Центр внешней политики и анализа (Казахстан), 15 февраля 2004 Безопасность в Центральной АзииЛ.Г.Ерекешева, к.и.н.
Конфликтный потенциал межэтнических отношений в
центрально-азиатском регионе накапливался веками и он взрывоопасен, если не
принять упреждающих мер – приходит к выводу эксперт Казахстанского центра
внешней политики и анализа Л.Г.Еркешева.
Как известно, регион Центральной Азии, расположенный на
стыке различных культур, является неоднородным как в географическом, так и в
экономическом, социокультурном, политическом плане. Однако, в цивилизационном
отношении страны региона образуют достаточно сходный по своим признакам
исторически сложившийся цивилизационный анклав, где религии, как
системообразующему фактору, отводится значительная роль.
Данное своеобразие подразумевает наличие в странах
Центральной Азии как сходных черт развития, так и особенностей, присущих той или
иной части региона. Рассмотрим проявление данных различий в одной сфере –
этнической - и определим уровень конфликтного потенциала, связанного с
межэтническими отношениями в регионе.
Появление на постсоветском пространстве независимых
государств, осуществляющих переход к новому для себя типу рыночных отношений,
ознаменовалось углублением дезинтеграционных тенденций, основанных на этнической
принадлежности. Полиэтничные по своему составу, государства Центральной Азии
столкнулись со вспышками межэтнических противоречий, имевших специфический
характер и разнообразные формы проявления. Несмотря на вариативность форм, тем
не менее, большинство конфликтов было вызвано рядом факторов, обозначаемых в
исследовательской литературе как структурные, фоновые или же глубинные.(1)
Условно данные факторы можно свести к
следующему:
- различный уровень модернизации, определивший
неравномерное развитие не только отдельных регионов, но и этносов;
- региональная дифференциация внутри стран – по
экономическим, религиозным, культурным, этническим параметрам - при одновременно
высоком уровне централизации страны;
- значительные изменения во всех сферах жизни в условиях
транзитного периода и появление новых элит – политических, экономических;
- последствия национально-территориального размежевания,
предпринятого советской властью в регионе;
- процесс формирования национальной (этнической)
идентичности и связанная с этим историческая память этносов, проживающих в
регионе;
- высокая роль религиозного фактора в
общественно-политической жизни стран в транзитных условиях.
Все страны региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан – имеют полиэтничный состав населения с более или менее
высокой долей титульного этноса. Так, например, казахи в Казахстане составляют
52%, доля киргизского населения в Кыргызстане составляет 56,5 %; таджикского
населения в Таджикистане – 62,3%. В Узбекистане, для сравнения, удельный вес
узбеков составляет 71,4%, а доля туркмен в Туркменистане – 77,0%. [2]
Однако, сами по себе, полиэтничность и этническая
мозаичность не являются непременной причиной возникновения межэтнических
противоречий, а скорее, - своеобразным катализатором действия структурных
факторов.
Так, различный уровень модернизации, определявшийся в
советский период соображениями не только экономического развития, но и
политической целесообразностью (для укрепления внутренней стабильности, создания
рабочих мест в регионах с избыточной рабочей силой, в частности, в Центральной
Азии, т.д.) привел к тому, что некоторые бывшие среднеазиатские республики,
например, Таджикистан, становились своеобразным сырьевым придатком или же
получали однобокое, как правило, ориентированное на аграрный сектор,
развитие.
С другой стороны, в силу естественного географического
положения, исторических традиций в некоторых бывших советских республиках,
например, в Казахстане, богатом минеральными ресурсами, приоритет получило
(наряду с сельским хозяйством) и промышленное развитие. Подобные "неравные"
стартовые условия стран региона в период начала строительства собственной
государственности не могли не привести в условиях тяжелой экономической ситуации
к проявлениям таких требований населения, которые варьировались и имели
различную степень интенсивности в странах региона.
Кроме того, дифференциация по уровню развития регионов
уже внутри стран также способствовала проявлению самых различных форм движений,
в том числе основанных на этнической принадлежности их участников. Так, в
частности, в Таджикистане в начале 90-х годов протестные движения приняли форму
борьбы по оси "долинные-горные" таджики, по регионам – ленинабадские-памирские,
т.д. В Кыргызстане деление также основывалось на принадлежности к северному
(Бишкекскому) или южному (Ошскому, в котором узбекское население составляет
немалую долю) регионам. Если же принять во внимание тот факт, что в условиях
стран Центральной Азии этнические группы проживают более или менее компактно в
различных регионах, то становится очевидно, что региональное противостояние
включает своей составной частью и этническое.
В условиях стран Центральной Азии одним из важных
ключевых факторов межэтнических противоречий является борьба за
перераспределение ресурсов (территориальных, водных, источников энергии,
питания, других) между представителями различных этнических групп, особенно в
тех регионах и государствах, где ощущается острый дефицит пригодных к обработке
земель. Именно данный фактор являлся весомым в условиях межэтнического
противостояния, наблюдавшегося между таджиками и турками-месхетинцами в 1989 г.
