География русской диаспоры в Латинской Америке в ХХ векеА.Г. Бутузов, кандидат географических наук
Истоки российской эмиграции в Латинскую Америку
восходят еще к последним десятилетиям XIX века. Но массовый размах
переселенческое движение в регион получило после революции 1905-1907 г.г. и
серии неурожаев в Центральной России. В общей сложности в дореволюционный период
в Южную Америку, в подавляющем большинстве в Аргентину и Бразилию, отчасти
Уругвай, переселилось самое значительное за всю историю число россиян
(соответственно 164 тыс., 108 тыс. и 7 тыс. человек).[1] Но даже в Аргентине,
где имелось больше предпосылок для развития русской аграрной колонизации,
собственно русские составляли явное меньшинство среди российских выходцев
(вероятно, 5-7 %).[2] Накануне Первой мировой войны в регионе, главным образом в
Аргентине, по оценке автора, проживало около 10 тыс. этнических русских. В
условиях малочисленности характер расселения русских в начале прошлого столетия
выступал важным фактором их
этнического воспроизводства.
Сезонный характер занятости и отсутствие профсоюзов у
сельскохозяйственных рабочих объективно способствовали широкому расселению
русских по территории Аргентины. Однако размещение ведущих отраслей зернового и
животноводческого хозяйства, в какой-то мере патернализм еврейской и немецкой
общин предопределили концентрацию русских, прежде всего, в сельских районах
Пампы. При ограниченных возможностях для обустройства на земле значительная
часть русских, особенно в предреволюционные годы, направилась в крупные города
степных провинций, в первую очередь в Буэнос-Айрес. Вероятно, в соседней
Бразилии русские также концентрировались преимущественно в наиболее развитых
районах. Если предположить тесную корреляцию чередования резких всплесков и
спадов переселенческой активности россиян в конце XIX-начале ХХ столетий с
конъюнктурными колебаниями на мировом рынке кофе, то большинство русских осело в
зоне плантаций этой культуры – в основном в штатах Сан-Пауло и Минас-Жерайс.
Выраженное преобладание пастбищ в структуре сельскохозяйственных угодий
препятствовало распространению эмиграции на территории с более комфортными для
наших соотечественников агроклиматическими условиями – на крайний юг Бразилии, в
Уругвай. Но некоторой части россиян, включая украинцев, удалось обосноваться в
штате Парана, в долине реки Игуасу. Предположительно, дореволюционным периодом
датируется появление очага восточнославянского населения на западе Уругвая, близ
г. Пайсанду.
Остальные латиноамериканские страны по ряду
социально-экономических, политических и природно-климатических причин
практически не знали сколько-нибудь заметной «трудовой» русской иммиграции. В
частности Мексика, правительство которой проявило большую заинтересованность в
использовании наших соотечественников в железнодорожном строительстве,
промышленности, в 1910-1917 г.г., т.е. в пик собственно русской эмиграции за
океан, стала ареной кровопролитной гражданской войны. Это дает основания
связывать возникновение небольших русских колоний в Мексике и
центрально-американских странах почти исключительно с преследуемыми на родине
раскольниками и сектантами. Тем не менее, малочисленная собственно русская
эмиграция внесла определенную лепту в аграрное освоение не только Ла-Платы,
южной Бразилии, Уругвая, так и некоторых районов Центральной Америки и
тихоокеанского побережья Мексики (Северная Нижняя Калифорния). Однако даже в
Аргентине в дореволюционный период не сложилось, не в пример еврейскому или
немецкому, столь влиятельного русского лобби.
