БЕЛОРУССИЯ
Хроника
В декабре Белоруссия пережила пик эпидемии гриппа,
продолжался рост заболеваемости острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ).
Наиболее пострадало население Витебска, Новополоцка, Пинска, Полоцка,
Минска, Борисова, Молодечно, Солигорска, Могилева, Бобруйска, Лиды и
Гомеля. Уровень заболеваемости оказался выше, чем в 2002 г.
11 декабря. Правительство РБ
начало выплату долга в 10,8 млн. долларов США российской компании «Балтика» (за
поставленное ранее на пивоваренный завод «Крынiца» оборудование). «Балтика» два
года добивалась возвращения своих средств, вложенных в белорусское предприятие.
13 декабря. Президенты
России и Белоруссии (по инициативе президента РБ Александра Лукашенко) по
телефону обсудили вопросы сотрудничества в ТЭК.
15 декабря. Ликвидирован
Центр белорусоведческих исследований Института славяноведения РАН.
15 декабря. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко на совещании с представителями силовых ведомств
страны заявил, что предприятия военно-промышленного комплекса республики будут
выделены в отдельную структуру с созданием соответствующего министерства. В эту
структуру, под жестким контролем государства, войдут как государственные, так и
частные предприятия военно-промышленного комплекса.
15 декабря. Минскому
Столичному телевидению (СТВ) белорусским правительством были переданы
права наземного эфирного телерадиовещания для организации трансляции программ
телеканала "Россия" на территории РБ.
15 декабря. Заместитель
министра финансов Белоруссии Иван Шунько заявил, что с 2004 г. республика будет
взимать с российских предприятий налог на добавленную стоимость за транспортные
услуги. Шунько подчеркнул также, что в полной мере новый механизм взимания НДС
(18%) будет применяться в отношении нефтепроводного и газопроводного транспорта.
15 декабря. Бюро
Парламентской Ассамблеи Совета Европы рассмотрело обращение Национального
Собрания РБ об отмене решения о замораживании статуса специального приглашённого
для Белоруссии. Принято решение провести по данному вопросу дискуссию в
политических группах в период работы январской сессии ПАСЕ.
15 декабря. Палатой
представителей Национального собрания РБ во втором чтении принят закон
Белоруссии о бюджете на 2004 г. Представляя законопроект, спикер белорусского
парламента Вадим Попов сообщил, что закон о бюджете на 2004 г. по настоянию
президента является «срочным». Согласно документу расходы республиканского
бюджета составят 13,9 триллионов белорусских рублей (около 6 млрд. 460 млн.
долларов США). Доходная часть бюджета запланирована в объеме 13,2 трлн.
белорусских руб. (6 млрд. 140 млн. долл.). Дефицит республиканского бюджета -
1,5%.
Рост внутреннего валового продукта в будущем году по
отношению к 2003 году прогнозируется на 10%.
16 декабря. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко по результатам проверки раскритиковал КГБ
республики за то, что он «не знает и не видит каналов поступления технических
средств ведения информационной борьбы и финансовых потоков для радикальной
белорусской оппозиции".
16 декабря. Россия и
Белоруссия, по сообщениям российских информагентств, создали супермощные
компьютеры, которые могут быть использованы в различных отраслях промышленности,
науки, образования, государственном управлении и обороны двух государств.
17 декабря. В Вооруженных
силах Беларуси завершены испытания модернизированного с помощью российских
предприятий ОПК истребителя МиГ-29БМ. На самолете значительно расширен диапазон
применения средств вооружения вплоть до высокоточного оружия.
17 декабря. Александр
Лукашенко на совещании с представителями творческой интеллигенции страны заявил,
что «мы оказались правы, и сегодня Россия идет след в след за нами, повторяя
нашу политику". Лукашенко рекомендовал пропагандировать творчество белорусских
артистов и пригрозил проверить, как выполняется его поручение по увеличению до
80% присутствия в республиканских СМИ "белорусского продукта".
17 декабря. Состоялся визит
лидеров Народной коалиции «5+» в Варшаву. Лидеры оппозиции Белоруссии
С.Шушкевич, А.Лебедько, В.Вячорко, С.Калякин, Л.Лемешёнок, член депутатской
группы «Республика» Палаты представителей В.Парфенович встретились с министром
иностранных дел Польши В.Чимошевичем, руководителем Совета Национальной
безопасности М.Сивцем, вице-маршалом Сейма Д.Туском.
17-18 декабря. В Минске
прошло третье заседание совместной белорусско-российской межправительственной
комиссии по военно-техническому сотрудничеству.
Участники заседания обсудили вопросы унификации национальных законодательств
РБ и России в области экспортного контроля в отношении продукции военного
назначения и перспективы развития двустороннего военно-технического
сотрудничества.
18 декабря. Российский
президент Владимир Путин, отвечая в прямом теле- и радиоэфире на вопросы
россиян, подчеркнул, что планы по объединению России с Белоруссией существуют,
есть и возможность действовать по тем направлениям, по которым удастся
договориться с белорусской стороной. Но сохраняются и сложности в ходе этого
процесса. По крайней мере, задача перехода к единой валюте в ранее оговоренные
сроки (01.01.2005 г.) вряд ли выполнима по политическим причинам. Руководство
России готово провести выборы единого президента, единого парламента, принять
Белоруссию в любом качестве, либо целиком, либо отдельными регионами. Но для
Минска, для белорусского народа сегодня такой способ кардинального объединения,
по мнению Путина, неприемлем. Навязывать свою волю президент РФ не намерен, "я
не считаю себя вправе настаивать на подобного рода объединительных процессах,
которые не устраивают наших партнеров", отметил российский лидер.
19 ноября. Премьер-министром
Белоруссии назначен Сергей Сидорский. Ранее он исполнял обязанности премьера и
зарекомендовал себя как жесткий «переговорщик» в диалоге с Россией. Президент РБ
Александр Лукашенко заявил, что ставит перед правительством страны задачу
добиться более динамичного и эффективного развития экономики, выполнения в 2004
г. задач, которые являются архисложными и напряженными.
20 декабря. Администрация
президента РБ запретила проведение в Минске на базе Дома прессы запланированной
на эту дату международной научно-практической конференции «Союзное государство.
Итоги и перспективы».
Организаторами этого научного мероприятия были
Правительство Москвы, Институт стран СНГ и Институт социально-политических
исследований при президентской администрации А.Лукашенко. Формально поводом к
такому решению стало проведение ИСПИ «масштабного социологического исследования»
о ситуации в Белоруссии и по проблемам строительства союзного государства.
22 декабря. На съезде
оппозиционной партии БНФ, который состоялся в окрестностях Минска, ее
председателем был избран Валентин Вечорко (1961 г.р.). За Вечорко проголосовали
149 делегатов, против - 66.
22 декабря. Председатель
Центризбиркома Белоруссии Лидия Ермошина проинформировала общественность о том,
что в республике началась подготовка к парламентским выборам 2004 г. На
избирательную кампанию планируется затратить около 7 млн. долларов США. Выборы
депутатов Палаты представителей 2004 года пройдут в середине октября.
22 декабря. Безрезультатно
завершились переговоры председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и
вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко по вопросу газотранспортного
сотрудничества между Россией и Белоруссией.
23 декабря. Верховный суд
Белоруссии приговорил бывшего директора Минского тракторного завода и кандидата
в президенты республики Михаила Леонова к 10 годам лишения свободы с пребыванием
в колонии строгого режима. Леонову вменяется в вину злоупотребление служебными
полномочиями, ведение незаконной предпринимательской деятельности, уклонение от
уплаты налогов.
23 декабря. Вице-премьеру,
министру финансов России Алексею Кудрину в Минске не удалось сдвинуть с мертвой
точки процесс подготовки к введению с 1 января 2005 г. российского рубля на
территории Белоруссии. "Я не знаю, сказал Кудрин, успеем мы подготовить все
документы для введения российского рубля с 2005 года в Белоруссии, это надо
спросить у белорусской стороны". Со своей стороны, Россия, по его мнению, пошла
на максимальные уступки белорусскому народу, но сегодня, скорее всего, из-за
позиции Минска речь может идти о введении российского рубля на территории РБ
только с 2006 г.
23 декабря. Внеочередной V
съезд профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного
машиностроения, который прошел в Минске, освободил от должности председателя
Александра Бухвостова. Официальной причиной освобождения называлось то, что
"А.Бухвостов игнорирует решения руководящих органов профсоюза, при подготовке и
принятии решений все больше склоняется к авторитаризму, навязыванию своей личной
позиции, фактически продолжает руководить политической партией и свою основную
цель видит в политической борьбе". Бухвостов в своем выступлении назвал
проведение съезда апофеозом и кульминацией политики ФПБ, направленной на
уничтожение независимого профсоюзного движения
24 декабря. По инициативе
российской стороны состоялся телефонный разговор Президента РБ Александра
Лукашенко с находящимся в Керчи Президентом России Владимиром Путиным. В
ходе беседы обсуждены перспективы поставок газа в Белоруссию в 2004 г. Владимир
Путин проинформировал Александра Лукашенко о том, что он поручил правительству
России в течение ближайших двух-трех дней урегулировать вопросы поставок газа в
Белоруссию.
Руководители двух стран обсудили также предлагаемый к
подписанию Комплекс основных мер по формированию Единого экономического
пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и
Украины. Глава российского государства просил рассмотреть возможность
присоединения Беларуси к Комплексу основных мер по формированию Единого
экономического пространства.
