Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №93(01.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Предлагаю дополнить Перечень направления использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на 2004год следующим разделом:

К.Ф.Затулин, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом,  депутат Государственной Думы, директор Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ)





Предложения К.Ф.Затулина в план работы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

Предлагаю в план работы Комиссии  внести следующие дополнения и  изменения:

1. Включить вопрос «Об итогах голосования граждан России, проживающих за рубежом, на выборах депутатов Государственной Думы (декабрь 2003 года) и Президента России (март 2004 года)» в повестку дня заседания Комиссии в апреле 2004 года. 

Ответственные за подготовку - МИД России с участием Комитета по делам СНГ Совета Федерации, Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы, ЦИК России. 

Ожидаемые результаты: Выработка рекомендаций по организации избирательных кампаний по выборам в Государственную Думу и президента России среди граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» для обеспечения полного права российских граждан за рубежом, избирать и быть избранными в высший законодательный орган РФ (в связи с предложениями по созданию заграничного избирательного округа (округов).

2. В план заседания на сентябрь 2004 года включить вопрос «Об итогах работы Минкультуры России по поддержке соотечественников в области культуры и самодеятельного творчества».

3. Работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом не ограничивать только Федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», но в комплексе рассмотреть также вопрос о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вопрос о разработке закона о репатриации соотечественников в РФ.

В этой связи создать группу по внесению изменений и дополнений в  комплекс законов, затрагивающих интересы соотечественников и  внести соответствующие изменения в документы по вопросу 4 повестки дня и в план работы Комиссии на декабрь 2004 года, соответственно изменив формулировку п.1 повестки дня этого заседания.

В состав рабочей группы ввести представителей Института стран СНГ.

Ожидаемые результаты: Подготовка предложений по корректировке Федеральных законов («О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иммиграционное законодательство) с целью более полного учета интересов зарубежных российских соотечественников и интересов Российской Федерации. Выработка рекомендаций для разработки проекта федерального закона   о репатриации соотечественников в РФ.

К.Ф.Затулин, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом,  депутат Государственной Думы, директор Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ)




О поддержке российских соотечественников за рубежом в 2004 году

Правительственная Комиссия по делам соотечественников за рубежом Российской Федерации приняла план своей работы и утвердила перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников

Отставка Правительства России не помешала собраться Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее – Комиссия), которая 26 февраля 2004 года подвела итоги работы в 2003 году и приняла планы на 2004 год. Комиссии были представлена информация о вопросах, поднимаемых в письмах и обращениях соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, в адрес МИД России и российских  загранпредставительств в 2003 году.  По предложению депутата Госудмы К.Затулина, которое поддержала Председатель Комиссии Г.Карелова, Первый заместитель Министра  интсранных Дел Э.Митрофанова  проинформировала  членов Комиссии о деятельности МИДа по защите соотечественников  в Латвии.

Решен вопрос о создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Материалы Комиссии по основным вопросам публикуем ниже.

К.Затулин внес предложения в Перечень направления использования бюджетных средств на поддержку соотечественников в 2004 году, в план работы Комиссии. По его предложению  создаваемая рабочая группа по совершенствованию законодательства РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, не будет ограничиваться рассмотрением поправок только к одному закону - «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».  В комплексе будут рассматриваться также вопросы о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вопрос о разработке закона о репатриации соотечественников в РФ. В состав рабочей группы включены дополнительно К.Ф.Затулин и заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ – А.В.Докучаева. Предложения К.Ф.Затулина также опубликованы в настоящем разделе.




Справка об исполнении Перечная направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003 году

Всего на реализацию Перечня предусмотрено – 210 млн. рублей. В том числе: для использования в Российской Федерации – 103,5 млн. рублей. Для использования за границей – 106,5 млн. рублей. Использовано – 201,873 млн. рублей.

№ п/п

Направление использования (назначение платежа)

Предусмотрено

Исполнено

Всего

в РФ

за рубежом

Всего

в РФ

за рубежом

Содействие в проведении мероприятий с участием общественных организаций соотечественников

1.

Проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории (организация и проведение мероприятий, посвященных Дню России /12 июня/ и др.)

22,0

-

22,0

22,0

-

22,0

2.

Проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

10,0

-

10,0

10,0

-

10,0

ИТОГО по направлению:

32,0

32,0

Приобретение и доставка учебной, методической, научной, художественной и иной социально значимой

литературы и пособий для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек,

общественных организаций соотечественников в зарубежных государствах

3.

Закупка и поставка учебников и учебной литературы российских издательств для образовательных учреждений с обучением на русском языке

35,0

34,0

1,0

35,0

34,0

1,0

4.

Закупка и поставка художественной, научной, справочной литературы для нужд библиотек, обслуживающих общественные организации и объединения соотечественников

17,0

17,0

-

16,994*

16,994

-

ИТОГО по направлению:

52,0

51,994

Проведение мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры,

а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера

5.

Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных государств (на базе Славянских университетов в Бишкеке, Душанбе и Ереване, педагогических университетов и институтов Российской Федерации)

25,0

13,0

12,0

25,0

13,0

12,0

6.

Поддержка русской культуры в зарубежных государствах (проведение курсов повышения квалификации (мастер-классов) актерских составов русских театров, творческих объединений соотечественников)

8,0[1]

8,0

-

-

-

-

7.

Организация оздоровительного отдыха и лечения детей – соотечественников (на базе оздоровительных и лечебных учреждений Российской Федерации)

18,0

12,5

5,5

18,0

12,5

5,5

8.

Проведение учебно-образовательных экскурсионных маршрутов учащихся школ с русским языком обучения по исторических местам России (краткосрочные поездки в Санкт-Петербург, Псков, города «Золотого кольца России»)

9,0

6,0

3,0

8,996*

5,996

3,0

9.

Организация медицинской реабилитации ветеранов ВОВ и труда в медицинских учреждениях лечебного и санаторного типа (в странах проживания/пребывания)

17,0

-

17,0

17,0

-

17,0

10.

Организация в странах проживания соотечественников олимпиад школьников по русскому языку и литературе, естественным наукам, а также их заключительных этапов в России

7,0

4,0

3,0

7,0

4,0

3,0

11.

Проведение в странах проживания соотечественников конкурса «Лучших учитель русской словесности»

4,0

1,0

3,0

3,990*

0,990

3,0

12.

Организация и проведение мониторинга положения соотечественников за рубежом. Подготовка, издание и распространение среди соотечественников книги «Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы»

8,0

8,0

-

7,893*

7,893

-

ИТОГО по направлению:

96,0

78,879

Оказание информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественником

13.

Оказание информационной поддержки соотечественникам (подписка организаций соотечественников и школ с русским языком обучения на российские и местные периодические издания)

10,0

-

10,0

10,0

-

10,0

14.

Целевые средства для оказания экстренной гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии

20,0

-

20,0

20,0

-

20,0

ИТОГО по направлению:

30,0

30,0

ВСЕГО на направлениям:

210,0

201,873

* - Экономия средств по итогам тендера (конкурса)




Пояснительная записка к справке об исполнении Перечня направлений использования  бюджетных  средств на поддержку соотечественников, проживающих  в государствах-участниках СНГ и  государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003

В ходе реализации Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003 году, утвержденного решением Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом 14 февраля 2003 года Протокол № 1 (21)

проведены следующие мероприятия.

1. Организация оздоровительного отдыха детей соотечественников.

По итогам открытого конкурса, объявленного МИД России 14 апреля 2003 года, право на организацию летнего отдыха детей-соотечественников за счет целевых средств федерального бюджета получили:

-    Государственное унитарное предприятие «Областной центр детского, семейного  отдыха и  оздоровления»  при  Администрации Псковской области, г.Псков

ОАО «Зарубежэнергострой», г.Москва Омский государственный университет, г.Омск

-    Автономная      некоммерческая      организация      санаторно-курортного объединения «Здравница-Союз», г.Москва

Всего в Российской Федерации в течение года отдохнуло 1270 детей.

В Московской области отдохнули 30 человек из Армении; 60 человек из Азербайджана; 50 человек из Грузии; 60 человек из Таджикистана; 30 человек из Туркмении; 200 человек из Украины и 80 человек из Узбекистана.

В Омской области отдохнули 170 человек из Казахстана и 60 человек из Киргизии.

В Псковской области отдохнули 100 человек из Белоруссии; 90 человек из Латвии; 60 человек из Литвы, 80 человек из Эстонии и 200 человек из Молдавии.

2. Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных государств.

По итогам открытого конкурса, объявленного МИД России 14 апреля 2003 года, право на организацию и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения за счет целевых средств федерального бюджета получили:

- Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства;

Ростовский     областной     институт     повышения     квалификации    и переподготовки работников образования;

Научно-образовательный      фонд      при     Омском      государственном педагогическом университете;

Воронежский    областной    институт    повышения    квалификации    и переподготовки работников образования.

Всего в Российской Федерации на базе высших педагогических учебных заведений прошли повышение квалификации 1172 учителя.

В Омской области (на базе Омского государственного педагогического университета) прошли профессиональную переподготовку 70 учителей из Узбекистана', 220 - из Казахстана.

В Воронежской области (на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования) прошли профессиональную переподготовку 257 учителей из Молдавии; 135 - из Украины.

В Ростовской области (на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования) прошли профессиональную переподготовку 50 учителей из Азербайджана; 40 -из Грузии; 10 из Туркмении и 120 - из Украины.

В Санкт-Петербурге (на базе Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства) прошли профессиональную переподготовку 80 учителей из Латвии; 60 - из Литвы; 70 - из Эстонии и 60 - из Белоруссии.

Курсы   повышения   квалификации   для   учителей   школ   с   русским Российско-национальных славянских университетов в гг. Бишкеке, Ереване и Душанбе с общим охватом 300 человек.

