«Ладинформ», 19 февраля 2004 Заявление Республиканского Славянского движения «Лад»
На фоне динамично развивающихся всесторонних,
тесных и дружественных связей между Российской Федерацией и Республикой
Казахстан, свидетельством которым является проходящий в нашей стране «Год
России в Казахстане», есть факты вызывающие нашу тревогу и озабоченность. У нас
имеются серьёзные сомнения в искренности намерений руководства Казахстана, на
словах заявляющего о дружбе и сотрудничестве с Россией, о приверженности
основополагающим демократическим ценностям, а на практике осуществляющего
дискриминационную политику в отношении своих русских сограждан.
5-го февраля, на заседании Правительства,
Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов заявил следующее: «Казахский язык
должен стать родным для всех казахстанцев, английский язык должен стать
вторым по значимости в РК». Из данного высказывания
следует, что положению русского языка в Казахстане отводиться третьестепенное
место, т.е. его роль и статус – в предложенной последовательности -
являются последними после казахского и английского языков. Данное
высказывание главы Правительства, мы расцениваем как программный идеологический
тезис, являющийся логическим продолжением заявления Госсекретаря И.
Тасмагамбетова от 30 сентября 2003 года и подтверждающим очевидную
тенденцию по выдавливанию русского языка из сфер общественной жизни и
государственного управления.
Заявление Д. Ахметова прямо противоречит сразу трем
статьям Конституции РК. В ст. 7 п.2 зафиксировано: «наравне с казахским
языком официально употребляется русский язык», что законодательно закрепляет
равноправную значимость казахского и русского языков. В этой же статье в
п.3 говорится: «Государство заботится о создании условий для изучения языков и
развития народов Казахстана». Однако Премьер-министр РК с помощью такой
расстановки языковых приоритетов, больше заботится о создании условий для
изучения иностранного языка, чем о сохранении и развитии языка
второй государствообразующей нации собственной страны. Высказывание Д.Ахметова
также противоречит статье 14, п.2 Конституции РК – в которой записано, что
«Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам … расы,
национальности, языка» и, что подобная официальная языковая иерархия
является формой дискриминации славянского населения. И наконец, такая
«языковая политика» намеренно создает непреодолимое препятствие для
доступа к государственной службе не только для славянского населения, но и для
казахов, а также граждан, принадлежащих к другим национальностям и
осуществляющих свою профессиональную деятельность на русском языке, что
противоречит статье 33 п.4 Конституции РК: «Граждане Республики имеют равное
право на доступ к государственной службе».
Мы полагаем, что не противопоставлением одного языка
другому можно достичь межнационального согласия и стабильности в нашей
Республике, а взвешенной и продуманной национальной политикой, основанной на
диалоге и уважении к правам и свободам граждан. Мы вынуждены констатировать, что
на сегодняшний день руководство страны не имеет такой концептуально оформленной
национальной политики, способной сбалансировать интересы двух
государствообразующих этносов. Характерно, что в многонациональном
Казахстане ни одна политическая партия, за исключением РНПК и вновь
создающейся партии ДВК, никогда не имели в своих программах разработанного
блока «о национальной политике» и, соответственно, чётко сформулированной
позиции по отношению к статусу русского языка. Сегодня, к сожалению,
только объединённая демократическая оппозиция имеет гражданское мужество
говорить и писать о политическом бесправии русскоязычных казахстанцев, пытаясь
нащупать ту идеологическую основу, которая способна интегрировать народы
Казахстана в единую нацию.
Вне всякого сомнения, подобная расстановка
языковых приоритетов в Казахстане исторически несправедлива и оскорбительна по
отношению к русскому языку и русским, которые, даже после массовой миграции
1990-х годов, вызванной этнократической политикой властей, составляют еще 35% от
всего населения РК. Однако опасной для самих властей лукавой манипуляцией
является утверждение, будто бы доля так называемых «русскоязычных» в Казахстане
также равна всего трети населения. На самом деле граждан Казахстана, имеющих
родным языком именно русский, составляет обратную пропорцию: таких если не две
трети, то заведомо больше половины! И уж, во всяком случае, никак не
вызывает сомнения тот факт, что не меньше половины всех казахстанцев
владеют только одним языком – русским!
Глава Правительства не знать этого просто не может, и
поэтому остается только догадываться, что хочет сделать Премьер Ахметов с этой
большей частью граждан Казахстана: лишить Родины или лишить родного языка?
Показательно, что сам Даниал Ахметов свое
высказывание о третьестепенной роли русского языка произнес на русском языке!
Данный парадокс очень симптоматичен, т.к. обнажает существующую казахстанскую
реальность: во всех госструктурах – в законодательных,
правоохранительных, судебных, военных, налоговых и таможенных органах, а
также в базовых сферах экономики – банковской системе,
энергетике и промышленности, в научно-технических сферах деятельности
(например, в Казтелекоме) национальные кадры, местами, достигают 90%. И в такой
однородной этнической среде вся функциональная и профессиональная
деятельность, в конечном счёте, осуществляется на основе русского языке и
русской письменности!
Необходимо подчеркнуть, что практика повсеместного
использования только двух языков – казахского и английского уже давно является
казахстанской реальностью, как например в аэропорту Астаны, где различная
информация пишется на двух названных языках. Спрашивается, - это что,
открытое неуважение к гражданам своей страны и к собственной Конституции,
гарантом которой в ней же назван Президент Казахстана? Как будто и не существует
большей части казахстанского общества, которая может воспринимать информацию и
общаться только русском языке. Тот же вопрос относится к надписям и табличкам на
кабинетах всех государственных учреждений и органов власти. Мы хотели бы знать,
какая государственная структура должна нести ответственность за невыполнение
статьи 7 п.2 Конституции РК, когда на различных бланках и официальных
документах в государственных учреждениях используется только один
казахский язык?
Совершенно очевидно, что залогом межнационального
согласия в Казахстане может быть только реальное русско-казахское двуязычие,
внедряемое постепенно, начиная со школьного обучения. И, безусловно,
первым шагом в этом направлении должен стать немедленный отказ от
дискриминационной практики в отношении взрослых «русскоязычных». Для чего
Правительство и депутаты Парламента должны открыть Конституцию РК, прочитать и
приступить, наконец, к реализации статьи 93, гласящей: «Во исполнение
требований статьи 7 Конституции, правительство, местные представительные и
исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные,
материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения
государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со
специальным законом».
В завершение необходимо отметить, что после открытия
«Года России в Казахстане» Президент РК Н.А. Назарбаев неоднократно давал
интервью крупнейшим российским изданиям, в которых говорил о вечной дружбе
русского и казахского народов, о насущной необходимости евразийской интеграции
и, в частности, о русском языке, как едином богатстве наших народов. И с
этим нельзя не согласится, тем более, что Россия и Казахстан в лице своих
президентов предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Но, в таком
случае, как нам следует расценивать высказывания Премьер-министра
Казахстана Д. Ахметова и Госсекретаря И. Тасмагамбетова, фактически
дезавуирующие официальные заявления Президента РК и идущие вразрез с действующей
Конституцией? И надо ли их понимать так, что официальные декларации существуют
для внешнего употребления, а «бархатная дискриминация» русских – дело сугубо
внутреннее?
В связи с вышеизложенным, мы обращаемся к Президенту
Казахстана Н.А.Назарбаеву, как к гаранту Конституции, с настоятельной просьбой
обеспечить контроль за исполнением Основного Закона РК и ответить своим
«русскоязычным» гражданам на вопросы, обозначенные в нашем заявлении.
|