О поддержке российских соотечественников за рубежом в 2004 году
Правительственная Комиссия по делам соотечественников за
рубежом Российской Федерации приняла план своей работы и утвердила перечень
направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников
Отставка Правительства России не помешала собраться
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (далее –
Комиссия), которая 26 февраля 2004 года подвела итоги работы в 2003 году и
приняла планы на 2004 год. Комиссии были представлена информация о вопросах,
поднимаемых в письмах и обращениях соотечественников, проживающих в странах СНГ
и Балтии, в адрес МИД России и российских загранпредставительств в 2003
году. По предложению депутата Госудмы К.Затулина, которое поддержала
Председатель Комиссии Г.Карелова, Первый заместитель Министра интсранных
Дел Э.Митрофанова проинформировала членов Комиссии о деятельности
МИДа по защите соотечественников в Латвии.
Решен вопрос о создании рабочей группы по внесению
изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной политике
Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Материалы
Комиссии по основным вопросам публикуем ниже.
К.Затулин внес предложения в Перечень направления
использования бюджетных средств на поддержку соотечественников в 2004 году, в
план работы Комиссии. По его предложению создаваемая рабочая группа по
совершенствованию законодательства РФ в отношении соотечественников, проживающих
за рубежом, не будет ограничиваться рассмотрением поправок только к одному
закону - «О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом». В комплексе будут рассматриваться также
вопросы о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О гражданстве
РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вопрос о разработке закона
о репатриации соотечественников в РФ. В состав рабочей группы включены
дополнительно К.Ф.Затулин и заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ –
А.В.Докучаева. Предложения К.Ф.Затулина также опубликованы в настоящем разделе.
Справка об исполнении Перечная направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003 году
Всего на реализацию Перечня предусмотрено – 210 млн.
рублей. В том числе: для использования в Российской Федерации – 103,5 млн.
рублей. Для использования за границей – 106,5 млн. рублей. Использовано –
201,873 млн. рублей.
№
п/п |
Направление
использования (назначение платежа) |
Предусмотрено |
Исполнено |
Всего |
в
РФ |
за
рубежом |
Всего |
в
РФ |
за
рубежом |
Содействие в
проведении мероприятий с участием общественных организаций
соотечественников |
1. |
Проведение в странах проживания соотечественников
мероприятий, посвященных юбилейным датам выдающихся деятелей российской
культуры, памятным датам российской истории (организация и проведение
мероприятий, посвященных Дню России /12 июня/ и др.) |
22,0 |
- |
22,0 |
22,0 |
- |
22,0 |
2. |
Проведение в странах проживания соотечественников
мероприятий, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны
1941-1945 годов |
10,0 |
- |
10,0 |
10,0 |
- |
10,0 |
ИТОГО по
направлению: |
32,0 |
32,0 |
Приобретение
и доставка учебной, методической, научной, художественной и иной социально
значимой
литературы и
пособий для образовательных учреждений с преподаванием на русском языке,
библиотек,
общественных
организаций соотечественников в зарубежных государствах |
3. |
Закупка и поставка
учебников и учебной литературы российских издательств для образовательных
учреждений с обучением на русском языке |
35,0 |
34,0 |
1,0 |
35,0 |
34,0 |
1,0 |
4. |
Закупка и поставка
художественной, научной, справочной литературы для нужд библиотек,
обслуживающих общественные организации и объединения
соотечественников |
17,0 |
17,0 |
- |
16,994* |
16,994 |
- |
ИТОГО по
направлению: |
52,0 |
51,994 |
Проведение
мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры,
а также
мероприятий лечебно-оздоровительного характера |
5. |
Организация и
проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей
образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных государств
(на базе Славянских университетов в Бишкеке, Душанбе и Ереване,
педагогических университетов и институтов Российской Федерации) |
25,0 |
13,0 |
12,0 |
25,0 |
13,0 |
12,0 |
6. |
Поддержка русской
культуры в зарубежных государствах (проведение курсов повышения
квалификации (мастер-классов) актерских составов русских театров,
творческих объединений соотечественников) |
8,0[1] |
8,0 |
- |
- |
- |
- |
7. |
Организация
оздоровительного отдыха и лечения детей – соотечественников (на базе
оздоровительных и лечебных учреждений Российской Федерации) |
18,0 |
12,5 |
5,5 |
18,0 |
12,5 |
5,5 |
8. |
Проведение
учебно-образовательных экскурсионных маршрутов учащихся школ с русским
языком обучения по исторических местам России (краткосрочные поездки в
Санкт-Петербург, Псков, города «Золотого кольца России») |
9,0 |
6,0 |
3,0 |
8,996* |
5,996 |
3,0 |
9. |
Организация
медицинской реабилитации ветеранов ВОВ и труда в медицинских учреждениях
лечебного и санаторного типа (в странах проживания/пребывания) |
17,0 |
- |
17,0 |
17,0 |
- |
17,0 |
10. |
Организация в странах
проживания соотечественников олимпиад школьников по русскому языку и
литературе, естественным наукам, а также их заключительных этапов в
России |
7,0 |
4,0 |
3,0 |
7,0 |
4,0 |
3,0 |
11. |
Проведение в странах
проживания соотечественников конкурса «Лучших учитель русской
словесности» |
4,0 |
1,0 |
3,0 |
3,990* |
0,990 |
3,0 |
12. |
Организация и
проведение мониторинга положения соотечественников за рубежом. Подготовка,
издание и распространение среди соотечественников книги «Российская
диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы» |
8,0 |
8,0 |
- |
7,893* |
7,893 |
- |
ИТОГО по
направлению: |
96,0 |
78,879 |
Оказание
информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи
соотечественником |
13. |
Оказание
информационной поддержки соотечественникам (подписка организаций
соотечественников и школ с русским языком обучения на российские и местные
периодические издания) |
10,0 |
- |
10,0 |
10,0 |
- |
10,0 |
14. |
Целевые средства для
оказания экстренной гуманитарной и другой необходимой помощи
соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ и
государствах Балтии |
20,0 |
- |
20,0 |
20,0 |
- |
20,0 |
ИТОГО по
направлению: |
30,0 |
30,0 |
ВСЕГО на направлениям: |
210,0 |
201,873 |
* - Экономия средств по итогам тендера (конкурса)
Пояснительная записка к справке об исполнении Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2003
В ходе реализации Перечня направлений использования
бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в
государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в
2003 году, утвержденного решением Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом 14 февраля 2003 года Протокол № 1 (21)
проведены следующие мероприятия.
