Новая бюджетная стратегия МинскаАлександр Фадеев
Самыми заметными событиями декабря минувшего года стали
фактическая декларация Александра Лукашенко об изменении вектора внешней
политики с восточного на западный и принятие Палатой представителей бюджета на
2004 г. Последний, по настоянию президента Белоруссии, был рассмотрен в срочном
порядке, причем, абсолютное большинство депутатских поправок к законопроекту
Лукашенко не утвердил. Особенностью нового бюджета является не только срочный
характер его принятия, но и то, что он рассмотрен и утвержден, несмотря на то,
что цена и льготные объемы поставок такого важнейшего для белорусской экономики
энергоносителя как российский природный газ оставались на тот момент
неизвестными. Игнорируя это обстоятельство и реальное положение национальной
экономики, белорусский лидер выразил убежденность, что 2004 г. должен стать
годом «большого и стабильного ускорения социально-экономического развития
страны». Перед правительством поставлена задача преодолеть негативные тенденции
в экономике, снизить инфляцию и объемы складских запасов, а также добиться в
2004 г. роста ВВП на 10%, прироста инвестиций в основной капитал - 20%,
увеличить реальные доходы населения на 9%. Впрочем, на чем основывается столь
смелый прогноз первого лица государства - не ясно. Возможно, Лукашенко, как и
прежде, полагает, что для «большого скачка» достаточно будет в очередной раз
перетряхнуть государственный аппарат (это уже сделано) и поставить перед ним
«масштабные» задачи.
Главной чертой бюджета-2004 является его нацеленность на
достижение роста ВВП на 10%. Такого сверх напряженного бюджетного документа
новейшая история Белоруссии еще не знала. Отметим, что планируется увеличить
темпы роста ВВП более чем в два раза при сохранении социальной направленности
расходной части бюджета в объеме 66,8% и бюджетном дефиците в 1,5%. Непонятным
остается за счет каких дополнительных ресурсов высшее республиканское
руководство намерено добиваться поставленной цели, поскольку объективный прогноз
влияния внешней среды на экономику Белоруссии в начавшемся году является
неблагоприятным, а каких-либо радикальных реформ в ее хозяйственном комплексе не
проводилось. В более благополучном для республики с точки зрения стабильности с
поставками энергоресурсов, сырья и рыночной конъюнктуры 2003 г., например, рост
ВВП реально составил менее 4%, хотя официальные источники в правительстве РБ
настаивали на другой цифре - 6,6%.
Идея добиться любой ценой 10% роста ВВП, как отмечалось
выше, принадлежит лично белорусскому лидеру Александру Лукашенко. По своей сути
она не имеет ничего общего с экономикой и научным обоснованием путей увеличения
белорусскими предприятиями выпуска товарной продукции и объема оказываемых
услуг. Зато она вполне вписывается в политическую концепцию президента
Белоруссии об опережающем (по сравнению с Россией) социально-экономическом
развитии республики. В последнее время Лукашенко настойчиво и публично
подчеркивает тезис о том, что нынешнее государственное руководство России
буквально повторяет путь, пройденный Белоруссией под его мудрым руководством.
Кремль якобы вынужден поступать так, заимствуя опыт своего союзника, поскольку
белорусские стратегия, а также методы управления государством и экономическая
модель являются на сегодняшний день наиболее эффективными и оптимальными не
только на постсоветском пространстве, но и в мире.
В какой степени искренни эти заблуждения президента
соседней страны, или в подобных утверждениях больше чисто пропагандистских
мотивов, рассчитанных на неискушенное в вопросах политики и экономики
население Белоруссии и России, судить сложно. В любом случае стоит обратить
внимание на одно важное обстоятельство. В России в 2003 г. рост валового
внутреннего продукта был 6,7%. Но сам по себе рост в процентном отношении ВВП
еще не может свидетельствовать об успехах, достигнутых в макроэкономической
стабилизации, не является признаком динамизации хозяйственного комплекса и
укрепления позиций национальной валюты. Белорусский рубль, например, продолжает
свое падение, инфляция в 2003 г. в республике превысила 35%, в то время
как в России она удерживалась на уровне 11,5%, а российский рубль сегодня
неуклонно стремится к укреплению. Следует учитывать, что наиболее точным
показателем оздоровления экономики является не рост ВВП, а такой фактор, как
повышение внутреннего товарного потребления. Так вот, в России оно в 2003 г.
увеличилось более чем на 30% при повышении в среднем реальных доходов населения
на 14%, а в Белоруссии (по самым оптимистичным оценкам) - всего на 1-2%, а
республиканские планы по повышению благосостояния граждан оказались сорванными.