Почти полностью прекратившись в годы Первой мировой
войны, приток наших соотечественников в Латинскую Америку получил новый импульс
с завершением гражданского противоборства на юге России. Отныне русские, лишь за
редким исключением, прибывали из-за пределов территории бывшего СССР. В начале
20-х г.г. ХХ в. несколько тыс. кадровых русских военных, потеряв надежду на
скорое расселение из беженских лагерей в Турции и Греции, предпочли репатриации
переезд за океан. Сравнительно крупный эмигрантский очаг сложился в
кофепроизводящих районах Бразилии с центром в Сан-Пауло. Вовлечение в
сельскохозяйственный оборот массивов тропических лесов сопровождалось
возникновением нового ареала русского рассеяния в Мисьонесе (с центром в Обере).
Но некоторая переориентация потока русской иммиграции на север Аргентины и
возвращение на родину части более ранних переселенцев вряд ли привели к
существенному снижению роли провинций Пампы и, прежде всего, столицы в
демографической структуре местных русских. Значительная доля беженцев в
Аргентине, в первую очередь, представители высокообразованных слоев, осели в
20-е г.г. ХХ в. в Буэнос-Айресе.[3]
По мере перемещения центра тяжести послереволюционного
рассеяния на запад основными донорами русских беженцев в регион выступали
Балканы, Центральная Европа, а затем Западная Европа. При этом, несмотря на
заметное сокращение, эмиграция вплоть до 30-х г.г. ХХ века сохраняла
унаследованную от предшествующего периода выраженную ориентацию в Бразилию,
Аргентину, в меньшей степени Уругвай. Но послереволюционная «волна» не
ограничилась традиционными направлениями русской эмиграции. С резким ухудшением
экономической ситуации в Европе, ужесточением въездного режима Аргентиной и
Бразилией в орбиту русского переселенческого движения попали некоторые другие
страны. Благо, кроме Мексики, в латиноамериканских государствах не чинилось
серьезных препятствий стихийному притоку «белых» эмигрантов. В конце 20-х–начале
30-х г.г. ХХ в. русские беженцы появились в Чили, Перу и даже Мексике. Апогей
мирового экономического кризиса ознаменовался высылкой из Франции и Бельгии во
Французскую Гвиану некоторого числа безработных русских апатридов. Но, как и
прежде, подавляющее большинство эмигрантов в Латинскую Америку составляли
законтрактованные бывшие военнослужащие. В этой связи эпитет «белоэмигрантский»
более адекватно, нежели в зарубежной Европе, на Дальнем Востоке, в Северной
Америке или Австралии, отражает политические пристрастия собственно русских
переселенцев 20-30-х г.г. в Латинской Америке. Особое место в истории русской
эмиграции принадлежит Парагваю, власти которого, по достоинству оценив вклад
русских специалистов в победу над Боливией в Чакской войне, с 1934 г. активно
поощряли приток наших соотечественников. Во многом благодаря покровительству
местной элиты и повышенной доле интеллигенции среди беженцев Асунсьон приобрел
репутацию важного регионального центра русского рассеяния. [4]Более того, в
Парагвае, в отличие от Аргентины, Бразилии, Чили или Уругвая, русские еще с 30-х
г.г. ХХ в. играли заметную роль во внутриполитической жизни.[5] Но Парагваю
из-за противодействия верхов колоний Парижа и Буэнос-Айреса, переноса акцента в
деятельности специально созданных переселенческих обществ из Западной Европы в
Польшу было не суждено стать новым крупным очагом русской эмиграции.