25 декабря. Президент
Белоруссии рассмотрел ряд кадровых вопросов и назначил:
Семашко Владимира Ильича - первым заместителем
премьер-министра Республики Беларусь, Кобякова Андрея Владимировича -
заместителем премьер-министра, Белохвостова Владимира Максимовича - министром
жилищно-коммунального хозяйства, Дворяниновича Василия Васильевича - министром
сельского хозяйства и продовольствия, Зайченко Николая Петровича - министром
экономики, Русецкого Анатолия Максимовича - министром промышленности,
Плескачевского Юрия Михайловича - председателем комитета по науке и технологиям
при Совете министров.
Новая бюджетная стратегия МинскаАлександр Фадеев
Самыми заметными событиями декабря минувшего года стали
фактическая декларация Александра Лукашенко об изменении вектора внешней
политики с восточного на западный и принятие Палатой представителей бюджета на
2004 г. Последний, по настоянию президента Белоруссии, был рассмотрен в срочном
порядке, причем, абсолютное большинство депутатских поправок к законопроекту
Лукашенко не утвердил. Особенностью нового бюджета является не только срочный
характер его принятия, но и то, что он рассмотрен и утвержден, несмотря на то,
что цена и льготные объемы поставок такого важнейшего для белорусской экономики
энергоносителя как российский природный газ оставались на тот момент
неизвестными. Игнорируя это обстоятельство и реальное положение национальной
экономики, белорусский лидер выразил убежденность, что 2004 г. должен стать
годом «большого и стабильного ускорения социально-экономического развития
страны». Перед правительством поставлена задача преодолеть негативные тенденции
в экономике, снизить инфляцию и объемы складских запасов, а также добиться в
2004 г. роста ВВП на 10%, прироста инвестиций в основной капитал - 20%,
увеличить реальные доходы населения на 9%. Впрочем, на чем основывается столь
смелый прогноз первого лица государства - не ясно. Возможно, Лукашенко, как и
прежде, полагает, что для «большого скачка» достаточно будет в очередной раз
перетряхнуть государственный аппарат (это уже сделано) и поставить перед ним
«масштабные» задачи.
Главной чертой бюджета-2004 является его нацеленность на
достижение роста ВВП на 10%. Такого сверх напряженного бюджетного документа
новейшая история Белоруссии еще не знала. Отметим, что планируется увеличить
темпы роста ВВП более чем в два раза при сохранении социальной направленности
расходной части бюджета в объеме 66,8% и бюджетном дефиците в 1,5%. Непонятным
остается за счет каких дополнительных ресурсов высшее республиканское
руководство намерено добиваться поставленной цели, поскольку объективный прогноз
влияния внешней среды на экономику Белоруссии в начавшемся году является
неблагоприятным, а каких-либо радикальных реформ в ее хозяйственном комплексе не
проводилось. В более благополучном для республики с точки зрения стабильности с
поставками энергоресурсов, сырья и рыночной конъюнктуры 2003 г., например, рост
ВВП реально составил менее 4%, хотя официальные источники в правительстве РБ
настаивали на другой цифре - 6,6%.
Идея добиться любой ценой 10% роста ВВП, как отмечалось
выше, принадлежит лично белорусскому лидеру Александру Лукашенко. По своей сути
она не имеет ничего общего с экономикой и научным обоснованием путей увеличения
белорусскими предприятиями выпуска товарной продукции и объема оказываемых
услуг. Зато она вполне вписывается в политическую концепцию президента
Белоруссии об опережающем (по сравнению с Россией) социально-экономическом
развитии республики. В последнее время Лукашенко настойчиво и публично
подчеркивает тезис о том, что нынешнее государственное руководство России
буквально повторяет путь, пройденный Белоруссией под его мудрым руководством.
Кремль якобы вынужден поступать так, заимствуя опыт своего союзника, поскольку
белорусские стратегия, а также методы управления государством и экономическая
модель являются на сегодняшний день наиболее эффективными и оптимальными не
только на постсоветском пространстве, но и в мире.
В какой степени искренни эти заблуждения президента
соседней страны, или в подобных утверждениях больше чисто пропагандистских
мотивов, рассчитанных на неискушенное в вопросах политики и экономики
население Белоруссии и России, судить сложно. В любом случае стоит обратить
внимание на одно важное обстоятельство. В России в 2003 г. рост валового
внутреннего продукта был 6,7%. Но сам по себе рост в процентном отношении ВВП
еще не может свидетельствовать об успехах, достигнутых в макроэкономической
стабилизации, не является признаком динамизации хозяйственного комплекса и
укрепления позиций национальной валюты. Белорусский рубль, например, продолжает
свое падение, инфляция в 2003 г. в республике превысила 35%, в то время
как в России она удерживалась на уровне 11,5%, а российский рубль сегодня
неуклонно стремится к укреплению. Следует учитывать, что наиболее точным
показателем оздоровления экономики является не рост ВВП, а такой фактор, как
повышение внутреннего товарного потребления. Так вот, в России оно в 2003 г.
увеличилось более чем на 30% при повышении в среднем реальных доходов населения
на 14%, а в Белоруссии (по самым оптимистичным оценкам) - всего на 1-2%, а
республиканские планы по повышению благосостояния граждан оказались сорванными.
В республике сохраняется неразвитость платежеспособного
спроса внутреннего рынка, что усугубляется неопределенностью с ценами на
импортируемые газ, нефть, электроэнергию и сырье, неустойчивостью национальной
валюты и отсутствием ясных финансовых и экономических перспектив в среднесрочной
перспективе. Руководство республики с конца лета 2003 г. начало исподволь
готовить белорусских граждан к трудным временам, к неким потенциальным
испытаниям, которые предстоит преодолеть стране. Такая политика уже
привела осенью-зимой к тому, что значительная часть населения предпочла отложить
не столь необходимые покупки, включая товары длительного пользования, с тем,
чтобы оставить часть заработанных средств на «трудные времена», положив их в
«чулок» или на счет в банк. Кроме того, большую часть зарплаты (до 70%)
«съедали» расходы на питание, квартплату и бытовые услуги, а также
транспорт.
Другими факторами, определяющими
экономический подъем, всегда считались экспортная экспансия, основанная, прежде
всего на высоком качестве товаров и услуг, их ценовой конкурентоспособности на
внешних рынках за счет низких издержек производства и энергопотребления, а также
значительный рост внешних и внутренних инвестиций в реальный хозяйственный
комплекс. Что с этих позиций наблюдается в Белоруссии? За прошлый год
запасы готовой промышленной продукции из-за падения спроса на складах
белорусских предприятий оставались чрезвычайно высокими. На целом ряде
предприятий республики объем неликвидов достиг 80%, по предприятиям крупнейших
госконцернов доля складированной продукции по отношению к выпущенной такова:
"Беллегпром" - 131%, "Белместпром" - 146%, "Белбиофарм" - 114%, "Белгоспищепром"
- 148%, "Беллесбумпром" - 85%.
Присутствие Белоруссии на традиционных рынках
постсоветских государств продолжало в целом снижаться. Главными причинами такого
положения дел в экспортной сфере следует считать низкое качество ряда
белорусских товаров, а также подрыв конкурентоспособности
экспортноориентированных предприятий республики в силу избыточной налоговой
нагрузки (высокие прямые, косвенные и «оборотные» налоги) и объективного
купирования их активности со стороны правительства, осуществляющего директивное
перераспределение их доходов от внешнеторговой деятельности.
Важно подчеркнуть, что основным внешним рынком сбыта
товаров для Белоруссии остается российский. Именно на нем в 2003 г. республика
реализовала почти 58% всех своих экспортных поставок. Но рост товарно-денежного
оборота на этом сегменте внешнего рынка обеспечивался преимущественно благодаря
поддержке Правительства Москвы, а также за счет льготных поставок российского
природного газа и искусственного сдерживания российского рубля. Однако
полагаться дальше на столь значимые для республики акторы довольно
затруднительно. Ну, если руководство столицы России планирует и дальше помогать
развивать белорусскую товаропроводящую сеть, то цены на импортируемый из России
нефтегазовые энергоносители и сырье будут неизбежно расти. Кроме того, с декабря
2003 г. Центральный банк России прекратил валютные интервенции с целью
недопущения укрепления российского рубля. Президент России Владимир Путин также
сделал программное заявление о переходе в ближайшей перспективе к
конвертируемости российского рубля, которое фактически открывает зеленый свет
укреплению национальной валюты РФ. Это самым негативным образом отразится на
белорусских экспортных потоках в Россию - они пострадают в первую очередь,
поскольку практически никакого запаса прочности по критерию «цена-качество» у
большей части экспортной продукции РБ, идущей на восточный рынок, нет.
Провалом завершилась разрекламированная
правительственная программа по привлечению дополнительных внешних инвестиций в
экономику республики в 2003 г.: объем инвестиций в основной капитал был
зафиксирован на крайне низком уровне - всего около 2,6 млн. долларов США.
