В Минске обсудили нелегальную миграцию
По инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и
России, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, а также
Национальной академии наук Беларуси в городе Минске, с 27 по 28 ноября 2003 года
прошла Международная конференция на тему "Нелегальная миграция как угроза
международной стабильности и безопасности государств". В конференции приняли
участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских
объединений, представители международных организаций, сотрудники
заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных
организаций Беларуси и России. Конференция проходила два дня в здании
Национальной Академии наук Беларуси. В первый день прошло пленарное заседание,
на котором были зачитаны основные доклады. Второй начался с работы двух секций,
а закончился пленарным заседанием, на котором был принят итоговый документ «
Рекомендации Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза
международной стабильности и безопасности государств».
Участники конференции сошлись во мнении, что проблема
незаконной миграции, из разряда второстепенных прочно вошла в число "горячих
тем", став новым вызовом мировому сообществу, масштабы и возможные последствия
которого могут представлять серьёзную угрозу международной стабильности и
устойчивому развитию государств.
В необходимости международной координации и
сотрудничества в миграционной сфере, которые способны содействовать более
эффективному управлению межгосударственными передвижениями населения,
минимизировать опасность сопутствующих миграции преступлений и
правонарушений.
В работе конференции принял участие представитель
Института стран СНГ, старший научный сотрудник В.П.Михайлов. Ниже размещаем его
выступление на заседании второй секции: «Актуальные проблемы законодательного
обеспечения миграционной политики» и доклад Л.А.Васильевой, доцента Академии МВД
Республики Беларусь, кандидата юридических наук. В следующих выпусках бюллетеня
продолжим публикацию материалов конференции.
Миграционные законы Российской Федерации и нелегальная иммиграцияВ. Михайлов
Слушая выступление основных докладчиков на вчерашнем
пленарном заседании, я восхищался их информированностью. И всё то они знают: и о
причинах рождающих незаконную миграцию, и о преступных группировках, местах их
дислокации и даже о тайных тропах переброски живого товара и наркотиков. Только
не понятно: почему по сей день в России и в Белоруссии существуют, порой в
скотских условиях, миллионы незаконных мигрантов. А дело, говорят, в
несовершенстве законов. А я бы добавил - и в незнании и игнорировании их, как
теми, кто незаконно мигрирует, так и теми, кто ведёт контроль.
Можно согласиться с тем, что анализ миграционных
процессов, проходящих на территории России, показывает, что подобно любому
социальному явлению, миграция является составляющей ряда контекстов состояния
общества в экономической социальной, демографической сфере и в том числе
политики государства в сфере безопасности. Наряду с положительными фактами в
реализации прав человека, миграция несёт и целый ряд отрицательных моментов.
Особой статьёй в этом ряду стоит незаконная миграция. Она приобрела характер
постоянно действующего фактора, всё более влияющего на социально-экономическое
положение и даже на политическую стабильность ряда регионов России.
Причиной незаконной миграции в Россию послужили
изменения, которые произошли на постсоветском пространстве в
социально-экономической и политической сфере, в области международных связей РФ,
фактическое упрощение порядка въезда в страну, нарушение действующего
законодательства. В количественном отношении наличия в России незаконных
мигрантов существует разброс мнений экспертов и определяется от 1,5 до 10 млн.
иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового
статуса, в том числе занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением
действующего российского законодательства. Это в основном представители
государств-участников СНГ и стран Балтии, а также КНР и Вьетнама. Ряд государств
продолжают придерживаться политики постоянного увеличения численности и влияния
своих диаспор на территории различных российских регионов негласно поощряя
проникновение своих граждан в Россию с последующей их легализацией и
обустройством. И, естественно, с использованием их в дальнейшем в своих
интересах. Докладчики и выступающие провели тчательный анализ национального
состава незаконных иммигрантов. Рассказали сколько среди них афганцев,
пакистанцев, китайцев, таджиков и даже ангольцев, но ни кто не сказал о том, а
сколько же среди «нелегалов» наших соотечественников, наших братье и сестер,
предательски кинутых за пределами России и Белоруссии при разделе СССР.
