Республика (Казахстан), 21 мая 2004 Казахстан решил поссориться с Россией?Александр Гордиевский
Нефтяной
“пропуск” в Китай
Главным и ожидаемым итогом завершившегося
государственного визита президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Китай
стало подписание главой “КазМунайГаза” Узакбаем КАРАБАЛИНЫМ и гендиректором
Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чэном ГЭНОМ соглашения о
строительстве нефтепровода для экспорта нефти Каспийского моря в западные
регионы КНР.
Трубопровод, протяженностью примерно в 1 тыс.
километров, протянется от нефтеналивной железнодорожной эстакады на станции
Атасу в Карагандинской области до границы с Китаем в районе железнодорожного
терминала Дружба - Алашанькоу. Строительство потребует вложений около $700 млн.,
часть из которых будет профинансирована займами. К монтажу участка стороны
планируют приступить уже в августе, а завершить его - в декабре 2005 года.
Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу является
важным этапом нефтетранспортного проекта “Казахстан-Китай”, завершить который
планируется в 2035 году строительством нефтепровода Кенкияк-Кумколь-Атасу. Общая
протяженность трансгосударственного нефтепровода составит порядка 3 тыс. км, а
стоимость его строительства - $3 млрд.
Если ввод в эксплуатацию участка Атасу-Алашанькоу
позволит поставлять в Китай в первый год до 10 млн. тонн нефти в год, а через
два года - до 20 млн., то пропускная способность всего нефтепровода
“Казахстан-Китай” может составить до 50 млн. тонн нефти в год.
Выгодно
и Астане, и Пекину
Напомним, что соглашение между правительствами
Казахстана и КНР о сотрудничестве в области нефти и газа, которое положило
начало проекту строительства нефтепровода “Казахстан-Китай”, было подписано еще
в сентябре 1997 года. После этого стороны стали разрабатывать
технико-экономического обоснование проекта, однако по разным причинам только
весной 2003 года была построена первая часть казахстанско-китайского
нефтепровода - участок Атырау-Кенкияк, протяженностью 448,8 км и проектной
пропускной способностью до 12 млн. тонн.
Ситуация стала меняться после того, как 3 июня 2003 года
между “КазМунайГазом” и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией было
заключено очередное соглашение о совместных исследованиях по обоснованию
инвестиций поэтапного строительства нефтепровода “Казахстан - Китай”. После
этого власти Казахстана и Китая договорились ускорить подготовительные работы, и
к моменту приезда Нурсултана Назарбаева в КНР ТЭО нефтепровода Атасу-Алашанькоу
было уже утверждено правительствами двух стран, а работа по изысканию и
определению его маршрута завершена. Таким образом, визит президента Казахстана в
Пекин призван был только сгладить такие оставшиеся острые углы сотрудничества,
как вопросы доли участия и т.д.
Ускорение по заключению соглашения о строительстве
нефтепровода вызвано тем, что проект очень выгоден как Казахстану, так и Китаю.
Так, для Астаны выгода, в первую очередь, выражается в том, что реализация
нефтетранспортного проекта “Казахстан-Китай” позволит при растущих мировых ценах
на нефть увеличить экспортный потенциал Казахстана в общей сложности в несколько
раз. Кроме того, выход со временем нефтепровода на пропускную способность до 50
млн. тонн нефти в год может вывести Казахстан в лидеры среди продавцов
энергоресурсов.
Еще один положительный аспект от строительства нового
нефтепровода для казахстанских нефтяников - они смогут теперь получить
альтернативные маршруты поставок углеводородов, что стало в последнее время
серьезной задачей. Дело в том, что сейчас казахстанское “черное золото”
экспортируется в основном через российскую территорию по трубопроводам КТК и
“Атырау-Самара”, мощность которого составляет около 15 млн. т нефти в год.
Возможности же поставок каспийской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)
стали призрачными после того, как на днях президент BP-Azerbaijan Дэвид Вудворд
многозначительно заявил, что трубопровод “экономически рентабелен и без
казахстанской нефти”.
В свою очередь, Китай надеется при помощи каспийской
нефти хоть как-то решить свои энергетические проблемы. По данным международных
экспертов, потребление энергоресурсов в КНР растет темпами, опережающими темпы
роста ВВП. Так, в прошлом году страна импортировала рекордное количество сырой
нефти - более 91 млн. тонн, что на 31% превышает показатель 2002 года. При этом
спрос продолжает расти: в прошлом году он увеличился на 10% и составил 252 млн.
тонн, из которых сам Китай произвел лишь 169 млн. тонн.
К 2020 же году, по прогнозам экспертов, потребность
страны в нефти может достичь 400 млн. тонн в год. Поэтому неудивительно, что в
Пекине не скрывают своей радости от заключенного соглашения о строительстве
нового нефтепровода, который, к тому же, будет подведен к малоразвитым западным
регионам Китая, наиболее остро нуждающимся в энергоресурсах.
