Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Русский язык на постсоветском пространстве



"Русская община". Редакция,
19 мая 2004

Украина отказала русскому языку в праве быть официальным

Сергей Боровиков, Киев

Вчера Конституционный суд Украины объявил о том, что не намерен рассматривать представленный Верховной радой законопроект о внесении в конституцию страны изменений, предусматривающих придание русскому языку статуса второго официального. Формальной причиной отказа стало несоблюдение депутатами требований части первой статьи 156 основного закона, согласно которой законопроект о внесении изменений в конституцию подается в Конституционный суд не менее чем двумя третями от состава парламента — то есть 300 народными депутатами. Законопроект же был внесен в Конституционный суд 165 депутатами Верховной рады.

Изменить конституцию Украины и сделать русский язык официальным предложил глава крымских коммунистов Леонид Грач. В законопроекте, который он внес на рассмотрение Верховной рады, предусматривалось дополнить статью 38 конституции Украины частью третьей следующего содержания: "Граждане имеют право в процессе управления государственными делами и в органах местного самоуправления использовать украинский язык как государственный и русский как официальный". Такими изменениями планировалось нивелировать норму об украинизации теле- и радиовещания, поскольку, по словам Леонида Грача, нового, "официального", статуса русского языка для этого было бы вполне достаточно.

Напомним, что 14 апреля Национальный совет Украины по вопросам телерадиовещания принял решение о том, что все государственные теле- и радиоканалы страны обязаны вещать только на украинском языке. Это нововведение вызвало волну протестов как на Украине, так и в России. Даже президент Украины Леонид Кучма счел своим долгом объявить, что решение об обязательном вещании на украинском языке является незаконным. В итоге 29 апреля Национальный совет наложил на это решение вето, тем самым отложив окончательную украинизацию теле- и радиоканалов.

Согласно украинскому законодательству, законопроект, предполагающий внесение изменений в конституцию, сначала должен утвердить Конституционный суд Украины. В случае с законопроектом о придании русскому языку статуса официального соответствующее представление в Конституционный суд подписали 165 депутатов (более трети состава Верховной рады), однако тот рассматривать его отказался. Как пояснил ГАЗЕТЕ пресс-секретарь Конституционного суда Владимир Шляпошников, в открытии конституционного производства отказано в связи с несоблюдением народными депутатами требований части первой статьи 156 основного закона, согласно которой законопроект о внесении изменений в конституцию подается в парламент не менее чем двумя третями от его конституционного состава — 300 депутатами. Законопроект же о придании русскому языку статуса официального был внесен в Конституционный суд 165 депутатами Верховной рады из 450 избранных в парламент. "Поэтому КС не имеет права открыть конституционное производство по этому делу и предоставить вывод о его соответствии конституции", – пояснил Шляпошников.

Впрочем, по мнению инициатора законопроекта Леонида Грача, такое решение суда имеет четкую политическую подоплеку. "Закон об официальном государственном русском языке блокируется теми силами, которые стоят на антироссийских позициях. Нас загоняют в угол, подводя под свои требования. Жаль, но в данном случае Конституционный суд выступил как политический орган, а не как судебный", – заявил он ГАЗЕТЕ.

Чем отличается государственный язык от официального

Государственный язык страны - это язык, используемый в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и иных организаций. На нем ведется делопроизводство и судопроизводство. В ряде стран, например в Киргизии и Израиле, кроме государственного существует и понятие "официального" языка: он используется практически в тех же самых случаях, что и государственный. Русский язык объявили официальным языком своего города власти Нью-Йорка. Это означает, что все судебные, деловые и другие бумаги в любые нью-йоркские учреждения могут подаваться на русском языке.




Школа - это лаборатория формирования гармоничной личности

Президент России Владимир Путин подписал Указ о награждении орденом Дружбы директора средней школы номер 45 города Львова /Украина/ Кравченко Владимира Владимировича за большой вклад в укрепление дружбы между народами России и Украины. Об этом сегодня сообщила пресс-служба главы российского государства.

