http://kro-krim.narod.ru Акт беззакония
Позорная страница истории России
19 февраля 1954 года стал чёрным днём для крымчан: с
подачи Никиты Хрущёва вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». И только
лишь в 1992 году Россия (уже не-коммунистическая) нашла в себе мужество на
бумаге признать этот акт противозаконным ...
Аргументы в пользу такой акции приводились
разнообразнейшие. Это и общность экономики, территориальная близость, тесные
хозяйственные и культурные связи между Крымом и Украиной. Руководство СССР
посчитало, что «этот дружественный шаг послужит укреплению безграничного доверия
и искренней любви русского народа к украинскому и станет свидетельством
нерушимой братской дружбы между двумя близкими народами». Однако в дальнейшем
история доказала всю валюнтаристичность такого решения.
Отмечалось, что акт передачи происходил в дни
празднования исторической даты — 300-летия воссоединения России с Украиной. При
этом в расчет мнение крымчан, как части российского народа, не принималось, как
впрочем и всего остального народа России. Да и зачем оно нужно было, когда
главный аргумент в пользу такого действия был «зарыт» гораздо глубже...?
Инициатором передачи Крыма выступил — и этого не следует
забывать! — ЦК КПСС. Именно в соответствии с решением этого высшего органа
Компартии и начался столь злосчастный процесс передачи Крыма и его жителей в
иноязычную республику.
Замечу: НИКАКИХ РЕФЕРЕНДУМОВ ИЛИ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ ТОГДА
НЕ ПРОВОДИЛОСЬ!!!
Цель при этом преследовалась вполне определенная (чисто
шкурная для конкретного высокопоставленного коммуниста): тогдашнему 1-му
секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву необходимо было заручиться поддержкой со
стороны руководства одной из крупнейших в то ремя отделений Компартии в СССР —
КПУ. Никите это было нужно лично в борьбе со своими политическими противниками,
и в конечном счёте он этого добился. Ему удалось укрепить свои позиции в партии
и правительстве за счет такого «торга». Однако, несмотря на то, что передача
Крыма осуществлялась с ведома руководства высших органов власти СССР, РСФСР и
УССР, вопрос о законности этой акции остается открытым. Формальным основанием
для Указа от 19 февраля 1954 года послужило совместное представление (см.
стенограмму ) Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР «О передаче Крымской
области из состава РСФСР в состав УССР», но оно не утверждалось Верховными
Советами этих республик, никогда не публиковалось и не обнаружено в
Государственных архивах.
Конституция РСФСР не давала права Президиуму Верховного
Совета РСФСР передавать часть территории республики другой стороне. Не имел на
это полномочий даже и Верховный Совет РСФСР.
Такое право имел только народ России посредством
референдума, и его проведение в этом случае являлось по Конституции РСФСР
обязанностью Президиума Верховного Совета.
Таким образом, имели место многочисленные нарушения
Закона со стороны всех сторон, осуществляющих акт «дарения».
Исходя из нарушений Конституции РСФСР, а следовательно —
незаконности передачи Крыма Украине, Верховный Совет Российской Федерации в 1992
году принял ряд решений по рассмотрению вопроса о неконституционности
решений о передаче Крымской области Украине. Результатом этой работы было
Постановление Верховного Совета Российской Федерации о правовой оценке решений
высших органов власти РСФСР по изменению статуса (принадлежности) Крыма,
принятых в 1954 году. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5
февраля 1954 года о передаче Крымской области признано не имеющим юридической
силы с момента принятия и признано — считать необходимым урегулирование вопросов
о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма
на основе волеизъявления его населения.
Иногда ссылаются на то, что еще в 1990 году между
Украиной и Россией был заключен договор от 19 ноября, в котором стороны
отказывались от территориальных претензий. Нелишне напомнить, что в том договоре
речь шла о двух республиках, находящихся на тот момент в составе единого
государства СССР.
А административные границы внутри единого государства —
это далеко не государственные...
Эта проблема всегда будет вставать на повестку дня. Не
так-то просто перечеркнуть страницы истории, которые вновь и вновь возвращают
нас в тот февраль 1954 года.
Спорность и неурегулированность вопроса о принадлежности
Крыма всегда будет существовать не только во взаимоотношениях теперь уже
суверенных государств, но и в памяти еще многих многих поколений их народов.
|