Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



ЦентрАзия,
17 мая 2004

Первым делом – вертолеты, ну а договор – потом

Вадим Ляганов

Официальный Ташкент готовит проект Соглашения о стратегическом партнерстве с Россией, в котором определены основные цели и задачи сотрудничества между странами в ключевых сферах, в частности, во внешней политике, экономике и борьбе с терроризмом. Об этом в приватной беседе сообщил сотрудник Министерства иностранных дел Узбекистана.

Подобный подход основан из существующих реалий – опасения однополярного мира, который все больше скатывается к США, и неудачах американской политики на Ближнем Востоке, которая бумерангом отзывается на нейтральных государствах, подчеркнул сотрудник. В сущности, стратегическое партнерство – это стремление Москвы и его сателлитов выпрямить геополитическую ось, сместить военные акценты на дипломатические в решение таких сложных и противоречивых задач как региональная и международная безопасность и противодействие терроризму. Мировое сообщество уже признает, что никакое государство не должно брать на себя функции жандарма и принимать задачи, которые являются прерогативой ООН.

С нового года узбекско-российские отношения явно потеплели, чего не отмечалось последние десять лет. Прагматизм является составляющей такого явления. Ташкент и Москва бояться терроризма – это их объединяет. Экономика двух стран в целом ориентирована на рынок СНГ, и тут есть точки соприкосновения. Общий товарооборот в 2003 году превысил 1,5 млрд. долларов, что также является неплохим показателем. Да и Кремль не так часто напоминает о внешнем долге Узбекистана в 640 млн. долларов.

И все же… Как говорил Ислам Каримов: "В первую очередь, Россия, с точки зрения политики, экономики, военной мощи, это одно из крупнейших, имеющих большие возможности, государство". Очевидно, Ташкент устал ждать инвестиций, финансовой помощи и политической поддержки от США и Европы. Более того, последняя поставка американцев военного снаряжения для Министерства обороны Узбекистана, пограничных войск и таможни в размере 517 тыс. долларов была основана в основном на продукции… российского производства. Ориентация на стандарты НАТО – заоблачная мечта Ташкента, но реалии требуют техники и запасных частей советских стандартов – именно они составляют основную долю вооружения Узбекистана.

Еще перед встречей с Владимиром Путиным в Москве Ислам Каримов заявил о том, чего никогда не говорил с положительной точки зрения, более того, выражал возмущение и гнев:

- Узбекистан всегда признавал и признает интерес России в Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане. У России есть свой интерес в нашем регионе, своя политика, и в будущем она будет защищать его. Мы не можем отрицать это, мы признаем это и будем поддерживать нужные нам стороны этого политического интереса. Я не знаю, есть ли в мире государства, у которых также совпадают интересы, как у Узбекистана и России.

Ислам Каримов также подчеркивал, что "в последнее время резко изменилась политика России на мировой арене, увеличилась ее военная помощь, возрос авторитет России в Европе, мире. Она стремиться укрепить отношения с мусульманскими странами. Недавно, например, сам Владимир Путин принимал участие в прошедшей в Малайзии исламской конференции. Таким образом, мы видим конкретные планы и действия России. Значит второе обобщение: сегодняшняя Россия не та, что вчера".

Этим самым узбекский лидер заявляет, что интересы Москвы и Ташкента как никогда не были близкими по сути и значению. Очевидно, И.Каримова уже не устраивает менторский тон Вашингтона в свой адрес, он стремится найти новые основы для сотрудничества среди старых друзей, которые будут закрывать глаза на то, что твориться в Узбекистане. В.Путин уже продемонстрировал политическое безразличие к правам человека в Туркменистане и российским гражданам, проживающей в этой авторитарной стране. Потому что у Путина, как и у Каримова, нет постоянных друзей, есть только постоянные интересы. И права человека тут ни причем.

- Теперь политика Ташкента будет строиться на взаимных интересах двух государств, - заявил сотрудник узбекского МИДа. – Здесь не следует искать заговора против США и Западной Европы. Нам необходима стабильность – и она возможна в сотрудничестве с Россией. Но и от дружеской руки других стран не отказываемся.

Поэтому Ташкент проводит инвентаризацию прежних заключенных документов, чтобы выяснить, какие из них не оказались функциональными, какие – не имеют практического смысла, а какие необходимо развивать и укреплять. Вспомним – их около 150!