22.05.2004.,ИТАР-ТАСС

Новость о награждении орденом Дружбы "застала меня врасплох", признался корр.ИТАР- ТАСС директор средней школы номер 45 г.Львова /Украина/ Владимир Кравченко. "Мой вклад в укрепление дружбы между народами России и Украины считаю очень скромным. Но награда, Указ о которой подписал сегодня президент России Владимир Путин, очень приятная новость", - сказал он.

Во Львове сейчас остается лишь пять школ с русским языком преподавания. "Мы храним и передаем детям то святое, что составляет основу русской культуры, прививаем любовь к русскому языку и истории, не забывая и об украинской, - сказал Владимир Кравченко. - И не случайно среди участников областных и республиканских олимпиад по украинскому языку, литературе и истории Украины - ученики нашей школы. Кстати, у нас учатся дети 50 национальностей".

Пушкинский центр, действующий при школе, является гордостью не только Львова, но и всей Украины. Традиционный Пушкинский конкурс, который проводится здесь, из школьного перерос в международный. На него приезжают команды из 12 городов Украины, московской 353-й школы им.Пушкина, польского лицея им.Костюшко из города Калиша.

Кравченко - инициатор создания и один из многолетних руководителей "Ассоциации русская школа" на Западной Украине. К сожалению, сетует он, количество школ с русским языком преподавания неумолимо сокращается. На 360 тыс этнических русских, проживающих на Западной Украине, осталось лишь 14 школ. Нет их уже в Ровно, Тернополе, Хмельницке, в Ивано-Франковске русскую школу объединили с польской. "Но ведь школа не должна становиться ареной межнациональных баталий,- говорит Владимир Кравченко.- Школа всегда была и будет ристалищем высокого гуманизма, лабораторией формирования гармоничной личности. Это мое кредо и я ему никогда не изменю".

Утром — деньги, вечером ... — пощёчина

      Наверно, никто из русских, живущих на Украине, не ждал ничего путного от очередной попытки группы депутатов внести в украинскую Конституцию поправку, устраняющую дискриминацию большинства русскоязычных жителей Украины. И все же, произошедшее 17 мая трудно оценить иначе как очередную пощёчину русским, России, Русскому миру. Судите сами.

      17 мая украинская Фемида отвергла законопроект, поступивший на рассмотрение КС более 9-и месяцев назад на основаниии постановления ВСУ от 11 июля 2003 г. гласящего, что законопроекты по внесению изменений в Конституцию могут отправляться для выводов в Конституционный Суд, либо субъектом законодательной инициативы (Президентом Украины) или 150-ю (а не 300-и!) народными депутатами. Для этого достаточно, чтобы соответствующий законопроект был зарегистрирован в парламенте.

      17 мая в Запорожье первый день Собора славянских народов Беларуси, России, Украины. Еще не остыл стул в Кремле на котором 15 мая Янукович убеждал Путина снять косвенные налоги на экспортируемые на Украину горюче-смазочные материалы (многомиллиардная сумма в российском бюджете) под нечеткие обещания будущего экономического благоденствия. Путин слов на ветер не бросает — деньги будут.

      И вот — выкидыш (правовой?, конституционный?, политический?). Сколько же еще оплеух должны получить обитатели российских коридоров власти, чтобы избавиться от ностальгической слюнявой сентиментальности к националистической Украине? А сегодня — по заслугам и честь.




Ловушка для достоинства

Предлагаемое для публикации интервью, является полной версией ответов на вопросы газеты «Aссанди Tаймс», от 14 мая 2004. Михаила Сытника. Он является активистом Республиканского славянского движения «Лад». По профессии политолог. Уроженец Казахстана, с родовыми корнями в России, выпускник Московского Современного Гуманитарного Университета. Его выступления в прессе обращены, прежде всего, к единомышленникам Республиканского славянского движения «Лад» и ко всем, кто считает себя русским по духу, независимо от национальности. В них автор старается философски осмыслить положение русскоговорящего населения Казахстана после распада СССР, их историческую роль в прошлом и перспективы в будущем. К сожалению, ему не достаёт политического опыта, который помог бы ему до конца осмыслить всю сложность сложившихся межнациональных отношений в Республике, чётко определить свою позицию и с пользой употребить его на благо славян и не только.

