Политико-психологическое созревание МинскаАлександр Фадеев
В первой декаде июня состоялись две знаковые встречи
руководителей России и Белоруссии. Президента Александра Лукашенко российский
лидер Владимир Путин пригласил в Сочи, где 5 июня и прошла их почти
четырехчасовая беседа. Данные переговоры в формате рабочего визита Лукашенко в
Россию интересны уже тем, что главы двух стран, если не брать в расчет краткое
свидание тет-а-тет в Ливадийском дворце, не встречались друг с другом много
месяцев. Более того, запланированное ранее на февраль рандеву Лукашенко и Путина
не состоялось из-за кризиса во взаимоотношениях Белоруссии и России. Тогда,
напомним, дело дошло до резких заявлений со стороны президента Белоруссии,
обвинившего Россию в «газовом терроризме» и министерства иностранных дел России,
а также отзыва посла РБ Владимира Григорьева из Москвы. Вторая встреча – это
переговоры в Минске премьер-министра России Михаила Фрадкова с Александром
Лукашенко, которые состоялись 8 июня.
О подробностях сочинского «конструктивного и
откровенного» свидания президентов мало что известно, поскольку оно проходило за
закрытыми дверями в духе пресловутых рабочих встреч лидеров социалистического
содружества в Нижней Ореанде времен Брежнева. Общественность смогла получить
лишь минимум информации, неясным остался и вопрос о главной цели переговоров.
Владимир Путин после окончания переговоров со своим белорусским коллегой
ограничился заявлением о том, что переход на единую союзную валюту в виде
российского рубля с 1 января 2005 года «маловероятен», а планы по созданию
единого экономического пространства двух государств полностью не реализованы.
Однако это было очевидно и до переговоров в резиденции главы российского
государства. Отсутствие конкретных результатов оттенило пожелание президента
России – «нужно идти по пути компромисса и добиваться взаимоприемлемых для
сторон решений». Скорее всего, это было напутствие правительству Белоруссии,
которому предстояло вскоре решать проблему цен на импортируемый газ и его
транзит по территории республики с Михаилом Фрадковым и руководством
«Газпрома».
Александр Лукашенко высказывался более неопределенно: о
«каких-то настороженностях» во взаимоотношениях руководства Белоруссии и России,
о возможном наступлении в будущем момента, когда Минск осознанно пойдет на
введение некой единой валюты. Стоит специально подчеркнуть, что белорусский
лидер опять умолчал о судьбе президентского указа, отложенного им год назад,
которым открывался бы зеленый свет параллельному использованию российского рубля
в безналичных расчетах на территории республики и затем (через полгода) жесткой
привязке курса белорусской валюты к российской. Что касается главы
Национального банка Беларуси (НББ), то буквально накануне свидания двух
президентов в Сочи Петр Прокопович заявил, что не исключает возможности введения
через 2-3 года общей валюты, но уже в рамках Единого экономического
пространства. Другие высокопоставленные республиканские чиновники предпочли по
этому поводу повторять прошлогодние «зады» о том, что единая валюта должна якобы
венчать создание общего с Россией экономического пространства, которое еще
только предстоит построить (эта спорная идея принадлежит Лукашенко), что раньше
2008 года вообще говорить о союзной валюте преждевременно. Единственное, что
необходимо отметить, это фразу Лукашенко о новых предложениях российской стороны
по проекту Конституционного акта Союзного государства. Правда, в связи с этим
странно выглядит сообщение информационных агентств о замене российских
участников рабочей группы по разработке проекта Конституционного акта на
новых.
Однако в целом такие маловразумительные итоги
российско-белорусских переговоров были прогнозируемы, поэтому не вызвали
абсолютно никакого внимания со стороны центральных СМИ России, пустивших
информацию о них в рубрике «о других событиях дня». В
информационно-аналитических обзорах событий за неделю ведущих российских
телеканалов о сочинской встрече вообще не было упомянуто.
