EurasiaNet, 21 мая 2004 Мнение эксперта: "Негодный анализ сопровождается негодной политикой" в Узбекистане
По заявлению известного эксперта по Узбекистану, власти
в Ташкенте заинтересованы только в том, чтобы "немногочисленная, занимающаяся
собственным обогащением элита сохранила свою власть". Он сказал также, что
проводимая властями политика сама порождает в стране радикальную оппозицию
режиму президента Ислама Каримова. Эксперт подверг критике США за их позицию в
отношении Каримова, заявив, что "негодный анализ сопровождается негодной политикой".
Дэвид Льюис, директор Центральноазиатского проекта
Международной группы по предотвращению кризисов, заявил, что Каримов не идет ни
на какие компромиссы, несмотря на растущее недовольство населения. В последние
годы узбекское правительство осуществляло жесткий контроль над экономикой
страны, одновременно урезая индивидуальные свободы граждан. Международное
сообщество, включая правительства иностранных государств и кредитные
организации, пытаются оказать давление на Узбекистан и убедить его в
необходимости реформ. Несмотря на многочисленные обещания провести
либерализацию, Ташкент практически ничего не делает для осуществления реформ.
Администрация "пытается сделать невозможное: реформировать систему, ничего не
меняя", – заявил Льюис 19 мая на форуме, спонсором которого выступил Институт
"Открытое общество" (Нью-Йорк). "Все шаги [узбекских властей] за последние 10
лет делались в интересах экономической элиты".
По словам Льюиса, администрация Каримова сегодня
"нелегитимна, поскольку не пользуется поддержкой населения". Склонность Каримова
к дальнейшим репрессиям перед лицом того, что, по мнению правительства, является
угрозой со стороны международного терроризма, вызывает растущее разочарование
среди населения. "Политика узбекского правительства приводит к обратному
эффекту, способствуя распространению радикальных идей", – сказал Льюис.
Льюис заявил, что причиной нападений в конце марта, в
результате которых в Ташкенте и Бухаре погибли по меньшей мере 45 человек, было
недовольство населения и "широко распространенная ненависть к [узбекским] силам
правопорядка". Эксперт добавил, что многие узбеки старшего поколения оправдывают
радикальные антиправительственные акции, ссылаясь на "долгие годы
злоупотреблений", которые чинили органы безопасности. "Репрессии вызывают
интерес к [радикальным] группировкам, таким как Хизб ут-Тахрир и Исламское
движение Узбекистана", – сказал Льюис.
"Крупные торговые города превратились в тупики для
молодежи, которая пытается найти выход", – сказал Льюис. "Некоторые из них
неизбежно начинают заниматься политикой".
Соединенные Штаты фактически поощряют деятельность
радикальных групп в Узбекистане, всецело поддерживая Каримова, который, после
трагедии 11 сентября, стал ключевым военно-стратегическим союзником
администрации Буша в Центральной Азии, сказал Льюис. Американские власти
заявляют, что используют "тихую дипломатию" для того, чтобы убедить Каримова в
необходимости реформ. Если это действительно так, сказал Льюис, то такого рода
"тихая дипломатия" просто не работает. По сути дела, она наносит ущерб
американским интересам в Узбекистане.
"Когда общество не выступает с осуждением нарушений
[прав человека], создается представление, что американское и узбекское
правительства действуют заодно", – сказал он. "Ситуация [в Ташкенте]
осложняется, и Соединенным Штатам необходимо занять позицию большей открытости в
своих отношениях с Узбекистаном".
По словам Льюиса, терпимое отношение США к репрессивной
политике Каримова основано на ложных предпосылках, из которых исходят
американские политические деятели. Среди "мифов", принимаемых в Вашингтоне за
истину, – убеждение в том, что Каримов в глубине души "настоящий реформатор",
сказал Льюис. Многие представители администрации Буша также считают узбекские
репрессии наилучшим из имеющихся в наличии способов борьбы с радикальным
исламизмом.
"В компьютерном мире говорят, что если у вас шум на
входе, то и на выходе будет шум", – сказал Льюис. Помощь со стороны Соединенных
Штатов только укрепляет "самообман, в котором пребывает узбекское правительство,
а именно, убеждая его в том, что оно проводит правильную политику", – сказал
он.
По словам Льюиса, иностранные правительства и кредитные
организации должны были более интенсивно убеждать правительство в необходимости
реформ. Зачастую, сказал он, международное сообщество довольствовалось чисто
"косметическими" изменениями, вместо того чтобы с самого начала поставить в
качестве условия выделения помощи проведение [в стране] реформ.
Сегодня государственный департамент США рассматривает
вопрос о том, можно ли считать, что Узбекистан достиг прогресса в борьбе с
нарушением прав человека. От этого зависит выделение стране многомиллионной
помощи. Однако недавние действия узбекского правительства ставят госдепартамент
в трудное положение. В последние несколько месяцев администрация Каримова
принимает меры для того, чтобы полностью прекратить деятельность
неправительственных организаций; дело даже дошло до закрытия ташкентского
отделения Института "Открытое общество". (EurasiaNet публикуется под эгидой
Института "Открытое общество").
Государственный секретарь "Колин Пауэлл, стиснув зубы,
нашел достаточные основания для продолжения помощи в 2003 г.", – сказал Льюис.
"В 2004 г. в действиях [узбекского правительства] вообще не было ничего, что
могло бы послужить оправданием [для подтверждения прогресса в борьбе с
нарушением прав человека]".
|