К сожалению, ни кто не сказал, что проблема незаконной
миграции во многом возникла по вине тех, кто разрушал, а потом разворовывал наше
государство. Им было не до должного внимания к этой проблеме. Она решалась
просто: «Приезжайте! Всем земли хватит! Всех устроим!». Словом: вали валом -
потом разберём! И ни кто вовремя не позаботился о создании правовой базы по
регулированию иммиграции и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства
на территории страны от потребностей страны; об от открытости огромной части
границы России со странами СНГ, при которой трудно говорить о гармонизации
национального законодательства по борьбе с незаконной миграцией с этими
государствами; о жестком контроле за исполнением уже существующего
законодательства в области въезда и пребывания иностранных граждан в стране, а
так же отсутствие необходимой ответственности за нарушения законов, как
незаконных мигрантов так и контролёров. Боле того, уже в 2003 году в России
принятые Законы «О гражданстве в Российской Федерации» и «Об иностранных
гражданах» рассматривают наших соотечественников как иностранных граждан, что
противоречит Международным соглашениям Российской Федерации подписанными с
Казахстаном, Киргизеей, Белоруссией о правовом положении граждан этих государств
проживающих на территории стран - подписантов, как особом статусе отличном от
статуса иностранных граждан и о их праве на упрощенный порядок приобретения
гражданства любого из этих государств.
Процессы незаконной миграции в России усугубляются ещё и
отсутствием координации усилий федеральных органов исполнительной власти по
предупреждению и пресечению незаконной миграции. Эта несогласованность будет
продолжаться до тех пор, пока не будет создан единый орган, занимающийся
реализацией миграционной политики государства и координацией действий
федеральных органов.
Россию коснулась также торговля людьми и незаконный
провоз их через границу. А между тем российское законодательство не содержит в
настоящее время норм, которые могли бы адекватно реагировать на подобную
преступную деятельность, в том числе и на транснациональную. Для этого
необходима срочная ратификация Государственной Думой подписанной Конвенции ООН
против транснациональной организованной преступности и дополняющих их Протокола
против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о
предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и
наказания за неё. Отсюда вытекает необходимость подготовки, заключения и
реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам незаконной
миграцией, определения статуса пребывания отдельных категорий иностранных
граждан и лиц без гражданства, чтобы максимальное число иммигрантов попало в
правовое поле; определение преференций, в этой части, российским
соотечественникам, отработка системы учёта и обеспечения контроля за
деятельностью туристических фирм, связанных с международным туризмом; приёмом
иностранных граждан на обучение, лечение, привлечением и использованием
иностранной рабочей силы; внедрение автоматизированной системы изготовления,
оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз, автоматизированной
системы оформления приглашений иностранным гражданам в РФ.
Самой непростой проблемой в регулировании миграционных
потоков является проблема финансирования. К сожалению, в России их нет.
Мне думается, всем понятно, что регулирование миграции
начинается далеко за пределами страны. Отсюда вытекает потребность в повышении
роли зарубежных партнёров РФ в вопросах осуществления иммиграционного контроля
на стадии выдачи разрешения на въезд и оформления визовых документов. Как
показывает зарубежный опыт, наличие в составе посольств профессиональных
иммиграционных сотрудников позволяет снизить приток в страну незаконных
мигрантов.
Кстати, о зарубежном опыте. В июле 2003г., в Москве,
прошла Международная научно - практическая конференция по борьбе с незаконной
миграцией. Опытом работы миграционных служб делились представители трех столиц
европейских государств: Берлина, Вены и Москвы. Так вот, в Вене существует
отлаженная система работы с различными категориями иностранцев. Эта система
базируется на чётком регистрационном учёте лиц, прибывающих в Австрию и
находящихся на её территории. Каждый человек, который поселился на новом месте
жительства в Австрии, должен зарегистрироваться в течение трёх дней независимо
от того, является ли он австрийским гражданином или нет. Там, естественно,
имеются и нелегальные иммиграция. Это чаще всего те, кто въезжает с действующей
визой, а потом остаются в стране по истечении срока её действия. Часто это люди
принимающие предложения от мошенников, которые обещают нелегально переправить их
через границу.