С 1997 г. правительство Белоруссии фактически полностью
остановило приватизацию, сочтя опасным для себя дальнейший процесс
перераспределения собственности, а, следовательно, и передел
финансово-экономических основ политической власти. Тем не менее, сохранив свое
подавляющее присутствие в экономике, банковской сфере и все рычаги управления,
высшее республиканское руководство полностью расписалось в своем бессилии
радикально улучшить экономическую ситуацию, обеспечить поступательное
реформирование промышленности и аграрного сектора. Низкое качество
государственно-политической элиты Белоруссии определило ее неспособность
выступить в качестве эффективного управляющего и собственника. Финансовое
положение большинства промышленных предприятий и субъектов хозяйствования на
селе сегодня предстает расстроенным, растет их текущая и просроченная
задолженность. Удельный вес неблагополучных активов в банковской системе
республики в среднем, исходя из экспертной оценки балансов системообразующих
банков, достиг 40%. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в
целом составляет около 9%, а доля убыточных предприятий - 38%.
Процесс приватизации в Белоруссии мог оказать
стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие национальной экономики,
заложить базис для экономической и валютной интеграции с Россией. Однако
Лукашенко отверг путь всеобъемлющей приватизации в силу, прежде всего не
экономических, а политических мотивов, выражающихся в стремлении не только
сохранить, но и усилить личную власть над всеми сферами жизни белорусского
общества. Глава белорусского государства совершенно не намерен был отказываться
от единоличного управления, распределения доходов, планирования и организации в
экономике. Кроме того, президент находился, да и находится сейчас, в плену
иллюзии, что экономику и население республики можно избавить от тяжелого бремени
преобразований, от ценового и социально-психологического шока, сопровождающих
любые радикальные реформы.
Череда последовательно сменявшихся с 1991 г.
национальных правительств так и не смогла выработать механизм для практического
преодоления фатальной зависимости республики от экспортных поставок нефтегазовых
энергоносителей, а также таких негативных факторов белорусской экономики как
порочная денежно-кредитная и ценовая политика, высокая энерго- и
материалоемкость промышленной продукции, значительное отставание
технологического уровня большинства производств от мирового, низкая культура
труда. В условиях, когда в республике запасы собственных топливно-энергетических
ресурсов минимальны, весьма остро стоит проблема энергосбережения, сокращения
потребления энергоносителей. Однако все задания Совета министров РБ по
энергосбережению в прошлом году были не выполнены. Так, например, министерство
обороны республики исполнило программу по энергосбережению всего на 54%, в то
время как на сегодняшний день военное ведомство является одним из основных
потребителей импортируемого природного газа (26 млн.куб.м.), электроэнергии (165
млн.кВт/ч.), угля (61 тыс.т.), дров (57 тыс.куб.м.). Практически на прежнем
уровне остаются и энергозатраты крупнейших предприятий белорусской
промышленности.
Республика живет явно не по средствам, тем не менее,
высшее руководство Белоруссии заявляет о своем стремлении продолжать масштабные
социальные программы, приступить к реализации в ближайшей перспективе
амбициозных проектов типа строительства в Минске высотной телевизионной башни
(это порядка 85 млн. долларов США), запуска собственного космического аппарата и
т.п.
Слабая профессиональная подготовка высших
правительственных чиновников Белоруссии, стремление госаппарата сохранить за
собой все командные высоты заставляет предположить, что и в ближайшей
перспективе наиболее эффективная децентрализованная приватизация в
республике проводиться не будет. Не стоит ожидать развертывание приватизации (в
том числе с привлечением иностранных инвесторов) как на микроуровне, так и на
макроуровне. Однако не следует при этом исключать, что белорусское руководство
пойдет на частичную приватизацию в макроэкономической сфере под жестким
контролем государственного аппарата, когда бенефициантами этого процесса станут
исключительно сами высшие правительственные чиновники, члены их семей и
представители директорского корпуса.
Президентская программа по грандиозному росту ВВП на 10%
в 2004 г. задумана, прежде всего, в политико-пропагандистских целях, для
укрепления пошатнувшегося в последнее время авторитета главы государства. Это
такая же утопия как пресловутые «Основные направления социально-экономического
развития РБ на 1996-2000 гг.», разработанные по заданию президента накануне референдума (аналогии с
нынешней ситуацией просматриваются). Этому документу Александр Лукашенко
придавал в свое время особое значение, а для его одобрения собрал даже
Всебелорусское народное собрание (в октябре 1996 г.). И что же? Главная задача -
значительное повышение жизненного уровня белорусского народа - так и не была
достигнута. Не были созданы предусмотренные «Основными направлениями» ни
высокоэффективная экономика, ни условия для опережающего развития науки,
образования, здравоохранения, ни «серьезные барьеры» на пути господства
государственных чиновников над социумом и человеком.
Следует при этом учитывать и накопленный экономический
опыт других постсоциалистических стран, который свидетельствует, что сам по себе
даже существенный рост ВВП автоматически не ведет к значительному подъему уровня
жизни населения. Здесь наиболее яркий пример - достижения Словакии в плане
заметного роста ВВП (до 6,6%) в период 1994-1998 гг., которые фактически никак
не сказались на благосостоянии граждан этой республики. Тем более не случится
этого в Белоруссии Лукашенко, поскольку республика все больше и больше отстает
от своих соседей и торговых стран-партнеров в глубоких, системных
преобразованиях: приватизации, структурной реорганизации реального сектора
экономики, реформах финансовой сферы и банковского сектора, в создании фондового
рынка.
Все это в свою очередь серьезно затрудняет экономическую
и валютно-финансовую интеграцию с Россией, которая, благодаря своим
инвестиционным потенциям, укрепившейся валюте, емкому внутреннему рынку и
способности к тесной производственной кооперации с субъектами хозяйствования РБ,
могла бы внести весомый вклад в макроэкономическую стабилизацию в республике, в
развитие ее экономики, торговли и социальной сферы. Минск при всех возможных
трансформациях политического режима, моделях управления не сможет игнорировать
высокую степень зависимости национальной экономики от внешних факторов
хозяйствования. В любом случае у Белоруссии нет альтернативы монопольной позиции
России в поставках в республику природного газа, нефти, необработанных алмазов,
сырья и комплектующих для тяжелой промышленности. Причина этого проста -
российский импорт энергоресурсов и сырья в обозримой перспективе останется
экономически выгодным для Белоруссии. Пока же взаимодействие двух стран больше
напоминает зону упущенных возможностей…
Политические маневры минского консортаАндрей Суздальцев (Минск)
В декабрьских дебатах на российском телевидении один из
лидеров политического блока «Родина» Наталья Нарочницкая, говоря о проблемах
внешней политики Российской Федерации, упомянула давление Запада на Минск. Это
был единственный, зафиксированный автором этих строк, случай конкретного
упоминания Беларуси в российском телеэфире в период завершившейся избирательной
кампании по выборам в Государственную Думу. До этого несколько раз у
претендентов с левого политического крыла вырывались призывы к возрождению
«могучего единого государства». Если не считать по одной ритуальной фразе в
предвыборных программах трех левоцентристских партий и КПРФ, то на этом
«белорусский фактор» в российской политической предвыборной стихии, о «мощи»
которого годами там много говорили коллеги из оппозиционной аналитики и
государственных СМИ, себя полностью исчерпал.
Однако его неожиданно попытался возродить господин
Немцов. Борис Ефимович, совершив ради предвыборного рейтинга молниеносный визит
в Минск, занял позицию ярого сторонника интеграции между Россией и Беларусью.
Объясняя необходимость собственного «партизанского рейда» на берега Свислочи, он
заявил: «Союз России и Белоруссии крайне необходим. Сегодня объединительным
процессом занимается руководство страны, но ничего не получается. Нет единой
валюты, Конституционного акта, российские инвестиции не идут в экономику
Белоруссии. Необходимо начать договариваться не на уровне Лукашенко и Кремля, а
на уровне гражданских организаций и простых людей. Это подразумевает объединение
бизнеса, совместные действия партий, правозащитных организаций» (Б. Немцов.
Когда-нибудь марионетки соскочат со своих ниточек. Известия, 05.12.03).
Интеграционное позиционирование одного из руководителей
СПС - партии, в которой концепция «Либеральная империя» лежит на партийных
дискуссионных столах, - заставляет на слова Б. Немцова обратить особое внимание.
Тем более что политическим партнером Союза правых сил в РБ является, пожалуй,
самая респектабельная белорусская политическая структура - Объединенная
гражданская партия. Но антиинтеграционная направленность ОГП общеизвестна.
Обратимся к партийным идеологам: «…история с «ЮКОСом» показала, что нынешняя
власть в Москве является достойной наследницей многовековой традиции российской
государственности с ее самодурством, пренебрежением к закону, общественному
мнению, частной собственности. И потому все более утопической выглядит надежда
Беларуси получить из России демократические и рыночные импульсы… В этой связи и
на фоне российской кампании борьбы с олигархами тем актуальнее звучит лозунг
«Беларусь в Европу». Привязка к России делает такой путь очень неопределенным и
зигзагообразным. А последние события на российском фондовом рынке еще более
демонстрируют всю сомнительность идеи перехода на российский рубль. Зачем нам
расплачиваться за чужие проблемы и риски?» (В.Карбалевич. Олигарх и олигархи,
«СНплюс», 16.11.03). Нет нужды напоминать, что основная часть обоснования
опасности и вредности введения в денежный оборот Республики Беларусь российского
рубля, которое было и выложено официальным Минском на стол перед М. Касьяновым,
была позаимствована у одного из лидеров ОГП - С. Богданкевича. Ну и как
уважаемый Борис Ефимович планирует организовывать «совместные действия партий»
по реальному объединению двух стран?