3. Приобретение и доставка учебной, методической, научной, художественной и иной социально значимой литературы для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек, учреждений культуры и науки, общественных организаций соотечественников в зарубежных, государствах.

Общий объем финансирования на эти цели - 52 млн. рублей.

Издательство «Просвещение-регион» поставило учебников и учебно-методической литературы в школы с русским языком обучения в Армении, Белоруссии, Грузии, Киргизии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии 1 021 наименование общим тиражом 375 097 экз. на сумму 17 872 631,33 рублей.

Учебники и методическая литература:

В Казахстан 440 наименований тиражом 88 888 экз. на сумму 2 772 594,59 рублей;

В Киргизию 14 наименований тиражом 88 760 экз. на сумму 5 082 665,20 рублей;

В Армению 53 наименования тиражом 21 650 экз. на сумму 1013 229,0 рублей;

В Белоруссию 225 наименований тиражом 48 131 экз. на сумму 2 663 028,22 рублей;

В Грузию 21 наименование тиражом 28 608 экз. на сумму 1 523 167,32 рублей;

В Латвию 197 наименований тиражом 36 260 экз. на сумму 1 668 416,50 рублей;

В Литву 64 наименования тиражом 6 800 экз. на сумму 353 340,50 рублей;

В Молдавию 7 наименований тиражом 56 000 на сумму 2 796 200,0 рублей.

Издательство «Дрофа» поставило учебников, учебно-методической и художественной литературы в школы с русским языком обучения в Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Эстонию, Латвию, Литву, Украину, Молдавию, Белоруссию, Армению 3 757 наименования общим тиражом 596 635 экз. на сумму 26 984 300 рублей.

Учебники и методическая литература:

В Казахстан 261 наименований тиражом 65 754 на сумму 2 000 000

-рублей;

В Таджикистан 52 наименований тиражом 33 091 экз. на сумму 1 600 000 рубля;

В Узбекистан 78 наименования тиражом 97 765 экз. на сумму 3 000 000 рублей;

В Эстонию 233 наименования тиражом 44 773 экз. на сумму 2 000 000 рублей;

В Латвию 239 наименований тиражом 60 029 экз. на сумму 2 500 000 рублей;

В Литву 168 наименований тиражом 21 536 экз. на сумму 2000 000 рублей;

В Украину 76 наименований тиражом 16 258 экз. на сумму 1 000 000 рублей;

В Молдавию 44 наименования тиражом 38 691 экз. на сумму 2 000 00( рублей;

В Белоруссию 657 наименований тиражом 31657 экз. на сумму 1 900 000 рублей;

В Армению 77 наименований тиражом 28 990 экз. на сумму 1 000 000

руолеп.

Художественная литература:

В Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву, Украину, Молдавию, Армению I 870 наименований тиражом 158 091 экз. на сумму 7 984 300 рублей.

Издательство «Белый город» поставило художественной литературы в

Казахстан, Таджикистан, Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Молдавию 1478 наименований тиражом 53379 экз. на сумму 5936621 рублей.

4. Организация и проведение учебно-образовательных маршрутов учащихся школ с русским языком обучения, победителей олимпиад по историческим местам Российской Федерации.

По итогам открытого конкурса, объявленного МИД России 14 апреля 2003 года, право на организацию и проведение учебно-образовательных маршрутов за счет целевых средств федерального бюджета получил ОАО «Зарубежэнергострой». г.Москва.

Всего в акции приняло участие 482 ученика старших классов, победителей олимпиад.

100 школьников из Украины, Казахстана, Азербайджана и Туркмении совершили экскурсионную поездку по маршруту «Москва -- Санкт-Петербург-Москва».

382 старшеклассника из Армении, Грузии, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Латвии, Литвы и Эстонии совершили автобусную экскурсионную поездку по маршруту «Москва -

города Золотого кольца России - Москва».

4. На реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, организуемых в странах проживания соотечественников, на счета посольств Российской Федерации переведено 106 500 000,0 рублей.

В Армению переведено - 5,05 млн. руб.

В Азербайджан - 6,24 млн. руб.

В Белоруссию - 6,0 млн. руб.

В Грузию - 5,66 млн. руб.

В Казахстан - 10,1 млн. руб.

В Киргизию - 8,7 млн. руб.

В Латвию - 9,45 млн. руб.

В Литву - 6,32 млн. руб.

В Молдавию - 6,35 млн. руб. В Таджикистан - 5,66 млн. руб. В Туркмению - 2,67 млн. руб. В Узбекистан - 9,38 млн. руб. В Украину - 13,.87 млн. руб. В Эстонию - 10,05 млн. руб.

