Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

Правительство Белоруссии в ноябре подтвердило свое указание магазинам формировать ассортимент товаров таким образом, чтобы 70% выставленных на продажу товаров было изготовлено в республике.

12 ноября. Постановлением министерства обороны Белоруссии в армии разрешено создание и функционирование структур Белорусского республиканского союза молодежи.

13 ноября. Представитель концерна "Белнефтехим" заявил, что "Сибнефть" и "Славнефть" намерены поддержать белорусский нефтехимический комплекс при условии создания совместного предприятия, которое объединило бы нефтедобычу, нефтепереработку и нефтехимию. "Сибнефть" предлагает в качестве вклада в СП одно или несколько месторождений углеводородного сырья на территории России. В качестве вклада белорусской стороны - акции белорусских предприятий нефтехимического комплекса - ОАО "Мозырский НПЗ", ОАО "Полимир" и ОАО "Могилевхимволокно".


14 ноября. В белорусских СМИ были опубликованы материалы о состоянии внешней торговли республики с Россией за девять месяцев 2003 г. Согласно им белорусский экспорт в Россию вырос почти на 50% и составил 3,5 млрд. долл. США. На треть увеличился  российский импорт - 5,4 млрд. долл., а
 объем белорусско-российского товарооборота в общем объеме внешней торговли Белоруссии составил 57,8%.

14 ноября. Президент РБ Александр Лукашенко поручил правительству республики продолжить переговоры с российской стороной по согласованию цен на газ и нефть.

14 ноября. По сообщению АТН ректор БГУ Александр Козулин скрылся от следствия. Как сообщил начальник отдела по надзору за дознанием прокуратуры Салауди Магамадов в интервью Белорусскому телевидению, Алесандр Козулин не явился на допрос "по факту хищения государственного имущества научно-производственного республиканского унитарного предприятия "Унидрагмет БГУ", структурного подразделения университета. Ранее, 13 ноября, были задержаны директор "Унидрагмета БГУ" Георгий Корзун и его заместитель Вячеслав Санников по подозрению в хищении 34,805 кг золота на сумму свыше 300 тыс. долл. Сам ректор БГУ опроверг эти обвинения в своем ответном интервью.

15 ноября. По данным министерства статистики и анализа Беларуси в январе-октябре 2003 г. сельскохозяйственные организации Беларуси вели дела с убытком в размере 24,9 млрд. бел.рублей, убыточными являются 61,1% сельхозорганизаций. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг составила минус 1,1%. Просроченная кредиторская задолженность сельхозорганизаций составляет 945,2 млрд. бел. руб., или 48,1% общего объема кредиторской задолженности. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 14,5 раза. При этом на долю сельхозорганизаций приходится 19,4% всей просроченной кредиторской задолженности, за энергоресурсы за данный период задолженность составляет 588,4 млрд. бел. руб., или 18,2% от общей суммы задолженности за энергоресурсы по республике.

16-19 ноября. Председатель Белорусской социал-демократической партии "Народная Грамада" Николай Статкевич и международный координатор гражданской инициативы Хартия-97 Андрей Санников посетили с визитом Федеративную Республику Германия. Лидеры т.н. Европейской коалиции "Свабодная Беларусь" в качестве гостей находились на съезде правящей Социал-демократической партии Германии. В рамках визита состоялась встреча с Федеральным канцлером Германии Герхардом Шредером. Шредер проявил интерес к ситуации в Беларуси, а также к деятельности недавно созданной Европейской коалиции "Свободная Беларусь". Николай Статкевич и Андрей Санников встретились также с представителями Европейского союза, в частности, с комиссаром ЕС по вопросам расширения Гюнтером Ферхойгеном.

17 ноября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко своим указом освободил ректора Белорусского государственного университета (БГУ) Александра Козулина от занимаемой должности. Козулин ранее был признан подозреваемым в причастности к хищению золота.

18 ноября. Фракция СПС в Госдуме провела презентацию книги о президенте Белоруссии Александре Лукашенко – «Случайный президент». Она написана главным редактором "Белорусской деловой газеты" Светланой Калинкиной и российским тележурналистом Павлом Шереметом.

18 ноября. Начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил РБ  полк. Геннадий Шавров проинформировал общественность о том, что модернизированная система залпового огня (РСЗО) "Град" на шасси «МАЗ»а поступит на вооружение Сухопутных войск Белоруссии в 2004 г.

19 ноября. Первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж провел встречу с членом Совета блока "Свабодная Беларусь" Ириной Красовской, муж которой - белорусский бизнесмен и представитель оппозиции Анатолий Красовский - исчез в 1999 г. в Беларуси при невыясненных обстоятельствах. Армитедж заявил во время встречи, что США "будут продолжать оказывать нажим на режим Лукашенко с целью добиться его ответственности по всем случаям исчезновения людей".

19 ноября. Международная организация труда (МОТ) при ООН назначила комитет по расследованию предполагаемых нарушений прав трудящихся в Белоруссии. МОТ приняла это решение после недавних арестов в республике независимых лидеров профсоюзов, которые обвинили правительство в подавлении профсоюзного движения. По мнению МОТ, принимая во внимание экономическую ситуацию в Белоруссии и обнищание населения, "неудивительно, что режим пытается заглушить голос профсоюзного движения". В начале ноября администрация Лукашенко, которая укрепляет торговые связи с США и пользуется специальными торговыми привилегиями в Евросоюзе, прервала все проекты МОТ в Беларуси.

Представитель МОТ Лерой Тротман заявил, что прекращение проектов МОТ является из ряда вон выходящим нарушением конституции данной организации, в которую входят 175 стран, включая Белоруссию.

20 ноября. В Национальном собрании РБ опасаются фальсификации экономических показателей

Белорусские парламентарии сомневаются в том, что правительству удастся добиться выполнения повышенных прогнозных макроэкономических показателей, которые представлены министерством экономики в Совет министров. Неизвестно, каким образом без привлечения дополнительных ресурсов в экономику страны, правительство намерено обеспечить прогнозируемый рост ВВП на уровне 7,5-9,5% и выпуска промышленной продукции на 8-9%", - заявил глава депутатской группы "Содействие экономическому развитию" (СЭР) Палаты представителей Кирилл Холопик.

20-21 ноября. В Варшаве белорусская делегация приняла участие в саммите Центральноевропейской инициативы на уровне глав правительств.

