ИА REGNUM, 22 февраля 2004 Россия или США на Южном Кавказе? Даст ли крен армянский "комплементаризм"?Виген Акопян, Арменика Кивирян:
Ставшая уже исторической "революция" в Грузии, приведшая
к власти ярко выраженного политика прозападного толка Михаила Саакашвили, не
оставила сомнений в актуальности глобального для стран Южного Кавказа (в России
чаще называемого Закавказьем) вопроса – Россия или США?
О том, что регион стал полем бескомпромиссной борьбы
между этими державами, спорить не приходится. Несмотря на это, все еще есть
политики, уверенно заявляющие, что после 11 сентября 2001 года
американо-российские отношения в регионе перешли в качественно иную плоскость. В
частности, неоднократно по этому поводу высказывался заместитель министра
иностранных дел Армении Рубен Шугарян, по мнению которого прежней
бескомпромиссной борьбы за зоны влияния, в том числе в ближнем зарубежье России,
более не существует. Мотивировки замминистра более чем странны, хотя и имеют
право на существование в свете так называемой "комплементарной"
("взаимодополнительной" – ред.) внешней политики армянских властей. К примеру,
переход основных грузинских энергообъектов от американской корпорации AES в
управление РАО "ЕЭС России" расценивается Шугаряном в качестве примера того, как
уживаются политические и экономические интересы двух влиятельных стран в
регионе.
Сам глава РАО Анатолий Чубайс, находясь в Ереване,
заявил журналистам, что грузинские энергообъекты достались возглавляемой им
компании в условиях жесточайшей конкуренции, навязанной AES. "Нам просто
пришлось все выкупить, поскольку другого варианта войти на грузинский рынок не
было", - заявил тогда Чубайс, не преминув рассказать об акциях протеста в
Тбилиси, связанных с его визитом. Конечно, в Ереване все обстояло по-другому.
Тот факт, что РАО "ЕЭС России" контролирует 80% энергомощностей Армении,
воспринимается здесь как само собой разумеющееся.
Вопрос о том, можно ли "жесточайшую конкуренцию" между
РАО "ЕЭС России" и американской корпорацией AES за грузинскую энергетику
рассматривать в контексте экономической конкуренции России и США на Южном
Кавказе, а успех РАО - назвать победой России, может и локальной - оставим
истолковывать Р.Шугаряну.
Обратимся к еще одной показательной тенденции - вопросу
о строительстве газопровода Иран-Армения. Проект, о котором говорится без всякой
конкретики вот уже на протяжении 12 лет, сразу же после грузинских событий начал
обсуждаться в совершенно ином ключе. Находившийся в Ереване в конце января 2004
года вице-премьер правительства РФ Борис Алешин прямо заявил о коммерческом
интересе российской стороны к газопроводу Иран-Армения. Отвечая на вопрос
армянских журналистов о том, как именно газопровод из Ирана в Армению может
касаться России, Алешин заявил: "Вопрос необходимо рассматривать в контексте
всех переданных России, а также компании РАО "ЕЭС России" предприятий
энергокомплекса Армении, в том числе Разданской ТЭС и Армянской атомной станции.
Появляется возможность последующего реэкспорта электроэнергии, что, все-таки,
требует газовых ресурсов. Поэтому здесь присутствует коммерческий интерес и
возможность стать в будущем оператором той части газопровода, которая будет
проходить по территории Армении – это дополнительные возможности и
диверсификация".
Что касается Армении, то здесь давно все понимали:
работающему газопроводу из Ирана не бывать без согласия и участия российского
"Газпрома". Ускорили ли грузинские события процесс принятия российской стороной
решения по ирано-армянскому газопроводу – вопрос риторический. Очевидно одно:
при действующем газопроводе из Ирана в Армению, Москва будет в состоянии
оказывать "энергетическое внушение" Грузии, без риска оставить в холоде своего
единственного стратегического союзника в регионе – Армению.
Серьезность экономических амбиций России на Южном
Кавказе предстает еще явственней в свете энергетической политики Москвы в
Азербайджане. Сегодня в Баку многие считают, что в дальнейшем "Газпром" может
стать рычагом давления на Азербайджан. В декабре 2003 года был подписан
долгосрочный пятилетний контракт купли / продажи природного газа между ООО
"Газэкспорт" и Государственной Нефтяной Компанией Азербайджана (ГНКАР), который
вступил в силу 1 января 2004 года и продлится до 31 декабря 2008 года.