Средства    использованы    посольствами    и    генконсульствами    РФ    на проведение следующих мероприятий:

-    проведение   в   странах   проживания   соотечественников   мероприятий, посвященных   юбилейным   датам   выдающихся   деятелей   русской   культуры, памятным датам российской истории (п.1 Перечня);

-   проведение   в   странах   проживания   соотечественников   мероприятий, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (п.2 Перечня);

-   организация   медицинской  реабилитации   ветеранов   ВОВ   и  труда  в медицинских учреждениях санаторного и лечебного типа (п.9 Перечня);

организацию в странах проживания соотечественников национальных этапов олимпиады школьников по русскому языку и литературе и финансирование направления их победителей для участия в заключительном этапе олимпиады в Москве (п. 10 Перечня);

организация и проведение в странах проживания соотечественников конкурса «Лучший учитель русской словесности» и финансирования направления их победителей для участия в заключительном этапе конкурса в Москве (п.11 Перечня);

-   организация  подписки общественных объединений соотечественников, школ   с   русским  языком  обучения   на  российские  и   местные  периодические издания на русском языке (п. 13 Перечня);

оказание экстренной, гуманитарной, юридической помощи соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии (п. 14 Перечня).

Кроме  того,   за  счет  указанных  средств   финансировались  расходы   по проезду   соотечественников,   направляемых   на   мероприятия,   проводимые   на территории Российской Федерации (пп.7, 8, 10, 11), а также по доставке учебников и    учебно-методической    литературы    (п.З    Перечня)    для    образовательных учреждений с русским языком обучения в странах пребывания.

5. Не исполненные мероприятия.

Пунктом 6 Перечня предусматривались мероприятия по поддержке русской культуры в зарубежных государствах (проведение мастер-классов для актерских составов русских театров, творческих объединений соотечественников). Общая сумма предусмотренных расходов на эти цели составляла 8,0 млн. рублей. В соответствии с рекомендациями Минкультуры России (исх. № 1016-14-17 от 02.10.2003 г., прилагается) МИД России объявил, соответствующий открытый конкурс. Несмотря на предпринятые усилия по привлечению организаций и учреждений культуры к участию в конкурсе, для участия в нем была подана всего одна заявка. В соответствии с действующими правилами организации и проведения торгов (конкурсов) на закупки товаров и услуг для государственных нужд конкурс был объявлен не состоявшимся. Предусмотренные на проведение мероприятия средства возвращены в бюджет.




Перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников,  проживающих в государствах- участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2004 году (проект)

Основание: Основные направления поддержки Российской Федерации соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 1663-р; Правила использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г. № 330.

п/п

Направление использования (назначение платежа)

Ответственный

исполнитель

Сумма (млн. руб.)

Всего

в РФ

За

рубе-жом

Содействие с проведении мероприятий с участием общественных организаций соотечественников

1.

Проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории (организация и проведение мероприятий, посвященных Дню России /12 июня/, дням воинской славы, установленным федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России», 205-летию со дня рождения А.С.Пушкина, юбилейным датам жизни и творчества других выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам установления дипломатических отношений России с государствами проживания соотечественников).

МИД России,

Минкультуры России,

Росзарубежцентр

22,0

2

22,0

2.

Проведение в странах проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (организация мероприятий, связанных с 60-летием важнейших побед 1944 года в ходе Великой Отечественной войны, встреч однополчан, содействие участию ветеранов ВОВ в мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и т.д.

МИД России, Минкультуры России

10,0

-

10,0

3.

Организация и проведение форума творческой интеллигенции – соотечественников (писателей, деятелей культуры) из стран СНГ и Балтии «Русский язык как важнейший фактор сохранения национального наследия и межнационального общения», приуроченного к 205-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина.

МИД России,

Минкультуры России,

Минобразование России

6,0

4,0

2,0

4.

Организация и проведение в Московской области (г.Дубна) конференции ученых из числа соотечественников за рубежом по вопросам сотрудничества с научными центрами Российской Федерации

МИД России

1,5

1,0

0,5

ИТОГО по направлению

39,5

5,0

34,5

Приобретение и доставка учебной, методической, художественной и иной социально значимой литературы и пособий

для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек, общественных организаций

соотечественников в зарубежных государствах

5.

Закупка и поставка учебников и учебной литературы российских издательств для образовательных учреждений с обучением на русском языке.

МИД России,

Минобразование России, Правительство Москвы

40,0

39,0

1,0

6.

Закупка и поставка художественной, справочной литературы для нужд библиотек, обслуживающих общественные организации и объединения соотечественников.

МИД России,

Минобразование России,

Правительство Москвы

20,0

20,0

-

ИТОГО по направлению:

60,0

59,0

1,0

Проведение мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры,

а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера

7.

Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных государств (на базе славянских университетов в Бишкеке, Душанбе и Ереване, педагогических университетов и институтов Российской Федерации).

МИД России,

Минобразование России,

Правительство Москвы

25,0

13,0

12,0

8.

Поддержка русской культуры в странах СНГ и Балтии.