20.05.2004., «КУБ»

Михаил Сытник

1. Михаил, в Казахстане есть «русский вопрос»? Если да, почему Вы так считаете? Почему он активизировался именно сейчас? Или он был всегда?

-Русский вопрос в Казахстане возник сразу же после того, как Россия подарила Казахстану независимость в 1991-ом году. Он возник как реакция славянского населения на межнациональную политику и на все пост советские процессы в области гражданских прав и перспектив существования славянских этносов в условиях построения этнократического государства в РК. Перед развалом СССР русское и казахское население РК составляло две равные части, как две чаши весов – по 40%, а на оставшиеся 20% приходились все остальные национальности, которые представляют различные диаспоры РК. И благодаря 12 летней политики «межнациональной стабильности» славянское население, которое в течение полутора веков своим самоотверженным трудом создало 80% всей экономической инфраструктуры РК, основало большинство городов Казахстана, обеспечило промышленную индустриализацию РК, принесло образование в Центральную Азию – тихо выдавлено из всех уровней власти и, следовательно, не имеет сейчас доступа ко всем экономическим ресурсам, живя на правах второсортной нации. Только вот закономерные процессы объективной реальности вопреки желанию властей построить этнократическое государство показывают, что все системы государства и экономики функционируют благодаря языку и образованию этой второсортной нации, выдавленной из всех уровней власти и крупного бизнеса. В будущем, этому историческому процессу и тем, кто его творил будет вынесена истинная моральная оценка, только всему свое время.

Что касается актуализации «русского вопроса», то, на мой взгляд, это объясняется следующим: политическая система, в которой изначально заложены несправедливые принципы и способы управления обществом, всегда будет приводить к несправедливому распределению благ и будет все больше увеличивать как классовые противоречия социального неравенства, так и межнациональные противоречия. Дело в том, что справедливость универсальна, она является высшим благом и гармонией общественных взаимоотношений, поэтому сами по себе принципы справедливости наднациональны и основаны на вселенских законах (космос с древ. греч. означает порядок). А из этого следует, что если нынешняя власть поступает несправедливо по отношению к какой-либо национальности, в частности к русскому населению, то это автоматически означает, что, прежде всего, она поступает несправедливо по отношению к «своей» национальности. Другими словами, универсальность справедливости состоит в том, что если ты не применяешь ее в отношении «чужих», то это, прежде всего и в первую очередь, означает то, что ты не применяешь ее по отношению к «своим». Для проверки этих тезисов спросите любого аульчанина, считает ли он, что его национальная власть поступает в отношении него справедливо или спросите, имеет ли он больше благ, чем другие национальности по той причине, что его казахская власть строит государство по национальному признаку? Таким образом, если казахская власть поступает несправедливо по отношению к некоренным, то прежде всего это означает, что она поступает несправедливо по отношению к своим коренным – и все это лишь будет продолжать бить злом по простому казахскому народу и оборачиваться деструктивными межклассовыми и межнациональными процессами. Человек – дитя космоса, поэтому во всем и везде царит определенный порядок (космос), который никогда не переделать казахской власти. И смысл человеческого бытия состоит в том, чтобы постичь законы этого вселенского порядка и воплотить их в различных религиях и законах государства.

2. Принято считать, что именно «Лад» является выразителем чаяний русскоязычного населения в Казахстане. Это так? Или есть и другие организации? Вы сами ладовец? Почему?