21 ноября. Начальник отдела экспортного контроля МИДа РБ Василий Павлов, представляя "Национальный отчет о политике экспорта вооружений и военной техники в 2002-2003 гг.", заявил, что основными покупателями белорусской военной техники вэтот период были Иран, Кот д'Ивуар, Судан и Алжир. Им поставлялись преимущественно танки, боевые бронемашины и артиллерийские системы большого калибра.

21 ноября. И.о. премьер-министра Белоруссии Сергей Сидорский в интервью американской телекомпании CNBC и польскому телеканалу Роlsаt заявил, что республика должна стать неотъемлемой частью неделимой Европы. Расширение Евросоюза имеет и негативное влияние на двусторонние связи РБ со странами Центральной и Восточной Европы, которые вступают в 2004 г. в ЕС. Многие из них расторгают торгово-экономические отношения среспубликой и присоединяются к ограничительным мерам Евросоюза по ряду экспортных позиций. Это приведет к сокращению белорусского внешнеторгового оборота более чем на 100 млн долларов.

22 ноября. Состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко с Президентом Украины Леонидом Кучмой.

Главы государств обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе в свете выполнения договоренностей, достигнутых на их последней встрече в Киеве 9 октября.

В ходе разговора были затронуты также вопросы реализации предложений, выработанных межправительственной белорусско-украинской комиссией по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

23 – 27 ноября. Прошли гастроли в Москве белорусского Национального академического драматического театра им. Горького. Это - третьи гастроли труппы в российской столице.

26 ноября. Посол России в Республике Беларусь Александр Блохин возмутился массовыми конфискациями грузов, которые следуют в РФ через белорусскую территорию. Он отметил, что 70% российской торговли с Европой проходит через Белоруссию «и Москва больше не может замалчивать такие факты».

По его словам, стоимость конфискованных белорусской таможней товаров, следовавших в Россию, в 2002 г. составила 60 млн. долл., а за девять месяцев нынешнего года уже такую же сумму - 60 млн. Эти цифры практически удваиваются каждый год, заявил глава диппредставительства, значительная часть конфискованных товаров являются дорогостоящими, а конфискация очень часто происходит по формальным, незначительным причинам. Такая политика белорусских властей побуждает российские предприятия искать более благоприятные пути транзита. Рост импорта товаров в Россию составил в этом году 20,6%, но объем транзитных перевозок через белорусскую территорию за тот же период увеличился всего на 5,1%.

Александр Блохин подчеркнул, что происходящее рассматривается с точки зрения защиты не только интересов субъектов хозяйствования Российской Федерации, но и имиджа России. Посол высказал надежду, что белорусская сторона будет проводить "взвешенную и более эффективную политику".

26 ноября. Россия и Белоруссия достигли договоренности о возобновлении переговоров по созданию совместного предприятия ОАО "Газпром" и ОАО "Белтрансгаз", которое должно войти в состав Единой системы газоснабжения. В ходе встреч председателя правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера с президентом Белоруссии Александром Лукашенко и и.о. премьер-министра Сергеем Сидорским были обсуждены вопросы поставок российского газа в Белоруссию и его транзита по территории республики в 2004 г. Предполагается, что в 2004 г. объем транзита газа по газопроводу "Ямал-Европа" через белорусскую территорию достигнет 23 млрд. куб. Руководитель «Газпрома» также заявил, что достигнут «прогресс» в вопросе урегулирования задолженности "Белтрансгаза" за поставленный в предыдущие годы российский газ(134,59 млн долл., в том числе 56,1 млн долл. штрафов за несвоевременную оплату газа).

26 ноября. Александр Лукашенко на совещании по проблемам жилищного строительства на селе подчеркнул, что программа жилищного строительства в сельской местности провалена, и все виновные в срыве выполнения этого поручения - от министров до председателей райисполкомов - должны быть наказаны.

26 ноября. Модернизация российских военных самолетов под гражданские авиаперевозки предусмотрена проектом союзной программы "Самолетостроение", сообщил председатель Госкомитета по авиации РБ Федор Иванов. Эта программа на сегодняшний день оценивается в 25 млн долл. США.

27 ноября. В Минске прошла конференция "Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств". Участники конференции обсудили проблемы незаконной миграции и законодательного обеспечения миграционной политики.

27 ноября. Российская пресса распространяется в Белоруссии без административного вмешательства. Об этом заявил на пресс-конференции в Москве министр информации РБ Владимир Русакевич в ответ на упреки российской стороны в фильтрации СМИ РФ. Как напомнил министр, с 1999 г. была отменена процедура разрешений на распространение на территории Белоруссии российских печатных изданий и,соответственно, белорусских изданий на территории России.

28 ноября. В Москве прошел День белорусской прессы. В рамках Дня состоялась интернет-видео-пресс-конференция министра информации Владимира Русакевича "Белорусские СМИ. Перспективы развития в контексте формирования единого информационного пространства Союзного государства Беларуси и России".




Последний съезд «союзной» общественности

Александр Фадеев

В конце ноября в Москве прошел очередной, Третий съезд общественной организации с замысловатым и длинным названием – Международный союз общественных объединений «Союзная общественная палата». Тавтология и вычурность этого названия и раньше вызывала улыбку, усугубляясь эмблемой МСООСОП – летящим аистом, словно списанным с известной этикетки молдавского винпрома. С созывом съезда его организаторы явно спешили: вместо апреля 2004 года его неожиданно было решено провести в ноябре нынешнего. Боялись не успеть?

Съезд планировался как всегда с размахом, но уверенность амбициозных организаторов этого форума на то, что в нем примут участие президенты России и Белоруссии не сбылись, хотя их лично приглашал в Колонный зал спикер Госдумы ФС Геннадий Селезнев. Александр Лукашенко с опозданием (вероятно забыл) прислал дежурное приветствие в адрес съезда. Заполненный едва на треть зал бывшего Благородного собрания со всей очевидностью продемонстрировал не только почти полное отсутствие внимания правящих элит, но и общественности двух стран к попавшей в тупик российско-белорусской интеграции. Прошедший съезд показал и другое - утрату поддержки той политики по объединению России и Белоруссии, которой придерживалось все последние годы руководство Союзной общественной палаты.