Никаких сенсаций не принес и визит российского премьера
в белорусскую столицу. В рамках его, правда, был подписан контракт между
«Газпромом» и «Белтрансгазом» об объемах, условиях поставки газа для республики
и транзита российского природного газа, экспортируемого в Западную Европу, через
территорию Белоруссии. Однако подписание такого компромиссного соглашения было
неизбежным. С одной стороны, Белоруссия оказалась в критической ситуации с
импортом российского газа - все потенциальные объемы газа, которые могли
поставить в республику в этом году независимые и дочерние «Газпрому» компании
России («Итера», «Транснафта», «Сибнефтегаз» и «Сибур»), были исчерпаны. Нужные
Белоруссии объемы природного газа есть сейчас только у «Газпрома», с которым
«Белтрансгазу» волей-неволей и пришлось заключить договор, отойдя от ранее
твердо отстаиваемых условий. С другой – сам «Газпром» крайне нуждался в
гарантиях белорусской стороны, которые обеспечивали бы нормальный режим поставок
газа для западноевропейских потребителей по самому краткому маршруту –
через Белоруссию. Российская компания таких гарантий в первом полугодии текущего
года получить от Минска так и не смогла, осуществляя транзит в условиях полного
отсутствия правовой базы на свой страх и риск.
Конечно, и в этом прав Михаил Фрадков, контракт,
подписанный двумя компаниями в Минске 8 июня, отвечает интересам России и
Белоруссии. В то же время вряд ли можно согласиться с руководителем российского
правительства, что удалось «развязать сложный узел в наших отношениях». Прежде
всего, по той причине, что данный договор носит временный характер, поскольку
его действие ограничивается лишь шестью месяцами. С началом нового 2005 года
ситуация по жесткому «выбиванию» белорусской стороны из России льготных
условий и больших объемов газовых поставок, скорее всего, снова
повторится, завязав еще более сложный «узел». Заметим, что торгово-экономические
интересы России, связанные с экспортом природного газа через территорию
Белоруссии, могут быть гарантированы надежно только в случае создания совместной
газотранспортной компании, как и было предусмотрено ранее межправительственным
соглашением, которое фактически дезавуировал Минск в прошлом году, или
приобретением «Газпромом» контрольного пакета акций «Белтрансгаза» (что почти
одно и тоже). Как раз в этом направлении внушительной российской делегации во
главе с Михаилом Фрадковым продвинуться совсем не удалось. Более того, все
свидетельствует о том, что проблема создания совместной газотранспортной
структуры в ходе многочасовых, тяжелейших переговоров в столице Белоруссии
россиянами вообще не поднималась.
Ценовые параметрыпоставок российского газа в республику,
о которых удалось договориться, - 46,68 долл. США/1тыс. куб. м и его транзита
(0,75 долл. США/1 тыс. куб. м/100 км) являются пусть и не выгодными, но
приемлемыми для «Газпрома» в 2004 г. Дело в том, что команда топ-менеджеров
Миллера столкнулась в этом году с совершенно абсурдным поведением белорусских
коллег, отвечающих за транспортировку и поставку газа потребителям, которые
порой даже делали вид, что в российских газовых поставках республика вовсе не
нуждается. Доходило даже до того, что руководители «Газпрома» сами звонили в
Минск и напоминали о том, что текущий контракт на поставки газа истекает. Такая
странная, совсем не рыночная политика белорусской стороны почти окончательно
загнала в тупик «газпромовский» менеджмент, который в России был буквально
вынужден предпринимать энергичные меры на самом высоком уровне с тем, чтобы
вывести данную проблему за рамки политики, вычленив ее из контекста создания
Союзного государства. Такому маневру благоприятствовала и позиция белорусского
правительства, похоронившего в прошлом году проект союзного газотранспортного
коридора в Западную Европу. Для Минска же был сформулирован фактический
ультиматум, который состоял в том, что вопросы объемов и цены на экспортируемый
в Белоруссию газ будут отделены от проблемы урегулирования цены за прокачку
российского газа по территории республики, предназначенного для
западноевропейских потребителей.
