Минск не верит в ЕЭПАлександр Фадеев
Завершившаяся 24 мая встреча президентов стран-участниц
соглашения о ЕЭП выявила особую позицию, которую занимает белорусская сторона.
Минск и до встречи глав государств «четверки» в Ливадийском дворце проявлял
явный скепсис по поводу перспектив создания Единого экономического пространства.
Недоумение в среде белорусских руководителей до сих пор вызывает
председательство Казахстана в ЕЭП, поскольку политический вес и авторитет
Астаны, с их точки зрения, крайне низки, недостаточны для «запуска» такого
масштабного начинания. Белоруссия, как известно, последней ратифицировала
соглашение о ЕЭП, опасаясь (или надеясь?), что другие страны-участники данного
проекта не одобрят его. Сомнения, например, вызывала реакция на документ
Верховной Рады Украины. Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно
подчеркивал, что ЕЭП ничем не лучше такой бесполезной и аморфной организации как
Содружество Независимых Государств. В Ялте в своем выступлении он снова вернулся
к этой мысли, заявив, что ЕЭП рискует превратиться в структуру, подобную СНГ,
если не будет достигнуто конкретных результатов по итогам встречи лидеров «четверки».
Свое понимание «конкретных результатов» Лукашенко
изложил в виде выработки единой позиции стран «четверки» по отношению к
Всемирной торговой организации, условий открытия единого экономического
пространства внешнему миру. Вообще, по Лукашенко, само создание ЕЭП должно
происходить только с учетом норм и правил ВТО (?!). Достаточно сложно сказать,
что именно подвигнуло белорусского президента выступить перед главами России,
Украины и Казахстана со столь странной и маловразумительной инициативой. Нельзя,
конечно, исключать, что президент РБ в Ялте находился под сильным впечатлением
от недавно закончившихся в Москве переговоров Россия-Евросоюз и объятий Романо
Проди с Владимиром Путиным. Однако это не единственный довод, объясняющий такой
сенсационный, вызвавший недоумение у других лидеров «четверки» подход высшего
руководителя Белоруссии к принципам и формам существования ЕЭП.
Дело в том, что, несмотря на заявления Лукашенко о том,
что Единое экономическое пространство имеет своей целью углубление интеграции,
белорусского лидера в действительности больше всего заботит построение новой
(взамен союзной) системы снабжения Белоруссии льготным газом и другими
энергоресурсами, теперь уже в рамках ЕЭП, а также создание зоны свободной
торговли без изъятий и ограничений. Пакет документов по ТЭК Единого
экономического пространства в Минске поспешили подготовить и разослать
правительствам России, Украины и Казахстана уже 17 мая. Поскольку программа мер,
еще только обсуждаемых предварительно в рамках «четверки», не обещает Белоруссии
значимых результатов в ее торговой экспансии, находится на более низком уровне,
чем сегодняшние торговые отношения между РБ и Россией, а также между Белоруссией
и Украиной, то Минск предпочитает ускоренными темпами двигаться в ВТО. Это, в
свою очередь, и диктует определенный подход к перспективам формирования ЕЭП –
эта структура рассматривается белорусской стороной всего лишь как утилитарная,
вспомогательная организация, призванная облегчить Минску доступ в ВТО.
В пользу именно такого понимания функций «четверки»
говорит и высказывание Александра Лукашенко о двух-трех проектах в реальном
секторе экономики, на которых якобы всем странам-участницам и надо
сосредоточиться в рамках ЕЭП. Здесь прямо таки напрашиваются аналогии с так и не
созданным Союзным государством России и Белоруссии, и с двумя главными
«союзными» программами – «союзный телевизор» и «дизельное машиностроение»
(выполнение которых поставлено под сомнение Счетной палатой России), и, в еще
большей степени с двумя другими проектами: валютного союза и единого
газотранспортного предприятия, столь виртуозно похороненными высшими
руководителями Белоруссии в прошлом году. Минск, вероятно, по отношению к ЕЭП
будет пользоваться теми же критериями, что и к процессу создания Союзного
государства: товарооборот растет – значит Союзное государство есть, успешно
формируется; объемы поставок в Белоруссию природного газа, сырья по льготным
ценам увеличиваются – тем самым укрепляется СГ ( и, наоборот). Удивительно, как
можно настолько низко оценивать потенциал «четверки», таким именно образом (в
виде двух проектов) понимать цели и задачи концентрации всех усилий в рамках
Единого экономического пространства. Все это радикально расходится с
представлениями государственно-политического руководства России о перспективах
ЕЭП, которое, под углом зрения Кремля, создается четырьмя странами вместе с
целью формирования и функционирования организации, масштабы которой превосходят
Евросоюз, по крайней мере, в его нынешнем виде.