Среди рядовых членов более чем двух сотен общественных объединений, которые четыре года назад стали соучредителями СОП, тогда преобладали искренние сторонники реального и  быстрого объединения двух братских стран. Однако в руководящие органы СОП пришли функционеры, выражавшие, как представляется, интересы той, малой части общественности (прежде всего российских участников), которая стремилась сделать Палату предвыборным штабом в борьбе за места в нижней палате союзного парламента. Избрание союзного парламента предусматривал Договор о создании Союзного государства 1999 г., и бывшие партноменклатурщики спешили изо всех сил создать монопольную структуру лоббирования своих кандидатов. Шла усиленная тайная и явная борьба за места в «списке», консолидировалась внутри СОП группа «с красным отливом», рвущаяся взять политический реванш, вернуться, пусть и через союзные органы, во власть.

Естественно, интерес к плацдарму захвата власти в виде СОП все более таял с растущим пониманием в среде функционеров нереальности объявления парламентских выборов в ближайшей перспективе. Быстрее всех сориентировались профессиональные политические конъюнктурщики, некогда во множестве участвовавшие в оргмероприятиях СОП, которые сегодня буквально растворились в тумане. Теперь на форумах, круглых столах и семинарах, проводимых изредка Палатой, преобладают пожилые люди и старики, которые, вероятно, еще питают иллюзии на счет деятельности данной организации. Кроме того, многим из них близок стиль их проведения, дорог дух деклараций, пропитанных ностальгией по прошедшим временам партийно-советского бытия. Остались и весьма немногочисленные осколки всевозможных экзотических групп и организаций, в названиях которых по недоразумению фигурирует термин «славянские». Участником агонии, например, стал никому ранее неизвестный «международный союз славянских журналистов». Ни к славистике, ни к славянскому движению в форме неославизма, ни к сторонникам преодоления энтропии восточнославянского мира эти новообразованные структуры  отношения, конечно, не имеют.

Но это все больше пассивные участники формализованной деятельности СОП. Активную же его категорию сейчас представляет небольшое сообщество бывших работников органов партполитпропаганды ЦК КПСС, преподавателей научного коммунизма, которые нашли себе нишу в СОП, чувствуют себя там вполне востребованными. Плодом их усилий стала разработка проектов ряда программ и проектов, целью которых является реализация «идеи союзности», создание «идеологической реальности», нового «союзного мировоззрения», «союзной идеологии». В планах и другие подобные проекты, и надежды на образование специального фонда СОП для их осуществления. Давно известно, что отсутствие инновационной практики, конкретных результатов деятельности и реформ приводят к усилению попыток прикрыть все это демагогическими конструкциями, идеологическими постулатами и откровенным поиском врагов и виноватых. Не чужды подобным идейно-теоретическим исканиям, подчерпнутыми из практики белорусской «горки», оказались и функционеры Парламентского собрания, «органично интегрировавшиеся» с СОП, которые представили на суд делегатов Третьего съезда т.н. Союзную программу общественного развития (СПОР).

Представляя свою программу общественного развития, ее авторы (Аксенов В.А. и Простов А.Ф.) подчеркнули цель СПОР – для торжества интеграции органически соединить союзность и гражданское общество(!). Формы и методы борьбы за победу российско-белорусской интеграции делегатам съезда предложили черпать из произведения А.В.Суворова «Наука побеждать». Главное внимание было рекомендовано уделить «аккумуляции социальной энергетики» и организации общественного контроля за СМИ, законодательными и исполнительными структурами государства.  Особенно должна тронуть представителей общественности забота составителей программы о том, чтобы к власти в России-Беларуси-Союзном государстве не пришли «интеркарьеристы» и представители процесса «теневизации экономики и юриспруденции» с тем, чтобы отнять у русских и белорусов «право на чистый воздух». Сам проект программы написан околонаучным языком и содержит ряд спорных положений, вызывают большие сомнения целеполагание и понятийный аппарат данного документа. Думается, что союзная программа в таком виде способна только отпугнуть от СОП последних здравых активистов из общественных организаций, надеявшихся помочь, поддержать делом реинтеграцию двух восточнославянских государств.

Очевидно и другое, чиновники Парламентского собрания СБР, которые фактически готовят решения СОП, видя торможение российско-белорусской интеграции, пошли на откровенную подмену целей, ради которых и создавалась Палата. Теперь, и это уже отражено в проекте нового устава СОП, предлагается сосредоточиться не на объединении конкретно России и Белоруссии, строительстве Союзного государства, а на привлечении сторонников некой абстрактной интеграции из других стран. Кроме того, исходя из того, что постсоветские страны больше пекутся о сохранении суверенитета и независимости, чем заботятся об объединении, поучаствовать (пока они не вернутся на путь интеграции) в программе ООН, направленной на формирование «культуры мира», подключиться к Хартии прав человека, борьбе по достижению взаимопонимания и солидарности, по ликвидации последствий аварий, техногенных катастроф и стихийных бедствий(?) и загрузить СОП другой подобной деятельностью. В целом усилия функционеров СОП при нынешнем кризисе российско-белорусских интеграционных программ можно обозначить одним термином – приспособленчество.

Союзная общественная палата, созданная в недрах российских парламентских структур чиновниками, построенная в лучших традициях бюрократии(с многочисленными «профильными» и центральными советами, комитетами, региональными представительствами, филиалами, аппаратами и рабочими группами, ревизионными комиссиями и президиумами советов, почетными грамотами и почетными знаками), тихо и незаметно для общественности двух стран умирает.  Представители российской общественности, по крайней мере, явно не желают больше играть в такие бюрократические бирюльки, тратить время на пустопорожние посиделки и бесконечно наблюдать, по меткому замечанию директора Института стран СНГ Константина Затулина, «смешное раздувание щек» руководящими функционерами СОП. Авторитет лидеров Союзной общественной палаты, много лет рисовавшим членам СОП заманчивые картины союзного завтра и постоянно подчеркивавшими свое влияние в Кремле и близость к президентам России и Белоруссии, которые якобы прислушиваются к каждому их слову, окончательно подорван.

История Союзной общественной палаты, увы, еще раз подтвердила старую истину, состоящую в том, что у «победы много отцов, а поражение – всегда сирота». Третий съезд, скорее всего, окажется последним, учитывая все изложенное выше, а также  настойчивое стремление руководящих органов СОП обложить финансовой податью общественные организации, являющиеся коллективными членами Палаты. Тратить деньги на бессмысленное и абсолютно безрезультатное, как показала предшествующая практика функционирования СОП, «перекачивание воздуха» и подкормку аппаратов большинство общественных организаций явно не захочет. Вряд ли у российских общественных организаций хватит терпения и дальше быть ширмой для закулисных интриг отдельных политических маргиналов из «бывших», равно как и быть интеграционной декорацией для отплывающей все дальше от России правящей элиты Белоруссии.




