17-24.05.2004. Белорусский рынок Серьезный сигнал из БрюсселяПавлюк Быковский, Юрий Орехов
Минск не забыт, но акцент в сотрудничестве будет сделан
только на гражданское общество. Еврокомиссия приняла 12 мая “Стратегию
европейской политики добрососедства” — документ о целях и принципах развития
связей со странами — соседями расширенного Евросоюза. Отвечая на вопросы
журналистов на презентации документа в Брюсселе, комиссар по вопросам расширения
ЕС Гюнтер Ферхойген (Gunter Verheugen) заявил, что “нынешняя ситуация в Беларуси
не позволяет обсуждать план действий с властями этой страны”. Заявление
комиссара по вопросам расширения ЕС получило очень много толкований в Минске — и
власти, и оппозиция услышали в словах Г. Ферхойгена то, что хотели услышать.
Попытаемся выяснить, что же реально произошло в Брюсселе и как это может
сказаться на гражданах Беларуси.
Документ, о котором идет речь, содержит предложения
Еврокомиссии по сотрудничеству ЕС с Беларусью, Молдовой, Россией и Украиной, а
также с большинством стран Средиземноморья — от Марокко до Сирии, включая
Израиль и Палестинскую автономию. Как отмечают наблюдатели, новым элементом этой
стратегии стало намерение включить в “круг друзей” ЕС Азербайджан, Армению и
Грузию. Предполагается, что в июле “Стратегия европейской политики
добрососедства” будет обсуждаться на саммите ЕС. По словам автора концепции Г.
Ферхойгена, цель стратегии ЕС — обеспечить политическое, экономическое и
культурное сближение с новыми соседями при том, что в обозримом будущем не
предусматривается их вступление в ЕС. На основе “Стратегии добрососедства” для
каждой отдельной страны будет разработан к лету этого года план действий,
содержащий этапы взаимного сближения до 2013 г.
“Мы предлагаем укрепить наши связи с этими
странами-партнерами благодаря целой серии новых форм сотрудничества и помощи.
Кольцо хорошо управляемых стран вокруг ЕС, представляющих новые перспективы в
деле демократии и экономического роста, входит в интересы всей Европы”, — сказал
комиссар. ЕС также выделяет средства на финансирование различных программ. До
2006 г. эти субсидии составят около 1 млрд. EUR, правда, 700 млн. EUR из них
уйдет на обустройство новых границ. В будущем ЕС планирует существенно повысить
субсидии странам-соседям.
В какой мере это может коснуться Беларуси — вопрос. “Мне
жалко говорить, что ситуация в Беларуси очень мрачная, — сказал, отвечая на
вопрос, Г. Ферхойген. — До этого времени мы не имеем так называемых контрактных
отношений или диалога. Я считаю, что нынешняя ситуация в Беларуси не позволяет
обсуждать план действий с властями этой страны. Так что пока мы на начальном
этапе, мы должны обсудить способы поддержки инициатив, которые приведут к
политическим реформам и политическим изменениям в Беларуси. Ранее аналогичным
образом Г. Ферхойген высказывался на конференции “На пути к ”Широкой Европе":
новая повестка", проходившей 18-19 марта в Братиславе. Касаясь Беларуси,
комиссар сказал: “Ясно, что существующие политические условия затрудняют
глубокое взаимодействие с ее правительством”. Отношения с Беларусью будут
налаживаться скорее через взаимодействие с гражданским обществом. Наиболее
важная задача Евросоюза, по словам комиссара Ферхойгена, — это “дать народу
Беларуси очень четкий сигнал о том, что мы надеемся на их полную и свободную
интеграцию в европейскую семью”.
Однако именно нынешнее высказывание Г. Ферхойгена в
Брюсселе было истолковано некоторыми политиками и СМИ как решение Еврокомиссии
исключить Беларусь из проекта программы “Новое соседство”. С такой
интерпретацией в корне не согласен официальный Минск. Как отметил
пресс-секретарь МИДа Беларуси Андрей Савиных на брифинге 13 мая, в соответствии
с данным документом, на нашу страну распространяется действие трех программ
соседства Евросоюза: “Балтийское море”, “Литва — Латвия — Беларусь”, “Польша —
Украина — Беларусь”.
“Стратегия европейской политики добрососедства”
указывает на то, что ЕС будет осуществлять свои “обязательства по поддержке
развития демократии в Беларуси”. Совместно с ОБСЕ и Советом Европы Европейский
Союз намерен поддерживать проведение демократических парламентских выборов,
содействовать повышению осведомленности белорусских граждан о политике ЕС. Из
документа следует, что Европейский Союз будет и далее подтверждать “перспективу
более близких отношений” с Беларусью после проведения фундаментальных реформ в
стране. Стратегия предусматривает возможность “более активного контакта с
белорусскими властями на политическом уровне, если будут сделаны важные
позитивные изменения в демократизации Беларуси”.
