Ольвия-пресс, 13 февраля 2004 Земля малая, но опора большаяС.Зайченко
Во все времена все без исключения войны
преследовали одну и ту же цель – завоевание права распоряжаться достоянием
и богатством соседнего государства, его природными и людскими
ресурсами в целях собственного обогащения. Так было в эпоху
колониализма, продолжалось в период развитого капитализма и
имеет место при современном империализме. Если внимательно
присмотреться к событиям последних лет и проанализировать причины
многочисленных больших и малых военных событий в Европе и
Азии, можно легко прийти к выводу: всех их объединяет одно -
стремление США господствовать над территориями, богатыми природными
энергоносителями.
Вероятным и одним из главных конкурентов США на пути
достижения этой цели является Россия, правопреемница развалившегося
Советского Союза. Поэтому холодная война Запада против СССР в настоящее время
автоматически перенацелена против Российской Федерации. Вашингтон всеми
способами, в том числе и военной угрозой, пытается установить свой
контроль за разработками, производством, распределением и
потреблением энергоносителей. На пути осуществления глобального
контроля США за мировыми запасами энергоносителей стоит Россия – одна из самых
богатых природными ресурсами стран мира, неподконтрольная Вашингтону.
Поэтому в продвижении военных баз США на Восток четко просматривается
нефтегазовый фактор.
Установление контроля над ресурсами нефти и газа на
Балканах, в Центральной и Средней Азии, а также в Черноморско-Каспийском регионе
– не только голубая мечта Вашингтона, но и стратегическая цель, достижение
которой в современной международной обстановке стало вполне реальным
явлением. Строительство военных баз в нефтеносных районах и в районах ее
транспортных магистралей есть тому подтверждение.
В настоящее время США уже полностью контролируют
нефть Саудовской Аравии, Кувейта и Ирака. Имеют свои военные базы в
странах Средней Азии, где Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, обладающие
огромными запасами углеводов, планируют строительство нефтегазовых магистралей
через Каспий и Кавказ в Европу. Картина будет более полной, если принять
во внимание настойчивое желание Вашингтона расположить свои военные базы в
Азербайджане и Грузии для осуществления контроля над нефтепроводом
Баку – Джейхан.
Имея контроль над Ираком, сохраняя военное присутствие в
Афганистане и наращивая военной присутствие в республиках Средней
Азии, США завершают тем самым стратегическую изоляцию Ирана,
крупнейшего в мире поставщика нефти. Это делается для того, чтобы
возобновить кампанию по возвращение Тегерана под американский
контроль. В случае успеха с Тегераном США будут осуществлять
полный контроль над нефтегазовыми ресурсами Центральной и Средней
Азии, Каспийского региона, Среднего и Ближнего Востока.
Подобная картина просматривается и в странах Восточной
Европы. Главное внимание Вашингтона привлекает относительно богатая нефтью
Румыния. Ее нефтяные запасы в Плоешти хотя и несравнимы с азиатскими,
имеют немаловажное значение для Европы. К тому же, согласно информации румынских
СМИ, в Румынии обнаружен так называемый «второй эшелон» нефти, залегающий
значительно глубже первого. Их запасы настолько велики, что Румыния, по
мнению специалистов, может стать чуть ли не «вторым Кувейтом». И
хотя добыча нефти из глубины, говорят специалисты, – дело дорогостоящее,
можно быть уверенным, что деньги для этого у США найдутся. К
тому же американские компании уже ведут разработки первых проектов в
этом направлении. В этом случае американские военные базы в стране будут
очень кстати: разработки необходимо поддержать, защитить и
профинансировать в случае необходимости.
Кстати о Румынии. Вашингтон всерьез
намерен построить в Румынии, в районе Констанцы, сразу две военные
базы. Решение об этом уже принято. По мнению военных обозревателей,
в самое ближайшее время на одну из них будет переброшена 1-я бронетанковая
дивизия США, принимавшая участие в войне с Ираком, на второй будет
базироваться авиационный полк стратегического назначения.
Контроль над Румынией (ее членство в НАТО)
очень заманчиво для американцев. Во-первых, Констанца – это ключ к Дунаю,
крупнейшей водной транспортной магистрали в Европе. А контроль над
Дунаем означает контроль над Европой. К тому же Дунай в
перспективе может стать одним из важнейших коридоров для поставок каспийской
нефти в Германию и другие страны Западной Европы. Строящийся
нефтеналивной терминал в Джурджулештах (РМ) преследует именно эту цель (не зря
же США уделяют довольно пристальное внимание этому
строительству). Поэтому контролировать Констанцу и устье
Дуная означает держать под контролем
энергобезопасность целого ряда европейских стран, что для
Вашингтона является неоценимым подарком от Бухареста.
Во-вторых, ценность Румынии для США заключается и
в ее географическом расположении в Европе. В НАТО бытует мнение, что тот,
кто контролирует Румынию, владеет ключом от Балкан. И
в-третьих, база, которую обустраивает Пентагон в Констанце, может стать
первой военно-морской базой США на Черном море с вытекающими из этого
последствиями для России. А с 1 мая, когда Румыния станет равноправным
членом НАТО, Бухарест наверняка сделает для своих «американских
друзей» все, что они попросят.