Считается, что в общей сложности в 20-30-е г.г. ХХ века
в Латинскую Америку перебрались десятки тысяч русских эмигрантов.[6] Думается,
эти явно преувеличенные оценки явились результатом совместного учета беженцев с
гораздо более многочисленными выходцами из Восточной Европы. Украинские,
белорусские и русские крестьяне из Польши и стран Балтии, как и беженцы,
оседали, прежде всего, в Парагвае, Уругвае и особенно в Бразилии, Аргентине. Но
в отличие от «белоэмигрантов», переселения старожильческого восточнославянского
населения имели ярко выраженную аграрную направленность. С появлением
иммигрантов из Польши и Литвы связано возникновение в середине 30-х г.г. ХХ века
в сельской местности Парагвая и Аргентинского Чако сети «русских» колоний (по
преимуществу украинских и белорусских). Крестьяне наряду с
военнослужащими-эмигрантами участвовали в освоении Мисьонеса и других
аргентинских территорий, образуя группы поселений в районах старой и новой
земледельческой колонизации. Показательно, что на расселении восточноевропейских
старожилов, в отличие от потоков «трудовой» дореволюционной и послереволюционной
эмиграции, весьма ощутимо сказались внутрирегиональные перемещения. Так, русское
население Чако-Аустраль и, вероятно, некоторых районов Бразилии, Уругвая
сформировалось при заметном влиянии переселений из Парагвая.
Русская иммиграция в Латинскую Америку, почти полностью
иссякнув в первой половине 40-х г.г. ХХ века, стала быстро набирать обороты
после окончания Второй мировой войны. В конце 40-х–начале 50-х г.г. регион
превратился во второй после Северной Америки очаг сосредоточения бывших
военнопленных, угнанных гражданских беженцев с территории СССР и более ранних
эмигрантов.[7] Перемещенные лица прибывали, главным образом из западных секторов
Германии, Австрии, а также из Франции, прочих европейских стран.[8] Впервые в
переселении принимали участие выходцы с Дальнего Востока. Подавляющее
большинство русских из числа перемещенных лиц направилось в Аргентину, Бразилию,
Венесуэлу, лишь отчасти в Парагвай, Мексику и другие страны.[9] При этом беженцы
довольно широко расселились по территории Аргентины и Венесуэлы.[10] В частности
некоторое число русских поселилось в Венесуэльской Гуаяне. Но по сравнению с
предшествующими переселенческими потоками иммигранты конца 40-х–начала 50-х г.г.
ХХ века продемонстрировали более выраженное стремление к оседанию в наиболее
развитых районах Южной Америки, в первую очередь в крупнейших урбанизированных
приморских и особенно столичных ареалах. Полагаем, эта тенденция была особенно
характерна для более образованных послереволюционных эмигрантов. В частности в
Аргентине монархисты обосновались почти исключительно в Буэнос-Айресе, превратив
его в третий после Нью-Йорка и Сан-Франциско мировой центр русского
рассеяния.[11]
Одновременно ограниченное распространение получили
миграции за пределы региона. В конце 40-х–50-е г.г. прежде всего из Аргентины,
происходил отток русских в США, Канаду, Западную Европу, отчасти в бывший
СССР.[12] В начале 70-х г.г. ХХ века революционные социальные преобразования в
Чили вынудили до половины местных русских перебраться в Аргентину, Австралию и
Океанию.[13] Вместе с тем, уже к середине прошлого столетия вследствие
исчерпания миграционного потенциала западноевропейского очага рассеяния русское
население латиноамериканских стран перестало пополняться значительными группами
новых переселенцев. Начиная с этого времени, лицо русской иммиграции определяли
жены латиноамериканских студентов и специалистов, обучавшихся в Советском
Союзе.[14] Однако вплоть до конца 80-х г.г. ХХ века межконтинентальные миграции
существенно не влияли на численность и географию местных русских.