Союзное государство России и Беларуси: интеграционная альтернатива политике глобализации

Лев Криштапович (Минск)

Сегодня о глобализации говорят и пишут много. Общий знаменатель всех этих рассуждений сводится к следующей констатации. С одной стороны, глобализация изображается как процесс необходимый, даже неизбежный, обусловленный экономической взаимозависимостью стран, развитием средств коммуникации и информатизации, распространением образования и знания, интенсивным межнациональным обменом культурными ценностями, что способствует становлению глобальных универсальных общественных связей и переходу от простого взаимодействия народов и государств к формированию единого, целостного, внутренне интегрированного мира. С другой стороны, глобализация носит в себе и негативный характер. Она ведет к эксплуатации слабых сильными, к нивелировке культур и унификации образа жизни по американскому образцу, к политике двойных стандартов и однополюсному миру. А поэтому, дескать, надо сохранить позитивные стороны и отсечь негативные тенденции в развитии глобализации и тогда глобализация будет протекать в интересах всего человечества. Именно так рассуждает крупнейший российский политолог Александр Панарин: «Глобальный порядок, как и все остальное в мире, имеет альтернативные варианты и сценарии: наше человеческое достоинство состоит в том, чтобы по возможности отстоять наиболее гуманные и справедливые из них и отбить поползновения нового хищничества, стремящегося прибрать мир к рукам под лозунгом «иного не дано».

В чем ошибка подобных рассуждений? В том, что смешиваются два принципиально разных явления: глобализация и интеграция. Следует понять, что основное противоречие современной действительности заключается в том, что объективным интеграционным процессам происходящим в мире противостоит не некая негативная тенденция в глобализме, а вся политика глобализации в целом, которая является именно антиинтеграционной политикой. Идеологи глобализации, прикрываясь объективными интеграционными процессами, называя их глобальными, на самом деле всячески противодействуют интеграционному вектору развития мировой цивилизации.

Реальное противоречие XXI века заключает в себе противоречие между интеграционной парадигмой развития человечества и политикой глобализации западных правительств, то есть политикой антиинтеграционной, смысл которой в консервации современного варианта распределения общего природного достояния человечества между богатыми и бедными странами», когда «богатые страны потребляют четыре пятых природного достояния человечества бесплатно»[1]. Бесплатное присвоение природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей – вот истинный мотив политики навязывания незападному миру свободного рынка и глобального либерализма. Как отмечает американский ученый И.Валлерстайн, «если с 1945 по 1990 год для поддержания высокого уровня дохода 10% нашего населения нам приходилось усиливать эксплуатацию других 50%, вообразите, что понадобится для поддержания 90% нашего населения на довольно высоком уровне дохода! Потребуется еще большая эксплуатация, и это наверняка будет эксплуатация народов «третьего мира». По справедливому замечанию российского философа Б.Н.Бессонова, «концепция глобализации – свидетельство кризиса западного философско-исторического, политического и тому подобного сознания. Все его модели: рыночные, либеральные, демократические, все его апелляции к свободе личности, к частной собственности и т.д., по сути, терпят крах. Глобализация – очередная попытка Запада навязать миру, с одной стороны, свое фальсифицированное мировоззрение, с другой - укрепить свое, пока еще весьма ощутимое, господство над многими странами мира».

Преодоление как региональных, так и глобальных кризисов предполагает переход к новой политической стратегии управления, переход от политики глобализации к политике интеграции. Для этого потребуются глубокие экономические, социальные и политические преобразования на национальном, региональном и мировом уровне.

Видные философы, экономисты, политологи, общественные деятели международного сообщества предупреждают, что западная политика усиливает конфронтацию между богатыми и бедными народами, сознательно противодействует социальной и культурной интеграции человечества. Как отмечает профессор Бейрутского университета Сухейль Фарах, «вместо того, чтобы стремиться к миру и демократии для всех, глобалисты стремятся создать новые конфликты и развязать новые войны. Они замыкаются на себе и ищут в своей исторической памяти лишь то, что разжигает и провоцирует нетерпимость и враждебность к другим этносам и культурам. Активизируются попытки сделать наш мир однополярным и одномерным, где всем распоряжался бы дядя Сэм, стремящий увековечить на планете гегемонию своей «культуры».

США и другим западным государствам не интересны ни демократия, ни национальные чувства, ни формы культурной самобытности, ни эстетические ценности. Их цель – всемирная организация людей-манипуляторов, в которой нет ни наций, ни народов, ни граждан, ибо все они бесполезны для рынка как клиенты. Существует только одна порода мужчин и женщин -–потребители. Эта порода и украшает фасад западной цивилизации – политические балаганщики, превращающие выборы в аттракционы, вечно с раскрытыми ртами, похожими на рыб, выброшенных на берег реки, кинозвезды и кинорежиссеры, мумифицированные и с вставными челюстями хозяева транснациональных банков и корпораций, ожиревшие нефтяные бароны, пустоголовые эксперты по проблемам мирового развития, адвокаты, больше смахивающие на шантажистов и вымогателей, чем на жрецов правосудия, спортсмены с манерами торговок собственным телом, раболепные адепты информационных систем. Эти люди двуязычны. Они говорят на рекламно-английском и языке доллара. Все они лишены этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности. Их родина – рынок, их цивилизация – нажива, их божество – пищеварительный тракт.

Феномен белорусского лидера Александра Лукашенко в том и состоит, что он не стал прикрывать предательство национальных интересов вывеской независимости и суверенитета, прав человека и демократии, отказался безропотно идти в фарватере политики глобализации, а стал на дорогу интеграционного, союзного развития. Это единственно правильная политика в современных условиях, поскольку она отвечает объективной логике мирового интеграционного движения, создает реальные предпосылки для сохранения и укрепления белорусской государственности. Исторический смысл создания Союзного государства заключается в том, что Беларусь основывает свою стратегию движения в современном мире на демократической и прогрессивной идее международной интеграции. Поэтому попытки западных правительств, в первую очередь администрации США, под слабо замаскированной русофобской демагогией о «недопустимости возрождения имперской политики России» и лицемерной риторике о «диктатуре Лукашенко» сорвать процесс образования Союзного государства представляют собой антиисторическую и антидемократическую провокацию, направленную против интеграционной парадигмы развития человечества.

