Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Республика (Казахстан),
21 мая 2004

Казахстан решил поссориться с Россией?

Александр Гордиевский

Нефтяной “пропуск” в Китай

Главным и ожидаемым итогом завершившегося государственного визита президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Китай стало подписание главой “КазМунайГаза” Узакбаем КАРАБАЛИНЫМ и гендиректором Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чэном ГЭНОМ соглашения о строительстве нефтепровода для экспорта нефти Каспийского моря в западные регионы КНР.

Трубопровод, протяженностью примерно в 1 тыс. километров, протянется от нефтеналивной железнодорожной эстакады на станции Атасу в Карагандинской области до границы с Китаем в районе железнодорожного терминала Дружба - Алашанькоу. Строительство потребует вложений около $700 млн., часть из которых будет профинансирована займами. К монтажу участка стороны планируют приступить уже в августе, а завершить его - в декабре 2005 года.

Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу является важным этапом нефтетранспортного проекта “Казахстан-Китай”, завершить который планируется в 2035 году строительством нефтепровода Кенкияк-Кумколь-Атасу. Общая протяженность трансгосударственного нефтепровода составит порядка 3 тыс. км, а стоимость его строительства - $3 млрд.

Если ввод в эксплуатацию участка Атасу-Алашанькоу позволит поставлять в Китай в первый год до 10 млн. тонн нефти в год, а через два года - до 20 млн., то пропускная способность всего нефтепровода “Казахстан-Китай” может составить до 50 млн. тонн нефти в год.

Выгодно и Астане, и Пекину

Напомним, что соглашение между правительствами Казахстана и КНР о сотрудничестве в области нефти и газа, которое положило начало проекту строительства нефтепровода “Казахстан-Китай”, было подписано еще в сентябре 1997 года. После этого стороны стали разрабатывать технико-экономического обоснование проекта, однако по разным причинам только весной 2003 года была построена первая часть казахстанско-китайского нефтепровода - участок Атырау-Кенкияк, протяженностью 448,8 км и проектной пропускной способностью до 12 млн. тонн.

Ситуация стала меняться после того, как 3 июня 2003 года между “КазМунайГазом” и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией было заключено очередное соглашение о совместных исследованиях по обоснованию инвестиций поэтапного строительства нефтепровода “Казахстан - Китай”. После этого власти Казахстана и Китая договорились ускорить подготовительные работы, и к моменту приезда Нурсултана Назарбаева в КНР ТЭО нефтепровода Атасу-Алашанькоу было уже утверждено правительствами двух стран, а работа по изысканию и определению его маршрута завершена. Таким образом, визит президента Казахстана в Пекин призван был только сгладить такие оставшиеся острые углы сотрудничества, как вопросы доли участия и т.д.

Ускорение по заключению соглашения о строительстве нефтепровода вызвано тем, что проект очень выгоден как Казахстану, так и Китаю. Так, для Астаны выгода, в первую очередь, выражается в том, что реализация нефтетранспортного проекта “Казахстан-Китай” позволит при растущих мировых ценах на нефть увеличить экспортный потенциал Казахстана в общей сложности в несколько раз. Кроме того, выход со временем нефтепровода на пропускную способность до 50 млн. тонн нефти в год может вывести Казахстан в лидеры среди продавцов энергоресурсов.

Еще один положительный аспект от строительства нового нефтепровода для казахстанских нефтяников - они смогут теперь получить альтернативные маршруты поставок углеводородов, что стало в последнее время серьезной задачей. Дело в том, что сейчас казахстанское “черное золото” экспортируется в основном через российскую территорию по трубопроводам КТК и “Атырау-Самара”, мощность которого составляет около 15 млн. т нефти в год. Возможности же поставок каспийской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) стали призрачными после того, как на днях президент BP-Azerbaijan Дэвид Вудворд многозначительно заявил, что трубопровод “экономически рентабелен и без казахстанской нефти”.

В свою очередь, Китай надеется при помощи каспийской нефти хоть как-то решить свои энергетические проблемы. По данным международных экспертов, потребление энергоресурсов в КНР растет темпами, опережающими темпы роста ВВП. Так, в прошлом году страна импортировала рекордное количество сырой нефти - более 91 млн. тонн, что на 31% превышает показатель 2002 года. При этом спрос продолжает расти: в прошлом году он увеличился на 10% и составил 252 млн. тонн, из которых сам Китай произвел лишь 169 млн. тонн.

К 2020 же году, по прогнозам экспертов, потребность страны в нефти может достичь 400 млн. тонн в год. Поэтому неудивительно, что в Пекине не скрывают своей радости от заключенного соглашения о строительстве нового нефтепровода, который, к тому же, будет подведен к малоразвитым западным регионам Китая, наиболее остро нуждающимся в энергоресурсах.

