БЕЛОРУССИЯ
Хроника
28 ноября. Белорусский МИД
известил о том, что запланированный на этот день визит в Минск Сапармурата
Ниязова (по личному приглашению президента РБ Александра Лукашенко) переносится
на 2004 г. “по согласованию обеих сторон”.
28 ноября. Президент РБ
Александр Лукашенко издал декрет «О получении и использовании иностранной
безвозмездной помощи» и указ «Об утверждении Положения о порядке осуществления
контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи»,
направленных «на обеспечение максимальной открытости процесса получения и
использования иностранной безвозмездной помощи».
28 ноября. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко подверг критике работу трех главных
государственных телеканалов республики- БТ-1, ОНТ и СТВ. Белорусский лидер
подчеркнул что, электронные СМИ являются не только средством коммуникативного
воздействия, но и мощнейшим инструментом для воплощения политики, проводимой в
Белоруссии. Государственные каналы РБ, по мнению Лукашенко, не отражают в полной
мере пульс жизни, они далеко не всегда способны дать достойную отповедь
тенденциозным поучениям как с Запада, так и Востока. Перед белорусским
национальным телевидением поставлена задача - стать хозяином на телеэкранах
Белоруссии.
30 ноября. Борис Немцов(СПС)
по приглашению парламентской группы «Республика» Палаты представителей НС РБ
посетил Минск. Немцов встретился с представителями белорусской оппозиции и
неправительственных организаций.
1 декабря. А.Лебедько,
В.Вячорка, С.Калякин, С.Шушкевич, Л.Лемешонок и В.Фролов от имени коалиции «5+»
обратились с посланием к министрам иностранных дел стран-членов ОБСЕ,
собравшимся на форум в Маастрихте. В послании содержался призыв обратить
пристальное внимание на невыполнение властями Беларуси взятых на себя
международных обязательств в рамках ОБСЕ.
2 декабря. Совет министров
Союзного государства России и Белоруссии на заседании одобрил проект союзного
бюджета на 2004 г. Проект бюджета на следующий год предусмотрен в сумме около
2,5 млрд. российских рублей. Это почти на 1 млрд. росс.руб. меньше, чем в 2003
г. Отчисления России в союзный бюджет составят 1,6 млрд., Белоруссии - 862 млн.
российских рублей. На финансирование региональной группировки войск Белоруссии и
России предусмотрено 212 млн. руб.
5 декабря. Президент РБ
Александр Лукашенко заявил, что в ситуации с Союзом Беларуси и России нет ничего
личного, белорусская сторона проводит очень взвешенную политику. Но есть, по
мнению Лукашенко, огромное количество точек, ниже которых он не может
опуститься. Прежде всего на включение Белоруссии в состав России: «это было бы
началом моего конца, все хорошее, что было сделано, было бы перечеркнуто».
8 декабря. Александр
Лукашенко провел совещание по вопросам внешней политики Белоруссии, на котором
обсуждались перспективы развития взаимоотношений с западными государствами и
США. Беларусь заинтересована в улучшении взаимоотношений с государствами Запада,
прежде всего США и Европейским союзом, заявил президент.
Вместе с тем, Александр Лукашенко отметил, что
Российская Федерация была и остается основным внешнеполитическим приоритетом
Беларуси, партнером по союзу.
8 декабря. Состоялись
встречи и.о.руководителя белорусского правительства Сергея Сидорского с
президентом ЕБРР Жаном Лемьером. Были также проведены двусторонние переговоры с
директором ЕБРР от Германии Гердом Заупе и директором от Российской Федерации,
Беларуси и Таджикистана Игорем Ковтуном. Во время состоявшегося обмена мнениями
глава и члены белорусской делегации дали разъяснения по вопросам взаимодействия
Беларуси с ОБСЕ, МВФ, Европейским союзом, развития двусторонних отношений с
Россией, Польшей и балтийскими государствами.
Основной темой проведенных встреч и переговоров было
расширение сотрудничества Белоруссии с ЕБРР. Достигнут ряд договоренностей по
вопросам совместной подготовки новой стратегии ЕБРР по Белоруссии на 2004-2006
гг. Рассмотрены и намечены новые предложения по инвестированию в конкретные
сектора экономики и предприятия республики.
8 декабря. Граждане России,
постоянно проживающие на территории Белоруссии, на выборах в Госдуму отдали
предпочтение партии «Единая Россия». «Единая Россия» получила в РБ 39% голосов,
избирательный блок «Родина» - 13%, почти равное количество голосов набрали ЛДПР
(9,8%) и КПРФ (9,3%). В выборах в Государственную Думу на территории республики
приняло участие 4620 человек.
9 декабря. Президент
Беларуси Александр Лукашенко прибыл с визитом в Дамаск. Глава белорусского
государства провел переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом.
9 декабря. В Стокгольме
представители Белоруссии проинформировали шведскую сторону о решении республики
в одностороннем порядке отменить с 1 января 2004 г. для граждан всех стран -
членов ЕС необходимость приглашения при обращении за белорусскими визами любых
категорий.
Белорусская сторона предложила Евросоюзу начать
переговоры о заключении рамочного соглашения о реадмиссии. Была выражена
надежда, что инициатива РБ найдет отклик в странах - членах ЕС и они сформируют
для Еврокомиссии мандат на ведение переговоров с Белоруссией по облегчению
двусторонних визовых режимов.
10 декабря. Палата
представителей Национального собрания РБ ратифицировала белорусско-российское
соглашение о взаимном обеспечении защиты государственных секретов двух стран.
11 декабря. Александр
Лукашенко, выступая на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве,
информировал о том, что Белоруссия в ближайшее время планирует запуск
собственного космического аппарата. Белоруссия, по словам Лукашенко, готова
участвовать в реализации международных программ на правах активного партнера, а
не пассивного потребителя чужого информационного продукта.
15-16 декабря. Прошло
совместное заседание комиссий Парламентского Собрания СБР по социальной
политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам и Палаты представителей
Национального собрания РБ по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и
молодежи в Витебске.
Сложный путь к объединениюАлександр Фадеев
Прошедший год со всей очевидностью показал, что
рассчитывать на последовательное, поэтапное объединение России и Белоруссии не
приходится. В 2003 г. были сорваны абсолютно все реальные интеграционные
мероприятия, которые были ранее намечены на высоком и высшем уровнях в рамках
формирования единого союзного пространства. Вместо первых конкретных шагов по
переходу на единую валюту белорусская сторона предпочла отложить их на
неопределенное время и продолжать «сближать позиции» с российскими министерством
финансов и Центральным банком. Так, на следующий год правительство РБ в
очередной раз пообещало предпринять шаги по унификации законодательства
республики с российским в области валютного регулирования, по сближению
фактического уровня обязательного резервирования. Одновременно белорусское
правительство выдвигало все новые и новые условия российским коллегам, которые,
с его точки зрения, должны быть выполнены в полном объеме и в увязке с введением
российского рубля на территории республики. По сути позиция Минска сводилась к
тому, что абсолютно все потенциальные риски, связанные с процессом замены
белорусского рубля на российский, обязаны были взять на себя… министерство
финансов и Центральный банк России.
