АРМЕНИЯ
ИА REGNUM, 18 декабря 2003 Противостоит ли Армения вызовам: политическим, экономическим, геостратегическим?
Интервью
министра обороны Армении Сержа Саркисяна
Господин министр, Вы являетесь сопредседателем
армяно-российской межправительственной комиссии. Вследствие ухода с поста
сопредседателя с российской стороны Ильи Клебанова претерпят ли какие-либо
изменения тактические и оперативные задачи этой комиссии?
- Не могу сказать - да, поскольку уход Ильи Клебанова с
этого поста не был обусловлен работой комиссии.
Обычно каждый новый человек привносит новые подходы и
новые нюансы. Особенно в контексте российско-армянских договоренностей о
погашении долга Армении перед Россией за счет передачи в собственность РФ ряда
армянских предприятий. Вполне возможны определенные уточнения - темпов
реализации, подходов к прежним оценкам …
- Естественно, ничего не исключено. Человеческий фактор
нельзя не учитывать. Считаю, что от конкретной личности в любой работе зависит
многое. Но как раз с приходом Клебанова комиссия стала играть существенную роль
в армяно-российских отношениях - наше весьма долгое, плодотворное сотрудничество
в военно-политической и политической областях пополнилось и конкретным
экономическим содержанием. Считаю, что Ильей Клебановым было сделано очень
многое с тем, чтобы Россия усмотрела в Армении и экономический интерес. С
приходом Бориса Алешина, уверен, сотрудничество в этой области продолжится.
По реализованной схеме есть разные оценки. В частности,
говорится, что основное ее слабое звено - метод оценки предприятий, степени их
капитализации. К примеру, на предприятии "Марс" сосредоточен в основном
интеллектуальный потенциал, который можно и растерять, если сотрудников "Марса"
не устроят условия, предоставляемые российской стороной. Что же тогда приобрела
Россия?
- Вначале, когда мы только начинали этот процесс, очень
многие в России и в Армении считали его осуществление невозможным. Потом, когда
убедились в серьезности схемы и реальности ее претворения в жизнь, стали
говорить – кстати, и в российской прессе, что армянская сторона путем каких-то
ухищрений или фокусов пытается "толкнуть" российской стороне мертвые
бездействующие предприятия – словом, балласт. И, наоборот, в Армении говорили,
что россияне посредством политического прессинга отбирают у республики все самое
лучшее. Тогда как истина находится где-то в середине: переданные России
предприятия не были для Армении мертвым грузом. При хорошей организации
производства и наличии рынка они могут прекрасно работать. По поводу "Марса"
могу сказать, что это -современное предприятие, не имеющее в своей области
аналога на территории СНГ. "Марс" был рассчитан на советский рынок. На его
создание было затрачено много средств – порядка $600 млн. Сегодняшней Армении
просто не под силу загрузить такие мощности. Чего нельзя сказать о России,
имеющей возможность нормально задействовать "Марс", нацелив его на
удовлетворение внутреннего спроса. Уверен, "Марс" заработает. Уверен также, что
в армяно-российских экономических отношениях это предприятие будет играть весьма
существенную роль. Другое предприятие в данной схеме - Разданская ТЭС,
вырабатывающая 40% всей электроэнергии Армении. Однако проблема в том, что
себестоимость производимой электроэнергии была гораздо выше, чем у других
производителей. В то же время это предприятие работает на российском газе, и,
естественно, нормальный режим его функционирования напрямую зависит от
российской стороны. Одним словом, считаю, что это была обоюдовыгодная сделка,
призванная и способная принести пользу, как Армении, так и России. Что же
касается армянских и российских критиков сделки… Ее критикуют люди, в своем
исключительном большинстве отдаленно знакомые с проблемой и процессом. К
примеру, таковые в Армении заявляют о том, что правительство передало России
почти весь энергокомплекс республики и, якобы, Москва может в любой момент
применением экономических санкций оказать политическое давление на руководство
Армении. Твердят, не отдавая себе отчета в том, что топливо как для ТЭЦ, так и
для Армянской атомной электростанции завозилось и завозится из России, почему и
при желании Москва могла бы всегда оказывать давление - хотя бы прекратив
поставки сырья. Объяснение здесь одно: оппозиционно настроенные к властям люди
критикуют их при каждом удобном случае - и в угоду личным интересам. Мы очень
спокойно относимся к этому и пытаемся разъяснить: что к чему. Понимают или нет -
их дело.
Может ли привести к снижению учетной стоимости активов
предприятий, переданных России, возможная их переоценка или пересмотр условий
данной сделки?