Наказали за “двойную игру”

Между тем, наблюдатели отметили, что в проекте строительства нефтепровода между Казахстаном и Китаем Россия не участвует. Учитывая последнее сближение казахстанского президента с Кремлем, это выглядит более, чем странно.

Напомним, что в начале апреля спецпредставитель президента России по определению статуса Каспийского моря заявил, что “бесконтрольное строительство транскаспийских магистралей может принести неприятности”, - так как в каспийском регионе наблюдается высокая сейсмическая активность, что в дальнейшем может причинить непоправимый вред биоресурсам и экологии всего Каспия.

Выражение Россией недовольства было сразу “принято к сведению” в Астане. Что, впрочем, неудивительно. Ведь по некоторым данным, прокачка Казахстаном нефти в основном по российской территории является одним из главных условий закрытой договоренности, заключенной некоторое время назад между Москвой и Астаной. Взамен, как считает ряд западных обозревателей, Кремль пообещал оказать президенту Казахстана и его окружению помощь в конфликте с Западом из-за так называемого “Казахгейта”.

Однако Казахстан фактически нарушил эту договоренность, что наверняка вызовет крайне негативную реакцию в Кремле. Тем более, что казахстано-китайский проект фактически погубил планы Москвы по строительству трубопровода из Ангарска в Дацин.

Напомним, что КНР очень надеялась на поставки российской нефти. Однако представители российских нефтяных компаний и правительство не торопятся увеличивать нефтяной товарооборот с Китаем. На сегодняшний день Россия поставляет КНР всего 4,5 млн. тонн нефти в год. По сравнению с предполагаемыми масштабами казахского импорта “черного золота” это выглядит смехотворным.

Видимо, Пекину надоело ждать, когда начнется строительство нефтепровода, по которому нефть должна была поступать из Сибири на северо-восток Китая через город Дацин. Тем более, что российское правительство, даже если не отказалось окончательно от этой идеи, то, во всяком случае, не рассматривает этот проект как приоритетный, склоняясь в сторону прокладки нефтепровода из Восточной Сибири в Находку, что особенно выгодно главному конкуренту КНР в регионе - Японии.

В итоге, из-за того, что Россия никак не может определиться с выбором маршрута и продолжает вести “трубопроводную игру”, Китаю пришлось в экстренном порядке искать себе нового нефтяного партнера, которым, как теперь понятно, и стал Казахстан.

“Похороны” ЕЭП?

Пока непонятно, что именно Пекин посулил нашему президенту, какими выгодами - возможно, финансовыми - он его соблазнил, но сомневаться не приходится: давление Китая было очень мощным. Впрочем, Нурсултан Назарбаев все же попытался “подсластить пилюлю” России.

На пресс-конференции в посольстве Казахстана в Пекине он допустил возможность поставок российской нефти в КНР по новому трубопроводу. Правда, для этого, по его словам, нужно задействовать построенный еще в конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу, который проходит по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркменистане. Одним из пунктов, которые пересекает нефтепровод, является поселок Атасу - начальная точка строительства трубы в Китай.

Кроме того, президент Казахстана дал понять, что России неплохо было бы одновременно со строительством нефтепровода построить и газопровод “для поставок тюменского газа в Китай”. А так как Казахстан намерен к 2015 году увеличить добычу газа до 80 млрд. кубометров в год, то, по мнению президента, это сырье “через российскую трубу Казахстан мог бы транспортировать в Западную Европу”, что будет “выгодно как российским, так и казахским, и китайским энергетикам”.

По мнению большинства экспертов, своего рода “обмен”, предлагаемый Нурсултаном Назарбаевым, абсолютно не выгоден для России. Как считает один российский аналитик, Россия скорее заинтересована в том, чтобы покупать казахский газ. Кроме того, в “Газпроме” уже заявили, что сейчас через совместное предприятие “Казросгаз” Казахстан экспортирует свой газ на Омский ГПЗ и в Европу (всего около 6,5 млрд. кубометров) и в концерне считают “эту схему вполне работоспособной”. Иными словами, делиться газовым экспортом Россия явно не намерена.

Между тем, новая внешнеэкономическая стратегия Астаны, как считает ряд аналитиков, может привести к резкому сокращению сотрудничества России и Казахстана, особенно в рамках ЕЭП. Учитывая “раздумья” Белоруссии и выдвижение Украиной “особых условий”, впору говорить, что Казахстан теперь просто похоронил ЕЭП.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