В том числе:

- проведение курсов повышения квалификации (мастер-классов) для актерских составов и режиссеров русских театров, творческих объединений соотечественников;

- содействие участию творческих коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях, организуемых в Российской федерации;

- организация тематических художественных и фотовыставок соотечественников из стран СНГ и Балтии в субъектах Российской Федерации;

- содействие в организации постановочных и гастрольных проектов русских театров стран СНГ и Балтии

МИД России,

Минкультуры России

11,0

4,0

2,0

1,5

3,5

7,5

2,0

1,0

1,0

3.5

3,5

2,0

1,0

0,5

-

9.

Организация оздоровительного отдыха и лечения детей – соотечественников (на базе оздоровительных и лечебных учреждений Российской Федерации).

МИД России,

Минобразование России

15,0

12,0

3,0

10.

Проведение учебно-образовательных экскурсионных маршрутов учащихся школ с русским языком обучения – победителей олимпиад и творческих конкурсов на знание истории и культуры России по историческим местам России

МИД России,

Минобразование России,

Правительство Москвы

20,0

16,0

4,0

11.

Организация медицинской реабилитации ветеранов ВОВ и труда в медицинских учреждениях лечебного и санаторного типа.

МИД России,

Минздрав России

17,0

-

17,0

12.

Организация в странах проживания соотечественников олимпиад школьников по русскому языку и литературе, естественным наукам, а также их заключительных этапов в России.

МИД России,

Минобразование России,

Правительство Москвы

7,0

4,0

3,0

13.

Проведение в странах проживания соотечественников конкурса «Лучший учитель русской словесности».

МИД России,

Минобразование России,

Правительство Москвы

4,0

1,0

3,0

14.

Содействие в подключении школ с русским языком обучения к приему российского образовательного телеканала «Школьник ТВ» посредством локальных сетей кабельного телевидения в странах пребывания.

МИД России,

Минобразование России,

3.0

-

3,0

15.

Организация дистанционного обучения учащихся школ с русским языком обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации.

МИД России,

Минобразование России,

Правительство Москвы

6,0

 

6,0

ИТОГО по направлению:

108,0

53,5

54,5

Оказание информационной, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам

16.

Подписка организаций соотечественников и школ с русским языком обучения на периодические издания на русском языке, включая специализированных издания для соотечественников.

МИД России

13,5

-

13,5

17.

Содействие распространению информации правозащитных организаций соотечественников о положении российской диаспоры в странах СНГ и Балтии.

МИД России,

Правительство Москвы

3,0

-

3,0

18.

Целевые средства для оказания экстренной гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии.

МИД России

28Ю0

-

28,0

ИТОГО по направлению:

44,5

-

44,5

ВСЕГО по направлениям:

252,0

В том числе: для использования в Российской Федерации

117,5 (46,6%)

для использования за границей

134,5 (53,4%)




Сведения о письменных обращениях соотечественников, поступивших в загранучреждения МИД  России в странах СНГ и Балтии за 2003 год

Перечень вопросов

Поступило обращений

Возрастной состав заявителей

всего

из них

рассмот-рено

отправлено в другие инстанции

не требуют ответа

до 17 лет

от 18 – 30 лет

от 31 – 60 лет

свыше 60 лет

1. Регистрация и получение вида на жительство в государстве пребывания

3113

2864

91

8

232

825

1443

601

2. Приобретение гражданства государства пребывания

6035

5620

223

4

191

1780

2787

1142

3. Трудоустройство в государстве пребывания

107

57

27

3

0

32

70

3

4. Получение образования в государстве пребывания, в т.ч. на русском языке

245

243

141

13

13

216

9

6

5. Жилищные и коммунально-бытовые вопросы в государстве пребывания

2259

2156

488

114

0

34

533

1643

6. Пенсионное обеспечение, получение социальных льгот и пособий, материальной и медицинской помощи в государстве пребывания

18451

18099

2582

88

43

115

2615

16722

7. Компенсация по денежным вкладам и целевым облигациям

391

322

149

47

0

12

144

199

8.Реабилитация жертв политических репрессий и вопросы льгот и компенсаций политически репрессированным.

260

231

163

6

0

1

50

197

9. Юридическая помощь в государстве пребывания (трудовое, гражданское, уголовное, пенсионное законодательство и др.)

5629

3855

2365

86

0

405

3438

1520

10. Истребование документов и визовые проблемы

3337

2795

1714

28

224

1204

1281

592

11. Гражданство России

16521

7953

8179

77

1508

1941

8868

3540

12. Трудоустройство в России

453

374

21

134

2

225

200

9

13.Получение образования в России

359

160

191

1

20

197

37

2

14. Лечение в России

309

236

146

1

3

22

98

176

15. Переезд на ПМЖ в Россию

1508

826

245

71

30

247

815

367

16. Пенсионное обеспечение в России

3193

2063

536

36

0

33

1439

1702

17. Жалобы на работу ЗУ и/или его подразделений (сотрудников)

726

701

18

30

1

2

114

597

18. Прочее (вопросы внешней и внутренней политики РФ, науки и культуры, поздравления, благодарности, соболезнования, бессмысленные или некорректные обращения)

5347

4574

192

434

40

913

2482

1175

Итого:

68243

53129

17471

1181

2307

8204

26423

30193




О письмах и обращениях соотечественников, поступивших в адрес загранучреждений МИД России в 2003 году

В загранучреждения МИД России в государствах-участниках СНГ и странах Балтии в течение 2003 года поступило около 68,2 тыс. обращений соотечественников. Четверть из них, относящаяся к компетенции других министерств и ведомств, направлена на рассмотрение по принадлежности. К настоящему времени по 77 процентам писем заявителям даны соответствующие разъяснения.