Узбекский президент не скрывает, что "отношения Узбекистана и России никогда не прерывались. Они развивались в сфере экономики, культуры. Например, недавно в Узбекистане побывали высококвалифицированные детские врачи, которые сделали операцию на сердце детям с врожденными сердечными заболеваниями. Можно подумать, что это не значительный факт, но если смотреть сущность, то это очень знаменательное событие в отношении между двумя странами. Мое третье обобщение заключается в том, что наши отношения никогда не прерывались, наши транспортные связи всегда нормально функционировали и функционируют. Недавно в Москве открылся Форум культуры Узбекистана. Это мероприятие вызвало большой интерес в Москве".

Однако тут же Ислам Каримов добавляет о степени такого сотрудничества: "Если говорить конкретно, меня совсем не удовлетворяет нынешние положения отношения между Узбекистаном и России. Мы должны построить наши отношения с целью взаимовыгодного сотрудничества, помогать друг другу, поддерживать друг друга учетом интересов других стран. Это моя цель, цель Узбекистана".

По мнению главы государства, "противоречия никогда не шли на пользу отношений между разными странами. Прошло время противоречий, пришло время практического сотрудничества. Люди, которые задумываются о перспективе, ныне начинают обращать большое внимание диалогам, чем противостоянию". Ислам Каримов призвал уважать и признавать интересы друг друга, прийти к компромиссу. Аналитики признают, что подобного подхода в отношении Москвы у узбекского лидера давно не было.

- Поэтому я еще раз повторяю уровень экономических отношений между Узбекистаном и Россией меня не удовлетворяет, - таково его мнение. - Мы должны убрать такие преграды, которые мешают развитию наших отношений, как таможенные барьеры, надбавки за транспортировку грузов.

Оказывается, российские железные дороги установили дополнительную надбавку на грузы, которые достигают 30-40% от их стоимости. Узбекистан заинтересован поставкой в Россию хлопка, овощей и бахчевых культур, урожай которых по прогнозам в 2004 году будет богатым. Из России республика традиционно покупает лесоматериалы, металл.

- Конечно, мы хотим покупать такие товары подешевле, - подчеркивает И.Каримов, - но всякие таможенные, транспортные препоны мешают этому. Мы всегда будем покупать такие товары в России. Я, как президент, хочу, чтобы цена их была подешевле. В этих вопросах есть много тем, которые ждут своего решения.

Новый импульс приобрело военно-техническое сотрудничество Москвы и Ташкента. Основой этого явились заключенные еще в июле 1995 года межправительственные соглашения. Так, в городе Чирчике при помощи и содействии России за четыре года был построен завод по ремонту и сборке вертолетов. В его цехах уже отремонтированы около 60 вертолетов типа МИ-8, МИ-24.

- Значит, в нашей экономике появилась новая отрасль, и мы должны гордиться этим, - восхищается президент. - Эти вертолеты не только военного значения, но и будут служить в гражданской авиации, будут служить в горной местности. Мы и дальше будет развивать сотрудничество в этой сфере.

И Соглашение о стратегическом партнерстве только укрепят явные тенденции сближения бывших "старшего" и "младшего" братьев. Заокеанскому родственнику останется только скрежетать зубами: ох, уж этот не постоянный Восток!..




ErkinYurt,
19 мая 2004

Военные России любят узбекских коллег

Владимир Нурмухамедов

12 мая министра обороны России Сергей Иванов, посетив Ташкент, заявил, что он обсуждал "конкретные пути укрепления нашего взаимодействия в военной, военно-технической сфере, как на двусторонней основе, так и в рамках взаимодействия в региональных организациях, прежде всего, в Шанхайской организации сотрудничества".

Российский министр не лукавил, говоря о перспективах военного сотрудничества между обеими странами. С начала 2004 года взаимоотношения Ташкента и Москвы потеплели на несколько градусов. Но этому способствовало не глобальное потепление, а, как ни странно, несколько замороженные политические связи Узбекистана с США и некоторыми европейскими странами. С другой стороны, Путин – это не Ельцин, при котором позиция к "младшим братьям" проявлялось как "подбрюшью России". Стратегические интересы начали активно проявляться в настоящее время, хотя о них "балакали" главы государств с высоких трибун, чтобы замазать уши своим согражданам, избирателям, но за ними ничего не стояло – ни дел, ни планов, ни задач. Практически, эти "интересы" находились в эмбриональном состоянии, пока не изменилась геополитическая ситуация.