1.
Организация оздоровительного отдыха детей соотечественников.
По итогам открытого конкурса, объявленного МИД России 14
апреля 2003 года, право на организацию летнего отдыха детей-соотечественников за
счет целевых средств федерального бюджета получили:
- Государственное унитарное
предприятие «Областной центр детского, семейного отдыха и
оздоровления» при Администрации Псковской области, г.Псков
ОАО «Зарубежэнергострой», г.Москва Омский
государственный университет, г.Омск
-
Автономная
некоммерческая
организация санаторно-курортного объединения
«Здравница-Союз», г.Москва
Всего в Российской Федерации в течение года отдохнуло
1270 детей.
В Московской области отдохнули 30 человек из Армении; 60
человек из Азербайджана; 50 человек из Грузии; 60 человек из Таджикистана; 30
человек из Туркмении; 200 человек из Украины и 80 человек из Узбекистана.
В Омской области отдохнули 170 человек из Казахстана и
60 человек из Киргизии.
В Псковской области отдохнули 100 человек из Белоруссии;
90 человек из Латвии; 60 человек из Литвы, 80 человек из Эстонии и 200 человек
из Молдавии.
2.
Организация и проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей
образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных
государств.
По итогам открытого конкурса, объявленного МИД России 14
апреля 2003 года, право на организацию и проведение курсов повышения
квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений с русским
языком обучения за счет целевых средств федерального бюджета получили:
- Санкт-Петербургский государственный университет
педагогического мастерства;
Ростовский
областной институт
повышения квалификации и
переподготовки работников образования;
Научно-образовательный
фонд при
Омском государственном педагогическом
университете;
Воронежский
областной институт
повышения квалификации и переподготовки
работников образования.
Всего в Российской Федерации на базе высших
педагогических учебных заведений прошли повышение квалификации 1172 учителя.
В Омской области (на базе Омского государственного
педагогического университета) прошли профессиональную переподготовку 70 учителей
из Узбекистана', 220 - из Казахстана.
В Воронежской области (на базе Воронежского областного
института повышения квалификации и переподготовки работников образования) прошли
профессиональную переподготовку 257 учителей из Молдавии; 135 - из Украины.
В Ростовской области (на базе Ростовского областного
института повышения квалификации и переподготовки работников образования) прошли
профессиональную переподготовку 50 учителей из Азербайджана; 40 -из Грузии; 10
из Туркмении и 120 - из Украины.
В Санкт-Петербурге (на базе Санкт-Петербургского
государственного университета педагогического мастерства) прошли
профессиональную переподготовку 80 учителей из Латвии; 60 - из Литвы; 70 - из
Эстонии и 60 - из Белоруссии.
Курсы повышения
квалификации для учителей школ
с русским Российско-национальных славянских университетов в гг.
Бишкеке, Ереване и Душанбе с общим охватом 300 человек.
3.
Приобретение и доставка учебной, методической, научной, художественной и иной
социально значимой литературы для образовательных учреждений с преподаванием на
русском языке, библиотек, учреждений культуры и науки, общественных организаций
соотечественников в зарубежных, государствах.
Общий объем финансирования на эти цели - 52 млн.
рублей.
Издательство
«Просвещение-регион» поставило учебников и учебно-методической литературы в
школы с русским языком обучения в Армении, Белоруссии, Грузии, Киргизии,
Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии 1 021 наименование общим тиражом 375 097
экз. на сумму 17 872 631,33 рублей.
Учебники и методическая литература:
В Казахстан 440 наименований тиражом 88 888 экз. на
сумму 2 772 594,59 рублей;
В Киргизию 14 наименований тиражом 88 760 экз. на сумму
5 082 665,20 рублей;
В Армению 53 наименования тиражом 21 650 экз. на сумму
1013 229,0 рублей;
В Белоруссию 225 наименований тиражом 48 131 экз. на
сумму 2 663 028,22 рублей;
В Грузию 21 наименование тиражом 28 608 экз. на сумму 1
523 167,32 рублей;
В Латвию 197 наименований тиражом 36 260 экз. на сумму 1
668 416,50 рублей;
В Литву 64 наименования тиражом 6 800 экз. на сумму 353
340,50 рублей;
В Молдавию 7 наименований тиражом 56 000 на сумму 2 796
200,0 рублей.
Издательство «Дрофа»
поставило учебников, учебно-методической и художественной литературы в школы с
русским языком обучения в Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Эстонию, Латвию,
Литву, Украину, Молдавию, Белоруссию, Армению 3 757 наименования общим тиражом
596 635 экз. на сумму 26 984 300 рублей.
