25 февраля 2004 г., 10:13 Regions.Ru Европейский Союз развешивает перед странами СНГ "морковки"
На заседании круглого стола, посвященного интеграции на
постсоветском пространстве в рамках СНГ, эксперты в интервью корреспонденту
ПСДП.ру подробнее остановились на перспективах вступления стран СНГ в
Европейский Союз и на влиянии расширения ЕС на интеграцию России и СНГ, а также
обсудили вопросы сотрудничества нашей страны с ЕС и ВТО.
Владимир Шеметенков. Ведущий научный сотрудник Института
Европы:
- Интеграция возможна лишь после интернационализации
экономики. Мы стремимся интегрироваться в европейское пространство, мечтаем о
создании некой зоны свободной торговли в масштабах Европы, но ничего из этого не
получится. Для осуществления такой идеи Россия должна как минимум скопировать
законы Европейского Союза, а это нереально в нашей экономико-политической
ситуации.
Перспективы вступить в ЕС ни одно из государств СНГ и
тем более Россия не имеют. Мы соседи Евросоюза и не более того. Нам предлагают
простой вариант сотрудничества: пока ЕС устанавливает дифференцированное
господство в Грузии и Молдове, мы можем или помогать его устанавливать, или же
не мешать и отойти в сторону. Иной вариант Европу не устраивает.
Все уже сегодня понимают, что Россия перестала быть
центром интеграции на постсоветском пространстве. А чтобы начать сотрудничать со
странами СНГ уже на правах партнеров, а не в качестве лидера интеграции и
спонсора, нужно сначала довести собственную экономику до высокого уровня
развития, завершив реформы как экономические, так и политические, а также
определить свои стратегические приоритеты хотя бы на ближайшие пару
десятилетий.
Светлана Глинкина, заместитель директора по научной
работе Института международных экономических и политических исследований
Российской академии наук.
- Мы понимаем, что страны СНГ не собираются приглашать в
ЕС. Но в ситуации, когда Европейский союз чувствует себя незащищенным, он
начинает давать обещания. Так было и после ялтинского соглашения о создании
единого экономического пространства между Россией, Украиной, Белоруссией и
Казахстаном, когда представитель правительства ЕС примчался в Киев и заявил, что
вхождение Украины в единое экономическое пространство с Россией блокирует все ее
возможности вступления в Евросоюз. Он намекнул, что вступление Украины в
Евросоюз в принципе возможно.
Европейский Союз развешивают перед странами СНГ так
называемые "морковки". В свое время они были эффективны в отношении стран
Центральной и Восточной Европы, которым задали направление и сказали на какие
деньги, в какие сроки и с соответствие с какими критериями они будут вступать в
ЕС. Но в отношении следующих стран это будет сделать сложно, так как денег нет,
переваривать 10 вступающих в ЕС государств очень сложно. Но легче всего удержать
людей, дав им призрачную надежду. Такую надежду дают документы о новых
добрососедских отношениях с приграничными с ЕС странами, но их содержание весьма
расплывчато.
Пока некоторые государства СНГ не потеряют надежду
когда-нибудь вступить в ЕС, рассчитывать на серьезные интеграционные шаги в
отношении России не приходится. Ни Россия, ни ЕС не признают, что в связи с
расширением Евросоюза возможно нарастание противоречий между нашей страной и ЕС.
Руководители Евросоюза говорят о неком открытом интегрированном рынке.
Экономически это означает "сапоги всмятку". Перспектив у такого общеевропейского
экономического пространства нет, потому что невозможно единое экономическое
пространство без решения вопроса об обороне и безопасности, без решения проблемы
вступления России в ВТО.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран
СНГ:
- Нужно понять, до какой степени нам необходимо
интегрироваться с бывшими советскими республиками. Не с каждой из этих стран мы
сможем интегрироваться достаточно плотно. Это зависит от экономической и
политической систем наших государств. К примеру, объединиться с Туркменией у
России не получится по причины разницы режимов и уровней экономического
развития. Такое объединение могло бы принести нашим странам больше вреда, чем
пользы. Поэтому первая задача - правильно выбрать партнеров для интеграции.
