Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ловушка для достоинства

Предлагаемое для публикации интервью, является полной версией ответов на вопросы газеты «Aссанди Tаймс», от 14 мая 2004. Михаила Сытника. Он является активистом Республиканского славянского движения «Лад». По профессии политолог. Уроженец Казахстана, с родовыми корнями в России, выпускник Московского Современного Гуманитарного Университета. Его выступления в прессе обращены, прежде всего, к единомышленникам Республиканского славянского движения «Лад» и ко всем, кто считает себя русским по духу, независимо от национальности. В них автор старается философски осмыслить положение русскоговорящего населения Казахстана после распада СССР, их историческую роль в прошлом и перспективы в будущем. К сожалению, ему не достаёт политического опыта, который помог бы ему до конца осмыслить всю сложность сложившихся межнациональных отношений в Республике, чётко определить свою позицию и с пользой употребить его на благо славян и не только.

20.05.2004., «КУБ»

Михаил Сытник

1. Михаил, в Казахстане есть «русский вопрос»? Если да, почему Вы так считаете? Почему он активизировался именно сейчас? Или он был всегда?

-Русский вопрос в Казахстане возник сразу же после того, как Россия подарила Казахстану независимость в 1991-ом году. Он возник как реакция славянского населения на межнациональную политику и на все пост советские процессы в области гражданских прав и перспектив существования славянских этносов в условиях построения этнократического государства в РК. Перед развалом СССР русское и казахское население РК составляло две равные части, как две чаши весов – по 40%, а на оставшиеся 20% приходились все остальные национальности, которые представляют различные диаспоры РК. И благодаря 12 летней политики «межнациональной стабильности» славянское население, которое в течение полутора веков своим самоотверженным трудом создало 80% всей экономической инфраструктуры РК, основало большинство городов Казахстана, обеспечило промышленную индустриализацию РК, принесло образование в Центральную Азию – тихо выдавлено из всех уровней власти и, следовательно, не имеет сейчас доступа ко всем экономическим ресурсам, живя на правах второсортной нации. Только вот закономерные процессы объективной реальности вопреки желанию властей построить этнократическое государство показывают, что все системы государства и экономики функционируют благодаря языку и образованию этой второсортной нации, выдавленной из всех уровней власти и крупного бизнеса. В будущем, этому историческому процессу и тем, кто его творил будет вынесена истинная моральная оценка, только всему свое время.

Что касается актуализации «русского вопроса», то, на мой взгляд, это объясняется следующим: политическая система, в которой изначально заложены несправедливые принципы и способы управления обществом, всегда будет приводить к несправедливому распределению благ и будет все больше увеличивать как классовые противоречия социального неравенства, так и межнациональные противоречия. Дело в том, что справедливость универсальна, она является высшим благом и гармонией общественных взаимоотношений, поэтому сами по себе принципы справедливости наднациональны и основаны на вселенских законах (космос с древ. греч. означает порядок). А из этого следует, что если нынешняя власть поступает несправедливо по отношению к какой-либо национальности, в частности к русскому населению, то это автоматически означает, что, прежде всего, она поступает несправедливо по отношению к «своей» национальности. Другими словами, универсальность справедливости состоит в том, что если ты не применяешь ее в отношении «чужих», то это, прежде всего и в первую очередь, означает то, что ты не применяешь ее по отношению к «своим». Для проверки этих тезисов спросите любого аульчанина, считает ли он, что его национальная власть поступает в отношении него справедливо или спросите, имеет ли он больше благ, чем другие национальности по той причине, что его казахская власть строит государство по национальному признаку? Таким образом, если казахская власть поступает несправедливо по отношению к некоренным, то прежде всего это означает, что она поступает несправедливо по отношению к своим коренным – и все это лишь будет продолжать бить злом по простому казахскому народу и оборачиваться деструктивными межклассовыми и межнациональными процессами. Человек – дитя космоса, поэтому во всем и везде царит определенный порядок (космос), который никогда не переделать казахской власти. И смысл человеческого бытия состоит в том, чтобы постичь законы этого вселенского порядка и воплотить их в различных религиях и законах государства.