Учебники и методическая литература:
В Казахстан 261 наименований тиражом 65 754 на сумму 2
000 000
-рублей;
В Таджикистан 52 наименований тиражом 33 091 экз. на
сумму 1 600 000 рубля;
В Узбекистан 78 наименования тиражом 97 765 экз. на
сумму 3 000 000 рублей;
В Эстонию 233 наименования тиражом 44 773 экз. на сумму
2 000 000 рублей;
В Латвию 239 наименований тиражом 60 029 экз. на сумму 2
500 000 рублей;
В Литву 168 наименований тиражом 21 536 экз. на сумму
2000 000 рублей;
В Украину 76 наименований тиражом 16 258 экз. на сумму 1
000 000 рублей;
В Молдавию 44 наименования тиражом 38 691 экз. на сумму
2 000 00( рублей;
В Белоруссию 657 наименований тиражом 31657 экз. на
сумму 1 900 000 рублей;
В Армению 77 наименований тиражом 28 990 экз. на сумму 1
000 000
руолеп.
Художественная литература:
В Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Белоруссию,
Эстонию, Латвию, Литву, Украину, Молдавию, Армению I 870 наименований тиражом
158 091 экз. на сумму 7 984 300 рублей.
Издательство «Белый город»
поставило художественной литературы в
Казахстан, Таджикистан, Белоруссию, Латвию, Литву,
Эстонию, Молдавию 1478 наименований тиражом 53379 экз. на сумму 5936621
рублей.
4.
Организация и проведение учебно-образовательных маршрутов учащихся школ с
русским языком обучения, победителей олимпиад по историческим местам Российской
Федерации.
По итогам открытого конкурса, объявленного МИД России 14
апреля 2003 года, право на организацию и проведение учебно-образовательных
маршрутов за счет целевых средств федерального бюджета получил ОАО
«Зарубежэнергострой». г.Москва.
Всего в акции приняло участие 482 ученика старших
классов, победителей олимпиад.
100 школьников из Украины, Казахстана, Азербайджана и
Туркмении совершили экскурсионную поездку по маршруту «Москва --
Санкт-Петербург-Москва».
382 старшеклассника из Армении, Грузии, Белоруссии,
Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Латвии,
Литвы и Эстонии совершили автобусную экскурсионную поездку по маршруту «Москва
-
города Золотого кольца России - Москва».
4. На
реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом,
организуемых в странах проживания соотечественников, на счета посольств
Российской Федерации переведено 106 500 000,0 рублей.
В Армению переведено - 5,05 млн. руб.
В Азербайджан - 6,24 млн. руб.
В Белоруссию - 6,0 млн. руб.
В Грузию - 5,66 млн. руб.
В Казахстан - 10,1 млн. руб.
В Киргизию - 8,7 млн. руб.
В Латвию - 9,45 млн. руб.
В Литву - 6,32 млн. руб.
В Молдавию - 6,35 млн. руб. В Таджикистан - 5,66 млн.
руб. В Туркмению - 2,67 млн. руб. В Узбекистан - 9,38 млн. руб. В Украину -
13,.87 млн. руб. В Эстонию - 10,05 млн. руб.
Средства
использованы посольствами
и генконсульствами РФ на
проведение следующих мероприятий:
- проведение в
странах проживания соотечественников
мероприятий, посвященных юбилейным датам
выдающихся деятелей русской культуры,
памятным датам российской истории (п.1 Перечня);
- проведение в
странах проживания соотечественников
мероприятий, посвященных юбилейным датам Великой Отечественной войны 1941-1945
годов (п.2 Перечня);
- организация медицинской
реабилитации ветеранов ВОВ и
труда в медицинских учреждениях санаторного и лечебного типа (п.9
Перечня);
организацию в странах проживания соотечественников
национальных этапов олимпиады школьников по русскому языку и литературе и
финансирование направления их победителей для участия в заключительном этапе
олимпиады в Москве (п. 10 Перечня);
организация и проведение в странах проживания
соотечественников конкурса «Лучший учитель русской словесности» и финансирования
направления их победителей для участия в заключительном этапе конкурса в Москве
(п.11 Перечня);
- организация подписки общественных
объединений соотечественников, школ с русским
языком обучения на российские и
местные периодические издания на русском языке (п. 13 Перечня);
оказание экстренной, гуманитарной, юридической помощи
соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ и государствах
Балтии (п. 14 Перечня).
Кроме того, за счет
указанных средств финансировались расходы по
проезду соотечественников, направляемых
на мероприятия, проводимые на территории
Российской Федерации (пп.7, 8, 10, 11), а также по доставке учебников
и учебно-методической
литературы (п.З Перечня)
для образовательных учреждений с русским языком обучения в
странах пребывания.
5. Не
исполненные мероприятия.
Пунктом 6 Перечня предусматривались мероприятия по
поддержке русской культуры в зарубежных государствах (проведение мастер-классов
для актерских составов русских театров, творческих объединений
соотечественников). Общая сумма предусмотренных расходов на эти цели составляла
8,0 млн. рублей. В соответствии с рекомендациями Минкультуры России (исх. №
1016-14-17 от 02.10.2003 г., прилагается) МИД России объявил, соответствующий
открытый конкурс. Несмотря на предпринятые усилия по привлечению организаций и
учреждений культуры к участию в конкурсе, для участия в нем была подана всего
одна заявка. В соответствии с действующими правилами организации и проведения
торгов (конкурсов) на закупки товаров и услуг для государственных нужд конкурс
был объявлен не состоявшимся. Предусмотренные на проведение мероприятия средства
возвращены в бюджет.
Перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах- участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2004 году (проект)
Основание: Основные направления поддержки Российской
Федерации соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы, утвержденные
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №
1663-р; Правила использования средств федерального бюджета, выделяемых на
реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г.
№ 330.
№
п/п |
Направление
использования (назначение платежа) |
Ответственный
исполнитель |
Сумма (млн.