В Болгарии США преследуют тоже не только чисто военные
интересы, но и экономические с дальним прицелом. Эта страна
практически природными запасами нефти и газа не обладает. Но в
портовом городе Бургас на Черном море, где должна разместиться одна из
многочисленных американских баз, планируется строительство нового
трансбалканского нефтепровода (от Болгарии через Сербию и Косово на Албанию с
выходом в Адриатическое море) для перекачки все той же каспийской нефти в страны
средиземноморского бассейна. Как сообщили российские СМИ, строить его получили
право американские компании. Значит, контролировать и защищать его опять
же будут американцы, которые уже хорошо обосновались в Бургасе, обеспечивая
на местном военном аэродроме дозаправку военно-транспортных самолетов,
курсирующих из западной Европы в Ирак. Кстати, из Бургаса планирует
и Россия построить свой транзитный нефтепровод до Эгейского моря в обход
Босфора и Дарданелл. Но окончательного решения по этому вопросу еще не
принято.
Картина «нефтяной» войны с Россией станет
более понятной, если обратить внимание на тот факт, что из числа
планируемых в Польше военных баз НАТО размещение одной из них совпадает по
месту, где пересекаются нефтяные и газовые потоки из России в
Европу. Тут уж всякие комментарии излишни. Для России подобные
действия чреваты самыми негативными последствиями.
Если принять во внимание, что вместе с этим к
границам РФ подтягиваются войска страны, которая строит свои отношения с
Москвой по принципу, который нельзя назвать партнерским - исходя
исключительно из собственных интересов, то напрашивается логический
вывод: вокруг России создается ситуация,
имеющая явно угрожающий характер не только ее военной, но и
экономической безопасности. Это очень напоминает события давно минувших
лет, когда у западных границ СССР концентрировались гитлеровские армии, а
в Кремле делали вид, что этого не замечают.
В настоящее время для России нависла угроза отторжения
Калининградской области. Во-первых, ЕС требует от России предоставить
Калининграду максимум самостоятельности и минимум зависимости от Москвы.
Во-вторых, согласно Договору об ограничении обычных вооружений в Европе
(ДОВСЕ), Россия, подписавшая этот документ, не может иметь в Калининграде
крупной группировки войск. К тому же, имея откровенно
антироссийский настрой, прибалтийские страны наверняка
не позволят РФ оперативно перебросить через свои территории необходимый
контингент ВС в Калининград в случае непредвиденного развития событий в бассейне
Балтийского моря.
При всем этом США «забывают» о том, что между НАТО
и РФ подписано Соглашение, запрещающее продвижение военной инфраструктуры
альянса к российским границам. В частности, к границам Калининградской
области.
Между тем и ЕС, и США, и Совет Европы настойчиво требуют
от России беспрекословного выполнения своих обязательств по выводу российских
воинских контингентов из Приднестровья и Грузии, а также настойчиво
«рекомендуют» Москве возобновить переговоры с чеченскими боевиками о «мирном»
разрешении конфликта, предоставив Чечне максимум независимости.
В настоящее время и Молдова открыто выступила в роли
противника России. Официальный Кишинев, открыто занимая позицию США и преследуя
при этом свои собственные цели, настойчиво добивается от Москвы немедленного
вывода ОГРВ из Приднестровья. В ситуации, когда ЕС целенаправленно проводит
работу по вовлечению Украины в сферу влияния НАТО, когда Молдова готова по
первому требованию Вашингтона предоставить свои аэродромы в распоряжение ВВС США
(воздушное пространство уже предоставлено), территория ПМР может
оказаться российским плацдармом глубоко в тылу НАТОвских вооруженных
сил. Для США это равносильно рогу буйвола, торчащего в брюхе
тигра.
Это уже поняли и в Москве. По мнению
многих западных дипломатов, у России имеются все основания и довольно
сильные рычаги давления на НАТО в преддверии расширения этого блока на Восток.
Кремль может увязать ратификацию и выполнение Договора о сокращении обычных
вооружений в Европе (ДОВСЕ) с любыми шагами США по созданию новых
военных баз НАТО в странах Балтии, Польше, Румынии и Болгарии.
Примером тому может служить отказ Москвы подписать Итоговую декларацию
саммита ОБСЕ в Маастрихте в декабре прошлого года, касающуюся
проблемы вывоза вооружений и вывода российских войск из Приднестровья и
ликвидации российских баз на территории Грузии. По словам
министра обороны РФ Сергея Иванова, Россия брала на себя стамбульские
обязательства в условиях, отличающихся от современных. Тогда Россию
заверяли в том, что «что НАТО не развернет свои вооруженные силы в
восточноевропейских странах, желающих вступить в альянс». Поэтому,
опять же со слов Иванова, после вступления в НАТО в апреле
текущего года семи новых членов (Румынии, Болгарии, Словакии, Словении и трех
прибалтийских республик) Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе
потеряет свою актуальность и «не будет поддерживать стабильность и баланс
интересов». Другими словами, Россия обретет в этом случае право
выйти из Договора и приостановить вывод ОГРВ и сохранить свое
военное присутствие на территории ПМР.
В этом случае маленькое по размерам европейское
государство, каким является Приднестровье, может стать надежной
опорой Москве в деле защиты российских интересов в районе
причерноморского бассейна и Юго-Восточной Европы.
И хотя в Москве ситуацию предпочитают не
драматизировать, но меры в сфере военной безопасности России
уже предпринимают. В настоящее время создается усиленная группировка войск
ПВО в Белоруссии, открыта база Военно-воздушных сил в Киргизии, запланировано
строительство крупной базы Военно-морского флота на Черном море (в
Новороссийске). Даже процесс синхронизации вывода ОГРВ из
Приднестровья с процессом нормализации отношений между ПМР и РМ вписывается в
программу обеспечения безопасности Российского государства.
В свою очередь российское военное присутствие в
Приднестровье будет гарантией государственной безопасности ПМР, что
соответствует стратегическим интересам приднестровского народа.
|