Борьбой с нелегальной миграцией, как и у нас, в Австрии
занимается полиция. Меры, принимаемые при этом, зафиксированы в законе об
иностранных гражданах. Первое - это высылка (депортация). На практике это
означает, что нелегальному мигранту выдаётся предписание, обязывающее его
покинуть страну. В случае добровольного подчинения иммигрант имеет право на
законный въезд в страну в любое время. Если он не подчиняется предписанию, то
может своё несогласие оспорить через суд. При неудовлетворительном решении суда,
незаконный иммигрант выдворяется полицией насильно. В этом случае он лишается
права въезда в Австрию в дальнейшем.
Второй метод-это запрет на пребывание. Запрет
предписывает иностранцу покинуть страну и запрещает ему въезд в страну
когда-либо. Запрет на пребывание выносится в том случае, если доказано, что
пребывание иностранного гражданина угрожает безопасности Государства или
внутреннему порядку и осужден за совершение уголовного преступления.
Аналогичное наказание ждёт и нелегального трудового
иммигранта. В последнее время борьба направлена не столько против
трудиммигрантов, а сколько на борьбу с работодателями, которые предоставляют
рабочие места незаконным мигрантам. В случае уличения работодателя ожидает очень
высокие административные штрафы, обязательная уплата всех налогов, кроме того,
он будет обязан оплатить все расходы по депортации этих лиц. Штраф расчитывается
с учётом специфики работы каждого нелегального работника отдельно и может
составлять сумму до 35 тысяч евро, а также может стать основанием для отзыва у
нарушителя разрешения на занятие коммерческой деятельностью.
Если дело организовать с умом, то, как показывает опыт
Германии, миграция и внутренняя безопасность не противоречат друг другу.
Террористический акт 11 сентября в Нью-Йорке, стал как бы толчком в рассмотрении
мигрантов как лиц готовых или способных совершать подобные акты и представляющие
потенциальную угрозу для государства. Однако следует отметить, что наибольшее
число нарушений со стороны иностранцев приходится на нарушение закона
регламентирующего их пребывание в стране. К преступлениям, которые совершаются
иностранцами, о которых сегодня говорили, такие как преступления связанные с
нелегальным ввозом иностранных граждан, торговля женщинами и детьми, ввоз и сбыт
наркотиков, а также кража и дальнейший сбыт предметов роскоши , автомобилей и т.
д., прежде всего, имеют отношение международные преступные организации. Мелкие
преступления со стороны иммигрантов, которые влияли бы на безопасность отдельных
граждан занимают очень малую долю.
Как видим, состояние миграционных процессов, в
цивилизованных государствах зависит не только от соседей, но и от того, на
сколько государство способно планировать, контролировать и управлять этим
процессом на своей территории.
И в заключении мне хотелось бы предложить внести в
Итоговый документ международной конференции «Нелегальная миграция как угроза
международной стабильности и безопасности государств» следующие положения:
Рекомендовать
руководству России и Беларуси:
1.Рассмотреть возможность проведения акции амнистии
(легализации) нелегальных иммигрантов-соотечественников прибывших на территорию
союзного государства до 31 декабря 2003года.
2. Ещё раз провести анализ причин иммиграции
соотечественников из стран СНГ и обратиться к главам государств ЕврАЗЕС с
предложением ликвидировать выявленные причины.
3. Федеральному собранию России проанализировать
соответствие федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Международным
двусторонним и четырёхстороннему соглашениям России с Белоруссией, Казахстаном и
Киргизеей о правовом положении граждан сторон, проживающих на их территории и
Соглашению об упрощённом порядке приобретения гражданства от 26.02.1999года и
провести корректировку статей вышеуказанных законов.
Заключение по результатам изучения режима пребывания на территории Республики Беларусь апатридов, выехавших из стран бывшего СССР в рамках проекта «Научные исследования в сфере незаконных миграций»Л.А.Васильева, руководитель проекта, кандидат юридических наук
Вопросы гражданства относятся к числу сложнейших
вопросов государственного строительства. В связи с распадом Союза Советских
Социалистических Республик многие его граждане автоматически оказались в
состоянии безгражданства. Формирующееся миграционное законодательство в
образовавшихся новых государствах не всегда учитывало интересы этнического
меньшинства, а иногда было откровенно направлено на «выталкивание чужеземцев» со
своей территории.
