Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №93(01.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Zamon.info (Узбекистан),
23 февраля 2004

У политических партий Узбекистана немалый интеллектуальный потенциал… и нет желания участвовать в борьбе за власть

Надежда Степанова

Не так уж много времени осталось у политических партий Узбекистана, желающих принять участие в выборах в профессиональный парламент страны, но не получивших статуса официально действующих, для регистрации в министерстве юстиции. В противном случае они не смогут выдвинуть своих кандидатов в депутаты Олий Мажлиса. Свою точку зрения на ход предвыборной борьбы, которая развернется в ближайшие месяцы в стране, высказывает в интервью корреспонденту "Zamon.info" политолог Камолиддин РАББИМОВ.

- Как Вы считаете, смогут ли так называемые оппозиционные партии Узбекистана добиться регистрации в Минюсте республики и принять участие в выборах наравне с пятью ныне действующими?

- Думаю, они просто не успеют сделать этого. Предвыборная кампания начнется примерно 26 сентября - согласно законодательству за три месяца до окончания срока действующего парламента. Для участия в выборах политические партии должны быть зарегистрированы не менее, чем за 6 месяцев до начала предвыборной кампании. Политическим партиям для участия в выборах необходимо пройти регистрацию за 9 месяцев до дня проведения самих выборов, а потому крайним сроком для них является 26 марта 2004 года. Плюс-минус два-три дня.

Но я думаю, что регистрация этих партий является краеугольным камнем наших взаимоотношений с Западом, а потому в будущем они все-таки будут зарегистрированы.

- Допустим, в выборах примут участие только пять политических партий. Сложатся ли в этом случае настоящее парламентское большинство и оппозиционное ему меньшинство? Ваш расклад – кто войдет в большинство и меньшинство?

- Все оппозиционные партии утверждают, что они будут участвовать в парламентских выборах, но намерены действовать не от лица политических партий, а через инициативные группы граждан. Тем самым они постараются иметь своих представителей в парламенте страны для выполнения определенной политической задачи. Но для того, чтобы принимать законы в соответствии со своими интересами, им не хватит депутатских мест.

Что же касается парламентского большинства и меньшинства, не могу сказать, как это сложится в будущем парламенте. Но, если даже допустить, что оппозиционные партии примут участие в выборах через инициативные группы граждан, количество таких депутатов не превысит 15% от их общего числа. А потому политические партии, фактически существующие в стране, но официально незарегистрированные вряд ли смогут принять участие в формировании парламентского большинства и меньшинства.

- Вы считаете, что какого-либо противостояния в будущем парламенте между представителями нынешних пяти партий не произойдет?

- К сожалению, пока они не продемонстрировали между собой какой-либо соревновательности или антагонизма. Трудно предсказать, как будет развиваться ситуация ближе к выборам. Сейчас ясно одно, что правила устанавливают не эти партии.

- Ваша оценка деятельности политических партий в их работе со средствами массовой информации? Насколько полно они используют СМИ для того, чтобы представить себя, свои политические платформы будущим избирателям, попытаться заручиться их поддержкой на выборах?

- Я бы оценил интеллектуальный потенциал пяти нынешних партий, как достаточно высокий. Мне часто приходится встречаться с их руководителями, беседовать на самые различные темы. Что касается политического участия и оценки социально-экономической ситуации в республике, тут они намного сдержаннее. Они не стремятся привлечь к себе внимания широкой общественности, то они действительно не стремятся к этому. Они намерены играть определенную роль в обществе, которая не связана с политической борьбой за власть. Отсюда – отсутствие в СМИ информации о конкретных делах, желания доказать потенциальным избирателям, что их партия будет лучше защищать интересы народа в парламенте.

- Примут ли участие в выборах в Олий Мажлис представители исполнительной власти, например, хокимы, ведь в случае их избрания в парламент они должны будут сложить свои полномочия?

- Допускаю, что для чиновников среднего звена кресло парламентария может оказаться более заманчивым, чем представителя органов государственной власти. А вот хокимы не станут участвовать в парламентских выборах. Депутатами постараются стать заместители хокимов, заведующие отделами и т. д. Вряд ли министры и заместители министров захотят войти в профессиональный парламент. В основном свои кандидатуры будут выдвигать представители интеллигенции из политических партий.

- Даже не предпримут попытку пройти в Сенат?

- В Сенат, возможно, постараются войти, только не в Нижнюю палату. Стать депутатом, с утра до вечера заниматься законотворчеством, отказавшись от своего "хлебного места" - не очень заманчивая перспектива для чиновника. Скорее всего, чиновничий аппарат не ринется на выборы.