Любопытная получается «загогулина». В апреле-мае была
сформирована стратегия использования «белорусского фактора» на российском
политическом поле в период избирательной кампании 2003 г. К разработке «осеннего
плана» имели непосредственное отношение господа Березовский и Зюганов, а также
косвенно, как выяснилось только сейчас, и некоторые российские олигархи, не
порывающие связей с Борисом Абрамовичем. В едином походе на ГосДуму каждому из
партнеров, соответственно их заявленного политического «веса», был выделен
определенный фронт. К декабрю выяснилось, что все участники «триумвирата»
выложили на стол вместо реального потенциала «пустышки».
Самую большую «пустышку» подсунул А.Лукашенко. Он
«продал» партнерам легенду о том, что россияне каждое утро просыпаются с
вопросом: «Ну когда же будет создано единое Союзное Государство во главе с
Александром Григорьевичем?!...» Но надо отдать должное руководителю Беларуси.
Продавая «куклу», он, пожалуй, имел самый трезвый взгляд на свой потенциал на
российской политической арене. Поэтому, начиная с июня, белорусский президент
предпринял все возможные, не раз выручавшие в прошлом, усилия по реанимации
интеграционного бума в России. В ход пошел газовый шантаж, многочисленные
пресс-конференции с привезенными с Востока журналистами, скандалы на
двусторонних встречах, военные учения с рыдающими российскими гвардейскими
офицерами, приезды российских губернаторов. Автор этих строк осмелится
утверждать, что А. Лукашенко честно пытался
отработать свою часть «осеннего плана». Причем ради политических дивидендов
на Востоке он не боялся подставить под удар экономические позиции собственного
государства и белорусского народа.
Более того, Александр Григорьевич не был бы самим собой,
если бы не попытался одну и ту же «пустышку» не продать дважды. Выступая на
октябрьской пресс-конференции, он умудрился предложить свои услуги заодно и
Кремлю. Но Администрация президента России была прекрасно информирована не
только о политическом «весе» А. Лукашенко в российской политике, включая
региональную, но и о том, что ей предлагают купить товар, уже проданный ярым
антипутинским силам. Предложение белорусского президента было
проигнорировано.
Отсутствие Александра Лукашенко в российской
предвыборной борьбе было закономерным явлением. В сознании россиян лавры
интегратора давно плавно переместились на голову Владимира Путина. Лукашенко в
российских СМИ твердо занял место зарубежного «Жириновского». Но россиян
сегодня гораздо больше волнуют перипетии выборов губернатора в соседней области,
чем пресс-конференции «союзного» президента. Кроме того, Кремль вообще стал
несколько «глуховат» к различного рода заявлениям из столиц СНГ. Политические
хитросплетения на постсоветском пространстве все больше уступают место диалогам
в формате оптового рынка: «Не желаете? Ваше дело, выбирайтесь сами».
Так что, по идее, Александр Григорьевич должен быть
благодарен Б. Немцову за внимание к интеграционной тематике. Ведь обсуждение
перспектив Союзного государства даже в антилукашенковском формате объективно
льет воду на мельницу белорусского президента. Возможно, что это была одна из
причин, из-за которой Немцову дали доехать до Минска. Арестовывать его уже в
Минске было бы огромной политической ошибкой белорусского руководства. Ведь если
бы Борису Ефимовичу надели наручники в белорусской столице, то можно только
представить силу политического скандала, последовавшего бы за этим
гипотетическим фактом. Естественно, потребовалось бы обращение В.Путина к
А.Лукашенко, кампания в СМИ, и в итоге - несомненный солидный прирост голосов за
СПС 7 декабря. А. Лукашенко совладал с собой и в ловушку не полез.
Интервью благополучно вернувшегося в Москву Б. Немцова и
ограничилась белорусская тема в российских электронных СМИ перед выборами 7
декабря. Сейчас можно с полным основанием говорить, что планы «триумвирата»
рухнули окончательно. «Поезд ушел» навсегда.
А.Лукашенко не привык проигрывать. Участвуя в походе
олигархов и коммунистов на Охотный ряд, то есть пытаясь прорваться на российское
политическое поле, белорусский президент рассчитывал решить вопросы своего
политического будущего и экономические проблемы неэффективной экономики страны.
Успех должен был носить «пакетный характер». Беда в том, что и поражение
получилось «пакетное».
В итоге, с чем пришли к декабрю 2003 года:
Интеграции на практике нет. Есть отмобилизованный
российский капитал, который, естественно, только частично российский, но который
пока готов инвестировать в белорусскую экономику
солидные капиталы под жесткие гарантии законов. Естественно, деньги ждать не
любят. Однако политический потенциал белорусского президента, как и потенциал
интеграционного «белорусского фактора» на российском политическом поле, равен
нулю. Откровенно говоря, 90% политического капитала А. Лукашенко в России было
создано его хорошими личными отношениями с хозяевами Кремля. Не стало отношений
- не стало и капитала.
Нет и российского рубля, а вместе с ним и перспективы
решения массы накопившихся финансовых проблем. Десятилетние «газовые каникулы»
закончились. Население новые газовые тарифы, возможно, переварит, а вот
экономика только частично. Но белорусское руководство, по-моему, с этой
очередной «победой» «белорусской экономической модели» уже смирилось.
Александр Лукашенко, судя по всему, навсегда лишился
подавляющей поддержки собственного электората. Накопленная усталость от
растянутой на десятилетие «шоковой терапии», мировые инфляционные рекорды,
наивысшие в СНГ цены на продукты, одежду, товары первой необходимости,
коммунальные услуги, «бутылочные» пенсионеры, огромная скрытая безработица,
умирающее село и деградирующий на глазах белорусский малый город,
плодово-ягодное вино на «разлив», сокращение населения, эмиграция за рубеж в
спектре от компьютерщика-программиста и нефтяника-буровика до проститутки - все
это становится нестерпимым.
Только слепой не видит, что ареал влияния президента
сужается на глазах. Зачастую его инициативы не спускаются ниже пятого этажа
администрации президента. Глохнут еще на лестницах. Но это полбеды. Хуже, когда
«вертикаль», как по указке, бросается «истово» выполнять «ценные указания».
Словно специально, бюрократия мгновенно доводит «идею» до полного абсурда, чем
приводит Александра Григорьевича в искреннее изумление. Конечно, он зарабатывает
некоторые пропагандистские очки, публично «заворачивая оглобли», что иногда и
планируется, но, в принципе, ведь такие «проколы» являются симптомами, что
власть проигрывает на своем же поле. Это говорит о том, что система
неэффективна, действует устаревшими методами и неадекватно реагирует на вызовы
сегодняшнего дня.
Где-то в водовороте событий ушедшего года Лукашенко
исподволь понял, что проигрывает борьбу за власть в самом главном направлении -
перспективе. Боясь самому себе в этом признаться, он ощутил, что его на все не
хватает. Не все можно охватить, не все удушить, не все обобрать. С этого момента
белорусская государственная власть вступила в период господства властных
группировок, которым президент был вынужден отдавать «в кормление» отрасли и
регионы.
Формально все оставалось по-старому. Череда совещаний,
разносы, выговоры, отстранения и отставки, но все это сопровождалось невиданным
усилением нескольких «авторитетов», имеющих неограниченный доступ к «телу». В
итоге А. Лукашенко сузил свой горизонт до взглядов 5-6 наиболее доверенных лиц.
Государственный аппарат, контроль и экономика ушли в руки группы Тозик-Сидорский
(с примкнувшим к ней министром Семашко).
Господин Сидорский, недавно утвержденный премьером, на
глазах набирает политический вес. «Вертикали» и директорату нравится его
медвежья неуступчивость. Даже немногословность (в контрасте) идет ему на пользу.
Нет сомнений, что невиданное в современной белорусской истории полугодичное
нахождение премьера в стадии «исполняющего обязанности» является ничем иным, как
отражением феодальных ухваток «хозяина земли белорусской». Здесь следует
учитывать и степень озлобленности капитанов белорусской индустрии, их радикализм
в оценках методов государственного управления.
Поручив Сергею Сидорскому лично им проваленные
финансовые и газовые проблемы с Москвой, Лукашенко поставил себя в двусмысленное
положение. Объективно, он, да и вся страна заинтересованы в успехе премьера.
Конкурентоспособность белорусской продукции и так на грани, коммунальные расходы
вогнали население в беспросветную нищету. Но субъективно, глава государства
боится успеха Сидорского в переговорном процессе с «Газпромом» и, тем более, с
самим М. Касьяновым. Ведь А.Лукашенко годами взращивал свой собственный имидж
единственного успешного переговорщика с Россией. Он патологически боится
появления в своем окружении политических «тяжеловесов», которые уже своим
существованием могут нарушить устойчивость любовно сложенной пирамиды личной
власти.
Вот этим А. Лукашенко и опасен своей стране и своему
народу. Ведь неспроста он загнал Сидорского в жестко ограниченный переговорный
коридор - ни шагу в сторону! Лично он запланировал провал, лично его устраивают
новые газовые цены, лично он не против затягивания переговоров о российском
рубле. Виновными будут объявлены Москва и не справившийся Сергей Сидорский. До
страны ли, когда А.Лукашенко занят иным, вечным - третьим сроком.
Белорусский Рынок №49(582), 13 - 20.12.2003 По локоть в нефтиТатьяна Маненок
Межгосударственный проект “Дружба” - “Адрия”, участником
которого является Беларусь, столкнулся с политическими амбициями
Межгосударственный проект по интеграции нефтепроводов
“Дружба” и “Адрия” должен был заработать к концу 2004 г. Проект для Беларуси
исключительно выгодный, поскольку сулит дополнительные дивиденды от увеличения
транзита нефти по ее территории. Однако на заключительном этапе он столкнулся с
проблемами - его не поддержали украинские депутаты.