Министр финансов РБ Николай Корбут, например, считает,
что белорусское правительство должно при любых условиях валютного союза
сохранить возможность управлять ресурсами Национального банка Беларуси. Кроме
того, выявились серьезные расхождения с Россией по вопросу НДС, в первую
очередь, по срокам начала компенсации. По мнению белорусской стороны,
компенсацию необходимо взимать, начиная с 2000 г., российская сторона с этим
решительно не согласна и намерена начать компенсировать потери лишь с даты
введения российского рубля на территории Беларуси, либо за год-два до этой
даты). По оценкам белорусской стороны, республика якобы ежегодно теряет от
взимания НДС по стране происхождения товара 150-200 млн. долларов США. Москва
называет другую цифру - 130 млн долларов.
Странным выглядела и ситуация, когда высшие управленцы
Белоруссии своими высказываниями и действиями объективно подводили
общественность республики к мысли, что Путин, Касьянов, Кудрин и др.
государственные деятели России специально давят на них, требуя любой ценой
ускорить меры по переходу на российский рубль, что подорвет государственный
суверенитет РБ и лишит ее независимости. Особую неприязнь Минска вызывала
позиция российских СМИ, которые, по мнению, например, белорусского президента
искажали реальную картину экономической и политической жизни республики, ложно
трактовали высказывания ее лидера. Поэтому естественно, что при таком подходе
общественность Белоруссии вправе была ожидать от республиканских властей
активной защиты своей валюты, банковской системы и населения от финансового
краха.
Порой, исходя из деклараций ответственных руководителей
Белоруссии, вообще складывалось впечатление, что идея валютного союза двух
государств родилась якобы в Кремле, и коварная Москва только и ждет случая,
чтобы поставить белорусский народ на колени, а президента Лукашенко на
кремлевский ковер - просить деньги. Возможно этим и объясняется вызывающее
предложение и.о. премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского после заседания
совмина Союзного государства 2 декабря, когда он потребовал принять план,
подготовленный в Минске, который, в случае принятия решения о переходе на единую
валюту, перекладывает ответственность за состояние белорусской экономики и
социальной защиты белорусов, все сопряженные с этим финансовые тяготы и риски на
российский бюджет.
Летом и осенью 2003 г. президент Белоруссии Александр
Лукашенко в характерной для него демагогической манере всячески парировал прямые
и косвенные обвинения российской стороны в том, что он тормозит согласованную
двумя странами программу постепенного введения российского рубля в валютный
оборот на территории республики. Он, в частности, обращаясь к правящей элите
России, неоднократно и в ультимативной форме настаивал на необходимости сначала
полностью выполнить все пункты Договора 1999 г. о строительстве Союзного
государства, и только потом решать проблемы перехода на единую валюту. Кремль в
ответ предлагал ограничиться на данном этапе простым и понятным процессом
валютной интеграции, лишенным к тому же политической составляющей.
Положения Договора 1999 г., а также пути и сроки его
выполнения Москва при этом не комментировала. Не было отмечено и предложений,
инициированных президентом Владимиром Путиным, другими высшими должностными
лицами российского государства, фракциями парламента, которые были бы направлены
на ревизию этого документа, либо на выход из него. Такая сдержанность со стороны
президентских и правительственных кругов России объясняется на самом деле
просто: по отношению к Договору 1999 г., по их мнению, объективно действует
международно-правовой принцип “rebus sic stantibus”. Поскольку исторические,
политические условия радикально, коренным образом изменились с момента
подписания в начале декабря 1999 г. данного Договора (а с этим трудно спорить),
то и его положения, да и сам документ в целом можно не считать больше
обязательными.
Белорусское руководство, явно перекладывая вину за
замораживание интеграции на Россию, всячески и не без заднего умысла
подчеркивало в последнее время нежелание российских верхов вносить изменения в
конституцию Российской Федерации. Это действительно так. И здесь дело не только
в невозможности ревизии ельцинской конституции, время которой давно назрело, в
период парламентских и президентских выборов. Просто нынешняя правящая элита
России вообще придерживается политики, которая заключается в том, чтобы сначала
решить весь комплекс вопросов, провести реформы, не требующие изменения
Основного закона. Лишь только затем, при условии выявления острой необходимости,
при наличии достаточной консолидации в обществе, при стабильно работающей
экономике, можно будет приступить к разработке ряда поправок к конституции
страны.
Что касается остановившегося в тупике процесса
объединения с Белоруссией, то он, по мнению Кремля, не является в настоящий
период времени достаточным поводом к внесению радикальных изменений в российскую
конституцию. Прошедший год со всей убедительностью показал, что российское
руководство по отношению к своему белорусскому партнеру придерживается
интеграционной тактики, которую с успехом демонстрирует Европейский союз,
расширяясь и принимая в свои ряды новых членов. Его суть состоит в том, что
длительный и крайне тяжелый процесс адаптации законодательств стран-кандидатов
на вступление в члены ЕС к правилам этой международной организации-государства
ускоряется и упрощается путем автоматического распространения на них всего свода
законов, действующих в Евросоюзе, при одновременной отмене законодательных
национальных кодексов. Поэтому, когда российское руководство предлагает
Белоруссии вступить в Федерацию (а, если верить Александру Лукашенко, то на
последнем заседании Высшего государственного совета в Кремле Владимир Путин
снова настаивал на этом), то оно имеет ввиду, прежде всего, распространение на
территорию республики правового поля России, включая конституционные положения.
В применении к российско-белорусской интеграции это будет означать стремительный
переход от от отношений партнерства двух суверенных стран, лишь декларировавших
некогда желание строить единое союзное государство, но, практически ничего не
сделавших для этого в действительности, к реализации на практике intermestic
policy.
Минск резко негативно отзывается о подобном
потенциальном пути сближения со своей восточной соседкой. Правительственные
чиновники РБ не устают утверждать, что валютный союз должен венчать построение
союзного государства, а переход в отдаленной перспективе на единую (не
российскую, заметим, а «союзную») валюту возможен, но только на последней
ступени интеграции. Ей должны предшествовать создание зоны свободной торговли в
рамках единого таможенного пространства, складывание общего рынка товаров,
услуг, рабочей силы и капитала, объединение двух хозяйственных комплексов и
переход на единую экономическую политику. С одной стороны белорусские власти
вроде бы высказываются против продвижения в русле интеграции, которым шли страны
ЕС, решительно на словах отвергают развитие по образцу Евросоюза, но фактически
призывают действовать в духе функционализма, как раз характерного именно для
Евросоюза прошлого века (по крайней мере, до Маастрихтского договора).