Интеграция постсоветских республик, строительство Союзного государства – важные факторы укрепления европейской и международной безопасности. Политики, саботирующие создание Союзного государства, объективно провоцируют рост напряженности и нестабильности как внутри собственных государств, так и на международной арене, являются обыкновенными политическими марионетками западных глобалистов. Кстати, парадоксально, но факт. Именно наименее развитые страны наиболее тесно связаны с глобализацией экономики. К примеру, Африка к югу от Сахары имеет более высокий коэффициент экспорта к ВНП, чем Латинская Америка. И несмотря на прямые западные инвестиции и очевидную глобализацию этого региона, он остается самым обездоленным и отверженным среди остальных регионов мира.

Избежать подобного сценария развития на постсоветском пространстве возможно лишь при условии реализации интеграции постсоветских республик и создания Союзного государства. Таков интеграционный императив развития Беларуси и России в XXI веке.




«БДГ»,
19 ноября 2003

Истинные "подрывники" находятся в Беларуси

Елена Новожилова

Интеграции России и Беларуси и введению единой валюты мешают глава администрации президента России Александр Волошин и его заместитель Сергей Приходько... "Подрывную деятельность" в отношении нашей страны ведет Совет по внешней и оборонной политике России (СВОП)... Москва не хочет выполнять ранее достигнутые договоренности... Эти заявления некоторое время назад прозвучали из официального Минска и вызвали бурю эмоций в обеих столицах Союзного государства.

Сейчас эмоции поутихли, и мы попросили высказать свое мнение о происходящем между Москвой и Минском Сергея Караганова.

— Сергей Александрович, что вы думаете о недавних обвинительных заявлениях Александра Лукашенко? Президент Беларуси знал о готовящейся отставке Волошина и не опасался последствий либо под обвинениями есть основа?

— Эти заявления появились еще до всяких слухов об отставке. Но, насколько я знаю, Волошин и Приходько как раз всячески старались сдвинуть с места объединительный процесс и были лидерами в попытках строить Союзное государство. Другое дело, что очень многие сторонники союза в последнее время начали подозревать, а то и понимать, что белорусское руководство делает все, чтобы такого Союзного государства не было, И в этой связи начало меняться отношение к белорусскому руководству.

— Позвольте уточнение. Вы говорите, что и Волошин, и Приходько страстно старались продвигать интеграционные процессы. В чем именно заключалась эта страсть?

— Она заключалась в том, что они пытались протолкнуть конкретные решения, их претворение в жизнь: и единую валюту, и единое экономическое пространство, и снятие всякого рода ограничений, и, естественно, приведение наших экономик в единое русло. Ведь невозможно интегрироваться противоположностям: обществу, которое худо-бедно развивается по пути капитализма и демократии (со всеми трудностями и отступлениями), и обществу, которое идет по обратному пути. Такие общества по определению не интегрируемы. Именно поэтому, видимо, и растет сопротивление тех, кто не хочет проводить реформы в Беларуси и не хочет объединения с Россией, которое означало бы демократизацию Беларуси, проведение в ней капиталистических рыночных реформ.

— Если обвинения официального Минска необоснованны, что тогда может стоять за ними? Какова сверхзадача, которую ставит Лукашенко, говоря подобное?

— Об этом надо спросить самого Александра Григорьевича. Я лишь могу высказать предположение, что налицо попытка переложить ответственность на российскую сторону за проводимый Беларусью курс (хотя и Россия иногда действует не лучшим образом) — курс, направленный на срыв Союзного государства, курс, который выражается в систематическом подрыве всех договоренностей, в окружении себя людьми, которые известны своими антироссийскими взглядами.

— Люди с антироссийскими взглядами — кто это?

— Я бы не хотел называть фамилии.

— Но это — ближайшее окружение белорусского президента?

— Да. Мы видим, что все больше людей в его ближайшем окружении либо меняют свои взгляды и начинают придерживаться антироссийских направлений, либо появляются люди, которые открыто выражают антироссийские взгляды. Раньше такие взгляды сваливались на оппозицию, а теперь мы видим, что в гораздо большей степени их выражает официальное руководство.

— Александр Григорьевич высказался также в том духе, что предстоящие в России выборы помогут Путину освободиться от пут, мешающих белорусско-российскому союзу. О каких путах, по вашему мнению, идет речь? И почему Путин не может от них избавиться раньше?

— Я вообще не очень представляю, что это за "путы", мешающие интеграции. Потому что сам, будучи сторонником российско-белорусской интеграции, немало критикуемый за это и в 1995-м, и в 1996-м, и в другие годы, считаю, к сожалению, что сейчас основные препятствия интеграции и ее основные путы находятся в Минске.

— В качестве альтернативы Лукашенко Россия делает ставку на ныне существующие в республике политические силы или за три оставшихся года намерена вырастить нечто новое?

— Мы внимательно изучаем все политические силы. Мы надеемся, мы уверены, что, когда второй срок президента истечет, достойная кандидатура найдется. В Беларуси достаточно образованных, умных и опытных людей, которые смогут вести ее по пути модернизации, развития и интеграции с Россией и Европой.

Одно время создавалось мнение, что СВОП встречается с оппозиционерами и потом высказывается, что эти оппозиционеры еще хуже, чем можно было ожидать, и нечего с ними иметь дело. Так вот, хочу отметить, что от встреч с представителями белорусской оппозиции, равно как и с представителями власти, мы выносим самые позитивные впечатления. Конечно, встречаются и люди с наивными взглядами, но в принципе мы видим, что в Беларуси существуют серьезная интеллигенция, серьезная научная мысль и что Беларусь, к своему счастью, по крайней мере в этой области —интеллектуальной, идет вперед.

— А можно более предметно: кто именно вам интересен в качестве партнеров?

— Мы постоянно встречаемся в рамках и больших, и небольших конференций с представителями всех политических сил Беларуси. Списки их известны. Если я буду кого-то хвалить, это может быть использовано против них.

 




«БДГ»,
18 ноября 2003

Пиво – вопрос политический

Перспективы развития пивоваренного завода "Криница" рассматривались 17 ноября на совещании у президента Беларуси. Этот вопрос, по словам главы государства, стал не только экономическим, но и политическим.