-Это не совсем так, потому что человеческое общество соединяет в себе весь спектр человеческих интересов, общественных противоречий и различных позиций. Поэтому славянское население РК не является исключением и точно также состоит из различных слоев русскоязычных граждан, имеющих различные позиции и различные способы реагирования на внутриполитические процессы государства. Но главный водораздел между различными слоями славянского населения определяется степенью лояльности русскоязычных граждан к нынешнему режиму этнократической власти, а также их готовностью согласиться с нарушением своих же гражданских прав во имя каких-либо интересов, в основном экономических и материальных, что и происходит в сфере бизнеса, который ведут казахстанские русские и придерживаются позиции «моя хата с краю от положения моих прав в РК». Поэтому Славянское движение «Лад» не только не может выступать от имени таких казахстанских русских, но и просто не имеет права мешать им отказываться от своего национального самосознания и от своих гражданских прав, тем самым вступать в противоречие с их приспособленчеством и самопожертвованием. Здесь нужно подчеркнуть, что названные качества имеют свои позитивные стороны и граничат с такими понятиями как толерантность и терпимость. Дело в том, что на протяжении тысячелетия Православная религия является духовной сущностью русского народа, поэтому христианская жертвенность и самоотверженность превратились в национальный характер русского народа. Поэтому казахстанские русские на всплески национализма со стороны казахов, особенно в первые годы независимости, не платили им той же монетой и тем более не хватались за оружие, а лишь молча и достойно покидали Казахстан. Три с половиной миллиона русскоязычных граждан, покинувших Казахстан, сохранили историческую честь русского народа и подтвердили то, что русская нация (включая все славянские этносы), которая являлась созидателем на земле РК, не способна быть разрушителем или источником межнациональных конфликтов. А теперь проявленную высокую духовность и НЕ РЕАГИРОВАНИЕ оставшихся русских на построение этнократического государства казахская власть выдает за свою способность сохранять межнациональное согласие, ставит себе это в заслугу и бахвалится этим на весь мир. Что касается других русских организаций, то они конечно же существуют и точно также имеют свою градацию по степени подобострастности и лояльности к нынешней власти. И к сожалению, именно такие русские организации присвоили себе право говорить от имени всего славянского населения РК, особенно за пределами Казахстана, как это делает например Русская Община Казахстана под руководством бизнесмена Ю. Бунакова. Что касается меня, то я сделал свой выбор в пользу Славянского движения «Лад» и вступил в его ряды потому, что считаю эту организацию одной из немногих в РК, которая не торгует принципами и которая в течении всех десяти лет своего существования стоит на твердых и обоснованных позициях в отношении «русского вопроса» в Казахстане.

3. Судя по откликам в регионах, со стороны власти предпринимаются попытки создания псевдорусских организаций. Что вы об этом скажете? Для чего это делается, по вашему мнению?

-Накануне парламентских и президентских выборов власть понимает, что пятимиллионное славянское население РК представляет мощный потенциал и огромную силу. И для того, чтобы привлечь их голоса на свою сторону, некоторые структуры власти получили заказ быстренько состряпать свежие русские организации или союзы из мелких организаций и культурных центров по всему Казахстану, которые будут лояльны к политике властей и «верны президентскому курсу». В уставах вновь образованных псевдорусских организаций будут продекларированы очень правильные и справедливые программы, обещающие бурную деятельность и решение многих проблем. Однако в том то и дело, что национальная власть всегда мечтала вытеснить славянское население на периферию политической жизни и загнать русские организации в подобные декоративные структуры со статусом культурных центров, чтобы они там пели песни, плясали, создавали видимость бурной деятельности и абсолютно ничего не решали в государстве. Ведь политической силой любого государства, которая может реально влиять на законодательство и на все сферы жизни общества, являются партии, а большинство имеющихся партий финансируются национальной буржуазией, которой нет никакого дела до положения и соблюдения прав русских граждан.