Еще более запутывает ситуацию требование Минска
исполнять все пункты Договора 1999 г. Ведь данный документ, если
абстрагироваться от той правовой мешанины, законодательных противоречий, которые
там представлены в изобилии, в целом предусматривает совсем другой подход к
интеграции, нежели изложенный выше. В нем заложен принцип интеграции
политических институтов, вплоть до создания наднациональных законодательных,
судебных и исполнительных органов (обычно его обозначают как федералистский). К
этим наднациональным верховным органам переходят важнейшие функции политического
управления, которое структурируется по вертикали, строго сверху вниз. Но
торжество федерализма по-белорусски возможно только при аналогичном, сходном
построении национальных политических и экономических моделей, отношении к
собственности, одинаковой стратегии внутреннего развития, близком понимании
позиционирования и действий на международной арене, сравнимости методов
государственного руководства и формирования аппарата управления в обеих странах.
Здесь, увы, с середины 90-х гг. прошлого века векторы функционирования,
политико-экономического развития России и Белоруссии разошлись в противоположные
стороны, и пока нет оснований предполагать их объективное сближение в ближайшей
перспективе.
Пропорциональный, равный раздел полномочий и властных
функций в подобного вида межправительственной федерации между нынешними
политическими национальными элитами, учитывая к тому же резко отличающийся
ресурсный уровень стран-партнеров, разницу оборонного и резервного потенциалов,
в сложившихся обстоятельствах просто невозможен. Он противоречит не столько
субъективным интересам российского высшего руководства, сколько объективным
интересам российского населения, которое заинтересовано в успешном продвижении
реформ, а не в реанимировании системы советского типа (ССТ) под соусом
«белорусской экономической модели».
В общем было ясно, что белорусское
государственно-политическое руководство в контексте интеграции с Россией тянуло
в уходящем году время, дожидаясь итогов выборов в Государственную Думу ФС,
нового расклада сил на политическом пространстве России. Как только результаты
выборов в соседней стране стали известны и надежды Минска на убедительную победу
КПРФ рухнули, то белорусский лидер буквально сразу по получению известий из
Москвы 8 декабря поставил перед правительством РБ задачу начать активный диалог
между Белоруссией и США, а также между республикой и Евросоюзом с целью
поэтапной нормализации отношений с этими западными партнерами. Работники МИД РБ
сегодня в срочном порядке разрабатывают подходы, как совместить взаимные
интересы Минска и Запада в политике, безопасности и экономике. Накануне 2004 г.
новая, окрепшая, единая и консолидированная в политическом плане Россия пугает,
как представляется, Лукашенко больше, чем западные государства-партнеры…
Путь к объединению двух государств не представляется
легким и простым. Таким он действительно мог стать до 1997 г., но не стал.
Процесс сближения России и Белоруссии остановился не сегодня, и в грядущем году
следует ожидать еще большего столкновения политических, экономических и
групповых интересов двух государств, открытого и более активного выступления
принципиальных противников интеграции как внутри России, так и в Белоруссии.
Россия, на наш взгляд, ни при каких обстоятельствах не должна пойти по пути
интегрирования отрицательного, белорусского политического и хозяйственного
опыта. С другой стороны российскому руководству, не отказываясь от идеи
построения союзного государства с Белоруссией (под воздействием, скажем, правых
«прагматиков»), предстоит не только заранее в деталях разработать приемлемый для
белорусской стороны сценарий интенсивного сближения, но и осуществить его на
практике. Кроме того, надо уже сейчас, принимая во внимание, что Белоруссия
благодаря роковым ошибкам правящего режима буквально скатывается к кризису, быть
в полной готовности к адекватному реагированию (включая силовое) на попытки
реализации внутри республики совсем иных вариантов политического развития,
угрожающих стратегическим интересам России и подготовленных не в Кремле.
Сможет ли Александр Лукашенко сделать разумный выбор?Владислав Лосев (Минск)
Недавнее свержение Эдуарда Шеварнадзе вызвало нешуточную
озабоченность у белорусского руководства, так как впервые на территории СНГ был
успешно разыгран и осуществлен так называемый югославский вариант. Причем
наиболее примечательным в этих событиях стал факт выдачи «головы Шеварнадзе» его
ближайшим и, как казалось «Седому лису», лично преданным окружением, а также
грузинской бюрократией в целом.
В этом смысле президенту Белоруссии есть о чем
поразмыслить, так как он в своем политическом будущем делает одну из главных
ставок именно на чиновничье сословие. Хотя еще в самом начале президентской
карьеры, когда у Александра Лукашенко был невероятно высокий рейтинг, ему
предлагалось начать формирование собственной политической партии или же
общественно-политического движения. Однако, А. Г. Лукашенко, не желая, по
видимому вообще хоть как-то от кого-либо зависеть, отказался от этой идеи,
избрав «прямой разговор с народом».
И вот теперь в условиях усугубляющегося экономического
кризиса и падающей популярности Лукашенко действительно может оказаться наедине
с народом «без каких-либо посредников», то есть без поддерживающих президента
общественно-политических структур.
Конечно, президент венчает собой бюрократическую
пирамиду и ему может казаться, что чиновничий класс полностью на его стороне и
будет его поддерживать при любых обстоятельствах. Более того, он намерен
добиться этого. Так, выступая 21 ноября на семинаре руководящих работников
республиканских и местных государственных органов, А.Г. Лукашенко прямо заявил,
что, если чиновник не разделяет «основополагающие ценности президента, то он
должен уйти с государственной службы». При этом речь идет хоть и о постепенном,
но кардинальном обновлении персонального состава госслужащих. Фактически вопрос
стоит о полной замене чиновников с советским прошлым (а значит и «с остатками
имперского сознания»), на выходцев из Белорусского союза молодежи (БРСМ),
прошедших ускоренное обучение (2 года) в Академии управления при президенте РБ.
По распоряжению А.Г. Лукашенко до 1-го января 2004 года полностью должен быть
сформирован резерв руководящих кадров. А в конце текущего года глава
администрации должен представить президенту «список включенных в банк данных
талантливых молодых людей, которых можно привлечь к управлению государством».
Именно из них Александр Лукашенко рассчитывает «формировать элиту не только
управления, но и общества», которая должна будет руководствоваться в своих
действиях, как интересами президента, так и строго определенной «государственной
идеологической программой», на разработку которой были выделены большие деньги -
более двух миллионов долларов.
В итоге длительных стараний группы лиц ученого звания на
свет был произведен многостраничный трудно усвояемый идеологический продукт -
«Идеология белорусского государства» (авт. Решетников С.В., Земляков Л.Е.,
Яскевич Я.С.), который в основном построен на выявлении и выпячивании отличий
Белоруссии от России, белорусов от великороссов и направлен в целом на
расщепление самосознания белорусского народа и вытеснение из него общерусской
составляющей.
Вот, например, как описан в этом опусе национальный
характер великороссов: «генезис русской этнокультурной общности объединил в себе
такие компоненты, как исходный славянский, византийско-православный и ордынский
(татаро-монгольский), что создало особый характер русского человека. Трудолюбие
и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм,
мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное,
трудолюбие и праздность и т.д. - таковы противоположные начала русского
характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный от Востока,
причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к
свободе».