Авторы документа предлагают увеличить помощь нашей
стране, но с акцентом на поддержку именно гражданского общества. Речь идет о
поддержке демократизации, независимых СМИ, оказании помощи в преодолении
последствий чернобыльской катастрофы, региональном сотрудничестве и гуманитарной
помощи, а также об облегчении режима поездок для граждан, проживающих в
приграничных с ЕС регионах. Вместе с тем А. Савиных обратил внимание на то, что
в позиции Еврокомиссии по отношению к Беларуси есть “определенный политический
компонент”. По его словам, “этот компонент станет предметом наших переговоров в
Брюсселе” с представителями авторитетных европейских структур.
“Решение Европейской комиссии свидетельствует об
изменении политики Евросоюза в отношении Беларуси. Все попытки договориться с
белорусскими властями, повлиять на них с целью улучшения ситуации с
демократическими свободами были отвергнуты режимом Лукашенко. Поэтому логическим
следствием такого поведения белорусских властей стало жесткое решение
Еврокомиссии”, — так прокомментировал вести из Брюсселя бывший заместитель
министра иностранных дел Беларуси Андрей Санников. По его мнению, Еврокомиссия
четко поставила вопрос о том, что с нынешними властями конструктивные отношения
невозможны. “Надеюсь, что вскоре мы услышим и вторую составляющую этой политики,
а именно, что демократическая Беларусь имеет полное право на вступление в единую
Европу”, — сказал А. Санников.
Председатель Комиссии по национальной безопасности
Палаты представителей Беларуси Борис Биккинин нашел позитивное в вестях из
Брюсселя, а именно предложение Еврокомиссии ввести в действие программу
“привилегированных отношений” с новыми соседями ЕС. По словам депутата, Беларусь
также стремится к развитию взаимовыгодного взаимодействия с государствами
Евросоюза, считая это направление внешней политики одним из приоритетных. Вместе
с тем в интервью журналистам председатель комиссии сказал, что на переговорный
процесс с Евросоюзом “никоим образом не должны влиять политические заявления
европейских структур, связанные с ситуацией в Беларуси с демократическими
правами и свободами”. “Политика здесь неуместна. Во главу угла должны быть
поставлены не политические аспекты и политическая изоляция, а экономический
прагматизм”, — заявил Б. Биккинин.
Заместитель председателя Комиссии по образованию,
культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимир
Делендик в интервью “БР” сказал, что, по его мнению, Беларусь исключать из
программы “Новое соседство” неправильно: “При любых условиях нельзя, чтобы
страдал народ страны в центре Европы”. Ограничивая контакты с официальным
Минском, считает депутат, “ЕС тем самым сделал чисто политический шаг накануне
парламентских выборов, которые состоятся нынешней осенью, это психологическое
давление на руководство Беларуси накануне выборов; пройдут выборы — и все станет
на свои места”. Парламентарий считает, что наше государство защищено благодаря
своему геополитическому положению: “Европа не сможет закрыть Беларусь уже хотя
бы по той причине, что наша страна находится в центре Европы. Даже если
Европейский Союз примет определенные экономические санкции в отношении нашей
страны, Беларусь примет ответные меры. Именно через нашу территорию идет в
Европу газ, проходят воздушные, транспортные пути. К тому же, закрыв Беларусь,
Евросоюз одновременно перекроет и доступ самому себе к России. По сути дела,
изолировав Беларусь, Евросоюз поставит собственных производителей на грань
остановки”.
Председатель Белорусской социал-демократической партии
(Народная Грамада) Николай Статкевич не столь оптимистичен, но и не теряет
надежды: “К сожалению, политический шаг Европейской комиссии, безусловно,
отодвигает европейскую перспективу для Беларуси. Хотя в случае победы в стране
демократии Беларусь может оказаться первой в списке претендентов на вступление в
ЕС, поскольку по европейскости общества — мы первые”. Лидер социал-демократов
отмечает и возможные экономические последствия: “Беларусь пользуется льготными
квотами на поставку своих товаров в страны Европейского Союза, а лишение этих
квот станет страшным ударом для экономики страны. Ведь 35% всего объема
белорусского экспорта идет именно на рынки Евросоюза. По большому счету,
изоляция страны выталкивает Беларусь на Восток”.
|