения о введении единой валюты, все остальное
зависит от Минска. Подписание Соглашения, по словам Кудрина, должно происходить
«вместе и одномоментно».
В Столинском районе Брестской области это
заявление комментировал президент РБ Александр Лукашенко. Он, в частности,
потребовал от России гарантии в процессе перехода республики на российский
рубль, поскольку пока эти гарантии Москва дает только на словах. Новое
российское руководство, по мнению Лукашенко, не желает идти путем, который был
определен «восемь-девять лет назад».
1 сентября. Началась выдача
белорусским гражданам, желающим посетить РП, польских виз. Белорусам за
однократную визу придется выложить 10 евро, а за многократную – 50. Некоторые
категории населения Белоруссии получили от польской консульской службы
льготы.
3 сентября. В Минск прибыл
новый посол США Джордж Крол. В минском аэропорту, где ему была организована
теплая встреча, Крол заявил, что его главная задача состоит в развитии добрых
отношений между американским и белорусским народами. Джордж Крол ранее уже
работал в Белоруссии в составе дипмиссии. В Госдепе США его считают крупным
специалистом по славянским странам Центральной и Восточной Европы
4 сентября. В Пекине
закончился очередной раунд консультаций между министерством иностранных дел
Республики Беларусь и МИД Китайской Народной Республики. На консультациях был
обсуждены вопросы регулярного обмена визитами на высшем и высоком уровнях,
организации визита делегации группы двустороннего сотрудничества Всекитайского
собрания народных представителей в Республику Беларусь, проведения Дней культуры
Республики Беларусь в КНР, согласования проектов двусторонних соглашений.
Были также рассмотрены вопросы поддержания высокого
уровня товарооборота между Китаем и РБ, создания совместных сборочных
производств на территории КНР, подготовки очередного заседания совместной
комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и организации визита делегации
белорусских деловых кругов в регионы Китая.
4 сентября. В Минск с
рабочим визитом прибыла делегация Народно-освободительной армии Китая во главе с
заместителем начальника Главного политического управления НОАК ген.-полк. Чжан
Шутянем. Цель визита, по официальной версии министерства обороны РБ, -
дальнейшее укрепление и развитие двустороннего военного сотрудничества.
4 сентября. Руководитель
офиса ОБСЕ в Минске Эберхард Хайкен в своем письме на имя министра юстиции РБ
выразил озабоченность ситуацией, сложившейся в республике вокруг
неправительственных организаций. Хайкен подчеркнул, что ОБСЕ рассматривает
неправительственные организации Белоруссии в качестве своих партнеров при
реализации проектов.
6 сентября. При посадке в
аэропорту «Минск-2» потерпел аварию самолет иранской авиакомпании Kish Air,
совершавший рейс Тегеран-Минск-Копенгаген. В тумане самолет сбился с ВПП и
повредил свой корпус о деревья. Пострадавших среди пассажиров и членов экипажа
не было.
6 сентября. Расколом
завершился едва начавшись 8-ой съезд Либерально-демократической партии.
Председатель партии Сергей Гайдукевич был обвинен рядом однопартийцев в
авторитарном стиле управления и единоличном принятии решений. В вину Гайдукевичу
поставили также провал ЛДП на выборах в период 2000-2003 гг. Гайдукевич вынужден
был покинуть зал заседаний с частью верных ему депутатов.
8 сентября. Премьер-министр
России Михаил Касьянов провел оперативное совещание со своими заместителями и
членами кабинета о процессе реализации соглашений в газовой сфере между Россией
и Белоруссией. Было дано поручение срочно подготовить проекты решений по
перспективному сотрудничеству с РБ в плане газовых поставок и транзита.
8 сентября. Ответственный
секретарь Парламентского собрания СБР Владимир Аксенов заявил, что в отношениях
между Россией и Белоруссией следует констатировать некий период
неопределенности. Спорные вопросы, по мнению Аксенова, возможно будут сняты на
саммите СНГ в Крыму во второй половине сентября с.г.
8 сентября. Пять
оппозиционных партий – БНФ, ОГП, БСДГ, ПКБ и БПТ подписали документ о создании
консультативного совещания партий и общественно-политических объединений в целях
противодействия планам президента РБ Александра Лукашенко переизбраться на
третий срок, а также для координации усилий в период избирательной кампании(2004
г.) в нижнюю палату Национального собрания.
8 сентября. Военные кафедры
Белорусского национального технического университета (БНТУ), Белорусского
государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР),
Белорусского государственного университета транспорта (БГУТ) и Белорусского
государственного университета реорганизованы в военные факультеты.
9 сентября. Глава
белорусского государства Александр Лукашенко отправил в отставку очередного
начальника службы безопасности президента, назначив нового – ген.-м. Юрия
Жадобина.
11 сентября. Прошло
заседание российско-белорусской рабочей группы по подготовке соглашения об
использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного
средства на территории Белоруссии. Участники заседания рассмотрели ход
выполнения плана совместных действий, включая вопросы достижения согласованных
уровней макроэкономических показателей, унификации бюджетного законодательства и
методологии статистики государственных финансов, перехода к единой налоговой
политике и др. Белоруссия, как отметил министр финансов России Алексей Кудрин,
выполняет условия плана совместных действий по введению единой денежной единицы
Союзного государства «в части кредитно-денежной политики».
Национализм в белорусской политикеАлександр Фадеев
Сегодня одним из активных факторов республиканской
политики являются попытки увязывания ее с идеями белорусского национализма. При
этом на политическом пространстве Белоруссии явно выделяются два основных центра
генерации националистической идеологии, которые расположены на различных полюсах
данного пространства. С одной стороны, национальную идеологию пытается утвердить
в массовом сознании и использовать в своих интересах президентская
администрация, с другой – радикальная правая оппозиция (БНФ, ОГП). Последняя не
без оснований считает, что национализм Александра Лукашенко и его придворных
идеологов отличается от национальных концепций оппозиционных партий, имеет свои особенности.
Действительно, высшее руководство республики
деятельность по отстаиванию национального суверенитета видит исключительно в
русле укрепления централизованного, сильного государства. Государство, как
утверждают идеологи из администрации Лукашенко, является единственным
институтом, способным гарантировать и обеспечить национальные интересы страны.
На государственный аппарат возлагаются важнейшие задачи по социальной поддержке
населения, «структурной санации экономики» и по определению государственной
промышленной политики и руководству государственным промышленным сектором.
Администрацией определена и стратегическая цель развития белорусской нации –
суверенитет, базирующийся на конкурентоспособной экономике, поддерживающей
благосостояние граждан республики.
В национализме самого Александра Лукашенко явно заметны
проявления идеи об уникальном положении нынешнего белорусского государства в
мире, особой роли белорусов в европейской истории, а также положения о
самобытном пути и ценности белорусской экономической модели. Очевидно, что
президент РБ в идеале видит Белоруссию «перворазрядной страной», себя – активным
и авторитетным участником «европейского концерта», лидером на постсоветском
пространстве, а Минск – политической caput mundi. Сам белорусский социум
предстает при этом как бесконфликтное, консервативное общество солидарного
сотрудничества. Вместе с тем, неправильно бы было полагать, что Лукашенко
выступает как последовательный сторонник идеи «чистого», национального
белорусского государства. Ему, пока по крайней мере, скорее ближе принципы,
которые условно можно обозначить как Беларусь – родина народов, ее населяющих,
белорусов по отношению к государству, а не по этническим корням.