- Исключается. Во-первых, не думаю, что будут
проводиться какие-то специальные изучения. Ведь они проводились как в
подготовительный период, так и в ходе самого процесса. Предполагать, что мы с
Ильей Клебановым определили стоимость предприятий на глаз, – абсурдно. В
процессе участвовали квалифицированные аудиторы, независимые эксперты как с
армянской, так и российской стороны. Если у кого-то и остаются на сей счет
сомнения, то можно просто приехать и посмотреть на предприятия. Дело в том, что
сомневающиеся и критикующие – и, в первую очередь, это касается российской
стороны - в своем подавляющем большинстве вовсе и не видели того, что приобрела
Россия.
Что касается интеллектуальной собственности… Разговор на
данную тему возник не столько из-за "Марса", сколько из-за трех
научно-исследовательских институтов. Два из них были основаны на базе
известнейшего в Советском Союзе института математических машин имени Мергеляна,
третьим является Институт материаловедения. Во всех трех институтах
интеллектуальный потенциал огромен, и он может стоить гораздо дороже.
Немаловажно и то, что эти предприятия до сих пор продолжают работать на ВПК
России. Удержит или нет российская сторона этот потенциал, всецело зависит от
дальнейшей организации работы. Доверь любому человеку миллиардный капитал, и он
способен его растранжирить в течение двух-трех лет. То же касается и
интеллектуального потенциала. Тут я не усматриваю никакой опасности.
Скажется ли на партнерах России по ДКБ объявленное
перевооружение российской армии?
- Обязательно скажется, поскольку еще года два тому
назад сторонами договора было подписано соглашение о льготном приобретении
вооружений. Хотя в самой России процесс полностью не регламентирован, тем не
менее, президент РФ Владимир Путин в ходе последней встречи с министрами обороны
стран СНГ заявил, что эти положения станут действовать с первого января 2004
года. То есть наравне с остальными членами ДКБ Армения будет иметь право на
приобретение у России вооружения, военной техники и боеприпасов на тех же
условиях, что и российская армия. Так что за Россией не станет, дело - за
армянской стороной: будут деньги – будет и современное вооружение.
Бытует мнение, что ДКБ без Азербайджана - крепче. С
другой стороны, очевидно, что любой международный договор крепок охватом
участников. Где здесь правда?
- Крепость той или иной организации зависит от степени
заинтересованности в ней стран-участниц. 50 их или пять - не суть важно, если
речь идет о крепости, а не о мощи. В данном случае, все страны-члены ДКБ и, в
первую очередь, руководители этих стран придерживаются очень правильной позиции:
мы никого насильно сюда не тащим, мы никого не просим – мы создаем нормальные
условия работы. Я всегда выступал сторонником - и многократно заявлял об этом на
встречах с высшим руководством России - выполнения тех положений, которые,
собственно, и побудили стран-участниц вступить в ДКБ. Во-первых, это – льготы в
военной и военно-технической сферах, во-вторых - более чуткие взаимоотношения
между членами ДКБ. И никто в данном случае не должен оставаться в обиде. Вы
упомянули Азербайджан. Думаю, что эта страна не имеет ни морального, ни
юридического права обижаться на Россию за поставки Армении вооружения на
льготных началах. Здесь все предельно ясно: если есть желание - пожалуйста,
приходите в ДКБ и пользуйтесь теми же льготами. Если вы желаете вступить в иную
организацию, то тогда уж у нее приобретайте вооружение на льготных началах.
Кое-кто из российских чиновников утверждает, что Москва должна строить
одинаковые отношения со всеми странами Южного Кавказа и в целом со странами СНГ.
Такой подход, мягко говоря, непонятен. Зачем же тогда ДКБ и мы - в ней? Кстати,
в ходе последней встречи с президентом Путиным, он точно так и выразился: зачем
нужен договор, если для стран-участниц не будут предусмотрены определенные
льготы. Думаю, после такой постановки вопроса самим президентом РФ российские
чиновники пересмотрят свою позицию.
Американская администрация объявила, что намерена
осуществлять, в частности, в Азербайджане новую методику военного присутствия -
наличием мобильных групп, а не военных баз. Достаточен ли фактор наличия в
Армении российского военного контингента для противостояния этим новым вызовам,
или же будут необходимы новые решения, призванные уравновесить возможное
американское присутствие в Азербайджане?
- Общеизвестно, что база - это место расположения войск,
независимо от их количества. Поэтому, какая бы формулировка ни давалась
присутствию войск одного государства на территории другого, иначе, чем военной
базой, это не назвать. Во-вторых, я не считаю, что присутствие американских
военнослужащих в Азербайджане непременно приведет к дестабилизации, к
противоборству США с Россией. Более того, не думаю, что именно по этой причине
нам следует усилить российское военное присутствие в Армении. Не знаю, может
после событий в Молдове и Грузии, изменения в российско-американских отношениях
и произойдут, однако на протяжении последних двух-трех лет мы становимся
свидетелями иного: а именно, сближения позиций России с США и НАТО. Это,
конечно, дело двух государств. Важно другое - вне зависимости от каких-либо
событий и происшествий, мы утверждали и будем настаивать на необходимости
последовательного наращивания Россией мощи своего военного потенциала в Армении.