Данное исследование проводилось с целью:
-раскрыть демографическую характеристику проживающих в
Республике Беларусь лиц без гражданства;
-установить причины перемены ими места жительства,
учитывая такие факторы, как вооруженные конфликты, преследования и подобные;
-выявить проблемы социально-экономического, возможно,
политического характера, с которыми столкнулись мигранты после прибытия в нашу
страну;
-определить уровень осведомленности лиц без гражданства
о законодательстве Республики Беларусь, дальнейшие миграционные намерения;
-подробно изучить характер контактов с
правоохранительными органами (в частности, органами внутренних дел), выявить
недостатки и нарушения в их деятельности; обобщить положительную практику;
выработать проектные предложения в законодательные и ведомственные правовые
акты.
Административно-территориальные единицы для проведения
исследований (с учетом специфики географического положения):
г.Гродно, Гродненская обл. - приграничный регион;
г.Минск - центральный, густонаселенный регион.
Методы исследования - анкетирование; аудиозапись бесед,
интервью; изучение официальных источников; документов, удостоверяющих личность и
др.
Как показали исследования:
48,9 % от общего числа лиц без гражданства - лица
мужского пола; 52,1 % - лица женского пола;
до 18 лет - около 2,2 % (дети, прибывшие с родителями);
от 18 до 28 лет - 16,5 %;
от 28 до 55 лет (женщины), до 60 лет (мужчины) - 60 %;
от 55 лет (женщины), от 60 лет (мужчины) - 21,3 %.
Таким образом, в реально трудоспособном возрасте
находятся 76,5 % прибывших.
Около 39 % всех лиц без гражданства имеют
средне-специальное и высшее образование; 50 % - среднее; около 8 % - неполное
среднее, около 2 % - начальное.
Состоят в браке - 69 %. Имеют собственное жилье - 42 %;
столько же проживает у родителей или родственников. Около 9 % вынуждены снимать
квартиру, более 7 % проживают в общежитии.
Основным источником дохода для 54,4 % апатридов является
заработная плата; 21 % получают пенсию; 7,1 % принимают помощь родственников;
4,9 % получают государственные пособия; 5 % живут на случайный заработок;
остальные пользуются личными сбережениями, принимают помощь друзей,
знакомых.
24 % нынешних апатридов были вынуждены покинуть страну
постоянного места жительства или гражданства по причине отсутствия работы; около
15 % - в силу невозможности дальнейшего проживания из-за преследований по
национальному признаку; более 9 % - из-за военных действий в регионе
проживания.
54,4 % опрошенных лиц приехали в Республику Беларусь с
желанием воссоединиться с родственниками; 6,2 % - возвратились на свою Родину; 5
% - по различным иным причинам (увольнение со службы в Вооруженных Силах;
изменилось семейное положение; получение образования); все остальные лица, а их
34,4 % выбрали нашу страну в силу стабильности экономической и политической
ситуации, а также по причине отсутствия межнациональных конфликтов.
25,4 % мигрантов прибыли из Российской Федерации, 13 % -
из Казахстана, по 11 % - из Узбекистана и Литвы, 9 % - из Латвии, 6,8 % - из
Азербайджана, 6 % - из Украины, 5 % - из Грузии, Абхазии, 3,2 % - из
Армении,
2,9 % - из Таджикистана, 2 % - из Германии,1,8 % - из
Молдовы, 1 % - из Туркменистана, по 0,7 % из Эстонии и Кыргызстана.
28,3 % прибывших из России покинули ее территорию из-за отсутствия
работы, 2,8 % - из-за преследований по национальному признаку и военных действий
(Чечня); 2,8 % - в связи с увольнением из рядов ВС МО; 1,4 % оставили район
радиационного загрязнения; остальные 64,7 % приехали с целью воссоединиться с
родственниками и по другим личным мотивам.
По национальности: русских - 79,8 %, белорусов - 10 %,
татар - 4,2 %, украинцев - 2,8 %, остальные - по 0,7 % (удмурты, курды, шведы,
турки-месхетинцы, евреи).
Из-за преследований по национальному признаку из Казахстана выехали 14,3
% ; 48,6 - из-за отсутствия работы (здесь и далее многие респонденты связывают
эти две причины); 34,4 % - объясняют свой выезд семейными обстоятельствами и
желанием воссоединиться с родственниками.
Из всех выехавших - 51,4 % по национальности русские, 20
% - белорусы, 14 % - украинцы, остальные - немцы и поляки.