Трагизм позиции Лукашенко по национальному вопросу
состоит в том, что он никогда не сможет смириться и публично признать, что с
распадом Союза ССР и образованием самостоятельного белорусского государства
белорусы объективно превратились в неисторическую нацию, а высшее руководство
республики – в политических маргиналов, находящихся на обочине европейского
развития и консолидации. Выход из этого положения в виде интеграции с Россией
был упущен. Кроме того, не следует упускать из виду, что нынешний президент, как
показали годы его пребывания во власти, не может претендовать на роль
самостоятельного и глубокого теоретика, способного всесторонне осмыслить и
идеологически обосновать реальные, а не иллюзорные перспективы развития
белорусского социума в современном мире.
Что касается радикальной правой оппозиции, то ее
идеологи-интеллектуалы считают, что с 1991 г. Белоруссия вступила в период
национального возрождения. С их точки зрения создание чисто национальных
государств всегда сопровождает распад империй, наднациональных государств, и
Белоруссия – не исключение в проявлении этой неизбежной тенденции. Уже само по
себе обретение собственной белорусской государственности, если исходить из
теоретических посылов лидеров БНФ, например, способно в полной мере
удовлетворить полностью материальные, социальные и культурные потребности
белорусского народа при правильной организации системы управления. Потенциальная
интеграция с Россией, россияне и российское государство в целом воспринимаются
правыми в РБ как абсолютно чуждые национальным интересам факторы внешней среды,
факторы внешнего раздражения.
Конечно, сейчас примитивный национализм первых лет
независимости, с расшитыми по вороту косоворотками, сомнительными с исторической
позиции идеями о переименовании республики в некую Кривию или Литвинию в духе
Ластовского, оппозиционерами в общем преодолен. Тогда, в начале 90-х гг. главным
признаком принадлежности к белорусскому этносу выступали язык и национальная
одежда. Однако широкого и глубокого интереса к родной культуре пробудить не
удалось, а язык и национальный костюм использовались белорусскими националистами
как символ политического свойства. Сложность социально-политического положения,
экономический кризис в Белоруссии и падение жизненных стандартов требовали
выхода негативной энергии, гнева, объективно вызывали потребность в
психологической разрядке и поиске внешнего виновника такого положения. На роль
последнего вполне подошла «имперская» Россия.
Сегодня интерес к национальной истории, к героическому
прошлому в республике достаточно устойчив. Есть определенное стремление
эксплуатировать его в политических целях как со стороны радикальной оппозиции,
так и правящим лагерем. Выражается это в идеализации черт национального
характера белорусов, подчеркивании особых свойств белорусской нации, уникальном
положении республики в Европе и значимости политики государства для судеб
остального мира. Вместо серьезного и вдумчивого изучения исторического наследия
просматривается увлечение поверхностными, как правило не имеющими ничего общего
с исторической правдой, легендарными сведениями из «славного прошлого»
белорусов. Полулегендарным историческим деятелям ставятся памятники, их именами
называются проспекты и площади. Полоцк, например, скоро украсит памятник князю
Всеславу Чародею («лик» которого знаком белорусам по водочной этикетке), по
официальной версии «самому могущественному властителю Восточной Европы начала
второго тысячелетия»(?).
Конечно, все это можно рассматривать с точки зрения
социальной психологии как фактор некой компенсации за общественно-политическую,
а главным образом экономическую отсталость республики на фоне остальной
благополучной Европы. Отсюда, кстати, и тенденции к резкой критике, высмеиванию
российской действительности в контексте безудержного самовосхваления белорусской
идеологии, политики, социума, деятелей культуры и спорта.
С другой стороны любое националистическое движение
невозможно представить без легендарных героев, подвижников и «страдальцев» за
утверждение национальных идеалов. Вот как раз дефицит таких личностей,
ущербность в плане эстафеты националистических традиций не может не ощущать
современная белорусская оппозиция.
Единственным, пожалуй, крупным деятелем белорусского
националистического движения века XX-го можно считать Ивана Ермаченко. Он был
активным функционером Рады БНР, ее генеральным консулом в Константинополе,
организатором в межвоенный период в Чехословакии Белорусского сокольского союза,
Белорусского крестьянского союза и Всебелорусского студенческого объединения,
инициатором издания и редактором журнала «Белорусский студент». Ермаченко
соавтор дорогих для сердца белорусских националистов программных документов –
первого устава Белорусского народного фронта, уставной грамоты Рады БНР,
деклараций Рады БНР к Лиге наций, участникам Гаагской конференции и др. Но как
знамя, бронзовый символ для оппозиционеров крупнейший специалист по вопросу
национального белорусского движения все-таки не подошел: Иван Авраамович
Ермаченко навсегда запятнал себя сотрудничеством с фашистскими оккупантами
Белоруссии. В годы оккупации Ермаченко(видимо следуя логике борьбы за
национальную независимость) стал «доверенным белорусского народа» при
генеральном комиссаре Белоруссии В.Кубе, непосредственно выполнял все директивы
министра восточных территорий третьего Рейха А.Розенберга.
Помимо подмочивших репутацию идеологов
националистического движения, отсутствия преемственности и традиций, развитие
интеллектуального национализма сдерживается драматической нехваткой великих,
признанных во всем остальном мире деятелей именно белорусской национальной
культуры в прошлом и настоящем. «Чистых», этнических белорусов среди мировых
гениев в литературе, живописи, театре и кинематографе, других видах
искусства просто не оказалось. Белорусы всегда были и чувствовали себя
неотъемлемой частью великой русской культуры, на этом и на связи с Русской
православной церковью основывалось их национальное самосознание. Этими
обстоятельствами, идеологически неприемлемыми для националистов, во многом и
объясняется столь низкая популярность нынешних будителей белорусской нации от
радикальной оппозиции. В целом полное неприятие белорусскими националистами
великого русского культурного наследия, непризнание общей с русскими и Россией
истории грозит обернуться страшными социально-психологическими последствиями для
белорусов, которых искусственно могут лишить их исторического прошлого и
культурных корней, сделав их Винцуками, не помнящими родства.
Лидеры оппозиционных структур довольно активно
используют тезис о принадлежности Белоруссии к западноевропейской цивилизации,
иной, альтернативной православию религиозной культуре. Председатель БНФ Валентин
Вечерко не раз заявлял о том, что Беларусь – маленькая, чисто европейская по
всем стандартам страна, волею исторических обстоятельств случайно выпавшая из
русла развития остальной, уже консолидированной Европы. Однако любой
непредвзятый исторический анализ показывает, что Белоруссия, в отличие от
нынешних стран-членов ЕС, не рассматривалась никогда и никем в прошлом в
качестве потенциального участника всех известных европейских интеграционных
конструкций, предшествующих Европейскому союзу: Срединной Европы, Внутренней
Европы, Дунайской федерации, Балканского союза, Южно-Европейского союза,
Балтийской Антанты… Здесь исторические параллели провести не удастся.