2. Принято считать, что именно «Лад» является выразителем чаяний русскоязычного населения в Казахстане. Это так? Или есть и другие организации? Вы сами ладовец? Почему?

-Это не совсем так, потому что человеческое общество соединяет в себе весь спектр человеческих интересов, общественных противоречий и различных позиций. Поэтому славянское население РК не является исключением и точно также состоит из различных слоев русскоязычных граждан, имеющих различные позиции и различные способы реагирования на внутриполитические процессы государства. Но главный водораздел между различными слоями славянского населения определяется степенью лояльности русскоязычных граждан к нынешнему режиму этнократической власти, а также их готовностью согласиться с нарушением своих же гражданских прав во имя каких-либо интересов, в основном экономических и материальных, что и происходит в сфере бизнеса, который ведут казахстанские русские и придерживаются позиции «моя хата с краю от положения моих прав в РК». Поэтому Славянское движение «Лад» не только не может выступать от имени таких казахстанских русских, но и просто не имеет права мешать им отказываться от своего национального самосознания и от своих гражданских прав, тем самым вступать в противоречие с их приспособленчеством и самопожертвованием. Здесь нужно подчеркнуть, что названные качества имеют свои позитивные стороны и граничат с такими понятиями как толерантность и терпимость. Дело в том, что на протяжении тысячелетия Православная религия является духовной сущностью русского народа, поэтому христианская жертвенность и самоотверженность превратились в национальный характер русского народа. Поэтому казахстанские русские на всплески национализма со стороны казахов, особенно в первые годы независимости, не платили им той же монетой и тем более не хватались за оружие, а лишь молча и достойно покидали Казахстан. Три с половиной миллиона русскоязычных граждан, покинувших Казахстан, сохранили историческую честь русского народа и подтвердили то, что русская нация (включая все славянские этносы), которая являлась созидателем на земле РК, не способна быть разрушителем или источником межнациональных конфликтов. А теперь проявленную высокую духовность и НЕ РЕАГИРОВАНИЕ оставшихся русских на построение этнократического государства казахская власть выдает за свою способность сохранять межнациональное согласие, ставит себе это в заслугу и бахвалится этим на весь мир. Что касается других русских организаций, то они конечно же существуют и точно также имеют свою градацию по степени подобострастности и лояльности к нынешней власти. И к сожалению, именно такие русские организации присвоили себе право говорить от имени всего славянского населения РК, особенно за пределами Казахстана, как это делает например Русская Община Казахстана под руководством бизнесмена Ю. Бунакова. Что касается меня, то я сделал свой выбор в пользу Славянского движения «Лад» и вступил в его ряды потому, что считаю эту организацию одной из немногих в РК, которая не торгует принципами и которая в течении всех десяти лет своего существования стоит на твердых и обоснованных позициях в отношении «русского вопроса» в Казахстане.

3. Судя по откликам в регионах, со стороны власти предпринимаются попытки создания псевдорусских организаций. Что вы об этом скажете? Для чего это делается, по вашему мнению?

-Накануне парламентских и президентских выборов власть понимает, что пятимиллионное славянское население РК представляет мощный потенциал и огромную силу. И для того, чтобы привлечь их голоса на свою сторону, некоторые структуры власти получили заказ быстренько состряпать свежие русские организации или союзы из мелких организаций и культурных центров по всему Казахстану, которые будут лояльны к политике властей и «верны президентскому курсу». В уставах вновь образованных псевдорусских организаций будут продекларированы очень правильные и справедливые программы, обещающие бурную деятельность и решение многих проблем. Однако в том то и дело, что национальная власть всегда мечтала вытеснить славянское население на периферию политической жизни и загнать русские организации в подобные декоративные структуры со статусом культурных центров, чтобы они там пели песни, плясали, создавали видимость бурной деятельности и абсолютно ничего не решали в государстве. Ведь политической силой любого государства, которая может реально влиять на законодательство и на все сферы жизни общества, являются партии, а большинство имеющихся партий финансируются национальной буржуазией, которой нет никакого дела до положения и соблюдения прав русских граждан.

