Миграционные законы Российской Федерации и нелегальная иммиграцияВ. Михайлов
Слушая выступление основных докладчиков на вчерашнем
пленарном заседании, я восхищался их информированностью. И всё то они знают: и о
причинах рождающих незаконную миграцию, и о преступных группировках, местах их
дислокации и даже о тайных тропах переброски живого товара и наркотиков. Только
не понятно: почему по сей день в России и в Белоруссии существуют, порой в
скотских условиях, миллионы незаконных мигрантов. А дело, говорят, в
несовершенстве законов. А я бы добавил - и в незнании и игнорировании их, как
теми, кто незаконно мигрирует, так и теми, кто ведёт контроль.
Можно согласиться с тем, что анализ миграционных
процессов, проходящих на территории России, показывает, что подобно любому
социальному явлению, миграция является составляющей ряда контекстов состояния
общества в экономической социальной, демографической сфере и в том числе
политики государства в сфере безопасности. Наряду с положительными фактами в
реализации прав человека, миграция несёт и целый ряд отрицательных моментов.
Особой статьёй в этом ряду стоит незаконная миграция. Она приобрела характер
постоянно действующего фактора, всё более влияющего на социально-экономическое
положение и даже на политическую стабильность ряда регионов России.
Причиной незаконной миграции в Россию послужили
изменения, которые произошли на постсоветском пространстве в
социально-экономической и политической сфере, в области международных связей РФ,
фактическое упрощение порядка въезда в страну, нарушение действующего
законодательства. В количественном отношении наличия в России незаконных
мигрантов существует разброс мнений экспертов и определяется от 1,5 до 10 млн.
иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового
статуса, в том числе занимающиеся трудовой деятельностью с нарушением
действующего российского законодательства. Это в основном представители
государств-участников СНГ и стран Балтии, а также КНР и Вьетнама. Ряд государств
продолжают придерживаться политики постоянного увеличения численности и влияния
своих диаспор на территории различных российских регионов негласно поощряя
проникновение своих граждан в Россию с последующей их легализацией и
обустройством. И, естественно, с использованием их в дальнейшем в своих
интересах. Докладчики и выступающие провели тчательный анализ национального
состава незаконных иммигрантов. Рассказали сколько среди них афганцев,
пакистанцев, китайцев, таджиков и даже ангольцев, но ни кто не сказал о том, а
сколько же среди «нелегалов» наших соотечественников, наших братье и сестер,
предательски кинутых за пределами России и Белоруссии при разделе СССР.
К сожалению, ни кто не сказал, что проблема незаконной
миграции во многом возникла по вине тех, кто разрушал, а потом разворовывал наше
государство. Им было не до должного внимания к этой проблеме. Она решалась
просто: «Приезжайте! Всем земли хватит! Всех устроим!». Словом: вали валом -
потом разберём! И ни кто вовремя не позаботился о создании правовой базы по
регулированию иммиграции и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства
на территории страны от потребностей страны; об от открытости огромной части
границы России со странами СНГ, при которой трудно говорить о гармонизации
национального законодательства по борьбе с незаконной миграцией с этими
государствами; о жестком контроле за исполнением уже существующего
законодательства в области въезда и пребывания иностранных граждан в стране, а
так же отсутствие необходимой ответственности за нарушения законов, как
незаконных мигрантов так и контролёров. Боле того, уже в 2003 году в России
принятые Законы «О гражданстве в Российской Федерации» и «Об иностранных
гражданах» рассматривают наших соотечественников как иностранных граждан, что
противоречит Международным соглашениям Российской Федерации подписанными с
Казахстаном, Киргизеей, Белоруссией о правовом положении граждан этих государств
проживающих на территории стран - подписантов, как особом статусе отличном от
статуса иностранных граждан и о их праве на упрощенный порядок приобретения
гражданства любого из этих государств.
Процессы незаконной миграции в России усугубляются ещё и
отсутствием координации усилий федеральных органов исполнительной власти по
предупреждению и пресечению незаконной миграции. Эта несогласованность будет
продолжаться до тех пор, пока не будет создан единый орган, занимающийся
реализацией миграционной политики государства и координацией действий
федеральных органов.
Россию коснулась также торговля людьми и незаконный
провоз их через границу. А между тем российское законодательство не содержит в
настоящее время норм, которые могли бы адекватно реагировать на подобную
преступную деятельность, в том числе и на транснациональную. Для этого
необходима срочная ратификация Государственной Думой подписанной Конвенции ООН
против транснациональной организованной преступности и дополняющих их Протокола
против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о
предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и
наказания за неё. Отсюда вытекает необходимость подготовки, заключения и
реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам незаконной
миграцией, определения статуса пребывания отдельных категорий иностранных
граждан и лиц без гражданства, чтобы максимальное число иммигрантов попало в
правовое поле; определение преференций, в этой части, российским
соотечественникам, отработка системы учёта и обеспечения контроля за
деятельностью туристических фирм, связанных с международным туризмом; приёмом
иностранных граждан на обучение, лечение, привлечением и использованием
иностранной рабочей силы; внедрение автоматизированной системы изготовления,
оформления и контроля машиносчитываемых паспортов и виз, автоматизированной
системы оформления приглашений иностранным гражданам в РФ.