руб.) |
Всего |
в РФ |
За
рубе-жом |
Содействие с
проведении мероприятий с участием общественных организаций
соотечественников |
1. |
Проведение в странах
проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам
выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам российской истории
(организация и проведение мероприятий, посвященных Дню России /12 июня/,
дням воинской славы, установленным федеральным законом № 32-ФЗ от
13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России», 205-летию со
дня рождения А.С.Пушкина, юбилейным датам жизни и творчества других
выдающихся деятелей российской культуры, памятным датам установления
дипломатических отношений России с государствами проживания
соотечественников). |
МИД России,
Минкультуры России,
Росзарубежцентр |
22,0 |
2 |
22,0 |
2. |
Проведение в странах
проживания соотечественников мероприятий, посвященных юбилейным датам
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (организация мероприятий,
связанных с 60-летием важнейших побед 1944 года в ходе Великой
Отечественной войны, встреч однополчан, содействие участию ветеранов ВОВ в
мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и т.д. |
МИД России, Минкультуры России |
10,0 |
- |
10,0 |
3. |
Организация и
проведение форума творческой интеллигенции – соотечественников (писателей,
деятелей культуры) из стран СНГ и Балтии «Русский язык как важнейший
фактор сохранения национального наследия и межнационального общения»,
приуроченного к 205-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. |
МИД России,
Минкультуры России,
Минобразование России |
6,0 |
4,0 |
2,0 |
4. |
Организация и
проведение в Московской области (г.Дубна) конференции ученых из числа
соотечественников за рубежом по вопросам сотрудничества с научными
центрами Российской Федерации |
МИД России |
1,5 |
1,0 |
0,5 |
ИТОГО по направлению |
39,5 |
5,0 |
34,5 |
Приобретение
и доставка учебной, методической, художественной и иной социально значимой
литературы и пособий
для
образовательных учреждений с преподаванием на русском языке, библиотек,
общественных организаций
соотечественников в зарубежных
государствах |
5. |
Закупка и поставка
учебников и учебной литературы российских издательств для образовательных
учреждений с обучением на русском языке. |
МИД России,
Минобразование России, Правительство
Москвы |
40,0 |
39,0 |
1,0 |
6. |
Закупка и поставка
художественной, справочной литературы для нужд библиотек, обслуживающих
общественные организации и объединения соотечественников. |
МИД России,
Минобразование России,
Правительство Москвы |
20,0 |
20,0 |
- |
ИТОГО по направлению: |
60,0 |
59,0 |
1,0 |
Проведение
мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры,
а также
мероприятий лечебно-оздоровительного характера |
7. |
Организация и
проведение курсов повышения квалификации учителей и преподавателей
образовательных учреждений с русским языком обучения зарубежных государств
(на базе славянских университетов в Бишкеке, Душанбе и Ереване,
педагогических университетов и институтов Российской Федерации). |
МИД России,
Минобразование России,
Правительство Москвы |
25,0 |
13,0 |
12,0 |
8. |
Поддержка русской
культуры в странах СНГ и Балтии.
В том числе:
- проведение курсов
повышения квалификации (мастер-классов) для актерских составов и
режиссеров русских театров, творческих объединений соотечественников;
- содействие участию
творческих коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях,
организуемых в Российской федерации;
- организация
тематических художественных и фотовыставок соотечественников из стран СНГ
и Балтии в субъектах Российской Федерации;
- содействие в
организации постановочных и гастрольных проектов русских театров стран СНГ
и Балтии |
МИД России,
Минкультуры России |
11,0
4,0
2,0
1,5
3,5 |
7,5
2,0
1,0
1,0
3.5 |
3,5
2,0
1,0
0,5
- |
9. |
Организация
оздоровительного отдыха и лечения детей – соотечественников (на базе
оздоровительных и лечебных учреждений Российской Федерации). |
МИД России,
Минобразование России |
15,0 |
12,0 |
3,0 |
10. |
Проведение
учебно-образовательных экскурсионных маршрутов учащихся школ с русским
языком обучения – победителей олимпиад и творческих конкурсов на знание
истории и культуры России по историческим местам России |
МИД России,
Минобразование России,
Правительство Москвы |
20,0 |
16,0 |
4,0 |
11. |
Организация
медицинской реабилитации ветеранов ВОВ и труда в медицинских учреждениях
лечебного и санаторного типа. |
МИД России,
Минздрав России |
17,0 |
- |
17,0 |
12. |
Организация в странах
проживания соотечественников олимпиад школьников по русскому языку и
литературе, естественным наукам, а также их заключительных этапов в
России. |
МИД России,
Минобразование России,
Правительство Москвы |
7,0 |
4,0 |
3,0 |
13. |
Проведение в странах
проживания соотечественников конкурса «Лучший учитель русской
словесности». |
МИД России,
Минобразование России,
Правительство Москвы |
4,0 |
1,0 |
3,0 |
14. |
Содействие в
подключении школ с русским языком обучения к приему российского
образовательного телеканала «Школьник ТВ» посредством локальных сетей
кабельного телевидения в странах пребывания. |
МИД России,