О характере же белорусов сказано несколько иначе: «
белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и
героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом
протестантизма. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие
черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к
разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным
мировосприятием и стилем мышления». «Идеология…» сознательно отрывает белорусов
от общерусского этнического древа и вопреки историческим фактам представляет их
нерусским народом
А для того, чтобы подобные идеологические установки
достигли большей части белорусского общества практически на всех предприятиях не
зависимо от формы собственности предполагается уже в ближайшее время
(подготовлен соответствующий указ президента) ввести должности заместителей
руководителя по идеологии, в обязанности которого вменяется «разъяснять
внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивать своевременное
реагирование на выступления в печати в отношении организации (предприятия),
сотрудничать с правоохранительными органами».
Уже упоминалось о том, что корпус чиновников должен
пополняться в первую очередь за счет членов БРСМ, участие в котором становится
для молодого человека необходимым условием для поступления на государственную
службу. Однако, членство в БРСМ это не только шаг к будущей карьере, но и вполне
определенные материальные выгоды, так как наличие билета БРСМ дает право
покупать по льготным ценам (скидка от 2 до 100 процентов) одежду, обувь,
косметику, сотовые телефоны и многое другое. Так что ряды этого молодежного
союза постоянно расширяются, но вот человеческие качества и политическая
состоятельность БРСМовцев вызывают немалые сомнения. Все это сильно напоминает
ВЛКСМ накануне краха КПСС и Советского Союза.
В целом же белорусскому государственному аппарату
свойственны те же пороки и изъяны, что и остальным бюрократиям постсоветского
пространства. Поэтому Александр Лукашенко неоднократно «высказывал
обеспокоенность в связи с наличием большого количества жалоб на негативный тон
общения работников местных органов управления и их недостаточную
воспитанность».
Кроме этого, в своей речи на ранее упомянутом семинаре
А.Г. Лукашенко вынужден был признать распространенность среди госслужащих
различных правонарушений: «Если крупные злоупотребления, как правило, выявляются
и наказываются , то мелкие поборы носят массовый характер, и именно от них в
первую очередь страдает наш народ. Опасность в том, что люди с детства свыкаются
с необходимостью давать и брать взятки». Ну, а в завершение президент, в который
уже раз заверил, что «не потерпит воровства, предательства, пьянства и нарушения
закона» среди государственных служащих.
Известно в то же время, что искоренение коррупции и
чиновничьего беспредела было одним из главных предвыборных лозунгов кандидата в
президенты Александра Лукашенко еще в 1994 году. Как видим, насущность этих
вопросов не исчезла и успехи на данном поприще в белорусском государстве,
по-видимому, очень скромные и поэтому, на наш взгляд, вновь ставить проблему
мздоимства в центр президентской политики после девяти лет нахождения у власти
просто неразумно.
Нужны новые прорывные идеи, решения и действия, в первую
очередь, в направлении воссоединения двух русских государств - Белоруссии и
Российской Федерации. Именно на этом пути возможно достижение самой широкой
поддержки со стороны белорусских граждан, так как в реальном объединении остро
нуждаются экономика, наука, образование, культура и практически все другие сферы
жизни белорусского общества. Да и, в конце концов, просто позорно, когда
белорусы и россияне продолжают оставаться друг для друга иностранцами.
8 декабря, сразу после выборов в Государственную Думу
Российской Федерации, итоги которых произвели удручающее впечатление на высшее
руководство Белоруссии, Александр Лукашенко провел совещание своего ближайшего
окружения с участием руководителей Совета безопасности, генеральной прокуратуры,
идеологических подразделений администрации президента РБ, министерства
иностранных дел, а также вице-премьера В. И.Семашко, отвечающего за обеспечение
Белоруссии энергоносителями. Президент перед своими подчиненными поставил один
единственный вопрос - что делать дальше? И предложил каждому из присутствующих в
короткий срок представить свои соображения по этому поводу. На этом же совещании
министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов заявил, что у МИДа Белоруссии имеется
детально разработанный план поэтапной нормализации отношений с США и Евросоюзом,
осуществление которого позволило бы Белоруссии оградиться от «имперских
притязаний России».
В настоящее время А.Г. Лукашенко поставлен изменившейся
ситуацией в Российской Федерации на распутье и на окончательный выбор остается
все меньше и меньше времени.
Один из возможных путей - это упрямствование в
отстаивании псевдосуверенитета (а точнее изоляции от России) с неизбежным
установлением диктатуры бюрократии. И с сожалением приходиться отмечать, что
именно этот тупиковый путь может стать наиболее вероятным, так как для такого
развития событий существуют серьезные предпосылки.
Вот характерный пример из этого ряда. В октябре 2003
года новым министром образования Александром Радьковым был издан приказ об
изъятии из белорусских средних учебных заведений разработанной в Российской
Федерации образовательной программы «Школа-2100», по которой только в Минске
занимались учащиеся начальных классов более шестидесяти школ. Несмотря на то,
что «Школа-2100» была довольно дорогостоящей (комплект учебников на один учебный
год стоит около 25 долларов) дети, родители и учителя были довольны результатами
обучения. Да и у различных проверяющих и контролирующих инстанций каких-либо
претензий не было. Однако, став летом 2003 года министром образования, господин
Радьков принял решение запретить использование в Белоруссии российской программы
«Школа-2100» , так как она по его словам «транслирует идеологические ценности
другого государства». Как пояснили в министерстве образования, «правописание
безударных гласных дети должны изучать не на рассказе «Столица моей родины -
Москва», а на тексте про Беловежскую пущу». При этом Александр Радьков
неоднократно подчеркивал, что белорусские и российские программы обучения очень
сильно разняться и поэтому, если дети в Белоруссии будут учиться по российским
программам, то они не смогут поступить в белорусские ВУЗы.
Утверждение более чем сомнительное. Хотя если взять
программы по истории, то можно действительно обнаружить множество
несовместимостей. Например, белорусские учебники всерьез утверждают, что
монгольскими войсками в битве на Калке командовал лично Чингисхан («Всемирная
история. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы», Минск, «Народная
асвета», 1998 г.), а Великий князь Московский Иван III был женат на дочери
византийского императора («История Беларуси.XVI-XVII ст.ст.», Минск, «Народная
асвета», 2000 г.), хотя, как известно, исторические источники и российская
историческая наука имеет на этот счет совсем иную точку зрения. Но подобные
ошибки - мелкие шалости по сравнению с тем историческим обликом, в котором
предстает Россия перед белорусскими учащимися согласно школьной программе:
сплошные агрессивные устремления, жестокость и набившая оскомину «тюрьма
народов». Уже сейчас в некоторых минских школах ученикам запрещено пользоваться
учебной литературой по гуманитарным дисциплинам, изданной в Российской
Федерации.
Вряд ли приходится сомневаться, что, если руководство
Белоруссии изберет путь псевдосуверенитета, то республику будут ждать нелегкие
времена бюрократического диктата, политической, экономической, информационной и
культурной изоляции, а также антироссийской истерии. Все это неизбежно
закончится бедствиями для населения а, в конечном итоге, не исключен и распад
белорусской государственности. Кстати, на путь изоляции и отрыва от России
белорусское руководство всячески подталкивается со стороны Польши, определенные
круги в которой все еще надеются на польский возврат на «кресы усходни»
(Западную Белоруссию) или даже на восстановление Речи Посполитой в форме,
например, пресловутого Балто-Черноморского союза. Этим, в частности, и
объясняется возросшая в последнее время польская активность в Белоруссии и
категорическое неприятие со стороны Польши Союзного государства.