Тем не менее участники проекта по-прежнему надеются, что
возникшие противоречия удастся разрешить. Тем более что для российских компаний
этот проект имеет стратегическое значение.
Связывание нефтепроводов “Дружба” и “Адрия” является
совместным проектом России, Беларуси, Украины, Словакии, Венгрии и Хорватии по
увеличению поставок нефти в район Средиземного моря и на мировые рынки.
Переговоры по экспорту российской нефти через порт
Омишаль (Хорватия) на побережье Адриатического моря велись более 5 лет. Их
инициаторами выступили российская нефтепроводная компания “Транснефть” и ведущие
нефтедобывающие компании России - в первую очередь “ЮКОС”.
Для “ЮКОСа” и других российских экспортеров
глубоководный порт Омишаль выступает в качестве ворот, открывающих путь на
многие, ранее недоступные для российской компании нефтяные рынки. В том числе и
на американский рынок, куда предполагается возить нефть морским путем.
Российские компании заинтересованы в этом проекте, поскольку хотят
диверсифицировать направления экспорта российской нефти и тем самым уйти от
конкуренции со стороны более качественной и дешевой каспийской нефти.
Вот почему была сделана ставка на проект “Дружба” -
“Адрия”. Основная проблема состоит в том, что “Адрия” работает в ином
направлении: не с востока на запад, как “Дружба”, а, наоборот, с запада на
восток. Для того чтобы реализовать свои планы и вывести российскую нефть в
Адриатическое море, “ЮКОС” собирается повернуть нефтяные реки вспять. И готов
вложить для реверсирования трубопровода 20 млн. USD.
Переговоры вокруг реализации проекта были непростыми.
Особую позицию заняла Украина. Еще в начале 2002 г. представитель украинской
трубопроводной компании “Дружба” заявил, что Украина не поддержит этот проект,
поскольку считает его невыгодным для себя. Правда, после визита президента
“Транснефти” Семена Вайнштока в Киев Леонид Кучма взял на себя обязательства
урегулировать этот вопрос.
Участникам проекта удалось договориться только под
занавес 2002 г. Межправительственное соглашение “О сотрудничестве по проекту
интеграции нефтепроводов ”Дружба" и “Адрия” было подписано 16 декабря 2002 г. в
Загребе крупными нефтяными компаниями по транспортировке нефти шести стран -
России, Беларуси, Украины, Венгрии, Словакии и Хорватии.
Уполномоченной организацией от России является АК
“Транснефть”, от Беларуси - РУП “Гомельтранснефть ”Дружба", от Венгрии - MOL, от
Словакии - Transpetrol, от Украины - “Укртранснафта”, от Хорватии - JANAF.
Единым оператором проекта выступает “Транснефть”. Соглашение было подписано
сроком на 10 лет с возможностью пролонгации.
По соглашению, объем перекачки на первом этапе составит
около 5 млн. тонн в год, на втором и третьем этапах объемы возрастут до 10 и 15
млн. тонн в год. Общая протяженность маршрута составит более 3 тысяч километров.
Причем на всем протяжении будет установлен единый тариф по транспортировке - не
выше 0,64 USD за прокачку одной тонны нефти на 100 километров.
Белорусский участник проекта - “Гомельтранснефть
”Дружба" заявляет о готовности приступить к реализации проекта. На предприятии
отмечают, что участок маршрута Унеча - Мозырь - Броды протяженностью 215 км уже
сейчас может транспортировать оговоренные 5 млн. тонн российской нефти в год в
рамках первого этапа проекта (гарантии по поставкам этого объема нефти
представили компании “ЮКОС” и ТНК).
А вот с реализацией второго и третьего этапов проекта
проблемы могут возникнуть, если уже сейчас не заняться реконструкцией
нефтепроводов. Гомельскому предприятию потребуются солидные вложения, чтобы
увеличить пропускную способность восточной части нефтепровода.
Реализация проекта “Дружба” - “Адрия”, а также
увеличение до 5-7 млн. т объемов транзита на Гданьск потребует увеличения
пропускной способности участков Унеча - Мозырь примерно на 10 млн. т в год, а
Мозырь - Броды, как минимум, - на 8 млн. т в год. На это уже в ближайшей
перспективе потребуются немалые средства.
За последние 5 лет в рамках программы технического
перевооружения предприятия объемы перекачки нефти по гомельской “Дружбе”
возросли более чем на 50%. При этом в объекты нефтепроводной магистрали на этом
направлении инвестировано более 200 млн. USD.
На данном этапе реализация проекта по интеграции
“Дружбы” и “Адрии” сдерживается отсутствием ратификации соглашения Украиной.
В конце октября этого года правительство Украины
одобрило и направило в Верховную раду законопроект о ратификации соглашения о
сотрудничестве по реализации проекта “Дружба” - “Адрия”. Однако 21 ноября
Верховная рада Украины отказалась ратифицировать соглашение, мотивируя это тем,
что “Дружба” - “Адрия” станет альтернативой нефтепроводу Одесса - Броды.
Вслед за этим 26 ноября Еврокомиссия подписала
декларацию, в которой призывает частных инвесторов войти в проект по
эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды. По мнению экспертов, это решение
вызвано тем, что война в Ираке заставила европейских чиновников снова заговорить
о проблемах поставок топлива в ЕС. Дело в том, что сейчас 2/3 его поставок
приходится на страны, не входящие в Евросоюз. Между тем, считают в ЕС,
нефтепровод Одесса - Броды - это проект, который мог бы способствовать повышению
уровня безопасности топливных поставок в ЕС и в Украину. Кроме того, прокачка по
участку Одесса - Броды каспийской нефти позволит европейцам уменьшить
зависимость от Ближневосточного региона.
Большинство украинских политиков отдают предпочтение
каспийской нефти, которой они хотят заполнить нефтепровод Одесса - Броды. И для
российского сырья мощностей проекта “Дружба” - “Адрия” в этом случае уже не
хватит. В конце ноября в Брюсселе вице-премьеры Украины и Польши Виталий Гайдук
и Марек Поль подписали соглашение о западном направлении эксплуатации
нефтепровода Одесса - Броды, что предполагает срочную достройку его польской
ветки до города Плоцк.
Комиссар Евросоюза по вопросам энергетики и транспорта
Лойола де Паласио и украинский и польский вице-премьеры подписали также
трехстороннее коммюнике, в котором содержится призыв к заинтересованным частным
западным компаниям присоединиться к достройке трубопровода от Бродов до Плоцка
совместно с украинской “Укртранснафтой” и польской Przedsiebiorstwo Eksploatacji
Rurociagow Naftowych (PERN).
Таким образом, Киев отказал российским нефтяникам в
рассмотрении вопроса о возможности временного использования нефтепровода Одесса
- Броды в режиме реверса. Украинский вице-премьер Виталий Гайдук подчеркнул, что
российская нефть может поставляться к Черному морю по недавно реконструированным
приднепровским магистральным нефтепроводам.
Напомним, что изначально маршрут Одесса - Броды
создавался именно с целью диверсификации для Европы источников поставок нефти.
Этот трубопровод был рассчитан на нефть, поставляемую также по маршруту Баку
(Азербайджан) - Супса (Грузия), а далее танкерами по Черному морю нефть
переправлялась бы к построенному в Одессе терминалу. По той же схеме
планировались поставки казахстанской нефти маршрутом Тенгиз - Новороссийск.
Однако в связи с тем, что строительство застопорилось и
завершенная часть нефтепровода простаивала, российская компания ТНК летом
предложила украинскому правительству так называемый реверсный вариант, согласно
которому нефть могла поставляться из магистрального нефтепровода “Дружба” до
терминала в Одессе. Дальше, как и в первом случае, - по морю. Это предложение до
сих пор поддерживал президент Украины.
Недавно появилась информация о том, что Хорватия все же
продолжит работы по реализации проекта интеграции нефтепроводов “Дружба” и
“Адрия”, несмотря на растущую неизвестность относительно его будущей судьбы. Об
этом в Загребе сообщил Яков Деспот - представитель компании JANAF, ответственной
за хорватский нефтепровод. По его словам, “нет оснований для прекращения
технологической подготовки для реализации проекта ”Дружба" - “Адрия”. Хорватия
потребовала разъяснений от министерства энергетики Украины в связи с этой
информацией. В ответ украинская государственная компания по транзиту нефти
“Укртранснафта” сообщила, что украинские власти еще не приняли окончательного
решения по этому вопросу.
Президент “Транснефти” Семен Вайншток в отношении
позиции Верховной рады Украины высказался прямо: “Если вместе с ”ЮКОСом" и ТНК
под проектом “Дружба” - “Адрия” подписалась “Транснефть”, то он будет
реализован. Даже если в Хорватию не пойдет “ЮКОС”, “Транснефть” обеспечит
загрузку этого трубопровода нефтью других компаний. Никаких сомнений здесь быть
не должно, тем более что подписано межгосударственное соглашение".
Председатель концерна “Белнефтехим” Иван Бамбиза также
считает, что даже если Украина и выйдет из проекта, российские компании найдут
альтернативные варианты транспортировки нефти и интеграция “Дружбы” и “Адрии”
состоится. Однако не все белорусские нефтяники разделяют эту точку зрения.