База – это не флаг, как символ присутствия государства, а реальная сила вместе с
флагом – то есть истинное присутствие.
Как Вы считаете, при негативном развитии событий в
Грузии следует ли Армении предпринять дополнительные меры, направленные на
обеспечение своей безопасности?
- В конкретном случае следует говорить о безопасности
экономики, поскольку я сильно сомневаюсь, что нестабильность в Грузии
спровоцирует деструктивные акции грузин в отношении Армении или ее границ.
А в контексте Джавахка?
- Не усматриваю угрозы безопасности даже в контексте
Джавахка – скажем так, не обижая никого. Я всегда говорю, что стабильность
Грузии, скорее, нужней армянам, чем самим грузинам. Основные наши транспортные
артерии проходят через Грузию, и неуправляемая ситуация, хаос пойдут нам во
вред, ставя под сомнение нормальные поставки и работу нашей промышленности.
Через Грузию проходит единственный трубопровод, поставляющий в Армению газ.
Поэтому, естественно, нестабильность ситуации в Грузии чревата весьма
негативными последствиями для Армении - встает непосредственная угроза нашей
национальной безопасности, поскольку стабильный срыв поставок грузов в Армению
и, как следствие, экономический коллапс может вызвать у Азербайджана соблазн
возобновить боевые действия и к чему-то прийти.
Вы - представитель высшего руководства Армении и,
конечно же, просчитали самый худший сценарий развития ситуации в Грузии,
способный привести к новой блокаде Армении, но уже с севера. Очевидно, при таком
развитии событий останется одна дорога жизни–через Иран. Поскольку США
вынашивают план наращивания прессинга на Иран - в том числе с использованием
Азербайджана, получается, что блокада с севера– военная или провоцированная
внутриполитическим хаосом в Грузии, дипломатическая - с юга, а также "западные
друзья" всячески будут подталкивать Армению к турецкой границе - как на главное
окно в Европу. Заготовлен ли ответ на такой вот сценарий комбинированной
блокады?
- Безысходных ситуаций не бывает, и, в первую очередь,
не бывает для целого народа. Что же касается турецких границ… Я - сторонник
скорейшего их открытия, и без каких-либо условий. Но мы же не можем насильно это
сделать - в одностороннем порядке. Будем надеяться, что ваш мрачный прогноз не
претворится в жизнь. Если же претворится … Пар в котле бесконечно не
удержать.
Просчитываются ли экономические аспекты открытия
армяно-турецкой границы? Готов ли потребительский рынок, местный производитель к
наплыву дешевых турецких товаров, рабочей силы? Или будут предусмотрены жесткие
ограничения?
- Не думаю, что все это до конца просчитано, не думаю,
что в Турции рабочая сила дешевле, чем у нас. То, о чем вы говорите, палка о
двух концах: может быть, товар, производимый в Турции, гораздо дешевле армянской
продукции. Я - не экономист, но знаю, что если будет дешевый товар, не
уступающий по качеству дорогому, то ощутимых потерь не будет. Чем хуже турок
наши специалисты и рабочие? Почему турки могут производить дешевый товар, а мы -
нет? Если такое и случится, то, следовательно, или наши законы плохи, или мы
сами не в состоянии производить хорошую и дешевую продукцию. Но я уверен, что и
по части законов, и по части специалистов у нас обстоит гораздо лучше, а если к
тому же приплюсовать и относительно дешевую электроэнергию, производимую
Арменией, то о неконкурентоспособности говорить не придется. Уверен, в этой
конкуренции мы только выиграем. Самая большая проблема в экономике Армении –
транспортная составляющая. Она очень высока. Для того, чтобы перевезти тонну ГСМ
из Поти в Айрум (таможенная граница Грузии с Арменией), мы тратим $40, что
гораздо дороже, чем перевезти ту же тонну в Поти с любого конца света. Иногда,
когда цена на нефть падает, транспортные расходы доходят до 50% от стоимости
поставляемого груза. И поэтому в Армении взят курс на производство товаров с
мизерной транспортной составляющей. Вот если абхазская железная дорога
заработает – последует бурный рост армянской промышленности.
Азербайджан упорно не отказывается от заявлений
радикального толка. Продолжающиеся встречи на высоком уровне вокруг
урегулирования карабахской проблемы так и не приводят к реальным подвижкам в
позиции этой страны. Как вы расцениваете реальность угрозы возобновления
войны?
