Эл. почта (Кокшетау, Казахстан), 20 декабря 2003 Решение «русского вопроса» в Казахстане: ликвидация «невменяемых»
Пресс-служба «Центра содействия демократии»
В Казахстане начато создание новой Русской общественной
организации. Происходит это способом, к сожалению, ставшим традиционным для
казахстанских властей: делением людей на «вменяемых» и «невменяемых». При
этом право оценки интеллектуального и психического здоровья своих
сограждан правящий режим оставляет за собой.
Таким же административно-законодательным способом на
протяжении последних лет создавались пропрезидентские партии и
общественные объединения, а другие оппозиционные организации и движения
выдавливались из правового поля. Время от времени происходила фильтрация, после
которой «не лояльные» партии и общественные объединения выпадали «в осадок».Так
произошло с Республиканской народной партией (РНПК) и движением
Демократический выбор Казахстана (ДВК), и другими, менее известными,
организациями.
С национальными общественными объединениями поступили
несколько иначе. Славян разделили на украинцев, русских и белорусов, остальных
русскоговорящих - соответственно, на поляков, корейцев, немцев и др. Посредством
административного «почкования», и в противовес реально действующим на тот
момент организациям, создали ряд контролируемых властью «фольклорных групп», а
затем их, как «полномочных» представителей наций и народностей, ввели в не
легитимную Ассамблею народов Казахстана.
Как нам стало известно, явочным порядком, без каких-либо
консультаций и встреч с лидерами действующих русских организаций, руководителем
«новой» Русской организации назначается «сильная личность» - Сергей
Терещенко, бывший премьер-министр начала 90-х. К нему в соратники и вожди также
назначаются несколько «харизматиков» с русскими фамилиями, пока ещё
остающихся в казахстанской элите.
«Съезд выбирает Президиум (лиц
уровня пункта 4) и Председателя Президиума - Терещенко С. А. Также в
Президиум можно ввести руководителей русских организаций, учредивших Русское
движение Казахстана. Может быть, следует рассмотреть вопрос выбора
сопредседателя - Митрополита Мефодия. Президиум учреждает исполнительный орган -
Исполнительного директора и его заместителей. Полагаем что нет необходимости
копировать структуру КПСС с её орг. отделами, отделами пропаганды и проч. Вся
текущая работа будет поручена исполнительному директору и его заместителям.»
Это цитата из неофициального документа, названного
«Концепцией создания Русской общественной организации» и переданного нам людьми,
близкими к руководству русских организаций. По информации из наших источников,
идёт усиленная психологическая обработка отдельных авторитетов в среде
русского движения с целью использования их влияния для реализации
«сценарной заготовки», заложенной в этой «концепции»
Дальше в этом документе, по характеру больше
напоминающем «инструктивное письмо» разработанное профессиональными
аппаратчиками, говорится :
«4. Форма организации. Конечно,
логично было бы создать русское движение как объединение
существующих (вменяемых) русских организаций. Естественно,
участвующие организации являются равноправными, но подчиняющиеся единому центру
управления в реализации стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не
найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с
участием уже означенных лиц в качестве
организаторов».
Надо заметить, что в этой концепции-«инструкции» есть
ряд дельных соображений и, если бы инициаторы и авторы пошли по пути
цивилизованного диалога, то этот документ мог бы стать базой для серьёзного
обсуждения всех заинтересованных сторон. Но, мягко говоря, явное
неуважение к членам и руководителям действующих в республике русских
и славянских организаций, выраженное в стилистике и содержании этой «концепции»,
не даёт возможности выстраивать какие-либо отношения с самозванными
«русскими вождями». Так, во всяком случае, считают в руководстве самого
авторитетного в Республике движения «Лад».
Основной идеологический тезис этой «концепции» звучит
так: «Русские Казахстана поддерживают курс Президента на
создание и развитие свободного демократического общества», но в ней
нет ни одного слова о статусе русского языка и реальном положении русских
в Казахстане. Но поскольку русские « …как вторая по
численности группа населения также являются государствообразующей нацией и
участвуют в становлении и развитии республики», так позвольте нам,
русским казахстанцам, говорят ладовские активисты,
равноправно принимать участие в государственной, социально-экономической и
культурной жизни страны. Мы живём и работаем в Казахстан, платим налоги здесь и,
как показали прошедшие выборы, реально пытаемся работать «на создание и развитие в стране свободного
демократического общества».
Ясно, что попытка вписать русских в систему авторитарной
демократии, через административное исключение людей и целых организаций из
списка «живых», обречена на неуспех. Также понятна и мотивация тех, кто
хотел бы разыграть укрупнившуюся «русскую карту» в своих политических интересах.
Тревожит другое - использование для создания искусственного,
псевдорусского движения авторитета и влияния Русской Православной
Церкви. Обращает на себя внимание с какой уверенностью говорят об этом анонимные
авторы «концепции»: «Возможно, традиции и устав РПЦ не
позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно
найти приемлемую форму или получить благословение патриарха на участие в этой
организации».
Интересно, каков статус инициаторов создания «нового»
Русского движения и уровень их контактов в России, если разработчики «концепции»
пишут в ней о поддержке Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Мефодия, как
о деле решённом?
|