Некоторые считают, что если Украина выйдет из проекта “Дружба” - “Адрия”, он
вряд ли будет реализован.
Дело в том, что в данном случае вырастут общие затраты
на транспортировку нефти. Участники проекта долго дискутировали, прежде чем
пришли к единому мнению о тарифе транспортировки нефти. В рамках
межгосударственного соглашения предусмотрено, что по всему маршруту нефтепровода
устанавливается единый транзитный тариф в размере 0,64 USD за 1 тонну на 100 км.
Между тем средний тариф по украинской территории составляет сейчас 0,73 USD за 1
тонну на 100 км. И если Украина выйдет из проекта, тариф в рамках проекта будет
пересмотрен в сторону повышения, что делает транзитный маршрут до Хорватии
неконкурентоспособным.
Справка
"БР": Нефтепровод Одесса - Броды длиной 674 км и
пропускной способностью 14 млн. т нефти в год между нефтетерминалом "Южный"
(Одесса) и магистральным нефтепроводом "Дружба" был сдан в эксплуатацию в
августе 2001 г. Он строился для транспортировки каспийской нефти в Европу,
однако до сих пор простаивает из-за отсутствия клиентов. "Гомельтранснефть
"Дружба" транспортирует российскую нефть в Польшу, Германию, Чехию, Словакию и
Венгрию. Объем прокачиваемого сырья по магистральным нефтепроводам АК
"Транснефть" в 2003 г., по предварительным заявкам, с учетом транзита из стран
СНГ составит 397 млн. т, что на 6% больше, чем в 2002 г. По данным компании, в
2003 г. по системе "Транснефти" должно быть транспортировано 17,5 млн. т
казахстанской и около 1 млн. т туркменской нефти. "Транснефть" в 2002 г.
транспортировала 374,4 млн. т российской и транзитной зарубежной нефти, что на
9,2% превышает уровень предыдущего года.
www.a-klimov.com, 22 декабря 2003 Есть ли у Белоруссии КГБ?Андрей Суздальцев
Однажды, после очередного возвращения домой с
погранзаставы, Александр Григорьевич отправил свои документы в Могилевское
КГБ. Будущий президент считал, что, отслужив в вооруженных силах комитета, он
имеет полное право на место в рядах «чекистов».
Отдел кадров могилевского КГБ отклонил просьбу А.
Лукашенко. Это был сильный удар по самолюбию будущего главы белорусского
государства. Он этого провала никогда не забывал, и через несколько лет
могилевские офицеры госбезопасности будут вспоминать с содроганием свой
отказ принять А. Лукашенко на службу. А у белорусского президента к КГБ
сложится настороженно-ревнивое отношение.
Особый колорит вниманию Александра Григорьевича к
старейшей отечественной спецслужбе придала биография российского
президента. Многое в ВВП раздражает А. Лукашенко. Постоянные визиты за рубеж,
участие в сложных и представительных саммитах, не снижающийся рейтинг,
консолидация вокруг В. Путина российской элиты, уважение зарубежных партнеров -
все это очень остро воспринимается главой белорусского государства. Но то,
что В. Путин - кадровый офицер КГБ, да к тому же разведчик, без сомнений
оказывает на А. Лукашенко исключительно угнетающее воздействие. Получается, что
В. Путин смог то, что не смог САМ Александр Григорьевич.
Завершающаяся неделя прошла в Беларуси под аккомпанемент
разборок с белорусским КГБ. Все началось еще в позапрошлый четверг - пятницу,
когда в Администрации президента были подготовлены документы по комплексной
проверке комитета. Затем состоялось заседание во главе с президентом.
Впечатление от этого мероприятия оказалось сложным.
Первое что бросилось в глаза - совершенно непонятная
«гласность» данного заседания. Зачем было показывать на телеэкране лица доброго
десятка высших офицеров комитета? Во-первых, огромному большинству
населения они неизвестны, что, в принципе, неплохо. Во-вторых, их зарубежные
коллеги этих людей и так давно знают. Со многими за одной партой сидели. Другое
дело, что за круглым столом сидели и новые лица - люди, так сказать,
«лукашенковского» призыва. Сейчас их идентифицируют и заложат в картотеки…
Суть претензий главы белорусского государства к КГБ
можно систематизировать в нескольких пунктах:
1)
Комитет «не видит и не знает каналов поступления в страну технических средств
ведения информационной войны и финансовых потоков для радикальной
оппозиции».
2)
Комитет не занимается серьезной внутренней и международной политической и
экономической аналитикой.
3)
Комитет ослабил контроль за соблюдением режима секретности.
4)
Комитет в своей работе сталкивается с ослаблением дисциплины в рядах своих
сотрудников. Имеются факты пьянства, «крышевания» коммерческих структур, ухода
за «кордон», предательства.
В принципе, если все вышеназванные претензии имеют
основания, то в Республике Беларусь КГБ практически отсутствует. Тем не менее,
еще раз пройдемся по обвинительному списку.
То что, по мнению белорусских властей, против Республики
Беларусь ведется «информационная война» знает любой минский бомж.
Государственные СМИ стонут об этом день и ночь, попутно списывая на «политику
двойных стандартов» Запада и России все внешнеполитические провалы
официального Минска. Любопытно то, что ни Россия, ни Запад даже не догадываются
о том, что они информационно «воюют» против режима А. Лукашенко.
Мы помним масштаб информационной войны против Ирака
осенью - зимой 2002-2003 годов. Несколько лет продолжалась информационная война
против Югославии. Это были впечатляющие информационные удары мировых СМИ.
Беларуси в мировой новостной повестке нет. За месяц
появляется две-три статьи в российской печати и пара материалов в западных СМИ.
Стоит добавить один - два телевизионных сюжета. Вот и вся «информационная
война»! Но это внешнее информационное поле. А Александр Григорьевич говорил о
ввозе в страну технического оборудования для ведения информационной войны. Кто
внутри страны ведет информационную войну (!) против власти? Может быть, мы
что-то пропустили в нашей жизни? Наверное уже работают по 24 часа в сутки
оппозиционные телевизионные каналы, радиоэфир переполнен призывами оппозиционных
лидеров, обыватели замучались выгребать из почтовых ящиков листовки и бесплатные
газеты, а дворники день и ночь отскребывают от стен домой плакаты. Но ведь
этого нет. А что есть?
Есть два еженедельника и одна ежедневная газета с
мизерными тиражами. Стоит добавить еще пяток сайтов в Интернете. Вот и весь
арсенал «информационной войны» против правящего режима. Тем не менее, весь
огромный государственный агитпроп - от литературного холдинга до
клоунов из “P.S.” - просто корежит от их полузадушенного голоса.
Интересно, а какие - такие «технические средств ведения
информационной войны» упустило белорусское КГБ. Оппозиционеры телевизионную
башню приволокли? В лесах установили радиостанции? В бункере недостроенной
Национальной библиотеки развернули печатный цех? Ничего этого нет.
Возможно, глава белорусского государств имеет в
виду компьютеры? Но их в стране и так более миллиона и любой можно использовать
для ведения «информационной войны». Так что же делать? К каждому компьютеры
приставить по офицеру КГБ? Миллион офицеров. Ну-ну. Проще компьютеры вообще
запретить. Следом за ними запретить науку, вузы, школы и т.д. Оно и верно, а то
и так много шибко умных развелось. Картошку собирать некому.
На картошку можно отправлять оппозицию. Если КГБ
выполнит указание А. Лукашенко и отсечет от оппозиции «финансовые потоки», то ей
полевых работ не миновать. Вот только где белорусскому президенту померещились
эти финансовые «потоки»? Поехали бы координаторы оппозиционных партий на
заработки в Россию, если бы они хотя бы носы замочили в этих мифических
«потоках»?
Спецслужбам сложно. Ведь невозможно найти
кошку в темной комнате, когда ее там нет. Уже ввели в практику поголовное
раздевание лидеров оппозиции на границе. Подметки отрывают. Вдруг там
найдется финансовый «поток»? Но денег как не было, так и нет. Александр
Григорьевич никак не может поверить в свое счастье, что не дают никаких
миллионов белорусской оппозиции. Поживиться нечем. Почему Запад стал таким
прижимистым - это тема другого разговора. Нас в данном случае интересует то, как
КГБ будет выкручиваться и деньги все-таки находить?
Комитету попеняли, что он не ведет аналитической работы,
не отслеживает мировые политические и экономические тенденции, не видит, что
против суверенной страны плетут «заговоры» транснациональные ТНК. Для начала
стоило бы отметить, что в Беларуси с кадрами аналитиков в целом не очень хорошо.
А если честно, то их практически нет. Толковых наберется не больше десятка и все
они, о чудо, не работают в КГБ. Д и не будут там работать ни за какие коврижки.
Дело в том, что наличие в структурах сегодняшней
белорусской власти умных людей само по себе вызывает подозрение. Во-первых,
умный человек по определению не может этот режим поддерживать, так как только
наивные люди могут верить в верность и долговременность курса нынешнего
руководства. Во-вторых, если все-таки такие люди в структурах власти
оказываются, то, следовательно, они заняты сугубо личными делами за
спиной политически обреченного режима. Так что стоит задуматься об их моральном
облике.
Конечно, спецслужбы могут какое-то время пробавляться
переписыванием докладов московских аналитических фондов, но на чужом верблюде
далеко не уедешь.