В самом Сенате не будет "чужих" людей. Хокимы областей автоматически станут сенаторами, плюс 16 человек, назначаемых лично Президентом страны. Это тридцать мест из восьмидесяти. Кроме того, формированием остальной части Верхней палаты будут заниматься все те же хокимы областей. Таким образом, заранее можно прогнозировать - такой Сенат будет способен заблокировать любой неугодный ему законопроект.

- Наверняка сформируются инициативные группы граждан по выдвижению кандидатов в депутаты Олий Мажлиса, которые не будут иметь никакого отношения к нынешним так называемым оппозиционным партиям. Какое, по вашему мнению, в процентном отношении будет их число?

- Пройти от инициативных групп граждан к участию в выборах - задача не из легких. Надо создать такую группу численностью не менее ста человек в определенном регионе. Необходимо также собрать 8 процентов подписей от общего числа избирателей данного округа. Причем, эти проценты должны быть пропорционально распределены по всем населенным пунктам избирательного округа – городам, поселкам, кишлакам. В лучшем случае таких депутатов наберется не более 10-15 процентов от всего состава будущего парламента.

- Одну из причин аморфности политических партий их руководители видят в отсутствии их государственного финансирования. На ваш взгляд, только ли в этом причина?

- Причина заключается в политической культуре партий. К сожалению, они не хотят пересмотреть данный стереотип. Их главная проблема – не в отсутствии финансовых средств. Если они будут свободными по-настоящему, то найдут их. И найдутся люди внутри Узбекистана, желающие финансировать политические партии.




Российские Вести №7 25.02. – 02.03. 2004

Ташкент перекладывает рули

Алик Назаров

Ислам Каримов усиливает давление на соседей

Президент Узбекистана переходит на позиции жесткого курса в рамках СНГ. Причинами этого стали внутриполитическая ситуация в его стране и растущее давление со стороны мирового сообщества. Прочность режима теперь во многом зависит от его умения стабилизировать положение.

Расширяющаяся активность узбекской оппозиции как внутри страны, так и за рубежом достаточно болезненно воспринимается президентом Исламом Каримовым. Попытка создания системы "управляемой демократии", предпринятая летом-осенью прошедшего года и приведшая к частичной легализации политических противников режима, тем не менее не дала ожидавшихся результатов: оппозиция в отношении Каримова не смягчилась.

Не менее чувствительным для официального Ташкента продолжают оставаться его взаимоотношения с соседями по региону, так как борьба за первенство в Центральной Азии еще впереди, и многое зависит от "стартовых позиций". Не секрет, что нажим на соседние Киргизию и Таджикистан для Ислама Каримова представляет собой первый шаг в этом направлении.

Помимо этого, ему хотелось бы заручиться поддержкой и внешних сил, тем более, что отношения с США и европейцами начали серьезно портиться, хотя и не дошли до степени открытого конфликта. Ставка в этой игре делается на Москву.

Недавний отказ узбекской стороны окончательно признать ранее достигнутые договоренности по делимитации одного из участков границы с Киргизией произошел в период, когда парламент соседней страны принимал поправки к закону о языке, по которому русский переставал быть наряду с киргизским государственным языком. Примечательно, что в это же время Ташкент обратился к Москве с просьбой о выдаче задержанного ранее в России Юсуфа Косимохунова, подозреваемого в том, что он является руководителем партии Хезб ут-Тахрир, запрещенной в Узбекистане и России как террористическая исламская организация. Этими действиями узбекская сторона начинает привлекать внимание России к себе с тем, чтобы усилить взаимодействие в Центрально-Азиатском регионе в борьбе со своим главным оппонентом - Казахстаном.

Столь экзотический на первый взгляд план в действительности имеет под собой реальную почву. Во-первых, отношения между Москвой и Астаной продолжают испытывать на себе влияние невысказанности по многим проблемам, включая и внутриполитическое будущее Казахстана. Во-вторых, у России, по мнению Ташкента, может появиться желание улучшить отношения с Узбекистаном после долгого периода похолодания и демонстративной дружбы этого центральноазиатского государства с евроатлантическим сообществом, так как сильных союзников у Москвы в регионе нет. Наконец, в-третьих, Ислам Каримов весьма заинтересован в поддержке Россией разрабатываемого механизма передачи власти в руки приемника узбекского президента, которого он выберет сам. Все это позволяет говорить о стремлении официального Ташкента усилить российское направление внешней политики в целях усиления существующего внутриполитического режима. Именно поэтому узбекский президент начинает демонстрировать жесткость как на региональном уровне, так и на внутриполитической арене. К числу последних относится преследование всех недовольных или осмеливающихся критиковать существующий режим.

Жесткие действия в отношении неподконтрольного властям конфессионального объединения оправдываются ими как необходимость бороться с терроризмом. Это обстоятельство уже было отмечено зарубежными наблюдателями и международными организациями, увидевшими в подобных действиях попытку скрыть за тезисом борьбы с экстремизмом политические репрессии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