Анализ обращений соотечественников свидетельствует о наличии значительного числа вопросов, связанных с трудностями интеграции в общественную среду в государствах их постоянного проживания.

Для российской диаспоры, образовавшейся после распада СССР, актуален вопрос оказания правовой, материальной и социальной помощи. Более 31% обращений соотечественников связаны с социальной неустроенностью и материальными трудностями заявителей. До трети наших соотечественников в своих письмах ставит вопросы предоставления им гуманитарной помощи, включая медицинские услуги и лекарства.

В особо трудном положении оказались люди преклонного возраста, ветераны ВОВ. Очевидно, этим объясняется тот факт, что подавляющее число обращений поступает от лиц пенсионного возраста (44% от общего числа обращений). Заявители обращают внимание на то, что мизерная пенсия не дает возможности решить вопросы медицинского и санаторного лечения, а в странах Балтии оплата коммунальных платежей зачастую равна размеру средней пенсии. Социальные службы в государствах проживания соотечественников оказывают минимальную поддержку отдельным категориям нуждающихся. Одновременно местные органы власти отдают приоритет гражданам своей страны, среди которых превалируют лица титульной национальности. Такая ситуация вынуждает наших соотечественников обращаться в загранучреждения МИД России за помощью. Свыше 88 процентов таких обращений поступило в 2003 году от пенсионеров и ветеранов ВОВ.

Вопросы получения социальных льгот и пособий, материальной помощи подняты в 87% обращений от соотечественников, проживающих в Киргизии, в 86% - в Грузии, в 52 % - в Таджикистане.

До 4% заявителей просят дать разъяснения о возможности получения российской пенсии. Отдельно следует отметить возросшую активность в этом вопросе российских граждан, проживающих в государствах, с которыми не заключены или не введены в действие соглашения о пенсионном обеспечении (Эстония, Латвия).

Характер обращений соотечественников, проживающих в странах со значительной долей русских в составе населения, меняется от региона к региону.

Так, например, если для соотечественников, проживающих в Эстонии в целом, наиболее остро стоят вопросы предоставления материальной поддержки для решения социальных проблем (33% обращений), то жителей северо-востока страны (г. Нарва) особо беспокоят вопросы, связанные со вступлением в силу нового федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (43%). Значительно чаще, чем другие жители Эстонии, они обращаются за разъяснениями относительно возможности получения российской пенсии (29%).

Схожая ситуация сложилась в Латвии: 45% обращений соотечественников содержат просьбы о социальной и финансовой поддержке, однако в западном регионе (г. Лиепая) до 50% обращений касаются возможности оформления российской пенсии, 25% - приобретения гражданства РФ и только 27 % связано с просьбами по решению материальных проблем. В традиционно «русском» Даугавпилсском районе 42% обратившихся соотечественников беспокоят вопросы регистрации и оформления видов на жительство в стране проживания.

Важно подчеркнуть, что введение в действие федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» волнует многих соотечественников на постсоветском пространстве. В 24% обращений затрагивается тематика приобретения российского гражданства, содержатся жалобы на ужесточение требований к соискателям российского гражданства и предложения по внесению изменений в закон. Получение российского гражданства больше волнует лиц трудоспособного возраста: 53% обращений по данному вопросу получено от лиц в возрастной группе от 31 до 60 лет и только 21% - от пенсионеров. Молодежь (по-видимому, в силу лучших возможностей интеграции и получения гражданства страны проживания) не столь активно настроена вступать в гражданство РФ (14,8% от всех обращений по вопросам приобретения российского гражданства). Необходимо отметить, что приобретение гражданства РФ в подавляющем числе обращений не увязывается с желанием переселиться в Россию в ближайшее время.

Наиболее остро отреагировали на изменение российского законодательства о гражданстве соотечественники в Туркмении (79% всех обращений из этой страны), в Молдавии (64%) , Узбекистане (46%) и Казахстане (41%).

Вместе с тем, в связи со вступлением в силу в ноябре 2003 года поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и расширением категорий соотечественников, имеющих право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, можно ожидать спада обращений по этому вопросу уже в первом полугодии 2004 года.