Этнические процессы в 60-80-е г.г. на фоне резкого
ослабления переселенческой активности русских стали оказывать заметное влияние
на динамику их численности. Отсутствие контактов и поддержки со стороны СССР и
курс официальных властей Аргентины, Парагвая и Уругвая на подавление русской
этничности в годы военных диктатур послужили катализатором интенсивной
ассимиляции русских. Не случайно, для третьего поколения иммигрантов конца
40-х–50-х г.г. характерно двойное этническое самосознание. Ассимиляция заметно
облегчалась «волновой» неоднородностью русского населения. Примечательно, что
степень устойчивости основополагающих элементов русской культуры и самосознания
определялась не столько многолюдностью общин и сегрегацией в расселении, сколько
приверженностью русских религии предков. Так, в Асунсьоне и Сантьяго церкви были
единственным местом встреч русских.[15] Несмотря на компактный характер
поселений в Каракасе, Обере (Аргентина), Северной Нижней Калифорнии (Мексика) и
сравнительную многочисленность в Сан-Пауло, местные русские почти не пользуются
в быту и богослужении русским языком. Напротив, к началу 90-х г.г. ХХ века
русские колонии Буэнос-Айреса и Сантьяго были образованы монархистски
настроенными послевоенными переселенцами.[16] Таким образом, в Латинской Америке
православие сыграло большую, нежели в других регионах, роль в сохранении русской
этничности. Но вплоть до настоящего времени в Аргентине существуют
дореволюционные колонии, члены которых сохранили многие важные этнические черты,
включая язык.[17] Таким образом, вплоть до распада СССР подавляющее большинство
русских в Латинской Америке приходилось на районы традиционной русской
иммиграции.
В конце 80-х г.г. ХХ века иммиграции из СССР резко
активизировалась. В Латинскую Америку потянулись ученые, артисты, моряки,
коммерсанты.[18] С начала 90-х г.г. ХХ века в Бразилии, Мексике, Чили и Колумбии
предъявляют повышенный спрос на работников науки, а в Венесуэле - специалистов
нефтедобычи, поэтому наряду со стихийным притоком определенное развитие получили
организованные селективные формы переселений.[19] Только бразильские официальные
власти заявили о готовности адсорбировать до 10 тыс. высококвалифицированных
специалистов из СНГ и Восточной Европы.[20] Не случайно, в Бразилии и Аргентине
в наукоемких отраслях, включая военно-промышленный комплекс и ядерную программу,
работают сотни видных ученых из России.[21]
Но не стоит ассоциировать новейшие переселения русских в
Латинскую Америку исключительно с «утечкой умов». Наших соотечественников
пытаются привлечь также в Боливию, Уругвай, Парагвай. Широкие возможности для
аккомодации менее квалифицированной рабочей силы имеются в Бразилии и особенно
Аргентине (соответственно 100 тыс. и 300 тыс. потенциальных мигрантов из бывшего
СССР и Восточной Европы).[22] Не в силах решить проблему освоения Патагонии
посредством внутренней или внутрирегиональной колонизации, аргентинское
руководство в начале 90-х г.г. ХХ века уповало на приток наших
соотечественников.[23] Не исключено, что увещевания иммиграционных агентов (при
утаивании информации об экстремальном климате и предполагаемом характере
занятости) привлекли на юг этой страны некоторое число русских. Но вряд ли
появление новых очагов концентрации приведет в ближайшем будущем к кардинальным
сдвигам в расселении русских. Тем более что потоки массовой российской эмиграции
обходят Латинскую Америку.
К настоящему времени русские в регионе проживают, за
редким исключением, в Южной Америке, в подавляющем большинстве в Бразилии,
Аргентине, Парагвае, а также в Венесуэле, Чили, Уругвае, концентрируясь в первую
очередь в столичных агломерациях. Возможно, в скором времени Буэнос-Айрес даже
несколько усилит свое лидерство среди очагов русского рассеяния в Латинской
Америке. Последовательное смещение русской этничности в сферу самосознания, и
без того отличающегося двойственностью, на фоне ослабления внешнего притока в
ближайшей перспективе приведет к усилению роли ассимиляции, как фактора динамики
численности латиноамериканских русских. Вместе с тем, определенным потенциалом
для этнического воспроизводства располагают и русские общины, утратившие ряд
важнейших черт русского этнокультурного комплекса. Подтверждением тому может
служить русский «этнический ренессанс» 90-х г.г. ХХ века в Бразилии, Парагвае,
Чили, инициаторами которого выступали местные уроженцы.
|