Россия должна оставаться региональным лидером, вокруг
которого группируются страны СНГ. И наша страна должна понимать, что ради
интеграции приходится чем-то жертвовать. И зачастую это жертвы материальные.
Требуется поддерживать наших экономически более слабых партнеров, например,
предоставляя льготы на энергоресурсы, как в случае с Белоруссией. Но
рассчитывать на скорейший реальный союз с нею не приходится. Законы, которые
приняты парламентским собранием Союзного государства, не работают ни в России,
ни в Белоруссии, так как не являются обязательными для исполнения. До сих пор не
создан Союзный парламент, обладающий хотя бы номинальными функциями. Требуется
место, где политические элиты наших стран могли бы встречаться и вести общение.
Таким местом для ЕС когда-то стал Европарламент, обладавший изначально
номинальными функциями.
Что касается вступления России в ЕС, это фактически
невозможно, так как для России невозможно быть вассалом в либеральной империи,
которой сегодня, по сути, является ЕС. В равной степени ни одна из стран СНГ
фактически не может рассчитывать на вступление в ЕС, пока находится в
союзнических отношениях с Россией.
Руслан Гринберг, директор Института международных и
политических исследований РАН:
- На самом деле можно понять, почему страны СНГ так
стремятся в ЕС. Греции, Ирландии, Испании и Португалии вхождение в ЕС помогло
добиться значительных экономических успехов. Неизвестно, есть ли такой шанс у
наших бывших коллег по СЭВ, но я могу понять их стремление попасть под крыло
Европы и не подчиняться Москве, как бы мне это ни было неприятно. Но с этим
остается только смириться. Я убежден, что Европа не желает конфронтации с
Россией. Но она настолько не верила СССР и радовалась его распаду, что любой
публичный поцелуй Путина и Лукашенко сегодня воспринимает, как восстановление
имперских амбиций России и попытку реинтеграции по советскому сценарию.
Еще Европа не желает развития высоких технологий и
России и СНГ, чтобы не приобретать себе нового конкурента на мировом рынке. Но
единственный способ для стран СНГ иметь менее примитивную экономику, чем
сегодня, это сотрудничать с Россией и друг с другом, возрождая те промышленные и
торговые связи, которые были налажены со времен СССР. Страны с довольно низким
уровнем экономического развития, вступающие в ближайшее время в ЕС, такие как
Чехия или Польша, смирились с тем, что их экономическая инфраструктура теперь
полностью контролируется ЕС. Кстати, следует задуматься о том, что Шенгенская
визовая стена может в скором времени стать второй берлинской, что может привести
к началу новой холодной войны.
Вячеслав Вашанов, руководитель Центра исследований
экономических проблем СНГ РАН:
- Наша интеграция в пространстве СНГ сегодня
продвигается со скрипом. Соглашение о едином экономическом пространстве,
подписанное в прошлом году, не выполняется. Страны СНГ боятся, что Россия будет
влиять на формирование их экономической политики. Дорога же в Европу продолжает
манить некоторых из них. Но на этом пути возникает еще одно сообщество - ВТО.
Россия уже несколько лет пытается вступить во Всемирную торговую организацию, но
не стоит с этим торопиться. Опыт вступивших туда Молдовы, Грузии, Армении и
Киргизии показывает, что особых экономических успехов этим странам такой шаг не
принес. Ясно, что перед вступлением в ВТО нам выгодно координировать свои
действия с другими странами СНГ.
Что касается возможности вступления стран СНГ, а тем
более России, в Европейский Союз, то в ближайшее десятилетие это просто
физически невозможно. Россия слишком велика для Европы, а экономика стран СНГ
слишком слаба. Да и Евросоюз уже так разросся, что будет не в состоянии
переварить новых членов.
Именно поэтому создана новая директива, где нам присвоен
статус соседей ЕС, но только соседей. Вместо того, чтобы стремиться в ЕС, нужно
повышать товарооброт внутри СНГ. Пока товарооборот России и Украины в прошлом
году составил 4 %, а с Казахтаном 6 % от общего объема, тогда как товарооборот
США с соседней Канадой составляет 20 %, с Мексикой 12%.
|