Молдова Ази, 15 декабря 2003 Ближнее соседство или соседство eвропейское?Г.Кожокару
Предложение России
Похоже, после недавних парламентских выборов в России,
принесших победу политическим силам, спекулирующим на фрустрациях россиян в
результате распада СССР и поддерживающим иллюзию так называемой исторической
"миссии" Москвы на международной арене, внешняя политика кремлевских властей
претерпит ряд коррективов, которые затруднят ее диалог с Западом. Первые сигналы
в этом смысле уже поступили - в виде крайне раздраженного поведения российского
министра иностранных дел на саммите ОБСЕ в Маастрихте и недостижения общей
позиции по Грузии и Республике Молдова в ходе Брюссельского совета Россия-НАТО.
Несмотря на то, что фигура президента Путина гарантирует преемственность
внешнеполитического курса России, новая политическая конфигурация
Государственной Думы, сложившаяся после прошедших 7 декабря выборов
(корректность которых вызывает озабоченность Европы и Соединенных Штатов),
скажется и в плане отношений с Республикой Молдова. По отношению к Молдове у
российского руководства, после того как президент Воронин отказался подписать
Меморандум Козака, накопилось с трудом скрываемое недовольство. На этом
поврежденном фоне молдо-российских отношений следует ожидать усугубления
атмосферы на переговорах по приднестровскому вопросу, возникновения новых
"сложностей" с выводом российских войск и вооружения из Приднестровья,
реактуализации вопроса об "исторических" долгах Кишинева и т.д. Наконец, Россия,
чья дипломатия умеет с равной виртуозностью пользоваться и "кнутом", и
"пряником", по-прежнему предлагает Республике Молдова Ближнее Соседство,
непривлекательное и замешанное на терминологии холодной войны.
Предложение Европейского Союза
Независимо от притязаний Москвы на сохранение
геополитической монополии над берегами Днестра, регион, к которому принадлежит
Республика Молдова, становится сценой с намного более конкурентоспособными, чем
Россия, актерами, а Республика Молдова - все более увлекаемой на орбиту
процессов евроатлантического расширения и интеграции. Состоявшийся 5 декабря
визит в Кишинев Комиссара ЕС по расширению Гюнтера Ферхойгена подтверждает
интерес Европейского Союза к данному региону и открывает новые возможности
сотрудничества между Республикой Молдова и Евросоюзом. Европейский комиссар
сформулировал в Кишиневе то, что можно назвать предложением ЕС Молдове на данном
этапе. Несмотря на то, что с географической точки зрения Молдова станет соседом
ЕС в 2007 г., после вхождения Румынии в европейскую семью, Брюссель уже
рассматривает ее как соседа, с которым намеревается, не откладывая, строить
отношения доверия и тесного сотрудничества. В Кишиневе Гюнтер Ферхойген изложил
основные направления концепта Европейского Соседства, исходящего из предпосылки,
что расширение ЕС не должно сопровождаться новым расколом Европы. ЕС
заинтересован в том, чтобы ареал процветания и стабильности распространялся и за
пределами Союза. Брюссель стремится к этой важнейшей цели путем заключения со
своими новыми соседями партнерства, основанного на общих ценностях, на
укреплении экономического сотрудничества, культурных ценностей,
взаимозависимости, а также на солидарном отношении к общим угрозам - терроризму,
региональным конфликтам, организованной преступности, нелегальной миграции. На
Востоке политика соседства ЕС относится к четырем государствам- членам СНГ:
Республике Молдова, Российской Федерации, Украины и Беларуси. Ни одно из них не
может надеяться на включение в график проходящего ныне расширения ЕС, однако, и
это очень важно, политика Европейского Соседства не закрывает двери для
проявления европейских устремлений со стороны любого из этих государств. Что
касается Республики Молдова, Брюссель готов к полномасштабному освоению
возможностей, предоставляемых Соглашением о Партнерстве и Сотрудничестве с
Кишиневом, и в то же время он готов перейти за установленные этим документом
рамки - при соответствующих и обоюдно желаемых обстоятельствах. Сегодня в
отношениях со своими четырьмя новыми восточными соседями ЕС стремится
разработать План Действий с каждой страной в отдельности, чтобы придать ясную
перспективу своей Инициативе Европейского Соседства.
Запоздалая "смена пластинки"
Насколько восприимчивым к данной перемене пейзажа
является нынешнее руководство, и какова его непосредственная реакция на все эти
новые вызовы геополитического контекста? Судя по событиям, развернувшимся в
Кишиневе уже после отбытия комиссара ЕС по расширению, президент Воронин
пытается упрочить европейский вектор своей внешней политики, подчеркивая
приоритетность курса на европейскую интеграцию и необходимость следования
направленной на это четкой стратегии. Он наметил индивидуальный план действий
относительно продвижения Республики Молдова по пути европейской интеграции,
который в конечном итоге должен завершиться вхождением страны в Европейский
Союз. Этот план предусматривает, среди прочего, вывод войск и вооружения
Российской Федерации с территории Республики Молдова, решение приднестровского
вопроса, обеспечение региональной стабильности и безопасности. Чтобы Молдова
обрела в ближайшие 2-3 года статус страны-кандидата на вхождение в ЕС, президент
Воронин поставил перед молдавской дипломатией задачу привлечения ЕС к
урегулированию приднестровского вопроса. Евросоюз должен стать "одним из
гарантов" урегулирования конфликта и поддержать ввод в Приднестровье
миротворческих сил под эгидой ОБСЕ. Также Европейский Союз должен сыграть
ведущую роль в постконфликтном процессе. Эти инициативы, отвечающие национальным
интересам Республики Молдова, были озвучены главой государства в ситуации, еще
носящей отпечаток меморандума Козака, который, в случае подписания, поставил бы
под угрозу суверенитет и европейское будущее Республики Молдова.
Итак, между Ближним Соседством России и Европейской
Инициативой для Новых Соседей, политическим решением, которое впоследствии
потребует убедительного подтверждения, Кишинев делает выбор в пользу
Европейского Союза. Это запоздалое начало является, пожалуй, последним шансом
Молдовы подогнать свои устаревшие рельсы под стандарты европейского экспресса.
|