Самой непростой проблемой в регулировании миграционных
потоков является проблема финансирования. К сожалению, в России их нет.
Мне думается, всем понятно, что регулирование миграции
начинается далеко за пределами страны. Отсюда вытекает потребность в повышении
роли зарубежных партнёров РФ в вопросах осуществления иммиграционного контроля
на стадии выдачи разрешения на въезд и оформления визовых документов. Как
показывает зарубежный опыт, наличие в составе посольств профессиональных
иммиграционных сотрудников позволяет снизить приток в страну незаконных
мигрантов.
Кстати, о зарубежном опыте. В июле 2003г., в Москве,
прошла Международная научно - практическая конференция по борьбе с незаконной
миграцией. Опытом работы миграционных служб делились представители трех столиц
европейских государств: Берлина, Вены и Москвы. Так вот, в Вене существует
отлаженная система работы с различными категориями иностранцев. Эта система
базируется на чётком регистрационном учёте лиц, прибывающих в Австрию и
находящихся на её территории. Каждый человек, который поселился на новом месте
жительства в Австрии, должен зарегистрироваться в течение трёх дней независимо
от того, является ли он австрийским гражданином или нет. Там, естественно,
имеются и нелегальные иммиграция. Это чаще всего те, кто въезжает с действующей
визой, а потом остаются в стране по истечении срока её действия. Часто это люди
принимающие предложения от мошенников, которые обещают нелегально переправить их
через границу.
Борьбой с нелегальной миграцией, как и у нас, в Австрии
занимается полиция. Меры, принимаемые при этом, зафиксированы в законе об
иностранных гражданах. Первое - это высылка (депортация). На практике это
означает, что нелегальному мигранту выдаётся предписание, обязывающее его
покинуть страну. В случае добровольного подчинения иммигрант имеет право на
законный въезд в страну в любое время. Если он не подчиняется предписанию, то
может своё несогласие оспорить через суд. При неудовлетворительном решении суда,
незаконный иммигрант выдворяется полицией насильно. В этом случае он лишается
права въезда в Австрию в дальнейшем.
Второй метод-это запрет на пребывание. Запрет
предписывает иностранцу покинуть страну и запрещает ему въезд в страну
когда-либо. Запрет на пребывание выносится в том случае, если доказано, что
пребывание иностранного гражданина угрожает безопасности Государства или
внутреннему порядку и осужден за совершение уголовного преступления.
Аналогичное наказание ждёт и нелегального трудового
иммигранта. В последнее время борьба направлена не столько против
трудиммигрантов, а сколько на борьбу с работодателями, которые предоставляют
рабочие места незаконным мигрантам. В случае уличения работодателя ожидает очень
высокие административные штрафы, обязательная уплата всех налогов, кроме того,
он будет обязан оплатить все расходы по депортации этих лиц. Штраф расчитывается
с учётом специфики работы каждого нелегального работника отдельно и может
составлять сумму до 35 тысяч евро, а также может стать основанием для отзыва у
нарушителя разрешения на занятие коммерческой деятельностью.
Если дело организовать с умом, то, как показывает опыт
Германии, миграция и внутренняя безопасность не противоречат друг другу.
Террористический акт 11 сентября в Нью-Йорке, стал как бы толчком в рассмотрении
мигрантов как лиц готовых или способных совершать подобные акты и представляющие
потенциальную угрозу для государства. Однако следует отметить, что наибольшее
число нарушений со стороны иностранцев приходится на нарушение закона
регламентирующего их пребывание в стране. К преступлениям, которые совершаются
иностранцами, о которых сегодня говорили, такие как преступления связанные с
нелегальным ввозом иностранных граждан, торговля женщинами и детьми, ввоз и сбыт
наркотиков, а также кража и дальнейший сбыт предметов роскоши , автомобилей и т.
д., прежде всего, имеют отношение международные преступные организации. Мелкие
преступления со стороны иммигрантов, которые влияли бы на безопасность отдельных
граждан занимают очень малую долю.
Как видим, состояние миграционных процессов, в
цивилизованных государствах зависит не только от соседей, но и от того, на
сколько государство способно планировать, контролировать и управлять этим
процессом на своей территории.
И в заключении мне хотелось бы предложить внести в
Итоговый документ международной конференции «Нелегальная миграция как угроза
международной стабильности и безопасности государств» следующие положения:
Рекомендовать
руководству России и Беларуси:
1.Рассмотреть возможность проведения акции амнистии
(легализации) нелегальных иммигрантов-соотечественников прибывших на территорию
союзного государства до 31 декабря 2003года.
2. Ещё раз провести анализ причин иммиграции
соотечественников из стран СНГ и обратиться к главам государств ЕврАЗЕС с
предложением ликвидировать выявленные причины.
3. Федеральному собранию России проанализировать
соответствие федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Международным
двусторонним и четырёхстороннему соглашениям России с Белоруссией, Казахстаном и
Киргизеей о правовом положении граждан сторон, проживающих на их территории и
Соглашению об упрощённом порядке приобретения гражданства от 26.02.1999года и
провести корректировку статей вышеуказанных законов.
|