Реконструкция предприятия планировалась давно. После того, как российской компании "Балтика", выразившей желание принять участие в модернизации "Криницы", отказали в выполнении ранее достигнутых договоренностей, белорусское руководство приняло решение завершить реконструкцию собственными силами. Правда – с использованием уже сделанных «Балтикой» вложений. Теперь пивзавод "Криница" находится в доверительном управлении "Приорбанка".

На сегодняшний день завершены строительно-монтажные работы первого пускового комплекса, который позволит выпускать 15 млн дал пива в год. Планируется, что пуск второй очереди увеличит объем производства до 30 млн дал. Как утверждается в официальных сообщениях, в стране создано современное предприятие, способное выпускать конкурентоспособную продукцию наряду со всемирно известными марками пива. В реконструкцию предприятия вложены значительные средства, в том числе с привлечением ОАО "Приорбанк".

     Сейчас идет технологический подготовительный процесс к массовому производству, и к концу года появится новое белорусское пиво. Как заявил президент, оно должно быть очень высокого качества, "лучшим, чем в любой точке мира".

На предприятии проработана агрессивная маркетинговая политика, нацеленная на завоевание отечественного рынка. На "Кринице" внедряются новые технологии, разработаны новые пивные бренды. Таким образом, в Беларуси завершается создание одного из самых современных на территории бывшего СНГ предприятий по производству пива.

       На совещании были рассмотрены также сопутствующие вопросы, касающиеся, в частности, выращивания пивоваренного ячменя и производства солода. В этом году отечественные сельхозпредприятия лишь на 50% (по другим данным – значительно меньше, 15 тыс. т вместо 70 тысяч) выполнили задание по обеспечению пивоваренной промышленности ячменем требуемого качества. В этой связи создана комиссия, которая проанализирует причины невыполнения поручения президента.

В целях обеспечения стабильной работы белорусских пивоваренных предприятий недостающие объемы ячменя будут закуплены, однако не в индивидуальном порядке, а централизованно правительством за счет средств заинтересованных предприятий, чтобы обеспечить максимальную выгодность этого импорта.

       Президент поставил задачу предпринять все надлежащие меры для того, чтобы вовремя начать подготовку к весеннему севу ячменя, просчитать необходимые площади для засева, проработать технологические параметры с тем, чтобы в следующем году страна могла обеспечить себя этим сырьем в полном объеме.

В ходе совещания рассмотрена ситуация на других пивоваренных заводах Беларуси, которые также модернизируются с привлечением кредитных ресурсов отечественных банков.

       Как заверили президента участники совещания, белорусское пиво будет достойным и им будут гордиться. Производители напитка пообещали, что к концу этого года Беларусь будет иметь не только на внутреннем, но и на внешних рынках раскрученный отечественный пивной бренд.

Более подробно о ситуации с пивоваренным ячменем рассказывает сюжет на ОНТ. Так, в нем утверждается, что во времена СССР Беларусь ежегодно производила более 150 тысяч тонн пивоваренного ячменя высшего сорта. В этом году - только 15 при запланированных 70 тыс. т. Хозяйства посадили достаточно, собрали столько, сколько планировали, однако, как считают специалисты, из такого ячменя пиво не сваришь. Большая влажность и недостаток белка не отвечают ГОСТу. Сказалась дождливая погода минувшего лета.

Прошлый год, по сравнению с нынешним, был более урожайным. Качество ячменя, по словам ученых, не уступало импортному. И цена стабильная - 100 долларов за тонну. Однако пивовары все равно использовали лишь 30% отечественного ячменя, а остальной закупили за границей. Вопреки ученым, производители пива утверждают, что пока отказаться от закупок импортного ячменя невозможно. Мол, когда научатся соблюдать технологию выращивания, тогда будем покупать.

       Чтобы поддержать отечественного производителя, правительство ввело в сентябре лицензирование поставок в Беларусь импортного ячменя. Закупать его за границей стало дороже. В сложившейся ситуации пивовары обратились к белорусским производителям. Но было уже поздно. Пивоваренный ячмень переработали как обычный - валом. Сейчас выход один - снова покупать, но не только импортный ячмень по 150 долларов за тонну - это в полтора раза дороже отечественного, но и лицензию.




Открытое письмо Лукашенко

Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко

Уважаемый Александр Григорьевич!

Мы, депутаты группы «Республика», представители целого ряда отечественных научных центров Беларуси разработали и представили Вам на рассмотрение проект Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год». Этот документ и Пояснительная записка к нему были Вам направлены 10 октября 2003 г.

Понимая сложное социально-экономическое положение страны,

стремясь обеспечить социальную ориентацию рыночных реформ в Беларуси,

принимая на себя часть ответственности за выработку оптимальной стратегии социально-экономического развития страны,

разделяя Вашу позицию о необходимости участия в конструктивном общественном диалоге и развитии отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти,

мы выступили в целым рядом предложений по совершенствованию как бюджетно-налоговых, так и социальных, производственных отношений в стране. На наш взгляд, сейчас не время делить общество на «своих» и «чужих». Перед лицом новых экономических угроз и вызовов (роста цен на энергоресурсы, ухудшения финансового положения предприятий, инвестиционного кризиса, острого демографического кризиса, ухудшения стандартов жизни населения и роста безработицы) мы посчитали необходимым оказать правительству интеллектуальную и творческую поддержку. На основании Вашего Послания Национальному собранию и Вашей предвыборной программы мы делаем вывод, что Вы поддерживаете такой подход.

6 ноября 2003 г. мы получили ответ из Администрации Президента, подписанный начальником главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь О.Г.Сергеевой. Оказывается, подготовленный нами проект «не может быть доложен Президенту Республики Беларусь и возвращается, как внесенный с нарушением предусмотренных нормативными правовыми актами требований». Это вопиющий пример того, как ответственные чиновники, защищая свои узкокорпоративные интересы, блокируют живой диалог депутатов и президента национального экспертного сообщества с властью.

Боясь показать свою профессиональную несостоятельность, они лишают Вас информации о реально существующих, перспективных решениях сложных социально-экономических, демографических и производственных проблем, стоящих перед нашей страной. Они не предоставляют Вам объективный анализ ситуации, извращают суть происходящих в мире и регионе социально-экономических процессов. Они создают иллюзию благополучия там, где его нет, и «рисуют» страхи там, где их не существует. В такой ситуации, когда чиновники вокруг Вас сознательно или по незнанию искажают информацию о состоянии происходящих в обществе процессов, резко повышается риск принятия не адекватных текущей ситуации решений.