Минобразование России, |
3.0 |
- |
3,0 |
15. |
Организация
дистанционного обучения учащихся школ с русским языком обучения в
образовательных учреждениях Российской Федерации. |
МИД России,
Минобразование России,
Правительство Москвы |
6,0 |
|
6,0 |
ИТОГО по направлению: |
108,0 |
53,5 |
54,5 |
Оказание
информационной, гуманитарной и другой необходимой помощи
соотечественникам |
16. |
Подписка организаций
соотечественников и школ с русским языком обучения на периодические
издания на русском языке, включая специализированных издания для
соотечественников. |
МИД России |
13,5 |
- |
13,5 |
17. |
Содействие
распространению информации правозащитных организаций соотечественников о
положении российской диаспоры в странах СНГ и Балтии. |
МИД России,
Правительство Москвы |
3,0 |
- |
3,0 |
18. |
Целевые средства для
оказания экстренной гуманитарной и другой необходимой помощи
соотечественникам, проживающим в государствах-участниках СНГ и
государствах Балтии. |
МИД России |
28Ю0 |
- |
28,0 |
ИТОГО по направлению: |
44,5 |
- |
44,5 |
ВСЕГО по
направлениям: |
252,0 |
В том числе: для использования в
Российской Федерации |
117,5 (46,6%) |
для использования за границей |
134,5 (53,4%) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о письменных обращениях соотечественников, поступивших в загранучреждения МИД России в странах СНГ и Балтии за 2003 год
Перечень
вопросов |
Поступило
обращений |
Возрастной
состав заявителей |
всего |
из
них |
рассмот-рено |
отправлено в
другие инстанции |
не требуют
ответа |
до 17
лет |
от 18 – 30
лет |
от 31 – 60
лет |
свыше 60
лет |
1. Регистрация и получение вида на жительство в
государстве пребывания |
3113 |
2864 |
91 |
8 |
232 |
825 |
1443 |
601 |
2. Приобретение гражданства государства
пребывания |
6035 |
5620 |
223 |
4 |
191 |
1780 |
2787 |
1142 |
3. Трудоустройство в государстве пребывания |
107 |
57 |
27 |
3 |
0 |
32 |
70 |
3 |
4. Получение образования в государстве пребывания,
в т.ч. на русском языке |
245 |
243 |
141 |
13 |
13 |
216 |
9 |
6 |
5. Жилищные и коммунально-бытовые вопросы в
государстве пребывания |
2259 |
2156 |
488 |
114 |
0 |
34 |
533 |
1643 |
6. Пенсионное обеспечение, получение социальных
льгот и пособий, материальной и медицинской помощи в государстве
пребывания |
18451 |
18099 |
2582 |
88 |
43 |
115 |
2615 |
16722 |
7. Компенсация по денежным вкладам и целевым
облигациям |
391 |
322 |
149 |
47 |
0 |
12 |
144 |
199 |
8.Реабилитация жертв политических репрессий и
вопросы льгот и компенсаций политически репрессированным. |
260 |
231 |
163 |
6 |
0 |
1 |
50 |
197 |
9. Юридическая помощь в государстве пребывания
(трудовое, гражданское, уголовное, пенсионное законодательство и
др.) |
5629 |
3855 |
2365 |
86 |
0 |
405 |
3438 |
1520 |
10. Истребование документов и визовые
проблемы |
3337 |
2795 |
1714 |
28 |
224 |
1204 |
1281 |
592 |
11. Гражданство России |
16521 |
7953 |
8179 |
77 |
1508 |
1941 |
8868 |
3540 |
12. Трудоустройство в России |
453 |
374 |
21 |
134 |
2 |
225 |
200 |
9 |
13.Получение образования в России |
359 |
160 |
191 |
1 |
20 |
197 |
37 |
2 |
14. Лечение в России |
309 |
236 |
146 |
1 |
3 |
22 |
98 |
176 |
15. Переезд на ПМЖ в Россию |
1508 |
826 |
245 |
71 |
30 |
247 |
815 |
367 |
16. Пенсионное обеспечение в России |
3193 |
2063 |
536 |
36 |
0 |
33 |
1439 |
1702 |
17. Жалобы на работу ЗУ и/или его подразделений
(сотрудников) |
726 |
701 |
18 |
30 |
1 |
2 |
114 |
597 |
18. Прочее (вопросы внешней и внутренней политики
РФ, науки и культуры, поздравления, благодарности, соболезнования,
бессмысленные или некорректные обращения) |
5347 |
4574 |
192 |
434 |
40 |
913 |
2482 |
1175 |
Итого: |
68243 |
53129 |
17471 |
1181 |
2307 |
8204 |
26423 |
30193 |
О письмах и обращениях соотечественников, поступивших в адрес загранучреждений МИД России в 2003 году
В загранучреждения МИД России в государствах-участниках
СНГ и странах Балтии в течение 2003 года поступило около 68,2 тыс. обращений
соотечественников. Четверть из них, относящаяся к компетенции других министерств
и ведомств, направлена на рассмотрение по принадлежности. К настоящему времени
по 77 процентам писем заявителям даны соответствующие разъяснения.
Анализ обращений соотечественников свидетельствует о
наличии значительного числа вопросов, связанных с трудностями интеграции в
общественную среду в государствах их постоянного проживания.
Для российской диаспоры, образовавшейся после распада
СССР, актуален вопрос оказания правовой, материальной и социальной помощи. Более
31% обращений соотечественников связаны с социальной неустроенностью и
материальными трудностями заявителей. До трети наших соотечественников в своих
письмах ставит вопросы предоставления им гуманитарной помощи, включая
медицинские услуги и лекарства.
В особо трудном положении оказались люди преклонного
возраста, ветераны ВОВ. Очевидно, этим объясняется тот факт, что подавляющее
число обращений поступает от лиц пенсионного возраста (44% от общего числа
обращений). Заявители обращают внимание на то, что мизерная пенсия не дает
возможности решить вопросы медицинского и санаторного лечения, а в странах
Балтии оплата коммунальных платежей зачастую равна размеру средней пенсии.