Иванов не скупиться на "крепкие" фразы, описывая угрозы: "И для того, чтобы эффективно противодействовать новым вызовам и угрозам, или, если говорить русским языком, "террористической заразе", "экстремистской заразе", которая имеет место и в Центральноазиатском регионе, и в России, для этого, конечно, необходимо взаимодействие".

После этого министр переходит на понятный воякам язык: "Если говорить о нашем военно-техническом сотрудничестве, то мы наметили конкретные мероприятия по их интенсификации и укреплению, прежде всего, на двусторонней основе".

Имеется в виду проработка вопроса о совместных российско-узбекистанских военных учениях на 2005 год. Сергей Иванов пригласил узбекских коллег в качестве наблюдателей на августовское учение "Рубеж-2004" антитеррористической направленности. В них будут участвовать вооруженные силы Российской Федерации, Кыргызстана, Казахстана. Москва предлагает Ташкенту и ближайшим сателлитам вступить в иную антитеррористическую коалицию, которая явно отличается от возглавляемой Вашингтоном. И Ташкент, играя на глобальных противоречиях, не отказывается.

- В ближайшее время я рассчитываю на то, что Государственная Дума России ратифицирует наше соглашение "О взаимном использовании ВВС и ПВО" в интересах укрепления общей безопасности, - подчеркнул С.Иванов. - У Узбекистана большой практический интерес к военно-техническому сотрудничеству с Россией, к поставкам вооружений, как из наличия, так и из промышленности.

Он также отметил, что его узбекский коллега "Кадыр Гулямов подробно информировал о тех реформах, которые проводятся в Вооруженных силах Республики Узбекистан, об очень серьезном отношении к сержантскому составу, как к становому хребту Вооруженных сил".

Удивительно, что в 50-тысячной узбекской армии "акценты расставлены, и выбрана совершенно правильно боевая подготовка". Между тем, эта армия не могла долгое время разобраться с небольшой группой экстремистов. Самолеты этой армии промахнулись, скинув бомбы на кыргызский кишлак, и своих десантников - на территорию Таджикистана, причем так "умело", что один из парашютистов подорвался на узбекской мине.

С.Иванов закончил свое выступление следующей фразой: "Мы обменялись планами строительства вооруженных относительно боевой подготовки. Могу вам сказать, что здесь руководство Вооруженных сил Республики Узбекистан и Российской Федерации практически одинаково подходят к этому вопросу. Нам нужно повышать уровень боевой подготовки и оснащенности частей, постоянной готовности сил быстрого реагирования, действия малыми отрядами, группами, управление ими, действие в сложной местности, прежде всего в горных условиях, здесь у нас много общего".

Очевидно, Ташкент отложил программу переориентации своей армии на стандарты НАТО. Лучше остаться с Россией, которая может поддержать в случае опасности. А там и возвращения в Договор о коллективной безопасности недалеко – все-таки его принимали в Ташкенте в 1992 году.




Народное слово (Узбекистан),
18 мая 2004

Нефть и газ Узбекистана: программа созидания

Шокир Файзуллаев, начальник Главного управления Национальной холдинговой компании "Узбекнефтегаз"

Залогом процветания нашей страны, улучшения благосостояния народа являются последовательно проводимые в республике целенаправленные экономические реформы. Составной частью этих реформ является разгосударствление и приватизация государственной собственности, особенно в стратегических отраслях экономики, к каковым относятся и предприятия нефтегазовой отрасли.

Как известно, в Узбекистане 60% территории перспективны на нефть и газ. Здесь имеется пять регионов с доказанной промышленной нефтегазоносностью, в пределах которых открыто около 200 месторождений нефти и газа. Величина разведанных запасов углеводородов на открытых месторождениях составляет более двух трлн. тонн условного топлива.

Для целенаправленного и последовательного развития этой отрасли Президентом нашей страны И. Каримовым еще в 1992 году определены три стратегические задачи:

увеличение добычи нефти, газа и газового конденсата в целях достижения энергетической независимости республики;

углубление технологических процессов по переработке нефти и газа с целью доведения качества выпускаемой продукции до уровня международных стандартов;

расширение запасов углеводородов, прежде всего жидких, путем усиления геологоразведочных работ и открытия новых месторождений для обеспечения надежной сырьевой базы нефтегазовой отрасли Узбекистана.