Помимо раскручивания сомнительных исторических прав
белорусской нации, оппозиция все очевиднее уходит от подтверждения обязательств
по отношению к русским, которые оказались в роли национального меньшинства в
Белоруссии, в случае своего прихода к рычагам политической власти. Скорее
наоборот, в идеологических, партийных программах радикальных правых партий явно
звучит тезис о преобладающей роли белорусской нации, о важности узаконения
национальной символики, о приоритете белорусского языка, который должен стать
единственным государственным языком в республике. Русские не только могут
оказаться в положении, когда будут иметь ограниченные возможности для
культурного, национального развития и приобщения к православной религии, но
появится соблазн прибегнуть к реализации (тайной или явной) идеи насильственного
вытеснения русских из Белоруссии.
В околонаучных статьях, других публикациях белорусских
националистов нередко можно встретить новый подход к вопросу об идентификации
русских в республике, который выражается в определении русских как
этнической разновидности белорусов. Естественно, что такое смелое предположение
нуждается в обосновании. Поэтому издаются и географические карты, на которых
территория исторической Белой Руси, которую, якобы, можно проследить уже с конца
XI века, занимает пространство от Белостока на Западе до Нижнего Новгорода
на Востоке, от Каргополя на Севере и до Ряжска на Юге. Излишне при этом
говорить, что Владимир, Рязань, Коломна, Ярославль и другие русские города на
данных картах обозначены как «белорусские».
Конечно, к таким потугам удревнить собственную
национальную историю нельзя относиться серьезно. Но так ли мала в
действительности угроза мононациональной политики - беларусизации? Напомним, что
в середине 90-х гг. понадобились массовые выступления, длительная и настойчивая
борьба для того чтобы добиться права использовать русский язык в качестве
второго государственного на территории Белоруссии. Затем положение с русским
языком на протяжении ряда лет в Белоруссии выглядело лучше, чем в других
республиках, возникших на развалинах Союза ССР. Однако сегодня все больше
фактов, свидетельствующих о том, что правящая верхушка республики искусственно
притормозило процесс всестороннего и полного удовлетворения языковых,
национально-культурных и политико-кооперативных потребностей русского населения,
прикрываясь тем, что большая часть этнических русских и членов смешанных семей
приняли под воздействием обстоятельств белорусскую идентификацию. По решениям
«сверху» поле действия русского языка свертывается, деловым языком в республике,
языком СМИ все более становится белорусский язык.
Хотя явных ассимиляторских тенденций, открытого призыва
к ликвидации русского языка как второго государственного и гонений на РПЦ на
правительственном уровне пока не отмечено, но нет и реализации политики
поддержки русских культурно-национальных и общественных организаций, активной
защиты прав русского населения со стороны государства, что вызывает определенную
озабоченность. Сегодня органам государственного управления в РБ свойственны
подозрительное отношение к русским общественным объединениям (политические были
ликвидированы еще в середине 90-х гг.), полное неприятие любых форм проявления
русофильства в обществе, стремлений русских к самоорганизации и
самоидентификации.
Все это резко отличается от политики, проводимой
российским правительством в национальном вопросе, в частности по отношению к
белорусам. В России сейчас проживает столько же этнических белорусов, сколько
русских в Белоруссии – более 2 млн. Однако на территории России свободно
действуют, в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом «О
национально-культурной автономии», 12 региональных национально-культурных
автономий белорусов(«Белорусы Москвы», «Беларусь» в Республике Коми,
«Белорусское землячество Поволжья», «Калининградское землячество белорусов»,
«Белорусы Сибири» и др.), а также более 60 общественных организаций белорусов.
Наиболее многочисленные автономии белорусов в Калининграде (150 тыс.), Москве
(100 тыс.) и Санкт-Петербурге – 80 тыс. Существует и всероссийское объединение –
Федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России». Основная задача
этих национально-культурных автономий и общественных организаций состоит в
сохранении белорусского языка, традиций и проявлений национальной культуры, в
реализации права на образование и приобщение к родной истории на белорусском
языке.
Следует подчеркнуть, что пробуждение национального
самосознания, патриотизма, интереса к истории этноса, языку в молодых
независимых государствах, включая Белоруссию, – это нормальный и закономерный
процесс. Его следует только приветствовать и поддерживать. В то же время нельзя
ни в коем случае допустить, чтобы политические решения, принимаемые по любым
этническим основаниям, какой бы государственной необходимостью они не
объяснялись, наносили ущерб другим народам, совместно проживающим с «титульной
нацией» в данных странах. В интересах Белоруссии проводить такую национальную
политику, которая бы не вела республику к капсулированию и международной
изоляции, не становилась годной только исключительно для внутреннего
потребления. Ну а действия любых политиков, наносящие вред братству,
исторической дружбе между белорусским и русским народами, искажающие
историческую правду, должны оцениваться общественностью Белоруссии и России как
преступные.
Русские и Белая РусьВладислав Лосев (Минск)
После развала Советского Союза, когда 25 миллионов
русских людей в одночасье и не по своей воле оказались за границей собственного
государства, Российская Федерация, выступающая как правопреемница Руси – России
– СССР вынуждена была начать выстраивать свою политику в отношении русских,
проживающих в республиках СНГ и Прибалтики, которую нельзя назвать успешной. В
том числе потому, что она, по сути, оказалась шаблонной в отношении всех
новых постсоветских государственных образований и до сих пор строится во многом
на идейной основе пресловутой «ленинской национальной политики»,
включающей следующие «бесспорные истины»:
– этническая территория русского народа ограничена
исключительно границами Российской Федерации;
– русские в государствах СНГ и Прибалтике являются
диаспорой, т.е. пришлыми;
– русской может называться только одна ветвь
восточных славян – великороссы.
Очевидно, что такой подход не только противоречит
историческим фактам, но и в корне не соответствует стратегическим
интересам русского народа. В первую очередь это касается Белоруссии, которая как
следует из самого названия – Белая Русь – является также русской страной как и
Россия. Примечательно, что еще накануне 1917 года никто (и в тогдашней России и
за ее пределами) и не сомневался, что Белоруссия – это исторически неотъемлемая
часть Русской земли.
Однако, как известно, итогом драматических революционных
событий начала XX столетия стала гибель исторического российского государства и
создание на его обломках интернационалистской «рабоче-крестьянской» империи –
Советского Союза. Сейчас уже ни для кого не является секретом, что высшее
большевистское руководство, по крайней мере, в первые десятилетия советской
власти, занимало в национальном вопросе жесткую антирусскую позицию.
Подобный подход коснулся и белорусов, которые лишились своего естественного
права именоваться русскими, а Белоруссия была отнесена к разряду «угнетенных»
территорий и ей буквально навязали «советскую социалистическую
государственность» в виде БССР (провозглашена 1 января 1919 г в Смоленске).
Бесспорный интерес представляет предыстория этого вопроса. Сразу после прихода
большевиков к власти в декабре 1917 года в Минске состоялся Всебелорусский
съезд, созванный по инициативе политических сил Белоруссии находящихся в
оппозиции к Северо-Западному областному комитету РСДРП (б). Съезд (1872
делегата) в своей резолюции недвусмысленно заявил о неотделимости Белоруссии от
России, и высказался за «утверждение демократического республиканского строя в
границах Белорусской земли в целях сохранения целостности Белоруссии в составе
Российской федеративной демократической республики».