Социальные службы в государствах проживания соотечественников оказывают
минимальную поддержку отдельным категориям нуждающихся. Одновременно местные
органы власти отдают приоритет гражданам своей страны, среди которых превалируют
лица титульной национальности. Такая ситуация вынуждает наших соотечественников
обращаться в загранучреждения МИД России за помощью. Свыше 88 процентов таких
обращений поступило в 2003 году от пенсионеров и ветеранов ВОВ.
Вопросы получения социальных льгот и пособий,
материальной помощи подняты в 87% обращений от соотечественников, проживающих в
Киргизии, в 86% - в Грузии, в 52 % - в Таджикистане.
До 4% заявителей просят дать разъяснения о возможности
получения российской пенсии. Отдельно следует отметить возросшую активность в
этом вопросе российских граждан, проживающих в государствах, с которыми не
заключены или не введены в действие соглашения о пенсионном обеспечении
(Эстония, Латвия).
Характер обращений соотечественников, проживающих в
странах со значительной долей русских в составе населения, меняется от региона к
региону.
Так, например, если для соотечественников, проживающих в
Эстонии в целом, наиболее остро стоят вопросы предоставления материальной
поддержки для решения социальных проблем (33% обращений), то жителей
северо-востока страны (г. Нарва) особо беспокоят вопросы, связанные со
вступлением в силу нового федерального закона «О гражданстве Российской
Федерации» (43%). Значительно чаще, чем другие жители Эстонии, они обращаются за
разъяснениями относительно возможности получения российской пенсии (29%).
Схожая ситуация сложилась в Латвии: 45% обращений
соотечественников содержат просьбы о социальной и финансовой поддержке, однако в
западном регионе (г. Лиепая) до 50% обращений касаются возможности оформления
российской пенсии, 25% - приобретения гражданства РФ и только 27 % связано с
просьбами по решению материальных проблем. В традиционно «русском»
Даугавпилсском районе 42% обратившихся соотечественников беспокоят вопросы
регистрации и оформления видов на жительство в стране проживания.
Важно подчеркнуть, что введение в действие федерального
закона «О гражданстве Российской Федерации» волнует многих соотечественников на
постсоветском пространстве. В 24% обращений затрагивается тематика приобретения
российского гражданства, содержатся жалобы на ужесточение требований к
соискателям российского гражданства и предложения по внесению изменений в закон.
Получение российского гражданства больше волнует лиц трудоспособного возраста:
53% обращений по данному вопросу получено от лиц в возрастной группе от 31 до 60
лет и только 21% - от пенсионеров. Молодежь (по-видимому, в силу лучших
возможностей интеграции и получения гражданства страны проживания) не столь
активно настроена вступать в гражданство РФ (14,8% от всех обращений по вопросам
приобретения российского гражданства). Необходимо отметить, что приобретение гражданства РФ в подавляющем числе обращений
не увязывается с желанием переселиться в Россию в ближайшее время.
Наиболее остро отреагировали на изменение российского
законодательства о гражданстве соотечественники в Туркмении (79% всех обращений
из этой страны), в Молдавии (64%) , Узбекистане (46%) и Казахстане (41%).
Вместе с тем, в связи со вступлением в силу в ноябре
2003 года поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и
расширением категорий соотечественников, имеющих право на приобретение
российского гражданства в упрощенном порядке, можно ожидать спада обращений по
этому вопросу уже в первом полугодии 2004 года.
Проблема получения гражданства страны своего постоянного
проживания наиболее злободневна для соотечественников в Латвии к Эстонии.
Достаточно жесткое законодательство этих государств, требования сдачи экзаменов
по государственному языку, истории, знанию конституции при прохождении процедуры
натурализации создали определенные сложности для значительной части местной
российской диаспоры. В то же время в последние годы соотечественники из
государств Балтии стали реже обращаться с жалобами и просьбами о помощи в
приобретении гражданства страны проживания. Существенную роль здесь играет
осознание того факта, что «автоматически» гражданство предоставлено не будет. В
целом эта проблема поднимается в 8 процентах писем соотечественников из
государств постсоветского пространства.
Более двух третей обращений по вопросу приобретения
гражданства страны проживания поступило от соотечественников, проживающих в
восточных областях Украины. Это тревожный факт, требующий проведения мониторинга
ситуации для целей выработки конкретных рекомендаций по решению проблемы.
Значительная часть соотечественников, проживающих в Белоруссии, также обращается
в загранучреждения МИД России в связи с оформлением белорусского гражданства.
Таких обращений не меньше, чем связанных с приобретением гражданства РФ или
оформлением российских загранпаспортов.
Соотечественники по-прежнему сталкиваются с проблемами
легализации в государстве проживания, получением документов, необходимых для
оформления вида на жительство или виз. За прошедший год 9% заявителей поднимали
вопросы истребования документов, оказания содействия в получении регистрации,
вида на жительство, оформления виз. Так, в Армении 55% обращений связана с
истребованием документов. Аналогичная картина характерна для Литвы (39%) я
Казахстана (36%).
В более, чем в 8% обращений содержатся просьбы о
предоставлении юридической помощи, обусловленной дискриминацией и нарушением
прав соотечественников в государствах-участниках СНГ и Балтии. Среди заявителей
- ветераны ВОВ и советских правоохранительных органов, подвергающиеся судебным
преследованиям по обвинениям в «геноциде» титульных наций (Латвия, Эстония),
лица, сталкивающиеся с проблемами получения видов на жительство в странах
проживания, а также лица, выселенные из принадлежащих муниципалитетам квартир за
неуплату коммунальных услуг и др. В особо сложной ситуации находятся
соотечественники, проживающие в денационализированных домах, поскольку для
решения поставленных ими вопросов, как правило, не имеется достаточных правовых
оснований. Чаще всего с просьбами об оказании юридической, прежде всего
адвокатской, помощи обращаются соотечественники, проживающие в Эстонии (16%) и
Молдавии (12%).