Вы требуете от своих подчиненных объективной информации о том, что происходит в экономике и в стране в целом. Чиновники Администрации и правительства прячутся за формальные нормы различных документов, чтобы сохранить свою монополию на подачу Вам информации. Мы считаем, что выстраивание «железного занавеса» между президентом и обществом противоречит национальным интересам Республики Беларуси и создает угрозу ее безопасности. Мы направили проект бюджета непосредственно Вам, поскольку только Вы имеете право внести в парламент закон о бюджете и, если необходимо, согласовать со всеми заинтересованными.

В связи с письмом № 09/139-71 от 6 ноября 2003 года, которым Ваша Администрация отказалась доложить Вам о подготовленном нами Проекте Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» и рассмотреть его по сути, мы требуем:

- отстранить от занимаемой должности министра финансов Н.Корбута, министра по налогам и сборам К.Сумара и министра экономики А.Кобякова, а также лиц, которые блокируют диалог между президентом и обществом;

- создать комиссию с участием представителей правительства, независимых исследовательских центров, депутатов Национального собрания для детального рассмотрения подготовленного нами проекта закона о бюджете на 2004 год и выработки единого проекта закона о бюджете;

- провести экспертизу предложенного законопроекта государственными научно-исследовательскими институтами и центрами и проинформировать о ее результатах все заинтересованные лица и структуры;

- организовать общественный диалог между авторами предложенного нами проекта закона о бюджете и правительством с целью выработки оптимальной для нашей страны бюджетно-налоговой системы (провести телевизионные программы, радиопередачи, встречи с представителями предприятий всех секторов экономики, конференции с научными и учебными центрами).

Поскольку Ваша Администрация блокирует прямое общение с Вами, мы вынуждены обращаться к Вам через средства массовой информации. Надеемся на то, что нашей инициативе будет уделено должное внимание во имя сильной, процветающей Беларуси.

Депутат ПП НС В. Парфенович

Депутат ПП НС С. Скребец

 Депутат ПП НС В. Фролов

 Руководитель Аналитического центра "Стратегия" Л. Заико

 Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса, заместитель председателя Объединённой гражданской партии Я. Романчук

12.11.2003 г.




22-29.11.2003. Белорусский рынок

7 лет новой реальности

Павлюк Быковский

Сегодня уже мало кто сможет восстановить в памяти события 1996 г., когда в Беларуси произошло изменение Конституции. Несанкционированная акция незарегистрированной организации "Малады фронт" 24 ноября этого года на пл. Якуба Коласа тоже мало связана с событиями 7-летней давности: она лишь повод заявить протест возможным референдумам о продлении президентских полномочий А. Лукашенко или о присоединении Беларуси к России.

Тогда же, в 1996-м, вопрос звучал совсем иначе. А. Лукашенко выступил с инициативой проведения референдума по поправкам к Конституции Беларуси, которые бы усиливали президентскую власть и урезали полномочия парламента. В ответ его оппоненты в законодательной ветви власти вынесли на референдум контрпроект, упраздняющий пост президента. Получилась классическая схема игры, где победитель получает все, а проигравший всего лишается.

Известные своей "памяркоўнасцю" белорусские политики шушкевичского и кебичевского призыва были шокированы такой постановкой вопроса, тщетно искали компромисс (в парламентском варианте Конституции в итоге появился президент с урезанными полномочиями), но в конце концов были вынуждены играть свою роль по ту или иную сторону баррикад.

Референдум-96 проходил на фоне жесточайшего конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти. При этом А. Лукашенко своими указами отменял законы, решения Конституционного суда, даже уволил назначаемого парламентом председателя Центризбиркома Виктора Гончара и подписал указ о прекращении деятельности государственных органов, препятствующих проведению референдума.

То есть глава государства откровенно нарушал правила игры и его оппонентам было нетрудно найти этому доказательства. Что они и сделали. Мировое сообщество не признало итоги того референдума, белорусская оппозиция назвала его государственным переворотом. Но А. Лукашенко сохранил власть и упрочил свои позиции внутри страны. Если верить социологам, то президент мог в тот момент и вполне законно победить на референдуме, население ему верило, но что-то помешало главе государства играть по правилам. К этому "чему-то" мы еще вернемся.

То, что происходящее является неким фарсом, было понятно и простым избирателям, далеким от перипетий высокой политики, так как на момент начала досрочного голосования 9 ноября они не могли познакомиться с президентским вариантом Конституции (он появился лишь на 4-й день голосования), парламентский вариант был опубликован только 21 ноября, а 24 ноября прошел референдум.

Обывателю было трудно разобраться в юридических тонкостях: на консультативный референдум выносится вопрос или решение будет носить обязательный характер, почему этот вопрос слушается в Конституционном суде? А вот то, что депутаты Верховного Совета XIII созыва пытаются снять президента с должности, - это было бесспорно и понятно еще до того, как впервые прозвучало слово "импичмент".

При этом А. Лукашенко говорил о необходимости расширения президентских полномочий, чтобы навести порядок в государстве, оздоровить экономику и т. д. Коммунисты и аграрии, которые стали инициаторами разработки альтернативного проекта Конституции, даже председатель Верховного Совета Семен Шарецкий - слова в белорусском эфире не получили. Так они оказались вынуждены сменить советские одежды на оппозиционные и в глазах многих избирателей стали выглядеть предателями: "Они на выборах поддерживали президента, обещали возврат в Советский Союз, а тут якшаются с националистами и снимают президента!".

Мировое сообщество недоумевало, Борис Ельцин из ЦКБ пытался мирить белорусские противоборствующие стороны, присылал эмиссаров в Минск. Однако, если смотреть на ситуацию 1996 г. с позиции нынешнего дня, то окажется, что А. Лукашенко только во внутрибелорусских делах нарушал правила игры, а в отношениях с мировыми державами - нет, наоборот, предлагал взаимовыгодные сделки. Так, президент Беларуси заявил, что 26 ноября будет выведена последняя российская ядерная ракета. Обещание было выполнено, и представитель Госдепартамента США Николас Бернс назвал это "грандиозным достижением не только для России и Беларуси, но и для Соединенных Штатов". По его словам, день вывода ядерных ракет из Беларуси "стал очень, очень важным днем, который ознаменовался большим успехом Соединенных Штатов и принес огромную пользу американскому народу".