Проблема получения гражданства страны своего постоянного проживания наиболее злободневна для соотечественников в Латвии к Эстонии. Достаточно жесткое законодательство этих государств, требования сдачи экзаменов по государственному языку, истории, знанию конституции при прохождении процедуры натурализации создали определенные сложности для значительной части местной российской диаспоры. В то же время в последние годы соотечественники из государств Балтии стали реже обращаться с жалобами и просьбами о помощи в приобретении гражданства страны проживания. Существенную роль здесь играет осознание того факта, что «автоматически» гражданство предоставлено не будет. В целом эта проблема поднимается в 8 процентах писем соотечественников из государств постсоветского пространства.

Более двух третей обращений по вопросу приобретения гражданства страны проживания поступило от соотечественников, проживающих в восточных областях Украины. Это тревожный факт, требующий проведения мониторинга ситуации для целей выработки конкретных рекомендаций по решению проблемы. Значительная часть соотечественников, проживающих в Белоруссии, также обращается в загранучреждения МИД России в связи с оформлением белорусского гражданства. Таких обращений не меньше, чем связанных с приобретением гражданства РФ или оформлением российских загранпаспортов.

Соотечественники по-прежнему сталкиваются с проблемами легализации в государстве проживания, получением документов, необходимых для оформления вида на жительство или виз. За прошедший год 9% заявителей поднимали вопросы истребования документов, оказания содействия в получении регистрации, вида на жительство, оформления виз. Так, в Армении 55% обращений связана с истребованием документов. Аналогичная картина характерна для Литвы (39%) я Казахстана (36%).

В более, чем в 8% обращений содержатся просьбы о предоставлении юридической помощи, обусловленной дискриминацией и нарушением прав соотечественников в государствах-участниках СНГ и Балтии. Среди заявителей - ветераны ВОВ и советских правоохранительных органов, подвергающиеся судебным преследованиям по обвинениям в «геноциде» титульных наций (Латвия, Эстония), лица, сталкивающиеся с проблемами получения видов на жительство в странах проживания, а также лица, выселенные из принадлежащих муниципалитетам квартир за неуплату коммунальных услуг и др. В особо сложной ситуации находятся соотечественники, проживающие в денационализированных домах, поскольку для решения поставленных ими вопросов, как правило, не имеется достаточных правовых оснований. Чаще всего с просьбами об оказании юридической, прежде всего адвокатской, помощи обращаются соотечественники, проживающие в Эстонии (16%) и Молдавии (12%).

Несмотря на известные проблемы с функционирование русского языка в сфере образования стран проживания соотечественников, данный вопрос не является доминирующим в их обращениях (0,5% от общего числа обращений). В то же время возможность получения образования (прежде всего высшего) в России интересует молодежь в возрастной группе от 18 до 30 лет (до 50% от общего числа обращений по данному вопросу). Это подтверждает актуальность разработки и реализации программ дистанционного обучения соотечественников, выделения для них квот на обучение в российских вузах.

Свои просьбы о материальной поддержке соотечественники довольно часто мотивируют низким жизненным уровнем, связанным с безработицей. Причем проблему безработицы объясняют не только падением уровня промышленного и сельскохозяйственного производства в государствах СНГ и Балтии, но и практикой применения дискриминационных норм по отношению к нетитульному населению (запреты на профессию для резидентов, состоящих в гражданстве других государств, лиц, состоявших в прошлом на службе в советских правоохранительных органах и вооруженных силах СССР, повышенные требования к знанию государственного языка к соискателям должностей по ряду профессий и т.д.). Вместе с тем число обращений соотечественников по вопросам трудоустройства в Российской Федерации сравнительно невелико и не превышает 1%. Как правило, в странах, где имеются представительства МВД России по делам миграции (Армения, Киргизия, Латвия, Таджикистан, Туркмения), соотечественники обращаются по таким проблемам к сотрудникам этих загранучреждений.

Миграционные настроения остаются устойчивыми у определенной части соотечественников (2,3%). Судя по обращениям, наиболее остро стоит данная проблема у наших соотечественников в Таджикистане (19% всех обращений). Соотечественники ощущают недостаточность информации по вопросам добровольного переселения и обустройства потенциальных иммигрантов. Рассмотрением обращений по переезду на ПМЖ в Россию, равно как и вопросами трудовой миграции занимаются представительства МВД по делам миграции, однако они действуют только в пяти из четырнадцати государств постсоветского пространства.

Наибольшее число обращений по различным вопросам поступило от соотечественников, проживающих в Эстонии, Украине и Молдавии (примерно по 17% от общего числа обращений). Сравнительные же данные о количестве поступивших в 2003 году обращений и численности российской диаспоры в той или иной стране их проживания показал, что наиболее часто разъяснения или помощь в загранучреждения МИД России ищут соотечественники, проживающие в Армении (здесь каждый шестой соотечественник письменно обратился в РЭУ), Грузии, Латвии, Литве и Эстонии.

Анализ писем и обращений из государств СНГ и Балтии, помимо всего прочего, показал, что соотечественники сохраняют устойчивый интерес к процессам, протекающим в общественно-политической жизни России, заинтересованно следят за ее изменениями и испытывают потребность в живой связи с исторической родиной.