Для выполнения первой задачи интенсивными темпами осуществляется добыча нефти и газа, что позволило к 1995 году обеспечить топливную независимость Узбекистана.

На втором этапе с целью производства высококачественных видов нефтепродуктов и продуктов переработки газа введены в строй Бухарский нефтеперерабатывающий завод, установка по гидродесульфуризации на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе, Шуртанский газохимический комплекс и многие другие объекты.

Это позволило в кратчайшие сроки наладить в республике выпуск продукции, отвечающей всем требованиям мировых стандартов по качеству. В результате этой работы Узбекистан стал государством, осуществляющим экспорт различных видов нефтепродуктов, сжиженного и природного газа, полиэтилена и многого другого. На сегодняшний день правительством республики особое внимание уделяется приросту запасов углеводородов. С этой целью создана необходимая законодательная и нормативная база, предоставляющая всесторонние гарантии и льготы инвесторам, вкладывающим средства в проведение геологоразведочных работ.

Указом Президента страны от 28 апреля 2000 года были закреплены дополнительные гарантии и льготы иностранным компаниям, осуществляющим прямые инвестиции в геологоразведочные работы и разработку месторождений нефти и газа.

7 декабря 2001 года Олий Мажлисом принят специальный Закон Республики Узбекистан "О соглашениях о разделе продукции", регламентирующий вопросы раздела добываемой продукции между государством и инвестором, а также предоставляющий иностранным инвесторам, участвующим в проведении геологоразведочных работ на территории нашей страны, значительные льготы и преференции.

Создание благоприятного инвестиционного климата, формирование имиджа компании "Узбекнефтегаз" как надежного стабильного партнера среди мировой деловой общественности позволили привлечь к выполнению поставленных перед компанией "Узбекнефтегаз" задач значительные иностранные инвестиции.

На первоначальном этапе иностранные инвестиции привлекались в форме предоставления кредитов зарубежными банками под суверенную гарантию правительства Узбекистана. Такая форма инвестиционных вкладов обуславливалась тем, что Узбекистан впервые представлен на международной арене как независимое государство и в период его становления были необходимы твердые гарантии высокого уровня для завоевания доверия зарубежных деловых кругов и международных финансовых институтов.

В ходе реализации первых инвестиционных проектов компания "Узбекнефтегаз" приобрела признание международных финансовых институтов, и это позволило привлечь прямые кредиты. На втором этапе развития инвестиционной политики основной упор был сделан на привлечение прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор Республики Узбекистан. Решению этой задачи в значительной мере способствовал созданный в республике благоприятный инвестиционный климат, предоставление иностранным инвесторам значительных льгот и преференций. Подтверждением этому служит тот факт, что на сегодняшний день в нефтегазовой отрасли республики осуществляют свою деятельность компании "Тексако" (США), "Бейкер Хьюз" (США), "Тринити Энерджи" (Великобритания), "Пробади" (Малайзия), "Дрессер-Рэнд" (США), "Петромаруз" (Россия).

14 апреля 2004 года подписано Соглашение о разделе продукции между компаниями "Узбекнефтегаз" и "Газпром" (Россия), предусматривающее разработку месторождения Шахпахты. Также с компанией "ЛУКойл" подготовлен проект соглашения о разделе продукции, предусматривающий разработку Кандымской группы, месторождений Хаузак и Шады. В результате общая сумма привлеченных иностранных инвестиций в развитие нефтегазовой отрасли превысила 1,8 млрд. долларов США, что составило порядка 25% всех инвестиций в данный сектор экономики, что еще раз подтверждает доверие партнеров к стабильной политике правительства республики.

"Холдинг "Узбекнефтегаз" - один из самых перспективных наших партнеров", - так кратко охарактеризовал взаимоотношения двух компаний генеральный директор российского АО "Зарубежнефтегаз" Валерий Гулев. "Зарубежнефтегаз" - дочернее предприятие ОАО "Газпром", которое является наиболее крупным газовым оператором в мире. Характеризуя ОАО "Газпром", глава другого нефтегазового гиганта - компании "ЛУКойл" - Вагит Алекперов сказал: "Они вкладывают деньги только туда, где уже слышна музыка успеха".