Несмотря на известные проблемы с функционирование
русского языка в сфере образования стран проживания соотечественников, данный
вопрос не является доминирующим в их обращениях (0,5% от общего числа
обращений). В то же время возможность получения образования (прежде всего
высшего) в России интересует молодежь в возрастной группе от 18 до 30 лет (до
50% от общего числа обращений по данному вопросу). Это подтверждает актуальность
разработки и реализации программ дистанционного обучения соотечественников,
выделения для них квот на обучение в российских вузах.
Свои просьбы о материальной поддержке соотечественники
довольно часто мотивируют низким жизненным уровнем, связанным с безработицей.
Причем проблему безработицы объясняют не только падением уровня промышленного и
сельскохозяйственного производства в государствах СНГ и Балтии, но и практикой
применения дискриминационных норм по отношению к нетитульному населению (запреты
на профессию для резидентов, состоящих в гражданстве других государств, лиц,
состоявших в прошлом на службе в советских правоохранительных органах и
вооруженных силах СССР, повышенные требования к знанию государственного языка к
соискателям должностей по ряду профессий и т.д.). Вместе с тем число обращений
соотечественников по вопросам трудоустройства в Российской Федерации
сравнительно невелико и не превышает 1%. Как правило, в странах, где имеются
представительства МВД России по делам миграции (Армения, Киргизия, Латвия,
Таджикистан, Туркмения), соотечественники обращаются по таким проблемам к
сотрудникам этих загранучреждений.
Миграционные настроения остаются устойчивыми у
определенной части соотечественников (2,3%). Судя по обращениям, наиболее остро
стоит данная проблема у наших соотечественников в Таджикистане (19% всех
обращений). Соотечественники ощущают недостаточность информации по вопросам
добровольного переселения и обустройства потенциальных иммигрантов.
Рассмотрением обращений по переезду на ПМЖ в Россию, равно как и вопросами
трудовой миграции занимаются представительства МВД по делам миграции, однако они
действуют только в пяти из четырнадцати государств постсоветского
пространства.
Наибольшее число обращений по различным вопросам
поступило от соотечественников, проживающих в Эстонии, Украине и Молдавии
(примерно по 17% от общего числа обращений). Сравнительные же данные о
количестве поступивших в 2003 году обращений и численности российской диаспоры в
той или иной стране их проживания показал, что наиболее часто разъяснения или
помощь в загранучреждения МИД России ищут соотечественники, проживающие в
Армении (здесь каждый шестой соотечественник письменно обратился в РЭУ), Грузии,
Латвии, Литве и Эстонии.
Анализ писем и обращений из государств СНГ и Балтии,
помимо всего прочего, показал, что соотечественники сохраняют устойчивый интерес
к процессам, протекающим в общественно-политической жизни России,
заинтересованно следят за ее изменениями и испытывают потребность в живой связи
с исторической родиной.
Управление по работе с соотечественниками МИД России,
февраль 2004 года
Проект плана заседаний Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом на 2004 год
Февраль
1. Об итогах реализации мероприятий по
поддержке соотечественников в 2003 году и задачах на 2004 год.
Готовит и докладывает: МИД
России.
2. О плане работы Комиссии на 2004 год.
Докладывает: ответственный
секретарь Комиссии.
3. Информация.
О вопросах, поднимаемых в письмах и обращениях
соотечественников, проживающих в странах
СНГ и Балтии, в 2003 году
Готовит и докладывает: МИД
России.
4. Разное.
О создании рабочей группы по внесению изменений и
дополнений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации
в отношении соотечественников за рубежом».
Докладывает: МИД России.
Апрель
1. Проблемы социального обеспечения и защиты
прав ветеранов Великой Отечественной войны в странах Балтии.
Ответственные
за подготовку: Минтруд России, МИД
России.
2. О
методике
формирования Перечня
направлений использования бюджетных средств на
поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках
СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2005 году.
Докладывает: МИД России.
3. Разное.
Июнь
1. Состояние информационной поддержки
российских соотечественников за рубежом.
Ответственные за подготовку:
МИД России, МПТР России, Минобразование России.
2. Разное.
Сентябрь
1. Об итогах
проведения мониторинга положения
соотечественников в странах СНГ и Балтии и важнейших задачах
государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
Ответственные за подготовку:
МИД России.
2. Разное.
Декабрь
1. Об итогах
деятельности рабочей группы по
внесению изменений и дополнений
в Федеральный закон
«О государственной политике Российской Федерации в
отношении соотечественников за рубежом».
Докладывает: руководитель
рабочей группы.
2. О Перечне направлений использования бюджетных
средств на поддержку соотечественников, проживающих
в государствах-участниках СНГ и
государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2005 году.
Докладывает: МИД России.
3. Разное.
Предложения К.Ф.Затулина в Перечень направления использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на 2004год
Предлагаю внести в Перечень направления использования
бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в
государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на
2004год следующие изменения и дополнения: |
Направление использования
(назначения) платежа |
Сумма (млн.
руб.) |
Всего |
в РФ |
за рубежом |
Проведение
мероприятий для соотечественников в области образования, науки и культуры, а
также мероприятий лечебно-оздоровительного характера |
1. |
П.8
в данном разделе изложить в следующей редакции:
Поддержка русской культуры в
странах СНГ и Балтии.
