Сможет ли Александр Лукашенко сделать разумный выбор?Владислав Лосев (Минск)
Недавнее свержение Эдуарда Шеварнадзе вызвало нешуточную
озабоченность у белорусского руководства, так как впервые на территории СНГ был
успешно разыгран и осуществлен так называемый югославский вариант. Причем
наиболее примечательным в этих событиях стал факт выдачи «головы Шеварнадзе» его
ближайшим и, как казалось «Седому лису», лично преданным окружением, а также
грузинской бюрократией в целом.
В этом смысле президенту Белоруссии есть о чем
поразмыслить, так как он в своем политическом будущем делает одну из главных
ставок именно на чиновничье сословие. Хотя еще в самом начале президентской
карьеры, когда у Александра Лукашенко был невероятно высокий рейтинг, ему
предлагалось начать формирование собственной политической партии или же
общественно-политического движения. Однако, А. Г. Лукашенко, не желая, по
видимому вообще хоть как-то от кого-либо зависеть, отказался от этой идеи,
избрав «прямой разговор с народом».
И вот теперь в условиях усугубляющегося экономического
кризиса и падающей популярности Лукашенко действительно может оказаться наедине
с народом «без каких-либо посредников», то есть без поддерживающих президента
общественно-политических структур.
Конечно, президент венчает собой бюрократическую
пирамиду и ему может казаться, что чиновничий класс полностью на его стороне и
будет его поддерживать при любых обстоятельствах. Более того, он намерен
добиться этого. Так, выступая 21 ноября на семинаре руководящих работников
республиканских и местных государственных органов, А.Г. Лукашенко прямо заявил,
что, если чиновник не разделяет «основополагающие ценности президента, то он
должен уйти с государственной службы». При этом речь идет хоть и о постепенном,
но кардинальном обновлении персонального состава госслужащих. Фактически вопрос
стоит о полной замене чиновников с советским прошлым (а значит и «с остатками
имперского сознания»), на выходцев из Белорусского союза молодежи (БРСМ),
прошедших ускоренное обучение (2 года) в Академии управления при президенте РБ.
По распоряжению А.Г. Лукашенко до 1-го января 2004 года полностью должен быть
сформирован резерв руководящих кадров. А в конце текущего года глава
администрации должен представить президенту «список включенных в банк данных
талантливых молодых людей, которых можно привлечь к управлению государством».
Именно из них Александр Лукашенко рассчитывает «формировать элиту не только
управления, но и общества», которая должна будет руководствоваться в своих
действиях, как интересами президента, так и строго определенной «государственной
идеологической программой», на разработку которой были выделены большие деньги -
более двух миллионов долларов.
В итоге длительных стараний группы лиц ученого звания на
свет был произведен многостраничный трудно усвояемый идеологический продукт -
«Идеология белорусского государства» (авт. Решетников С.В., Земляков Л.Е.,
Яскевич Я.С.), который в основном построен на выявлении и выпячивании отличий
Белоруссии от России, белорусов от великороссов и направлен в целом на
расщепление самосознания белорусского народа и вытеснение из него общерусской
составляющей.
Вот, например, как описан в этом опусе национальный
характер великороссов: «генезис русской этнокультурной общности объединил в себе
такие компоненты, как исходный славянский, византийско-православный и ордынский
(татаро-монгольский), что создало особый характер русского человека. Трудолюбие
и лень, деспотизм и доброта, бунт и смирение, коллективизм и персонализм,
мужское и женское, христианство и язычество, аскетически-монашеское и безбожное,
трудолюбие и праздность и т.д. - таковы противоположные начала русского
характера. Комплекс раболепия (сервилизма), транслированный от Востока,
причудливо сочетался здесь с бунтарским духом, вечным стремлением к
свободе».
О характере же белорусов сказано несколько иначе: «
белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и
героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом
протестантизма. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие
черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к
разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным
мировосприятием и стилем мышления». «Идеология…» сознательно отрывает белорусов
от общерусского этнического древа и вопреки историческим фактам представляет их
нерусским народом
А для того, чтобы подобные идеологические установки
достигли большей части белорусского общества практически на всех предприятиях не
зависимо от формы собственности предполагается уже в ближайшее время
(подготовлен соответствующий указ президента) ввести должности заместителей
руководителя по идеологии, в обязанности которого вменяется «разъяснять
внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивать своевременное
реагирование на выступления в печати в отношении организации (предприятия),
сотрудничать с правоохранительными органами».