42 % выехавших из Узбекистана - из-за преследований по
национальному признаку, 50 % - возвращались на Родину или воссоединялись с
родственниками.
Русских среди них - 74 %, остальные в равной мере
белорусы, украинцы, литовцы.
Литву
покинули 60 % русских; 20 % поляков, остальные - в равной мере -
белорусы, украинцы, литовцы.
Из них 70,1 % - по личным и семейным обстоятельствам,
16,6 - из-за отсутствия работы, 13,3 % - из-за преследований по национальному
признаку.
Из
Латвии 40 % апатридов выехали из-за отсутствия работы, 12 % - из-за
преследований по национальному признаку; остальные имели целью воссоединиться с
родственниками и иные личные обстоятельства.
72 % из приехавших в нашу страну из Латвии - русские по
национальности; 12 % - белорусы, остальные - литовцы, латыши, молдаване.
70 % приехавших к нам из Азербайджана покинули страну из-за военных
действий, 25 % - из-за преследований по национальному признаку, остальные -
из-за отсутствия работы и личным мотивам.
60 % из оставивших страну - русские, остальные -
армяне.
Отсутствие работы является причиной для выезда 53 %
мигрантов из Украины,
остальные приехали по семейным и личным обстоятельствам.
Из всех прибывших - 53 % русские, 41 % - украинцы,
остальные - белорусы.
Военные действия в Грузии, Абхазии послужили причиной выезда из этого
региона для 70 % мигрантов, 15 % - выехали из-за отсутствия работы, остальные -
по семейным обстоятельствам.
Из них 64,2% - русские, 28 % - лица грузинской
национальности, остальные - украинцы.
Аналогично, военные действия в Таджикистане послужили
причиной выезда 97,8 % лиц; остальные руководствовались личными мотивами.
Среди приехавших 87,5 % русских по национальности,
остальные - таджики.
44,5 % мигрантов из Армении имели целью приезда воссоединение с
родственниками, а также руководствовались личными мотивами. 22,2 % - оставили
страну из-за отсутствия работы, по 11,1 % соответственно ввиду последствий
землетрясения (1988 г.), из-за военных действий, из-за преследований по
национальному признаку.
Среди прибывших 66,6 % армян; 22,2 % - украинцев,
остальные в равной мере русские, белорусы, китайцы.
Причиной выезда из Германии для всех мигрантов явился вывод войск
МО СССР. Нашу страну они избрали в силу стабильности, экономической и
политической ситуации.
Среди прибывших русских - 20 %; украинцев - 40 %;
удмуртов - 40 %.
Из
Молдавии 60 % апатридов выехали из-за отсутствия работы, остальные
руководствовались личными мотивами.
Из прибывших - 80 % русских, 20 % молдаван.
Прибывшими из Туркменистана руководили личные мотивы в 66,6 %
случаях, остальные вынуждены были оставить страну из-за отсутствия работы. Все
прибывшие - русские по национальности.
100 процентов мигрантов, прибывших из Эстонии, выбрали для
жительства нашу страну в силу отсутствия межнациональных конфликтов.
Из прибывших - 50 % украинцев и 50 % русских.
50 % апатридов выехали из Кыргызстана из-за военных действий в регионе, 50
% из-за преследований по национальному признаку.
Все - русские по национальности.
В целом, до прибытия в Республику Беларусь считали себя
гражданами СССР (имели на руках паспорт гражданина СССР) - 47,4 % мигрантов; не
имели гражданства какого-либо государства - около 19 %; были гражданами России -
11,6 %; более 6 % - Казахстана; Литвы и Украины - по 3,3 %; Армении - 1,8;
Грузии, Молдовы, Таджикистана, Азербайджана - по 1,08 %; Латвии - 0,72 %; по
0,36 - Туркменистана, Киргизии.
47,4 % апатридов являются ими потому, что утратили
гражданство СССР; более 16 % - отказались от гражданства государства «новой»
гражданской принадлежности; более 25 % не заявляли о принятии в гражданство;
остальные - более 11% - не могут определить свою принадлежность к гражданству
какого-либо государства.
В то же время 91,2 % опрошенных желают быть гражданами
Республики Беларусь, еще не решили вопрос о принадлежности к гражданству - 5,5
%, остальные не хотят принимать гражданство Республики Беларусь.