В это время А. Лукашенко уже распустил парламент и из его части создал новый законодательный орган - нынешнее двухпалатное Национальное собрание. Мировое сообщество отметило незаконность происходящего, обещало поддерживать контакты с депутатами расформированного Верховного Совета XIII созыва, но не стало разрывать отношения с официальным Минском.

Вот как за несколько дней до вывода ядерного оружия объяснял ситуацию все тот же Н. Бернс: "Соединенные Штаты, безусловно, сохранят свое посольство в Минске" и "в настоящий момент сделали выбор в пользу продолжения взаимодействия с правительством Александра Лукашенко". При этом "антиконституционные действия белорусского президента по проведению референдума не могут быть поддержаны мировым сообществом", однако "Беларусь по-прежнему остается членом ООН и США признают нынешнее правительство".

Аналогично поступили и другие страны со старыми демократическими традициями. Международные институты исключили из сферы общения только новый законодательный орган. Впрочем, недавно Национальное собрание Беларуси получило практически те же права, что и последний Верховный Совет. Что же касается России и коллег по постсоветскому лагерю, то они сделали вид, будто ничего особенного не случилось.

Сам же А. Лукашенко вполне серьезно говорил о происходящем как о "начале новой эпохи в парламентаризме Беларуси" (слова из выступления президента 28 ноября на первой сессии Палаты представителей Национального собрания I созыва). Глава государства вполне обоснованно сказал, что с созданием этой палаты подведена черта под противостоянием президента и Верховного Совета XIII созыва. Прозвучали также слова о готовности к конструктивному сотрудничеству с оппозицией. Впрочем, последнее на практике не получило подтверждения до сих пор.

Политологи констатировали вытеснение оппозиции из парламента, девальвацию значения политических партий и концентрацию властных полномочий в одних руках. Дальнейшие метаморфозы белорусского правящего режима шли во вполне предсказуемом направлении усиления личной власти А. Лукашенко. Глава государства сумел очистить белорусское политическое поле от оппонентов, сравнимых с ним по уровню, удержал власть, но утерял возможные предметы для сделок с зарубежными партнерами по политической игре. Ядерное оружие еще раз вывести невозможно, а путинская Россия уже не удовлетворяется виртуальным союзом с Беларусью.

Завод, который получила белорусская политическая система 7 лет назад, заканчивается. Не за горами истечение президентских полномочий А. Лукашенко. В нынешней ситуации не так просто придумать новые правила игры и заставить кого-то в нее играть. Внутри страны приходится раскладывать кадровые пасьянсы и показывать карточные фокусы все более скептичному населению.

А за пределами страны и это никого не интересует - ведь на карту поставить уже нечего.




СБ,
25 ноября 2003

Все партийцы делают это

Юрий Николаев

До парламентских выборов еще больше года, а политические партии уже зашевелились, заявляя о начале избирательной кампании. Однако назвать их объединение в "пятерку" подготовкой к выборам вряд ли уместно - слишком уж разные у них интересы. Да и сами "пятерочники" этого не скрывают. "Мы разные политические партии, у нас разные политические цели", - так прокомментировал данный союз председатель ПКБ Сергей Калякин.

А заместитель председателя Партии БНФ Юрий Ходыко сравнил сегодняшнее объединение партий с помощью, которую в годы Второй мировой войны оказывали СССР союзники, - "отъявленный консерватор сэр Уинстон Черчилль и самый отъявленный либерал Франклин Делано Рузвельт". "Представители разных сторон этого "противоестественного" союза потом обнимались и целовались на берегах Эльбы, освящая тем самым этот союз СССР, США и Великобритании", - пишет г-н Ходыко в одной из своих статей.

Сильный образ. Но в наших реальных условиях довольно экзотический.

Партфункционеры, вошедшие в "пятерку", не перестают сетовать на то, что за пределами блока остаются куда более влиятельная Белорусская партия женщин "Надежда" и Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада). Чтобы привлечь сторонников этих партий на свою сторону, даже название своего союза несколько видоизменили, прибавив к нему "плюс". "Мы говорили Статкевичу, что двери держим открытыми, но теперь уже холодно стало в доме и нужно эти двери закрывать, - пригрозил несговорчивым руководитель ОГП Анатолий Лебедько и предупредил: - Если мы не объединимся сегодня, так через какое-то время все мы встретимся в одном месте - на Окрестина или в "Володарке".

"Зачем тогда гнать лошадей", - подумал г-н Статкевич и остался, как и во время предыдущих парламентских выборов, при своих интересах. У коалиции "нет позитивной идеи, яркой и доходчивой", считает он. Поэтому связку ПКБ, ОГП, БНФ, БПТ, БСДГ окрестил "коалицией против", а взятый ею на вооружение избирательный формат "110 плюс 110" (по одному кандидату на каждый избирательный округ) называет проектом для внешних доноров.

К словам умудренного опытом административных отсидок г-на Лебедько прислушались лишь в отдельных общественных организациях, которые и "приплюсовались" к "пятерке".

Сегодня партии, объединенные в "пятерку", козыряют цифрой 70 процентов - именно столько жителей Беларуси, в соответствии с данными Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), собираются участвовать в парламентских выборах 2004 года. Но о том, что две трети опрошенных не будут голосовать ни за одну из вышеназванных партий, здесь стараются помалкивать.

По мнению аналитиков, партфункционеры не сделали должных выводов: вновь создается искусственно широкая и меркантильная коалиция, что чревато не только провалом на выборах, но и новыми финансовыми скандалами.

Впрочем, как видно из последних высказываний руководителей "пятерки", они и сами не очень уверены в поддержке своих кандидатов населением, уже сейчас обвиняя власти в возможной фальсификации еще не объявленных выборов. А потому заранее предусматривают свою тактику в случае поражения. Как сказал председатель Партии БНФ Винцук Вячорка, "реальным нашим успехом будет то, если на следующий день после выборов люди будут делать то же самое, что сегодня делают грузины".

Относясь с полным уважением к нашим партийным работникам, хочется на это сказать: может, в таком случае представителям "пятерки" лучше было бы баллотироваться сразу в грузинский парламент?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