Конституционная реформа в ГрузииГалина Андреева
Парламент Грузии на специально созванной внеочередной
сессии подавляющим большинством голосов внес ряд значительных изменений в
Конституцию страны. По сообщениям средств массовой информации (к сожалению в
тексте Конституции на официальном сайте Парламента Грузии указанные поправки еще
не получили отражения и соответственно подробный анализ произведенных изменений
будет осуществлен нами позже) наиболее важные изменения в функционировании
государственных институтов Грузии согласно внесенным поправкам сводятся к
следующим: во-первых, вводится институт Премьера, который будет назначаться
Парламентом по представлению Президента; во-вторых, Правительство формируется
премьером по согласованию с Президентом; в-третьих, Президент получает право
роспуска парламента, если парламент не может утвердить правительство;
в-четвертых, в случае выражения Парламентом недоверия Правительству Президент
может либо отправить в отставку Правительство, либо - распустить Парламент,
в-пятых, Президент получает и некоторые другие дополнительные полномочия.
Политические оппоненты Саакашвили сразу заговорили об
авторитарном характере произведенных конституционных изменений, превращении
правительства и парламента в «карманные структуры» президента и т.п. Здесь,
следует выделить и разделить, однако, два момента. Прежде всего, сами по себе
указанные изменения в правовом аспекте потенциально рассчитаны на придание
государству в большей мере черт, характерных для парламентарных республик
(парламентская ответственность правительства, связывание вопроса о составе
правительства с результатами выборов и т.д.), что по идее и в принципе должно
расширять демократические, а не авторитарные начала государственной организации.
Другое дело, в какие формы это выльется в современной Грузии. Второй момент
состоит в том, что более чем сомнительна легитимность принятия данных изменений
парламентом, срок полномочий которого истек.
|