В том числе:
- проведение курсов
повышения квалификации (мастер-классов) для актерских составов и режиссеров
русских театров, творческих объединений, коллективов
художественной самодеятельности соотечественников;
- содействие участию
творческих коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях, организуемых
в Российской федерации;
- организация тематических
художественных и фотовыставок соотечественников из стран СНГ и Балтии в
субъектах Российской Федерации;
- содействие в организации
постановочных и гастрольных проектов русских театров стран СНГ и Балтии
(Данная редакция позволить оказывать поддержку не только
профессиональным коллективам, но и художественной самодеятельности
соотечественников) |
11,0
4,0
2,0
1,5
3,5 |
7,5
2,0
1,0
1,0
3.5 |
3,5
2,0
1,0
0,5
- |
Оказание
информационной, правовой, гуманитарной и другой необходимой помощи
соотечественникам |
1. |
П.17
в данном разделе изложить в следующей редакции:
Содействие распространению
информации правозащитных и иных общественных
организаций соотечественников о положении российской диаспоры в странах СНГ и
Балтии
(Данная редакция позволить оказывать поддержку органам
массовой информации, освещающими положение соотечественников в странах
проживания, издаваемым не только правозащитными, но и другими общественными
объединениями соотечественников.) |
3.0 | |
3.0 |
2 |
Дополнить раздел
пунктами: |
2.1 |
Оказание организациям
соотечественников содействия в получении информации о ситуации на российских
региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для
постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного
переселения в Россию (издание бюллетеня в сети Интернет) (исполнители – МИД России, заинтересованные ведомства,
органы власти субъектов Российской Федерации) |
3.0 |
3.0 | |
2.2 |
Разработка и осуществление
проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и
радиовещания из России на различные страны и регионы мира и подготовкой
специализированных программ для соотечественников (исполнители – МИД России, МПТР России, заинтересованные
ведомства) |
4.0 |
4.0 | |
2.3 |
Содействие процессу
самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении конференций,
целевых семинаров и т.п. для активизации деятельности общественных структур
соотечественников (исполнители – МИД России,
заинтересованные учреждения и ведомства, институты, неправительственные
общественные организации и фонды) |
5.0 |
3.0 |
2.0 |
Итого дополнительно по данному направлению: |
12.0 |
10.0 |
2.0 | | | | | | |
Предлагаю дополнить Перечень направления использования
бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в
государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов на
2004год следующим разделом: |
Направление использования
(назначения) платежа |
Сумма (млн.
руб.) |
Всего |
в РФ |
за рубежом |
Организация
мониторинга положения соотечественников в зарубежных
государствах |
1 |
Создание и поддержание
постоянно функционирующей системы мониторинга положения соотечественников в
странах их проживания (финансирование через систему грантов) (исполнители – МИД России, Минфин России, органы
исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, Институт
диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), заинтересованные
научно-исследовательские учреждения, заинтересованные общественные объединения
соотечественников в странах проживания) |
7.0 |
4.0 |
3.0 |
2 |
Издание «Белой книги» по
фактам нарушения прав человека в странах проживания соотечественников за рубежом
(исполнители – заинтересованные комитеты палат
Федерального Собрания Российской Федерации, Институт диаспоры и интеграции
(Институт стран СНГ), заинтересованные
научно-исследовательские учреждения, неправительственные правозащитные
организации при помощи и поддержке МИД России) |
4.0 |
4.0 | |
Итого по
направлению: |
11.0 |
8.0 |
3.0 | | | | | | | К.Ф.Затулин,
член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом,
депутат Государственной Думы, директор Института диаспоры и интеграции
(Института стран СНГ)
Предложения К.Ф.Затулина в план работы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом
Предлагаю в план работы Комиссии внести следующие
дополнения и изменения:
1. Включить вопрос «Об итогах голосования граждан
России, проживающих за рубежом, на выборах депутатов Государственной Думы
(декабрь 2003 года) и Президента России (март 2004 года)» в повестку дня
заседания Комиссии в апреле 2004 года.
Ответственные за подготовку
- МИД России с участием Комитета по делам СНГ Совета Федерации, Комитета по
делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы, ЦИК России.
Ожидаемые результаты:
Выработка рекомендаций по организации избирательных кампаний по выборам в
Государственную Думу и президента России среди граждан Российской Федерации,
проживающих за рубежом. Подготовка предложений по внесению изменений и
дополнений в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» для обеспечения
полного права российских граждан за рубежом, избирать и быть избранными в высший
законодательный орган РФ (в связи с предложениями по созданию заграничного
избирательного округа (округов).
2. В план заседания на сентябрь 2004 года включить
вопрос «Об итогах работы Минкультуры России по поддержке соотечественников в
области культуры и самодеятельного творчества».
3. Работу по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом не
ограничивать только Федеральным законом «О государственной политике РФ в
отношении соотечественников за рубежом», но в комплексе рассмотреть также вопрос
о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О гражданстве РФ», «О
правовом положении иностранных граждан в РФ», вопрос о разработке закона о
репатриации соотечественников в РФ.
В этой связи создать группу по внесению изменений и
дополнений в комплекс законов, затрагивающих интересы соотечественников
и внести соответствующие изменения в документы по вопросу 4 повестки дня и
в план работы Комиссии на декабрь 2004 года, соответственно изменив формулировку
п.1 повестки дня этого заседания.
В состав рабочей группы ввести представителей Института
стран СНГ.
Ожидаемые результаты:
Подготовка предложений по корректировке Федеральных законов («О государственной
политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», «О гражданстве РФ», «О
правовом положении иностранных граждан в РФ», иммиграционное законодательство) с
целью более полного учета интересов зарубежных российских соотечественников и
интересов Российской Федерации. Выработка рекомендаций для разработки проекта
федерального закона о репатриации соотечественников в РФ. К.Ф.Затулин, член Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом, депутат Государственной Думы, директор
Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ)
|