Контрактом предусмотрены поставки в Азербайджан до 4,5 млрд. куб. м. газа в год.
Азербайджанский экономист, экс-президент ГНКАР Сабит Багиров предрекает в этой
связи превращение Азербайджана в монопольно зависимого потребителя российского
газа. "Это довольно серьезный фактор влияния, - отмечает эксперт. – И,
безусловно, он будет использован".
Картину дополняет заявление главы турецкой компании
Barmek, уже четвертый год управляющей электросетью Баку и северных районов
Азербайджана, Гусейна Арабула относительно планов российских энергетиков.
Президент Barmek, в частности, заявил, что РАО "ЕЭС России" хочет организовать в
Азербайджане свое дело и заняться энергетической системой Баку. "Но у нас
заключен договор с правительством Азербайджана, и я уверен, что оно не намерено
его аннулировать, так что мы продолжим свою деятельность. Однако есть люди,
которые не имеют от деятельности нашей компании "левых" доходов. Вот они и
стремятся, чтобы Barmek ушел из Азербайджана", - отметил он.
Массированному наращиванию экономического, в частности,
в сфере энергетики, влияния России на страны региона, США противопоставили
проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволит транспортировать
каспийскую нефть в Европу, не прибегая к услугам России. Проект стал, бесспорно,
важнейшей со времени коллапса Советского Союза евразийской инициативой
Вашингтона. По предварительным оценкам, запасы залегающей в этом регионе нефти
составляют 100 миллиардов баррелей. Британские компании уже поставили под свой
контроль местную промышленность, связанную с углеводородным сырьем: над 27
процентами нефтяных месторождений Каспия и 40 процентами месторождений
природного газа.
При определенных условиях реальная экономическая отдача
от Баку-Тбилиси-Джейхан даст о себе знать только лет через восемь, но стратегическая роль трубы подчеркивается уже сейчас. Об
этом свидетельствуют звучащие время от времени заявления о возможности охраны
трубопровода мобильными группами НАТО. Может ли стать нефтепровод поводом
появления на Южном Кавказе американских военных – также вопрос, не требующий
ответа. Но после того, как грузинский парламент ратифицировал пакт об обороне,
предоставляющий американским военным беспрецедентные для суверенного государства
права по безвизовому въезду в страну, а также размещению на территории Грузии
неограниченного количества войск, вооружений и военного оборудования - особого
повода Вашингтону и не нужно.
Успехи экономической политики России на Южном Кавказе, в
особенности в сфере энергетики, закономерны – дают о себе знать территориальная,
коммуникационная близость, схожесть инфраструктуры и т.д. Многие аналитики
связывают заметную политическую пассивность Москвы в
регионе именно с осознанием ею приоритетной действенности экономических рычагов.
Осознают это и в Вашингтоне, что не мешает администрации
Белого дома планомерно наращивать свое политическое присутствие в регионе.
Сформированный недавно кабинет министров Грузии – явное
тому подтверждение. Добрая половина новых грузинских министров получила
образование в американских учебных заведениях. Можно констатировать, что
политическое противостояние Вашингтон-Москва в Грузии переживает кульминацию.
Несмотря на то, что политическое и финансовое ядро этой страны почти под полным
контролем США и связанных с ними организаций, Россия все еще обладает
несколькими действенными рычагами, способными свести на нет все достижения
администрации Буша в регионе. В числе таковых достаточно отметить
дислоцированные в Аджарии и Самцхе-Джавахети военные базы, а также
самодостаточное влияние на локальные территориальные конфликты. Во всяком
случае, любое вмешательство США в существующие на Южном Кавказе территориальные
конфликты (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) и зоны их потенциального
возникновения (Аджария и Джавахети) не сулит США, мягко говоря, убедительного
успеха.
