Труд, 24 апреля 2004 Не по закону, а по духуВладимир Игнатов
Эксперты "Труда" рассуждают:
нужен ли в РФ специальный закон "О русском народе "?
Депутаты Госдумы одобрили концепцию законопроекта "О
русском народе", цель которого, если говорить в общем плане, - защитить права
русских в России. Позже он, вероятно, будет представлен в Думу на окончательное
рассмотрение. Насколько остро стоит в нашей стране "русский вопрос"? Нужен ли на
него, так сказать, "русский ответ" (имея в виду и права других народов России)?
Об этом на страницах "Труда" рассуждают известный политолог, генеральный
директор Центра политической конъюнктуры России Константин СИМОНОВ (К.С.) и
председатель Московской писательской организации, главный редактор журнала
"Московский вестник", профессор Владимир ГУСЕВ (В.Г.).
- Насколько правомерно, корректно сегодня говорить о
русской проблеме в стране, четыре пятых граждан которой идентифицируют себя как
русские?
К.С.: - Действительно, согласно последним данным, 80
процентов населения нашей страны так или иначе определяют себя как русские.
Поэтому попытка проталкивания через Госдуму отдельного закона о гарантии
национальных прав в стране подавляющего большинства ее граждан мне
представляется странной. Во всем мире, как правило, ставится вопрос о защите
национальных меньшинств, исчезающих этносов. Для России, по-моему, куда
актуальнее разработка и реализация программ защиты малых народов, например -
народов Севера.
В.Г.: - А я полагаю, что такой закон нужен. Были
времена, когда я резко выступал против спекуляций идеями "почвенничества" и
"сермяжности". Но сейчас, когда три четверти русского народа нищенствуют, когда
в национальных республиках нашей Российской Федерации, во многих из которых,
кстати, русское население находится в большинстве, но, в силу своей "русскости",
фактически ущемляется, например, по части доступа во властные органы, -
принимать закон, защищающий права государствообразующего народа, самое время.
- Актуальны ли утверждения сторонников закона, что
русские уже давно стали превращаться в вымирающую нацию? Насколько реальны
"пророчества" о том, что в сравнительно недалеком будущем даже в исконно русских
городах Золотого кольца может оказаться, допустим, больше мечетей, чем
православных храмов?
К.С.: - Если развивать эту мысль дальше, то в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке в силу высочайшей миграции рабочей силы из Китая,
места церквей скорее могут занять буддистские и конфуцианские молельни...
Впрочем, статистика не подтверждает утверждения о
вымирании русского народа. Наоборот: данные за прошлый 2003 год даже внушают
некоторый оптимизм - в стране отмечен небольшой рост рождаемости. Мне кажется,
что с точки зрения государства, надо говорить не о благах для определенной
нации, например - русского населения, не делить своих граждан на "русских" и не
русских или даже "инородцев", а думать о том, как стимулировать в целом
рождаемость, как фактически, а не на словах, поддерживать молодые семьи. Не
секрет, что на сегодняшний день до конца не реализована ни одна из таких
программ.
Другое дело, что у нас в стране постоянно, то тут, то
там, возникают огромные "проплешины" на рынке труда, которые и заполняются за
счет иностранных рабочих. На мой взгляд, мы подходим к этому вопросу чересчур
эмоционально. А этот процесс - объективный. Китайцев на Дальнем Востоке,
азербайджанцев на столичных рынках, молдаван на подмосковных дачах заменить
просто некем. Коренные российские этносы восполнить потребности в рабочих руках
не могут. Зачем же нам, идя на поводу у "квасного" национализма, терять
инвестиции, останавливать перспективные проекты? Настоящим "русским ответом"
экспансии пришлой рабочей силы могут быть только эффективная система подготовки
собственных кадров и грамотная система миграционной политики.
В.Г.: - Сейчас мы, тем не менее, похожи на вымирающую
нацию. Численность русского населения ежегодно уменьшается на миллион-полтора.
Это не может не тревожить нормальных русских людей: не шовинистов, не
националистов, а просто - нормальных людей, ощущающих себя русскими, знающих и
понимающих свою историю, культуру.