Позиция правящего в Белоруссии Северо-Западного
комитета большевистской партии в этом вопросе также отличалась
определенностью. Белорусские коммунисты считали, что белорусские губернии должны
образовать Западную область Российской советской республики без каких-либо
автономий.
Таким образом, практически все белорусские политические
силы того времени не зависимо от их социально-экономических и классовых
воззрений считали, что Белоруссия в любом случае должна быть частью российского
государства. Казалось бы, в вопросе единства с Россией в белорусском
обществе особых разногласий не было (споры шли о формах единства и о том,
являются ли белорусы великороссами или же одной из ветвей русского народа). Но
исторический путь Белой Руси вдруг резко отклонился от естественного
направления. И причиной тому оказались планы вождя пролетариата и его ближайших
соратников по разжиганию мирового революционного пожара. Дело в том, что к концу
1918 года международная обстановка, сложившаяся после Ноябрьской революции в
Германии и завершения первой мировой войны, оценивалась большевистским
руководством как подходящая для экспорта революции в Европу с последующим
построением всемирного интернационалистского пролетарского сообщества. При этом
большевистские вожди одним из главных инструментов достижения своих амбициозных
целей считали свою сформулированную Лениным и Троцким национальную
политику, которая должна была показать «трудящимся массам всех стран», что
советская власть полностью отрекается от исторического российского
наследия, и предстоящая революционная экспансия будет обусловлена
исключительно поддержкой братьев по классу с последующей «переделкой» их стран
по советскому образцу. С этой целью вдоль границ Советской России начали
провозглашаться «независимые» советские республики. Подобная участь должна была
постичь и Белоруссию.
Так как белорусские коммунисты во главе с руководителем
Северо-Западного обкома РКП (б) А.Ф. Мясниковым выступали категорически против
отрыва белорусов от русского народа, то в дело вмешался лично В.И. Ленин. Под
его давлением ЦК РКП (б) 24 декабря 1918 года принял решение о создании
независимой Белорусской Советской республики. А 25 декабря И.В. Сталин на
встрече с представителями Белорусского национального комитета (выступал за
автономию Белоруссии в составе России) и белорусскими коммунистами откровенно
заявил, что «в существующих современных международных условиях в целях
укрепления и расширения завоеваний социалистической революции во всемирном
масштабе в настоящий момент в полной мере настала необходимость объявления
Белоруссии как самостоятельной во всех отношениях нации».
Таким образом, именно большевистское руководство сделало
решающий шаг в направлении этнического отрыва белорусов от русского народа,
единство которого было принесено в жертву глобальным претензиям «вождей
мирового пролетариата».
После завершения гражданской войны и создания СССР
в Белоруссии началось внедрение проекта «белорусы как отдельная нация». Причем в
начале было создано белорусское «пролетарское советское государство», а затем
наступил этап этнического моделирования, предполагавшего целенаправленное
искажение национального самосознания белорусов. Им необходимо было внушить, что
белорусы не являются русскими, и что русский язык является для Белоруссии чуждым
и навязанным «проклятым царизмом».
Такой подход не только в корне противоречил всей истории
белорусского народа, но и спровоцировал постоянный конфликт между исконным для
Белой Руси русским языком и титульной белорусской «мовой», которая в директивном
порядке была определена в качестве единственно возможного родного языка для
белорусов. При этом игнорировалось то обстоятельство, что «мова» (по крайней
мере, в литературной форме) была создана во второй половине XIX – начале XX
столетия группой пропольской католическо-униатской интеллигенции,
группировавшейся вокруг Виленского университета. На «мове» было написано
некоторое количество, в том числе и талантливых, литературных произведений (М.
Богданович, Я.Колас, Я Купала и т.д.). но никому из белорусскопишущих
литераторов в то время даже в голову не приходило объявлять белорусов отдельной
от русских нацией. Так, например, классик белорусской литературы (писал
по-белорусски и по-русски) Максим Богданович занимал в этом вопросе ясную и
определенную позицию: белорусы – третий народ русского корня.
Проводимая руководством БССР политика «белоруссизации»
не находила понимания ни у большинства членов партии ни тем более среди
населения. Вот, например, что говорил на XII всебелорусской конференции «О
белорусском языке и его роли в обществе» (20-26 марта 1923 г.) представитель
Бобруйской уездной организации КП(б)Б Кублер:
«Каким же образом можно прививать белорусскую культуру,
когда в то же самое время белорусский язык составляется искусственно. Я должен
сказать, что материнского языка в школах нет, а внедряется искусственно
созданный белорусский язык». На что нарком просвещения БССР Игнатовский вынужден
был признать: «Верно замечено, что тот белорусский язык, о котором идет речь, во
многом искусственный, в нем мало взято от жизни. До сих пор белорусский язык
создавался интеллигентами».
Неприятие же «белоруссизации» со стороны населения
носило еще более решительный характер. Вот сообщение под грифом «секретно»
заведующего информационно-статистического подотдела ЦК КП(б)Б Гозмана об
отношении к «белоруссизации» населения Слуцкого округа (30 апреля 1926 г.): «В
дер. Рудное Копыльского района на собрании крестьян было вынесено постановление:
«ликвидировать белорусский язык и потребовать от власти быстрого его
уничтожения».
Подобные мнения советскими и партийными властями,
естественно, не приветствовались, а их носители подвергались репрессиям. Вот
выписка из протокола заседания Национальной комиссии при ЦК КП(б)Б
«Об отношении к белорусскому языку работника Московско-Белорусско-Балтийской
железной дороги (7 января 1929 г.):
Слушали: О враждебном отношении к белорусскому
языку прораба ст. Полоцк МББ железной дороги Климова.
Постановили: Поручить Прокуратуре БССР проивлечь к
ответственности прораба ст. Полоцк МББ железной дороги Климова за враждебное
отношение к белорусскому языку. А уполномоченному Наркомата путей сообшения СССР
предложить гр-на Климова снять с работы на железной дороге.
Следует заметить, что политика гонений в отношении
противников лишения белорусов русских корней (деруссификации) с разной степенью
активности проводилась весь советский период. Проводится она и в суверенной
Белоруссии, в первую очередь в области культуры, информации и образования.
Показателен в этом отношении пример Белорусского литературного союза «Полоцкая
ветвь», объединяющего в своих рядах более сотни белорусских писателей и поэтов,
пишущих на русском языке. Эта творческая организация возникла девять лет назад в
самый разгар очередной волны «белоруссизации», организованной вначале последними
советскими, а затем поддержанной уже суверенными белорусскими властями, которые
поставили перед собой задачу в течение десятилетия провести тотальную
«деруссификацию» белорусского населения. И «Полоцкая ветвь» объективно стала
одной из точек сопротивления этой антинародной политике. Понятно, что никакой
поддержкой со стороны государства этот творческий союз не пользовался,
произведения местных русских авторов государственными издательствами не
издавались, а министерство культуры и официальный Союз белорусских писателей
занимали в отношении «Полоцкой ветви» неприкрыто враждебную позицию. Кое-какие
положительные изменения произошли после конституционной реформы 1996 года, когда
по итогам референдума русский язык приобрел, наконец, подобающий ему статус
государственного (наравне с белорусским). И все же ущемления местной русской
культуры в Белоруссии продолжаются.
