IWPR, 16 декабря 2003 В Узбекистане назначен новый премьер-министр
Коллектив IWPR в Центральной Азии
Президент дает понять, что желает видеть вокруг себя
"крепких" управленцев, а не просто стопроцентно преданных людей.
По мнению наблюдателей, назначение нового
премьер-министра в Узбекистане свидетельствует о намерении Президента Ислама
Каримова сформировать крепкую команду министров, способную впервые в истории
независимого Узбекистана обеспечить реальную политическую преемственность.
Бывший губернатор Самаркандской области 46-летний Шавкат
Мирзиеев был назначен премьер-министром 11 декабря на сессии парламента
Узбекистана, сменив на этой должности 63-летнего Уткира Султанова, занимавшего
пост главы правительства с 1995 года.
Рекомендуя кандидатуру Мирзиеева парламенту, который,
естественно, ее беспрекословно принял, Каримов заявил, что назначение Мирзиеева
имеет особое значение в свете того, что после парламентских выборов 2004 года
произойдет реформирование исполнительной власти, и часть полномочий, касающихся
в первую очередь руководства кабинетом министров, перейдет от президента к
премьеру.
Обещание Каримова уступить премьеру часть своих
безграничных полномочий примечательно само по себе. Ранее он наотрез отказывался
делиться властью.
Уже во второй раз в этом году Каримов снимает с
должности высокопоставленного министра после длительного пребывания на посту. В
марте бывший посол Узбекистана в США Садык Сафаев сменил Абдулазиза Камилова на
посту министра иностранных дел.
Пути узбекистанской политической элиты неисповедимы, но
оба новых назначенца - каждый по-своему - безусловно, сильные руководители.
Во-первых, оба они, как и все остальные члены Кабинета, лично преданы Каримову.
Но при этом Сафаев - опытный дипломат, а Мирзиеев в течение нескольких лет
руководил Джизакской, а затем - Самаркандской областями. Являясь важнейшими
хлопкопроизводящими регионами, эти области к тому же составляют основную опорную
базу власти Каримова и его ближайшего окружения.
По мнению некоторых наблюдателей, вхождение в
правительство политических фигур такого калибра может означать, что Каримов
готовит себе почву на тот случай, если больше не сможет оставаться у руля власти
в Узбекистане.
Корреспондент газеты "Московские новости" - специалист
по Центральной Азии Санобар Шерматова - отмечает, что ранее Каримов фактически
сам руководил работой правительства, несмотря на формальное наличие
премьер-министра. "Он все держал под контролем, в том числе - повседневную
работу правительства", - сказала она в беседе с IWPR.
По словам Шерматовой, Уткир Султанов играл чисто
номинальную роль, например, представлял Узбекистан на различных международных
форумах.
"Теперь Каримову нужна сильная команда, которая - в
случае чего - способна действовать самостоятельно. Он слишком много на себя
брал", - считает она.
Один центрально-азиатский эксперт, попросивший не
называть его имени, делает еще более далеко идущее предположение о том, что по
примеру бывшего российского президента Ельцина, Каримов задался целью сплотить
вокруг себя круг сильных и преданных соратников, которые в случае ухода с поста
обеспечат ему безопасность и неприкосновенность.
"Ему нужно одно - усилить свою команду людьми, которые
обеспечат защиту ему и его семье после ухода в отставку", - сказал он.
Президент Каримов отрекомендовал своего нового премьера
в самом лучшем свете, охарактеризовав его, как человека с большими
организаторскими способностями, и, что самое главное, хорошо знающего сельское
хозяйство.
Отметив, что бывший премьер Султанов проявил себя
хорошим специалистом в области промышленной политики, Каримов понизил его в
должности до вице-премьера, поручив курировать промышленность. Кроме того,
Каримов обвинил правительство в безынициативности. "Правительство до последнего
момента не проявляло никакой инициативы, - сказал он. - Они спали. Кто писал все
наши основные программы по реформе в народном образовании, медицине, по
реформированию Вооруженных сил? Да я сам сидел и писал…".
Действительно, будучи главой Джизакской и Самаркандской
областей, Мирзиеев проявил себя руководителем с "крутым" нравом, по мнению его
критиков, даже слишком крутым.
По данным Самаркандского Центра правозащитных инициатив
(СЦПИ), будучи хокимом Самаркандской области, Мирзиеев лично давал указания на
привлечение школьников и студентов к сбору хлопка. СЦПИ даже собирается подать
на нового премьера в суд за гибель детей во время хлопкоуборочной страды. В его
бытность самаркандским губернатором за время хлопкоуборочных кампаний 2002 и
2003 гг. погибли десять студентов и школьников, а причинами их гибели, по данным
СЦПИ, стали тяжкий труд, отсутствие нормальных условий жизни и надзора со
стороны взрослых.
Самаркандская область - не единственная, где на сборе
хлопка используется бесплатный труд детей и подростков. Подобная практика в той
или иной мере применяется по всей стране. "Белое золото" дает Узбекистану
основную часть его экспортной валютной выручки.
Единственной заслугой Мирзиеева в Самаркандской области,
по словам руководителя СЦПИ Камила Ашурова, является то, что Самарканд стал
чище, но чтобы добиться этого, губернатор заставил всех школьников подметать
улицы.
Активисты гражданского движения в Джизакской области,
которую ранее возглавлял Мирзиеев, тоже невысокого мнения о его организаторских
способностях, которые так расхваливал глава государства. Например, Мирзиеев был
инициатором строительства в области крупного рынка "Осие-бозор", но рынок,
проработав всего лишь месяц, закрылся. Из-за его удаленности от городов и других
населенных пунктов никто не приезжал туда за покупками.
Назначение Мирзиеева на смену Султанову было, видимо,
продиктовано как политическими, так и экономическими соображениями. "Возможно,
Султанову несколько не хватило опыта, чтобы прогнозировать и решать проблемы
сельскохозяйственной отрасли", - сказал Каримов, отметив при этом опыт Мирзиеева
в сельском хозяйстве, столь важный для преимущественно аграрной экономики
Узбекистана.
|