О визите в Москву первого вице-премьера Молдавии В.ИовваГеннадий Коненко
19 декабря с.г. по просьбе Кишинева состоялся рабочий
визит в Москву первого заместителя главы правительства Республики Молдова
В.Иовва. Конечно, молдавская сторона выбрала не самое удачное время для такого
визита, если иметь в виду недавний отказ президента РМ В.Воронина подписать
согласованный с Приднестровьем и Россией и парафированный им в присутствии
высокого представителя кремлевской администрации текст российского документа по
окончательному урегулированию приднестровской проблемы и созданию федеративного
молдавского государства.
Эта акция В.Воронина может рассматриваться фактически
как отказ в данный момент от российского посредничества в переговорном процессе,
а последовавшее молдавское предложение о будущем характере военно-гарантийной
операции, где основную роль должны играть ОБСЕ и страны Евросоюза, ведущее, в
результате, к ослаблению влияния России в регионе, может трактоваться и как
недружественный по отношению к ней шаг.
Москва, как представляется, совершенно не ожидала такого
поворота событий и сегодня находится в раздумье, а стоит ли дальше в своей
политике в Молдавии однозначно выступать в поддержку нынешних молдавских
властей, способных в одночасье поменять свои взгляды на 180 градусов.
Сложившаяся ситуация меньше всего располагала к
обсуждению и решению конкретных вопросов двустороннего экономического
взаимодействия между Россией и Молдовой. Хотя, возможно, Кишинев и не ставил
такой задачи, а хотел лишь прощупать почву и определить для себя, насколько
серьезны могут быть изменения в политике российского руководства по отношению к
Молдавии, в т.ч. в вопросах экономического характера, имеющих исключительно
важное значение для страны и выживания нынешнего режима.
Как стало известно, В.Иовв был принят заместителем
председателя правительства России, сопредседателем Межправительственной комиссии
по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой
Молдова А.Гордеевым. В ходе их встречи обсуждались, в частности, вопросы о
поставках в Молдавию продовольственной пшеницы, о выделении Кишиневу квоты на
беспошлинный ввоз в Россию молдавского сахара, об участии российских инвесторов
в строительстве сухогрузного порта и нефтяного терминала на молдавском берегу р.
Дунай в районе н.п. Джурджулешты.
Относительно поставок пшеницы еще в сентябре с.г. со
стороны Кишинева последовала просьба об оказании помощи зерном в связи с
неурожаем из-за неблагоприятных погодных условий. Правительство РМ определило
объем поставок продовольственной пшеницы в 350-390 тыс. тонн на условиях
предоставления Молдове российского технического кредита.
Россия, понимая возникшие в Молдавии трудности, уже
приведшие к росту цен на хлеб, выделила и доставила по назначению 10 тыс. тонн
пшеницы в виде гуманитарной помощи. Что касается дополнительных поставок зерна
на безвозмездной основе или продаже его по льготным ценам, то, как было сказано
В.Иовву, в настоящее время этот вопрос рассматривается в соответствующих
российских министерствах и ведомствах. Следует учитывать также то
обстоятельство, что и в России в этом году полученный урожай зерновых меньше,
чем в прошлом году и что у нас сегодня в этом плане есть свои трудности.
Поставленный вице-премьером В.Иоввой вопрос о выделении
квоты на беспошлинный ввоз в Россию молдавского сахара не нов. Общеизвестно, что
сахар входит в группу товаров, изымаемых из режима свободной торговли между РФ И
РМ. Однако российская сторона по просьбе молдавского правительства на основании
протоколов об отмене изъятий из режима свободной торговли практически ежегодно
выделяла Молдове беспошлинные квоты от 10 тыс. тонн до 32-35 тыс. тонн. Причем
не один раз было зафиксировано, что Молдавия под видом своего сахара пыталась
поставить в Россию часть закупаемого ею на мировом рынке тростникового сахара.
Поэтому в настоящее время подписанные с РМ документы о поставках сахара четко
определяют, что сахар обязательно должен быть молдавского происхождения и
свекловичным.
