Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Национальная Информационная группа,
24 мая 2004

Ялтинская "четвёрка" делится на два

Беседовала Светлана Лыжина

Очередной попыткой экономической интеграции в рамках СНГ стал ялтинский саммит России, Украины, Белоруссии и Казахстана. На фоне прошлых неудачных проектов Таможенного союза пяти стран СНГ и союза "Россия-Белоруссия", проект Единого экономического пространства (ЕЭП) внушает оптимизм. По мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, новый объединительный проект это единственная возможность для Украины и Белоруссии получать нефть и газ из России по заниженным ценам даже после вступления в ВТО…

NewsInfo: Есть ли какие-то перспективы у этого нового объединения, учитывая опыт Таможенного союза пяти стран СНГ и союза "Россия-Белоруссия"?

Владимир Жарихин: Как ни странно, я думаю, что есть. По той причине, что в промежутке между всеми этими событиями произошло расширение европейского сообщества, в результате которого стало абсолютно ясно - даже тем, кто совсем этого не понимал на Украине - что дальнейшее расширение ЕС будет происходить через много-много лет. Эти много лет надо как-то прожить, а прожить самостоятельно не удастся. Экономическая целесообразность начинает превалировать над политикой, хотя многие годы до этого превалировала как раз политика. Раньше все это было под лозунгом "Ну их, москалей! Будем европейцами" или наоборот "Да здравствует славянское братство". А сейчас реальная экономическая ситуация заставляет ту же самую Украину, которая была основным прогульщиком процессов интеграции на пространстве СНГ, все-таки выбирать именно этот вектор. То есть, расширение экономического сотрудничества и в том числе создание некого объединения этих четырех стран.

NewsInfo: А что касается Казахстана и Белоруссии? Они уже состоят в Таможенном союзе пяти стран СНГ и, тем не менее, именно от Казахстана исходит предложение о создании нового таможенного союза уже в рамках четырех стран? Зачем все это нужно?

Владимир Жарихин: Это нужно. Но, несмотря на общее распространенное мнение, в наименьшей степени это нужно России. Как-то худо-бедно, но сама по себе Россия проживет. Этим же странам по разным причинам необходимо входить в состав некого экономического объединения. Европейское сообщество является журавлем в небе, хотя обратное пытался доказывать Бжезинский, недавно будучи на Украине с визитом, но как-то не очень убедительно. Эту морковку перед носом оставшихся стран СНГ уже вешать не удаётся.
NewsInfo: А ВТО? Украина и Белоруссия почему-то уверена, что в ВТО их примут только в том случае, если они создадут Единое экономическое пространство с Россией и выработают единую позицию по вступлению в ВТО…

Владимир Жарихин: Что касается Белоруссии, Лукашенко всё кричал "Мы теперь будем платить мировую цену за газ, и мы платим!" Но они платят не мировую цену, а белорусскую цену. А эта цена за газ, она, между прочим, отличается в 2 раза от той цены, по которой газ продает Россия в Европу. И поэтому, если они будут продолжать получать по белорусской цене газ от России, то их могут не принять в ВТО. Их примут в ВТО только в том случае, если они будут интегрированы в рамках этого Единого экономического пространства. Тогда условия, поставленные Россией по поводу внутрироссийских цен на газ, будут распространены с определенным оговорками и на участников этого экономического соглашения. То же самое и с Украиной. В то же время проблем много, и их не скрывают участники соглашения. В особенности премьер-министры, которым эти соглашения реализовывать. Проблемы объективные и достаточно сложные. Если опять же максимально абстрагироваться от политики, то между странами, которые в Ялте собрались, есть вполне определенные противоречия в интересах - по принципу "два на два". Потому что Россия и Казахстан, это энергоэкспортирующие страны, а Украина и Белоруссия, это энергопотребляющие и энерготранспортирующие страны. Естественно, в таких случаях интересы достаточно сложно согласовать. Для России и Казахстана интерес в том, чтобы с минимальными издержками транспортировать газ и нефть основному потребителю, то есть Европе. А Белоруссии и Украине желательно получить максимальную выгоду от процесса транспортировки. И не всегда интересы в таких случаях согласовать удастся. Поэтому премьер-министры и говорят, что задача очень сложная. Например, Норвегия до сих пор не входит в европейское сообщество. Хотя вроде бы и политически, и территориально ей положено быть там. Но Норвегия энергоэкспортирующая страна, а все остальные энегопотребляющие. По вопросу вступления в ВТО для нас речь идет о "большом пакете", чтобы в рамках этого большого пакета интересы взаимно перекрывались. Например, у России есть интерес, чтобы с минимальными издержками транспортировать газ и нефть через территорию Украины. А у Украины есть интерес с минимальными пошлинами экспортировать свои трубы большого диаметра в Россию. И эти интересы можно в пакете увязать. А по отдельности это будет тормозом для соглашения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