Все это не могло не сработать. Правда, у
республиканского руководства, привыкшего к авторитарному стилю управления
централизованной экономикой, скорее всего, еще оставались иллюзии по поводу
того, что можно будет решить в нужном ключе вопрос об объемах и льготной цене на
поставки газа из России, апеллируя непосредственно к главе российского
государства. Дополнительным рычагом давления на Москву в данном случае должна
была стать новая, более высокая транзитная ставка, принятая Минском в
одностороннем порядке без согласования с российской стороной и при полном
игнорировании ФЭК. После встречи Александра Лукашенко в резиденции «Бочаров
ручей» с Владимиром Путиным эти фантазии белорусской государственно-политической
элиты развеялись как дым. Путин, как известно, еще раз четко артикулировал, что
нельзя смешивать проблемы межгосударственных отношений со спорными вопросами,
возникающими между хозяйствующими субъектами России и Белоруссии. Минск вынужден
был не только срочно искать взаимопонимания непосредственно с руководством
«Газпрома», но и в специальном протоколе подтвердить права собственности на
активы и участок нефтепровода, принадлежащие российской компании
«Запад-Транснефтепродукт», которые он ранее в одностороннем порядке объявил
собственностью РБ.
В целом, последние по времени переговоры лидеров ряда
государств постсоветского пространства, входящих во всевозможные
международно-договорные объединения, а главное опыт осуществления интеграционных
программ показали крайне низкую эффективность всех, имеющихся в наличии структур
типа СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП. К большому сожалению, то же самое заключение
относится и к функционированию российско-белорусского Союзного государства.
Президент Белоруссии, кстати, пытался в Сочи представить Союзное государство в
качестве объединения, стоящего на порядок выше всех других интеграционных
моделей на пространстве бывшего СССР, но единственный аргумент в пользу этого,
который он смог привести – это высокий товарооборот между Россией и Белоруссией.
Сам по себе высокий объем товарооборота, сложившийся в этом году между двумя
странами, следует рассматривать только позитивно. Здесь, однако, фактор Союзного
государства не играет никакой роли, учитывая к тому же многолетнюю таможенную и
торговую войну двух стран, которые на сегодняшний день только по ввозным
пошлинам имеют разницу в ставках, превышающую 1700 товарных позиций. Кроме того,
у России с Германией, не имеющей с ней союзных отношений, товарооборот гораздо
выше, а в обозримой перспективе показатели Белоруссии, учитывая расширение
Евросоюза и развенчание украинских иллюзий о вступлении в него, превысит
Украина.
Что же мешает реализации масштабных интеграционных
проектов? Российское внешнеполитическое ведомство считает, что тормозит процесс
главным образом множественность, разнокалиберность и пестрый характер
самих межгосударственных договорных объединений. Поэтому задача России якобы и
состоит в том, чтобы, как выразился министр иностранных дел РФ Сергей Лавров,
привести эти структуры к «общему знаменателю». Поскольку такое, учитывая
нынешний потенциал и политический авторитет России, вряд ли возможно представить
в практической плоскости, то следует, видимо, ожидать вычленения Кремлем лишь
одного интеграционного проекта, в рамках которого и будут сосредоточены все
соответствующие задаче усилия и ресурсы. Учитывая мнение, высказанное Владимиром
Путиным во время сочинской встречи с белорусским президентом, о том, что
общество и руководство республики пока не готовы в политико-психологическом
аспекте к реальным и глубоким шагам по финансово-экономическому сближению с
Россией, то рассматривать Союзное государство в качестве такого базового проекта
в Москве не собираются. На самом деле в этом и есть главный итог последнего
раунда российско-белорусского сотрудничества в контексте последних переговоров
на высшем и высоком уровне.
|