Для аналитики нужна информация. Для информации нужна
толковая и взращенная поколениями агентура. Ее нет. На Западе офицеры КГБ
сидят в посольствах и переписывает местные газеты, изредка скупают
технологические новинки для копирования в белорусских КБ. На Востоке
носятся по Москве, отслеживая визиты в первопрестольную деятелей
белорусской оппозиции, скупают на лотках «клеветнические» книжки, дежурят на
перронах Белорусского вокзала. На большее их даже физически не хватит. До
аналитики ли тут.
Постепенно исчезли сохранившиеся с прошлого века
информационные каналы из российских ведомств. Информаторы или уже в отставках
или на пенсиях. Некоторые из этих людей были искренними сторонниками А.
Лукашенко и считали своим долгом периодически «сбрасывать» информацию в Минск.
Но таких уже не осталось.
За информацию надо платить. Кроме того, надо платить за
«прослушку» и «наружку», за командировки и новую технику. Платить нечем. Кстати,
с техникой полный позор.
18 декабря А. Лукашенко посетил
управление спецсвязи КГБ РБ. Ну, посетил, так посетил, но зачем же это
техническое убожество показывать по всем белорусским телеканалам! Самопальные
пульты с рубильниками из магазина «Сделай Сам», дисковые телефоны,
телефонные трубки из пожелтевшего от времени эбонита, скотчем приклеенный
транспарант «Пульт связи между Президентом РБ и Президентом РФ». В сюжете не
«засветился» ни один компьютер! Возникло ощущение, что президента завели в
какой-то музей связи с техникой 70-х годов. Тем не менее, было
заявлено, что в сфере шифрования по сравнению, естественно, с коллегами из
других стран СНГ, белорусские ученые серьезно продвинулись вперед. Что же им,
бедолагам, шифровать? Один разговор в месяц на линии «Минск-Москва»? По-моему,
дешевле и надежнее послать почтового голубя.
Да и зачем все это шифрование, если у всех
заинтересованных лиц и ведомств в Беларуси есть практически идеальный источник
сброса информации. Это не кто иной, как сам белорусский президент, который рано
или поздно обязательно проговорится. Надо только внимательно его слушать. Так
что претензии по соблюдению режима секретности к КГБ звучат несколько
издевательски.
Вопросы по поводу «крышевания», предательства и «уходов»
комментировать сложно. Проверенной информации нет, но разговоров ходит много. С
другой стороны, а с чем сейчас можно уйти за кордон? Со сводкой выпуска
оптических прицелов или датой запуска первого белорусского спутника? Для
справки, в России даже некоторые вузы имеют собственные спутники.
«Перебежчикам» карьера генерала Калугина не
светит, так как генерал сдал агентуру, которая работала на СССР, а затем на
Россию, а нашим сдавать нечего, так как агентуры нет. Нет потому, что нет
денег.
А если нет денег, то нет и спецслужбы. Так есть ли у нас
вообще государственная безопасность?
Нет, так как есть Служба безопасности президента. В виду
того, что президент и государство у нас почти одно и тоже, то возникает надежда,
что данная служба попутно сможет обеспечить безопасность молодого белорусского
государства. От кого? Есть, к сожалению, от кого - от террористов, от
наркотрафика, от хакеров и т.д. В борьбе против этой нечисти, между прочим,
заинтересованы поголовно все граждане страны. Вот только заниматься этой борьбой
спецы из СБП будут в свободное от выполнения основных обязанностей время. Хобби,
одним словом…
www.nmn.by, 22 декабря 2003 Желтые фантазииАндрей Суздальцев
Знает ли уважаемый читатель, откуда пошло понятие
«желтая пресса»? По официальной версии, в 1895 г. американский
художник-график Ричард Ауткоулт поместил в ряде номеров нью-йоркской газеты "The
World" серию фривольных рисунков с юмористическим текстом; среди рисунков был
изображен ребенок в желтой рубашонке, которому приписывались разные забавные
высказывания. Вскоре другая американская газета - "New York Journal" - начала
печатать серию аналогичных рисунков. Между этими двумя газетами возник спор
из-за права первенства на "желтого мальчика". В 1896 г. Э. Уордмен, редактор
"New York Press", напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно
назвал обе конкурирующие газеты "желтой прессой".
Белорусские государственные СМИ славятся своей
«желтизной». Газеты составляют весь спектр оттенков желтого колера, а БТ
отличается особым лимонным статусом.
Возьмем, к примеру, статью «Прямая линия» некой Кати
Пряник (естественно, псевдоним), опубликованной 19 декабря в одной очень крупной
государственной газете. Статья примечательна тем, что она активно использует все
укоренившиеся в белорусском агитпропе методы оболванивания читателя.
Методику оболванивания поясним на примере. Три месяца
назад в государственных СМИ появилась «сенсация». Оказалось, что в Беларуси
немало хороших программистов. Даже белорусские хакеры оказались весьма
головастыми ребятами. Публике такая информация понравилось. Хорошо, когда
хвалят за интеллект. Никому и в голову не пришло спросить: «А вы этих
программистов тестировали?». Но через неделю в государственных СМИ
появились заголовки о том, что Беларусь впереди всего СНГ по экспорту
программного обеспечения. Откуда такая информация? Кто считал? Никто. Ссылка
на «мнение экспертов». Зато у народа прибавилось национальной
гордости.
Через пару недель нас дополнительно проинформировали,
что «общепризнан» белорусский успех в компьютерных технологиях. Кем
«общепризнан» - не известно, но это и не важно, так как не прошло и десяти
дней, как нас огорошили новой стадией раздувания «информационного пузыря»-
мир «отдает должное» развитию высоких технологий в республике. Какой мир? Может
быть потусторонний? И какие технологии мы так здорово развили? Но все это уже не
важно, «колея» проложена. С этого момента белорусские телевидение и
государственные газеты приступили к жонглированию кодированными словосочетаниями
- «общепризнанно», «отдает должное», «по мнению экспертов». Театр абсурда
продолжился и 10 декабря в Женеве. На тамошнем «информационном» форуме
выступил белорусский президент. В его речи оказались знакомые фразы
- всеми «общепризнанно» и все «отдают должное» стране, которая, как оказалась,
ни много - ни мало, чуть ли не европейская «Силиконовая долина». Правда, в
нашей «долине» даже компьютерную мышь сделать не могут, а сами компьютеры
до сих пор собирают на чердаках и в подвалах, но это уже никого не волнует.
«Пузырь» продолжает расти. В воскресной «Панораме» (13 декабря) ведущий заявил,
что «Республика Беларусь, в отличие от соседей, выживает за счет экспорта
высоких технологий». Хотя даже студенты знают, что основа белорусского экспорта
- продукты переработки российской нефти, перепродажа российского газа и отгрузка
калийных удобрений. Все остальное - трактора, МАЗы, телевизоры и т.д. -
составляют в экспорте несколько процентов. Да к тому же, это не технологии,
а продукция машиностроения, зачастую продающаяся по демпингу.
Но агитпроп делает свое дело - заколачивает в головы
белорусов мифы и предания. Подобных примеров можно привести десятки, но вернемся
к пряничной Кате.
Катя пишет, что «даже не очень-то расположенная к
нам российская пресса все чаще цедит сквозь зубы, что политтехнологи со Старой
площади смелее и смелее берут на вооружение информационные приемы, изобретенные
в Минске, в доме по Карла Маркса, 38». К стати, всем известно, что по
этому адресу в Минске находится Клуб изобретателей.
Мы не изобретатели, а, скорее всего, обозреватели. По
роду своей деятельности нам приходится из года в год ежедневно читать десятки
газет, добрая половина из которых российских. Тем не менее, мы с полным
основанием можем сказать, что ни разу нам не встречался материал, где бы
российские журналисты «цедили сквозь зубы» о минских приоритетах в
президентских политтехнологиях. Поэтому странно, с кем Катя собирается
поделиться опытом… Но согласно правилам «желтого информационного пузыря»
Катенька уже готова милостиво «простить» ничего не подозревающих россиян: «А что
до былого высокомерия, то ничего: с кем не бывает, сочтемся славою…» Вот так,
как говорится «Без меня меня женили».
Возьмем для примера следующий абзац все той же статьи
«Прямая линия», в котором, между прочим, рассказывается о вопросах и ответах
президента России россиянам (18 декабря 2003 года). Приводим его полностью:
«Естественно, что поступил и (почему - то анонимный) звонок, звучащий следующим
образом: «Не передумали ли Вы объединяться с Республикой Беларусь?» В. Путин
ответил: «Нет, не передумал. Есть ряд сложностей в связи с этим вопросом. Мы
готовы принять Беларусь в любом виде. Сейчас Беларусь не готова к глобальному
объединению. Я не считаю себя в праве навязывать свою волю. Но у нас есть планы
по объединению валютной сферы. Это тоже политическое решение. Есть и другие
планы. Мы должны договориться по тем принципам, которые приемлемы для наших
партнеров». Обратите внимание, Екатерина Пряник дает слова В. Путина в формате
цитаты, без пропусков и многоточий.
Хорошо, обратимся к официальной стенограмме «Прямой
линии» Президента РФ от 18.12.03 г. «ВОПРОС: Олег Павлович Кучко. Добрый день,
уважаемый Владимир Владимирович. Я представляю белорусское землячество, которое
создано несколько лет назад в Вологде. И нас интересует следующий вопрос: не
передумали ли Вы объединяться с Республикой Беларусь? Спасибо.
В.ПУТИН: Нет, Олег Павлович. Мы, конечно, не передумали.