Наиболее естественным выбором для Белоруссии, без
каких-либо на то сомнений, является путь единства с Россией, который в полной
мере соответствует национальным интересам белорусского народа и, в конце концов,
здравому смыслу. Новый состав Государственной Думы Российской Федерации является
хорошей предпосылкой для активизации союзного строительства, так как все партии,
прошедшие в российский парламент, являются сторонниками воссоединения Белоруссии
и России.
В то же время очевидно, что итоги думских выборов
поставили окончательную точку в послесоветском периоде российской истории и
поэтому (это нужно понять в первую очередь белорусскому руководству) время
пустых деклараций о белорусско-российском единстве завершилось. По всей
видимости предстоит серьезный пересмотр концепции белорусско-российских
отношений и, соответственно, строительства Союзного государства. При этом
белорусской стороне необходимо отказаться от устаревших еще советских
представлений, которые продолжают лежать в основе белорусских отношений с
Россией и уже реально мешают общерусскому воссоединению.
Основа формирования эффективной социальной политики
(Выдержки из доклада зам.
премьер-министра РБ А.Д.Тютюнова в Национальном собрании РБ 28.11.2003
г.)
Итоги работы показывают, что за 10 месяцев текущего года
в экономике страны произошли позитивные сдвиги. Так, рост валового внутреннего
продукта (ВВП) обеспечен в рамках прогноза- 106,3 процента (при прогнозе на год
106 -106,5%). Производство продукции промышленности - 106,5 процента (при
прогнозе на год 106-106,5%). Инвестиции в основной капитал - 118,2 процента (при
прогнозе на год 112-113%). Пока ниже прогноза производство продукции сельского
хозяйства - 105,8 процента (при прогнозе на год 106,5-107%). По сравнению с
прошлым годом в отрасли меньше собрано зерна, но зато больше картофеля, овощей,
сахарной свеклы, льна, кормов. Лучше подготовлены сельскохозяйственные
организации к зимне-стойловому периоду. Это дает основание полагать, что по
итогам года прогнозные параметры будут достигнуты. Несколько улучшены
качественные показатели экономического роста.
Стабилизированы расчеты за потребленные
топливно-энергетические ресурсы. Обеспечивается ритмичная, своевременная и
полная оплата их текущего потребления. Осуществляется погашение ранее
накопленной внешней задолженности за энергоносители. Установление жестких
заданий способствовало созданию устойчивой тенденции сокращения использования
неденежной формы расчетов и, особенно, - бартерных операций. Бартер в экономике
страны снизился до 15,6 процента (норматив на конец года - 14%). Почти вдвое
снижена доля бартерных операций во внешнеэкономической деятельности. Практически
все экспортные поставки нашей продукции оплачиваются деньгами. В настоящее время
Совет Министров принял решение, которое с 2004 года еще более ужесточает
требования к использованию товарообменных операций. Заметно снизилась инфляция.
За 10 месяцев 2003 года этот показатель достиг своего минимального значения с
момента установления наблюдения за ценами с 1991 года.
Прирост индекса потребительских цен в январе-октябре
составил 1,9 процента в среднем за месяц против 2,4 процента за соответствующий
период прошлого года. Однако мы только приблизились к верхней границе прогноза
(1,4 - 1,8% в среднем за месяц). Поэтому отработка системных подходов к
сдерживанию инфляции по-прежнему остается важнейшей проблемой макроэкономической
стабильности для Правительства. По нашей оценке в 2003 году индекс
потребительских цен может составить 124 процента, или 1,8 процента в среднем за
месяц по году. Надо признать, что при заметном улучшении ряда качественных
показателей говорить о финансовом оздоровлении реального сектора экономики пока
преждевременно. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в целом по
республике за 9 месяцев составила только 9 процентов (в прошлом году за
аналогичный период было 9,2%).
Высока доля убыточных предприятий - по народному
хозяйству за 9 месяцев их 35 процентов (в прошлом году за аналогичный период
было 31%). Значительное число убыточных предприятий в министерстве сельского
хозяйства и продовольствия и некоторых других органах государственного
управления. Остается высоким уровень складских запасов в промышленности (на 1
ноября - 64,4%). Норматив на конец года -60 процентов от среднемесячного объема
производства. Медленно снижают остатки готовой продукции предприятия концернов
"Беллегпром" (на 1 ноября -131% при задании на конец года 95%), "Белместпром"
(146% при задании 100%), "Белбиофарм" (114% при задании 93%), "Белгоспищепром"
(148% при задании 85%), "Беллесбумпром" (85% при задании 70%).
Существует ряд сложных вопросов в сельском хозяйстве и
других отраслях.
Такова реальная экономическая база Правительства для
решения социальных вопросов. На заседаниях Совета Министров систематически
рассматриваются причины этих и других проблем развития, и принимаются конкретные
меры по их решению.
Заработная плата в январе-октябре 2003 г. увеличилась к
соответствующему периоду прошлого года почти на треть (31,4%) и составила 247
тысяч рублей. Вместе с тем из-за превышения прогнозируемого уровня инфляции в I
квартале текущего года, значительного перераспределения ресурсов в инвестиции
при формировании ВВП прирост реальной заработной платы пока ниже прогнозных
параметров. В январе-октябре он составил 1,9 процента (прогноз на год- 7-8%).
Это же явилось и главной причиной недовыполнения прогнозного показателя по росту
реальных доходов населения (за 9 месяцев 102,8% при прогнозе на год 106-106,5%).
Ориентир - достижение к концу 2005 года уровня заработной платы, эквивалентного
250 долларам США. Так, в 2004 году в бюджетной сфере планируется достичь размера
среднемесячной заработной платы 315-325 тыс. рублей или в долларовом эквиваленте
140 долларов США, а в целом по республике планируется достичь уровня
эквивалентного 153 долларам США.
22 - 29.11. 2003. Белорусский Рынок На горизонте - значительная денежная эмиссияВалерий Дашкевич
Потому
что правительство не укладывается в прогнозные показатели роста зарплаты
бюджетников
Статистические данные за октябрь подтвердили, что
опасные тенденции в развитии денежного сектора национальной экономики, впервые
проявившиеся в сентябре, оказались неслучайными и получили свое продолжение.
В первую очередь речь идет о снижении склонности
населения делать срочные сбережения в национальной валюте. В октябре текущего
года объем сбережений на срочных рублевых депозитах в банках сократился еще на
5,5 млрд. BYR, в то время как объем наличных денег в обращении, напротив,
значительно вырос - на 42,6 млрд. BYR. Причин такого явления, на наш взгляд,
две.
