Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №93(01.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


25 февраля 2004 г., 10:13 Regions.Ru

Европейский Союз развешивает перед странами СНГ "морковки"

На заседании круглого стола, посвященного интеграции на постсоветском пространстве в рамках СНГ, эксперты в интервью корреспонденту ПСДП.ру подробнее остановились на перспективах вступления стран СНГ в Европейский Союз и на влиянии расширения ЕС на интеграцию России и СНГ, а также обсудили вопросы сотрудничества нашей страны с ЕС и ВТО.

Владимир Шеметенков. Ведущий научный сотрудник Института Европы:

- Интеграция возможна лишь после интернационализации экономики. Мы стремимся интегрироваться в европейское пространство, мечтаем о создании некой зоны свободной торговли в масштабах Европы, но ничего из этого не получится. Для осуществления такой идеи Россия должна как минимум скопировать законы Европейского Союза, а это нереально в нашей экономико-политической ситуации.

Перспективы вступить в ЕС ни одно из государств СНГ и тем более Россия не имеют. Мы соседи Евросоюза и не более того. Нам предлагают простой вариант сотрудничества: пока ЕС устанавливает дифференцированное господство в Грузии и Молдове, мы можем или помогать его устанавливать, или же не мешать и отойти в сторону. Иной вариант Европу не устраивает.

Все уже сегодня понимают, что Россия перестала быть центром интеграции на постсоветском пространстве. А чтобы начать сотрудничать со странами СНГ уже на правах партнеров, а не в качестве лидера интеграции и спонсора, нужно сначала довести собственную экономику до высокого уровня развития, завершив реформы как экономические, так и политические, а также определить свои стратегические приоритеты хотя бы на ближайшие пару десятилетий.

Светлана Глинкина, заместитель директора по научной работе Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук.

- Мы понимаем, что страны СНГ не собираются приглашать в ЕС. Но в ситуации, когда Европейский союз чувствует себя незащищенным, он начинает давать обещания. Так было и после ялтинского соглашения о создании единого экономического пространства между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, когда представитель правительства ЕС примчался в Киев и заявил, что вхождение Украины в единое экономическое пространство с Россией блокирует все ее возможности вступления в Евросоюз. Он намекнул, что вступление Украины в Евросоюз в принципе возможно.

Европейский Союз развешивают перед странами СНГ так называемые "морковки". В свое время они были эффективны в отношении стран Центральной и Восточной Европы, которым задали направление и сказали на какие деньги, в какие сроки и с соответствие с какими критериями они будут вступать в ЕС. Но в отношении следующих стран это будет сделать сложно, так как денег нет, переваривать 10 вступающих в ЕС государств очень сложно. Но легче всего удержать людей, дав им призрачную надежду. Такую надежду дают документы о новых добрососедских отношениях с приграничными с ЕС странами, но их содержание весьма расплывчато.

Пока некоторые государства СНГ не потеряют надежду когда-нибудь вступить в ЕС, рассчитывать на серьезные интеграционные шаги в отношении России не приходится. Ни Россия, ни ЕС не признают, что в связи с расширением Евросоюза возможно нарастание противоречий между нашей страной и ЕС. Руководители Евросоюза говорят о неком открытом интегрированном рынке. Экономически это означает "сапоги всмятку". Перспектив у такого общеевропейского экономического пространства нет, потому что невозможно единое экономическое пространство без решения вопроса об обороне и безопасности, без решения проблемы вступления России в ВТО.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:

- Нужно понять, до какой степени нам необходимо интегрироваться с бывшими советскими республиками. Не с каждой из этих стран мы сможем интегрироваться достаточно плотно. Это зависит от экономической и политической систем наших государств. К примеру, объединиться с Туркменией у России не получится по причины разницы режимов и уровней экономического развития. Такое объединение могло бы принести нашим странам больше вреда, чем пользы. Поэтому первая задача - правильно выбрать партнеров для интеграции.