в Таджикистане; узбеками и кыргызами в Ошской области в 1990, 1995-1996 г.г.;.
таджиками Исфаринского района Таджикистана и киргизами Баткенского района
Кыргызстана в 1989-90 г.г
В условиях дефицита плодородных поливных земель,
нерешенности перераспределения энерго-водных ресурсов, резкого демографического
взрыва (приведшего к тому, что плотность населения в той же Ферганской долине
значительно возросла), любые этнические столкновения на бытовом уровне
оборачивались и могут обернуться в дальнейшем межэтническим противостоянием.
В связи со значительными преобразованиями во всех сферах
жизни в транзитный период, перераспределением ресурсов и формированием новых
элит в странах региона усилилась внутриполитическая борьба, составной частью
которой стала эксплуатация этнических и религиозных лозунгов с целью
политической мобилизации населения. В государствах Центральной Азии появились
так называемые радикальные движения этнических меньшинств – русских в Казахстане
и Кыргызстане, узбеков в Таджикистане.
Последствия другого фактора -
национально-территориального размежевания Центральной Азии, инициированного
советской властью в 1924 году и частично осуществлявшегося в 30-х, 50-х г.г., до
сих пор сказываются на состоянии межэтнических отношений. В результате данного
деления Ферганская долина, например, была поделена на 3 части, отошедшие
соответственно Узбекистану (с городами Наманган, Андижан, Маргелан, Фергана),
Таджикистану (несколько позднее – с городом Ходжент/Ленинабад), Кыргызстану (с
городами Ош, Джалал-Абад, Узген).
В соответствии с данным делением (в основном
сохранившимся и ныне) этнические группы оказались разделены территориальными
границами. Административные и государственные границы в Центральной Азии на
сегодняшний день не совпадают с этническими.
Так, например, на сегодняшний день этнические узбеки
составляют весомую часть населения на юге Кыргызстана и севере Таджикистана, а
такие крупнейшие центры Узбекистана как Самарканд и Бухара населены в
значительной мере таджиками, считающими данные города своей исконной
территорией. На юге Кыргызстана, в частности, узбеки образуют значительную
диаспору - 621.3 тыс. человек - это примерно равно численности населения
Иссык-Кульской и Таласской областей вместе взятых (637.8 тыс.)[3].
Из 943 613 казахов, проживающих в Узбекистане (данные по
состоянию на 1 января 1997 года), почти 90 % в основном сосредоточено в городе
Ташкенте, Ташкентской, Навоийской, Джизакской, Сырдарьинской областях, а также в
Республике Каракалпакстан. Из внутренних областей, где сосредоточена казахская
диаспора, следует отметить Бухарскую и Хорезмскую области.[4]
Данное сосредоточение казахского населения в Узбекистане
вызвано, как уже было отмечено выше, национально-государственным размежеванием
1924 года в Средней Азии, а также передачей Бостандыкского района Казахской ССР
и Каракалпакской АССР в состав Узбекской ССР в 1956 г. и в 1936 г.
соответственно.
Относительно компактное расселение русского населения на
севере, северо-западе, северо-востоке Казахстана также вызвано рядом
исторических причин (существованием на указанных территориях, к которым можно
еще добавить и Семиреченскую область, казачьих поселений во времена царской
России; мощной волной миграции русского и славянского населения в период
освоения целинных земель в 50-е годы).
С момента размежевания 20-х годов ситуация с
определением границ в Центральной Азии осталась неизменной. Не случайно, что
большинство межэтнических противоречий 90-х годов имело место в местах разломов
– несовпадений этнических и территориально-государственных границ, а именно – в
пограничных районах:
- Узбекистана и Кыргызстана (в Джалал-Абадской, Ошской
областях Ферганской долины);
- Узбекистана и Таджикистана (г Ходжент и прилегающие к
нему территории, Сурхандарьинская область, города Самарканд, Бухара);
- Узбекистана и Туркменистана (юго-восточные территории
Туркмении, а именно область Чарджоу, населенная в основном узбеками; Хорезмская,
Бухарская области Узбекистана, где проживает около 120 тыс. туркмен, а также
Каракалпакия);
- Кыргызстана и Таджикистана (Баткенский и Ляйлякский
районы Ошской области Кыргызстана);
- частично – Узбекистана и Казахстана (Бостанлыкский
район Ташкентской области Узбекистана; Южно-Казахстанская область
Казахстана).
- Казахстана и России (северные, северо-западные,
северо-восточные территории Казахстана)
Процесс формирования национальной \этнической\
идентичности в пост-советском периоде объективно характеризуется возрастанием
роли того или этноса в обществе, поиском присущих ему особенных, специфических
черт, выделяющих его от других этнических групп и подчеркивающих его особую
исключительность и значимость, попытками познать свое прошлое и облагородить
его. Это неизбежно приводит к тому, что между этносами устанавливается незримое,
порой приобретающее крайние формы, соперничество, усугубляемое ссылками на
прошлое и историческую память.