- Сегодня возможность возобновления военных действий, на
мой взгляд, невелика. Мы успели привыкнуть к такого рода заявлениям. Их мы
слушаем так давно, что надоело и слушать. Будучи председателем Комитета
самообороны Карабаха, такие заявления я слышал всякий раз, как только менялось
военное руководство Азербайджана, а это происходило очень часто. Каждый вновь
приходящий заявлял, что через неделю будет чаевничать в Степанакерте. Это
желание так и осталось желанием. Думаю, эти высказывания отнюдь не адекватны
состоянию вооруженных сил Азербайджана. Специально для армянской общественности
заявляю: по состоянию на сегодня армянские вооруженные силы в состоянии, не
тужась, защитить границы. Конечно, форс-мажорные обстоятельства не исключены.
Было же, к примеру, в 1988 году Спитакское землетрясение… Впрочем, и при
победном исходе новая война не пойдет на пользу Армении, поскольку приведет к
потерям людских и материальных ресурсов, спаду экономики, что ухудшит и без того
сложное социальное положение населения. Поэтому мы, люди, занятые в военном
деле, лучше всех осознаем и представляем ужасы и последствия войны и, видимо,
именно нас, больше всех, она не устраивает.
Бытует мнение, что Армения проигрывает Азербайджану в
информационной войне, в плане привлечения внимания международной бюрократии,
международных организаций к карабахской проблеме. Согласны ли Вы с этим?
- Считаю, что информационную войну или просто работу
нельзя рассматривать в отрыве от происходящих событий. Вероятно, все убеждены в
том, что до 1992 года Армения выигрывала на этом фронте, и симпатии
международного сообщества были на нашей стороне. Почему? Да потому, что все
видели как армянам плохо. Был Сумгаит, где азербайджанцы убивали армян. Жертве
есть о чем сказать… Но в результате боевых действий силам самообороны Карабаха
удалось создать зону безопасности. В результате появились беженцы, и вот уже 9
лет азербайджанцы при каждом удобном случае твердят об армянской агрессии и
оккупированных землях. И не всегда армянские участники разных высоких форумов
дают тому должный ответ. Почему? Да потому, что, по нашему мнению, высокие
форумы – не место для бесплодных дискуссий между Арменией и Азербайджаном. Если
выступления министра обороны Азербайджана бывают исполнены воинственного духа,
то мне не всегда бывает удобно парировать – в конце-то концов, нельзя же
превращать, к примеру, заседание Совета министров обороны СНГ в банальную ссору.
Объективная задача Армении - наладить хоть какое-то сотрудничество с
Азербайджаном. В этом смысле мы не подвергаем себя никакой политической
опасности. Никто меня не может обвинить в том, что пытаюсь наладить контакты с
министром обороны Азербайджана, а вот его положение в этом плане очень шаткое,
поскольку могут сказать: что ты там обсуждаешь с агрессором?
Говорят о политических разногласиях между Степанакертом
и Ереваном. Говорят, что объективная база разногласий - в привычке Еревана
видеть себя лидером переговорного процесса. Тогда как Карабах сетует, что его
субъектность отходит в тень. Или это домыслы?
- Думаю, того желают видеть определенные круги в самой
Армении. Я же не усматриваю каких-либо серьезных разногласий. Конечно, подход к
проблеме не всегда одинаков, но так и должно быть. В контексте переговорного
процесса для руководства НКР и карабахцев никаких поводов для беспокойства нет.
Как писала одна ереванская газета, даже коню памятника маршалу Баграмяну ясно,
что без согласия и желания Карабаха и карабахцев каких-либо серьезных решений не
будет принято. Присутствие представителя Карабаха в переговорном процессе было
необходимо тогда, когда карабахцы питали сомнение в адекватности духа
переговорного процесса их чаяниям. Нет сегодня сомнений - нет и проблемы. А что
сомнений быть не может - тоже однозначно: президент Армении посвятил треть своей
жизни осуществлению именно этих чаяний и никогда никому, а тем более – себе, не
позволит бросить тень на собственную биографию.
Есть ли идеальная или наиболее предпочтительная формула
будущего взаимодействия двух армянских государств? Если, конечно, для Карабаха
все счастливо образуется…
- Во-первых, я был, остаюсь и всегда останусь
сторонником присоединения Карабаха к Армении. Думаю, это будет самый счастливый
день в моей жизни. Но если по стечению обстоятельств Карабах станет отдельным
государством, думаю, мы будем иметь пример жизни государств, не разделенных
границами и с идентичными законами. Иного я представить не могу. А возможность
того, что Карабах будет самостоятельным, конечно, не исключена. Потому что,
условия, которые мы провозгласили и при наличии которых пойдем на решение
вопроса (Карабах не может находиться в составе Азербайджана, он более не может
существовать анклавно (то есть должна быть сухопутная граница с Арменией) при
четких и жестких гарантиях безопасности населения) предполагают как
присоединение Карабаха к Армении, так и создание отдельного государства.
|