Такое положение вынудило участников прошедшей
23-24 августа 2003 года в Минске конференции «Белорусская русскоязычная
литература в контексте современной белорусской культуры» (организатор БЛС
«Полоцкая ветвь») выступить с призывом прекратить, наконец, дискриминацию
белорусской русскоязычной литературы. В обращении, в частности, говорится, что
«в настоящее время в Беларуси живет и работает около 300 писателей, языком
творчества которых является русский язык, ежегодно издаются десятки авторских
книг и коллективных сборников. Выпускаются культурологические периодические
издания. Проводятся сотни творческих вечеров и презентаций книг, организуются
конференции и семинары. К сожалению, все это происходит не столько благодаря,
сколько вопреки нынешней государственной политике, осуществляемой в отношении
белорусской русскоязычной литературы».
Вряд ли стоит ожидать от властей какого-либо
положительного отклика на данное обращение, так как белорусский официоз в
очередной раз делает антирусский зигзаг в своей культурной и информационной
политике.
Уже 85 лет на Белой Руси продолжается культурно-языковой
конфликт между властями, которые с упорством достойным иного применения
продолжают внедрять в жизнь обанкротившиеся «заветы Ильича» по национальному
вопросу и большинством народа, принципиально не желающим отрываться от
общерусского этнического древа и отказываться от того языка, на котором
столетиями разговаривали его предки. В свое время изобретатели новых этнических
конструкций навесили на этот язык бирку «старобелорусского». Но это всего лишь
обманный трюк, который легко разоблачается. Достаточно открыть, к примеру,
«Исторический словарь белорусского языка», который выпускается Институтом
языкознания имени Якуба Коласа Национальной академии наук Белоруссии и
поинтересоваться как разговаривали и писали жители Белой Руси, например, в
XVI–XVII веках. И вот, что собой представлял тот язык, который ныне лукаво
именуют «старобелорусским»: буря, градъ, морозъ, гора, долина, озеро, река,
весна, годъ, день, лето, груша, сосна, хмель, яблоня, волкъ, дятелъ, лось, заяц,
братъ, мати, сынъ, дедъ, война, посолъ, родъ, судъ, веревка, горшокъ, лестница,
ножницы, пуговицы, бояринъ, ловчий, отчина, служба, селянинъ, краина, борозна,
воронъ, дорога, золото, молодость, порохъ, сторона, возеро, гусеница, бочаръ,
добродейство, мостовникъ, застава, корона, документъ, персона, реестръ,
секретарь, барышъ, чоботъ, весло, вертепъ, десятский и так далее.
В те времена на Белой Руси в ходу был именно русский
язык, который был государственным в Великом княжестве Литовском и Русском (ВКЛР)
до 1696 года, когда он был запрещен сеймом Речи Посполитой. По-русски велось
делопроизводство в Литовско-Русском государстве, и были написаны Статут 1588года
(конституция ВКЛР) и Трибунал (аналог современного уголовного кодекса). Кстати,
главная заслуга перед потомками западнорусского (белорусского) первопечатника Ф.
Скорины состоит не столько в его просветительской деятельности, сколько в
том, что, издав свою «Библию Русскую» (перевод Библии Яна Гуса) не на
церковнославянском, а на разговорном языке в точности донес до нас язык
наших предков, который оказался русским языком.
Нет ничего удивительного в том, что белорусы сохраняют
стойкую верность русскому языку. Ведь с русским языком связаны самые славные
страницы истории Белоруссии: это и западнорусские вечевые княжества, и лучшие
времена Великого княжества Литовского и Русского, и Российская держава и,
наконец, Советский Союз. В конце концов, русский язык для белорусов всегда был
языком свободы и просвещения. Поэтому нелепыми и просто глупыми
представляются попытки хоть как-то ущемить русский язык на Белой Руси.
Итак, кто же такие русские в Белоруссии? Конечно, это
великороссы (их, конечно, больше, чем показала перепись 1999 г. - 1млн.114
тыс.), но не только. Это значительная часть белорусов, у которой в разной
степени, но сохранилось общерусское (восточнославянское) сознание. В любом
случае к этой категории правомерно отнести те более 80-ти процентов граждан
Белоруссии, которые проголосовали за государственное двуязычие.Однако. русские
составляющие самосознания белорусов вновь подвергаются в последнее время
серьезным испытаниеям со стороны нарастающей антирусской и антироссийской
пропаганды, которой совместно каждый по своему занимаются государственные
информационные службы и оппозиция.
И сейчас очень многое зависит от правильно избранной
позиции российской политической элиты, которой в первую очередь необходимо
окончательно отказаться от «ленинского наследия» в русском вопросе и
признать (вне зависимости от реакции официального Минска) за белорусами их
естественное право вновь наравне с великороссами относить себя к русскому
народу. При этом необходимо постоянно оказывать содействие восстановлению
общерусской состовляющей национального самосознания белорусского народа.
Кризис интеграционных программАлександр Фадеев
В
начале сентября обострились отношения между Россией и Белоруссией на
правительственном уровне. Так, 6 сентября премьер-министр России Михаил Касьянов
заявил, что Соглашение о введении на территории Белоруссии с 1 января 2005 г.
российского рубля технически готово и прошло все согласования, но не может быть
подписано в ближайшее время из-за позиции белорусской стороны. Данная позиция
была изложена в ответе президента РБ Александра Лукашенко на предложение Путина
подписать Соглашение о валютном союзе и состоит в том, что Минск подпишет
документ только после принятия Конституционного Акта Союзного государства.
Фактически белорусский руководитель еще раз подтвердил (теперь уже лично
президенту России) свое отрицательное отношение к потенциальному введению единой
союзной валюты.
Очевидно, что и другое – проект Конституционного Акта в
текущем году рассмотреть и тем более принять не удастся, поскольку сам процесс
конституционного строительства на деле остановился более года назад, когда
российский лидер публично высказал свое видение форм политико-правовой
интеграции двух стран. Ни одна из этих форм, как известно, не устроила высшее
руководство РБ. Столь масштабные расхождения первых лиц России и Белоруссии во
взглядах на перспективы интеграции не позволяют надеяться на сближение позиций в
обозримой перспективе. А если это так, то можно с уверенностью утверждать, что и
в 2005 году Белоруссия продолжит жить исключительно в пространстве собственной
национальной валюты.
В довольно щекотливое положение попало и российское
министерство финансов, которое продолжает делать вид что ничего не произошло и
оно продолжает работать над пакетом соглашений о введении российского рубля на
территории Белоруссии независимо от последних заявлений президента Лукашенко. В
Белоруссии все серьезные вопросы политики решает исключительно президент. С кем
в таком случае намеревается минфин России подписывать базовое соглашение о
введении российского рубля в республике?