В республике сохраняется неразвитость платежеспособного
спроса внутреннего рынка, что усугубляется неопределенностью с ценами на
импортируемые газ, нефть, электроэнергию и сырье, неустойчивостью национальной
валюты и отсутствием ясных финансовых и экономических перспектив в среднесрочной
перспективе. Руководство республики с конца лета 2003 г. начало исподволь
готовить белорусских граждан к трудным временам, к неким потенциальным
испытаниям, которые предстоит преодолеть стране. Такая политика уже
привела осенью-зимой к тому, что значительная часть населения предпочла отложить
не столь необходимые покупки, включая товары длительного пользования, с тем,
чтобы оставить часть заработанных средств на «трудные времена», положив их в
«чулок» или на счет в банк. Кроме того, большую часть зарплаты (до 70%)
«съедали» расходы на питание, квартплату и бытовые услуги, а также
транспорт.
Другими факторами, определяющими
экономический подъем, всегда считались экспортная экспансия, основанная, прежде
всего на высоком качестве товаров и услуг, их ценовой конкурентоспособности на
внешних рынках за счет низких издержек производства и энергопотребления, а также
значительный рост внешних и внутренних инвестиций в реальный хозяйственный
комплекс. Что с этих позиций наблюдается в Белоруссии? За прошлый год
запасы готовой промышленной продукции из-за падения спроса на складах
белорусских предприятий оставались чрезвычайно высокими. На целом ряде
предприятий республики объем неликвидов достиг 80%, по предприятиям крупнейших
госконцернов доля складированной продукции по отношению к выпущенной такова:
"Беллегпром" - 131%, "Белместпром" - 146%, "Белбиофарм" - 114%, "Белгоспищепром"
- 148%, "Беллесбумпром" - 85%.
Присутствие Белоруссии на традиционных рынках
постсоветских государств продолжало в целом снижаться. Главными причинами такого
положения дел в экспортной сфере следует считать низкое качество ряда
белорусских товаров, а также подрыв конкурентоспособности
экспортноориентированных предприятий республики в силу избыточной налоговой
нагрузки (высокие прямые, косвенные и «оборотные» налоги) и объективного
купирования их активности со стороны правительства, осуществляющего директивное
перераспределение их доходов от внешнеторговой деятельности.
Важно подчеркнуть, что основным внешним рынком сбыта
товаров для Белоруссии остается российский. Именно на нем в 2003 г. республика
реализовала почти 58% всех своих экспортных поставок. Но рост товарно-денежного
оборота на этом сегменте внешнего рынка обеспечивался преимущественно благодаря
поддержке Правительства Москвы, а также за счет льготных поставок российского
природного газа и искусственного сдерживания российского рубля. Однако
полагаться дальше на столь значимые для республики акторы довольно
затруднительно. Ну, если руководство столицы России планирует и дальше помогать
развивать белорусскую товаропроводящую сеть, то цены на импортируемый из России
нефтегазовые энергоносители и сырье будут неизбежно расти. Кроме того, с декабря
2003 г. Центральный банк России прекратил валютные интервенции с целью
недопущения укрепления российского рубля. Президент России Владимир Путин также
сделал программное заявление о переходе в ближайшей перспективе к
конвертируемости российского рубля, которое фактически открывает зеленый свет
укреплению национальной валюты РФ. Это самым негативным образом отразится на
белорусских экспортных потоках в Россию - они пострадают в первую очередь,
поскольку практически никакого запаса прочности по критерию «цена-качество» у
большей части экспортной продукции РБ, идущей на восточный рынок, нет.
Провалом завершилась разрекламированная
правительственная программа по привлечению дополнительных внешних инвестиций в
экономику республики в 2003 г.: объем инвестиций в основной капитал был
зафиксирован на крайне низком уровне - всего около 2,6 млн. долларов США.
С 1997 г. правительство Белоруссии фактически полностью
остановило приватизацию, сочтя опасным для себя дальнейший процесс
перераспределения собственности, а, следовательно, и передел
финансово-экономических основ политической власти. Тем не менее, сохранив свое
подавляющее присутствие в экономике, банковской сфере и все рычаги управления,
высшее республиканское руководство полностью расписалось в своем бессилии
радикально улучшить экономическую ситуацию, обеспечить поступательное
реформирование промышленности и аграрного сектора. Низкое качество
государственно-политической элиты Белоруссии определило ее неспособность
выступить в качестве эффективного управляющего и собственника. Финансовое
положение большинства промышленных предприятий и субъектов хозяйствования на
селе сегодня предстает расстроенным, растет их текущая и просроченная
задолженность. Удельный вес неблагополучных активов в банковской системе
республики в среднем, исходя из экспертной оценки балансов системообразующих
банков, достиг 40%. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в
целом составляет около 9%, а доля убыточных предприятий - 38%.
Процесс приватизации в Белоруссии мог оказать
стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие национальной экономики,
заложить базис для экономической и валютной интеграции с Россией. Однако
Лукашенко отверг путь всеобъемлющей приватизации в силу, прежде всего не
экономических, а политических мотивов, выражающихся в стремлении не только
сохранить, но и усилить личную власть над всеми сферами жизни белорусского
общества. Глава белорусского государства совершенно не намерен был отказываться
от единоличного управления, распределения доходов, планирования и организации в
экономике. Кроме того, президент находился, да и находится сейчас, в плену
иллюзии, что экономику и население республики можно избавить от тяжелого бремени
преобразований, от ценового и социально-психологического шока, сопровождающих
любые радикальные реформы.