Во-первых, белорусская экономика вступила в цикл
осенне-зимнего роста потребительских цен, не компенсируемого адекватным
приростом реальной денежной заработной платы, составляющей половину всех
денежных доходов населения (см. график 1 на 8-й странице). В октябре, как
известно, прирост индекса инфляции составил 1,9%, а в совокупности за 10 месяцев
достиг уже 20,6%. Причем, в отличие от предыдущих лет, наиболее высокий темп
роста цен и тарифов отмечен в секторе продовольственных товаров и сфере
коммунальных услуг. Так, цены на муку выросли на 29,2%, на сахар - на 38%, на
услуги ЖКХ и водоснабжение - на 46%. Оплата этих расходов является необходимой и
поглощает значительную часть доходов даже среднеоплачиваемых белорусов.
Источников, чтобы делать сбережения, остается меньше.
Данный фактор, учитывая финансовое состояние белорусских
работодателей (а это в основном государственные предприятия), а также вполне
прогнозируемый рост цен в ближайшие три-четыре месяца на уровне 2-3%,
по-видимому, будет сказываться на темпах прироста рублевых сбережений населения
еще довольно долго.
Во-вторых, стремление Национального банка удешевить
кредитные ресурсы для реального сектора экономики за счет быстрого понижения
своей ставки рефинансирования и ограничения банковской маржи по
депозитно-кредитным операциям для коммерческих банков привело к тому, что
реальная доходность рублевых сбережений для физических лиц упала до уровня,
несопоставимого с рисками хранения сбережений в белорусских банках. Если
исходить из средних ставок привлечения срочных депозитов на уровне 24-26%
годовых, то эту реальную доходность сегодня можно определить на уровне 0,1-0,15%
в месяц, или 1,2-1,8% в годовом исчислении.
На приведенном графике 2 эта реальная доходность
находится между кривыми инфляции и ставки рефинансирования Национального банка -
28% годовых, или 2,3% в месячном исчислении. Но на самом деле она меньше, так
как в силу высоких норм обязательного резервирования банки не могут привлекать
деньги физических лиц на уровне ставки рефинансирования. Это очень низкий
уровень доходности для страны с нестабильной экономикой и банковской системой,
подверженной большим политическим и экономическим рискам.
Аналогичным образом, если уровень месячной инфляции в
ноябре-декабре текущего года превысит отметку в 2%, то реальные ставки по
срочным рублевым депозитам вообще выйдут на отрицательный уровень. Причем этот
отрицательный уровень для населения со средними доходами, расходующего до 70-80%
своих денег на оплату питания и коммунальных услуг, будет еще более
значительным.
Целеустремленные действия Национального банка по
понижению процентных ставок по кредитам коснулись, как известно, и ставок по
валютным депозитам для физических лиц. Их средний уровень в последние месяцы
опустился до непривычных для Беларуси 4-5% годовых. В результате, учитывая
примерно 0,8-1% ежемесячного понижения обменного курса белорусского рубля и 1,9%
среднемесячной инфляции, хранение валюты на банковских депозитах при условии
последующей ее конвертации в рубли для покупок на внутреннем рынке экономически
тоже является убыточным.
На графике 2 это отражено как расстояние между кривыми
уровня инфляции и уровня девальвации. Исключение составляют ситуации, когда
валюта сберегается на банковских счетах для последующего вывоза за границу и
использования ее для оплаты покупок в странах с низким уровнем инфляции. Что,
впрочем, характерно для подавляющего большинства европейских государств.
Белорусское население, однако, весьма любопытно
отреагировало на эту ситуацию, и темп роста срочных валютных депозитов в октябре
этого года повысился. Если за январь - сентябрь текущего года они выросли на
27,5%, то есть в среднем примерно по 2% в месяц, то за октябрь они выросли на
3,6% и достигли по состоянию на 1 ноября 457 млн. USD.
Из этого напрашивается, как минимум, два вывода. Первый
- валютные сбережения физических лиц в белорусских банках не предназначены в
своем большинстве для оплаты покупок внутри страны. Второй - часть рублевых
сбережений перекочевала в валютные. И, соответственно, если доходность по
рублевым сбережениям будет ухудшаться и дальше, то спрос на наличную валюту со
стороны физических лиц внутри страны будет возрастать.
Следует также отметить, что, помимо сокращения объема
средств на срочных рублевых депозитах физических лиц, в октябре изменилась
тенденция приращения остатков рублевых средств на текущих счетах предприятий.
Если в августе-сентябре они прирастали на банковских
счетах, то в октябре снизились сразу на 6,5%, или на 45,6 млрд. BYR в абсолютных
величинах. И хотя по итогам 10 месяцев еще имеется серьезный прирост по номиналу
на 36%, или на 13% с учетом инфляции, но сама тенденция представляется
тревожной. Тем более что именно в октябре одновременно зафиксирован большой
прирост недоимки по платежам предприятий в бюджеты различных уровней.
Ситуация усугубляется еще и тем, что сокращение запасов
рублевых средств на счетах предприятий зафиксировано на фоне существенного
прироста показателя чистого внутреннего рублевого кредита (кредитной эмиссии) в
Национальном банке. При приросте этого показателя за 10 месяцев на 24,1% только
за октябрь он вырос на 5,2%, значительно превысив среднемесячный темп, в том
числе кредитование бюджета правительства за этот же месяц подросло на 6,6%.
Как минимум, эти данные свидетельствуют о том, что
правительство явно не укладывается в прогнозные показатели по темпу роста
заработной платы в бюджетных отраслях и готово пойти на значительную денежную
эмиссию ради этого.
Национальный банк вряд ли сможет устоять против давления
правительства, а следовательно, можно ожидать очередного всплеска прироста
денежной массы за счет этого инфляционного источника. Причем в наиболее
“горячей” форме - наличных денег. Которая, кстати, в течение большей половины
года росла относительно умеренными темпами (см. график 3).
Безусловно, это может улучшить состояние рублевой
ликвидности на денежном рынке, в том числе и за счет пополнения текущих счетов
предприятий, но наиболее сильно отразится на внутреннем валютном рынке, а также
скажется на темпе роста потребительских цен.
Какие действия предпримут в связи с этим правительство и
центральный банк, можно только предполагать. Но, учитывая, что рационального и
безболезненного выхода попросту не существует, можно ожидать каких-то
мероприятий, имитирующих стремление снизить возможные отрицательные последствия.
Например, в последнее время активно муссируется идея,
родившаяся у одного из активных создателей специфической белорусской модели
экономики, о переводе счетов всех государственных предприятий в банки, где у
государства имеется контрольный пакет. В чем смысл этой идеи - понять сложно.
Прежде всего потому, что здравым смыслом там и не пахнет, а вероятность
отрицательных последствий более чем очевидна.
Если авторы идеи полагают, что концентрация счетов
госпредприятий в ограниченном числе государственных банков сможет существенно
увеличить общие свободные денежные остатки на текущих счетах и использовать их в
качестве краткосрочных кредитных ресурсов для кредитования других предприятий и
тем самым создать им лучшие условия для хозяйствования, то это иллюзия. Уже
сегодня три банка, которые безо всяких оговорок можно именовать государственными
(Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк), контролируют до 75-80% всех
пассивов и активов банковской системы. Увеличение их доли еще на 5-10% ничего не
изменит.