Вышеуказанная работа осуществлялась параллельно с совершенствованием структуры управления отраслью, позволяющей функционировать на условиях рыночной экономики. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 декабря 1998 г. № 523 Национальная корпорация нефтяной и газовой промышленности "Узбекнефтегаз" преобразована в Национальную холдинговую компанию "Узбекнефтегаз". Эта форма организации позволяет эффективно управлять предприятиями нефтегазовой отрасли при помощи владения акциями и создает возможность реализации акций НХК "Узбекнефтегаз" и ее акционерных компаний стратегическим иностранным инвесторам.

С этой целью правительством республики привлечен финансовый консультант - консорциум, возглавляемый инвестиционным банком "BNP Paribas" (Франция). Консультантом проведена работа по диагностическому обследованию компаний и предварительной оценке рынка, разработаны рекомендации по углублению преобразований в отрасли.

С целью обеспечения прозрачности НХК "Узбекнефтегаз" и ее акционерных компаний для потенциальных инвесторов компанией проведен международный тендер на отбор аудитора и по его результатам заключен контракт с компанией "Ernst and Young" (США) на проведение финансового аудита деятельности НХК "Узбекнефтегаз" за последние три года.

Чтобы обеспечить независимое рассмотрение имеющейся законодательной и нормативной базы нефтегазовой деятельности проведен международной тендер на отбор юридической компании для проведения анализа законодательства и разработки рекомендаций по его совершенствованию. Победителем тендера объявлена компания "Ashurst" (Великобритания).

В целях дальнейшего совершенствования структуры управления предприятиями отрасли в рамках постановления Кабинета Министров республики от 21 октября 2003 г. № 460 проведена реструктуризация отрасли, позволившая значительно улучшить систему управления предприятиями, внедрить в процессы принципы корпоративного управления, сократить административно-управленческий персонал в отрасли и вывести из отрасли непрофильные активы.

Как одно из важных направлений углубления экономических реформ можно отметить либерализацию и дальнейшее совершенствование системы реализации нефтепродуктов и природного газа на внутреннем рынке республики. Осуществленная в рамках постановления Кабинета Министров республики от 19 мая 2003 г. № 225 реорганизация системы АК "Узнефтепродукт" позволила сократить промежуточные звенья при распределении нефтепродуктов и значительно уменьшить расходы потребителей при их приобретении.

Реализация предусмотренных постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 2004 г. № 57 мер по реализации высоколиквидных видов продукции на биржевых торгах явилась логическим продолжением начатых работ по либерализации рынка нефтепродуктов и природного газа. Реализация нефтепродуктов и природного газа для республиканских потребителей на биржевых торгах позволила внедрить в эту систему рыночные отношения, совершенствовать взаимоотношения между поставщиками и потребителями и обеспечила равный доступ для всех категорий потребителей к сырьевым ресурсам.

Указанные меры позволили ускорить проведение экономических преобразований в одном из ключевых секторов экономики нашей независимой родины - в нефтегазовой отрасли и дали толчок резкому повышению интереса иностранных нефтегазовых компаний к вопросам освоения нефтяного потенциала Узбекистана.

Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" являет сегодня пример последовательной, продуманной экономической политики правительства республики. В компании задействован высокий уровень научного и технического потенциала, богатый производственный опыт и развитое чувство ответственности за общее дело. На наших предприятиях и промыслах действительно "звучит музыка успеха".




EurasiaNet,
21 мая 2004

Мнение эксперта: "Негодный анализ сопровождается негодной политикой" в Узбекистане

По заявлению известного эксперта по Узбекистану, власти в Ташкенте заинтересованы только в том, чтобы "немногочисленная, занимающаяся собственным обогащением элита сохранила свою власть". Он сказал также, что проводимая властями политика сама порождает в стране радикальную оппозицию режиму президента Ислама Каримова. Эксперт подверг критике США за их позицию в отношении Каримова, заявив, что "негодный анализ сопровождается негодной политикой".