Череда последовательно сменявшихся с 1991 г.
национальных правительств так и не смогла выработать механизм для практического
преодоления фатальной зависимости республики от экспортных поставок нефтегазовых
энергоносителей, а также таких негативных факторов белорусской экономики как
порочная денежно-кредитная и ценовая политика, высокая энерго- и
материалоемкость промышленной продукции, значительное отставание
технологического уровня большинства производств от мирового, низкая культура
труда. В условиях, когда в республике запасы собственных топливно-энергетических
ресурсов минимальны, весьма остро стоит проблема энергосбережения, сокращения
потребления энергоносителей. Однако все задания Совета министров РБ по
энергосбережению в прошлом году были не выполнены. Так, например, министерство
обороны республики исполнило программу по энергосбережению всего на 54%, в то
время как на сегодняшний день военное ведомство является одним из основных
потребителей импортируемого природного газа (26 млн.куб.м.), электроэнергии (165
млн.кВт/ч.), угля (61 тыс.т.), дров (57 тыс.куб.м.). Практически на прежнем
уровне остаются и энергозатраты крупнейших предприятий белорусской
промышленности.
Республика живет явно не по средствам, тем не менее,
высшее руководство Белоруссии заявляет о своем стремлении продолжать масштабные
социальные программы, приступить к реализации в ближайшей перспективе
амбициозных проектов типа строительства в Минске высотной телевизионной башни
(это порядка 85 млн. долларов США), запуска собственного космического аппарата и
т.п.
Слабая профессиональная подготовка высших
правительственных чиновников Белоруссии, стремление госаппарата сохранить за
собой все командные высоты заставляет предположить, что и в ближайшей
перспективе наиболее эффективная децентрализованная приватизация в
республике проводиться не будет. Не стоит ожидать развертывание приватизации (в
том числе с привлечением иностранных инвесторов) как на микроуровне, так и на
макроуровне. Однако не следует при этом исключать, что белорусское руководство
пойдет на частичную приватизацию в макроэкономической сфере под жестким
контролем государственного аппарата, когда бенефициантами этого процесса станут
исключительно сами высшие правительственные чиновники, члены их семей и
представители директорского корпуса.
Президентская программа по грандиозному росту ВВП на 10%
в 2004 г. задумана, прежде всего, в политико-пропагандистских целях, для
укрепления пошатнувшегося в последнее время авторитета главы государства. Это
такая же утопия как пресловутые «Основные направления социально-экономического
развития РБ на 1996-2000 гг.», разработанные по заданию президента накануне референдума (аналогии с
нынешней ситуацией просматриваются). Этому документу Александр Лукашенко
придавал в свое время особое значение, а для его одобрения собрал даже
Всебелорусское народное собрание (в октябре 1996 г.). И что же? Главная задача -
значительное повышение жизненного уровня белорусского народа - так и не была
достигнута. Не были созданы предусмотренные «Основными направлениями» ни
высокоэффективная экономика, ни условия для опережающего развития науки,
образования, здравоохранения, ни «серьезные барьеры» на пути господства
государственных чиновников над социумом и человеком.
Следует при этом учитывать и накопленный экономический
опыт других постсоциалистических стран, который свидетельствует, что сам по себе
даже существенный рост ВВП автоматически не ведет к значительному подъему уровня
жизни населения. Здесь наиболее яркий пример - достижения Словакии в плане
заметного роста ВВП (до 6,6%) в период 1994-1998 гг., которые фактически никак
не сказались на благосостоянии граждан этой республики. Тем более не случится
этого в Белоруссии Лукашенко, поскольку республика все больше и больше отстает
от своих соседей и торговых стран-партнеров в глубоких, системных
преобразованиях: приватизации, структурной реорганизации реального сектора
экономики, реформах финансовой сферы и банковского сектора, в создании фондового
рынка.
Все это в свою очередь серьезно затрудняет экономическую
и валютно-финансовую интеграцию с Россией, которая, благодаря своим
инвестиционным потенциям, укрепившейся валюте, емкому внутреннему рынку и
способности к тесной производственной кооперации с субъектами хозяйствования РБ,
могла бы внести весомый вклад в макроэкономическую стабилизацию в республике, в
развитие ее экономики, торговли и социальной сферы. Минск при всех возможных
трансформациях политического режима, моделях управления не сможет игнорировать
высокую степень зависимости национальной экономики от внешних факторов
хозяйствования. В любом случае у Белоруссии нет альтернативы монопольной позиции
России в поставках в республику природного газа, нефти, необработанных алмазов,
сырья и комплектующих для тяжелой промышленности. Причина этого проста -
российский импорт энергоресурсов и сырья в обозримой перспективе останется
экономически выгодным для Белоруссии. Пока же взаимодействие двух стран больше
напоминает зону упущенных возможностей…
|