Зато ряд негосударственных банков, имевших неплохие
инвестиционные проекты с государственными предприятиями и намеревавшиеся
привлечь для этого деньги своих иностранных партнеров, будут вынуждены
незамедлительно заморозить их.
Равным образом и внешние инвесторы, особенно российские,
работающие с конкретными предприятиями преимущественно через аффилиированные
банки, тоже будут вынуждены крепко задуматься. Тем более что в России
предприятиям разрешено иметь неограниченное число счетов в различных
банках-резидентах.
Вряд ли эта идея, если она начнет воплощаться в жизнь,
вызовет восторг и на государственных предприятиях, но они будут вынуждены
исполнить указание в случае его поступления. Кто его отдаст? Большой вопрос.
Национальный банк, скорее всего, уклонится, так как это, кроме всего прочего,
противоречит Банковскому кодексу. Правительство же, надо полагать, передаст это
на уровень ведомств, осуществляющих реализацию прав собственника, то есть
министерств и концернов. А им, собственно говоря, и раньше никто не мешал это
сделать, но они вполне разумно предпочитали не вмешиваться в вопросы оперативной
деятельности директорского корпуса. Но если вынудят, то от греха подальше - и
соответствующие указания появятся.
А после этого Беларусь будет принимать миссии МВФ, ВБ и
рассуждать о вступлении в ВТО и предоставлении равных условий хозяйствования с
Россией.
В общем, оснований для пессимизма опять стало больше,
чем для оптимизма.
"СНплюс", 5 декабря 2003 Белорусский транзит или черная дыра?Валерий Карбалевич
В последнее время белорусские власти нашли новую
панацею, способную решить наши проблемы, соломинку, ухватившись за которую,
можно продержаться на плаву. Официальные лица стали настойчиво подчеркивать, что
Беларусь - транзитная страна, из чего должен проистекать ее особый статус в
Европе. Идея не новая, но в последнее время на ней стали концентрировать особое
внимание. На прошлой неделе в Минске теме транзита через РБ был посвящен семинар
для журналистов. О специфической роли Беларуси, как заслона на пути
проникновения в Европу незаконных мигрантов, наркотиков и контрабанды, говорил
Лукашенко в интервью немецкому журналу «Шпигель» в понедельник.
Из того факта, что Беларусь расположена в центре
континента, по мысли наших руководителей, должно вытекать ряд весьма значимых
последствий: нашу страну нельзя изолировать; Беларусь - незаменимый партнер, с
которым придется иметь дело вне зависимости от желания Европы; на этом основании
Беларуси надо помогать, например, в обустройстве границы; по мере развития
европейской интеграции роль нашего государства будет возрастать; от одного того
факта, что РБ - транзитная держава, мы будем получать все возрастающие
дивиденды.
Что это - новый миф или естественное стремление
задействовать плохо используемый раньше объективный фактор? То, что
географическое положение страны является ее геополитическим ресурсом - это
старая и давно известная аксиома. Основоположники геополитики считали, что
оценка силы или слабости государства должна начинаться с анализа его
географического положения. Причем, это фактор в наименьшей степени подвержен
изменениям. Если говорить о Беларуси, то расцвет первого государственного
образования на нашей земле - Полоцкого княжества в период Киевской Руси в первую
очередь был обусловлен тем, что оно оказалось на пересечении торговых путей,
прежде всего, пути «из варяг в греки».
РБ находится в центре Европы, на пересечении
трансевропейских коммуникаций: транспортных артерий, энерго-сырьевых и товарных
потоков. Это создает благоприятные условия для подключения страны к
общеевропейской интеграции, превращения ее в важный элемент экономического
пространства новой Европы. Причем, Беларусь втягивается в этот процесс помимо ее
воли. Рамки и темпы его задаются мощными экономическими центрами силы в лице ЕС
и России. Речь идет о программе Евросоюза по развитию транспортных коридоров,
возрастании российских поставок нефти и газа в Европу.
Однако, также давно известно, что любой ресурс - это
лишь потенциал, которым можно как эффективно воспользоваться, так и бездарно
разбазарить. Например, огромные запасы нефти и доходы от них не спасли СССР от
краха. А страны Персидского залива в это же время за счет нефтедолларов
превратили пустыню в цветущие оазисы.
Серьезным барьером на пути реализации существующего
благоприятного потенциала является государственная политика Беларуси, созданная
в стране экономическая и политическая система.
Еще с советских времен Беларусь является частью
восточной ветви единого европейского топливно-энергетического комплекса, причем
его ключевым и незаменяемым элементом. Так, через нашу страну прокачивается
почти две трети всего российского экспорта нефти в Европу. Однако
спровоцированный властями конфликт вокруг собственности кампании
«Запад-Транснефтепродукт» отнюдь не способствует увеличению объемов
прокачиваемой нефти.
Через Беларусь и Польшу построена одна ветка газопровода
Ямал-Европа, по которой прокачивается около 25 млрд. кубометров газа. ЕС и
Россия приняли решение увеличить поставки российского газа в Европу более чем в
два раза. Для этого старых ниток недостаточно. Вопрос о месте строительства
новой ветки еще не решен. Белорусские официальные лица уверяют, что обойти нашу
страну не удастся. Не очень понятно, на чем основан их оптимизм, особенно на
фоне нескончаемого конфликта между властями РБ и «Газпромом». Причем,
представители российской кампании неоднократно намекали на то, что они деликатно
называют «несанкционированный забор газа» в РБ.
Лукашенко несколько раз шантажировал Европу тем, что
если она не даст денег на обустройство наших западных границ, то Беларусь
откроет их и будет пропускать туда все, что идет с Востока. Но вопрос о западной
помощи нельзя вырывать из всего контекста отношений между РБ и объединяющейся
Европой. Будь у нас нормальные отношения с Западом, были бы и деньги.
В последние годы возникла новая проблема в отношениях
между Беларусью и соседними государствами. Здесь масштабный характер приобрела
конфискация таможенными службами транзитных товаров и транспортных средств.
Известно, что в Беларуси частная собственность не защищена и конфискация
собственности, имущества, финансовых средств в пользу государства происходит
часто и в значительных размерах.
Теперь эта практика переносится на зарубежных
собственников. Конфискация грузов и транспортных средств происходит по
упрощенной процедуре. Суды поддерживают предложения таможенных органов. Повод
находят самый простой. В 70% случаев груз объявляют «бесхозным».
Таможня дает около 30% доходов госбюджета. И среди них
растет доля конфискованных товаров. Посол России в Беларуси А. Блохин привел
такие цифры. В 2000 г. белорусскими таможенниками было конфисковано товаров на
сумму 15 млн долл., в 2001 г. - 30 млн, в 2002 г. - 60 млн, а за восемь месяцев
2003 г. - 66 млн долларов. Геометрическая прогрессия.
Президент издал несколько декретов и указов,
регулирующих процесс использования конфискованного имущества. Создана целая сеть
государственных и частных магазинов по продаже конфискованных товаров. Иначе
говоря, экспроприация имущества зарубежных собственников поставлена на поток и
стала почти отраслью белорусской экономики. Такого, пожалуй, нет нигде в мире.