Национальная буржуазия является продуктом нынешней власти и того национализма, который правил бал в первые 5-7 лет пресловутой независимости (от справедливости и законов). Поэтому выступать против несправедливой межнациональной политики, благодаря которой они заимели все то, с чем пришлось бы поделиться с казахстанскими русскими – означает выступать против самих себя и против своего привилегированного положения. Для национальной буржуазии истинные принципы демократии и гражданского общества являются лишь ширмой и тем «соусом», под которым они борются за власть ради самой власти – это ярко высвечивает их «глухонемая» позиция в отношении прав русских и полное одобрение всей кадровой и языковой политики в РК. Но самое закономерное то, что национальная буржуазия воспитана и развращена тем произволом, который творился при переделе общенародной собственности, и теперь эта буржуазия сама жаждет подобной беспредельной власти, а своим воспитателям возвращает ту мораль, на которой была воспитана. Здесь философия очень проста и основана на религиозном принципе подобия: власть сделала многих казахских буржуа с помощью беззаконной закулисной политики и несправедливых правил приватизации, и теперь те же самые усвоенные способы поступать несправедливо и беззаконно обернутся против этой власти. Этот принцип христианской религии объясняет то, что порожденное зло всегда оборачивается против своего родителя. Возьмите для отвлеченного примера базы террористов, которые в 1970-ых годах создавала Америка для геополитической борьбы в арабских странах, в том числе и против СССР – теперь все это обернулось и работает против самой Америки.

Иметь же свою партию, направленную на решение проблем славянского населения, ни финансово, ни организационно сейчас невозможно, т.к. в Казахстане вообще отсутствует такое понятие, как крупный русский бизнес. При этом вся общественность РК прекрасно знает, что казахская власть со своей стороны сделала все, для того чтобы не зарегистрировать партию «Соотечественник», которая была лишь первой и слабенькой попыткой создать партию, программа которой выражала бы интересы славянского населения. И это противодействие со стороны нынешней власти, сформированной по национальному признаку, всегда будет мощным и скрытным. В настоящее время остается только непонятной позиция Русской Православной Церкви, которая вдруг озаботилась помочь некоторым ставленникам власти создать подобные союзы псевдорусских организаций. Я всегда считал, что изменять самому себе и уметь вовремя прогнуться – это исключительная прерогатива беспринципной политики, но оказывается и религия не всегда может отказаться от «конструктивного сотрудничества» с такой политикой и святая вера может стать служанкой политики. Вот только каков будет авторитет РПЦ в глазах многих казахстанских русских после того как все круто изменится, ведь режиму нынешней власти осталось не долго…

4. Во время митинга в Алматы в защиту Жакиянова со стороны власти был использован такой метод черного пи-ара, как листовки от вашего имени с призывом не поддерживать ДВК. Но вы ведь их не писали? Как вы думаете, с какой целью они были сделаны?

-На мой взгляд, замысел этой листовки довольно прост – вбить клин или разрушить партнерские контакты РСД «Лад» с НП ДВК (Народная партии «Демократический выбор Казахстана»-Ред.). Что касается содержания самой листовки, то психологические приемы и ролевая диспозиция ее содержания продуманы и написаны теми же людьми, которые распространили против меня черный пи-ар в виде листовки меньшего формата в прошлом году за один день до выборов в Маслихаты. А моя личность и личность Г.Белякова была выбрана в «авторы» этой листовки потому, что мы являемся активистами славянской и казачьей организаций (нужно заметить, что казаки вообще никогда не имели никаких контактов с ДВК) и накануне больших выборов власть опасается некоторого сближения славянских организаций с оппозицией. В общем это самая обычная тактика, направленная на раскалывание не Ловушка для достоинства.




В Туркмении запрещены дипломы зарубежных вузов. Своих девать некуда?

Туркменистан больше не признает дипломы зарубежных вузов. С 1 июня все сотрудники государственных учреждений и организаций – врачи, юристы, учителя, получившие образование за рубежом – будут уволены.

25.05.2004., IWPR

Мурад Новрузов

В соответствии с распоряжением правительства, все туркменские специалисты, получившие образование за пределами Туркменистана после 1993 года, письменно уведомлены администрацией и профсоюзным комитетом о предстоящем увольнении.