Вместе с тем специалисты подвели "печальный итог"
жизнедеятельности инициированной четыре года назад в противовес влиянию России
региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова). Во всяком случае, сменив Эдуарда Шеварднадзе - ключевую фигуру
организации, новый президент Грузии Михаил Саакашвили о целях и дальнейших
действиях ГУУАМ еще даже не задумывался и не упоминал. Обошедшаяся Вашингтону в
солидную для региона сумму в 46 миллионов долларов, организация ГУУАМ
поставленных задач не решила и вряд ли уже решит.
Напротив, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан,
Армения и Беларусь, трансформировав действующий уже десять лет Договор о
коллективной безопасности (ДКБ) в полноценный региональный оборонительный союз с
единой штаб-квартирой и вооруженными силами, а также документально закрепив
обязательство совместного отражения любой агрессии против любого
государства-члена организации, не оставили сомнений в серьезности
оборонительного блока.
Немалая роль в прививании странам Южного Кавказа мысли о
неизбежности региональной миссии НАТО отводится Вашингтоном, в числе прочих,
программе НАТО "Партнерство во имя мира". Совершенно не случайно прошлогодние
совместные учения Cooperative Best Effort–2003 в рамках этой программы были
проведены на территории Армении - единственного союзника России в регионе. В
учениях приняли участие и турецкие военные – факт сам по себе беспрецедентный,
учитывая напряженность армяно-турецких отношений. Между тем армянские аналитики
сходятся во мнении, что активизация процесса армяно-турецкого примирения
инициируется никем иным, как США, дабы в контексте нарастающего давления на Иран
и уже явно проамериканской Грузии – показать Еревану единственно возможный путь
в Европу – через союзническую США Турцию.
Оба сценария ("выталкивание" Армении в турецкие объятия
и "вталкивание" мысли об особой миссии НАТО) имеют в Армении довольно шаткие
шансы на успех. К армяно–турецкому примирению в существующем виде и при нынешней
политике Анкары крайне отрицательно относятся ряд местных политических сил, в
том числе, одна из авторитетнейших партий провластной коалиции – Армянская
Революционная Федерация (Дашнакцутюн). В ходе состоявшегося на днях съезда этой
партии, активно проповедуемый мир между армянами и турками был назван "крайне
неприемлемой провокацией". Что касается программы НАТО "Партнерство во имя
мира", последняя и вовсе дискредитировала себя. Провозгласив целью программы
(посредством совместных мероприятий различного характера) служить сближению
стран региона и преодолению острейших разногласий, НАТО констатировало полную
беспомощность в простейших ситуациях. Руководство альянса не смогло
сформулировать внятной позиции по инциденту, в результате которого армянская
делегация не смогла попасть на конференцию планирования учений Cooperative Best
Effort в Баку. Казалось бы: чего стоит руководству альянса, вставшему на
тернистый путь присутствия на Кавказе и добившемуся звуков турецкого гимна на
армянской земле, пожурить Азербайджан за лишение права участников программы в
ней же и участвовать? Еще сложней стало функционерам альянса не только
сформулировать позицию, но даже прокомментировать недавний трагический инцидент
в Будапеште, где армянский офицер – слушатель курсов английского языка в рамках
программы "Партнерство во имя мира" был зарублен топором своим "партнером" из
Азербайджана. Оценку инциденту натовцы порекомендовали искать у… правительства
Венгрии. Таким образом, стремление НАТО быть в этом взрывоопасном регионе
умиротворяющей и справедливой силой – по крайней мере, в глазах армянской
стороны – неоднократно и в самых "чувствительных" для Армении ситуациях,
предстало в сомнительном свете. И, напротив, желание закрепить присутствие США
на нефтеносных скважинах Каспия – вырисовалось с отчетливой ясностью.
Армении остается крайне внимательно следить за развитием
событий - особенно в Грузии. Что противопоставит Россия победному американскому
маршу Михаила Саакашвили? От действий Москвы зависит политика следующего
президента Армении, которому придется заново оценить расклад сил в регионе и
тогда уж решить – стоит ли увеличивать крен "комплементаризма" в сторону России
(рискуя вызвать неудовольствие США и стать жертвой нового блокадного шантажа),
продолжать балансировать (и закрывать глаза на все более ясные цели и методы США
в регионе, включая грузинский опыт "экспорта революции") - или податься на Запад
(отказав России в ее региональных претензиях и, вероятно, поступившись
принципами в некоторых вопросах всеармянского характера)?
|