Если в ходе процесса формирования национальной
идентичности на пост-советском пространстве в поликультурном обществе этническая
группа является доминирующей, то это неизбежно приводит к возникновению так
называемого вопроса о статусе иных национальных меньшинств (показательным
примером этого являлся в начале 90-х годов вопрос о статусе таджиков и казахов в
Узбекистане). Если же в полиэтничном обществе этническая группа является не
доминирующей, но одной из крупнейших, тогда возникает ситуация, при которой
любые попытки, связанные с ростом этнического самосознания крупнейшей этнической
группы, расцениваются иными этническими группами как угрожающие своему
развитию.
В обосновании многих, если не всех этно-территориальных
требований и притязаний лежат ссылки и на историческую память. Выдвигая
этно-территориальные требования, этнические группы зачастую связывают их с
воспоминаниями об "исконных" территориях народов. Таковы, например, призывы о
возвращении на историческую родину когда-то вытесненных из нее народов – туркмен
на полуостров Мангышлак в Казахстане, кыргызов – на Памир в Таджикистане,
казахов – в Ташкентский оазис в Узбекистане.[5]
Следующий фактор – религиозный – также имеет
существенное значение для понимания природы этнических противоречий в
Центральной Азии. Религиозный ренессанс, использование религии и религиозных
лозунгов исключительно в политических целях для обоснования самого широкого
спектра требований, способствовали, помимо возрастания роли религии в
общественной жизни, тому, что религиозная составляющая стала активно
переплетаться с этнической. Это вызвано тем, что в странах региона так
называемой "исламской субцивилизации" линия этнической и религиозной демаркации
совпадает. Так, например, по этой линии происходило своеобразное размежевание
этносов - русского (в основном, христианского) и казахского, кыргызского
(мусульманского). Данная ситуация потенциально несет в себе опасность углубления
противоречий. Однако, важно отметить и то, что религиозный фактор (в частности,
его крайние формы) здесь не совмещались с требованиями этнического сепаратизма,
что наблюдалось и наблюдается в Чечне.
Переводя действие данных, выше отмеченных структурных
факторов, в практическую плоскость, обнаруживается, что большое влияние
оказывают и так называемые субъективные, переменные или же процедурные факторы,
приводящие в итоге к тому, что потенциально возможные этнические противоречия
так и не выходят за рамки теории и не реализовываются на практике.
К данным факторам можно отнести такие понятия, как
наличие традиций согласия в обществе, "культуры мира", роль политических лидеров
в установлении согласия и примирения.
Рассматривая в этом контексте межэтническое
противостояние в Центральной Азии, можно обнаружить, что в регионе, где
исторически и цивилизационно всегда отмечалась высокая роль центральной,
верховной власти, от воли политического лидера зависит очень многое. Показателен
в этом отношении Казахстан, где вопрос, связанный с межэтническими отношениями,
особенно остро встал на повестку дня в начале 90-х годов. Несмотря на
значительный конфликтный потенциал, межэтническое противостояние не перешло
критической отметки и в настоящее время согласие в обществе является важным
завоеванием республики.
Таким образом, анализ показывает, что конфликтный
потенциал межэтнических отношений в странах центрально-азиатского региона
зависит от совокупного воздействия как объективных, структурных, фоновых, так и
переменных, субъективных факторов. Причем, изменение или же корректировка
объективных факторов (условий транзитного периода, дифференцированной
модернизации, последствий национально-территориального размежевания, т.д.)
требует достаточно значительного времени, что, соответственно, увеличивает риск
возникновения межэтнического противостояния. С другой стороны, данный риск может
быть сведен к минимуму путем позитивного воздействия так называемого
субъективного фактора (наличия культуры мира, политической воли и способности
лидеров разрешить конфликты, т.д.).
Таким образом, конфликтный потенциал в государствах
региона может быть дифференцированным и варьироваться от страны к стране в
зависимости от набора ситуативных обстоятельств как объективного, так и
субъективного характера. Однако, в любом случае, он существует и требует
постоянного мониторинга и анализа.
[1] М.Лебедева. Межэтнические конфликты на рубеже веков
// Мировая экономика и международные отношения – 2000. - № 5. – с.31.;
И.Звягельская, Д.Макаров. Республики Северного Кавказа: с какими угрозами
сталкивается Российская Федерация // Проблемы национального самоопределения на
современном этапе. Сборник статей. – М., 2000. – с.94-95.
[2] Уильям О. Бимен. Формирование национальной
идентичности в условиях мультикультурализма на примере Таджикистана. // ПОЛИС. –
2000. - №2. - с. 157.; Ф.М.Хамраев. Центральная Азия: проблема разделенных
наций. // Материалы научно-практической конференции. - Алматы.2000. - с.
146-147; J.A.Naik. A Textbook of International Relations. - MacMillan India,
1995. - p. 54.
[3] Данные взяты из Интернета, статья "Трайбализм в
Кыргызской Республике".
[4] Е.В.Тукумов. Состояние казахской диаспоры
Узбекистана. Аналитическая справка КИСИ., 1998.
[5] К.К.Молдобаев. Конфликтность в межнациональных
отношениях и этносоциальная память. // Центральная Азия и культура мира. –
Бишкек, 1997. - №1. - с.44-45.
|