Логика властей понятная. Чтобы спасти систему, пополнять
сокращающийся госбюджет, нужно забирать деньги у буржуев. Своих крупных
предпринимателей уже раскулачили. У мелких больше не возьмешь, ибо их количество
сокращается. Остается охотиться на зарубежных буржуев.
Понятно, такая политика вызывает недовольство хозяев
транзитных грузов, вызывает конфликты с соседними государствами. Некоторое время
назад от имени немецких бизнесменов протест заявил посол ФРГ в Беларуси. О
защите своих собственников ходатайствовало посольство Молдовы и др. Особо
активно критикует белорусские власти российский посол А. Блохин. На упомянутом
выше семинаре с участием приехавших сюда российских журналистов, который должен
был символизировать нерушимость интеграции двух государств, посол России
выступил с негативной оценкой действий белорусской таможни: «Совершенно
непонятно, почему таможня Беларуси делает вывод, что груз бесхозный.
Это вообще не вопрос белорусской стороны, и этот вопрос
никак не связан с белорусским транзитом».
Таким образом, Беларусь превращается в своеобразную
черную дыру в центре Европы, где бесследно исчезают транзитные грузы. Российские
представители утверждают, что большинство ценных грузов уже идут в обход
Беларуси, их транзит через РБ сократился на 30%.
Официальный Минск настойчиво подчеркивает, что Беларусь
представляет для России ценность, прежде всего, как территория надежного
транзита в Европу. 80% всех транзитных грузов, следующих через РБ, идут либо в
РФ, либо из нее. Это, дескать, один из факторов интеграции.
Отметим в скобках, что этот часто повторяемый постулат
есть не что иное, как застарелая мифологема. Потому что та же Польша, например,
тоже является для России транзитным государством. Причем не менее надежным, чем
Беларусь. Во всяком случае, в отношениях с ней у Москвы нет такого количества
скандалов, как с Минском. Хотя Польша в скором будущем станет членом НАТО и ЕС.
Так вот сейчас стал рушиться образ Беларуси как надежной
транзитной страны для России. Статус Беларуси как надежной военной крепости на
пути в Россию западных супостатов исчез еще раньше, как только Москва стала
проводить политику партнерства с НАТО и ЕС. Что остается?
Таким образом, проблема с конфискатом становится еще
одним фактором, который выводит «белорусский вопрос» на международный уровень.
Белорусская модель перестает быть лишь внутренней проблемой Беларуси, она
становится международной проблемой, ставит под сомнение транзитный статус
Беларуси, которым так гордятся белорусские власти.
06 - 13.12.2003. Белорусский Рынок Дешевый газ в обмен на рубль
Прежде
чем подписать единый баланс энергоресурсов, Москва хочет получить от Минска
нужные ей гарантии.
Ожидалось, что на заседании союзного Совмина, которое
прошло 2 декабря в Москве, будет утвержден единый баланс топливно-энергетических
ресурсов России и Беларуси на 2004 год.
Для этого чиновники обеих сторон подготовили все нужные
документы. Но Кремль посчитал, что время для подписания ключевого документа, от
которого сейчас зависит состояние белорусской экономики, еще не наступило. Он
рассчитывает получить от Минска гарантии и по вопросам введения российского
рубля, и по приватизации "Белтрансгаза".
И хотя вице-премьер Беларуси Анатолий Тютюнов, выступая
28 ноября перед членами Национального собрания, попросил не драматизировать
вопрос поставок в страну российских энергоносителей, ближе к истине был
Александр Лукашенко, который 3 декабря на рабочем совещании назвал этот вопрос
для белорусской экономики "вопросом жизни и смерти".
Цена поставок стратегического для национальной экономики
газа пока неизвестна, но правительство рассчитывает, что она не превысит 50
USD/тыс. кубометров, в результате чего себестоимость отечественной продукции
вырастет в среднем на 1%. Это не страшно.
После заседания Совета министров Союзного государства 2
декабря в Москве исполняющий обязанности премьер-министра Беларуси Сергей
Сидорский сообщил журналистам, что энергетический баланс РБ на 2004 год будет
согласован до 20 декабря. Весьма оптимистично настроен он в отношении создания
СП на базе "Белтрансгаза". "Чем больше мы встречаемся, тем ближе наше понимание
в этом вопросе", - сказал С. Сидорский.
Детали последних переговоров по созданию СП стороны
держат в секрете. Но очевидно, что если в этом вопросе Лукашенко не пойдет на
компромисс, не будет реализовано и соглашение о единой ценовой политике в
Союзном государстве. Это соглашение было подписано еще в 2002 году, но до сих
пор не ратифицировано российским парламентом. Москва подчеркивает, что
договоренности о единой ценовой политике, ценах на газ и совместном
использовании газотранспортной системы на территории Беларуси носили пакетный
характер.
Не удалось пока правительству Беларуси полностью
согласовать и вопрос о поставках в будущем году нефти.
В Минэкономики корр. "БР" сказали, что предварительно
достигнуто согласие на поставку 17 млн. т российской нефти. Однако трудно
предположить, что Минэнерго России поставит свою подпись под единым топливным
балансом России и Беларуси, прежде чем получит гарантии по урегулированию
проблемы, связанной с собственностью на "Запад-Транснефтепродукт". Ведь
председателем совета директоров "Транснефтепродукта" является министр энергетики
РФ Игорь Юсуфов.
По информации "БР", недавно белорусская сторона
подготовила новый проект соглашения по разрешению конфликта вокруг
"Запад-Транснефтепродукта".
Этим документом предусмотрено, что белорусская сторона
соглашается с тем, что "Запад-Транснефтепродукт" становится собственностью РФ.
Но при этом Минск хочет получить право регулировать тарифы на прокачку
нефтепродуктов по своей территории. Сейчас средневзвешенный тариф по территории
Беларуси составляет 0,5 USD за прокачку 1 тонны нефтепродуктов на 100 км. Это на
0,4-0,5 USD ниже, чем украинский тариф.
В настоящее время тарифы на прокачку по
"Запад-Транснефтепродукту" устанавливает российская сторона.
До недавнего времени тариф был предельно низким,
вследствие чего "Запад-Транснефтепродукт" практически не получал прибыли и
платил низкие налоги в белорусскую казну. По этой причине еще два года
предприятие имело минусовую рентабельность. Однако после того как белорусская
сторона поставила вопрос о собственности на нефтепродуктопровод, предприятие
повысило тарифы на прокачку и вышло на положительную рентабельность.
Председатель концерна "Белнефтехим" Иван Бамбиза
надеется, что сторонам удастся найти компромиссное решение по этому вопросу. "У
нас есть общие экономические интересы, надо, чтобы они совпали", - сказал И.
Бамбиза.
Добавим также, что 2 декабря Гомельский областной
хозяйственный суд отложил слушание дела по иску, предъявленному инспекцией
Министерства по налогам и сборам Мозыря к "Запад-Транснефтепродукту" о взыскании
штрафа в размере 12,8 млн. USD за то, что предприятие работало без регистрации.
Судебное слушание перенесено на 26 декабря.
|