На третий год перевалили переговоры о создании
совместного российско-белорусского предприятия на базе «Белтрансгаза». Такое
предприятие планировалось создать еще летом 2002 г., и оно должно было стать
пилотным во всей экономической интеграционной программе. Тогда, как, впрочем, и
сегодня, акционирование «Белтрансгаза» и создание СП с российским «Газпромом»
было сорвано белорусским правительством и президентом республики. Минск не
только отказал российской стороне в предоставлении возможности приобрести
контрольный пакет акций своей государственной газотранспортной компании, но и
выдвинул ряд заведомо невыполнимых условий, сопровождающих покупку акций. В их
числе, например, требования увеличить поставки природного газа по льготным
оптовым ценам (аналогичным 5-му поясу России), доведя их объем к 2010 г. до 33
млрд.куб.м/год. Покупатель акций также должен был инвестировать в газовую
отрасль республики 1,726 млрд. долларов США без какого-либо
технико-экономического обоснования.
Другое расхождение – общая стоимость «Белтрансгаза».
Белорусская сторона наотрез отказалась привлечь к определению реальной стоимости
«Белтрансгаза» авторитетные международные компании, специализирующиеся на
подобной оценке объектов, как то предлагал «Газпром». Сам же Минск определил
стоимостное выражение «Белтрансгаза» в астрономическую сумму – 5 млрд. долларов.
«Газпром» настаивал на том, что максимальная цена «Белтрансгаза» составляет 600
млн. долларов. Правда, руководство российской компании согласилось позже, что
при акционировании «Белтрасгаза» можно исходить из суммы 1 млрд. долларов, но
при этом часть пакета акций должна переходить к «Газпрому» в счет погашения
долгов Белоруссии за уже поставленный ей российский газ. Но это, как и
ожидалось, никак не устроило руководство республики, о чем прямо и в
оскорбительной форме сказал ее президент.
Ну и наконец расхождения по перспективному наращиванию
объемов перекачиваемого через территорию Белоруссии российского газа,
экспортируемого в страны Западной Европы. Белоруссия, поскольку получает
огромные прибыли от транзита российского газа через свою территорию, настаивала
на требовании об увеличении его объемов до 100 млрд. куб.м/год в ближайшие
пять-семь лет. Фактически речь шла о переводе основного экспортного газового
потока из России с украинского маршрута на белорусский. Излишне говорить, что
такие абсурдные предложения белорусского руководства оказались также
неприемлемыми для «Газпрома», как со стороны экономической целесообразности, так
и с позиции технической и технологической проработанности, не говоря уже о том,
что в портфеле российского газового монополиста нет долгосрочных контрактов на
поставку таких объемов газа в Западную Европу.
В конце прошедшего лета выявились и глубокие расхождения
на высшем правительственном уровне в позиции сторон по перспективному
сотрудничеству двух стран в строительстве единой газотранспортной системы, что
предусматривалось интеграционными программами в качестве первоочередной меры. На
этом фоне 4-го сентября глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал письмо в адрес
руководителя «Белтрансгаза» Петра Петуха, в котором уведомил белорусскую сторону
об отказе российской компании от создания совместного предприятия. Днем позже
Миллер обратился в российское правительство с предложением прекратить переговоры
по газовой проблематике с Белоруссией, поскольку в результате контактов и
обсуждений с белорусской стороной перспектив сотрудничества в газовой сфере
выявились принципиальные и непреодолимые разногласия. Очевидно, что такой резкий
международный демарш Миллера был заранее согласован с российским правительством,
которое поспешило заявить что полностью разделяет озабоченность руководства
«Газпрома». Кризис во взаимоотношениях сторон, таким образом, приобрел реальные
очертания, окончательно выйдя наружу и получив огласку в средствах массовой
информации.
Некоторые эксперты в России обратили внимание на то, что
соглашение о единой ценовой политике между Россией и Белоруссией остается
нератифицированным, а это означает, что российское правительство в любое время
может отказаться окончательно от предоставления Белоруссии возможности получать
значительные объемы газового импорта из России по льготным ценам, поскольку
формально они осуществлялись ранее в рамках этого соглашения. Это правильно, но
вот утверждения некоторых СМИ о том, что у Минска есть несколько месяцев в
запасе для того чтобы отойти от своей жесткой позиции по акционированию
«Белтрансгаза» и договориться с «Газпромом» об объемах традиционных льготных
поставок на следующий год весьма сомнительны. Дело в том, что на текущий год
объемы льготных поставок, а это 10,3 млрд. куб.м российского газа в год, близки
к исчерпанию, «Газпром» свои обязательства фактически выполнил, или вот-вот
выполнит, а приближение зимы уже чувствуется. В нынешних условиях не
поможет республике и нефтегазовая российская компания «ИТЕРА», она хоть и
возглавляется белорусом Игорем Макаровым, испытывающим слабость к «родной
белорусской земле», но заменять «Газпром» в плане льготных поставок газа просто
не станет, прежде всего из чувства самосохранения. Таким образом Белоруссия,
потребности экономики которой в газе превышают 16 млрд. куб.м/год, попала в
цейтнот, решения республиканскому руководству предстоит принимать уже
сейчас.
Кроме того, в правительство России поступил проект,
подготовленный министерством экономического развития и торговли, который
предусматривает демонополизацию добычи природного газа и введение порядка
равного доступа к его транспортировке. В целях компенсации «Газпрому», который
теряет свои лидирующие позиции на газовом рынке России, ему, скорее всего,
предоставят право торговли газом по нерегулируемым ценам. Реализация данного
проекта в любом случае будет означать для Белоруссии ликвидацию льготных
поставок российского газа в республику, которые все последние годы осуществлял
газовый монополист – «Газпром». Под вопросом и устоявшиеся объемы транзита
российского газа в Европу через территорию Белоруссии: с сооружением в
перспективе Северо-Европейского газопровода(СЕГ) по дну Балтики газ пойдет в
обход ее территории. Российское руководство, судя по предложению Владимира
Путина к председателю компании Shell Филипу Уотсу присоединиться к строительству
Северо-Европейского газопровода, которой он сделал 1 сентября, намерено
максимально ускорить сроки ввода СЕГ в эксплуатацию.
сайт ОГП, 26 августа 2003 Проблема единства оппозиции за год до выборов в Палату представителейВалерий Карбалевич
Вопрос о единстве оппозиции является одной из самых
старых белорусских политических мифологем. Он стал культовым не только в
околополитической тусовке, но и в среде электората. По данным социологов, один
из главных упреков в адрес оппозиции состоит в том, что она не может
объединиться. К этому призывают независимые СМИ, известные публицисты. Попытки
создания новых оппозиционных движений, которые предпринимались в последнее
время, отчасти тоже объяснялись необходимостью консолидации всех демократических сил.
Как известно, политический и, как следствие,
организационный плюрализм есть необходимое условие движения к демократии. Ведь
речь идет именно о демократическом движении. Разделение оппозиционно настроенных
граждан по партиям носит объективный характер. Приверженцы разных идей и
социальных интересов объединяются в различные политические организации. Это тем
более актуально для переходного общества, вырвавшегося из тоталитарных оков.
Однако условия авторитарного режима вносят коррективы в
эти, в общем-то, правильные, но оторванные от белорусской реальности постулаты.