Около 80 % лиц знакомы с законодательством Республики
Беларусь о гражданстве.
Сегодня однозначно можно констатировать, что проблема
безгражданства в республике - это проблема этнически русского населения, т.к.
оно составляет 68,2 % от общего числа опрошенных лиц; более 8 % - украинцев; 7,3
% - белорусов; 4 % - армян; около 3 % - поляков; по 1,5 % - грузин; литовцев,
молдаван; остальные национальности - мордва, таджики, удмурты, евреи,
азербайджанцы, латыши, казахи, татары, курды, немцы, шведы, китайцы,
турки-месхетинцы представлены в пределах от 0,36 % до 1,08 %.
Соответственно вышеизложенной позиции 68,2 % апатридов
признают родным русский язык; белорусский - 2,6 %; украинский - 2,9 %; армянский
- 3,6 %. От 0,36 % до 1,08 % опрошенных признают родными грузинский, таджикский,
литовский, азербайджанский, латышский, казахский, польский, молдавский,
китайский, турецкий.
Более 17 % называют родными языками русский и язык
страны, которую вынуждены были покинуть. Все говорят на русском языке,
белорусским владеют в пределах, необходимых для общения и письма - 14,2 %;
английским - около 10 %; литовским - 4 %; украинским - около 3 %; польским - 2,6
%; узбекским - около 1,9 %. В пределах от 0,36 % до 1,08 % представлены
немецкий, латышский, татарский, румынский, азербайджанский, шведский, курдский,
эстонский языки.
Есть и особые случаи. Так, бывший гр-н СССР Нестеров
В.В., турок-месхетинец по национальности, прибывший из Чечни, утверждает, что
владеет египетским, арабским, японским, турецким языками.
Бывший гр-н Таджикистана Сайвахидов А.А., таджик по
национальности, владеет (с его слов), кроме русского, таджикским, персидским,
арабским, тюркским языками.
В процессе исследования не выявлено грубых нарушений
прав апатридов в Республике Беларусь. Желание мигрантов воссоединиться с
родственниками и проживать в спокойной обстановке в целом сбылись. Однако,
существует ряд моментов по режиму пребывания обозначенной категории мигрантов,
который требует незамедлительного организационно-правового реагирования со
стороны государства.
1. Как показали исследования, более 2/3 прибывших
мигрантов самой трудноразрешимой проблемой, с которой они столкнулись по
приезду, считают проблему прописки по избранному месту жительства. Совершенно
очевидно, что, являясь трудоемкой и многоступенчатой по процедуре, содержащая
ряд не оправдывающих себя технических требований, она не дает ожидаемого
правового эффекта. Большая часть апатридов фактически проживает там, где есть
необходимая жилая площадь, а не с родственниками, к которым они приехали; или по
месту трудоустройства.
2. Более 20 % прибывших в республику лиц не
трудоустроены и не имеют возможности стабильно обеспечивать свое проживание.
3. По причине отсутствия проездного документа 11%
мигрантов не могут выехать в другую страну. Однако, в процессе бесед выяснилось,
что этот процент гораздо выше, так как выезжающие в Российскую Федерацию в силу
«прозрачности» ее границ с Республикой Беларусь, и не настаивают на получении
этого документа, пользуются свободным правом выезда.
4. 8,6 % опрошенных не могут получить жилье, такое же
количество лиц не обеспечивается кредитами. Респонденты связывают это с
отсутствием гражданства Республики Беларусь.
5. 3,6 % апатридов (все этнические белорусы) сожалеют,
что не имеют возможности участвовать в выборах.
60,2 % апатридов утверждают, что препятствий (кроме, по
их мнению, очень большого срока проживания) в приобретении гражданства
Республики Беларусь для них нет.
В то же время, прибывшие из Грузии, Азербайджана,
Узбекистана - не могут собрать необходимые документы, т.к. для этого необходимо
выезжать за пределы Республики Беларусь и лично
обращаться в посольство (представительство) своих стран.
По результатам исследования будут подготовлены
предложения в заинтересованные государственные структуры с целью разрешить
существующие проблемы и создать наиболее благоприятный режим пребывания
апатридов, а также обеспечить право приобретения гражданства Республики Беларусь
и в принципе исключить для прибывших состояние безгражданства.
|