Пресс-служба «Центра содействия демократии», Кокчетав, 20 декабря 2003 Решение «русского вопроса» в Казахстане: ликвидация «невменяемых».
В Казахстане начато создание новой Русской общественной
организации. Происходит это способом, к сожалению, ставшим традиционным для
казахстанских властей: делением людей на «вменяемых» и «невменяемых». При
этом право оценки интеллектуального и психического здоровья своих
сограждан правящий режим оставляет
за собой.
Таким же административно-законодательным способом на
протяжении последних лет создавались пропрезидентские партии и
общественные объединения, а другие оппозиционные организации и движения
выдавливались из правового поля. Время от времени происходила фильтрация, после
которой «не вменяемые» партии и общественные объединения выпадали «в осадок».
Так произошло с партией «Народный Конгресс Казахстана», Демократической
партией «Азамат», Республиканской народной партией (РНПК) и движением
Демократический выбор Казахстана (ДВК), и другими, менее известными,
организациями.
С национальными общественными объединениями поступили
несколько иначе. Славян разделили на украинцев, русских и белорусов, остальных
русскоговорящих – соответственно, на поляков, корейцев, немцев и др. Посредством
административного «почкования», и в противовес реально действующим на тот
момент организациям, создали ряд контролируемых властью «фольклорных групп», а
затем их, как «полномочных» представителей наций и народностей, ввели в не
легитимную Ассамблею народов Казахстана.
Как нам стало известно, явочным порядком, без каких-либо
консультаций и встреч с лидерами действующих русских организаций, руководителем
«новой» Русской организации назначается «сильная личность» - Сергей
Терещенко, бывший премьер-министр начала 90-х. К нему в соратники и вожди также
назначаются несколько «харизматиков» с русскими фамилиями, пока ещё
остающихся в казахстанской элите.
«Съезд выбирает Президиум (лиц уровня пункта 4) и
Председателя Президиума - Терещенко С. А. Также в Президиум можно ввести
руководителей русских организаций, учредивших Русское движение Казахстана. Может
быть, следует рассмотреть вопрос выбора сопредседателя – Митрополита Мефодия.
Президиум учреждает исполнительный орган - Исполнительного директора и его
заместителей. Полагаем что нет необходимости копировать структуру КПСС с её орг.
отделами, отделами пропаганды и проч. Вся текущая работа будет поручена
исполнительному директору и его заместителям.»
Это цитата из официального документа, названного
«Концепцией создания Русской общественной организации» и переданного нам людьми,
близкими к руководству русских организаций. По информации из наших источников,
идёт усиленная психологическая обработка отдельных авторитетных лидеров в
среде русского движения с целью использования их влияния для реализации
«сценарной заготовки», заложенной в этой «концепции»
Дальше в этом документе, по характеру больше
напоминающем «инструктивное письмо» разработанное профессиональными
аппаратчиками, говорится:
«4. Форма организации.
Конечно, логично было бы создать русское движение как объединение
существующих (вменяемых) русских организаций. Естественно,
участвующие организации являются равноправными, но подчиняющиеся единому центру
управления в реализации стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не
найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с
участием уже означенных лиц в качестве
организаторов».
Надо заметить, что в этой концепции-«инструкции» есть
ряд дельных соображений и, если бы инициаторы и авторы пошли по пути
цивилизованного диалога, то этот документ мог бы стать базой для серьёзного
обсуждения всех заинтересованных сторон. Но, мягко говоря, явное
неуважение к членам и руководителям действующих в республике русских
и славянских организаций, выраженное в стилистике и содержании этой «концепции»,
не даёт возможности выстраивать какие-либо отношения с самозванными
«русскими вождями». Так, во всяком случае, считают в руководстве самого
авторитетного в Республике Славянского движения «Лад».
Основной идеологический тезис этой «концепции» звучит
так: «Русские Казахстана поддерживают курс Президента на создание и развитие
свободного демократического общества», но в ней нет ни одного слова о
статусе русского языка и реальном положении русских в Казахстане. Но поскольку
русские « …как вторая по численности группа населения также являются
государствообразующей нацией и участвуют в становлении и развитии республики»,
так позвольте нам, русским - казахстанцам, говорят ладовские активисты,
равноправно принимать участие в государственной, социально-экономической и
культурной жизни страны. Мы живём и работаем в Казахстане, платим налоги - здесь
и, как показали прошедшие выборы, реально пытаемся работать «на создание и
развитие в стране свободного демократического общества».
Ясно, что попытка вписать русских в систему авторитарной
демократии, через административное исключение людей и целых организаций из
списка «живых», обречена на неуспех. Также понятна и мотивация тех, кто
хотел бы разыграть укрупнившуюся «русскую карту» в своих политических интересах.
Тревожит другое – использование для создания искусственного,
псевдорусского движения авторитета и влияния Русской Православной
Церкви. Обращает на себя внимание - с какой уверенностью говорят об этом
анонимные авторы «концепции»: «Возможно, традиции и устав РПЦ не позволяют
напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти
приемлемую форму или получить благословение патриарха на участие в этой
организации».
Интересно, каков статус инициаторов создания «нового»
Русского движения и уровень их контактов в России, если разработчики «концепции»
пишут в ней о поддержке Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Мефодия, как
о деле решённом?
|