Опыт борьбы против диктатур свидетельствует, что необходимой предпосылкой победы
демократии является объединение усилий основных оппозиционных сил. В этом смысле
проблема единства белорусской оппозиции является не надуманной, а действительно
реальной.
С точки зрения главных политических задач и целей между
всеми оппозиционными партиями существует полное единство. Все они выступают за
ликвидацию диктатуры, восстановление демократии, разделение властей, создание
представительных органов власти, соблюдение прав человека, свободы СМИ,
проведение свободных и демократических выборов, укрепление независимости
Беларуси и т. д. Существует между ними и определенная координация действий по
основным направлениям внешней и внутренней политики. Поэтому, когда говорят о
единстве, то имеется в виду организационное единство, руководство всеми
оппозиционными силами из единого центра. Самый крайний вариант этого направления
общественной мысли состоит в призыве к созданию одной объединенной оппозиционной
партии.
История белорусской демократии свидетельствует о том,
что все попытки объединения для решения абстрактных задач типа защиты
независимости, демократии, рыночных реформ заканчивались неудачей. И наоборот,
коалиции, создававшиеся для решения конкретных задач (референдум, выборы)
оказывались достаточно успешными. Под словом «успешный» я понимаю сам факт
создания союза и его сохранение до конца политической кампании. В 1992 г.
объединенная оппозиция собрала необходимое количество подписей с требованием
проведения референдума о роспуске Верховного Совета 12-го созыва. Удалось
создать коалиции в ходе президентских выборов 1994 г. (в поддержку С.Шушкевича),
парламентских выборов 1995 г. Что бы там ни говорили сейчас о неудачных для
оппозиции результатах президентских выборов 2001 г., сам факт создания широкой
коалиции и выдвижения единого кандидата является несомненным достижением.
Выборы в Палату представителей создают благоприятные
условия для создания очередной коалиции оппозиционных сил. Ее необходимость
обусловлена несколькими причинами.
1. Как отмечалось ранее, тема единства оппозиции всегда
достаточно популярна в демократической электоральной среде;
2. Сейчас, как никогда ранее, это соответствует
общественным ожиданиям. В период прогрессирующего разочарования населения в
политике властей возник большой спрос на политическую альтернативу. Если таких
альтернатив будет несколько, то население, привыкшее к простым ответам на
сложные вопросы, запутается и не пойдет на выборы. Должен быть один
общенациональный блок, с единым списком кандидатов, с общей программой,
слоганом. В поддержку этого блока совместными усилиями всех оппозиционных сил
проводится общенациональная кампания.
Существует точка зрения, что партии не пользуются
популярностью и потому кандидаты под партийным флагом не имеют больших шансов на
успех. И поэтому, дескать, нужно маскировать демократа, одевать его во
внепартийные одежды.
Во-первых, рейтинг партий вообще и их оценка во время
выборов – это разные вещи. Выборы пробуждают политическую активность граждан,
люди начинают проявлять значительно больший интерес к политической жизни, к
партиям.
Во-вторых, местные выборы показали, что в крупных
городах оппозиционный брэнд даже без всякой работы кандидата получает сразу
около 20% голосов. А это в большинстве случаев гарантирует выход во второй тур;
3. Кроме того, количество голосов, которые получит
оппозиционный кандидат, должно быть достаточно большим. Только при таком условии
избирательные комиссии окажутся перед сложным политическим и моральным выбором,
это сильно затруднит им возможность фальсификации. А убедительная победа
возможна только при условии, если в округе будет только один оппозиционный
кандидат, голоса протестного электората не разделяются;
4. Избирательный процесс должен быть управляемым со
стороны демократических сил. Вполне естественно, что именно партии и их лидеры,
создавшие избирательный блок, берут на себя роль координирующего центра.
А.Санников выразил недовольство именно этим обстоятельством и предлагает
передать эту функцию какой-то беспартийной общественности (см. «Народная воля»,
21.08.03). Тезис не выдерживает критики. Именно партии являются главными
субъектами политики, они для этого созданы, им и карты в руки. А
заинтересованные общественные организации могут присоединяться.
Пять партий (БПТ, БНФ, ПКБ, БСДГ, ОГП) больше чем за год
до выборов объявили о создании коалиции, сделав тем самым важную заявку на
объединение. Однако существует несколько проблем, которые будут препятствовать
формированию избирательного блока и его успешному функционированию. Прежде
всего, 110 округов – это очень мало, чтобы удовлетворить амбиции всех партий.
Поэтому конкурентная борьба за округ среди демократов обещает быть острой.
Во-вторых, в коалицию отказалась войти БСДП НГ во главе
с Н.Статкевичем. Судя по всему, эта партия со своим лидером надолго превращается
в главную проблему белорусской оппозиции. Депутаты местных советов,
представляющие БСДП НГ, отказались войти в единое демократическое депутатское
объединение. Сейчас партия не вошла в блок пяти партий. Объяснения, которые
выдвигает руководство партии, нельзя считать серьезными. Скорее они являются
предлогом, скрывающим истинные причины. В любом случае такие действия трудно
считать конструктивными.
В-третьих, могут почувствовать себя обделенными
непартийные демократы, что уже и происходит (см. упомянутую статью А.
Санникова).
Что касается тактики, то, на мой взгляд, в каждом округе
до какого-то очень позднего этапа избирательной кампании должно идти два
кандидата (№ 1 и № 2). Это является определенной страховкой на случай снятия
оппозиционного кандидата избирательной комиссией. Плюс в каждом округе может
идти представитель ПКБ. У коммунистов свой электорат и поэтому раздробления
голосов не будет. Таким образом, на первых этапах кампании формула может быть
такая: 110+110+ПКБ. А за несколько дней до выборов она трансформируется так:
110+ПКБ.
Успех коалиции зависит от того, удастся ли с помощью
независимых СМИ внедрить в массовое сознание убежденность, что все оппозиционные
демократические кандидаты Беларуси входят в единый блок. Все, кто за блоком, это
непонятно кто. Пока что происходит с точностью до наоборот. Не успели лидеры
пяти партий объявить о создании коалиции, как «Народная воля» начала
антикоалиционную кампанию…
1-8.09.03. «Белорусский рынок», №34. «Республика» — то ли есть, то ли нетПавлюк Быковский
Зачатки структурной оппозиции пытаются перевести в “подпольное” положение
Депутатская группа “Республика” не может быть признана в
качестве официально действующей из-за нарушения установленного регламентом
численного состава, заявил 27 августа вице-спикер Палаты представителей Владимир
Коноплев. “Республиканцы” не согласны с такой трактовкой.
На заседании совета Палаты представителей 27 августа В.
Коноплев сообщил, что в нижнюю палату Национального собрания “периодически
обращаются представители различных иностранных государственных органов,
международных организаций, иных структур с просьбой о предоставлении информации
о наличии и составе депутатских групп в Палате представителей”.
В связи с этим секретариат VI сессии Палаты
представителей уточнил состав депутатских групп и выдал отчет руководству. Как
следует из отчета, из депутатской группы “Республика” вышли бывший председатель
Волковысского райисполкома Владимир Лукашевич, бывший заместитель генерального
директора СП “Белфарм” Юрий Морозов, бывший главный врач Логойского районного
территориального медицинского объединения Виктор Порфенович и экс-заместитель
генерального прокурора Петр Иваненко. Таким образом, вместо необходимых 10
членов в “Республику” входят 7 депутатов, а значит, как сказал вице-спикер В.