У нас есть определенные планы. Но есть и сложности в ходе этого процесса. Вы
знаете, наверняка следили за этим, если задаете такой вопрос. Когда-то нам было
сказано, что Беларусь готова идти на объединение так далеко, как к этому будет
готова Россия. Мы отреагировали на это. Сказали, что готовы провести выборы
единого президента, единого парламента, готовы принять Беларусь в любом
качестве: либо целиком, либо отдельными регионами. Мы сразу же почти услышали
реакцию: для Белоруссии, для белорусского народа сегодня, во всяком случае,
такой способ кардинального объединения неприемлем. Так нам было сказано.
Я не считаю себя вправе настаивать на подобного рода
объединительных процессах, которые не устраивают наших партнеров. Нужно делать
только то, что хочет сделать наш партнер, на что он готов. И навязывать своей
воли мы не собираемся, это просто бессмысленно.У нас существуют планы тем не
менее по объединению в сфере валютного регулирования. Вы знаете, что есть планы
по переходу на единую валюту. На первом этапе это должен быть российский рубль,
с 1 января 2005 года по Договору мы должны это сделать. По всей видимости, вряд
ли мы решим эту проблему в срок. Хотя наши центральные банки и министры финансов
в целом договорились - даже подписали соответствующий документ. Но это тоже
политическое решение.
У нас есть и другие планы. Мы будем действовать по тем
направлениям, по которым сможем с нашими белорусскими партнерами договориться,
договориться на тех основаниях и по тем принципам, которые приемлемы для наших
партнеров. Процесс этот сложный, потому что он должен учитывать интересы обеих
сторон: как России, так и Белоруссии. Но намерение идти по пути интеграции есть,
и оно сохранилось не только у российского руководства, но и у руководства
Белоруссии - в этом у меня сомнений нет».
Разница между двумя цитатами, как говорится, налицо.
Вот сейчас и можно сочетаться славой с Катенькой
Пряник.
Во-первых, почему у этой девицы Олег Павлович
Кучко вдруг стал анонимом? А он, между прочим, глава местного белорусского
землячества. Непрофессионально.
Во-вторых, память у госпожи Пряник, поистине девичья.
Что же она «забыла» вставить в свое цитирование слова В. Путина о
многолетней интеграционной демагогии белорусского президента: «Беларусь готова
идти на объединение так далеко, как к этому будет готова Россия»? А потому
«забыла», что когда Россия предложила это объединение, то получила в ответ
эшелоны оскорблений и унижений - «Даже Сталин себе этого не позволял»,
«нас хотят подмять», «империя» и т.д. Российский истэблишмент уяснил четко - с
интеграцией А. Лукашенко Россию обманул. В. Путин это разочарование не
скрывал: «Так нам было сказано».
В-третьих, Катя Пряник совершенно правильно заметила,
что «совершенно не понятно, что это за новый такой термин «глобальное
объединение»? Политология ничего подобное пока не знает…» . Действительно,
непонятно, зачем Катя приписала авторство этого «нового» термина
российскому президенту? Ведь он ничего подобного не говорил. Катя просто
сочинила эти слова за него, а сейчас страдает: «… думай теперь над загадочным
термином «глобальное объединение». Так и хочется сказать «задумавшейся» Кате:
«Катенька, брось, не думай над тем, что пригрезилось. Все это девичьи фантазии о
чем - то глобальном…».
В-четвертых, Катя Пряник, как истинная женщина, не может
не воспользоваться случаем пригрозить мужчине пальчиком, тем более, что
мужчина - президент соседнего государства: «…хочется все же скромно
напомнить Президенту России, что Минск неоднократно подчеркивал: союз должен
быть равноправным. То бишь без взаимных посягательств на государственный
суверенитет».
Насчет того, что Минск «подчеркивал», то тут стоит
отметить, что он может хоть по двадцать раз на дню что-то «подчеркивать» или
вычеркивать. Это никого дальше ста метров от пресловутого адреса - Карла Маркса,
38 - в принципе не волнует. Но все-таки стоит так же скромно напомнить Катерине
слова российского президента: «Мы готовы провести выборы единого президента,
единого парламента…», «Я не вправе настаивать на подобного рода
объединительных процессах, которые не устраивают наших партнеров», «Нужно делать
только то, что хочет сделать наш партнер, на что он готов», «…навязывать своей
воли мы не собираемся, это просто бессмысленно», «Мы будем действовать по тем
направлениям, по которым сможем с нашими белорусскими партнерами
договориться, договориться на тех основаниях и по тем принципам, которые
приемлемы для наших партнеров», «Процесс этот сложный, потому что он
должен учитывать интересы обеих сторон: как России, так и Белоруссии». Неужели
все эти вышеперечисленные фразы В. Путина из все той же реальной цитаты
«Прямой линии» не отражают стремление России к равноправным отношениям с
Республикой Беларусь? Неужели слова «Нужно делать только то, что хочет наш
партнер» говорят о каком-то московском высокомерии или «посягательстве на
государственный суверенитет»? Может быть, Катя считает, что глава Российской
Федерации должен проявить к Александру Григорьевичу большее почтение,
продемонстрировать свою полную ничтожность перед светлым образом Отца
белорусского народа? Так об этом Кате и надо было писать, а не сочинять
небылицы.
Очередной труд госпожи Пряник, а стоит отметить, что мы
давно следим за ее творчеством, примечателен тем, что в нем открыто и
безнаказанно совершен подлог. Цитату президента соседнего государства извратили,
дополнили своими фантазиями, а затем за эту же фальшивку «автора» цитаты
выпороли. Это яркий пример грязной журналистики.
Читатель спросит: « а зачем мы вообще касаемся этих
газетных извращений? Разве мы не знаем цену этим цветным и толстым страницам с
желтым отливом?» Конечно знаем, но суть в том, что когда смотришь
правительственные таблоиды, то появляется шанс заглянуть под черепную коробку
нашей власти. Все дело в том, что все эти «Кати Пряники» пишут, четко выполняя
заказ из Администрации белорусского президента. И как им приходится
изворачиваться, какие позы принимать и какой абсурд пером прикрывать
- уму не постижимо!
В практике белорусских государственных СМИ поражает
многое. Беззастенчивая лживость, игра на самых примитивных и низменных
инстинктах народа, ненависть к соседним народам, чванливость и злорадство над
бедой соседа. Но есть еще одно, что сразу обращает на себя внимание. Это
безудержная трусость авторов. Об этом непременном признаке белорусского
агитпропа уже писалось не раз на нашем сайте.
Поразительно. Авторы «прикрыты» всей мощью карательных
органов государства - от КГБ до судов, обеспечены буквально всем - от квартир и
машин, окладов и санаториев до персональной охраны, и, тем не менее, рука
у них не поднимается подписаться под статьей настоящим именем. Следовательно,
все эти «Кати Пряники» понимают, что пишут не статьи, а
сворачивают фальшивые «куклы» для впихивания в мозги зомбированного электората.
Но вернемся к «Прямой линии».
Не ответить на слова В. Путина об интеграции с
Республикой Беларусь было нельзя. Поэтому Катя щелкнула каблуками и села
за клавиатуру. Нас в данном случае интересовала аргументация белорусских
властей. Ведь по идее автор статьи «Прямая линия» должен был системно изложить
причины, по которым А. Лукашенко, который многие годы выступал за
реальную интеграцию между двумя соседними странами, за построение Союза между
ними, за создание и развитие Союзного государства, в данное время не может пойти
на интеграцию с Россией. Это ведь не сложно - сказать правду и объяснить, что
никакой реальной интеграции никогда и не планировалось, что ничего, кроме лютой
нелюбви к Москве, России, да и к русскому народу, белорусское руководство,
включая и саму Катю Пряник, не питает. Но это их право. Только тогда пусть
не требуют от Москвы и россиян взаимной любви и уважения.
Итак, Минск не может ответить Москве ничего
вразумительного. Вместо ответа он идет на подлог и начинает просто
выкручиваться.
Но ведь это не может продолжаться бесконечно. Судя по
старту президентской кампании в Москве, В. Путин не настроен свой второй
срок провести на спортивных ристалищах. Какую социальную базу он будет
эксплуатировать, на какие партии опираться, какой идеологией придерживаться -
это тема отдельного разговора. Но нет сомнений, что российский президент
поставил перед собой задачу закончить свою президентскую карьеру с минимумом
неразрешенных проблем. Одна из них - подвешенная интеграция с Республикой
Беларусь.
Надежды А. Лукашенко, что ему удастся досидеть до 2008
года и запустить на следующих выборах свой новый сценарий борьбы за Кремль
иллюзорны. Для этого ему необходимо навязать Москве новый вариант
интеграционного марафона, запустить новую серию истребления кремлевских фужеров.
Иначе никакого газа и электроэнергии по российской цене, никакого
дополнительного транзита, никакой загрузки белорусских НПЗ, страна не
получит.
Не получится и с 10% приростом ВВП. Ведь для
взятия такого рубежа необходимо, чтобы белорусские товары не просто ушли с
заводских складов на соседний рынок, а прямо-таки монополизировали российские
просторы. Для этого, между прочим, надо закрыть добрых две сотни
российских предприятий, а, заодно, отправить вредителей на строительство
Балтийского газопровода.
Есть другой путь - строительство экономически
полноценного, политически устойчивого государства. Хорошая тема, но не с этой
властью. Так что писать об этом бесполезно. Пусть об этом пишет Катя Пряник,
купаясь в собственных «желтых» девичьих фантазиях.
|