Народное слово (Узбекистан), 18 мая 2004 Нефть и газ Узбекистана: программа созидания
Шокир
Файзуллаев, начальник Главного управления Национальной холдинговой компании
"Узбекнефтегаз"
Залогом процветания нашей страны, улучшения
благосостояния народа являются последовательно проводимые в республике
целенаправленные экономические реформы. Составной частью этих реформ является
разгосударствление и приватизация государственной собственности, особенно в
стратегических отраслях экономики, к каковым относятся и предприятия
нефтегазовой отрасли.
Как известно, в Узбекистане 60% территории перспективны
на нефть и газ. Здесь имеется пять регионов с доказанной промышленной
нефтегазоносностью, в пределах которых открыто около 200 месторождений нефти и
газа. Величина разведанных запасов углеводородов на открытых месторождениях
составляет более двух трлн. тонн условного топлива.
Для целенаправленного и последовательного развития этой
отрасли Президентом нашей страны И. Каримовым еще в 1992 году определены три
стратегические задачи:
увеличение добычи нефти, газа и газового конденсата в
целях достижения энергетической независимости республики;
углубление технологических процессов по переработке
нефти и газа с целью доведения качества выпускаемой продукции до уровня
международных стандартов;
расширение запасов углеводородов, прежде всего жидких,
путем усиления геологоразведочных работ и открытия новых месторождений для
обеспечения надежной сырьевой базы нефтегазовой отрасли Узбекистана.
Для выполнения первой задачи интенсивными темпами
осуществляется добыча нефти и газа, что позволило к 1995 году обеспечить
топливную независимость Узбекистана.
На втором этапе с целью производства высококачественных
видов нефтепродуктов и продуктов переработки газа введены в строй Бухарский
нефтеперерабатывающий завод, установка по гидродесульфуризации на Ферганском
нефтеперерабатывающем заводе, Шуртанский газохимический комплекс и многие другие
объекты.
Это позволило в кратчайшие сроки наладить в республике
выпуск продукции, отвечающей всем требованиям мировых стандартов по качеству. В
результате этой работы Узбекистан стал государством, осуществляющим экспорт
различных видов нефтепродуктов, сжиженного и природного газа, полиэтилена и
многого другого. На сегодняшний день правительством республики особое внимание
уделяется приросту запасов углеводородов. С этой целью создана необходимая
законодательная и нормативная база, предоставляющая всесторонние гарантии и
льготы инвесторам, вкладывающим средства в проведение геологоразведочных
работ.
Указом Президента страны от 28 апреля 2000 года были
закреплены дополнительные гарантии и льготы иностранным компаниям,
осуществляющим прямые инвестиции в геологоразведочные работы и разработку
месторождений нефти и газа.
7 декабря 2001 года Олий Мажлисом принят специальный
Закон Республики Узбекистан "О соглашениях о разделе продукции",
регламентирующий вопросы раздела добываемой продукции между государством и
инвестором, а также предоставляющий иностранным инвесторам, участвующим в
проведении геологоразведочных работ на территории нашей страны, значительные
льготы и преференции.
Создание благоприятного инвестиционного климата,
формирование имиджа компании "Узбекнефтегаз" как надежного стабильного партнера
среди мировой деловой общественности позволили привлечь к выполнению
поставленных перед компанией "Узбекнефтегаз" задач значительные иностранные
инвестиции.
На первоначальном этапе иностранные инвестиции
привлекались в форме предоставления кредитов зарубежными банками под суверенную
гарантию правительства Узбекистана. Такая форма инвестиционных вкладов
обуславливалась тем, что Узбекистан впервые представлен на международной арене
как независимое государство и в период его становления были необходимы твердые
гарантии высокого уровня для завоевания доверия зарубежных деловых кругов и
международных финансовых институтов.
В ходе реализации первых инвестиционных проектов
компания "Узбекнефтегаз" приобрела признание международных финансовых
институтов, и это позволило привлечь прямые кредиты. На втором этапе развития
инвестиционной политики основной упор был сделан на привлечение прямых
иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор Республики Узбекистан. Решению этой
задачи в значительной мере способствовал созданный в республике благоприятный
инвестиционный климат, предоставление иностранным инвесторам значительных льгот
и преференций. Подтверждением этому служит тот факт, что на сегодняшний день в
нефтегазовой отрасли республики осуществляют свою деятельность компании
"Тексако" (США), "Бейкер Хьюз" (США), "Тринити Энерджи" (Великобритания),
"Пробади" (Малайзия), "Дрессер-Рэнд" (США), "Петромаруз" (Россия).
