Экспансия с югаВладимир Намовир (Казахстан, г.Кокчетав)
Центральная Азия давно уже стала одной из «горячих
точек» на карте мира, а сообщения о деятельности радикальных исламских
организаций самого разного толка и названий не сходят со страниц газет и экранов телевизоров.
Так, например, корреспондент Института по освещению
войны и мира (IWPR) Зафар Абдуллаев сообщает о появлении в
Таджикистане новой воинствующей религиозной организации. В его
репортаже говорится следующее: «12 апреля в Исфаринском районе на севере
Таджикистана спецслужбами были задержаны 20 человек, подозреваемых в совершении
ряда тяжких уголовных преступлений на почве расовой и религиозной вражды, в том
числе – убийства в начале этого года руководителя местной баптистской общины
Сергея Бессараба. Согласно заявлению Генпрокуратуры Таджикистана, задержанные
оказали вооруженное сопротивление, а при обыске в их домах изъято оружие». Все
задержанные оказались членами неизвестной ранее таджикским властям радикальной
исламской группировки под названием «Байат».
А накануне майских праздников в
казахстанском г. Кокшетау Акмолинской области вновь появились листовки,
распространяемые членами исламского движения «Хизб-ут-Тахрир» в Узбекистане.
Листовки датированы 2-ым апреля и содержат заявление руководства
«Хизб-ут-Тахрира» о непричастности членов этой религиозной политической
организации к террористическим актам в Ташкенте. Авторы заявления в нём
подчёркивают, что «Хизб-ут-Тахрир» для достижения своих целей никогда не
использует средства насилия и вооружённую борьбу, ограничиваясь
«интеллектуальной и политической деятельностью».
Возлагая всю вину за взрывы в Ташкенте на правительство
Узбекистана во главе с Каримовым, авторы листовки, в частности, пишут: «Если
такие события не происходят естественным образом, тогда само правительство
устраивает их. Воистину, не зря Россия в своё время назначила этого иудея
правителем мусульман в Узбекистане. Не зря Россия оказывает ему такие почести
даже после того, как США переманили его на свою сторону. Потому что и Россия, и
США эффективно используют безграничную ненависть этого иудея по отношению к
Исламу и мусульманам для недопущения возврата мусульман этого региона к своим
Исламским истокам. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вероятность
того, что взрывы осуществлены Каримовым при помощи службы национальной
безопасности, очень близки к истине».
Думается, нет смысла дискутировать на тему – является ли
партия «Хизб-ут-Тахрир» источником межрелигиозной и межэтнической розни, тем
более что вышеприведённая цитата сама по себе достаточно красноречива. К тому же
пропагандистские документы такого рода, как известно, не всегда отражают
истинные цели и задачи организаторов и вдохновителей экстремистских группировок,
использующих политическую риторику как пропагандистское
прикрытие. В действительности, как утверждает независимый исследователь Бахадыр
Мусаев в статье «Хизбут-Тахрир Ал-Исламия: вымыслы и действительность», даже
сама вера хизбутовцами используется для «утверждения неадекватных представлений
о религии как универсальном средстве разрешения экономических,
политических, в том числе и международных, и иных проблем, присущих
агрессивно-политической природе религиозного экстремизма».
В той же листовке говорится: « Конечная цель партии –
это возвращение Исламской общины к Исламской жизни под знаменем ХАЛИФАТА». Но
умалчивается о том, что для построения «исламской республики от моря и до моря»
необходимо осуществить политическую, религиозную и этническую «зачистки» в
мировом масштабе. А для этого основатель «Хизб-ут-Тахрира» Такиуддин аль
Набхани предлагает «проверенные» экстремистами средства: «убрать физические
препятствия на этом пути» и «воспользоваться принуждением и применением силы».
Как утверждают отдельные наблюдатели и политологи, в
Казахстане нет якобы почвы для деятельности религиозных экстремистских
организаций. Да, возможно, вчера этой почвы не было, а сегодня она
уже существует, поскольку геополитическая ситуация очень быстро меняется. Распад
ССР, массовый исход русскоязычного населения из Средней Азии и создание новых
авторитарных, моноэтнических государств кардинально изменили не только
географию, но и расстановку политических и религиозных балансов в этом регионе.
А использование национальными элитами в целях укрепления своей власти
традиционных исламских ценностей дало неожиданный «побочный» эффект. На фоне
правового произвола, коррупции и тяжёлых социально-экономических
условий утопические мечтания о скорой «манне небесной», предлагаемой
основателями радикальных исламских течений, находят отклик в среде бедных
и религиозно невежественных людей.