Россия должна оставаться региональным лидером, вокруг которого группируются страны СНГ. И наша страна должна понимать, что ради интеграции приходится чем-то жертвовать. И зачастую это жертвы материальные. Требуется поддерживать наших экономически более слабых партнеров, например, предоставляя льготы на энергоресурсы, как в случае с Белоруссией. Но рассчитывать на скорейший реальный союз с нею не приходится. Законы, которые приняты парламентским собранием Союзного государства, не работают ни в России, ни в Белоруссии, так как не являются обязательными для исполнения. До сих пор не создан Союзный парламент, обладающий хотя бы номинальными функциями. Требуется место, где политические элиты наших стран могли бы встречаться и вести общение. Таким местом для ЕС когда-то стал Европарламент, обладавший изначально номинальными функциями.

Что касается вступления России в ЕС, это фактически невозможно, так как для России невозможно быть вассалом в либеральной империи, которой сегодня, по сути, является ЕС. В равной степени ни одна из стран СНГ фактически не может рассчитывать на вступление в ЕС, пока находится в союзнических отношениях с Россией.

Руслан Гринберг, директор Института международных и политических исследований РАН:

- На самом деле можно понять, почему страны СНГ так стремятся в ЕС. Греции, Ирландии, Испании и Португалии вхождение в ЕС помогло добиться значительных экономических успехов. Неизвестно, есть ли такой шанс у наших бывших коллег по СЭВ, но я могу понять их стремление попасть под крыло Европы и не подчиняться Москве, как бы мне это ни было неприятно. Но с этим остается только смириться. Я убежден, что Европа не желает конфронтации с Россией. Но она настолько не верила СССР и радовалась его распаду, что любой публичный поцелуй Путина и Лукашенко сегодня воспринимает, как восстановление имперских амбиций России и попытку реинтеграции по советскому сценарию.

Еще Европа не желает развития высоких технологий и России и СНГ, чтобы не приобретать себе нового конкурента на мировом рынке. Но единственный способ для стран СНГ иметь менее примитивную экономику, чем сегодня, это сотрудничать с Россией и друг с другом, возрождая те промышленные и торговые связи, которые были налажены со времен СССР. Страны с довольно низким уровнем экономического развития, вступающие в ближайшее время в ЕС, такие как Чехия или Польша, смирились с тем, что их экономическая инфраструктура теперь полностью контролируется ЕС. Кстати, следует задуматься о том, что Шенгенская визовая стена может в скором времени стать второй берлинской, что может привести к началу новой холодной войны.

Вячеслав Вашанов, руководитель Центра исследований экономических проблем СНГ РАН:

- Наша интеграция в пространстве СНГ сегодня продвигается со скрипом. Соглашение о едином экономическом пространстве, подписанное в прошлом году, не выполняется. Страны СНГ боятся, что Россия будет влиять на формирование их экономической политики. Дорога же в Европу продолжает манить некоторых из них. Но на этом пути возникает еще одно сообщество - ВТО. Россия уже несколько лет пытается вступить во Всемирную торговую организацию, но не стоит с этим торопиться. Опыт вступивших туда Молдовы, Грузии, Армении и Киргизии показывает, что особых экономических успехов этим странам такой шаг не принес. Ясно, что перед вступлением в ВТО нам выгодно координировать свои действия с другими странами СНГ.

Что касается возможности вступления стран СНГ, а тем более России, в Европейский Союз, то в ближайшее десятилетие это просто физически невозможно. Россия слишком велика для Европы, а экономика стран СНГ слишком слаба. Да и Евросоюз уже так разросся, что будет не в состоянии переварить новых членов.

Именно поэтому создана новая директива, где нам присвоен статус соседей ЕС, но только соседей. Вместо того, чтобы стремиться в ЕС, нужно повышать товарооброт внутри СНГ. Пока товарооборот России и Украины в прошлом году составил 4 %, а с Казахтаном 6 % от общего объема, тогда как товарооборот США с соседней Канадой составляет 20 %, с Мексикой 12%.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