Уже упоминалось о том, что корпус чиновников должен
пополняться в первую очередь за счет членов БРСМ, участие в котором становится
для молодого человека необходимым условием для поступления на государственную
службу. Однако, членство в БРСМ это не только шаг к будущей карьере, но и вполне
определенные материальные выгоды, так как наличие билета БРСМ дает право
покупать по льготным ценам (скидка от 2 до 100 процентов) одежду, обувь,
косметику, сотовые телефоны и многое другое. Так что ряды этого молодежного
союза постоянно расширяются, но вот человеческие качества и политическая
состоятельность БРСМовцев вызывают немалые сомнения. Все это сильно напоминает
ВЛКСМ накануне краха КПСС и Советского Союза.
В целом же белорусскому государственному аппарату
свойственны те же пороки и изъяны, что и остальным бюрократиям постсоветского
пространства. Поэтому Александр Лукашенко неоднократно «высказывал
обеспокоенность в связи с наличием большого количества жалоб на негативный тон
общения работников местных органов управления и их недостаточную
воспитанность».
Кроме этого, в своей речи на ранее упомянутом семинаре
А.Г. Лукашенко вынужден был признать распространенность среди госслужащих
различных правонарушений: «Если крупные злоупотребления, как правило, выявляются
и наказываются , то мелкие поборы носят массовый характер, и именно от них в
первую очередь страдает наш народ. Опасность в том, что люди с детства свыкаются
с необходимостью давать и брать взятки». Ну, а в завершение президент, в который
уже раз заверил, что «не потерпит воровства, предательства, пьянства и нарушения
закона» среди государственных служащих.
Известно в то же время, что искоренение коррупции и
чиновничьего беспредела было одним из главных предвыборных лозунгов кандидата в
президенты Александра Лукашенко еще в 1994 году. Как видим, насущность этих
вопросов не исчезла и успехи на данном поприще в белорусском государстве,
по-видимому, очень скромные и поэтому, на наш взгляд, вновь ставить проблему
мздоимства в центр президентской политики после девяти лет нахождения у власти
просто неразумно.
Нужны новые прорывные идеи, решения и действия, в первую
очередь, в направлении воссоединения двух русских государств - Белоруссии и
Российской Федерации. Именно на этом пути возможно достижение самой широкой
поддержки со стороны белорусских граждан, так как в реальном объединении остро
нуждаются экономика, наука, образование, культура и практически все другие сферы
жизни белорусского общества. Да и, в конце концов, просто позорно, когда
белорусы и россияне продолжают оставаться друг для друга иностранцами.
8 декабря, сразу после выборов в Государственную Думу
Российской Федерации, итоги которых произвели удручающее впечатление на высшее
руководство Белоруссии, Александр Лукашенко провел совещание своего ближайшего
окружения с участием руководителей Совета безопасности, генеральной прокуратуры,
идеологических подразделений администрации президента РБ, министерства
иностранных дел, а также вице-премьера В. И.Семашко, отвечающего за обеспечение
Белоруссии энергоносителями. Президент перед своими подчиненными поставил один
единственный вопрос - что делать дальше? И предложил каждому из присутствующих в
короткий срок представить свои соображения по этому поводу. На этом же совещании
министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов заявил, что у МИДа Белоруссии имеется
детально разработанный план поэтапной нормализации отношений с США и Евросоюзом,
осуществление которого позволило бы Белоруссии оградиться от «имперских
притязаний России».
В настоящее время А.Г. Лукашенко поставлен изменившейся
ситуацией в Российской Федерации на распутье и на окончательный выбор остается
все меньше и меньше времени.
Один из возможных путей - это упрямствование в
отстаивании псевдосуверенитета (а точнее изоляции от России) с неизбежным
установлением диктатуры бюрократии. И с сожалением приходиться отмечать, что
именно этот тупиковый путь может стать наиболее вероятным, так как для такого
развития событий существуют серьезные предпосылки.