Управление по работе с соотечественниками  МИД России, февраль 2004 года




Проект плана заседаний Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом на 2004 год

Февраль

1.   Об итогах реализации мероприятий по поддержке соотечественников в 2003 году и задачах на 2004 год.

Готовит и докладывает: МИД России.

2.   О плане работы Комиссии на 2004 год.

Докладывает: ответственный секретарь Комиссии.

3.   Информация.

О вопросах, поднимаемых в письмах и обращениях соотечественников, проживающих   в   странах   СНГ   и   Балтии,   в  2003 году

Готовит и докладывает: МИД России.

4.   Разное.

О создании рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Докладывает: МИД России.

Апрель

1.   Проблемы социального обеспечения и защиты прав ветеранов Великой Отечественной войны в странах Балтии.

Ответственные   за    подготовку: Минтруд   России,   МИД России.

2.    О    методике    формирования        Перечня    направлений    использования бюджетных средств  на поддержку  соотечественников,  проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2005 году.

Докладывает: МИД России.

3.  Разное.

Июнь

1.   Состояние информационной поддержки российских соотечественников за рубежом.

Ответственные за подготовку:               МИД России, МПТР России, Минобразование России.

2.   Разное.

Сентябрь

1.   Об   итогах   проведения   мониторинга  положения   соотечественников   в странах СНГ и Балтии и важнейших задачах государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.

Ответственные за подготовку:               МИД России.

2.   Разное.

Декабрь

1.   Об   итогах  деятельности  рабочей   группы   по   внесению   изменений   и дополнений    в    Федеральный    закон    «О    государственной   политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Докладывает: руководитель рабочей группы.

2.  О Перечне направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников,   проживающих   в   государствах-участниках   СНГ   и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2005 году.

Докладывает: МИД России.

3. Разное.




Предложения К.Ф.Затулина в Перечень направления использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на 2004год

Предлагаю внести в Перечень направления использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на 2004год следующие изменения и дополнения:

 

Направление использования (назначения) платежа

Сумма (млн. руб.)

Всего

в РФ

за рубежом

Проведение мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры, а также мероприятий лечебно-оздоровительного характера

1.

П.8 в данном разделе изложить в следующей редакции:

Поддержка русской культуры в странах СНГ и Балтии.

В том числе:

- проведение курсов повышения квалификации (мастер-классов) для актерских составов и режиссеров русских театров, творческих объединений, коллективов художественной самодеятельности соотечественников;

- содействие участию творческих коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях, организуемых в Российской федерации;

- организация тематических художественных и фотовыставок соотечественников из стран СНГ и Балтии в субъектах Российской Федерации;

- содействие в организации постановочных и гастрольных проектов русских театров стран СНГ и Балтии

(Данная редакция позволить оказывать поддержку не только профессиональным коллективам, но и художественной самодеятельности соотечественников)

11,0

4,0

2,0

1,5

3,5

7,5

2,0

1,0

1,0

3.5

3,5

2,0

1,0

0,5

-

Оказание информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам

1.

П.17 в данном разделе изложить в следующей редакции:

Содействие распространению информации правозащитных и иных общественных организаций соотечественников о положении российской диаспоры в странах СНГ и Балтии

(Данная редакция позволить оказывать поддержку органам массовой информации, освещающими положение соотечественников в странах проживания, издаваемым не только правозащитными, но и другими общественными объединениями соотечественников.)

3.0

 

3.0

2

Дополнить раздел пунктами:

2.1

Оказание организациям соотечественников содействия в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию (издание бюллетеня в сети Интернет) (исполнители – МИД России, заинтересованные ведомства, органы власти субъектов Российской Федерации)

3.0

3.0

 

2.2

Разработка и осуществление проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы мира и подготовкой специализированных программ для соотечественников (исполнители – МИД России, МПТР России, заинтересованные ведомства)

4.0

4.0

 

2.3

Содействие процессу самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций, целевых семинаров и т.п. для активизации деятельности общественных структур соотечественников (исполнители – МИД России, заинтересованные  учреждения и ведомства, институты, неправительственные общественные организации и фонды)

5.0

3.0

2.0

Итого дополнительно по данному направлению:

12.0

10.0

2.0

 

Направление использования (назначения) платежа

Сумма (млн. руб.)

Всего

в РФ

за рубежом

Организация мониторинга положения соотечественников в зарубежных государствах

1

Создание и поддержание постоянно функционирующей системы мониторинга положения соотечественников в странах их проживания (финансирование через систему грантов) (исполнители – МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),  заинтересованные научно-исследовательские учреждения, заинтересованные общественные объединения соотечественников в странах проживания)

7.0

4.0

3.0

2

Издание «Белой книги» по фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом (исполнители – заинтересованные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ),  заинтересованные  научно-исследовательские учреждения, неправительственные правозащитные организации при помощи и поддержке МИД России)

4.0

4.0

 

Итого по направлению:

11.0

8.0

3.0

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