Дэвид Льюис, директор Центральноазиатского проекта Международной группы по предотвращению кризисов, заявил, что Каримов не идет ни на какие компромиссы, несмотря на растущее недовольство населения. В последние годы узбекское правительство осуществляло жесткий контроль над экономикой страны, одновременно урезая индивидуальные свободы граждан. Международное сообщество, включая правительства иностранных государств и кредитные организации, пытаются оказать давление на Узбекистан и убедить его в необходимости реформ. Несмотря на многочисленные обещания провести либерализацию, Ташкент практически ничего не делает для осуществления реформ. Администрация "пытается сделать невозможное: реформировать систему, ничего не меняя", – заявил Льюис 19 мая на форуме, спонсором которого выступил Институт "Открытое общество" (Нью-Йорк). "Все шаги [узбекских властей] за последние 10 лет делались в интересах экономической элиты".

По словам Льюиса, администрация Каримова сегодня "нелегитимна, поскольку не пользуется поддержкой населения". Склонность Каримова к дальнейшим репрессиям перед лицом того, что, по мнению правительства, является угрозой со стороны международного терроризма, вызывает растущее разочарование среди населения. "Политика узбекского правительства приводит к обратному эффекту, способствуя распространению радикальных идей", – сказал Льюис.

Льюис заявил, что причиной нападений в конце марта, в результате которых в Ташкенте и Бухаре погибли по меньшей мере 45 человек, было недовольство населения и "широко распространенная ненависть к [узбекским] силам правопорядка". Эксперт добавил, что многие узбеки старшего поколения оправдывают радикальные антиправительственные акции, ссылаясь на "долгие годы злоупотреблений", которые чинили органы безопасности. "Репрессии вызывают интерес к [радикальным] группировкам, таким как Хизб ут-Тахрир и Исламское движение Узбекистана", – сказал Льюис.

"Крупные торговые города превратились в тупики для молодежи, которая пытается найти выход", – сказал Льюис. "Некоторые из них неизбежно начинают заниматься политикой".

Соединенные Штаты фактически поощряют деятельность радикальных групп в Узбекистане, всецело поддерживая Каримова, который, после трагедии 11 сентября, стал ключевым военно-стратегическим союзником администрации Буша в Центральной Азии, сказал Льюис. Американские власти заявляют, что используют "тихую дипломатию" для того, чтобы убедить Каримова в необходимости реформ. Если это действительно так, сказал Льюис, то такого рода "тихая дипломатия" просто не работает. По сути дела, она наносит ущерб американским интересам в Узбекистане.

"Когда общество не выступает с осуждением нарушений [прав человека], создается представление, что американское и узбекское правительства действуют заодно", – сказал он. "Ситуация [в Ташкенте] осложняется, и Соединенным Штатам необходимо занять позицию большей открытости в своих отношениях с Узбекистаном".

По словам Льюиса, терпимое отношение США к репрессивной политике Каримова основано на ложных предпосылках, из которых исходят американские политические деятели. Среди "мифов", принимаемых в Вашингтоне за истину, – убеждение в том, что Каримов в глубине души "настоящий реформатор", сказал Льюис. Многие представители администрации Буша также считают узбекские репрессии наилучшим из имеющихся в наличии способов борьбы с радикальным исламизмом.

"В компьютерном мире говорят, что если у вас шум на входе, то и на выходе будет шум", – сказал Льюис. Помощь со стороны Соединенных Штатов только укрепляет "самообман, в котором пребывает узбекское правительство, а именно, убеждая его в том, что оно проводит правильную политику", – сказал он.

По словам Льюиса, иностранные правительства и кредитные организации должны были более интенсивно убеждать правительство в необходимости реформ. Зачастую, сказал он, международное сообщество довольствовалось чисто "косметическими" изменениями, вместо того чтобы с самого начала поставить в качестве условия выделения помощи проведение [в стране] реформ.

Сегодня государственный департамент США рассматривает вопрос о том, можно ли считать, что Узбекистан достиг прогресса в борьбе с нарушением прав человека. От этого зависит выделение стране многомиллионной помощи. Однако недавние действия узбекского правительства ставят госдепартамент в трудное положение. В последние несколько месяцев администрация Каримова принимает меры для того, чтобы полностью прекратить деятельность неправительственных организаций; дело даже дошло до закрытия ташкентского отделения Института "Открытое общество". (EurasiaNet публикуется под эгидой Института "Открытое общество").

Государственный секретарь "Колин Пауэлл, стиснув зубы, нашел достаточные основания для продолжения помощи в 2003 г.", – сказал Льюис. "В 2004 г. в действиях [узбекского правительства] вообще не было ничего, что могло бы послужить оправданием [для подтверждения прогресса в борьбе с нарушением прав человека]".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