Национальная буржуазия является продуктом нынешней власти и того национализма, который правил бал в первые 5-7 лет пресловутой независимости (от справедливости и законов). Поэтому выступать против несправедливой межнациональной политики, благодаря которой они заимели все то, с чем пришлось бы поделиться с казахстанскими русскими – означает выступать против самих себя и против своего привилегированного положения. Для национальной буржуазии истинные принципы демократии и гражданского общества являются лишь ширмой и тем «соусом», под которым они борются за власть ради самой власти – это ярко высвечивает их «глухонемая» позиция в отношении прав русских и полное одобрение всей кадровой и языковой политики в РК. Но самое закономерное то, что национальная буржуазия воспитана и развращена тем произволом, который творился при переделе общенародной собственности, и теперь эта буржуазия сама жаждет подобной беспредельной власти, а своим воспитателям возвращает ту мораль, на которой была воспитана. Здесь философия очень проста и основана на религиозном принципе подобия: власть сделала многих казахских буржуа с помощью беззаконной закулисной политики и несправедливых правил приватизации, и теперь те же самые усвоенные способы поступать несправедливо и беззаконно обернутся против этой власти. Этот принцип христианской религии объясняет то, что порожденное зло всегда оборачивается против своего родителя. Возьмите для отвлеченного примера базы террористов, которые в 1970-ых годах создавала Америка для геополитической борьбы в арабских странах, в том числе и против СССР – теперь все это обернулось и работает против самой Америки.

Иметь же свою партию, направленную на решение проблем славянского населения, ни финансово, ни организационно сейчас невозможно, т.к. в Казахстане вообще отсутствует такое понятие, как крупный русский бизнес. При этом вся общественность РК прекрасно знает, что казахская власть со своей стороны сделала все, для того чтобы не зарегистрировать партию «Соотечественник», которая была лишь первой и слабенькой попыткой создать партию, программа которой выражала бы интересы славянского населения. И это противодействие со стороны нынешней власти, сформированной по национальному признаку, всегда будет мощным и скрытным. В настоящее время остается только непонятной позиция Русской Православной Церкви, которая вдруг озаботилась помочь некоторым ставленникам власти создать подобные союзы псевдорусских организаций. Я всегда считал, что изменять самому себе и уметь вовремя прогнуться – это исключительная прерогатива беспринципной политики, но оказывается и религия не всегда может отказаться от «конструктивного сотрудничества» с такой политикой и святая вера может стать служанкой политики. Вот только каков будет авторитет РПЦ в глазах многих казахстанских русских после того как все круто изменится, ведь режиму нынешней власти осталось не долго…

4. Во время митинга в Алматы в защиту Жакиянова со стороны власти был использован такой метод черного пи-ара, как листовки от вашего имени с призывом не поддерживать ДВК. Но вы ведь их не писали? Как вы думаете, с какой целью они были сделаны?

-На мой взгляд, замысел этой листовки довольно прост – вбить клин или разрушить партнерские контакты РСД «Лад» с НП ДВК (Народная партии «Демократический выбор Казахстана»-Ред.). Что касается содержания самой листовки, то психологические приемы и ролевая диспозиция ее содержания продуманы и написаны теми же людьми, которые распространили против меня черный пи-ар в виде листовки меньшего формата в прошлом году за один день до выборов в Маслихаты. А моя личность и личность Г.Белякова была выбрана в «авторы» этой листовки потому, что мы являемся активистами славянской и казачьей организаций (нужно заметить, что казаки вообще никогда не имели никаких контактов с ДВК) и накануне больших выборов власть опасается некоторого сближения славянских организаций с оппозицией. В общем это самая обычная тактика, направленная на раскалывание не Ловушка для достоинства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