Наказали
за “двойную игру”
Между тем, наблюдатели отметили, что в проекте
строительства нефтепровода между Казахстаном и Китаем Россия не участвует.
Учитывая последнее сближение казахстанского президента с Кремлем, это выглядит
более, чем странно.
Напомним, что в начале апреля спецпредставитель
президента России по определению статуса Каспийского моря заявил, что
“бесконтрольное строительство транскаспийских магистралей может принести
неприятности”, - так как в каспийском регионе наблюдается высокая сейсмическая
активность, что в дальнейшем может причинить непоправимый вред биоресурсам и
экологии всего Каспия.
Выражение Россией недовольства было сразу “принято к
сведению” в Астане. Что, впрочем, неудивительно. Ведь по некоторым данным,
прокачка Казахстаном нефти в основном по российской территории является одним из
главных условий закрытой договоренности, заключенной некоторое время назад между
Москвой и Астаной. Взамен, как считает ряд западных обозревателей, Кремль
пообещал оказать президенту Казахстана и его окружению помощь в конфликте с
Западом из-за так называемого “Казахгейта”.
Однако Казахстан фактически нарушил эту договоренность,
что наверняка вызовет крайне негативную реакцию в Кремле. Тем более, что
казахстано-китайский проект фактически погубил планы Москвы по строительству
трубопровода из Ангарска в Дацин.
Напомним, что КНР очень надеялась на поставки российской
нефти. Однако представители российских нефтяных компаний и правительство не
торопятся увеличивать нефтяной товарооборот с Китаем. На сегодняшний день Россия
поставляет КНР всего 4,5 млн. тонн нефти в год. По сравнению с предполагаемыми
масштабами казахского импорта “черного золота” это выглядит смехотворным.
Видимо, Пекину надоело ждать, когда начнется
строительство нефтепровода, по которому нефть должна была поступать из Сибири на
северо-восток Китая через город Дацин. Тем более, что российское правительство,
даже если не отказалось окончательно от этой идеи, то, во всяком случае, не
рассматривает этот проект как приоритетный, склоняясь в сторону прокладки
нефтепровода из Восточной Сибири в Находку, что особенно выгодно главному
конкуренту КНР в регионе - Японии.
В итоге, из-за того, что Россия никак не может
определиться с выбором маршрута и продолжает вести “трубопроводную игру”, Китаю
пришлось в экстренном порядке искать себе нового нефтяного партнера, которым,
как теперь понятно, и стал Казахстан.
“Похороны” ЕЭП?
Пока непонятно, что именно Пекин посулил нашему
президенту, какими выгодами - возможно, финансовыми - он его соблазнил, но
сомневаться не приходится: давление Китая было очень мощным. Впрочем, Нурсултан
Назарбаев все же попытался “подсластить пилюлю” России.
На пресс-конференции в посольстве Казахстана в Пекине он
допустил возможность поставок российской нефти в КНР по новому трубопроводу.
Правда, для этого, по его словам, нужно задействовать построенный еще в конце
80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу, который проходит по территории
Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркменистане. Одним из пунктов,
которые пересекает нефтепровод, является поселок Атасу - начальная точка
строительства трубы в Китай.
Кроме того, президент Казахстана дал понять, что России
неплохо было бы одновременно со строительством нефтепровода построить и
газопровод “для поставок тюменского газа в Китай”. А так как Казахстан намерен к
2015 году увеличить добычу газа до 80 млрд. кубометров в год, то, по мнению
президента, это сырье “через российскую трубу Казахстан мог бы транспортировать
в Западную Европу”, что будет “выгодно как российским, так и казахским, и
китайским энергетикам”.
По мнению большинства экспертов, своего рода “обмен”,
предлагаемый Нурсултаном Назарбаевым, абсолютно не выгоден для России. Как
считает один российский аналитик, Россия скорее заинтересована в том, чтобы
покупать казахский газ. Кроме того, в “Газпроме” уже заявили, что сейчас через
совместное предприятие “Казросгаз” Казахстан экспортирует свой газ на Омский ГПЗ
и в Европу (всего около 6,5 млрд. кубометров) и в концерне считают “эту схему
вполне работоспособной”. Иными словами, делиться газовым экспортом Россия явно
не намерена.
Между тем, новая внешнеэкономическая стратегия Астаны,
как считает ряд аналитиков, может привести к резкому сокращению сотрудничества
России и Казахстана, особенно в рамках ЕЭП. Учитывая “раздумья” Белоруссии и
выдвижение Украиной “особых условий”, впору говорить, что Казахстан теперь
просто похоронил ЕЭП.
|