Понимание Москвой ЕЭП как «мощного локомотива
экономической интеграции во всей Евразии», очевидно, не разделяется сегодня
правящими кругами Белоруссии. В Минске не могут понять, каким образом можно
выстраивать скоординированную и согласованную внешнеторговую политику (с тем же
Казахстаном, например), и совершенно не верят, как представляется, в реальность
создания единого регулирующего органа «четверки». Ведь такой орган потребует
делегирования ему части правительственных полномочий суверенных государств, а
такой поворот событий маловероятен. И уж совсем не согласны в Минске с
формированием единой конкурентной среды в рамках ЕЭП, о чем говорил Путин. Хотя
бы по причине того, что первым шагом на этом пути должно стать снижение
разницы налоговой нагрузки на национальные бюджеты (в РБ это порядка 43%), а вот
как раз этого белорусское правительство и опасается. Вот почему Владимир Путин в
Ялте говорил о создании качественно нового интеграционного объединения, а
белорусский президент на «символичной» встрече государственно-политических
лидеров «четверки» ограничился предложением сконцентрировать усилия
промышленного и научного потенциала на производстве неких высокотехнологичных
товаров.
Следует обратить внимание и на одно важное
обстоятельство: Белоруссия не планирует активно сотрудничать с «мягкими»
международными структурами, а тем более отдавать часть своих суверенных прав и
полномочий организациям, подобными СНГ, Союзному государству, ЕЭП, поскольку к
этому нет никаких глубинных политических, а также экономических предпосылок.
Экономики других стран-членов соглашения по созданию ЕЭП, например, отличаются
от белорусского хозяйственного комплекса, внутри которого к масштабным
структурным реформам так и не перешли. Показательно при этом, что инициированная
белорусским руководством внешнеполитическая программа «экономизации»
деятельности министерства иностранных дел базируется не на интеграции
национальной экономики с другими, а лишь на продвижении сбыта белорусских
товаров, ориентируется на примитивную внешнеторговую экспансию. Как раз здесь
все обстоит достаточно благополучно для республики, товарооборот с Россией,
например, вырос за первый квартал текущего года на 25%. Вообще, заметный
экономический подъем в соседних с Белоруссией странах – России и Украине –
позволил сбывать на российском и украинском рынках все большие объемы продукции
предприятий РБ, разгрузив их склады. Минский тракторный завод даже поспешил
объявить об увеличении выпуска тракторов до 2010 г. в два раза. В то же время
объем внешнего долга республики пока не достиг критического уровня.
Правительство Белоруссии сейчас более всего обеспокоено
не созданием ЕЭП, а упущенными возможностями в рамках программы Евросоюза «Новое
соседство с ЕС». Именно поэтому все усилия в данный период сосредоточены на
подключение республики к другим программам - ЦЕИ, которые должны предоставить
странам Европы, не вступившим пока в Европейский союз, финансовую и иную
поддержку, в чем крайне заинтересован Минск.
Что касается российско-белорусского союзного проекта, то
он, что очевидно, республиканским руководством закрыт. Об этом лишний раз
свидетельствует начавшееся с 1 июня (за неделю до заседания союзного
правительства по вопросу о переходе на единую валюту СГ (!) конкурсное
мероприятие Национального банка Беларуси по созданию нового графического знака
денежной единицы республики. Того же порядка намерение правительства РБ,
объявленное в мае, выставить «Белтрансгаз» на международные торги. Проще говоря,
речь идет о демонстративных шагах Минска, которые должны ясно сигнализировать
Кремлю, что согласие на переход в рамках Союзного государства республики на
единую валюту в виде российского рубля он не дает, да и строить совместное
газотранспортное предприятие с Россией не намерен.
Российская правящая элита данные сигналы восприняла в
собственном ключе, переоценив возможности налаживания конструктивного диалога с
Минском. Известное жесткое заявление МИД России по Белоруссии, сделанное зимой в
период острейшего конфликта вокруг цен на поставляемый Россией в РБ газ, было
еще раз подтверждено в мае, а нынешняя внутриполитическая ситуация в Белоруссии
охарактеризована как начало «сталинских вариантов». Интеграция на постсоветском
пространстве российским лидером теперь позиционируется как совместная,
добровольная деятельность стран по созданию в ближайшей перспективе Единого
экономического пространства «четырех» (или «4 +»). Кроме того, переговоры по
поставкам природного газа из России в Белоруссию с мая российской стороной
окончательно выведены за пределы политического поля Союзного государства и
сведены исключительно к проблеме гарантий транзита газа «Газпромом» для
европейских потребителей через территорию республики. Администрация президента
России в последнее время специально подчеркивает, что намерена развивать
отношения только с предсказуемыми партнерами в «независимой и демократической»
Белоруссии, а на официальном сайте Российского информационного агентства
«Новости» убрана рубрика «Союзное государство России и Белоруссии».
|