А проблема исламской экспансии, по-моему, для России
остро не стоит и, даст Бог, не встанет. Тысячелетия живущие с нами бок о бок
татары и башкиры - это вам не ваххабиты, они веротерпимы и настроены очень
лояльно к русскому народу. Да и уровень рождаемости у них далек от бедуинского.
Взаимоотношения и соотношение численности русского народа с мусульманскими,
точнее - тюркскими народами в России напрямую зависит от возрождения мужского
начала в русском народе, стремления к созиданию жизни, своего быта,
государственности. В этом Закон "О русском народе" может поспособствовать.
- Как определить степень "русскости"? По проценту
"русской крови", по православному вероисповеданию, по владению русским языком
(кто говорит и думает по-русски), по записи в паспорте?
К.С.: - Мне кажется, понятие "русский" весьма размыто. В
новых российских паспортах уже нет графы "национальность". А некая политическая
партия, которая выступила с призывом ввести ее обратно, и вообще ратовала за
"поднятие русского духа", получила на парламентских выборах только 0,3 процента
голосов. Да даже во времена "серпастого и молоткастого", когда отметки о
национальности ставились обязательно, русским можно было продекларировать себя
любому гражданину, если один из родителей был в свое время записан как русский.
Ситуации иногда возникали анекдотические... В народе не случайно ходила хохма о
том, что "бьют не по паспорту, а по морде".
О генетике. Что такое "русский по крови" в современной
России? Смешение кровей на российских просторах идет еще с домонгольских времен,
чистокровными "русаками" остались только зайцы. Россия, как и Америка,-
"плавильный котел" народов. У нас ничтожно мало людей, твердо знающих, что среди
их прадедушек не было поляков, или что их молодых прапрабабушек не догнал в поле
какой-нибудь ордынец. Что же теперь, прикажете размеры черепов измерять на
предмет соответствия "русским стандартам", по типу изысканий "истинных арийцев"
в Третьем рейхе? И, главное, - зачем?
В.Г.: - Русский народ складывался из многих этносов,
поэтому на "кровной" основе базироваться глупо. У Достоевского в роду были
литовцы, у Пушкина - африканцы, но более русских людей найти трудно. Не в крови
русскость, а в духе. И, по моему убеждению, чтобы быть русским, вовсе не
обязательно быть православным. Наш народ сформировался задолго до принятия
князем Владимиром христианства. Думаю, все же главный определяющий фактор
принадлежности к русскому народу - является ли для человека русский язык родным.
Известно, что язык очень влияет на менталитет человека; для нас, русских, он
определяет такие понятия, как "русский характер" и "русский склад ума". Причем
необязательно "говорить по-русски правильно", как рекомендует известная
телепередача: диалектов в русском языке множество. Главное - уметь по-русски
дышать...
- В Конституции России гарантировано равенство всех
граждан независимо от их национальности, расы, вероисповедания. Не повлечет ли
принятие Закона "О русском народе" за собой целый сериал региональных законов,
например, закон о татарском, калмыцком, мордовском и других народах, населяющих
нашу страну? К.С.: - Не думаю, что на уровне
национальных республик, принявших наконец верховенство федеральных законов над
местными, Закон "О русском народе" вызовет волну нормативных актов, но взрыв
эмоций, очевидно, будет обеспечен. Скорее всего, они выльются в иски
представителей других национальностей в Конституционный суд.
В.Г.: - Все зависит от того, насколько умно будет
написан текст закона. Очень важно, чтобы Закон "О русском народе" был во благо и
народу татарскому, и якутам, и мордве, и всем 70 народам Дагестана. По-моему,
там непременно должен быть пункт о взаимоуважении наций. Русская идея всегда
предполагала братство народов. "Русское сердце к этому наиболее расположено", -
писал Достоевский, считая дружелюбие и открытость главным определением
русскости. А если закон будет написан глупо, цепная реакция не исключена.
Времена нынче смутные. Как говорится: "глупость города не берет, но ворота
разрушает"…
|