Вот характерный пример из этого ряда. В октябре 2003
года новым министром образования Александром Радьковым был издан приказ об
изъятии из белорусских средних учебных заведений разработанной в Российской
Федерации образовательной программы «Школа-2100», по которой только в Минске
занимались учащиеся начальных классов более шестидесяти школ. Несмотря на то,
что «Школа-2100» была довольно дорогостоящей (комплект учебников на один учебный
год стоит около 25 долларов) дети, родители и учителя были довольны результатами
обучения. Да и у различных проверяющих и контролирующих инстанций каких-либо
претензий не было. Однако, став летом 2003 года министром образования, господин
Радьков принял решение запретить использование в Белоруссии российской программы
«Школа-2100» , так как она по его словам «транслирует идеологические ценности
другого государства». Как пояснили в министерстве образования, «правописание
безударных гласных дети должны изучать не на рассказе «Столица моей родины -
Москва», а на тексте про Беловежскую пущу». При этом Александр Радьков
неоднократно подчеркивал, что белорусские и российские программы обучения очень
сильно разняться и поэтому, если дети в Белоруссии будут учиться по российским
программам, то они не смогут поступить в белорусские ВУЗы.
Утверждение более чем сомнительное. Хотя если взять
программы по истории, то можно действительно обнаружить множество
несовместимостей. Например, белорусские учебники всерьез утверждают, что
монгольскими войсками в битве на Калке командовал лично Чингисхан («Всемирная
история. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы», Минск, «Народная
асвета», 1998 г.), а Великий князь Московский Иван III был женат на дочери
византийского императора («История Беларуси.XVI-XVII ст.ст.», Минск, «Народная
асвета», 2000 г.), хотя, как известно, исторические источники и российская
историческая наука имеет на этот счет совсем иную точку зрения. Но подобные
ошибки - мелкие шалости по сравнению с тем историческим обликом, в котором
предстает Россия перед белорусскими учащимися согласно школьной программе:
сплошные агрессивные устремления, жестокость и набившая оскомину «тюрьма
народов». Уже сейчас в некоторых минских школах ученикам запрещено пользоваться
учебной литературой по гуманитарным дисциплинам, изданной в Российской
Федерации.
Вряд ли приходится сомневаться, что, если руководство
Белоруссии изберет путь псевдосуверенитета, то республику будут ждать нелегкие
времена бюрократического диктата, политической, экономической, информационной и
культурной изоляции, а также антироссийской истерии. Все это неизбежно
закончится бедствиями для населения а, в конечном итоге, не исключен и распад
белорусской государственности. Кстати, на путь изоляции и отрыва от России
белорусское руководство всячески подталкивается со стороны Польши, определенные
круги в которой все еще надеются на польский возврат на «кресы усходни»
(Западную Белоруссию) или даже на восстановление Речи Посполитой в форме,
например, пресловутого Балто-Черноморского союза. Этим, в частности, и
объясняется возросшая в последнее время польская активность в Белоруссии и
категорическое неприятие со стороны Польши Союзного государства.
Наиболее естественным выбором для Белоруссии, без
каких-либо на то сомнений, является путь единства с Россией, который в полной
мере соответствует национальным интересам белорусского народа и, в конце концов,
здравому смыслу. Новый состав Государственной Думы Российской Федерации является
хорошей предпосылкой для активизации союзного строительства, так как все партии,
прошедшие в российский парламент, являются сторонниками воссоединения Белоруссии
и России.
В то же время очевидно, что итоги думских выборов
поставили окончательную точку в послесоветском периоде российской истории и
поэтому (это нужно понять в первую очередь белорусскому руководству) время
пустых деклараций о белорусско-российском единстве завершилось. По всей
видимости предстоит серьезный пересмотр концепции белорусско-российских
отношений и, соответственно, строительства Союзного государства. При этом
белорусской стороне необходимо отказаться от устаревших еще советских
представлений, которые продолжают лежать в основе белорусских отношений с
Россией и уже реально мешают общерусскому воссоединению.
|