Коноплев, они “не могут составлять депутатскую группу, официально признаваемую в
качестве таковой в соответствии с регламентом”.
В интервью “БР” глава депутатской группы “Республика”
Сергей Скребец назвал политическим заявлением данное утверждение вице-спикера:
“Группа ”Республика" существует! В регламенте Палаты представителей определен
только порядок создания депутатской группы и не прописан порядок прекращения ее
деятельности".
С. Скребец отметил, что в апреле 2003 г., когда
создавалась группа “Республика”, в ее состав входили 10 депутатов, поэтому
группа является правомочной. По словам депутата, В. Коноплев на такое возражение
ответил обещанием на осенней сессии рассмотреть уточнения в регламент Палаты
представителей. “Пока это не прописано в регламенте, мы существуем”, — сказал С.
Скребец. Кроме того, депутат добавил, что недавно в группу вступили 10 новых
членов, которые не афишируют свое участие в “Республике”.
Таким образом, если верить С. Скребцу, то есть все
основания не сомневаться в существовании возглавляемой им депутатской группы, но
юридически доказать ее существование он не сможет — фамилии “секретных” членов
“Республики” не должны разглашаться.
Следует отметить, что переход на неформальное положение
осложнит контакты депутатской группы с оппозиционными партиями. Как уже писала
наша газета, при заключении предварительного соглашения о разделе округов на
будущих парламентских выборах Партия БНФ усомнилась в существовании депутатской
группы “Республика” и потребовала текст ее политической платформы и список
реального состава участников. С. Скребец пообещал, что к октябрю “Республика”
предоставит руководству Партии БНФ необходимую информацию. В это время откроется
сессия Палаты представителей и так или иначе должен будет решиться вопрос с
легальным статусом депутатской группы.
Помимо спорного вопроса с депутатской группой
“Республика”, сейчас в Палате представителей действует шесть депутатских групп —
“Друзья Болгарии”, “Содействие экономическому развитию”, “Единство”, “Единая
Беларусь”, “Народный депутат” и “За Союз Украины, Беларуси и России (ЗУБР)”.
04.09. 2003 Газета.ru Рубль поможет Лукашенко получить долларыЕвгений Калюков
МВФ готов возобновить кредитование Белоруссии,
прерванное после прихода к власти президента Лукашенко. Условия фонда – снижение
инфляции и отказ от дотирования промышленности и сельского хозяйства – для
властей трудновыполнимы. Но им все равно придется это делать в связи с переходом
на российский рубль.
О том, что фонд может впервые с 1995 года приступить к
финансированию Белоруссии, заявил сегодня глава Второго европейского
департамента МВФ Джон Одлинг-Сми. Он возглавляет рабочую миссию фонда, которая
сейчас находится в Минске. Инициатива исходит, конечно, не от МВФ. «Власти
Белоруссии хотят начать переговоры о предоставлении стране кредита stand-by», –
пояснил Одлинг-Сми. По его словам, МВФ может приступить к переговорам с
правительством республики «только после демонстрации Белоруссией определенного
периода положительной динамики макроэкономических показателей».
Напрямую возможность возобновления кредитования
Белоруссии с ожидаемым переходом белорусской экономики на российский рубль Джон
Одлинг-Сми, как сообщает «Интерфакс», не связывает. По его словам, МВФ в этом
вопросе занимает строго нейтральную позицию, так как «экономических аргументов
«за» или «против» монетарной интеграции не существует». Тем не менее он
подчеркнул, что в рамках перехода на единую с Россией валюту Белоруссия должна
будет ужесточить денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, ускорить
структурное преобразование экономики для успешной конкуренции с российской
экономикой, в том числе «безусловно» снизить темпы инфляции до российского
уровня.
Таким образом, Белоруссия, перейдя на российские рубли,
волей-неволей будет вынуждена сделать в экономике именно то, чего от нее много
лет добивается МВФ.
Между тем именно отказ белорусских властей хотя бы
отчасти следовать рекомендациям экспертов фондов послужил причиной прекращения
финансирования действовавшей в середине 1990-х годов программы кредитования.
Всего за период сотрудничества с фондом Белоруссия получила от МВФ два транша
кредита в рамках программы системных преобразований – в августе 1993 года ($98
млн) и в феврале 1995 года ($101,7 млн), а также один транш кредита stand-by в
сентябре 1995 года ($70 млн). Выделять кредиты и дальше МВФ отказался.
Спустя почти семь лет, в мае 2002 года, о резком
сокращении оказываемой Белоруссии финансовой поддержки объявил и Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР). По тем же причинам. Президент ЕБРР Жан
Лемьер тогда объяснил принятое решение отказом властей Белоруссии проводить
политические и экономические реформы. «Сейчас мы не видим, как банк может
сделать в Белоруссии больше, чем финансировать малые и средние частные
предприятия», – отметил Жан Лемьер, подчеркнув, что расширение сотрудничества с
Белоруссией возможно, если в стране «будет обеспечен какой-то прогресс в
демократических и экономических реформах».
С 1995-го по 1997 год МВФ выделил Белоруссии кредиты на
общую сумму в $269,7 млн. ЕБРР с 1991-го по 2003 год выделил белоруссским
предприятиям и организациям кредитов на общую сумму примерно в $230 млн.
Несколько десятков миллионов долларов было выделено в качестве кредитов
Всемирным банком ($22,5 млн), а также другими финансовыми организациями.
Кроме того, Белоруссия получала крупные кредиты от
других стран, в том числе и России. По условиям соглашения «О мерах по созданию
условий по введению единой денежной единицы» от 2001 года правительство России
обязалось предоставить правительству Белоруссии кредит в сумме $100 млн «для
обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле двух стран». К
настоящему моменту из этой суммы выделено уже $60 млн.
Теперь же, как следует из слов Джона Одлинга-Сми,
эксперты фонда намерены в течение шести месяцев провести мониторинг
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, состояния жилищного
строительства, сельского хозяйства и банковского сектора Белоруссии, чтобы
понять, стоить ли МВФ вновь связываться с этой страной. Если, конечно, миссии
фонда сейчас удастся договориться с белорусскими властями о проведении такого
мониторинга.
В случае положительного решения первый транш в рамках
возобновленной кредитной программы поступит в Белоруссию никак не раньше
апреля-мая 2004 года, а скорее всего, и позже. В это время, по идее, в экономике
должны полным ходом идти преобразования в связи с переходом на российский рубль.
Ведь по условиям межправительственного соглашения
единственным законным платежным средством на территории Белоруссии российский
рубль должен стать с 1 января 2005 года.
К числу преобразований, которые устроили бы МВФ, Джон
Одлинг-Сми отнес формирование бездефицитного бюджета на 2004 год, прекращение
практики кредитования правительства Нацбанком страны, сокращение госрасходов и
отказ от прямого государственного финансирования промышленности и сельского
хозяйства. Успешному превращению Белоруссии в рублевую зону все это тоже как
минимум не повредит.
|