Очевидно, что сегодня мы стоим перед лицом расширения
масштабов деятельности деструктивных исламских организаций и их экспансии с юга
на север. Демографическая граница «исламского мира» медленно, но неумолимо
смещается в сторону Юго-Западной Сибири, а Казахстан из «прифронтового»
государства постепенно переходит в категорию «фронтовых» государств. По
официальному заявлению одного из руководителей межгосударственных
антитеррористических структур, террористы-смертники в Узбекистане перед тем, как
взорвать себя, вели активные телефонные переговоры со своими казахстанскими
сторонниками. А это означает, что территория Казахстана, с точки зрения
исламских экстремистов, является наиболее комфортной и безопасной для размещения
на них своих баз. Тем более что для международных террористов всех
национальностей государственных границ не существует, и они, обладая, как
показывает практика, разветвлённой сетью своих ячеек и мощной финансовой
поддержкой, уверенно чувствуют себя везде.
Как пишет в Gazeta.kz Данил Шемратов: «…в
Казахстане и в странах СНГ партия "Хизб-ут-Тахрир" не получила официальной
регистрации, и считается не законной. А деятельность ее членов в последнее время
все чаще напрямую идет в разрез с уголовным законодательством этих стран.
Наиболее яркий пример в этом ряду - выявленные группировки членов
"Хизб-ут-Тахрир" в России и Узбекистане, где у подпольщиков были изъяты не
только религиозная литература явно экстремистской направленности, но и солидный
арсенал огнестрельного вооружения и взрывчатых веществ».
Но если раньше листовки хизбутовцев, как пишет автор, с
«завидной регулярностью» появлялись в почтовых ящиках жителей Южно-Казахстанской
области, то теперь и в северных областях они стали появляться также часто и с
той же «завидной регулярностью». В приватных беседах с представителями
спецслужб чувствуется, что они достаточно благодушно настроены к листовочной
пропаганде, считая так же, как и некоторые эксперты, что почвы для
религиозного экстремизма в Казахстане не существует. По их словам,
они знают распространителей листовок и «работают с ними».
Но вот известный специалист по Средней Азии,
московский политолог Андрей Грозин думает иначе. Он считает, что исламский
радикализм является глобальным вызовом времени и несёт собой серьёзную, если не
основную, угрозу целостности не только России, но целого ряда независимых
государств Центральной Азии. В большой статье «Казахстан становится
«главным бастионом» Центральной Азии на пути международного терроризма» Грозин
пишет: «Властным элитам России и постсоветской Азии пора четко понять:
становление их государств непременно будет происходить в жесткой, а судя по
последним событиям, кровавой и жестокой борьбе. И исход ее отнюдь не
предопределен «признанием мировым сообществом», иностранными инвестициями в
национальные экономики, «стратегическим партнерством с США», или наличием
гербов, флагов, гимнов и иных символов суверенитета. Пора беспечности
закончилась вместе с романтической юностью новых независимых государств Азии».
Тем не менее, такая беспечность, на наш взгляд, имеет
место быть, и проблема экстремизма в религиозной упаковке - в форме ОТО
(Объединённая таджикская оппозиция), ИДУ (Исламская партия Узбекистана), ИПТ
(Исламская партия Туркестана), «Хизб-ут-Тахрира» и др. радикальных политических
группировок, так или иначе связанных с международными центрами терроризма –
растворяется на фоне внутренней борьбы за власть в ЦА. Доминирующим для
авторитарных руководителей Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана, не
говоря уже о Туркменистане, является стремление любой ценой удержаться у
власти, и потому угрозы, связанные с безопасностью и стабильностью этих
государств, отступают на второй план.
Как-то очень быстро ими забылись Баткенские войны,
кровавые события в Фергане и Оше. Вместо того чтобы извлечь из этих трагических
событий уроки, укреплять межгосударственные контртеррористические структуры и
работать на опережение планам международных экстремистов, власти этих стран не
могут договориться между собой по целому ряду хозяйственных трансграничных
проблем.
Между тем консолидация совместных усилий стран ЦА,
направленных на борьбу с исламским международным терроризмом, должна стать
ключевым вопросом во взаимоотношениях с Россией, также серьёзно озабоченной этой
проблемой. И здесь роль Казахстана, по определению Грозина - «мостового»
государства между Европой и ЦА, представляется стратегически крайне
важной. По его мнению: «Именно это государство, обладающее гигантской
территорией, «мостовым» геополитическим положением, богатой базой углеводородных
и минеральных ресурсов, достаточно мощной, динамично реформируемой армией и
силовыми структурами, сохранившее предприятия бывшего советского ВПК,
ориентированное на стратегическое партнерство с Россией и наглядно
демонстрирующее неприятие терроризма и радикализма во всех их формах, сейчас
становится не просто «щитом» для России, но и государством, чьи объективные
интересы совпадают с российскими, а возможности самостоятельного противодействия
внешним вызовам весьма благоприятны».
В виду очевидного распространения деятельности
радикальных исламских группировок, направляемых извне, у глав РФ и стран
ЦА должен, наконец, сработать инстинкт самосохранения. Надо только
им переключить внимание с внутриполитической проблематики, обусловленной борьбой
с оппозицией, на эффективное противодействие экспансии международного терроризма
и быть «сговорчивее» в решении второстепенных проблем на основе взаимной
выгоды.
|