Интересно, что Кишинев, получая в последние годы квоту в
32-35 тыс. тонн, в текущем 2003 году запросил увеличения квоты до 100 тыс. тонн,
тогда как в этом году в Молдавии было произведено лишь немногим более 80 тыс.
тонн сахара. Если учесть внутренние потребности страны в сахаре, включая
плодоовощную перерабатывающую промышленность, то вряд ли Молдавия сможет
поставить на внешний рынок более 40-50 тыс. тонн.
На наш взгляд, является правильным существующее мнение о
том, что с учетом интересов российских производителей сахара Молдавии нужно
предоставить прежнюю квоту на поставку в Россию сахара (до 35 тыс. тонн), тем
более на тот счет есть соответствующие договоренности. Этой квоты Кишиневу будет
вполне достаточно.
Как уже упоминалось выше, А.Гордеев и В.Иовв рассмотрели
вопрос о российском участии в строительстве Джурджулештского порта. В молдавской
печати были приведены слова российского министра о том, что Москва
заинтересована в подключении к работам по завершению строительства портовых
сооружений. Но в прессе не сообщалось о том, что потенциальные российские
инвесторы готовы приступить к строительству при определенных условиях, основным
из которых является передача земельных участков и имущества порта в их
собственность или в аренду на длительные сроки. Это будет компенсацией за
финансирование проекта строительства и возможную выплату Европейскому банку
реконструкции и развития молдавского долга в размере 15 млн. долл. США. Дело в
том, что проект возведения нефтетерминала был разработан в 1996 году. На
реализацию проекта ЕБРР выделил Молдове кредит на сумму около 40 млн. долл. США,
из которых было освоено примерно 24,5 млн. Но Кишинев не выполнил свои
финансовые обязательства, ЕБРР приостановил дальнейшее кредитование, а греческий
подрядчик свернул дальнейшие работы по строительству порта. По настоятельной
просьбе молдавской стороны Министерство транспорта России изучило возможность
подсоединения к завершению строительства порта российских инвесторов на
приведенных выше условиях. Молдавская сторона, ссылаясь на внутреннее
законодательство, заявляет о невозможности передачи земельных участков и
сооружений порта российским предпринимателям. В этом случае непонятно, на что
рассчитывают молдавские власти. Альтруизм нынче давно не в моде, а в
экономическом сотрудничестве главным критерием является взаимная выгода.
Впрочем, для Кишинева такой подход в отношении России
становится обычным явлением.
В ноябре 2001 года между РФ и РМ было подписано
Межправительственное соглашение о поставках российского газа в республику и
реструктуризации «газового» долга Молдавии. Что касается поставок газа в
соответствии с положениями соглашения, у Кишинева особых вопросов нет, но
когда речь заходит о выполнении графика уплаты просроченной задолженности,
которая превысила сегодня 121 млн. долл. США без учета пени, то он не считает
себя связанным обязательствами, поскольку, мол, соглашение не ратифицировано
парламентом РМ. А ведь прошло более двух лет после его подписания. Вот такая
«двойная» бухгалтерия.
Можно привести и другие подобные примеры. Выпущенные в
счет реструктуризации долга за газ векселя правительства Молдовы перед ОАО
«Газпром» на 90 млн. долл. США не обслуживаются. Предложения «Газпрома» о
передаче акций молдавских энергопредприятий в счет погашения долга, по словам
премьер-министра РМ В.Тарлева, для Молдовы также неприемлемы, т.к., видите ли,
МВФ и ВБ против этого. Своих предложений у Кишинева по расчетам за газ пока
нет.
Поэтому представляются совершенно обоснованными и
оправданными действия «Газпрома», сократившего с 1 декабря с. г. поставки газа в
республику на 50%.
Несмотря на некоторое увеличение промышленного
производства (стройматериалы, мебельная и перерабатывающая отрасли и др.), в
целом экономико-финансовая ситуация в Молдавии, да и внутриполитическая тоже,
остается весьма напряженной. Так, что вопрос о развитии связей с Россией,
видимо, по-прежнему будет стоять в повестке дня молдавского руководства, от
решения которого во многом будет зависеть будущее всей страны.
|