В большинстве случаев "зарубежные" дипломы получены в вузах России и других бывших республик ССР.

Разъяснить данную ситуацию мы попросили сотрудника Минобразования, которая на условиях анонимности сообщила: "Данное распоряжение – не наша инициатива. Оно "спущено" к нам сверху уже давно. С этого года мы начали поднимать архивы, собирать информацию о дипломах сотрудников госучреждений".

"Принимается во внимание только то, что человек отучился за пределами Туркменистана. Стаж на госслужбе и характеристика по работе не учитываются. Было распоряжение увольнять всех, кто имеет "нетуркменские" дипломы".

"Боюсь, что теперь диплом, полученный за рубежом, будь то дальнее или ближнее зарубежье, будет означать полный запрет на профессию на территории нашей страны".

Точное число тех, кого затронет указ, пока не называется, но, по мнению экспертов, особенно пострадает сфера образования, где в каждой школе могут потерять работу до десяти преподавателей. Предстоят увольнения и в сфере здравоохранения и в правоохранительных органах.

Плановые сокращения в сферах образования и здравоохранения проводятся уже в течение двух лет. За это время по распоряжению президента Сапармурата Ниязова были уволены 11 тыс. учителей и 15 тыс. работников медицинских учреждений. В последнем случае младший медперсонал заменили солдатами срочной службы, что объясняется главным образом соображениями экономии средств бюджета, характеризующегося крупным дефицитом. Эти меры вызвали резкую критику со стороны международных организаций.

Стандартный текст уведомления об увольнении выглядит следующим образом: "Ваш диплом считается недействительным. По этой причине вы предупреждаетесь о том, что с 01.06.2004г. вы освобождаетесь от должности. Для того, чтобы устроиться по специальности, вам следует по завершении трудового отпуска обратиться в районное управление образования".

"Я шестнадцать лет проработала старшей операционной медсестрой ашхабадского городского "Дома Здоровья", – говорит Анна – одна из сотрудников, которым грозит увольнение. – И вот теперь получаю письмо, где говорится о "несоответствии" моего российского диплома Самарского Высшего медицинского училища, полученного в 1994 году, туркменскому медицинскому образованию".

"Это, разумеется, абсурд. Диплом другого государства не мешал мне на протяжении всех этих лет спасать жизни людей. Никто никогда не ставил под сомнение мою квалификацию, и мне очень обидно".

В дополнение ко всему, с Анны потребовали расписку в том, что она не будет опротестовывать увольнение. При отказе написать расписку увольняют по такой статье Трудового кодекса, с которой уже никуда не устроишься.

Не вызывает сомнения, что очередная инициатива Туркменбаши направлена против тех родителей, которые стремятся отправлять своих детей на учебу заграницу. Подобная практика получила особо широкое распространение после того, как Ниязов своим указом сократил вузовское образование до двух лет. Но имеется и другая подоплека. Узаконивая неприятие всего "иностранного", решение Туркменбаши фактически завершает процесс умерщвления всей гуманитарной сферы в Туркменистане и усиливает изоляцию страны.

Власти Туркменистана объясняют свое нововведение тем, что в странах СНГ существует множество негосударственных коммерческих вузов, в большинстве которых уровень образования крайне низок. Выпускников именно этих вузов не хотели бы видеть в Туркменистане.

Но что делать тем, что имеет дипломы престижных университетов ближнего и дальнего зарубежья?

Мердан оказался в числе тех, кто в эти дни получил уведомления об увольнении. "У меня очень престижный диплом, – говорит он. – Я закончил юридический факультет МГУ. Уже пять лет работаю в юридическом отделе банка, а теперь вдруг, ни с того, ни с сего, мой диплом оказывается "недействительным"".

"Аналогичные уведомления получили и другие сотрудники нашего банка – молодые люди, отучившиеся на Украине по межправительственному соглашению между двумя странами. Соглашение позднее было расторгнуто, но они-то в чем виноваты?"


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