14 апреля 2004 года подписано Соглашение о разделе
продукции между компаниями "Узбекнефтегаз" и "Газпром" (Россия),
предусматривающее разработку месторождения Шахпахты. Также с компанией "ЛУКойл"
подготовлен проект соглашения о разделе продукции, предусматривающий разработку
Кандымской группы, месторождений Хаузак и Шады. В результате общая сумма
привлеченных иностранных инвестиций в развитие нефтегазовой отрасли превысила
1,8 млрд. долларов США, что составило порядка 25% всех инвестиций в данный
сектор экономики, что еще раз подтверждает доверие партнеров к стабильной
политике правительства республики.
"Холдинг "Узбекнефтегаз" - один из самых перспективных
наших партнеров", - так кратко охарактеризовал взаимоотношения двух компаний
генеральный директор российского АО "Зарубежнефтегаз" Валерий Гулев.
"Зарубежнефтегаз" - дочернее предприятие ОАО "Газпром", которое является
наиболее крупным газовым оператором в мире. Характеризуя ОАО "Газпром", глава
другого нефтегазового гиганта - компании "ЛУКойл" - Вагит Алекперов сказал: "Они
вкладывают деньги только туда, где уже слышна музыка успеха".
Вышеуказанная работа осуществлялась параллельно с
совершенствованием структуры управления отраслью, позволяющей функционировать на
условиях рыночной экономики. Постановлением Кабинета Министров Республики
Узбекистан от 15 декабря 1998 г. № 523 Национальная корпорация нефтяной и
газовой промышленности "Узбекнефтегаз" преобразована в Национальную холдинговую
компанию "Узбекнефтегаз". Эта форма организации позволяет эффективно управлять
предприятиями нефтегазовой отрасли при помощи владения акциями и создает
возможность реализации акций НХК "Узбекнефтегаз" и ее акционерных компаний
стратегическим иностранным инвесторам.
С этой целью правительством республики привлечен
финансовый консультант - консорциум, возглавляемый инвестиционным банком "BNP
Paribas" (Франция). Консультантом проведена работа по диагностическому
обследованию компаний и предварительной оценке рынка, разработаны рекомендации
по углублению преобразований в отрасли.
С целью обеспечения прозрачности НХК "Узбекнефтегаз" и
ее акционерных компаний для потенциальных инвесторов компанией проведен
международный тендер на отбор аудитора и по его результатам заключен контракт с
компанией "Ernst and Young" (США) на проведение финансового аудита деятельности
НХК "Узбекнефтегаз" за последние три года.
Чтобы обеспечить независимое рассмотрение имеющейся
законодательной и нормативной базы нефтегазовой деятельности проведен
международной тендер на отбор юридической компании для проведения анализа
законодательства и разработки рекомендаций по его совершенствованию. Победителем
тендера объявлена компания "Ashurst" (Великобритания).
В целях дальнейшего совершенствования структуры
управления предприятиями отрасли в рамках постановления Кабинета Министров
республики от 21 октября 2003 г. № 460 проведена реструктуризация отрасли,
позволившая значительно улучшить систему управления предприятиями, внедрить в
процессы принципы корпоративного управления, сократить
административно-управленческий персонал в отрасли и вывести из отрасли
непрофильные активы.
Как одно из важных направлений углубления экономических
реформ можно отметить либерализацию и дальнейшее совершенствование системы
реализации нефтепродуктов и природного газа на внутреннем рынке республики.
Осуществленная в рамках постановления Кабинета Министров республики от 19 мая
2003 г. № 225 реорганизация системы АК "Узнефтепродукт" позволила сократить
промежуточные звенья при распределении нефтепродуктов и значительно уменьшить
расходы потребителей при их приобретении.
Реализация предусмотренных постановлением Кабинета
Министров от 5 февраля 2004 г. № 57 мер по реализации высоколиквидных видов
продукции на биржевых торгах явилась логическим продолжением начатых работ по
либерализации рынка нефтепродуктов и природного газа. Реализация нефтепродуктов
и природного газа для республиканских потребителей на биржевых торгах позволила
внедрить в эту систему рыночные отношения, совершенствовать взаимоотношения
между поставщиками и потребителями и обеспечила равный доступ для всех категорий
потребителей к сырьевым ресурсам.
Указанные меры позволили ускорить проведение
экономических преобразований в одном из ключевых секторов экономики нашей
независимой родины - в нефтегазовой отрасли и дали толчок резкому повышению
интереса иностранных нефтегазовых компаний к вопросам освоения нефтяного
потенциала Узбекистана.
Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" являет
сегодня пример последовательной, продуманной экономической политики
правительства республики. В компании задействован высокий уровень научного и
технического потенциала, богатый производственный опыт и развитое чувство
ответственности за общее дело. На наших предприятиях и промыслах действительно
"звучит музыка успеха".
|